. «Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году. Она хранится в Третьяковской галерее. Есть еще и ранняя авторская версия картины, которая находится в собрании фонда Art Russe. Автор картины, художник Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В три года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж. Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий . А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.
Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие моменты она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны. Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позеДокумент Microsoft Office Word (.docx)
Домашняя работа «Услышать музыку картины «Опять двойка»
1. «Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова,
созданная в 1952 году. Она хранится в Третьяковской галерее. Есть
еще и ранняя авторская версия картины, которая находится в
собрании фонда Art Russe. Автор картины, художник Фёдор Решетников
родился в 1906 году в семье иконописца. В три года остался сиротой
и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве,
в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому
призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным
художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый —
юношеский — связан с тем же арктическим походом,
с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой
на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.
Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий . А вскоре после
картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии
художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-
президентом Академии.
2.Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье.
Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались
двойки, и в такие моменты она, приходя домой, всегда норовила
проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо,
виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам
художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только
лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны. Картина
писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания
Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами,
чтобы заставить ее стоять в нужной позе.«Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка»
«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии»
Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья —
«Переэкзаменовка».На ней, точно так же, как на картине «Опять
двойка, в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна
«Опять двойка». Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в
1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между
собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой
написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник
изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим
родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед
встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.
Эскизы к картине
В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным
героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил
учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К
доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но квсеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей
головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте,
это проверяющий.
Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать
картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить
мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом. На
роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь
из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему
говорить, что мальчик играет роль двоечника. Сложнее всего было с
собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось
купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала
нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не
закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина
предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».
Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На
этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо
подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к.
друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая
картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.
3. На картине «Опять двойка» все персонажи делятся на «хороших
и плохих», поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные,
сочувствующие персонажи — по другую.
Несчастный двоечник всем своим видом демонстрирует раскаяние: он
наклонил голову и глядит вниз. Мальчик знает свою вину, потому что
не только получил «неуд», но и прокатался на коньках вместо работы
над ошибками. Мальчика радостно встречают только собака и младший
брат, они просто хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая
сестра — с осуждением.
Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и,
следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре
композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство
разочарования и тоски. На картине нет отца. По всей видимости,
он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей.Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все
это было показателем хорошего материального положения семьи.
На стене висит репродукция другой картины Решетникова, написанной
четырьмя годами ранее.
4.Если бы в галерее эта картины демонстрировалась бы с музыкой, то
главным в выборе произведения, наверное, станет минорный лад. Темп
медленный - все замерли. Динамика негромкая, потому что как бы
нависла тишина, говорить уже нечего, видно, что двойка не первая.
Лучше, чтобы звучало фортепиано, это домашний инструмент. В
музыкальной школе я играл «Болезнь куклы» П.Чайковского. В этой
пьесе слышны «вздохи», она очень грустная.
5.Вывод: плохо быть двоечником, огорчать маму и всю семью
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/050917/35876/
https://diletant.media/articles/34350676/