Кружок "Путь к успеху"

  • docx
  • 11.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала путь к успеху 7.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

         Необходимость введения занятий по программе «Путь к успеху» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения школьников в коллективе. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Содержание программы «Путь к успеху» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой  МОУ  СОШ № 52 построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

 Основу программы составляют занятия, основной формой которых является игра.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

·        развлекательная,

·        коммуникативная,

·        пропедевтическая,

·        игротерапевтическая.

 

Цель программы воспитание социально-ктивной позицииправления "ких умений подростков посредством системыактивной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к здоровому образу жизни.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1.                 Развитие  у  обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов  здорового образа жизни. 

2. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

3. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

4.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку игр-драматизаций,  упражнений, актерского тренинга, мероприятий, агитбригад, направленных на формирование здорового образа жизни.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и игровые и психологические тренинговые  упражнения по теме занятия.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы,  выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса.

 

 

Место в учебном плане

 

Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний, полученных раннее, совершенствование знаний и умений, необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения.

Программа рассчитана на 35 часов в год – 7 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности.

Содержание программы

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Форма организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1.      

Введение. Знакомство с группой.

Что вы знаете друг о друге.

2

Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» правила группы»

Словесный практико - ориентированный

Развитие познавательных способностей.

Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Выработать правила работы в группе.

2.      

Секреты общения.

10

Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты. Выполнение упражнений.

Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Развитие внимания к окружающим. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Практическая деятельность по подготовке мероприятия.

Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов. Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, раскрытие индивидуальных способностей. Развитие творческих способностей.

3.      

Тайна моего «Я» (формирование своего «Я»).

7

Выполнение упражнений. Беседа о чувствах. Мини- лекция. Релаксационное упражнение. Практико – ориентированная деятельность.  Теория потребностей Маслоу. Выполнение упражнения « Каким я хочу быть».

Обучение способам внутреннего самоконтроля. Определение типа темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. Дать знания о различии физического и психологического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса.

 

 

 

 

 

 

4.      

Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками).

6

Выполнение упражнений. Беседы. Шуточный тест. Практико - ориентированная деятельность

Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. Развитие  социально- коммуникативных навыков. Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях.

5.      

Выбор и  жизненные ценности.

6

Интерактивное обучение, практико- ориентированная деятельность. Игра. Опросник.

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. Развитие ценностно- смысловой сферы. Развитие творчкских способностей.

 

6.      

Здоровый образ жизни.

4

Практико- ориентированная деятельность

Профилактика и коррекция социально –психологической дезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни. Формирование нравственных качеств. Здоровый образ жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Осознание ценности собственного здоровья и ответственности.

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные, метопредметные и  результаты

 

Личностные результаты:

 

·              установка на здоровый образ жизни

·                   формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

·                   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

·                   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·                   формирование установки к работе на результат.

 

Метапредметные результататы:

 

·               осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·               анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

·               понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·               проявлять индивидуальные творческие способности;

·               включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·               работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·               предлагать помощь и сотрудничество;

·               слушать собеседника;

·               договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·               формулировать собственное мнение и позицию.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

 

Учебно-методическое обеспечение

1.     Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.

2.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.

3.     Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.

4.     Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.

5.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

6.     Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

7.     Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

8.     Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.

9.     Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.

10. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.

11. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.

12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 

13. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.

14. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.

15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.

 

 

 

Планируемые результаты.

 

В  результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения     леживать свое внутреннее психологическое состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений)

Контроль

Сроки

проведения урока

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

 

Введение. Знакомство с группой.

Что вы знаете друг о друге. (2 часа)

 

1.       1.

2.        

Знакомство. Театр-экспромт «Необычное знакомство».

Знакомство.

Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь»

Правила группы

 

Знакомство,

сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

 

 

 

 

 

 

3.       2.

Тренинг конструктивного общения

«Что мы знаем друг о друге».

 

Словесный

практико-ориентированный

 

Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству

 

 

 

 

 

 

 

Секреты общения (10 ч.)

 

4.       3.

Основные способы общения.

Беседа об общении, видах общения.

 

 Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза.

Упражнения: «Давайте познакомимся»,  «Узнай по голосу»

 

 

 

Выявление наиболее эффективных способов начала общения.

Развитие умения слушать других людей.

 

 

 

 

 

5.       4.

Секреты общения. Внимание к окружающим людям.

Этикет, правила поведения.

Тренировка восприятия партнера в общении.

Упражнения: «Опиши партнера»

 

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими

 

 

 

 

 

 

6.       5.

Секреты общения. Умение слушать.

Развитие внимания к окружающим.

Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение»,  «Слушаем тишину»

Способ­ствовать сплочению коллектива, рас­крытию индивидуальных особенностей .

 

 

 

 

 

 

 

7.       6.

Секреты общения. Вежливое отношение к людям.

Развитие внимания к окружающим. Упражнения «Интонация», «Сочиняем сказку»

 

Формировать умение осу­ществлять деятельность в коллективе, способ­ствовать сплочению коллектива, рас­крытию индивидуальных особенностей его членов

 

 

 

 

 

 

8.       7.

Секреты общения. Взаимоуважение

Упражнения: «Если б я был волшебником», «Подарок»

Способ­ствовать сплочению коллектива, рас­крытию индивидуальных особенностей его членов

 

 

 

 

 

 

9.       8.

Секреты общения. Умение учитывать позицию другого

Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки»,  «Найди ведущего», «На узкой тропинке».

 

Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

 

 

 

 

 

 

10.   9.

Секреты общения

Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

Обобщение

Упражнения: «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Приглашение в гости».

 

Развитие навыков общения и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

11.   10.

Обобщение

Игра на сплочение группы «Островок».

Развитие навыков общения и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

12.   11.

Подготовка к выступлению для начальных классов «В дружбе – сила!»

 

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

Развитие творческих способностей

 

 

 

 

 

 

Тайна моего «Я» (формирование своего «Я») (7 ч.)

 

13.   12.

Кто я такой. Мини-лекция «Что такое самооценка».

 

Упражнение «Список черт»

Обучение способам внутреннего самоконтроля

 

 

 

 

 

14.   13.

Беседа «Мои эмоции»

Беседа «Что такое чувства».

Упражнение «Эмоции в мимике». Игра «Угадай эмоцию»
Игра «Изобрази эмоцию».

Выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции

 

 

 

 

15.   14.

Мой темперамент. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

 

Мини-лекция: «Темперамент».

Определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента

 

 

 

 

 

16.   15.

Я и мое здоровье. Игра Здоровье и его признаки.

Что такое стресс.

 

 

Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»

 

Дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса

 

 

 

 

 

 

17.   16.

Я и мое тело. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом».

 

 

Причины стеснительности. Упражнение «Лепим фигуру»

Расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я», повысить уровень самооценки учащихся

 

 

 

 

 

18.   17.

Я и мои желания

 

Теория потребностей Маслоу. Упражнение «Каким я хочу быть»

Упражнение «Коллаж».

 

Дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся

 

 

 

 

 

19.   18.

Сегодня, вчера, завтра

Практико-ориентированная деятельность.

Помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения, повышение уверенности в собственных силах, снятие напряжения и снижение тревожности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками) (6ч.)

20.   19.

Мир вокруг меня

Упражнения: «Печатная машинка», «Считалочка», «Спички», «Передача чувств прикосновением» 

Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения

 

 

 

 

 

21.   20.

Что такое сотрудничество

Беседа

 

Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения.

 

 

 

 

22.   21.

Моё отношение к миру

Упражнения:«Я и мой мир», «20 желаний», «Пожелание»,  «Сад цветов», Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха»

Развитие социально-коммуникативных навыков.
Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства

 

 

 

 

 

23.   22.

Познай самого себя и других

Шуточный тест «Нарисуй свой характер». Тест «Какие у тебя друзья?». Упражнения: «Лесенка», «Мои качества»,Игра «Я и ты»

Понимать причины  поступков;
 Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

 

 

 

 

 

24.   23.

Взаимодействие в паре

 

Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства»

 

Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

 

 

 

 

 

 

25.   24.

Соглашение. Компромисс

 

Практико-ориентированная деятельность

Функциональная тренировка поведения. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

Выбор и  жизненные ценности. (6ч.)

26.   25.

Мои представления о будущей профессии

 

Игра «Профессия на букву»

 Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Опросник «Как поживаешь?»

 

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий

 

 

 

 

 

27.   26.

Ставим цели на будущее

Практико-ориентированная деятельность

Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни.

 

 

 

 

 

28.   27.

Мой жизненный выбор

Игра

1.       Развитие личности.

2.       Развитие ценностно-смысловой сферы. Развитие активности во всех сферах жизни.

 

 

 

 

 

29.   28.

Ответственность. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

 

Словесный, интерактивное обучение

Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации.

 Воспитание способностей строить свою жизнь в обществе

 

 

 

 

 

 

30.   29- 31.

Подготовка к мероприятию. Агитбригада

«Мы такие разные, но мы вместе!»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

 Развитие творческих способностей

 

 

 

 

 

 

Здоровый образ жизни. (4ч.)

31.   32.

Здоровье – это здорово

Практико-ориентированная деятельность

Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации.

 Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

32.   33.

 

От чего мы зависим

Практико-ориентированная деятельность

Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ

 

 

 

 

 

 

33.   34.

Здоровый образ жизни – школа выживания

Практико-ориентированная деятельность

Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности

 

 

 

 

 

 

34.   35.

 

Мой дом – наведу порядок в нём

Практико-ориентированная деятельность

Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Согласовано»

с  зам. директора по ВР   

_______________ /Медведева Я.И../

«_____»________________ 2017 г.