Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 («Патетическая») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1798—1799 годах и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната» (фр. Grande sonate pathetique) с посвящением князю Карлу фон Лихновскому. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты. Первая часть патетической сонаты дает обобщенную характеристику всего круга образов уже в начальных тактах. Вступление несет в себе центр тяжести содержания,— и это фактор творческого новаторства Бетховена на пути создания лейтмотивной сюжетности. Суть его в столкновениях-чередованиях противоречивых начал.. Здесь же дан контраст мрачного, властного принуждения и страстной тоски.
На протяжении десяти тактов Бетховен проводит этот контраст через ряд оттенков и фазисов, внушая то светлую надежду, то безнадежность. Вступление патетической сонаты — шедевр глубины и логической мощи мышления Бетховена. Вместе с тем, интонации этого вступления так выразительны, так выпуклы, что, кажется, скрывают за собой слова, служат пластическими музыкальными формами душевных движений.
Вслушиваясь в музыку, нельзя не заметить, что легко было ассоциировать активный ритмический фон с моторным ощущением дороги.
Сначала две дуги-арки бурных, вздымающих и опадающих порывов на гулком фоне разбитых октав. Затем фанфары октав соль в правой руке и сбеги восьмых приносят с собой элемент воинственной тревоги. Дуги порывов становятся полудугами, обрываются на вершине. Краткое затишье приводит к побочной партии. Это лишь кажущееся успокоение, а на деле только передышка, во время которой тревожно бьется сердце, а в ушах звучат отголоски фанфар. Заключительная партия - снова стремительный бег с почти физическим ощущением перехватов дыхания. Смелые регистровые броски в конце экспозиции:
В основе первой части сонаты №8 Бетховена лежит трагедия. В ней слышно ощущение большой беды. Поэтому и моя картина, нарисованная к произведению должна показывать тревогу и горе. На изображении об этом говорят огромные чёрные глыбы. Подходящие для неё цвета — красный и чёрный. Красный — это тревога, возбуждение, цвет войны и пожара. Чёрный — это цвет конца, бездны. Так и леденящее опустошение, ощущение того, что ничего больше поделать нельзя чувствуется в сонате. И приходит ярость( красный цвет). Метаясь в её порывах тот, у кого произошла трагедия, не зная, что делать, теряет надежду. Это изображено на моей картине резкими подъёмами вверх и такими же острыми спусками вниз.
Grave (медленно) — Allegro di molto e con brio (быстро, с большой силой). Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу. В музыке проявляется борьба человека с судьбой.
Adagio cantabile (медленно, певуче). Вторая часть написана в тональности ля-бемоль мажор. Звучание второй части часто сравнивается со звучанием оркестра — начальные такты, например, напоминают звучание виолончели.
Rondo, allegro (скоро). Финал сонаты выполнен в форме рондо-сонаты в тональности до минор.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Соната для фортепиано № 8.docx
Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 («Патетическая») — музыкальное
произведение, написанное немецким композитором Людвигом
1799 годах и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая
Бетховеном в 1798—
ван
патетическая соната» (фр. Grande sonate pathetique) с посвящением князю Карлу фон
Лихновскому. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал
замечать первые признаки глухоты.
Соната для фортепиано № 8
Композитор
Тональность
Форма
Сочинение
Время и место сочинения
Первая публикация
Посвящение
Инструменты
Части
Людвиг ван Бетховен
до минор
соната
oп. 13
1799
1799
Карлу фон Лихновскому
фортепиано
Grave (медленно) — Allegro
di molto
e con
brio (быстро, с большой силой). Первая
часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжённа по
своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к
концу. В музыке проявляется борьба человека с судьбой.
Adagio
cantabile (медленно, певуче). Вторая часть написана в тональности лябемоль
мажор. Звучание второй части часто сравнивается со звучанием оркестра —
начальные такты, например, напоминают звучание виолончели.Rondo, allegro (скоро). Финал сонаты выполнен в форме рондосонаты в тональности
до минор.
Первая часть патетической сонаты дает обобщенную характеристику всего круга образов
уже в начальных тактах. Вступление несет в себе центр тяжести содержания,— и это
фактор творческого новаторства Бетховена на пути создания лейтмотивной сюжетности.
Суть его в столкновенияхчередованиях противоречивых начал. Здесь же дан контраст
мрачного, властного принуждения и страстной тоски.
На протяжении десяти тактов Бетховен проводит этот контраст через ряд оттенков и
фазисов, внушая то светлую надежду, то безнадежность. Вступление патетической сонаты
— шедевр глубины и логической мощи мышления Бетховена. Вместе с тем, интонации
этого вступления так выразительны, так выпуклы, что, кажется, скрывают за собой слова,
служат пластическими музыкальными формами душевных движений.
Вслушиваясь в музыку, нельзя не заметить, что легко было ассоциировать активный
ритмический фон с моторным ощущением дороги.
Сначала две дугиарки бурных, вздымающих и опадающих порывов на гулком фоне
разбитых октав. Затем фанфары октав соль в правой руке и сбеги восьмых приносят с
собой элемент воинственной тревоги. Дуги порывов становятся полудугами, обрываются
на вершине. Краткое затишье приводит к побочной партии. Это лишь кажущееся
успокоение, а на деле только передышка, во время которой тревожно бьется сердце, а в
ушах звучат отголоски фанфар. Заключительная партия снова стремительный бег с почти
физическим ощущением перехватов дыхания. Смелые регистровые броски в конце
экспозиции:
В основе первой части сонаты №8 Бетховена лежит трагедия. В ней слышно ощущение
большой беды. Поэтому и моя картина, нарисованная к произведению должна показывать
тревогу и горе. На изображении об этом говорят огромные чёрные глыбы. Подходящие для
неё цвета — красный и чёрный. Красный — это тревога, возбуждение, цвет войны и
пожара. Чёрный — это цвет конца, бездны. Так и леденящее опустошение, ощущение того,
что ничего больше поделать нельзя чувствуется в сонате. И приходит ярость( красный
цвет). Метаясь в её порывах тот, у кого произошла трагедия, не зная, что делать, теряет
надежду. Это изображено на моей картине резкими подъёмами вверх и такими же острыми
спусками вниз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.