Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза
И.Ф. Бибишева»
Городищенского муниципального района Волгоградской области
«Принято» «Утверждено»
На заседании Директор
Педагогического совета МБОУ «Россошинская СШ»
«….» ___ 2021 г. Приказ №……от «…» __ 2021г.
Протокол № …. ___________/А. А.Тулупов/
Дополнительная краткосрочная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музейная азбука»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 9 – 17 лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Г. А. Орешкина
п. Степной, 2021.
Пояснительная записка.
Настоящая программа написана на основе типовых требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ДООП), соответствует основным положениям документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений»;
- Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
- Положение о персонифицированном дополнительном образовании в Городищенском муниципальном районе от 20.08. 2019 № 720-п.
Направленность ДООП
– туристско-краеведческая в силу того, что ведущей педагогической идеей, выраженной в целях и задачах, является вовлечение учащихся в активную деятельность по изучению истории родного края, пропаганде и популяризации полученных знаний и достижений с помощью музейной среды.
Актуальность ДООП
Программа ориентирована на решение наиболее значимых для школы проблем:
Во-первых, школьный музей Боевой славы получил новое помещение в новом здании школы. Переезд повлёк за собой изменение перспективного плана развития музея, пересмотра экспозиционного материала, условий хранения и др.;
Во-вторых, изменились условия для активной научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся: получены новые ТСО, подключен скоростной интернет, расширились возможности доступа к военно-историческим, мемориальным, краеведческим государственным и региональным сайтам;
В-третьих, за последние три года активисты школьного музея Боевой славы стали выпускниками, продолжили обучение в средних и высших учебных заведениях.
В-четвёртых, в новом учебном году ожидается большое количество желающих заниматься музейной деятельностью для блага школы и повышения своего культурного уровня.
Педагогическая целесообразность
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание и хранение музейных предметов (памятников), создание экспозиций, проведение экскурсий. Это многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Школьный музей Боевой славы в Россошинской средней школе существует с 1987 года, став преемником зала Боевой славы. Ежегодно составлялся план работы с активистами музея, включающий в себя походы, экскурсии, встречи с ветеранами, работу лекторской группы, творческие вечера, тематические выставки. Привлекались учащиеся, наиболее подготовленные по истории, литературе. Для подготовки к различным конкурсам откликались добровольцы, имеющие хорошую память, коммуникативные черты характера, стремящиеся к повышению своего уровня знаний в области культурно-исторического наследия школы, посёлка, района, региона и страны в целом.
Новизна ДООП состоит в том, что в Россошинской средней школе начинает внедряться система занятий по музееведению во внеклассной и внешкольной деятельности, ежедневно охватывая большое желающих заниматься в школьном музее. Это позволит использовать местный музейный, ранее не изучаемый материал, а также переосмыслить ранее рассмотренный компонент для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения. Учащиеся будут знакомиться с совершенно новой, не изучающейся в школе дисциплиной, и приобретут практические навыки работы в сфере музейной деятельности.
Адресат ДООП
ДООП «Музейная азбука» адресована обучающимся МБОУ «Россошинская средняя школа», интересующихся историей своего Отечества, дореволюционной, довоенной, военной, послевоенной, постсоветской историей своего края, родной школы, а также родословной своей семьи. По этой программе могут заниматься все желающие продолжить своё обучение в педагогических, культурно-просветительных учреждениях, то есть получить азы будущей профессии.
Учитывая интерес школьников к музейной деятельности, а также возможности дополнительного обучения, в ДООП выделены 3 возрастных категории, соответствующих обучению в 3 – 5, 6 – 7, 8 – 11 классах.
Уровень ДООП, объём и сроки реализации ДООП
ДООП «Музейная азбука» будет реализована через обучение по разделам: фондовой, краеведческой, экскурсионной, поисковой, исследовательской работы в музее.
ДООП охватывает учащихся от 10 до 17 лет по 12-15 человек в каждой группе.
Количество детей, охваченных ДООП, составит от 60 до 75.
Для младшей возрастной группы (9 – 12 лет) и средней возрастной группы
(13 – 15 лет) определён уровень освоения направлений программы:
1-й модуль (1-й год обучения) – ознакомительный уровень,
2-й модуль (2-й год обучения) - базовый уровень
для старшей возрастной группы (16 – 17 лет) определён уровень освоения модулей программы:
1-й модуль (1-й год обучения) - базовый уровень,
2-й модуль (2-й год обучения) - углубленный уровень
Сроки реализации ДООП – два учебных года:
2021/2022уч/год,
2022/2023 уч/год.
Формы обучения
Очная. В условиях профилактических мероприятий или карантина допускается использование дистанционного обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Для обучения создаются группы трёх возрастных категорий от 9 до 17 лет. Группы наполняемостью от 12 человек до 15 человек, состав планируется сделать постоянным на два учебных года.
Занятия предполагается проводить групповые, а также индивидуальные для консультаций учащихся всех возрастных категорий при подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и т.д.
Виды занятий по ДООП: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы, выставки, творческие отчёты, практикумы, консультации.
Цель ДООП:
- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
- оказание помощи школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле;
- вовлечение учащихся в научно-просветительскую деятельность школьного музея через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы.
Задачи ДООП:
1. Ознакомление учащихся с историей музейного дела, историей создания основных музеев Городищенского муниципального района, города Волгограда и Волгоградской области;
2. Создание условий для развития способностей учащихся к экскурсионной, фондовой, проектной, поисково-исследовательской деятельности;
3. Создание условий для развития самостоятельности и разумной инициативы в овладении музейной грамотности;
4. Обучение учащихся экспедиционным методикам исследования традиционной культуры и истории своего посёлка;
5. Создание условий для сбора информации о родном крае, ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, ветеранах педагогического труда, воинах-интернационалистах и др.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование
ключевых компетенций личности ребенка.
Планируемые результаты:
Для школьного музея:
- оптимизация деятельности музея в русле основного направления ДООП;
- совершенствование содержания деятельности музея;
- рост мастерства юных фондовиков, краеведов, экскурсоводов, поисковиков, исследователей;
- укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
Данная ДООП нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными документами;
- расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданско-правовых знаний;
- развитие познавательных, творческих потребностей учащихся;
- содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;
- развитие социальной активности воспитанников;
- гражданский рост сознания личности обучаемого;
- повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об историческом пути своей Родины как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
- готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм;
- участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.
Условия реализации ДООП:
Материально-техническое обеспечение:
– помещение музея Боевой славы площадью 96 кв. м на 1-м этаже школы,
- помещение музея «Наш край степной» площадью 30 кв. м на 3 этаже школы
Витрины стеклянные на металлических ножках для горизонтального плана экспозиций общим количеством 8;
Стенды по военной и поисковой тематике общим количеством 20;
Постоянно действующие экспозиции – 4;
Мебель для занятий – одноместные парты – 17, стулья – 17, 4 банкетки на 16 посадочных мест для экскурсантов или гостей музея.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: раздаточные карточки, плакаты, карты-схемы, тетради, папки, письма, книжный фонд, справочники и др. в достаточном количестве для обучения.
Информационное обеспечение: компьютер, телевизор, магнитофон, подключен интернет;
Кадровое обеспечение: предполагается привлекать к работе учителей-ветеранов педагогического труда в качестве гостей, свидетелей прошедших событий из истории школы и посёлка, а также классных руководителей участников проектов, экскурсоводов для организации тематических мероприятий
Формы аттестации
Мониторинги, выставки, фестивали, соревнования, стартовый контроль, текущий и итоговый контроль, учебно-исследовательские конференции, конкурсы в рамках истории Отечества, районные, региональные, Всероссийские Олимпиады и т.д.
Оценочные материалы
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с требованиями к умениям и навыкам учащихся
3-5, 6-7, 8-11 классов.
Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических и практических знаний и умений по изучаемым модулям.
Объектом оценивания должны стать предметные, метапредметые и личностные результаты. Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение навыками ведения музейного дела.
Структура занятий
Включает в себе три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия
Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия. В этой части предусмотрено приветствие, сообщение темы занятия, настрой, мотивация на предстоящую работу.
Основная часть занятия
Задачами основной части являются:
усвоение нового материала;
практическая работа;
воспитание творческой активности;
Заключительная часть
Основные задачи:
краткий анализ работы;
рефлексия;
подведение итогов.
Методические материалы:
ДООП «Музейная азбука» строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
В качестве дидактических материалов предполагается использование различные научно-познавательные игры «Знай и люби свой город!, «Царицын-Сталинград-Волгоград», виртуальные экскурсии «Мамаев курган», «Памятники города-героя Волгограда», «Квесты по изучению истории нашего города» и др.
Рекомендовано использовать проекты прошлых лет, фотоальбомы, конкурсные и творческие работы предыдущих поколений, видеоролики, видеофильмы, видеосюжеты о работе ООД «Поисковое Движение России».
МОДУЛЬ 1
2021/2022 уч/год
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма аттестации и контроля |
1 |
Музейные фонды школьного музея – фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов
|
12 |
3 |
9 |
Тест |
2 |
Учёт основного фонда. Инвентарная книга.
|
9 |
3 |
6 |
Тест Заполнение инвентарной книги |
3 |
Документация школьного музея - акты, описи, картотеки. Хранение музейных фондов.
|
12 |
3 |
9 |
Тест |
4 |
Оформление новых экспозиций. Пересмотр старых и устаревших экспозиций. Пополнение музейных фондов.
|
12 |
3 |
9 |
Конкурс по оформлению новых экспозиций |
5 |
Требования к конкурсантам-фондовикам.
|
3 |
1 |
2 |
Мастер-класс |
6 |
Родная земля Волгоградская. Историческое прошлое Междуречья. Царицынская сторожевая линия (Вал Анны Иоановны). Обзор источников получения информации об историческом прошлом региона: Царицын-Сталинград-Волгоград.
|
12 |
3 |
9 |
Викторина |
7 |
Гражданская война на территории Междуречья.
|
9 |
3 |
6 |
Тест |
8 |
Сталинградская битва на территории Междуречья. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, погибшие на территории Междуречья.
|
15 |
3 |
12 |
Конкурс проектов и презентаций |
9 |
История посёлка Степной, совхоза «Россошинский», Россошинской средней школы
|
12 |
3 |
9 |
Викторина |
10 |
Требования к конкурсантам-краеведам
|
3 |
1 |
2 |
Мастер-класс |
11 |
Что такое школьный музей. Основные направления деятельности школьного музея. Экскурсионно-просветительское направление. Основные понятия по теме «Школьная экскурсия»
|
9 |
3 |
6 |
Онлайн-Тест |
12 |
Подготовка экскурсии. Основные принципы разработки новой экскурсии.
|
12 |
3 |
9 |
Мастер-класс |
13 |
Портфель экскурсовода. Индивидуальный текст. Речь экскурсовода
|
12 |
3 |
9 |
Конкурс экскурсоводов |
14 |
Маршрут экскурсии. Методические приёмы проведения экскурсии
|
9 |
3 |
6 |
Мастер-класс |
15 |
Требования к конкурсантам-экскурсоводам.
|
3 |
1 |
2 |
Тест |
|
ИТОГО |
144 |
39 |
105 |
|
Содержание программы «Музейная азбука»
ФОНДОВАЯ РАБОТА
Музейные фонды школьного музея – фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов
Учёт основного фонда. Инвентарная книга.
Документация школьного музея - акты, описи, картотеки. Хранение музейных фондов.
Оформление новых экспозиций. Пересмотр старых и устаревших экспозиций. Пополнение музейных фондов.
Требования к конкурсантам-фондовикам.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА
Родная земля Волгоградская. Историческое прошлое Междуречья. Царицынская сторожевая линия (Вал Анны Иоановны).
Обзор источников получения информации об историческом прошлом региона: Царицын-Сталинград-Волгоград.
Гражданская война на территории Междуречья.
Сталинградская битва на территории Междуречья. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, погибшие на территории Междуречья.
История посёлка Степной, совхоза «Россошинский», Россошинской средней школы
Требования к конкурсантам-краеведам
ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА
Что такое школьный музей. Основные направления деятельности школьного музея. Экскурсионно-просветительское направление. Основные понятия по теме «Школьная экскурсия»
Подготовка экскурсии. Основные принципы разработки новой экскурсии.
Портфель экскурсовода. Индивидуальный текст. Речь экскурсовода
Маршрут экскурсии. Методические приёмы проведения экскурсии. Требования к конкурсантам-экскурсоводам.
Учащиеся должны оперировать понятиями:
- Музейный фонд,
- Памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный),
- Книга учета,
- Акт приемки-сдачи,
- Карточка научного описания,
- Информации (по истории, географии, особенностях культурного и социально-экономического развития региона);
- Исследование (архивов, фондов, библиотек на предмет необходимой информации);
- Общение (с местными жителями, гостями, официальными лицами, специалистами и т.д.);
- Анализ и систематизация (полученных данных, выработка на их базе новых знаний);
- Написание и публикация научных работ, посвященных истории исследуемого региона.
- Проведение лекций, докладов, презентаций, видеороликов и других познавательных мероприятий в образовательных учреждениях, библиотеках, музеях.
- Участие в мероприятиях регионального, Всероссийского и международного уровня, посвященных истории и краеведению;
- Индивидуальный текст, контрольный текст, маршрут экскурсии, приемы проведения экскурсии, показ в экскурсии, портфель экскурсовода, рассказ экскурсовода, техника проведения экскурсии, экскурсионная группа, экскурсионная методика, экскурсионный метод, экскурсионный объект, экскурсионный продукт, экскурсия, экскурсовод, технологической карта экскурсии, экскурсант.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.
- Работать с документальной и художественной литературой, соответствующей их возрасту;
- Общаться с людьми по проблемам своего проекта;
- Работать с материалами выставок в школьном музее;
- Работать по оформлению музея, делать презентационные видеоролики о своей работе.
- Должны быть внимательными, терпеливыми, трудолюбивыми. Поскольку работа связана с написанием публикаций, не помешает и умение работать с обратной связью от читателей и экспертов, упущенная мелочь сделает исследование менее значимым.
- Искать информацию. Причем не той, которую можно найти в интернете, а хранимой лишь в архивах и памяти старожилов. Нужно обладать навыками поиска и обработки информации, аналитическим и критическим мышлением, способностью перерабатывать большие объемы данных, не упуская ничего важного.
МОДУЛЬ 2.
2022/2023 уч/год
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма аттестации и контроля |
1 |
Поиск на местах боевых действий периода Сталинградской битвы. Подготовка к межрегиональному конкурсу «Поисковик – 2022»
|
20 |
5 |
15 |
Тест |
2 |
Археологический раскоп.
|
20 |
5 |
15 |
Заполнение документов археологического раскопа |
3 |
Артефакты военного времени как результат поисковой работы.
|
21 |
6 |
15 |
Тест |
4 |
История и география полевого поиска.
|
22 |
7 |
15 |
Оформление дорожных карт |
5 |
Техника безопасности при обнаружении ВОП.
|
22 |
7 |
15 |
Тест, презентации |
6 |
Этапы выполнения исследовательской работы (проекта) – подготовка, планирование, исследование, выводы, отчёт-защита, оценка
|
21 |
6 |
15 |
Написание и защита ИР |
7 |
Выполнение ИР и проектов на конкурсы Городищенских военно-исторических чтений «О войне мы не забыли»
|
22 |
7 |
15 |
Написание и защита проекта |
8 |
Выполнение ИР и проектов на региональный конкурс «Музей XXI века»
|
22 |
5 |
17 |
Написание и защита ИР |
9 |
Выполнение ИР и проектов на межрегиональный конкурс «Сталинградская битва в истории России»
|
22 |
5 |
17 |
Написание и защита ИР |
10 |
Выполнение ИР и проектов на Всероссийский конкурс «Нам доверена память»
|
22 |
5 |
17 |
Написание и защита ИР |
|
|
216 |
58 |
158 |
|
Содержание программы «Музейная азбука»
ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Поиск на местах боевых действий периода Сталинградской битвы.
Подготовка к межрегиональному конкурсу «Поисковик – 2021»,
Археологический раскоп.
Артефакты военного времени как результат поисковой работы.
История и география полевого поиска.
Техника безопасности при обнаружении ВОП.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Этапы выполнения исследовательской работы (проекта) – подготовка, планирование, исследование, выводы, отчёт-защита, оценка
Выполнение ИР и проектов на конкурсы Городищенских военно-исторических чтений «О войне мы не забыли»
Выполнение ИР и проектов на региональный конкурс «Музей XXI века»
Выполнение ИР и проектов на межрегиональный конкурс «Сталинградская битва в истории России»
Выполнение ИР и проектов на Всероссийский конкурс «Нам доверена память»
Учащиеся должны оперировать понятиями:
- Экспедиция, Вахта Памяти, полевой выезд, полевой дневник, археологический раскоп, протокол раскопа, протокол эксгумации, протокол (акт) передачи останков родственникам, акт передачи родственникам личных вещей погибших защитников Отечества и др.
- Реферат, доклад, эссе, научно-исследовательская работа, проект, творческая работа, актуальность, методы, приёмы, цели и задачи исследования, защита проекта, выводы и др.
Учащиеся должны уметь:
- Безукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.
- Составлять и читать карту местности по современным координатам, делать привязки в военной карте-схеме маршрута экспедиции и места полевого поиска, делать фотофиксацию моментов раскопа, делать электронный отчёт, вычислять возраст погибшего, используя антрометрические таблицы, составлять опись найденных артефактов и делать оценку их сохранности для передачи в музей или родственникам.
- Уметь работать с архивами школьного музея, сайтами ОБД «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа» и др. и использовать сведения для написания рефератов, докладов, проектов, эссе.
Список источников и литературы для руководителя:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика. М., 2016.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение - М., 2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя. Под ред. Кудриной Т.А..-М., 2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. Горского В.А. Просвещение, 2015.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела. СПб., 2017.
6. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе. М., 2016.
7. Туманов В.Е., Школьный музей. М., 2017.
8. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: М-во образования и науки РФ от 12.01.2007 г. № 06-11.
9. Музей в школе. Практикум: сб.ст. - М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2006. - 64 с.
10. Музей образовательного учреждения. ГБОУ «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий». Волгоград, 2013
11. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г.
12. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей:
учебное пособие по
музейной педагогике. М., 2001. – 223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.