Занятие 1: «По страницам учебника «К тайнам нашего языка»
Оценка 4.8

Занятие 1: «По страницам учебника «К тайнам нашего языка»

Оценка 4.8
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.10.2021
Занятие 1: «По страницам учебника «К тайнам нашего языка»
Занятия родительского клуба "Ориентир"
родительский клуб Ориентир.docx

Родительский клуб «Ориентир»

Занятие 1: «По страницам учебника «К тайнам нашего языка»

1.Организационный момент.

*Встреча родителей.

*Знакомство с планом занятия.

2. Основная часть занятия. Разговор по теме встречи  (на партах учебники 2 класса по русскому  языку)

* Сегодня мы встретились, чтобы лучше понять логику построения, специфику подхода к рассмотрению  всех разделов этой части курса, особенности  представления  материала на страницах учебника русский язык «К тайнам нашего  языка» и тетради с печатной основой, теперь называемой тетрадью – задачником.

Важная особенность сегодняшнего разговора – нацеленность на помощь Вам в реализации  идей ФГОС. Так, при планировании уроков заранее просматриваю и определяю основные виды деятельности учащихся, формируемые УУД, а по ходу комментирования материалов учебника, в рекомендациях к урокам буду стараться обращать ваше внимание на способы организации деятельности детей, которые обеспечивают формирование у них не только предметных, но и метапредметных, универсальных учебных действий. Постараюсь помочь вам и вашим детям полноценно использовать те возможности, которые представляет учебный комплект для органичного слияния процессов обучения школьников русскому языку с их личностным развитием и воспитанием.

А) Особенности курса в свете современных подходов  к образованию младших школьников.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них УУД в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Прежде всего,  курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт.

При построении  курса был учтён важный момент: на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже владеют. То есть, этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования к осмыслению и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Поэтому этот учебник так и называется «К тайнам нашего языка». Авторы учебника  при  его построении  стремились различными методическими средствами последовательно формировать у маленького школьника эмоционально - ценностное отношение к русскому  языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка  уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.

На каждом из этапов обучения центральным становится  тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника.

В 1 классе на доступном уровне было введено понятие «родной язык», говорилось о русском языке как о государственном. Теперь во 2 классе, где центральным является обучение письму грамотному, на первый план выдвигается тезис: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!» Этим тезисом, как мотивом, будет направляться формирование у учащихся комплекса предметных, в данном случае орфографических, умений: обнаруживать орфограммы, оценивать свою готовность правильно выбрать написание, решать задачу или особым способом сознательно «уходить» от ошибки, проверять написанное.

А уже в 3-4 класса работа над словом будет подчинена мысли: «Как богат и разнообразен наш язык!» К этой мысли учащиеся пойдут путём постоянных наблюдений за использованием средств языка в речи и, постоянно будут получать её подтверждение в практике.

Б) Так учебник создаёт возможности для постепенного  формирования у младших школьников языкового самосознания  как элемента гражданственности, что является важнейшим  компонентом духовно – нравственного становления личности и рассматривается как один из основополагающих результатов начаьльного общего образования.

·         Большая часть разделов  и тем содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные  умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются  умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме.

·         Все предметные умения формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций.  Вот почему в учебнике так много внимания уделяется проведению рассуждений, построению алгоритмов и памяток.

·         При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу.

Приведу пример формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, связанный именно с программой  2 класса.  Это последовательно реализуемый в комплекте приём письма с «окошками» - пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется уже ранее названным социальным мотивом: «На родном языке писать с ошибками стыдно!» (стр.84,ч.1). 

Применение приёма обеспечивает:

·         Совершенствование у мл. школьников ряда предметных, орфографических умений;

·         Становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу выполнения действия;

·         Постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к своей речи;

·         Психологическую разгрузку ученика, спокойного обдумывания снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может вписана после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки.

 

В) Одним из направлений формирования  познавательных учебных действий  является обучение младших  школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней. В учебнике обучение  осуществляется в 3 направлениях:

·         Обучение чтению учебных текстов и их полноценному пониманию, т.е. «вычерпыванию»  из них нужной информации, а также её включению в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению для решения стоящих задач;

·         Обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц,  схем, моделей, в том числе,  алгоритмических, и т.п.;

·         Обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике.

Г). О содержании курса

В  рамках курса русского языка 2 класса продолжается совершенствование каллиграфических умений (поэтому пишем пока в тетрадях с узкой линейкой).

 В целом материал 2 класса очень значим  для успешного освоения  всего курса русского языка. Здесь продолжается, углубляется и расширяется работа в разных направлениях – по развитию речи и совершенствованию видов речевой деятельности, по лексике, фонетике, графике, грамматике, орфографии. Усиливается внимание к значению слов (напр. Упр.200, стр.97 библиотека ???). Усиливается внимание к обучению построения предложений и текстов с интуинтивного уровня на понятийный. Второклассники продолжают учиться создавать высказывания таких жанров: записки, письма, поздравления, воспоминания; овладевают разговорно – художественной речью (способностью рисовать словами), в деловой (сочиняют загадки, делают словесные зарисовки, пишут мини – инструкции в виде кулинарных рецептов (напр. стр.85, упр. 172).

Большое значение придаётся становлению устной деловой речи, диалогической и монологической – способности участвовать в коллективном обсуждении, излагать изучаемый материал, вести рассуждение, выражать точку зрения и объяснять принятые решения (поэтому, если вы дома с ними поговорите, порассуждаете на ту или иную тему, вызывая их на спор , доказывание, будет здорово).

Способ подачи материала в учебнике даёт возможность накапливать учащимся опыт культуры общения и чтения, в том числе, совершенствовать как техническую сторону чтения, так и умение извлекать из прочитанного нужную информацию (инструкции, справочники, словари и т.д.)

Изучение фонетики и формирование фонетических умений доводится до определённого логического завершения (звук и буква, напр. Упр.142, стр.69).

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что  и в 1 классе. Отличие состоит лишь в том, что вводится понятие «предмет», за которым скрывается значение всех имён существительных.

Вопрос второстепенных и главных членов перенесён в третий класс.

Вводится понятие «текст», с ним связаны «тема» и «основная мысль».

Центральным во 2 классе является орфографическая задача. – научить сознательно действовать при письме:

·         Обнаруживание орфограмм;

·         Определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться;

·         Применение правила, если оно известно;

·         Самопроверку написанного.

Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения в первой четверти, а во второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» - охватывает всю третью четверть. Сущность их различий понятна из названия разделов.

 Таким образом, приём обучения грамотному письму вместе с тем  является способом  развития каждого ученика.

 

Д) Особенности подачи материала.

* Создаются условия для того, чтобы ребёнок выступал не как слепой исполнитель воли взрослого, а был человеком, активно и осознанно действующим.

*Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность малыша.

*Все задания  обращены непосредственно к ученику. Авторы подсказывают, советуют, напоминают, предлагают. Но это вовсе не означает, что представленный в учебнике материал читает сам ученик. Бывает так, что правильнее произнести Вам, а после просить ребёнка прочитать.

*Обратите внимание на схемы и модели. Учащиеся должны научиться не только понимать заложенную в них информацию, но и переводить в словесную форму. Пусть ребята чаще объясняют назначение  и содержательный смысл используемых  моделей взрослым дома. Это очень полезно с точки зрения  и обучения, и развития ребёнка, в том числе речевого, и становления у него уважения  к себе как ученику, как носителю приобретённой информации.

*По прежнему обязательным средством обучения является тетрадь на печатной основе (теперь тетрадь – задачник, т.е много объяснений). Замечу, что 2-ков следует приучать при самостоятельной работе, особенно дома, выполнять задания порциями, ориентируясь на красные квадратики (синие или зелёные). Использование тетради - задачника даёт возможность увеличить объём учебной работы на уроке и одновременно разгрузить ученика, поскольку позволяет избежать ненужного переписывания. Однако, тетрадь – задачник не заменяет, а лишь дополняет обычную школьную тетрадь.

*Обращаю внимание, что в учебник (1 часть) помещено «Слово к взрослым».

 

Е) О работе над словарными словами.

Обязательны проверочные словарные диктанты. Но введение новых слов нигде не планируется на страницах учебника. В орфографическом словаре (показать)  слова, подлежащие запоминанию во 2 классе, отмечены красными звёздочками. Голубые – это слова из словаря  1 класса. Остальные слова – пропедевтика, на них особое внимание будет уделяться в последующих классах. Слова запоминаем в тренировке.

 

Ж) Письмо под диктовку.

Диктую два раза. Первый- ученик слушает и обрабатывает информацию в голове, на второй раз – пишет. Предложения записываем по частям.

 

З) Работа над ошибками.

Исправление ошибок – это не простая констатация факта, а один из элементов обучения. Поэтому, сейчас я зачёркиваю и исправляю ошибку сама, далее буду только подчёркивать место с ошибкой, чтобы ребёнок мог задуматься над характером ошибки и исправить её в РНО.  Сказанным определяется, что ребёнок, получив тетрадь с пометами, исправил свои ошибки. Для этого нужно будет использовать памятку «Как работать над ошибками».

 

Как работать над ошибками

Памятка

1.      Найди ошибку

2.      Определи, в какой части слова допущена ошибка

3.      Выпиши слово

4.      Реши, какое правило нужно применить

5.      Выполни нужные действия и вставь букву

 

Надеюсь, что эти дополнительные подсказки не только облегчат работу, но и сделают её более эффективной. Успехов Вам в преодолении трудностей и всего доброго!   Благодарю за участие в  работе клуба.


 

Родительский клуб «Ориентир»

Родительский клуб «Ориентир»

На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника

На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника

Становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу выполнения действия; ·

Становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу выполнения действия; ·

Изучение фонетики и формирование фонетических умений доводится до определённого логического завершения (звук и буква, напр

Изучение фонетики и формирование фонетических умений доводится до определённого логического завершения (звук и буква, напр

Однако, тетрадь – задачник не заменяет, а лишь дополняет обычную школьную тетрадь

Однако, тетрадь – задачник не заменяет, а лишь дополняет обычную школьную тетрадь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021