Дополнительная краткосрочная образовательная программа
Оценка 5

Дополнительная краткосрочная образовательная программа

Оценка 5
docx
31.10.2021
Дополнительная краткосрочная образовательная программа
этнопрограмма.docx

 

Образовательная этно -программа

 

 «Российские немцы-250 лет служения России »

(цикл этнокультурных уроков)

 

Категория слушателей: обучающиеся 7 – 11 классов  общеобразовательной школы

Срок реализации:

с 1  по 30 октября  2015 года

 

 

 

Автор: Ламбрехт Люся Рудольфовна, учитель иностранного языка

 

 

Программа утверждена педсоветом

 

Цель: 

формирование толерантности по отношению к гражданам своей страны, посредством изучения местных народных традиций и обычаев.

Задачи:

1. Формирование этнокультурных знаний.

2. Изучение содержания культурных ценностей религий граждан РФ;

3. Приобщение к культуре граждан РФ  немецкой национальности;

4.  Формирование уважительного отношения к гражданам других национальностей своей страны.

 

Объем программы: 15 часов

В том числе: лекций     8

                      практических занятий и ролевых игр   6 

                      самостоятельных работ    2

Режим занятий  с 2 по 30 октября; с  9.00  до 12.00 (по субботам)

 

Пояснительная записка

 Одним из условий развития общества является воспитание гражданина правового, демократического государства, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющего национальную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов. Новое время требует от школы форм и методов гражданского воспитания. Коллектив педагогов нашей школы остановился на создании Центра гражданского самообразования.

            По мнению большинства историков, этнографов и философов безрелигиозного периода в истории государств никогда не существовало. Они утверждают, что социальная и культурная среда является устойчивой, если в течение многих поколений молодежи передается основной фонд знаний, умений, представлений. Прерывистый характер передачи, напротив, свидетельствует о нестабильности данного этнического и культурного сообщества.

            Исходя из вышеизложенного актуальные задачи нашего курса:

- изучение содержания культурных ценностей религии;

- разработка методики, соединяющей обучение с духовно-нравственным развитием подрастающего поколения.

Изучение материала необходимо начать с правовых знаний, т.к. права человека – это основные нормы, без которых люди не могу жить достойно. Соблюдение прав позволит ребятам расширить свой кругозор и развиваться всесторонне. Такие основополагающие принципы прав человека, как уважение человеческой жизни и человеческого достоинства, можно найти в мировых религиях.

            Известно, что культура опирается на религию, мораль, доправовые юридические нормы. С христианской точки зрения, «цель обучения – это воспитание души и духа», «в школе дети получают образование, чтобы духовно выстоять в будущей взрослой жизни».

Мы предлагаем рассмотреть гражданственность как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура,  выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к людям других национальностей.

Следовательно, выделяются три признака идеального гражданина: 1) правовой (правовая культура), 2) нравственный (самосознание, долг, культура), 3) социальный ( достоинство, активность, патриотизм). Все эти нормы являются достоянием народной культуры.

             В старину центром всех воспитательных начал была семья. Она имела свои традиции, свой уклад, свою славу. Семья несла ответственность за каждого своего домочадца. В народных традициях, как в капле воды, отражен многовековой опыт, жизненная мудрость, мораль, передаваемая из поколения в поколение. Заключена эта мудрость в народной педагогике, в древних обычаях и традициях, песнях, обрядах, убранстве жилища и костюмах, предметах быта, в самом укладе жизни русской или татарской семьи. Знание истоков культур своего народа и людей, живущих рядом, позволит современным школьникам понять, что является истинными ценностями для каждого человека.

 Именно в этом порядке составлен учебно-тематический план.

        Основные методы работы с подростками: активные, следовательно, учебный план построен так, что большинство уроков пройдет в форме тренингов, деловых игр, практических занятий и семинаров.

 

Категория слушателей: учащиеся 7 – 11 классов общеобразовательных школ.

 

 

 

Требования к образовательному результату (ФГОС)

Характеристика результата (базовый уровень, повышенный уровень)

Способы оценки результата

личностные результаты

Сформированность мотивации к духовно-нравственным установкам отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся.

Базовый

 

Толерантное отношение к гражданам иной национальности.

Беседа, опрос, урок с элементами дискуссии.

Повышенный

Интерес к культуре граждан иной национальности.

Повышение качества коммуникативной компетентности учащихся.

 

Базовый

 

Свободная структурированная речь.

Дебаты, дискуссия в формате «круглый стол»

Повышенный

Успешное участие в дебатах, выразительная, структурированная, содержательная речь при представлении кейса. Победа команды на дебатах.

Сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Базовый

Осознание себя как гражданина. Проявление гражданской активности.

Практическая работа, викторина.

 

Повышенный

Осознание себя как гражданина. Знание своих прав и обязанностей. Использование правовых  знаний.

Метапредметные результаты

 

 

 

 

 

метапредметные результаты —

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные и коммуникативные);

Базовый

Поиск информации в различных источниках (печатные, интернет источники, устные источники)

Зачет, сообщение, проект.

Повышенный

Поиск информации в различных источниках (печатные, интернет источники, устные источники), переработка ее в собственный проект, умение грамотно презентовать свою работу.

 

Формы итоговой аттестации:

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Итоговая аттестация

1.       

История немцев России

 Лекционные выступления. «круглый стол»,

2.       

Культура, обычаи и традиции РН

Семинар (сообщения учащихся, презентации)

3.       

История российских немцев  деревни Черная Речка

Семинар (презентации,  проекты)

4.       

Традиционная свадьба

Презентации, круглый стол

5.       

Социальное проектирование

Представление собственного проекта

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

часов

В том числе

Само-

стоятельн

Форма

контроля

Лекции

Практ.

занятия

1.

История немцев России

3

2

1

 

фронтальный

2.

Культура, обычаи и традиции РН

3

2

1

1

тестирование

3.

История РН деревни Черная Речка

3

2

1

1

сообщение

4.

Традиционная немецкая свадьба

3

2

1

 

-

5.

Социальное проектирование

3

1

2

 

проект

 

ИТОГО

15

9

6

 

 

 

Содержание

Тема 1. Права человека (3 часа)

Гражданские и политические права. Изучение Конституции РФ, Декларации о правах человека и правах ребенка.

Лекция - 1 час. Практическая работа – 1 час.

Право на культурное, духовное и политическое развитие личности.  Что такое культурное и духовное наследие. Какие права имеет человек, какие законы регулируют эти права. Практическое занятие – 1 час.

 

Тема 2 Религии мира (5 часов)

Мировые религии. Как формировались религии. Их распространение по территории  России.   Лекция - 1 час. Практическая работа – 1 час.

Христианство и Ислам. Что является основными ценностями этих религий. Что общего и в чем различия. Недопустимость религиозного экстремизма. Лекция - 1 час. Практическая работа – 1 час. Самостоятельная работа - 1 час

 

Тема 3 Нации, населяющие деревню Черная Речка. Особенности их духовно-нравственного воспитания.  (6 часов)

Русские, немцы, татары.  История заселения деревни, представителями разных культур, их жизненный уклад и вероисповедание.  Лекция - 2 часа.

Изучение Корана и Библии.  Практическая работа - 3 часа. Самостоятельная работа - 1 час.

 

Тема 4 Праздники и обрядовые блюда мусульман, католиков и православных (4 часа)

Истоки этикета (ритуалы, обычаи, традиции народов, населяющих деревню). 

Лекция - 1 час. Практическая работа – 2 часа.

Традиции и обряды народов  связанные со сватовством, свадьбой, рождением ребенка, жилищем обязательные блюда и их приготовление.  Лекция - 1 час.

 

Тема 5 Семейные праздники и реликвии (2 часа)

Представление о реликвиях и традициях. Современные традиции и обычаи, которые соблюдаются в вашей семье.   Лекция 1 час. Практическая работа 1 час.

 

Тема 6 Социальное проектирование (4 часа) - знакомит слушателей с особенностями проектной деятельности в различных сферах жизнедеятельности современного человека, Способствует формированию умений работать в команде, вырабатывать стремление к взаимовыручке, к общей победе.

 

 

Расписание занятий

 

Дата

Время

Тема

Место занятий

Преподаватель

2.10.

9.00-12.00

Права человека

 Гражданские и политические права. Изучение Конституции РФ, Декларации о правах человека и правах ребенка.

(Лекция - 1 час.

 Практическая работа – 1 час.)

Религии мира

Мировые религии. Как формировались религии. Их распространение по территории  России.   (Лекция - 1 час.

 Практическая работа – 1 час.)

Семейные праздники и реликвии

Представление о реликвиях и традициях. Современные традиции и обычаи, которые соблюдаются в вашей семье.  

(Лекция 1 час.)

кабинет истории

 

 

 

кабинет информатики

 

 

 

 

кабинет истории

 

 

9.10.

9.00-12.00

Права человека

Право на культурное, духовное и политическое развитие личности.  Что такое культурное и духовное наследие. Какие права имеет человек, какие законы регулируют эти права.

(Практическое занятие – 1 час.)

Религии мира

Христианство и Ислам. Что является основными ценностями этих религий. Что общего и в чем различия. Недопустимость религиозного экстремизма. (Лекция - 1 час.

Практическая работа – 1 час.

Самостоятельная работа - 1 час)

Семейные праздники и реликвии

Представление о реликвиях и традициях. Современные традиции и обычаи, которые соблюдаются в вашей семье.  

(Практическая работа 1 час.)

 

 

 

кабинет истории

 

 

 

 

 

 

кабинет информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кабинет истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.10.

9.00-12.00

Нации, населяющие деревню Черная Речка. Особенности их духовно-нравственного воспитания

Русские, немцы, татары.  История заселения деревни, представителями разных культур, их жизненный уклад и вероисповедание. 

(Лекция - 2 часа)

Праздники и обрядовые блюда мусульман, католиков и православных

Истоки этикета (ритуалы, обычаи, традиции народов, населяющих деревню). 

(Лекция - 1 час.

 Практическая работа – 2 часа.)

 

кабинет истории

 

 

 

 

 

 

 

кабинет информатики

 

кабинет иностранного языка

 

 

кабинет русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.10.

9.00-12.00

. Нации, населяющие деревню Черная Речка. Особенности их духовно-нравственного воспитания.  Изучение Корана и Библии.  (Практическая работа - 3 часа.

Самостоятельная работа - 1 час.)

Праздники и обрядовые блюда католиков и православных (4 часа)

Традиции и обряды народов  связанные со сватовством, свадьбой, рождением ребенка, жилищем обязательные блюда и их приготовление.  (Лекция - 1 час.)

 

 

кабинет иностранного языка

 

 

 

 

 

кабинет информатики

 

 

кабинет русского языка и литературы

 

 

30.10.

9.00-12.00

«Социальное проектирование (3 часа) - Проект и проектные

Технологии. Цель как организационная основа проекта. Проектный подход в решении жизненных проблем  (Лекция 1 часа) (Практическая работа 2 часа)

 

Кабинет информатики

 

 

Методическое обеспечение

 

1.)    Сценарий викторины по сказке Г.Х Андерсона «Снежная королева»

2.)    Урок развитие речи «Подготовка к письменному воспроизведению текста»

3.)    Сценарий внеклассного мероприятия  «Немецкая свадьба»

4.)    Сценарий урока сказки «The House in Wood»

5.)    Сценарий урока сказки «Репка»

6.)    Сценарий урока праздника «Рождество», «Пасха».

7.)    Вопросы викторины «Серебряные копытца»

8.)    Вопросы викторины «Золотое руно»

9.)     Положение о конкурсах.

10.)  Сценарий тренингов по толерантности, этноэтикету.

11.)  Программа обучения курсу «Риторика»

12.)  Вопросы викторины по немецкой культуре

13.)   

Техническое обеспечение

14.)   Кабинеты, оборудованные интерактивными досками либо проекторами;

15.)  Видео- и аудиоаппаратура;

16.)  методическая база в бумажном и электронном вариантах (по различным темам образовательной программы Центра; по итогам областных, районных образовательных событий; набор мультимедийных презентаций и пособий по различным темам образовательной программы Центра;

17.)  Технические средства обучения;

18.)  Выход в Интернет;

19.)   Цифровые технологии

Список литературы

1.      «Духовно-инновационные процессы в образовании», под ред. Горчакова Г.С., Томск: «Твердыня», 2003.

2.      Волович А. «Основы этикета и искусства общения», журнал «Воспитание школьников», №5, 2004.

3.      Желдак И.М. «Искусство быть семьей: практическое руководство», Минск:1998.

4.      Иванова Н.П., Соколов Я.В. «Граждановедение. Современная семья», М: 1994.

5.      Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь, М: 1996.

6.      Мень А. «Культура и духовное восхождение», М: 1992.

7.      Панов А.И. «Проектная и экспертная работа в образовании», Томск: РЦРО, 2001.

8.      «Первые шаги». Начальный курс обучения правам человека, под ред. Потемкиной Е. Ростов-на-Дону, 2000.

9.      «Проблемы методической работы в образовательном учреждении», под ред. Белоусова В.М., Томск: 2000.

10.  Пушкина С.И. «Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр, песен, праздников для детей», М: 2002.

11.  «Размышляя о вечном..», Томск: 2003

12.  Соколов Я.В. «Граждановедение», 7 – 9 класс, М: 1999.

13.  Соколова Е. «Вечные ценности», журнал «Воспитание школьников», № 4, 2000.

14.  Степанов Е. «Воспитание в начале ХХ1 века: тенденции развития», журнал «Воспитание школьников», № 2, 2002.

15.  Филиппов В. «Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности», журнал «Воспитание школьников», № 4, 2000.

16.  Щуркова Н.Е. «Практикум по педагогической технологии», М: 199


 

17. 

Образовательная этно -программа «Российские немцы-250 лет служения

Образовательная этно -программа «Российские немцы-250 лет служения

Мы предлагаем рассмотреть гражданственность как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней…

Мы предлагаем рассмотреть гражданственность как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней…

Мы предлагаем рассмотреть гражданственность как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней…

Мы предлагаем рассмотреть гражданственность как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней…

Содержание Тема 1. Права человека (3 часа)

Содержание Тема 1. Права человека (3 часа)

Мировые религии. Как формировались религии

Мировые религии. Как формировались религии

Нации, населяющие деревню Черная

Нации, населяющие деревню Черная

Социальное проектирование (3 часа) -

Социальное проектирование (3 часа) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021