Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета № 1 от « 30 » августа 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №3» __________ Бельдиева А.Г. Приказ № 148 от 31.08.2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Способности + творчество»
художественной направленности
возраст: 8 - 16 лет
срок реализации: 3 года
|
Составитель: Демидов Юрий Дмитриевич, учитель технологии МОУ «СОШ №3» |
п. Ставропольский, 2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Способности + творчество» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность: художественная
Форма организации: групповые и индивидуальные. Виды деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, мастер - классы, творческие мастерские, выставки. Условия, формы и технологии реализации программы «Способности + творчество» учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Программа базируется на основных принципах дополнительного образования:
- выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут.
Уровень освоения программы:
№ |
Уровень |
Год обучения |
Уровень освоения |
1 |
Ознакомительный |
1 год |
Учащиеся получают общее понятие о свойствах древесины, осваивают основы и законы композиции, стилизации, выполняют узоры по собственным композициям. Знакомятся с техникой выжигания. Работают с бумагой, шпоном, папье-маше. Форма обучения индивидуальная и коллективная. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через тестирование, контрольные и практические задания. Выставки среди участников данного объединения |
2 |
Базовый |
2 год |
Занимаются художественной обработкой различных материалов. Знакомятся с 3-D моделированием из фанеры. Привитие практических навыков выполнения изделий по собственному эскизу с учетом свободного выбора и творческого самовыражения. Учащиеся знакомятся с декоративной отделкой древесины. Работают с древесиной, камнем, бросовым материалом. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный опрос, зачетное практическое задание, через разработку учащимися их собственных композиций, создание проектов, по итогам участия в районных, краевых выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства. |
3 |
Углубленный |
3 год |
Третий год обучения предполагает самостоятельную творческую деятельность и реализации своего самовыражения. На основе полученных знаний учащиеся разрабатывают творческие проекты, используют различные виды художественной обработки дерева и других материалов. В связи с повышенным уровнем сложности преобладает индивидуальная форма работы. О результатах обучения можно судить по разработке и созданию творческих проектов, итогам участия в районных, региональных выставках, конкурсах, олимпиадах. |
Новизна программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования, тесная связь с экологическим воспитанием. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом
Актуальность. Программа реализуется в соответствии с социальным заказом и запросами учащихся и их родителей, выявленными на основе результатов анкетирования. В целях обеспечения творческого развития и формирования личности ребенка многие родители хотят направить своих детей на занятия в творческие объединения.
Родители отметили важность приобщения к культурным ценностям, развитие художественно-эстетических способностей, что учитывается в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Способности + творчество».
Программа рассчитана на расширение интересов учащихся на другие сферы деятельности, увлекая их различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Педагогическая целесообразность программы «Способности + творчество» заключается в том, что она не только способствует приобщению детей к декоративно-прикладному творчеству, но содействует развитию мыслительных способностей, учит тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном мире; пробуждает в детях желание созидать, преобразовывать мир, создавать прекрасное своими руками. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки.
Отличительные особенности программы
Программа дополняет школьные учебные предметы по изобразительному искусству, технологии. Материалы занятий дополняют и углубляют знания учащихся, тем самым происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Адресат программы. Программа курса рассчитана для учащихся младшего, среднего и старшего звена: 2 - 10 классов, возраст учащихся 8 - 16 лет. Наполняемость групп: в группе 1 года обучения 12 – 15 человек; в группах второго и третьего года обучения также 12 – 15 человек. В группах младшего и среднего возраста занимаются дети с ОВЗ (ЗПР и легкая степень умственной отсталости)
Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Способности + творчество» рассчитана на 3 года обучения – 144 часа в год, 4 часа в неделю.
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредствам овладения художественной обработки дерева, иных материалов и вторсырья;
развитие творческой, активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам декоративно-прикладного искусства.
Программа определяет конкретные задачи курса:
- научить пользоваться выразительными средствами декоративной композиции;
- ознакомление с народными промыслами России;
- воспитывать у учащихся желание создавать из различных групп материалов поделки (изделия);
- расширять общий кругозор учащихся;
- воспитывать общую культуру труда;
- воспитывать любовь, уважение к декоративно - прикладному искусству.
Содержание программы на 1-й год обучения.
Введение.
Искусство в твоём доме. Произведения искусства в интерьере дома. Современное декоративно-прикладное искусство, его направления. Популярные виды современного рукоделия, ручного труда. Анализ содержания программы на 1-й год обучения.
Раздел 1 Художественная аппликация из бумаги.
Тема 1.1. Симметричное вырезание в аппликации. Белорусская выцинанка.
Классификация аппликации (материалы, техника исполнения, содержание композиции). Виды бумаги и картона для аппликации.
Тема 1.2. Транспарантное вырезание в аппликации.
Основы транспарантного вырезания. Демонстрация, анализ образцов. Композиционные приёмы, цветовой строй в аппликации.
Тема 1.3. Мозаичная аппликация из бумаги.
Исторические сведения об искусстве мозаики. Виды мозаики из бумаги. Технология выполнения мозаики из геометрических фигур.
Раздел 2 Оригами.
Тема 2.1. Конструирование животных форм.
Приёмы формообразования, конструирования из бумаги. Свойства бумаги.
Тема 2.2. Конструирование растительных форм.
Приёмы конструирования форм цветов, деревьев. Разработка композиций декоративных панно «Мир цветов», «Пейзаж».
Раздел 3 Работа с камнем.
Тема 3.1. Основные приёмы техники росписи камня.
Искусство росписи камня, материалы, инструменты, техника безопасности. Основные приёмы создания фигур из камня.
Тема 3.2. Изготовление поделок.
Поделки выполняются на основе изученных приёмов.
Примерные задания: «Царство цветов», «Натюрморт», «Времена года» и т.д.
Раздел 4. Джутовая нить.
Тема 4.1. Основные приёмы работы с джутовой нитью.
Техника работы с джутовой нитью. Материалы. Инструменты. Техника безопасности. Изготовление узоров.
Тема 4.2. Приёмы заполнения различных форм.
Основы заполнения квадрата, треугольника, комбинированных геометрических форм. Приёмы стилизации растительных, животных форм в джутовой нити.
Раздел 5. Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов.
Тема 5.1 «Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов.
Виды нетрадиционных материалов (классификация). Технология создания поделок, изделий из полимерных материалов (пластиковые бутылки, упаковки).
Тема 5.2. Сувениры из различных групп художественных материалов.
Технология художественной обработки различных материалов, приемы декора. Основы современного дизайна.
Примерные задания: ёлочные игрушки, сюрпризные открытки и т.д.
Раздел 6. Фанера.
Тема 5.1. Различные техники работы с фанерой.
Инструменты для работы с фанерой. Использование лобзика. Техника безопасности.
Тема 5.2. Самостоятельная работа.
Примерные задания: изготовление панно, создание движущейся игрушки, объёмное панно и др.
Раздел 7. Выжигание.
Тема 7.1. Художественные работы. Материалы, инструменты.
Создание эскизов. Подготовка поверхности для работы. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
Тема 7.2. Самостоятельная работа.
Работа по образцам. Техника безопасности.
Раздел 8. Художественная обработка натуральной и искусственной кожи.
Тема 8.1. Кожа в интерьере.
Подготовка кожи к работе. Материалы, инструменты, принадлежности.
Тема 8.2. Плоскостная аппликация из кожи.
Технология работы с кожей, основы выполнения плоскостной аппликации.
Раздел 9. Коллаж.
Тема 9.1. История развития коллажа. Творчество художников.
Исторические сведения о коллаже.
Тема 9.2. Творческая композиция в технике коллаж.
Коллажи-панно в интерьере жилища. Основы сочетания различных материалов в коллаже.
Раздел 10. Шпон.
Тема 10.1 Виды работы со шпоном.
Возможности работы со шпоном. Материалы. Инструменты. Техника безопасности.
Тема 10.2. Самостоятельная работа.
Изготовление поделок из шпона. Техника безопасности.
Раздел 11. Русское декоративно - прикладное искусство.
Тема 11.1. Древние образы в народном искусстве.
Символы солнца, земли, плодородия, воды и т.д. в народном орнаменте. Фантастические образы птиц, животных в резьбе по дереву, вышивке и т.д.
Тема 11.2. Волшебная птица.
Практическое занятие посвящается древним образам русского крестьянского искусства. В творческих работах учащиеся создают образ волшебной птицы по мотивам народного орнамента.
Раздел 11. Самостоятельный творческий проект.
Тема 11.1. Работа над творческим проектом.
Выбор темы, материала, техники исполнения творческого проекта. Обоснование выбора.
Тема 11.2. Защита творческих проектов. Организация выставки работ.
Презентация. Защита творческих проектов.
Содержание программы на 2-й год обучения.
Введение.
Обсуждение содержания программы на 2-ой год обучения. Определение необходимых материалов, инструментов, принадлежностей.
Раздел 1 Художественная обработка природных материалов.
Тема 1.1. Аппликации из шпона.
Технология выполнения аппликационных работ из шпона. Правила обработки и хранения шпона. Техника безопасности.
Тема 1.2. Самостоятельная работа со шпоном.
Технология выполнения многокомпозиционных аппликационных работ из шпона.
Раздел 2. Модульное оригами.
Тема 2.1. Панно «Моя малая родина».
Понятие о модульном оригами, материалах, технике исполнения. Изготовление модулей для будущего панно.
Раздел 3. Папье-маше.
Тема 3.1. Технология папье-маше.
Виды художественных изделий в технике папье-маше. Игрушки, декоративная посуда, маски в технике папье-маше.
Тема 3.2. Творческая композиция в технике папье-маше.
Практическое занятие по разработке изделия в технике папье-маше. Индивидуальные или бригадные работы.
Раздел 4. Камень.
Тема 4.1. Композиции из камня.
Подготовка поверхности камня к работе. Техника безопасности. Знакомство с образцами.
Тема 4.2. Изделия из камня.
Работа по образцам, найденным самостоятельно в сети Интернет. Техника безопасности.
Раздел 5. Выпиливание.
Тема 5.1. Техника 3D работ.
Демонстрация изделий выполненных в технике 3D. Техника безопасности.
Тема 5.2. Технология объёмных работ из фанеры.
На данном занятии совершенствуются умения учащихся по выпиливанию фанеры. Учащимся предлагается выполнение простейших объемных изделий на основе изученных приемов.
Раздел 6. Выжигание.
Тема 6.1. Основы стилизации животных форм в декоративной композиции.
Данное занятие раскрывает красоту анималистического жанра. Рассматриваются образцы декоративных композиций с анималистическими мотивами.
Тема 6.2. Творческая композиция.
Самостоятельная работа по изготовлению композиций. Примерные задания: «Животный мир», «Домашние животные» и др.
Раздел 7. Русское декоративно-прикладное искусство.
Тема 7.1. Русский национальный орнамент.
Русский народный орнамент. География русского орнамента. Знакомство с образцами народных орнаментов.
Тема 7.2. Декоративное панно-коллаж «Русь».
Определение необходимого материала для выполнения коллажа. Коллаж выполняется в технике папье-маше. Основными материалами для панно являются бумага, картон. Работа выполняется индивидуально или малыми группами.
Тема 7.3. Панно «Древо жизни».
Образ древа жизни в изобразительном искусстве. Просмотр, анализ работ и образцов.
Тема 7.4. Самостоятельная творческая работа.
Изготовление творческих работ. Техника безопасности.
Раздел 8. Творческий проект.
Тема 8.1 Работа над проектом.
Во втором году обучения повышаются требования к уровню выполнения творческих проектов. Для успешного выполнения работы учащиеся шире знакомятся со специальной литературой, ведут поисково-исследовательскую деятельность.
Тема 8.2. Защита творческих проектов. Организация выставок.
Защита творческих проектов. Организация отчетной выставки, тематических выставок.
Содержание программы на 3-й год обучения.
Введение.
Анализ содержания программы третьего года обучения. Демонстрация примерных изделий по разделам программы. Определение необходимых материалов.
Раздел 1. Выжигание по дереву.
Тема 1.1. Технология выжигания по дереву.
Просмотр, анализ работ, выполненных в технике выжигания по дереву.
Устройство аппарата для выжигания. Правила работы и техника безопасности.
Тема 1.2. Творческая композиция.
Обсуждение сюжетно-тематической основы композиции. Правила перспективы в пейзажной композиции. Приемы условной передачи светотени выжиганием. Основы выделения композиционного центра.
Этапы работы:
- разработка эскиза композиции;
- перенос рисунка на деревянную основу;
- выжигание композиции (пейзаж, натюрморт, портрет, изображение животного мира, цветов и т.д.)
Раздел 2 Работа со шпоном.
Тема 2.1. Виды работ из шпона.
Шпон - тонкие однослойные деревянные фанерки различных пород. Существуют различные виды художественных техник работы со шпоном: маркетри, аппликация-мозаика (из мелких кусков шпона), аппликация из крупных кусков. Куски шпона можно приобрести в мебельных предприятиях.
Определение инструментов, принадлежностей для мозаичной аппликации (куски шпона, фанерная основа или разделочная доска, ножницы, клей ПВА).
Тема 2.2. Творческая композиция.
Примерные задания:
- разработка эскиза композиции;
- перенос рисунка с помощью копировальной бумаги на поверхность фанеры (доски);
- нарезка мелких кусков шпона, распределение их по цветовой окраске;
- наклеивание клеем ПВА кусочков шпона по рисунку (в технике мозаики).
Раздел 3 Работа с камнем.
Тема 3.1. Плоскостная композиция из камней.
Виды и формы камня в интерьере школы, жилища. Технологии росписи камня. Необходимые материалы для работы. Техника безопасности.
Тема 3.2. Выполнение объёмной композиции.
Примерные этапы работы:
- разработка эскиза композиции;
- способы крепления камня.
- отделка готового изделия;
Раздел 4 Конструирование из бумаги.
Тема 4.1. Конструирование архитектурных форм.
Понятие об архитектуре. Приемы конструирования архитектурных форм на основе геометрических тел. Развертки куба, пирамиды, призмы и др. геометрических тел. Приемы формообразования из бумаги.
Тема 4.2. Творческая композиция макета.
Учащимся предлагаются примерные темы: "На улицах древнего Булгара", "Архитектурные памятники Казани", "Древняя Русь", "Родная деревня" и др. Анализируются конструктивное строение зданий, пропорциональные отношения объемов. Работа выполняется бригадами из 3-4 человек. Материалы: бумага (белая, цветная), картон.
Раздел 5 Художественная обработка натуральной и искусственной кожи.
Тема 5.1. Конструирование шкатулки из картона.
Учащимся демонстрируются образцы шкатулок, декоративных коробок, оформленных кожей. Обращается внимание на конфигурацию, оригинальность конструкции. Разрабатывается развертка шкатулки с помощью чертежных инструментов. Из твердого картона вырезаются части шкатулки и склеиваются (клей ПВА, скотч).
Тема 5.2. Технология декора изделия кожей.
Для оформления шкатулки учащиеся применяют ранее изученные приемы (техника "жмурка", наклеивание на фон плоских кусочков кожи). Для декора изделия также применяются объемные или плоские цветы, листья, фигурки насекомых и др. из кожи; тесьма, шпагат, деревянные бусы. Внутренняя часть шкатулки оформляется бархатной тканью (бумагой).
Раздел 6 Декоративно-оформительская работа.
Тема 6.1. Праздничное оформление.
Накануне различных мероприятий учащиеся вовлекаются в оформительскую деятельность; оформление выставки работ, сцены, участие в оформлении стенгазет, праздничных плакатов и т.д.
Тема 6.2. Работа с бумагой.
Изготовление изделий из бумаги. Декорации. Техника безопасности. Инструменты для работы.
Тема 6.3. Работа с картоном.
Изготовление объёмных декораций. Техника безопасности. Инструменты для работы.
Тема 6.4. Работа с природными материалами.
Изготовление сувениров и подарков. Техника безопасности. Инструменты для работы.
Тема 6.5. Работа с «бросовым» материалом.
Изготовление сувениров и подарков из нетрадиционных материалов. Техника безопасности. Инструменты для работы.
Раздел 7. Русское декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву.
Тема 7.1. Хохломская роспись.
Художественные центры России росписи по дереву. История развития хохломской росписи. Элементы росписи, композиционные варианты, цветовой строй. Виды росписи: "травка", "кудрина".
Примерные задания: приемы росписи на бумаге, выполнение отдельных элементов.
Тема 7.2. Мезенская роспись.
Художественные центры России росписи по дереву. История развития мезенской росписи. Элементы росписи, композиционные варианты, цветовой строй
Тема 7.3. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
Знакомство с материалами, инструментами для работы.
Тема 7.4. Подготовка к росписи.
Подготовка основы (шлифовка грунтовка). Инструменты. Техника безопасности.
Тема 7.5. Роспись изделия.
Использование элементов различных видов росписи. Техника Безопасности.
Раздел 8. Резьба по дереву.
Тема 8.1. История возникновения. Виды резьбы.
Знакомство с различными видами резьбы. Демонстрация образцов деревянного зодчества. Виды и типы древесины.
Тема 8.2. Инструменты, материалы. Техника безопасности.
Знакомство с материалами, инструментами для работы.
Тема 8.3. Контурная резьба.
Из истории возникновения контурной резьбы. Демонстрация образцов
Тема 8.4. Виды и приёмы контурной резьбы.
Техника безопасности при резьбе. Подготовка эскиза. Перенос эскиза на основу.
Тема 8.5. Геометрическая резьба.
Из истории возникновения геометрической резьбы. Демонстрация образцов
Тема 8.6. Виды и приёмы геометрической резьбы.
Знакомство с базовыми элементами геометрической резьбы. Графическое построение узора.
Тема 8.7. Самостоятельное выполнение творческих работ.
Работа по образцам. Соблюдение техники безопасности.
Раздел 9. «Огненная нить».
Тема 9.1. История возникновения техники «Огненная нить».
Возможности использования техники «Огненная нить». Техника безопасности.
Тема 9.2. Материалы. Инструменты. Техника безопасности.
Знакомство с материалами, инструментами для работы.
Тема 9.3. Приёмы работы.
Подготовка поверхности к работе. Перенос эскиза на основу. Создание объёма.
Тема 9.4. Работа по образцу.
Знакомство с образцами, выполненными в технике «Огненная нить». Техника безопасности при работе с «Огненной нитью».
Тема 9.5. Самостоятельное выполнение творческих работ.
Разработка конструкции, эскиза изделия. Подбор материала. Заготовки для выполнения самостоятельной работы. Техника безопасности.
Раздел 10. Итоговый творческий проект.
Тема 10.1. Работа над проектом.
Изготовление изделий ДПИ для украшения интерьера, сувенирных кукол, комплекта бижутерии и т.д. Работа со специальной литературой, справочным материалом.
Тема 10.2. Защита творческих проектов. Организация выставок.
Защита творческих проектов. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара.
Организация итоговой отчетной выставки, выставки-продажи художественных изделий.
Планируемые результаты:
Метапредметные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умения адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности;
- умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Личностные
- повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности;
- формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу; бережное отношение к духовным ценностям;
- развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение, умению создавать собственные творческие композиции.
Предметные
- познакомить учащихся с наследием художественной обработки различных материалов;
- сформировать представление о различных видах резьбы по дереву;
- знать технологию обработки резного изделия;
- правила техники безопасности на занятиях.
Тематический план занятий на 1-й год обучения.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Формы контроля |
||
Введение |
1 |
1 |
Анкета |
|
Раздел 1 Художественная аппликация из бумаги. |
13 |
3 |
10 |
|
Тема 1.1 Симметричное вырезание в аппликации. Белорусская выцинанка. |
4 |
1 |
3 |
опрос, практическая работа |
Тема 1.2 Транспарантное вырезание в аппликации. |
5 |
1 |
4 |
опрос, практическая работа |
Тема 1.3 Геометрическая мозаичная аппликация из бумаги. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа, тест |
Раздел 2 Оригами. |
10 |
2 |
8 |
|
Тема 2.1 Конструирование животных форм. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа |
Тема 2.2 Конструирование растительных форм. |
6 |
1 |
5 |
практическая работа, мини-выставка |
Раздел 3 Работа с камнем. |
8 |
2 |
6 |
|
Тема 3.1 Основные приемы техники росписи камня. |
4 |
1 |
3 |
самостоятельная работа |
Тема3.2 Изготовление поделок. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа, мини-выставка |
Раздел 4 Джутовая нить. |
10 |
2 |
8 |
|
Тема 4.1 Основные приёмы работы с джутовой нитью. |
4 |
1 |
3 |
самостоятельная работа |
Тема 4.2 Приёмы заполнения различных форм. |
6 |
1 |
5 |
практическая работа |
Раздел 5 Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов. |
12 |
2 |
10 |
|
Тема 5.1 “Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов. |
6 |
1 |
5 |
практическая работа |
Тема 5.2 Сувениры из различных групп художественных материалов. |
6 |
1 |
5 |
самостоятельная работа, выставка |
Раздел 6 Фанера. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 6.1 Различные техники работы с фанерой. |
2 |
1 |
1 |
опрос, практическая работа |
Тема 6.2 Самостоятельная работа. |
14 |
1 |
13 |
тест |
Раздел 7 Выжигание. |
12 |
2 |
10 |
|
Тема 7.1 Художественные работы. Материалы, инструменты. |
1 |
1 |
практическая работа |
|
Тема 7.2 Самостоятельная работа. |
11 |
1 |
10 |
тест |
Раздел 8 Художественная обработка натуральной и искусственной кожи. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 8.1 Кожа в интерьере. |
1 |
1 |
опрос, практическая работа |
|
Тема 8.2 Плоскостная аппликация из кожи. |
15 |
1 |
14 |
практическая работа |
Раздел 9 Коллаж. |
8 |
2 |
6 |
|
Тема 9.1 История развития коллажа. Творчество художников. |
1 |
1 |
тест |
|
Тема 8.2 Творческая композиция в технике коллажа. |
7 |
1 |
6 |
практическая работа |
Раздел 10 Шпон. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 10.1 Виды работы со шпоном. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа |
Тема 10.2 Самостоятельная работа. |
8 |
1 |
7 |
тест |
Раздел 11 Русское декоративно-прикладное искусство. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 11.1 Древние образы в народном искусстве. |
1 |
1 |
тест |
|
Тема 11.2 «Волшебная птица». |
15 |
1 |
14 |
практическая работа |
Раздел 12 Самостоятельный творческий проект. |
6 |
1 |
5 |
|
Тема 12.1 Работа над проектом. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа |
Тема 12.2 Защита творческих проектов. Организация выставки работ. |
2 |
2 |
выставка |
|
Итого: |
144 |
25 |
119 |
|
Тематический план занятий на 2-й год обучения.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Формы контроля |
||
Введение. |
2 |
2 |
анкета |
|
Раздел 1 Художественная обработка природных материалов. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 1.1 Аппликации из шпона. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа |
Тема 1.2 Самостоятельная работа со шпоном. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа |
Раздел 2 Модульное оригами. |
18 |
2 |
16 |
|
Тема 2.1 Панно «Моя малая родина». |
18 |
2 |
16 |
практическая работа |
Раздел 3 Папье-маше. |
18 |
2 |
16 |
|
Тема 3.1 Технология папье-маше. |
9 |
1 |
8 |
опрос, практическая работа |
Тема3.2 Творческая композиция в технике папье-маше. |
9 |
1 |
8 |
практическая работа, тест |
Раздел 4 Камень. |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 4.1 Композиции из камня. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа |
Тема 4.2 Изделия из камня. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа, тест |
Раздел 5 Фанера. Выпиливание. |
18 |
2 |
16 |
|
Тема 5.1 Техника 3D работ. |
8 |
1 |
7 |
опрос |
Тема 5.2 Технология выполнения объёмных работ из фанеры. |
10 |
1 |
9 |
опрос, практическая работа |
Раздел 6 Выжигание. |
18 |
2 |
16 |
|
Тема 6.1 Основы стилизации животных форм в декоративной композиции. |
9 |
1 |
8 |
практическая работа |
Тема 6.2 Творческая композиция. |
9 |
1 |
8 |
выставка |
Раздел 7. Русское декоративно-прикладное искусство. |
20 |
4 |
16 |
|
Тема 7.1 Русский народный орнамент. |
5 |
2 |
3 |
тест |
Тема 7.2 Декоративное панно-коллаж «Русь». |
5 |
1 |
4 |
практическая работа |
Тема 7.3 Панно «Древо жизни». |
5 |
1 |
4 |
практическая работа |
Тема 7.4 Самостоятельная работа. |
5 |
|
4 |
тест |
Раздел 8 Самостоятельный творческий проект. |
18 |
1 |
17 |
|
Тема 8.1 Работа над проектом. |
16 |
1 |
15 |
самостоятельная работа |
Тема 8.2 Защита творческих проектов. Организация выставки работ. |
2 |
2 |
самостоятельная работа |
|
Итого: |
144 |
19 |
125 |
|
Тематический план занятий на 3-й год обучения.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Формы контроля |
||
Введение |
2 |
2 |
|
|
Раздел 1 Выжигание по дереву |
13 |
3 |
10 |
|
Тема 1.1 Технология выжигания по дереву. |
7 |
2 |
5 |
практическая работа |
Тема 1.2 Творческая композиция. |
6 |
1 |
5 |
самостоятельная работа |
Раздел 2 Работа со шпоном |
10 |
2 |
8 |
|
Тема 2.1 Виды работ из шпона |
5 |
1 |
4 |
практическая работа |
Тема 2.2 Творческая композиция |
5 |
1 |
4 |
самостоятельная работа |
Раздел 3 Работа с камнем |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 3.1 Плоскостная композиция из камней. |
8 |
1 |
7 |
практическая работа |
Тема3.2 Объёмная композиция из камней. |
8 |
1 |
7 |
опрос, практическая работа |
Раздел 4 Конструирование из бумаги |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 4.1 Конструирование архитектурных форм. |
8 |
1 |
7 |
самостоятельная работа |
Тема 4.2 Творческая композиция макета. |
8 |
1 |
7 |
самостоятельная работа |
Раздел 5 Художественная обработка натуральной и искусственной кожи |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 5.1 Конструирование шкатулки из картона. Отделка кожей. |
6 |
1 |
5 |
практическая работа |
Тема 5.2 Технология декора изделий из кожи. |
10 |
1 |
9 |
практическая работа |
Раздел 6 Декоративно-оформительская работа |
16 |
5 |
11 |
|
Тема 6.1 Праздничное оформление. |
3 |
1 |
2 |
самостоятельная работа |
Тема 6.2 Работа с бумагой. |
3 |
1 |
2 |
практическая работа |
Тема 6.3 Работа с картоном. |
3 |
1 |
2 |
практическая работа |
Тема 6.4 Работа с природным материалом. |
3 |
1 |
2 |
практическая работа, опрос |
Тема 6.5 Работа с «бросовым» материалом. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа |
Раздел 7 Русское декоративно - прикладное искусство. Роспись по дереву |
16 |
3 |
13 |
|
Тема 7.1 Хохломская роспись |
5 |
1 |
4 |
практическая работа |
Тема 7.2 Мезенская роспись. |
4 |
1 |
3 |
практическая работа |
Тема 7.2 Материалы, инструменты. Техника безопасности. |
1 |
1 |
|
тест |
Тема 7.2 Подготовка к росписи. |
3 |
|
3 |
самостоятельная работа |
Тема 7.2 Роспись изделия. |
3 |
|
3 |
практическая работа |
Раздел 8 Резьба по дереву. |
17 |
2 |
15 |
|
Тема 8.1 История возникновения, виды резьбы. |
1 |
1 |
тест |
|
Тема 8.2 Инструменты, материалы, техника безопасности. |
1 |
1 |
тест |
|
Тема 8.3 Контурная резьба. |
3 |
|
3 |
практическая работа |
Тема 8.4 Виды и приёмы контурной резьбы. |
3 |
|
3 |
практическая работа |
Тема 8.5 Геометрическая резьба. |
3 |
|
3 |
практическая работа |
Тема 8.6 Виды и приёмы геометрической резьбы. |
3 |
|
3 |
практическая работа, опрос |
Тема 8.7 Самостоятельное выполнение творческих работ. |
3 |
|
3 |
практическая работа |
Раздел 9 «Огненная нить». |
16 |
2 |
14 |
|
Тема 9.1 История возникновения техники «Огненная нить». |
1 |
1 |
тест |
|
Тема 9.2 Материалы. Инструменты. Техника безопасности. |
1 |
1 |
1 |
тест |
Тема 9.3 Приёмы работы. |
4 |
|
4 |
практическая работа |
Тема 9.4 Работа по образцу. |
5 |
|
5 |
практическая работа |
Тема 9.5 Самостоятельное выполнение творческих работ. |
5 |
|
5 |
тест |
Раздел 10 Итоговый творческий проект. |
21 |
2 |
19 |
|
Тема 10.1 Работа над проектом. |
19 |
2 |
17 |
самостоятельная работа |
Тема 10.2 Защита творческих проектов. Организация выставки работ. |
2 |
2 |
выставка |
|
144 |
27 |
117 |
|
Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.
Материально-техническое обеспечение:
· учебный кабинет, производственная мастерская;
· наглядные пособия (резные изделия, образцы видов резьбы по дереву, таблицы по технике безопасности),
· инструменты (резаки, набор стамесок, рубанок, дрель, лобзики, струбцины, ножовки);
· материалы (клей ПВА, наждачная бумага мелкозернистая, лак для покрытия изделия, доски (береза, липа, осина), бруски и т.д.
Информационно-методическое обеспечение:
· фонд кабинета (лучшие детские работы разных лет);
· специальный методический фонд;
· специализированная литература, иллюстрации, таблицы;
Список литературы для педагога
1. Абросимова А.А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. «Художественная резьба по дереву, кости и рогу» -М .: «Высшая школа»,1998 г. – 87 с.
2. Гаврилов В. Г., Паньшина И.Н. Искусство созданное народом. – М .: Культура и традиции, 2002 г. – 112 с.
3. Гусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М.: 1985 г. – 214 с.
4. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л., Лениздат, 1991 г. – 194 с.
5. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. – 2-е изд. –М .: Современное слово, 2000 г. – 24 с.
6. Соболев М. Н. Русский орнамент – М .: 1985 г. – 62 с.
7. Журналы «Школа и производство», № 2-6, 1997 г. -9 с.
8. Журнал « Народное творчество» № 7-10, 2005 г. – 12 с.
Список литературы для учащихся
1. Алексеева Н.М., Что такое искусство.- Москва, 1992 г. – 45 с.
2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел, - Ярославль, 1999 г. – 134 с.
3. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: 1997 г. – 204 с.
4. Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природного материала. – Ярославль, 2000 г. – 59 с.
5. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. – 2-е изд. М .: Современное слово, 2000 г. - 71 с.
6. Хильер Джон. Поделки из дерева. Оригинальные проекты для начинающих и профессионалов (Пер.с.ит.)- И .: Мой мир, 2000 г. – 28 с.
Интернет-ресурсы
1. Резьба по дереву, кости, камню.[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://rezba-master.ucoz.ru/dir/sajty_quot_rezba_po_derevu_quot/1 (дата
обращения 12.07.2019).
2. Образцы резных изделий, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tvorchestvovpodarok.ru/rezba-po-derevu/(дата обращения 16.07.2019).
3. Особенности резьбы по дереву для начинающих[Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://koffkindom.ru/osobennosti-rezby-po-derevu-dlyanachinayushhix.htm (дата обращения 11.07.2019).
4.Каргина, 3.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. –URL:https://pandia.ru/text/77/456/934.php(дата обращения: 27.05.2021 г.)
5.Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать [Электронный ресурс]. –URL:https://eduregion.ru/k-zhurnal/programma-vospitaniya-chto-eto-takoe/(дата обращения: 27.05.2021 г.)
Календарный график на 144 часа
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|||||||||||||
Недели \ даты |
Недели \ даты |
Недели \ даты |
Недели \ даты |
|
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6-12 |
13-19 |
20-26 |
27-3 |
4-10 |
11-17 |
18-24 |
25-31 |
1-7 |
8-14 |
15-21 |
22-28 |
29-5 |
6-12 |
13-19 |
20-26 |
26-30 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
ПА |
12 |
32 |
48 |
64 |
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|||||||||||||||
Недели \ даты |
Недели \ даты |
Недели \ даты |
Недели \ даты |
Недели \ даты |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10-16 |
17-23 |
24-01 |
31-6 |
7-13 |
14-20 |
21-27 |
28-6 |
7-13 |
14-20 |
21-27 |
28-3 |
4-10 |
11-17 |
18-24 |
25-30 |
2-8 |
9-15 |
16-22 |
23-29 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 ИА |
76 |
92 |
108 |
128 |
144 |
ПА – промежуточная аттестация
ИА - итоговая аттестация
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.