Пояснительная записка
Данная программа предусматривает работу с детьми подготовительной к школе группе по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Кракле - сеть тонких трещин на какой-либо поверхности, прием визуального состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков, дополнительной обработки или использования скорлупы.
Обоснование: Доступность способов большинству воспитанников и дешевый материал в необходимом количестве.
Принципы накладки частиц скорлупы на рисунок:
1 Посыпание – наиболее примитивный вид – начальная стадия работы или работа для младшего возраста;
2 Подбор частиц по изгибу рисунка,
3 Подбор частиц друг к другу. Можно наклеивать в виде лент, спирали и получить более ровный рисунок мозаики;
4 Выполнение мозаики удалением скорлупы,
5 Мозаичный набор с мастичным фоном (сложные техники мозаики).
ГБОУ СОШ №13 СП «Детский сад №29 «Кораблик» г.о. Чапаевск Самарская область
ДОПОЛНИНЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная скорлупка»
(художественноэстетическое направление)
Срок реализации программы: 1 год
Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет
Воспитатель :Селягина Е.И.2018
Пояснительная записка
Данная программа предусматривает работу с детьми подготовительной
к школе группе по развитию изобразительных способностей,
художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности. Природа замечательная мастерская. В руках умельца с
душой художника все превращается в необыкновенные поделки,
открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов это не
только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения
искусства.
Кракле сеть тонких трещин на какойлибо поверхности, прием визуального
состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков,
дополнительной обработки или использования скорлупы.
Обоснование: Доступность способов большинству воспитанников и дешевый
материал в необходимом количестве.
Принципы накладки частиц скорлупы на рисунок:
1 Посыпание – наиболее примитивный вид – начальная стадия работы или
работа для младшего возраста;
2 Подбор частиц по изгибу рисунка,
3 Подбор частиц друг к другу. Можно наклеивать в виде лент, спирали и
получить более ровный рисунок мозаики;
4 Выполнение мозаики удалением скорлупы,5 Мозаичный набор с мастичным фоном (сложные техники мозаики).
Первые три способа накладки более простые для работы. Окрашенная
скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании
навыка скорлупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы
будут иметь определенную форму треугольники, квадраты, тонкие полоски.
В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет
смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и
затем приступать к выполнению мозаики. Для небольших камерных работ
отламывание элементов можно производить непосредственно в процесс
набора по мере необходимости. Для эстетично выровненного материала
можно использовать старую пилку для ногтей ( подпиливать края)
На плотный картон или лист пластика наносится мастика или клеевой состав
(клей ПВА). Затем осуществляется прорисовка контура рисунка. Можно взять
любую картинкураскраску.
Кусочки скорлупы укладываются пинцетом на место в соответствии с
рисунком. Работа высушивается и затем покрывается бесцветным лаком. Для
быстросохнущих клеев можно с помощью кисточки наносить клей на
скорлупу или непосредственно на место приклейки элемента, но этот способ
более трудоемкий и затратный по времени.
Цель программы
создание условий для развития личности, способной к художественному
творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощениев художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Задачи программы
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию детей;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, умений
моделирования и конструирования из яичной скорлупы.
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание детей;
развитие любви к природе, выработка настойчивости в достижении
цели.
Планируемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети
должны:
знать свойства яичной скорлупы и уметь её применять для
изготовления поделок;
иметь представление об элементах дизайна; знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
указанными инструментами и материалами.
научиться украшать свои изделия
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
чувство прекрасного.
Организация деятельности объединения.
Программа работы рассчитана на один
год обучения. Обучение
проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня
знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности
удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую
деятельность.
Группа комплектуется из детей 6 лет, их количество составляет 1215
человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 36 часов. Группа
работает 2 раза в неделю по 30 минут , всего 72 занятия за учебный год.Ожидаемые результаты:
Устойчивое функционирование объединения.
Развитие личностных качеств детей как: самостоятельность, инициатива,
взаимовыручка, сопричастность общему делу, чувства долга,
ответственность, уважение друг к другу, самооценка, взаимовыручка.
В ходе реализации программы обучающиеся познают вид искусства
кракле, учатся проявлять эмоциональную отзывчивость, выражать свои
чувства средствами искусства, развивают ассоциативное мышление,
воображение, творческое отношение к жизни.
Технологии обучения
При проведении занятий учитывается:
самостоятельность воспитанников,
уровень знаний, умений и навыков ребенка,
активность ребенка;
индивидуальность и индивидуальные особенности ребенка
особенности памяти, мышления и познавательные интересы ребенка.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
беседы, игры.А также различные методы в основе которых лежит способ организации
занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальнофронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем;
Условия реализации программы
Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем
предметам, создаваемым детьми.
Работа с родителями
1 Родительские собрания с родителями проводятся в начале и в конце
учебного года.
2 Индивидуальная работа с родителями (рекомендации по индивидуальному
обучению ребенка).
3 Беседа с трудными детьми.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа.
1 Закон РФ «Об образовании» РФ от 10.07.1992 №32661
(ред.от10.07.2012г. №111 Ф3);
2 Санитарно –эпидемиологические правила и нормативы САНПиН
2.4.4.125103.
3 «Ступеньки к мастерству». Е.А. Лутцева., Москва, 2003г.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся. Участие в районной, городской выставках детского прикладного
творчества.
Условия реализации:
Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем
предметам, создаваемым детьми.
В работе используется разнообразный природный материал: скорлупа яиц.
клей ПВА и горячий,
краски,
лак прозрачный,
картон,
салфетки,
пластмассовые баночки,
Инструменты:
ножницы,
кисточка.
пластмассовые баночкиСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
12. Вводное занятие. 1 ч.
Инструктаж по технике безопасности, организация рабочего места.
Знакомство с свойствами яичной скорлупы и дополнительным материалом
для работы, инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций.
3. Экскурсия в научную лабораторию. 3 ч.
Опыты и эксперименты с яичной скорлупой.
4.Практическая работа.30ч
Изготовление поделок, изготовление декоративной мозаики.
5.Заключительное занятие. 2ч.
Выставка поделок. Участие в разных конкурсах, украшение поделками
группы.
Календарнотематический план
1 год обучения
№
п/п
1
2
Содержание занятий
Комплектование группы.
Вводное занятие.
Техника безопасности при работе с
Месяцы обучения
.
н
е
С
.
т
к
О
4
2
.
б
я
о
Н
.
к
е
Д
.
в
н
Я
.
в
е
Ф
т
р
а
М
.
р
п
А
й
а
М№
п/п
Содержание занятий
Месяцы обучения
.
н
е
С
.
т
к
О
.
б
я
о
Н
.
к
е
Д
.
в
н
Я
.
в
е
Ф
т
р
а
М
.
р
п
А
й
а
М
инструментами. Изучение инвентаря.
Организация рабочего места. Общие
требования. Инструктаж по ТБ, ПДД.
Материалы, инструменты и приспособления
3
1. Экскурсия в природу.
3.1Опыты с яичной скорлупой.
3.2. Обмен впечатлениями. Выставка
рисунков.
4 Волшебная скорлупка
4
4.1 Бабочка.
4.2. Золотая рыбка.
4.3.Подсолнух.
4.4. Шкатулка
4.5.Браслет.
4.6.Открытка.
4.13.Подготовка и оформление выставки «В
гостях у лесовичка».
Изготовление декоративной мозаики
5.1 Панно из яичной скорлупы
5
ИТОГО:
4
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
3
1
4
3
1
4
4
4
4
4
2
2
4Содержание программы
1 Вводное занятие.
1 ТБ во время занятий.
1 Выполнять все действия только по указанию педагога.
2 Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
3 При резании бумаги не направлять ножницы к себе или товарищу.
4 Работать точно и чисто, не оставлять излишков клея.
5 Хранить иглы в игольнице.
6 Намазывать клеем ту деталь, которую приклеиваешь.
7 Не делать резких движений во время работы.
8 Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
9 Пользоваться только исправным оборудованием и инструментами.
10 Не покидать рабочее место без разрешения педагога.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
1 При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
2 При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия по
команде педагога организованно, без паники покинуть помещение.
3 При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий:
1
2
3
4
5
6
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вложите ножницы в футляр.
После работы вымыть клеевую кисть тряпочкой.
Проверьте безопасность рабочего места.
После работы вымыть руки с мылом.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.
2 Инструктаж по ТБ
Требования безопасности во время работы:1
2
3
4
Во время работы соблюдать тишину,
дисциплинированными на занятиях, точно выполнять указание педагога.
Соблюдать порядок на своём рабочем месте.
Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи).
Нельзя пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность
для жизни детей (фонарики, петарды).
быть внимательными и
Литература:
1 Чудеса своими руками. М.В. Бедина. Харьков,2011
2 Фантазии из природных материалов. Е.Немешаева
3 Мастерилка. Снесла курочка яичко. Ирина Лыкова. «Карапуз».
4 Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.
5 Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.
6 Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.
7 Поделки из природных материалов. Черныш И.В. Москва,1999