ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Необходимость введения занятий по программе «Путь к успеху» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения школьников в коллективе. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Содержание программы «Путь к успеху» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МОУ СОШ № 52 построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Основу программы составляют занятия, основной формой которых является игра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
· развлекательная,
· коммуникативная,
· пропедевтическая,
· игротерапевтическая.
Цель программы – воспитание социально- снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к здоровому образу жизни. активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность,
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
2. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
3. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
4.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку игр-драматизаций, упражнений, актерского тренинга, мероприятий, агитбригад, направленных на формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и игровые и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.
Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися на темы предусмотренные программой.
Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, выставки.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса.
Место в учебном плане
Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний, полученных раннее, совершенствование знаний и умений, необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения.
№ п\п |
Название раздела |
Количество часов |
Форма организации учебных занятий |
Виды учебной деятельности |
1. |
Введение. Знакомство с группой. Что вы знаете друг о друге. |
2 |
Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» правила группы» Словесный практико - ориентированный |
Развитие познавательных способностей. Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Выработать правила работы в группе. |
2. |
Секреты общения. |
10 |
Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты. Выполнение упражнений. Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Развитие внимания к окружающим. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Практическая деятельность по подготовке мероприятия. |
Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов. Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, раскрытие индивидуальных способностей. Развитие творческих способностей. |
3. |
Тайна моего «Я» (формирование своего «Я»). |
7 |
Выполнение упражнений. Беседа о чувствах. Мини- лекция. Релаксационное упражнение. Практико – ориентированная деятельность. Теория потребностей Маслоу. Выполнение упражнения « Каким я хочу быть». |
Обучение способам внутреннего самоконтроля. Определение типа темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. Дать знания о различии физического и психологического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса.
|
4. |
Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками). |
6 |
Выполнение упражнений. Беседы. Шуточный тест. Практико - ориентированная деятельность |
Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. Развитие социально- коммуникативных навыков. Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях. |
5. |
Выбор и жизненные ценности. |
6 |
Интерактивное обучение, практико- ориентированная деятельность. Игра. Опросник. |
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. Развитие ценностно- смысловой сферы. Развитие творчкских способностей.
|
6. |
Здоровый образ жизни. |
4 |
Практико- ориентированная деятельность |
Профилактика и коррекция социально –психологической дезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни. Формирование нравственных качеств. Здоровый образ жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Осознание ценности собственного здоровья и ответственности. |
|
Итого: |
35 |
|
|
Личностные, метопредметные и результаты
Личностные результаты:
· установка на здоровый образ жизни
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результататы:
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности;
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-методическое обеспечение
1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
3. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
8. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
9. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
10. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
11. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.
13. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
14. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.
Планируемые результаты.
В результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения леживать свое внутреннее психологическое состояние.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений) |
Контроль |
Сроки проведения урока |
||||||||||||||||||||
7А |
7Б |
7В |
||||||||||||||||||||||
ПЛАН |
ФАКТ |
ПЛАН |
ФАКТ |
|
||||||||||||||||||||
Введение. Знакомство с группой. Что вы знаете друг о друге. (2 часа)
|
||||||||||||||||||||||||
1. 1. 2. |
Знакомство. Театр-экспромт «Необычное знакомство». |
Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» Правила группы
|
Знакомство, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
3. 2. |
Тренинг конструктивного общения «Что мы знаем друг о друге».
|
Словесный практико-ориентированный
|
Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Секреты общения (10 ч.)
|
||||||||||||||||||||||||
4. 3. |
Основные способы общения. Беседа об общении, видах общения.
|
Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза. Упражнения: «Давайте познакомимся», «Узнай по голосу»
|
Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
5. 4. |
Секреты общения. Внимание к окружающим людям. |
Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Упражнения: «Опиши партнера»
|
Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
6. 5. |
Секреты общения. Умение слушать. |
Развитие внимания к окружающим. Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение», «Слушаем тишину» |
Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей .
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
7. 6. |
Секреты общения. Вежливое отношение к людям. |
Развитие внимания к окружающим. Упражнения «Интонация», «Сочиняем сказку»
|
Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
8. 7. |
Секреты общения. Взаимоуважение |
Упражнения: «Если б я был волшебником», «Подарок» |
Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
9. 8. |
Секреты общения. Умение учитывать позицию другого |
Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Найди ведущего», «На узкой тропинке».
|
Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
10. 9. |
Секреты общения Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой Обобщение |
Упражнения: «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Приглашение в гости».
|
Развитие навыков общения и взаимодействия.
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
11. 10. |
Обобщение |
Игра на сплочение группы «Островок». |
Развитие навыков общения и взаимодействия.
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
12. 11. |
Подготовка к выступлению для начальных классов «В дружбе – сила!»
|
Практическая деятельность по подготовке мероприятия |
Развитие творческих способностей |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Тайна моего «Я» (формирование своего «Я») (7 ч.)
|
||||||||||||||||||||||||
13. 12. |
Кто я такой. Мини-лекция «Что такое самооценка».
|
Упражнение «Список черт» |
Обучение способам внутреннего самоконтроля |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
14. 13. |
Беседа «Мои эмоции» |
Беседа «Что такое чувства». Упражнение «Эмоции
в мимике». Игра
«Угадай эмоцию» |
Выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
15. 14. |
Мой темперамент. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
|
Мини-лекция: «Темперамент». |
Определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
16. 15. |
Я и мое здоровье. Игра Здоровье и его признаки. Что такое стресс.
|
Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»
|
Дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
17. 16. |
Я и мое тело. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом».
|
Причины стеснительности. Упражнение «Лепим фигуру» |
Расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я», повысить уровень самооценки учащихся |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
18. 17. |
Я и мои желания
|
Теория потребностей Маслоу. Упражнение «Каким я хочу быть» Упражнение «Коллаж».
|
Дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
19. 18. |
Сегодня, вчера, завтра |
Практико-ориентированная деятельность. |
Помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения, повышение уверенности в собственных силах, снятие напряжения и снижение тревожности
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками) (6ч.) |
||||||||||||||||||||||||
20. 19. |
Мир вокруг меня |
Упражнения: «Печатная машинка», «Считалочка», «Спички», «Передача чувств прикосновением» |
Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
21. 20. |
Что такое сотрудничество |
Беседа
|
Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
22. 21. |
Моё отношение к миру |
Упражнения:«Я и мой мир», «20 желаний», «Пожелание», «Сад цветов», Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха» |
Развитие социально-коммуникативных навыков. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
23. 22. |
Познай самого себя и других |
Шуточный тест «Нарисуй свой характер». Тест «Какие у тебя друзья?». Упражнения: «Лесенка», «Мои качества»,Игра «Я и ты» |
Понимать причины поступков; |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
24. 23. |
Взаимодействие в паре
|
Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства»
|
Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
25. 24. |
Соглашение. Компромисс
|
Практико-ориентированная деятельность |
Функциональная тренировка поведения. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях.
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Выбор и жизненные ценности. (6ч.) |
||||||||||||||||||||||||
26. 25. |
Мои представления о будущей профессии
|
Игра «Профессия на букву» Игра «Как здороваются представители разных профессий» Опросник «Как поживаешь?» |
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
27. 26. |
Ставим цели на будущее |
Практико-ориентированная деятельность |
Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
28. 27. |
Мой жизненный выбор |
Игра |
1. Развитие личности. 2. Развитие ценностно-смысловой сферы. Развитие активности во всех сферах жизни. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
29. 28. |
Ответственность. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение
|
Словесный, интерактивное обучение |
Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации. Воспитание способностей строить свою жизнь в обществе
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
30. 29- 31. |
Подготовка к мероприятию. Агитбригада «Мы такие разные, но мы вместе!» |
Практическая деятельность по подготовке мероприятия |
Развитие творческих способностей |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Здоровый образ жизни. (4ч.) |
||||||||||||||||||||||||
31. 32. |
Здоровье – это здорово |
Практико-ориентированная деятельность |
Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
32. 33. |
От чего мы зависим |
Практико-ориентированная деятельность |
Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
33. 34. |
Здоровый образ жизни – школа выживания |
Практико-ориентированная деятельность |
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
34. 35. |
Мой дом – наведу порядок в нём |
Практико-ориентированная деятельность |
Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
«Согласовано»
с зам. директора по ВР
_______________ /Медведева Я.И../
«_____»________________ 2017 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.