Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Методическая разработка
Доношенный новорождённый
для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
2020г.
Доношенный новорождённый.
1. Запишите в рабочих тетрадях число и тему занятий.
2. Входной контроль.
3. Изучите материал рекомендации и выполните предложенные задания.
4. Заполнить таблицу.
5. Отработка на фантоме первичного туалета новорожденного.
6. Решите предложенные задачи в рабочих тетрадях.
7. Ролевая игра. Ситуация «Мать-медицинская сестра»
8. Отработка навыков (пеленание новорожденного различными способами).
9. Выходной контроль (тесты и задачи).
Период новорожденности - это период от момента перевязки пуповины до 28 дня жизни.
Для определения истинного возраста новорожденного введено понятие – гестационный возраст. Недели гестации отчитываются от первого дня последней менструации, т.о гестационный возраст- продолжение беременности в неделях.
Новорожденные в зависимости от срока гестации подразделяются на :
· Доношенный- 38-42 недели гестации;
· Недоношенный- менее 38 недель гестации- 22-37 недель;
· Переношенный- более 42 недель.
Зрелость плода и новорожденного- состояние, характеризуется готовностью органов и систем к обеспечению его внеутробного существования.
Срок гестации не всегда совпадает с его зрелостью, которое устанавливается по комплексу признаков. Эти признаки у доношенных и недоношенных имеют свои отличия.
Доношенный – новорожденный, прошедший полный цикл внутриутробного развития 40 ± 2 недели, имеющие массу не менее 2500гр., длину не менее 45 см и имеющий все признаки зрелости.
Признаки доношенного новорожденного:
1. Средняя масса 3400-3500 для мальчиков;
3200-3400 для девочек.
Длина 48-52 см, в среднем 50±2 см.
Окружность головы 34-36см.
Окружность грудной клетки на 2-4 см менее О.головы, т.е 32-34см.
2. Пупочное кольцо посередине между лоном и мечевидным отростком.
3. Лицевая часть черепа относительно мала по сравнению с мозговой.
4. У большинства волосяной покров на голове хорошо выражен; ногти доходят до конца ногтевого ложа.
5. В первые часы после рождения лицо несколько отечное, глаза закрыты или полуоткрыты, веки припухшие.
6. Кожный покров розовый, ПЖК хорошо развита. Кожа покрыта первородной сыровидной смазкой. На плечах, спине- нежный пушковый волос- лануго.
7. Грудная клетка выпуклая, короткая, малоподвижная.
8. Конечности короткие, голени немного выпуклые кпереди и кнаружи, поэтому кажутся кривыми.
9. Мускулатура развита слабо, особенно мышцы конечностей. Характерен гипертонус мышц сгибателей. Движения в мышцах нижних конечностях беспорядочны.
10. Голос громкий, крик настойчивый.
11. Хорошо выражены безусловные рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный.
12. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек – малые губы и клитор прикрыты большими половыми губами.
13. Ушные раковины имеют рельеф; борозды на стопах.
Первичный туалет новорожденного в родильном зале.
Алгоритм.
I этап.
1. Освободить верхние дыхательные пути (ВДП) от слизи после рождения головки, используя резиновый баллончик или электроотсос (вначале изо рта, затем из носовых ходов). После рождения ребенка вновь освободить ВДП.
2. Провести первичную профилактику гонобленореи 20% раствора сульфацила натрия.
3. Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар на первой и пятой минуте жизни.
4. Провести первичную обработку пуповины – отделение ребенка от матери.
5. Приложить к груди новорожденного при его удовлетворительном состоянии и роженицы.
II этап.
6. Провести вторичную обработку пуповины- наложить скобку Роговина (зажим)
7. Наложить на остаток пуповины повязку треугольник.
8. Провести первичную обработку кожных покровов, используя стерильное растительное (вазелиновое) масло.
9. Провести антропометрию –измерение длины, массы, окружности головы и грудной клетки.
10. Заполнить медальоны и зафиксировать их. Запеленать.
11. Через 2 часа – вторичная профилактика гонобленореи. Первое кормление.
12. Перевести ребенка в детское отделение.
Передача новорожденного в детское отделение происходит следующим образом:
· м/сестра отделения новорожденных приходит за ребенком;
· сверяет документы;
· отмечает в истории развития новорожденного точное время приема малыша, состояния ребенка на данный момент (активность, крик, цвет кожного покрова, состояние пуповинного остатка, отхождение мочи и мекония- первородного кала), взвешивают, записывает его массу и температуру в истории развития.
· Расписывается о приеме малыша;
· Переносит новорожденного в детское отделение.
Задания для самостоятельной работы в рабочих тетрадях.
Признак |
0 |
1 |
2 |
Дыхание |
|
|
|
Сердцебиение |
|
|
|
Мышечный тонус |
|
|
|
Цвет кожи |
|
|
|
Рефлексы |
|
|
|
Задача.
Задача №1
Девочка Р., 5 дней, от первой беременности, протекавшей с легким токсикозом в 1-й половине, срочных родов. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 51 см. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Закричала сразу, к груди приложена через 2 часа после рождения. Состояние за время наблюдения в последующие дни жизни удовлетворительное. Первые дни теряла в массе, масса тела на 4-е сутки составила 2950 г. На 5-е сутки появилось нагрубание молочных желез.
При осмотре на 5-й день жизни состояние удовлетворительное, сосет хорошо, активна, масса тела 3000 г, физиологические рефлексы вызываются, мышечный тонус удовлетворительный. Кожные покровы розовые, на коже лица, больше на крыльях носа, переносице, имеются беловато-желтоватые мелкие узелки, на коже груди и живота - крупнопластинчатое шелушение. Молочные железы увеличены с обеих сторон до 2 см, при надавливании выделяется бело-молочная жидкость; пупочная ранка чистая. В легких дыхание пуэрильное, сердечные тоны отчетливые. Живот мягкий, безболезненный, печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, умеренной плотности, селезенка не пальпируется. Стул с непереваренными комочками, прожилками слизи.
Дополнительные данные исследования
Общий анализ крови: НЬ - 186 г/л, Эр - 5,6x1012/л, Ц.п. - 0,94, Лейк - 6,4х 109/л, п/я - 5%, с - 42%, э - 1%, л - 45%, м - 7%, СОЭ - 2 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет - соломенно-желтый, реакция - кислая, удельный вес - 1004, белок отсутствует, эпителий плоский - много, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - 4-5 в п/з, цилиндры - нет, соли - кристаллы мочевой кислоты.
Задание к задаче
1. Какие пограничные состояния наблюдаются у данного ребенка?
2. За счет чего отмечалось падение веса в первые дни жизни?
3. Чем объяснить нагрубание молочных желез? Необходим ли осмотр хирурга?
4. Чем обусловлено наличие крупнопластинчатого шелушения? Необходим ли осмотр дерматолога?
5. С чем связано изменение характера стула? Требуется ли экстренная коррекция?
6. С какими заболеваниями приходится дифференцировать пограничные состояния?
7. Как следует кормить этого ребенка?
8. Какие периоды внутриутробного развития плода выделяют.
Пеленание различными способами.
Цель:
-защита ребёнка от потери тепла;
-предохранение постельного белья от загрязнения.
Оснащение:
-стерильные пелёнки и распашонки;
-клеёнчатый мешок для использованного белья;
-резиновые перчатки;
-дезинфицирующий раствор, ветошь.
Варианты пеленания:
1. Закрытое - применяется в первые дни жизни, когда детей пеленают вместе с руками
2. Открытое (свободное) – руки остаются свободными.
Способы пеленания.
-прямое;
-косое;
-широкое.
Пеленание и одежда ребенка первого года жизни
Пеленание проводят перед каждым кормлением, детей с опрелостями и заболеваниями кожи – чаще. Доношенного новорожденного первые 2-3 недели лучше пеленать с руками, а в последующем руки кладут поверх одеяла. Если новорожденный ребенок находится в стационаре пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5-1% раствором хлорамина.
С 1-2 месячного возраста на время дневного бодрствования пеленки заменяют ползунками или «боди», когда начинается обильное слюноотделение, поверх распашонки надевают нагрудничек. Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову после ванны или на время прогулок. В 9-10 месяцев распашонки заменяют рубашкой, а ползунки – колготками (зимой с носками или пинетками).
Техника пеленания:
Оснащение: тонкая и теплая распашонки, фланелевая и тонкая пеленки, подгузник.
Обязательные условия: использовать метод «свободного пеленания» (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка). Правильно фиксировать пеленки («замочек» должен располагаться спереди). При пеленании малыша с ручками нижний край пеленки необходимо располагать на середине плеч (выше локтевых суставов). Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Алгоритм выполнения:
1. подготовить необходимое оснащение;
2. вымыть и осушить руки;
3. уложить на пеленальный столик послойно снизу вверх: фланелевая пеленка - тонкая пеленка – подгузник;
4. приготовить распашонки, вывернув швы наружу;
5. надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед;
6. надеть подгузник. Для этого уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы, провести нижний угол подгузника между ножками малыша, обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
7. завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек »: расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне подмышек; один край пеленки провести между ножек малыша; другим краем - обернуть малыша; подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка; зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди;
8. запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» (при необходимости): расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха; одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны; другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо; подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
9. зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.
Широкое пеленание
Широкое пеленание показано всем детям, т.к. в положении отведения ножек создаются оптимальные условия для развития тазобедренных суставов, обязательно для детей с физиологической задержкой оссификации крыши вертлужной впадины (по данным ультразвукового исследования), для новорожденных из групп риска, для детей с дисплазией, подвывихом и вывихом бедра, которым невозможно по различным причинам начать лечение другими ортопедическим приспособлениями в роддоме.
Широкое пеленание применяется при обнаружении одного из признаков дисплазии т/б сустава, еще до рентгенологического обследования для предупреждения более выраженных изменений. Для пеленания используют две пеленки, методика пеленания .
Методика широкого пеленания:
две пеленки прокладываются между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных на 60-80 градусов. В этом положении ножки ребенка фиксируют третьей пеленкой.
Подгузники
В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя много разовые. Основная цель применения одноразовых подгузников – обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под ним.
Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. Подгузники основных фирм-производителей не сильно отличаются по основным характеристикам.
Особенности ухода за кожей ребенка под подгузником заключаются в следующем: при использовании одноразовых подгузников предпочтительнее кожу ничем не смазывать, а лишь обсушивать ягодицы. При необходимости используют специальные кремы, легкие лосьоны или молочко под подгузники с дозированным «через руки» их нанесением, присыпки, но не тальк. Нежелательны жирные масла. После нанесения лечебных мазей или кремов (при наличии показаний) необходимо выждать 5-10 минут (время максимального впитывания), остатки снять влажной салфеткой, а затем надеть одноразовый подгузник. Меняют подгузник по мере его наполнения и после каждого стула.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.