Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.Документ Microsoft Office Word (.docx)
«Домашняя работа Моцарт Вольфганг Амадей Симфония №40»
Андрей П. 6 г
Симфония (от греч. symphonía созвучие, от sýn вместе и phone звук) ,
музыкальное произведение в сонатной циклической форме,
предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из
важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных Симфония
привлекаются также хор и певцысолисты. Создаются и Симфония для
струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и
др. составов.
Полное имя — Иог нн Хризост м В льфганг Амадéй М царт; полное
оа
оа
оа
аа
аа
имя — Иог нн Хризост м В льфганг Амадéй М царт; 27 января 1756,
Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и
оа
оа
оа
музыкантвиртуоз .Один из самых популярных классических композиторов,
Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По
свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным
музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. 6 декабря
1791 года около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору
Святого Стефана. Здесь, в Крестовой капелле, примыкающей к северной
стороне собора, состоялась скромная религиозная церемония, на которой
присутствовали друзья Моцарта ван Свитен, Сальери, Альбрехтсбергер,
Зюсмайер, Дайнер, Рознер, виолончелист Орслер и другиеКатафалк
отправился на кладбище Святого Марка, в соответствии с предписаниями
того времени, после шести часов вечера, то есть уже в темноте, без
сопровождающих Дата захоронения Моцарта является спорной: источники
указывают 6 декабря, когда гроб с его телом был отправлен на кладбище,
однако регламент запрещал хоронить умерших раньше, чем спустя 48 часов
после смерти.
Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор былазакончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония
была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на
которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых
средств, все расстроилось. Возможно, что в какомнибудь из частных домов
богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не
сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от
предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль
своеобразной интродукции, сольминорная симфония — трепетная, словно
выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее
непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная
предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с
Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного
состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако
отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой,
словно чутьчуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная,
искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного
аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство
увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно
широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема
исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и
тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов.
Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные
интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза
не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще
напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь
окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Во второй части господствует мягкое, спокойносозерцательное
настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях,
использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть
придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее
подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно
завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучаямелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем
духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость,
тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой
задумчивости.
Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный
танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной
в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и
мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с
аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в
традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные
звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.
Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей
классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно
прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и
доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала
— напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно
разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает
ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией
анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь
закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в
бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу
финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.
Мне нравится эта симфония. потому что она не слишком торопливая, да и
просто красиво звучит.