Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины выглядит по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывернутой, наподобие замши) кожи. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета.. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали женщины, стремившиеся к эмансипации и бросавшие обществу вызов своим демонстративно независимым поведением. Так же, например, вела себя Анна Каренина у Толстого.Если бы кому-то пришлось подбирать музыку к этой картине в фильме или музейном шоу, то выбор мог пасть на Прелюдию № 7 Ф. Шопена. Это современник Крамского и женщины на портрете. Музыка его была известна и популярна в России 19 века. Характер этой Прелюдии и аристократичный, и гордый, и женственный. В ней смешались и радость и грусть.Синтез музыки и изо в домашней работе
Итоговая проверочная работа по музыке .Анастасия В. 5 В класс
Музыка к картине И.Крамского «Неизвестная»
Неизвестная… Неизвестная…
В чёрном бархате с белым пером
В экипаже катила по Невскому
Неизвестная грусть о былом.
Незнакомая… Незнакомая…
В черногривом полёте коней
Неизвестными снами влекомая
Скрипки музыка вилась над ней.
Непонятная… Непонятная…
С гордо вскинутой бровью в простор
Неизвестная, но приятная
Грусть надменно смотрела в упор.
Как в полуобморок туман
свалился на спину мостов,
На петербургский гордый стан
сон охраняющих постов.
Туман прокрался в Эрмитаж,
лёг на полотнища картин,
А чёрнолакий экипаж
плыл мимо гипсовых лепнин.
( муз. и исп. Елена Чичерина)
.«Неизвестная», 1883
Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов
Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм
женщины выглядит по последнему слову моды 1880х годов: бархатная шляпка
«Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата,
подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывернутой,
наподобие замши) кожи. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета..
Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали женщины,
стремившиеся к эмансипации и бросавшие обществу вызов своим демонстративно
независимым поведением. Так же, например, вела себя Анна Каренина у Толстого.
Этюд к картине, найденный в Праге в частном собрании
Взгляд Неизвестной сочетает надменность, царственность и грусть. Такая необъяснимая
комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну. Перед выставкой
передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной»,
художник был крайне взволнован. Даже ушел с вернисажа. А когда вернулся, то был
встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый
пытал — кто изображен на картине?Екатерина Долгорукова
…Мокрый снег валил по Невскому проспекту, и холодный балтийский ветер хлестал по
лицу. Но столичным модникам любая непогода была нипочем – всякий молодой человек,
попадая на Невский проспект, расправлял озябшие плечи и начинал неспешно
прогуливаться, вглядываясь в лица гуляющей публики. Да и как тут не заглядываться!
Тысячи сортов дамских шляпок, пестрых платков, а под ними – столь прелестные глазки и
чарующие улыбки, что, засмотревшись, можно, чего доброго, и шею свернуть, а вокруг этих
дивных оранжерейных цветов так и волнуется целая туча черных жуков мужеского пола –
молодые коллежские регистраторы в мундирах, губернские и коллежские секретари
фланируют по лавкам и кондитерским, заказывают кофий, дымят гаванскими сигарами.
Неудивительно, что художник Иван Крамской, гуляя по Невскому, так засмотрелся на
праздношатающихся щеголей, что едва не угодил под конную пролетку, и лишь грубый
окрик кучералихача привел его в чувство. Крамской отпрыгнул в сторону и оторопел –
мимо него в коляске проехала ослепительной красоты женщина с интригующей улыбкой. И
сами собой на ум пришли строки из повести «Невский проспект» Гоголя: «Здесь вы
встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно
растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите
голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимете ее
вверх…». Не помня себя, Крамской бросился в свою мастерскую на Васильевском острове,
что бы успеть зарисовать эту женщинувиденье.
Не так давно в частной коллекции доктора Душана Фридриха из Праги был найден тот
самый эскиз Крамского – и, как оказалось, женщина, чей экипаж якобы едва не раздавил
Крамского, совершенно не похожа на «Незнакомку». На эскизе изображена матрона
средних лет – высокомерная, спесивая и грубая, которая презрительно смотрит на всех
людишек, проплывающих мимо ее коляски. Возможно, этот взгляд действительно поразил
художника, решившего написать обличительный портрет столичных madame и высшегообщества. Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий,
Крамской написал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая
крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин
Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Еще одна
гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, от которой
у императора родилось четверо детей. Ни одна гипотеза не выдерживает проверки.
Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы четко называлось
имя музы.
Иван Крамской пришел в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии
людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег
у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь,
Крамского устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.
В 19 лет он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же
фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он познакомился
с единомышленниками, которые впоследствии составят товарищество передвижников.
А пока 14 студентов устроили бунт, потребовав разрешить им самим выбирать сюжеты,
а не писать мифологические полотна. Позднее именно Крамской был идеологом
«Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи
общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости
реализма на полотнах. Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта
череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой
обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие
идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашел.
Если бы мне пришлось подбирать музыку к этой картине в фильме или музейном шоу, я бы
выбрала Прелюдию № 7 Ф.Шопена. Это современник Крамского и женщины на портрете.
Музыка его была известна и популярна в России 19 века. Характер этой Прелюдии и
аристократичный, и гордый, и женственный. В ней смешались и радость и грусть.
Источники
http://diletant.media/articles/38224256/
http://www.neizvestniygeniy.ru/cat/music/other/