Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:
Под славным городом под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович...
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Добрыня изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей. Ближе всего по характеру к этой знаменитой картине подходит музыка А.Бородина. «Богатырская» симфония – это вершина симфонического творчества Бородина. Произведение воспевает патриотизм и могущество Родины и русского народа. Ясность звучания, чистота тембров и невероятно красивые мелодии заставляют увидеть богатство родных краев. Мелодии одна за другой словно открывают для нас дверь в историю, возвращая нас к истокам, к былинному творчеству. Начало 1 части Симфонии звучи т мощно, очень сильно, как – будто богатыри удерживают поводья лошадей, готовых к бою.Синтез музыки изо в домашней работе
Музыка к картине В.Васнецова «Три богатыря»
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около
двадцати лет. Она по праву считается настоящим народным шедевром и символом
отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди
русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора.
Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова
народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня
Никитич и Алёша Попович знаменитые герои народных былин. Для Васнецова имела
значение не только повествовательноизобразительная сторона сказания, но и его ведущая
идея, объединявшая богатырей и объяснявшая – ради чего они сошлись на заставе
богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была
художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом
полотне в Абрамцеве: "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском
выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".Исполинские фигуры
богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и
мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры
картины 295х446 см. Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871
году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей
создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой
композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая
картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную
Третьяковскую галерею в Москве. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей"(размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности
картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично
жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя
началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все
основные черты композиции уже были созданы ранее. Тема богатырской заставы
интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не
оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными
источниками, Васнецов не следовал буквально какомулибо из вариантов былин о главных
богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них, как о носителях
народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из
многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё
относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. В некоторых былинах
говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи
Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин".( В этом
альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, – он дал рисунки на тему о Жарптице.)
Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из
вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в
былине "Илья Муромец и его", относимой к поздним вариантам былин московского
периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин
Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и
Ермак.
В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья,
Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и
физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в
обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине
Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях.
Сказители былин таким образом изображали одеяния своих любимцев.
Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно – преданность родине,
готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме
1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую
цитату былинного текста:
Под славным городом под КиевомНа тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович...
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не
всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо.
История его жизни и ратных подвигов это реальные события. Впоследствии, закончив
свои труды по охране родины, он стал монахом КиевоПечёрского монастыря. Был
причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр
человек Илья Муромец" говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего
воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и
великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" продолжает сказание. Мощная фигура
коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки,
свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным
человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его
плечах, волшебный «меч – кладенец». Добрыня изображён таким, как и в былинах
величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность,
образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой,
защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и
стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не
только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких
деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в
музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт
состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри
представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Я считаю, что ближе всего по характеру к этой знаменитой картине подходит музыка
А.Бородина. «Богатырская» симфония – это вершина симфонического творчества
Бородина. Произведение воспевает патриотизм и могущество Родины и русского народа.
Ясность звучания, чистота тембров и невероятно красивые мелодии заставляют увидетьбогатство родных краев. Мелодии одна за другой словно открывают для нас дверь в
историю, возвращая нас к истокам, к былинному творчеству. Начало 1 части Симфонии
звучи т мощно, очень сильно, как – будто богатыри удерживают поводья лошадей, готовых
к бою.