Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» с. Березовка
|
|
||||
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
«Три аккорда»
Возраст обучающихся: 12-15лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Гостева НатальяАлександровна
Педагог дополнительного образования
Березовка 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение_______________________________________________________3
2. Пояснительная записка ___________________________________________4
3. Направленность программы_______________________________________4
4. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность______________6
5. Цель и задачи программы_________________________________________7
6. Отличительные особенности программы___________________________10
7. Возрастные особенности детей 12-15 лет___________________________11
8.Организация учебного процесса___________________________________12
9. Обучающиеся по программе______________________________________12
10. Принципы обучения по программе_______________________________13
11. Формы и методы результативности образовательного процесса_______14
12. Прогнозируемый результат освоения программы___________________16
13. Формы подведения итогов реализации программы и критерии оценки. Формы контроля__________________________________________________19
14. Критерии оценки теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся________________________________________________21
15. Работа с родителями____________________________________________23
16. Учебный курс 1-го года обучения________________________________23
17. Учебно-тематический план 1 год обучения ________________________25
18. Содержание тем учебного курса I - го года обучения________________33
19. Прогнозируемые результаты I-го года обучения____________________39
20. Методическое обеспечение_____________________________________40
21.Условия реализации программы__________________________________41
22. Литература для педагога________________________________________42
23. Литература для учащегося_______________________________________43
24. Приложение к программе_______________________________________45
25. Фиксирование и отслеживание практических результатов учащихся___47
26. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аккорд» ______________________________________________47
27. Календарный учебно-тематический план 1-го года обучения__________55
Введение
Объединение «Серебряная струна» образовалось в октябре 1997 года. Руководитель - Гостева Наталья Александровна. За это время сложился большой, дружный, творческий коллектив ценителей и любителей авторской песни. Сегодня «Серебряная струна» - востребованный и стремительно развивающийся детский коллектив, в котором занимаются учащиеся 4 – 11 классов. Новизна учебной обстановки, предметного материала, разнообразие практических, творческих заданий, возможность выбора песенного репертуара – всё это позволяет увлечь обучающихся удивительным миром авторской песни.
Дети любят быть в роли артистов. Выступления перед зрителем является главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества. Учащиеся - активные участники концертных программ, традиционных мероприятий ЦДТ. Ежегодно по полугодиям в объединении проходят творческие отчеты и Бард-кафе, на которых имеется возможность увидеть выступления выпускников объединения, местных авторов-исполнителей. На конкурсах, фестивалях ребята знакомятся с авторами-исполнителями из разных городов России, бывают на творческих мастерских известных современных бардов, знакомятся с лучшими образцами авторской песни.
Воспитанники объединения ежегодно успешно участвуют в конкурсах, фестивалях авторской песни разного уровня (районные, краевые, межрегиональные, всероссийские, международные), проявляют инициативу в реализации социально-значимых проектов.
Выпускники продолжают активно участвовать в творческих мероприятиях по месту дальнейшей учёбы или в образовательных учреждениях, в которых они получают основное образование.
В репертуар ансамблей, дуэтов, трио, сольных выступлений включены песни разных авторов: известных российских бардов, бардов - классиков, авторов-исполнителей Пермского края, местных авторов-исполнителей.
Подбирая репертуар, педагог обращает своё внимание на воспитывающую сторону песни, содержательный, художественный текст, соответствие возрасту учащихся, степень сложности.
Банк данных творческих работ учащихся ежегодно пополняется. В сборники «Моя песня на компакте» вошли песни в исполнении выпускников, авторские произведения учащихся. В печатный сборник «На маленьких бригах детской мечты» вошли тексты песен, стихов собственного сочинения ребят разных лет обучения. Формируется печатный сборник сказок, рассказов «Дети детям».
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Три аккорда» для детей с ОВЗ разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Серебряная струна», автор-составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гостева Наталья Александровна.
Срок реализации программы 1год.
Уровень освоения программы – стартовый
Программа модифицированная, имеет художественную направленность и социальную адаптацию
Программа ориентирована на детей с разными типами заболевания (глаз, задержкой психического развития, умственной отсталости) и рассчитана на возраст детей 12-15 лет
Направленность программы. Программа «Три аккорда» является модифицированной, имеет художественную направленность, стартовый уровень.
Общекультурный уровень программы направлен на удовлетворение познавательного интереса ребенка, стартовых знаний, умений и навыков в данной образовательной области, обогащение навыков общения и участия в совместной деятельности.
Неудивительно, что гитара, проникновенные стихи, несложные мелодии, идущее из души, из сердца пения – всё это так волнует и сближает. Слияние в одном лице поэта, музыканта и исполнителя называют авторской (бардовской) песней.
Люди сроднившиеся с движением АП, знают, что такое высшее духовное благо – оно в солидарности, в человеческой радости, в участии в общем справедливом деле, в развитии талантливой индивидуальности каждого.
Программа «Три аккорда» состоит из двух разделов: «Гитарный аккомпанемент» (обучение игре на шестиструнной гитаре) и «Авторская песня» (история и антология АП, исполнительское мастерство, знакомство с лучшими образцами песенного творчества бардов).
Программа «Три аккорда» способствует развитию музыкальных и литературных способностей учащихся, музыкального слуха, памяти, чувства ритма, умения координировать слух и голос.
Программа нацелена на формирование личности подрастающего поколения, создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации. Эта цель созвучна основной идее концепции модернизации российского образования – формированию нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения и его подготовку к жизненному самоопределению.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость) очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть творческие способности.
Новизна программы заключатся в том, что адаптирована для детей с разными диагнозами, построена на идеях личностно-ориентированного обучения детей с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка. Позволяет организовывать учебный процесс с детьми подрасткового возраста, ориентирована на интересы детей, приобщение их к культурным ценностям на основе свободного выбора разных видов творческой деятельности и индивидуальной образовательной траектории.
Программа составлена с учетом разного уровня подготовки и развития детей, их вкусов и потребностей. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы учащийся поверил в свои силы, и у него не пропало желание заниматься музыкой.
Министерством образования и науки РФ утвержден Федеральный образовательный стандарт второго поколения. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися общеобразовательной программы. Это предметные, личностные и метапредметные (универсальные учебные действия) результаты. Стандарт ориентирован на творчество, инновационную, проектную, информационно-познавательную деятельность.
Актуальность программы в том, что она помогает учащимся реализовать свой творческий потенциал, создает условия для сотрудничества и сотворчества, даёт возможность самоутвердиться, самовыразиться, самореализоваться, повысить свою самооценку в глазах сверстников и родителей, помогает сформировать певческие, слушательские навыки.
Программа способствует привлечению к песне широких слоёв детей, приобщению их к поэзии посредством песневоспитания поэтическим словом.
Занятия по программе «Три аккорда» способствуют формированию личностных качеств: позитивного мышления, эстетического вкуса, нравственных качеств учащихся, гражданственности, патриотизма, метапредметных умений и навыков.
Педагогическая целесообразность Авторская песня реализует потребность в творческой самореализации. Слияние в одном лице сочинителя и исполнителя песни под гитарный аккомпанемент, овладение игрой на гитаре значительно усиливает авторитет личности при вхождении в новую компанию сверстников, в учебных группах. Программа «Три аккорда» способствует всестороннему раскрытию и реализации творческого потенциала личности каждого в условиях коллектива, рассчитана на подростковый и юношеский возраст.
Главной задачей программы является организация содержательного досуга подростков и старшеклассников, чтобы оградить их от многих пороков современного общества, в частности, от наркомании, алкоголизма, вредного влияния улицы.
Цель программы: создание условий для привлечения учащихся с ОВЗ к жанру авторской песни, раскрытия их творческого потенциала посредством комплексного обучения основам авторской песни, приобщения к поэзии посредством песневоспитания поэтическим словом.
Задачи программы
Предметные.
Обучающие:
познакомить:
- с творчеством представителей жанра АП, лучшими образцами песенного и поэтического творчества, традициями АП;
- со специальной терминологией;
научить:
- отличать жанр авторской песни от других жанров песенного искусства
- основам гитарного аккомпанемента, вокальной технике, исполнительскому мастерству;
- исполнять песни под собственный аккомпанемент, подбирать аккомпанемент к песням на слух
- пользоваться схемами аккордов, табулатурой, специальной терминологией техническими средствами (микрофоны, стойки, шнур для звукоснимателя, тюнер, кападастр, маракас, устройство для натяжения и ослабления струн, ремни для гитар);
Развивающие:
Способствовать развитию:
- творческих способностей, через написание стихов, мини-рассказов, сказок, песен, музыки;
- музыкальных (литературных) способностей, (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальный вкус, фантазия);
- индивидуальных способностей
- потребности к социально значимой деятельности
- эмоционально чувственной сферы
Способствовать формированию :
- интереса к АП, как отдельному жанру искусства.
- навыков оценивания своего исполнительского искусства и других
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию:
- у учащихся общей и сценической культуры посредством приобщения их к искусству АП, её ценностям;
- социально значимых качеств: трудолюбия, ответственности, терпения, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности
- культуры поведения на концертах, конкурсах, фестивалях
- уважительного отношения к семье, друг другу, окружающим людям, природе
- чувства патриотизма, гордости за свою Родину, край, народ, уважения к героическому прошлому через содержание репертуара
Способствовать формированию:
- у подростков активной жизненной позиции для адаптации в обществе.
- навыков положительного и доброжелательного общения друг с другом;
- навыков нравственно-этического поведения
- потребности детей в исполнении содержательных песен под аккомпанемент гитары
Создать условия:
- для адаптации, раскрепощения, сплочения детей в новом коллективе
- для приобретения опыта выступления в качестве исполнителей АП на концертах, творческих отчетах, конкурсах, фестивалях.
- для формирования исполнительской и сценической культуры
- для формирования адекватной самооценки
- для развития способностей к саморазвитию и самообучению
Метапредметные задачи
- научить самостоятельно ставить цели (задачи), выбирать или создавать способы для решения поставленной задачи;
- научить использовать различные способы поиска информации в справочных источниках, специальной литературе, сети Интернет;
-работать с видео – и аудиоматериалами
-анализировать этапы работы над концертным номером
- научить анализировать собственную творческую работу;
- научить планировать, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-сотрудничать и взаимодействовать с педагогом, друг с другом в процессе совместной деятельности
- проектной деятельности
Отличительные особенности данной программы
от типовой программы по классу гитары
Программой предусмотрено изучение истории АП, творчества бардов-классиков, знакомство с творчеством современных бардов, местных авторов-исполнителей, бардов Пермского края.
Гитарный аккомпанемент представлен начальной школой игры на инструменте (шестиструнная гитара), где нет знаков альтерации (диез, бемоль), нет преподавания нотной грамоты, но изучается строение аккордов и техника приёмов звукоизвлечения, табулатура.
В программе представлен большой «песенный багаж» с разнообразной тематикой песен бардов-классиков, современных бардов, авторов-исполнителей и малоизвестных авторов.
Предусмотрена творческая работа по созданию и реализации учебных и социальных проектов: «На маленьких бригах детской мечты» (печатный сборник авторских детских стихов и песен),
сочинение сказок (сборник «Сказки – дети детям»), «Мы вместе» (детский социальный проект ЦДТ для детей с ограниченными физическими возможностями здоровья и их родителей
Возрастные особенности детей 12-15 лет
Работа с подростками требует особого подхода. Очень важно учитывать особенности возрастной психологии, т.к. подростковый период –сложный и ответственный этап развития личности. Он характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и продолжается с 12 до 17 лет. Этому возрасту свойственен так называемый «подростковый эгоцентризм». Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется трагической и непоправимой); субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей); уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Появляется повышенная возбудимость, импульсивность, формируется самосознание. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В формировании личности ведущую роль теперь играют социальные факторы: общество, семья, друзья.
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Характер детей в этом возрасте только складываются, но они обладают уже некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели. Быстрая смена настроений, эмоциональная неуравновешанность, легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Все это учитывается при постановке образовательных целей и задач каждого занятия.
Организация учебного процесса
Программа рассчитана на 1 учебный год - 144 учебных часа, ориентирована на детей 12 – 15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. Два часа в неделю предусмотрено на знакомство с творчеством бардов, авторов-исполнителей (раздел «Авторская песня») и 2 часа на обучение игре на инструменте (раздел «Гитарный аккомпанемент»).
Обучающиеся по программе.
В текущем 2023-2024 учебном году в творческом объединении «Серебряная струна» занимается 17% детей с ОВЗ, это дети с нарушением слуха, зрения и дети ЗПР. С каждым годом таких детей становится все больше. По программе «Три аккорда» занимается 1 ребёнок-инвалид с диагнозом – F-70, умственная отсталость. Для него разработан индивидуальный индивидуальная программа. Поставлены цели, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи с учётом заболевания ребёнка и его физиологических особенностей развития.
Программой предусмотрено проведение познавательных игр, физкультминуток, направленных как на повышение познавательного интереса к предмету, так и на сбережение здоровья ребенка (зрение, осанка, возрастная потребность в двигательной активности).
В основе программы – чёткое соблюдение режима труда и отдыха.
Принципы обучения по программе «Три аккорда»
Данная программа разработана на основе следующих принципов:
1.От простого к сложному (последовательное овладение умениями и навыками игры на гитаре, навыками управления голосовым аппаратом)
2. Принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе.
3.Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной «Я — концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.
4.Принцип гуманности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский).
5. Принцип доступности. Обучение и воспитание по программе «Три аккорда» строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
6. Принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского, привлекать к обучению все органы чувств, в учебном процессе используются разнообразные иллюстрации, видео- и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяется эмпирический метод — метод подражания.
7.Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников.
8. Принцип единства подхода к воспитанию в объединении и семье. С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество детей и родителей в воспитательной работе.
Формы и методы результативности образовательного процесса
Для воспитания и развития навыков творческой работы воспитанников, умения фиксировать и обобщать материал программой предусмотрены следующие основные методы и технологии обучения:
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый (поиск решения проблемной ситуации, побуждающий, наводящий диалоги);
- словесные методы (рассказ, беседа);
- наглядные методы обучения (работа со схемами, инструкционными картами, специальной литературой, интернет-ресурсами);
- самостоятельная работа;
- просмотр, презентаций, видеозаписей (конкурсы, фестивали);
- прослушивание аудиозаписей, МП-3 дисков с лучшими образцами АП;
- технические упражнения;
- упражнения на дыхание, дикцию (артикуляционные упражнения);
- репетиции, выступления;
- работа над созданием сценического образа;
- работа над исполняемыми учащимися произведениями с использованием технических средств: микрофоны, стойки, шнур для звукоснимателя, тюнер, кападастр, диктофон, маракас, устройство для натяжения и ослабления струн, ремни для гитар, диктофон;
- прослушивание аудио- и видеозаписей собственного исполнения, их анализ и обсуждение;
- посещение концертов известных российских бардов, авторов-исполнителей, местных авторов-исполнителей.
Использование на занятиях игровых методов обучения позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, способствует развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, коммуникативных качеств.
Использование в учебном процессе современных образовательных технологий и методик учит ребят сравнивать, анализировать, обобщать, обмениваться мнениями, обусловливает личностные, метапредметные, предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы.
Для каждого ребенка на занятиях по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, обеспечивается право выбора темпа и уровня сложности выполнения учебных заданий. Индивидуальный подход к обучению – подбор репертуара, гибкость в выборе тональностей. На занятиях доминирует демократический стиль общения – отношения педагога с воспитанниками строятся на взаимоуважении, взаимопонимании и сотрудничестве. Используется метод соавторства и сотворчества.
Программой, помимо занятий, предусмотрены другие виды деятельности: участие в концертах, экскурсии, встречи с интересными людьми, местными авторами-исполнителями, выпускниками прошлых лет.
Содержание программы раскрывается в таких формах учебной творческой деятельности как: практические, теоретические текущие занятия, организационные, итоговые занятия, занятия-зачеты, творческие отчеты, мини-конкурсы, выступления на концертах.
В начале учебного года в учебных группах проводятся организационные занятия, а по итогам 1,3 четвертей – итоговые занятия, по итогам полугодий – творческие отчеты.
Используются приемы стимулирования учащихся для поддержания интереса к обучению (эмоциональные переживания, ситуация новизны, актуальности);
Серьезное внимание в учебном процессе уделяется контролю и самоконтролю (на всех этапах занятия используется устный опрос, письменные задания в виде кроссвордов, тестирования, анализа и самоанализа практической работы).
Прогнозируемый результат освоения программы
Учащиеся:
Продемонстрируют развитие:
- музыкальных (литературных) способностей, (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальный вкус, фантазия);
- индивидуальных способностей;
- эмоционально чувственной сферы;
Проявляют:
- потребность к социально значимой деятельности;
- интерес к АП, как отдельному жанру искусства;
- уважительное отношение к семье, друг другу, окружающим людям, природе;
- потребность детей в исполнении содержательных песен под аккомпанемент гитары;
-доброжелательное отношение друг к другу;
Могут:
- оценить свое исполнительское искусство и других;
Знают и соблюдают:
- правила нравственно-этического поведения;
- культуру поведения на концертах;
- общую и сценическую культуру;
Продемонстрируют сформированность:
- активной жизненной позиции;
- способности к саморазвитию и самообучению;
- социально значимых качеств: трудолюбия, ответственности, терпения, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности;
Предметные результаты:
Учащиеся:
знают:
- творчество представителей жанра АП, лучшие образцы песенного и поэтического творчества, традиции АП;
владеют:
- специальной терминологией;
- умениями и навыками игры на инструменте, вокальной техникой, исполнительским мастерством;
могут:
-отличить жанр авторской песни от других жанров песенного искусства
- исполнять песни под аккомпанемент гитары;
- пользоваться схемами аккордов, табулатурой, специальной терминологией техническими средствами (микрофоны, стойки, шнур для звукоснимателя, тюнер, кападастр, маракас, устройство для натяжения и ослабления струн, ремни для гитар);
Метапредметные результаты
Учащиеся:
Могут:
-самостоятельно ставить цели (задачи), выбирать или создавать способы для решения поставленной задачи;
- планировать, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- использовать различные способы поиска информации в справочных источниках, специальной литературе, сети Интернет;
-работать с видео – и аудиоматериалами
-сотрудничать и взаимодействовать с педагогом в процессе совместной деятельности
Формы подведения итогов реализации
программы и критерии оценки
Способы и методы определения результативности учебно-воспитательного процесса направлены на определение степени усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков, универсальных учебных действий, развитие творческих способностей каждого ребенка, его личностных качеств.
В течение учебного года по программе используются следующие формы контроля:
Формы контроля
- устный (письменный) опрос
- кроссворды
- тесты
- практические задания
- зачет для проверки приемов звукоизвлечения, умений и навыков игры на инструменте
- творческие задания на рифму
Для определения стартового уровня подготовки учащихся по программе в сентябре для детей первого года обучения проводится вводная диагностика в форме прослушивания, в ходе которого определяются музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, литературные способности Для проверки литературных способностей используются творческие задания на рифму. Каждый из перечисленных выше параметров оценивается по 5-бальной системе по 3 уровням, где:
5 баллов - высокий уровень подготовленности
4 балла – базовый уровень
3 балла – минимальный уровень.
Зафиксированные баллы не суммируются, а выводится средний общий балл, который соответствует стартовому уровню подготовленности учащегося по программе.
Результаты вводной диагностики фиксируются в специально разработанной карте сводных данных диагностик.
Теоретические знания учащихся проверяются на итоговых занятиях по завершении 1.3 четвертей посредством устного, письменного опроса, тестирования.
Формой текущего отслеживания практических умений и навыков учащихся является зачёт, в ходе которого проверяются приемы звукоизвлечения, умения и навыки игры на инструменте.
Оценивание теоретических знаний, предметных компетенций ведется по трём уровням (высокий, базовый, минимальный) и фиксируется в листах отслеживания посредством буквенного обозначения ( В, Б, М).
По завершении 1 полугодия с учащимися проводится промежуточная диагностика, цель которой – определение степени усвоения детьми учебного материала, оценка динамики развития и роста мастерства учащихся на данном этапе.
По завершении 2 полугодия проводятся итоговая диагностика, цель которой – определение степени достижения результатов обучения по программе, закрепление знаний, формирование компетенций, личностных качеств, ориентация учащихся на дальнейшее обучение.
При проведении промежуточной и итоговой диагностик выводится средний общий уровень усвоения программного материала (без разделения на теорию и практику) по 3 уровням.
Результаты текущей и итоговой диагностик фиксируются в карте сводных данных диагностик.
Сформированность личностных и метапредметных умений учащихся отслеживается педагогами посредством наблюдения.
Разработанная система отслеживания результатов позволяет проследить путь развития ребёнка на том или ином этапе обучения по образовательной программе.
Критерии оценки теоретических знаний
и практических умений и навыков учащихся
Высокий уровень
Теория – Уровень теоретических знаний полностью соответствует программным требованиям. Учащийся свободно воспринимает теоретическую информацию, осмысленно владеет терминологией, даёт полные и правильные ответы на занятиях. У учащихся хорошо развиты практические навыки работы со специальной литературой и интернет-ресурсами.
Практика – Правильно выполняет специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, и творческие задания, знает наизусть тексты песен, правильно интонирует, выразительно и осмысленно исполняет песню под аккомпанемент гитары. Владеет координацией слуха и голоса. Предлагает свои идеи при постановке сценических номеров;
Базовый уровень
Теория – Уровень теоретических знаний соответствует программным требованиям. Учащийся довольно свободно воспринимает теоретическую информацию, владеет специальной терминологией, даёт верные ответы на поставленные вопросы, но иногда они требуют дополнения или уточнения со стороны педагога,учащихся. У учащихся развиты практические навыки работы со специальной литературой и интернет-ресурсами.
Практика – Упражнения выполняет правильно, но с небольшими погрешностями, путается в некоторых понятиях. Не всегда может выполнить творческие задания. Знает большую часть песен наизусть. Правильно, но недостаточно выразительно исполняет песню под аккомпанемент гитары, имеются некоторые нарушения координации слуха и голоса. Иногда предлагает свои идеи при постановке сценических номеров;
Минимальный
Теория – Уровень теоретических знаний не в полной мере соответствует программным требованиям. Учащийся с трудом воспринимает теоретическую информацию.
Знание теоретического материала программы поверхностное. В терминологии путается. У учащихся не развиты практические навыки работы со специальной литературой и интернет-ресурсами.
Практика – Упражнение правильно выполняет только после многократного повторения. При выполнении творческих заданий испытывает трудности. Специальные упражнения выполняет с ошибками.
Тексты песен знает плохо. Не вслушивается в аккомпанемент гитары при исполнении песни. Не предлагает свои идеи при постановке сценических номеров
Работа с родителями
Педагог проводит для родителей и детей консультации по выбору инструмента, струн, чехлов для гитар, учитывая возрастные особенности ребенка. Родители приглашаются на концерты ЦДО в течение всего учебного года. Совместно с родителями проводятся совместные праздники, экскурсии, бард-кафе. Организуется проведение мастер-классов для родителей.
Учебный курс I-го года обучения
Задачи I-го года обучения
Обучающие:
дать:
- представление об АП как отдельном жанре искусства
познакомить:
- с бардами-классиками, их творчеством;
- с детскими, туристскими и дворовыми песнями;
- со схемами аккордов, табулатурой, специальной терминологией;
научить:
- слушать гитару, петь под её аккомпанемент,
- правильно понимать смысл исполняемых песен;
- формировать практические умения и навыки игры на инструменте.
- строить аккорды, пользоваться их схемами
- пользоваться табулатурой, специальной терминологией;
- приемам звукоизвлечения
- элементарным умениям игры на инструменте
Пополнить:
- песенный багаж
Развивающие:
способствовать:
- развитию творческой способностей, фантазии, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формированию музыкального вкуса учащихся.
- эмоционально-чувственной сферы
- развитию интереса к АП;
Воспитывающие:
способствовать:
- приобщению учащихся к искусству АП, её ценностям;
- воспитанию потребности детей в исполнении содержательных песен под гитару
- воспитанию доброжелательного отношения к социально значимой деятельности
- воспитанию уважительного отношения к семье, друг другу, педагогу,окружающим людям, природе, Родине через содержание репертуара
- формированию навыков нравственно-этического поведения
- создавать условия для адаптации и раскрепощения детей в новом коллективе.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п |
Темы
|
Количество часов
|
Формы занятий |
Формы подведения итогов |
|||||
Теория |
Практика |
Всего |
|||||||
1 |
Организационное занятие. Инструктаж по Т.Б. и П.Б. |
2 |
|
2 |
Рассказ-беседа. Просмотр электронных альбомов прошлых лет. Анкетирование (данные об учащихся). |
Письменный опрос |
|||
I раздел. «Гитарный аккомпанемент» |
|
||||||||
2 |
История гитары. Разновидность гитар. |
2 |
|
2 |
Рассказ, беседа. Практическая работа. |
Опрос |
|||
3 |
Устройство гитары. Правила её хранения и эксплуатации. Техника безопасности при обращении с гитарой. |
2 |
|
2 |
Рассказ, беседа. Практическая работа. |
Опрос |
|||
4 |
Настройка инструмента (сквозная тема). Замена струн, регулировка грифа, мелкий ремонт. |
2 |
2 |
4 |
Рассказ. Практическая работа на заданную тему. |
Практическая работа |
|||
5 |
Посадка гитариста. Постановка рук (сквозная тема). |
1 |
|
1 |
Рассказ, беседа. Практическая работа |
Опрос |
|||
6 |
Обозначение струн и ладов гитары. Аппликатура. Разновидность струн. |
2 |
|
2 |
Рассказ, беседы, консультации. Поиск в книгах, журналах, интернете нужной информации. Практическая работа на заданную тему. |
Опрос |
|||
7 |
Табулатура (цифровое обозначение нот). Упражнения на 1, 2, 3 струнах, I-ХII лад: 1. «Кузнечик» 2. «Во саду ли во городе» (2 варианта) 3. «С днём рождения» (2 варианта) 4. «Милка» 5. «Калинка» 6. «Песенка львенка и черепахи» Вводная диагностика. |
4 |
4 |
8 |
Практическая работа на заданную тему. Наблюдение по результатам вводной диагностики, практическая работа.
|
Самостоятельная работа, Зачет. |
|||
8 |
Аккорды, их построение и обозначение. Схемы аккордов Am, A, A7, Dm, D, D7, E, Em, E7, G, C, H7. Аппликатура. |
2 |
4 |
6 |
Рассказ, беседы консультации. Поиск в книгах, журналах, интернете нужной информации. Практическая работа на заданную тему. |
Самостоятельная работа, зачет |
|||
9 |
Основной и дополнительный бас (сквозная тема) |
|
2 |
2 |
Рассказ, беседа.Практическая работа на заданную тему. |
Опрос |
|||
10 |
Приём звукоизвлечения «щипок», Б – 321, (вместе) б – 321, (вместе) Аппликатура. |
|
6 |
6 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
11 |
Приём звукоизвлечения «вальсовый» Б – 321, 321 б – 321,321 Аппликатура. |
|
6 |
6 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
12 |
Приём звукоизвлечения «арпеджио», трёх звучный перебор: Б+1стр (вместе)-3, 2 б+1стр (вместе)-3, 2 |
|
4 |
4 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
13 |
Приём звукоизвлечения «арпеджио», четырёх звучный перебор: а) Б – 321, б) Б – 3 (2+1) вместе, 3 б – 321, б – 3(2+1) вместе, 3 Аппликатура. |
|
4 |
4 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
14 |
Приём звукоизвлечения «арпеджио», шести звучный перебор: Б – 32123, б – 32123. Аппликатура. |
|
6 |
6 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
15 |
Приём звукоизвлечения «арпеджио», восьми звучный перебор: Б – 3231323 б – 3231323 Аппликатура. |
|
6 |
6 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
16 |
Приём звукоизвлечения «бой» - четырёх звучный. Аппликатура. |
|
4 |
4 |
Консультации. Технические упражнения. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
17 |
Приём звукоизвлечения «бой» - шести звучный. Аппликатура. |
|
4 |
4 |
Консультации. Технические упражнения. Диалог. |
Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|||
II раздел. «Авторская песня» |
|
||||||||
18 |
О жанре авторской песни как об оном из видов искусства |
2 |
|
2 |
Рассказ, беседы консультации. Поиск в книгах, журналах, интернете нужной информации. Практическая работа на заданную тему |
Устный опрос |
|||
19 |
Возникновение и развитие АП. Кто такие барды. |
2 |
|
2 |
Рассказ, беседа консультации. Поиск в книгах, журналах, интернете нужной информации. Практическая работа на заданную тему |
Устный опрос |
|||
20 |
Туристическая песня. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседы консультации. Поиск в книгах, журналах, нужной информации. Интернет-ресурсы Практическая работа на заданную тему. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
21 |
Булат Окуджава – бард-классик. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседа, диалог. Поиск нужной информации в книгах, журналах. Интернет-ресурсы. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
22 |
Ада Якушева – бард-классик. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседа, диалог. Поиск нужной информации в книгах, журналах. Интернет-ресурсы. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
23 |
Юрий Визбор – бард-классик. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседа, диалог. Поиск нужной информации в книгах, журналах. Интернет-ресурсы. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
24 |
Владимир Высоцкий – бард-классик. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседа, диалог. Поиск нужной информации в книгах, журналах. Интернет-ресурсы. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
25 |
Виктор Цой, как образец «рок» направления в жанре авторской песни. |
1 |
1 |
2 |
Рассказ, беседа, диалог. Поиск нужной информации в книгах, журналах. Интернет-ресурсы. Творческие задания. |
Устный опрос |
|||
26 |
Дикция (артикуляция). Дыхание. Вокальные упражнения, творческие задания (сквозная тема). |
|
4 |
4 |
Артикуляционные, слоговые, вокальные упражнения, скороговорки. |
Практические упражнения |
|||
27 |
Пополнение «песенного багажа».
|
|
6 |
16 |
Работа с текстами песен. |
Практическая работа |
|||
28 |
Знакомство с лучшими образцами АП. Прослушивание аудиозаписей авторов-исполнителей, бардов. Просмотр видеоматериалов по АП. |
|
4 |
4 |
Рассказ-беседа. Поиск нужной информации в книгах, журналах, Интернете. Прослушивание песен, просмотр, презентаций, видео. |
Практическая работа |
|||
29 |
Подготовка к творческому отчету, работа с техническими средствами, репетиции на сцене. |
|
6 |
6 |
Практическая работа на заданную тему. |
Практическая работа |
|||
30
|
Итоговые занятия (I,III четверть). Творческий отчёт за I,II полугодие. Промежуточная, итоговая диагностика.
|
2 |
6 |
8 |
Теоретические задания. |
Самостоятельная работа. Устный, письменный опрос. Тестирование. |
|||
31 |
Проектная деятельность (сочинение, стихов, песен, сказок, рассказов) |
|
6 |
6 |
Работа над созданием печатного сборника «На маленьких бригах детской мечты», сборника «Сказки – дети детям» |
Практическая работа |
|||
32 |
Социально-значимая деятельность |
|
6 |
6 |
Поиск информации. Участие в мероприятиях по заказу. (Библиотека, школа, ЗАГС, детский сад) |
Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства. |
|||
33 |
Экскурсия на фабрику музыкальных инструментов «Кунгур-мелодия» |
4 |
|
4 |
Организация мероприятия |
Массова информация, наглядная информация, оценка мастерства. |
|||
34 |
Участие в культурно - массовых мероприятиях. |
2 |
12 |
14 |
Поиск информации. |
Концертная деятельность |
|||
|
Всего: |
35
|
109 |
144 |
|
|
|||
Содержание тем учебного курса I - го года обучения
Тема 1. Организационное занятие.
Знакомство с историей объединения, с курсом обучения, с планом работы на учебный год. Распределение по учебным группам, составление расписания. Инструктаж требования по пожарной безопасности.Просмотр видеоматериалов, фотоальбомов объединения.
Раздел I. «Гитарный аккомпанемент»
Тема 2. теория: Гитара – основной инструмент авторской песни. История гитары. «Испанская», «русская» гитара. Гитара в странах мира и в России. Разновидность гитар.
Тема 3. теория: Устройство гитары, её основные части. Правила обращения с гитарой, её эксплуатация, хранение, транспортировка. Техника безопасности при обращении с инструментом.
Тема 4. практика: Настройка гитары. Способы настройки гитары.
теория: Правила техники безопасности при замене струн, регулировке грифа.
Тема 5. теория: Посадка гитариста. Виды посадки. Постановка левой и правой рук.
Тема 6. теория: Цифровое обозначение струн и ладов гитары. Аппликатура правой и левой рук. Разновидность струн: учебные струны (нейлоновые), никелевые, бронзовые, посеребренные, медные. Их отличие. Мягкие, жёсткие струны. Струны сильной, средней, слабой натяжки.
Тема 7. практика: Разучивание мелодии, аккомпанемент на 1-3 струнах с I по XII лад. Использование табулатуры (цифровое обозначение нот), слоговой системы звуков. Исполнение мелодии на слух с текстом и без текста.
теория: Запись текстов упражнений, обозначение табулатуры.
Тема 8. теория: Аккорды, их буквенное обозначение. Схемы аккордов. Аппликатура (расположение пальцев на ладах, струнах)
практика: Построение аккордов на грифе инструмента. Постановка левой руки, аппликатура.
Тема 9. практика: Основной и дополнительный бас (сквозная тема). Правила построения аккордов в аккомпанементе с основным и дополнительным басом.
Тема 10. практика: Приём звукоизвлечения «щипок», аккомпанемент бас-ритм. Правила звукоизвлечения. Роль большого пальца правой руки. Приём звукоизвлечения «щипок» (бас-ритм) с аккордами Am, A7, E, Dm. Частушка – разучивание аккомпанемента. Последовательность Dm-Am-E-Am (лесенка аккордов). Аппликатура пальцев обеих рук, постановка рук. Цифровое обозначение.
Тема 11. практика: Приём звукоизвлечения «вальсовый» - аккомпанемент бас-ритм, ритм. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Разучивание аккомпанемента песни «Дом». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни. Цифровое обозначение приёма.
Тема 12. практика: Приём звукоизвлечения «арпеджио», трёх звучный перебор. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Разучивание аккомпанемента песни «Дождь». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни. Цифровое обозначение приёма.
Тема 13. практика: Приём звукоизвлечения «арпеджио», четырёх звучный перебор. Аппликатура пальцев правой руки, правила звукоизвлечения. Разучивание аккомпанемента песни «Роза». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни. Цифровое обозначение приёма.
Тема 14. практика: Приём звукоизвлечения «арпеджио», шести звучный перебор. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Цифровое обозначение приёма. Разучивание аккомпанемента песни «Я ходить с тобой не стал». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни.
Тема 15. практика: Приём звукоизвлечения «арпеджио», восьми звучный перебор. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Цифровое обозначение приёма. Разучивание аккомпанемента песни «Дельфинёнок». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни.
Тема 16. практика: Приём звукоизвлечения «бой» - четырёх звучный. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Схематическое изображение ритмических ударов. Разучивание аккомпанемента песни «Звезда по имени Солнце». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни.
Тема 17. практика: Приём звукоизвлечения «бой» - шести звучный. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Схематическое изображение ритмических ударов. Разучивание аккомпанемента песни «Детство». Аккордовая последовательность аккомпанемента песни.
II раздел. «Авторская песня»
Тема 18. теория: О жанре авторской песни, как об одном из видов искусства. Особенности жанра АП. Своеобразие жанра. Смысл и суть жанра.
Тема 19. теория: Возникновение и развитие АП в России. История АП. Основоположники АП. Современное состояние АП, её развитие, движение. Барды. Авторы-исполнители.
Тема 20. теория: Туристическая песня, её особенности и место в жанре авторской песни.
практика: Разучивание туристической песни («Перевал», «Акварель», «Соберёмся друзья», «Ты да я, да мы с тобой»)
Тема 21. теория: Бард-классик Булат Окуджава. Биография основоположника АП, знакомство с его творчеством. Тематика песен Б. Окуджавы (военные песни, песни из художественных фильмов, спектакли, городской романс).
практика: Прослушивание аудиозаписей песен, разучивание песен автора.
Тема 22. теория: Биография, творчество. Туристическая тема песен в творчестве Ады Якушевой. Дневниковые записи. Лирика в её творчестве.
практика: Прослушивание, разучивание песен Ады Якушевой.
практика: Разучивание его песен. Прослушивание песен Ю. Визбора.
Тема 23. теория: Бард-классик Юрий Визбор. Биография и творчество. Лирика Ю. Визбора. Многогранность личности. Тематика песен. Туристическая п практика: Прослушивание и разучивание песен Ю.Визбора.
Тема 24. теория: Бард-классик Владимир Высоцкий. Биография, творчество. Песни и стихи Владимира Высоцкого. Вл. Высоцкий в театре и кино. Вл. Высоцкий как выразитель мыслей, чувств и надежд своего времени. Правдивость его песен.
практика: Прослушивание и разучивание песен Владимира Высоцкого.
Тема 25. теория: Виктор Цой – как образец «рок» направления в жанре АП. Биография, творчество. Мама о сыне Виктора Цоя.
практика: Прослушивание и разучивание песен В. Цоя.
Тема 26. практика: Артикуляционная гимнастика, упражнения на формирование чувства ритма, дикции. Проговаривание скороговорок. Слоговые упражнения. Распевки, вокальные упражнения. Творческие задания на рифму, на формирование поэтических способностей.
Тема 27. практика: Пополнение «песенного багажа» - разучивание песен разных авторов-исполнителей, бардов-классиков, современных авторов. Пение хором, дуэтом, соло. Детские, туристические, студенческие песни, песни рок направленности, песни из кинофильмов. Подбор песенного репертуара индивидуально, для выступлений. Работа с микрофоном. Исполнительское мастерство, сценический образ.
Тема 28. практика: Знакомство с лучшими образцами авторской песни. Прослушивание аудиозаписей бардов, современных авторов-исполнителей. Просмотр видеоматериалов по АП.
Тема 29. практика: Подготовка к творческому отчету, работа с техническими средствами, репетиции на сцене. Работа над сценическим образом.
Тема 30. Итоговые занятия проводятся по окончании I-ой и III-ей четверти в форме устного или письменного опроса, выявление теоретических знаний. Творческие отчёты: за I полугодие «Наполним музыкой сердца», за II полугодие мини-фестиваль «Гитара по кругу», выявление практических знаний, умений и навыков. Участие учащихся каждого года обучения. Проведение промежуточной, итоговой диагностики.
Тема 31. практика: Проектная деятельность (сочинение, стихов, песен, сказок, рассказов). Работа над созданием печатного сборника стихов и песен учащихся «На маленьких бригах детской мечты», сборника детских сказок, рассказов «Дети детям».
Тема 32. практика: Социальная практика. Участие в мероприятиях по заказу (библиотека, школа, детский сад, ЗАГС) концертные выступления, творческие отчеты, бард-кафе, конкурсы в учреждении, достигается в дружеской среде (коллективе).
Тема 33. Теория: Экскурсия на фабрику музыкальных инструментов «Кунгур-мелодия» - знакомство с поэтапным изготовлением гитар, разновидность гитар, экспорт инструментов, условия труда людей, занимающихся изготовлением гитар. Приобретение инструментов, струн, ремней, ремонт гитар.
Тема 30. Участие в культурно-массовых мероприятиях:
1. Досугово-массовая работа в объединении – 8 часов.
- Организация творческих встреч с местными бардами, авторами-исполнителями; их проведение.
- Экскурсия в музей ООО «Амистар», знакомство с историей возникновения гитар в г. Кунгуре, их разновидности, современные инструменты. История деятельности фабрики.
2. Участие в общих мероприятиях ЦДО (акции) – 4 часа
3. Календарно-обрядовые праздники – 2 часа.
Прогнозируемые результаты I-го года обучения
Личностные результаты:
Учащиеся:
Проявляют:
- интерес к АП
- развитие фантазии, музыкального
- развитие музыкального вкуса
- развитие эмоционально-чувственной сферы
- потребность в исполнении содержательных песен под гитару
- уважительное отношение к семье, друг другу, педагогу, окружающим людям, природе, Родине через содержание репертуара
- доброжелательное отношение к социально значимой деятельности
- дружелюбие, сплоченность, адекватную самооценку
Знают и соблюдают:
- правила нравственно-этического поведения
Предметные результаты
Имеют представление:
- об авторской (бардовской) песне как отдельном жанре искусства
Знают:
- биографию и творчество бардов-классиков
- детские, туристские и дворовые песни;
Могут:
- слушать гитару, петь под её аккомпанемент
- строить аккорды, пользоваться их схемами несложных аккордов
- пользоваться табулатурой;
Понимают:
- смысл и содержание исполняемых песен;
Владеют:
- приемами звукоизвлечения
- специальной терминологией
- элементарными умениями игры на инструменте
Пополнили:
- свой песенный багаж;
Методическое обеспечение
1. Набор дидактического материала по темам программы (газетные врезки, статьи из журналов, дневниковые записи, ксерокопии из книг, журналов о творчестве, биографии бардов).
2. Подборка специальной
литературы.
3. Сборник с творческими заданиями и упражнениями.
4. Сценарии творческих отчётов.
5. Фонотека (аудио-видеозаписи), CD-, MP3-диски.
6. Таблицы аккордов.
7. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы).
8. Методические разработки итоговых, открытых занятий, презентации.
9. Папка с опросниками для проверки теоретических знаний учащихся, подборками информационного материала.
10. Папка с тестами для проведения итоговой диагностики.
11. Интернет-ресурсы (информация о творчестве бардов, фотографии, песни бардов)
Условия реализации программы
- Помещение с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией и освещением;
- столы, стулья;
- учебная доска;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- учебные (классические) шестиструнные гитары, концертные гитары;
- чехлы для гитар;
- подставки для ног;
- информационный стенд;
- технические средства: устройство для натяжения и ослабления струн (для замены и настройки струн), каподастр, тюнер, шнур для звукоснимателя, стойки, микрофоны, наушники, микшерский пульт, ноутбук, колонки;
- концертный зал.
Литература для педагога
1. О. Митяев «Светлое прошлое» - М., 2003.
2. В. Егоров «Танцы на пашне». Стихи, песни – М., 1998.
3. Нет хода нам назад (33 московских бардов), - М., 1991.
4. Авторская песня (Книга для ученика и учителя.), составители: Вл. Новиков, Е.Н. Басовская – М., 2002.
5. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, (Популярное пособие для родителей и учеников), – Ярославль, 1997.
6. Ю. Визбор «Я сердце оставил в синих горах». Составитель Р. А. Шипов, 1997.
7. АП – каталог аудиокассет (краткие сведения о современных российских бардах) М., 1999.
8. Сборники стихов и песен бардов Пермской области Пермь, 2000.
9. А. Якушева «Ты моё дыхание» (дневниковые записи), - М., 1998.
10. Татьяна Визбор об отце (дневниковые записи), - М., 1998.
11. М. Влади «Владимир или прерванный полёт», - М., 1998.
12. Л. П. Белецкий «Возьмёмся за руки друзья», - М., 1998. «Прогресс»
13. Антология бардовской песни (100 бардов, 600 песен). Автор-составитель Р. Шипов – М., изд. «Эксмо», 2007.
14. Антология студенческих, школьных песен и дворовых песен (более 500 песен). Составитель Марина Баранова – М., изд. «Эксмо», 2007.
15. Журнал «Мир гитары» Музыкальное просвещение 1991-2006.(ЦДТ)
16. Песни Б.Окуджавы «Возьмёмся за руки друзья» составитель А. Степанов (мелодии, тексты, схемы аккордов), Томск 1999, изд. «Культ».
17. Песни Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца» (мелодии, тексты, схемы аккордов). Составитель А. Степанов, Томск 1999, изд. «Культ».
18. Дейл Фрадд «Гитара» (самоучитель), Минск изд. «Попурри», 2003.
19. Фредерик Ноуд «Шаг за шагом» (самоучитель игры на гитаре) – М., 2005, «Астрель».
20. Т. П. Иванников «Аккордовая аппликатура» - М.,2006, «Сталкер».
21. Т. П. Иванников «Табулатура для шестиструнной гитары» - М., 2006 «Сталкер».
22. Станислав Рассадин «Я выбираю свободу (Александр Галич)» – М., 1990, «Знание»
23. О. Губенко «Экспресс-курс по гитарному инструменту», Ростов-на-Дону, 2005, «Феникс».
Литература для учащихся
(из читального зала Центральной районной библиотеки)
1. И. Столяр «Не нужны ли вам барды для праздника?» (разговор об авторской песне) журнал «В мире книг» № 3 1998, стр. 28-29, 32.
2. Журнал «В мире книг» 1988, стр. 57-64, «Песни бардов»
№ 4 – песни Высоцкого, Б Окуджавы, А. Галича.
№ 6 – песни Б. Окуджавы.
№ 8 – песни А. Галича.
3. П. Ткачёв «Когда поют солдаты» (тексты самодеятельных солдатских песен); журнал «В мире книг», «Барды в погонах», 1988 № 2 стр. 8-9 (о военных бардах).
4. Журнал «Огонёк», 1989, № 1 стр. 22-23. Ю. Ким-бард «Мы сидим на кухне». Беседа А. Гербер.
5. Журнал «Нева» 1994, № 7 стр. 264-273. И. Пруссакова - Б. Окуджава «Бард, хроник, летописец» (портрет в литературном интервью).
6. Журн. «Библиография» 1993, № 6 стр. 36-51 «Не все об Аде»: любителям авторской песни стр. 47-51 «Ада Якушева».
7. Журн. «Уральский следопыт» 1995, № 5-6 стр. 70-80 Л. Дьякова «Он
достигает неба своего» Юлий Ким – певец, актёр, драматург, режиссёр-бард.
8. Журн. «Дружба народов» - 1988, №7 стр. 227-235 В. Смехов «В главной роли – Владимир Высоцкий» (воспоминания артиста Московского театра драмы и комедии на Таганке).
9. Журн. «Молодой коммунист» - 1988, №4 стр. 66-74 А. Л. Казаков «Восклицательный знак Владимира Высоцкого».
10. Журн. «Студенческий меридиан» 1987 -1988, № 10 стр. 40-46, № 11 стр. 50-53, № 12, № 1 – стр. 48-51, № 2.
11. Журн. «Уральский следопыт» 1987 № 1 стр. 57-60 В. Попов, Вл. Высоцкий «… Я приду по ваши души».
12. Журн. «Молодёжная эстрада» 1987 № 5 стр. 86-101 - Вл. Высоцкий. Краткая биография. Роли в театре и кино.
Приложение к программе
Контрольные
вопросы по итоговой диагностике
для учащихся 1 года обучения (контрольный опрос).
1. Кто такие барды?
2. Что такое авторская песня?
3. Когда в России зародилась авторская песня?
4. Назовите основоположников АП.
5. Что знаете об истории возникновения гитары.
6. Какие формы песенного общения встречаются в АП?
7. Сколько может быть струн на гитаре?
8. Какие бывают струны (классификация)?
9. Как правильно хранить гитару?
10. От чего нужно беречь гитару?
11. Какие бывают чехлы для гитар?
12. Назовите бардов - классиков с творчеством которых познакомились в этом учебном году.
13. Почему творчество Виктора Цоя можно отнести к жанру авторской песни?
14. Сколько лет прожил Юрий Визбор?
15. Тематика песен Ю.Визбора.
16. Назовите известные песни Ю. Визбора.
17. Чем Володя Высоцкий в детстве отличался от других мальчишек?
18. Какой голос у В.Высоцкого?
19. Какие песни В.Высоцкого вам знакомы?
20. Где находится государственный центральный музей Владимира Высоцкого?
21. В каких спектаклях сыграл главные роли В.Высоцкий в театре на Таганке?
22. Какие песни Булата Окуджавы помните?
23. Какие песни Ады Якушевой вам запомнились?
24. Какие песни Виктора Цоя вы знаете?
25. Перечислите, какими приемами игры правой рукой вы овладели.
26. Напишите, какими аккордами вы пользуетесь при аккомпанементе.
27. Напишите аппликатуру пальцев правой руки.
28. Перечислите основные части по устройству инструмента.
29. Какие бардовские, авторские песни вы знаете наизусть?
30. С творчеством каких бардов вам еще хочется познакомиться?
31. Тест-фото: укажите цифру, имя и фамилию барда с творчеством которого вы знакомы?
32. Презентация-тест по биографии бардов классиков.
33. Презентация-тест по устройству инструмента.
Фиксирование и отслеживание практических результатов учащихся
Ф.И.О. учащегося, год обучения, группа
1 год обучения
|
Кузнечик |
Во суду ли в огороде |
С днем рождения |
Милка |
Калинка |
Бас/ритм |
Вальсовый |
Итоговое - I четв. |
Творческий отчет |
Промежут. д-ка |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень – «В»
Базовый уровень – «Б»
Минимальный уровень – «М»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Аккорд»
на ребенка-инвалида Кобелева Пашу 1-го года обучения
Педагог:
Гостева Наталья Александровна
Пояснительная записка
Программа 1-го года обучения рассчитана на ребенка-инвалида 12 лет, Кобелева Пашу, диагноз – F-70.
Музыка – удивительный подарок ребенку. Звуки гитары, несложные мелодии, проникновенные стихи, идущие из души, из сердец – все это волнует и сближает.
Авторская песня – песенный жанр, отдельная культура со всеми атрибутами. В слиянии в одном лице поэта, музыканта и исполнителя называют авторской песней.
На первом году обучения ставится цель – овладеть первоначальными элементарными умениями и навыками игры на гитаре без овладения нотной грамотой.
Программа направлена на выявление и развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, ритм), умение координировать слух и голос.
Актуальность программы в том, что она помогает ребенку реализовать свой творческий потенциал, дает возможность самовыразиться, помогает освоить певческие, слушательские навыки (прослушивание песен известных бардов, авторов-исполнителей). Уникальность программы в том, что ребенок сможет петь под аккомпанемент гитары, в будущем сможет петь под собственный аккомпанемент.
Данная программы индивидуальная и рассчитана на 144 учебных часа. Недельная нагрузка – 4 часа в неделю, проводятся занятия один раз в неделю по 2 часа два раза в неделю.
Особенности психолого-физиологического развития
Кобелев Паша – приветлив, добродушен, очень эмоционален. Радуется всему новому. Старается быть внимательным, старательным, усидчивым, но внимание рассеяно, быстро отвлекается. Память и мышление не устойчивы. Любознателен. Имеет огромное желание научиться играть на гитаре. Характерной особенностью является проявление творческой активности.
Для знакомства с определением АП на занятиях используется прослушивание СД, МР-3 дисков с детскими, туристическими, бардовскими песнями. Рассказы о фестивалях, конкурсах разного масштаба из личного опыта. Разучивание несложных бардовских песен под аккомпанемент гитары. Программа предусматривает межпредметную связь с музыкой и литературой.
Цели и задачи
Цель:
1. Приобретение элементарных знаний и практических навыков игры на гитаре.
2. Развитие творческих способностей, фантазии, музыкального слуха, чувства ритма и памяти.
Задачи:
Обучающие:
- научить элементарному гитарному аккомпанементу и некоторым приемам голосоведения и исполнения песен;
- познакомить с понятием АП, бард, фестиваль;
- формировать умение слушать гитару, петь под ее аккомпанемент.
Развивающие:
Способствовать:
- развитию музыкального слуха;
- развитию голосовых данных;
- развитию музыкальной памяти, чувства ритма;
- формированию музыкального вкуса ребенка.
Воспитывающие:
- воспитание общей культуры посредством приобщения учащегося к музыке, искусству авторской песни.
Организация учебной деятельности
- занятия проводятся индивидуально.
Формы и методы обучения
- беседы, рассказы;
- прослушивание аудиозаписей, СД, МП-3 дисков;
- технические упражнения (техника рук, посадка, постароение аккордов, табулатура);
- просмотр видеозаписей с концертами (фестивалями) бардов, авторов-исполнителей, презентаций с фестивалей;
Основной организационной формой в учебном процессе является практическое занятие.
Механизм отслеживания и фиксирования результатов
1. ЗУН отслеживания в течение всего учебного процесса на текущих, итоговых занятиях.
2. В сентябре проводится вводная диагностика для определения начального уровня усвоения ЗУН по программе. Вводная диагностика проводится в форме прослушивания, в ходе которого определяются музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, голосовые данные.
3. Результаты вводной, текущей и итоговой диагностики фиксируются в журнале учета работы объединения. На основании знаков прописываются уровни усвоения знаков и практических умений и навыков учащегося (высокий, базовый, минимальный).
Разработанная система отслеживания результатов обучения по образовательной программе позволяет проследить путь развития ребенка на том или ином этапе обучения и определить рост ЗУН, а также определить его личностный рост.
Методическая работа
1. Подбор информационного материала по темам программы.
2. Подбор песен для несложного аккомпанемента.
3. Выбор репертуара.
Работа с родителями проводится систематически.
Учебно-тематический
план занятий
1-го года обучения для Кобелева Паши по программе «Аккорд»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
Всего |
||
1 |
Организационное занятие |
2 |
- |
2 |
2 |
Устройство гитары. Правила ее хранения и эксплуатации |
2 |
- |
2 |
3 |
Настройка инструмента (сквозная тема) замена струн, регулировка грифа. Техника безопасности при обращении с гитарой |
2 |
- |
2 |
4 |
Посадке при игре на инструменте. Постановка рук (сквозная тема) |
2 |
- |
2 |
5 |
Обозначение струн, ладов гитары. Аппликатура. Разновидность струн. |
2 |
- |
2 |
6 |
Упражнения на 1,2,3 струнах - «Во саду ли в огороде» - «С днем рождения» - «Кузнечик» |
2 |
2 |
4 |
7 |
Аккорды. Их построение и обозначение Аm, А, А7, D, Dm, D7, Е, Е7, Em, С, G. Аппликатура. |
2 |
6 |
8 |
8 |
Основной и дополнительный бас (сквозная тема) |
- |
2 |
2 |
9 |
Прием звукоизвлечения «щипок», аккомпанемент «бас-ритм» |
- |
2 |
2 |
10 |
Прием звукоизвлечения «вальсовый», аккомпанемент и бас-ритм, ритм |
- |
2 |
2 |
11 |
Аккомпанемент частушки (прием звукоизвлечения бас-ритм) |
- |
4 |
4 |
12 |
Аккомпанемент песни «Два медведя» (1-й куплет), прием звукоизвлечения вальсовый |
- |
4 |
4 |
13 |
Разучивание детских авторских (бардовских) песен под аккомпанемент гитары |
- |
16 |
16 |
14 |
Практические упражнения, творческие задания на рифму (сквозная тема) |
- |
2 |
2 |
15 |
Итоговые занятия – 1,3 четверть Творческий отчет – 1,2 полугодие |
2 |
4 |
6 |
16 |
Участие в культурно-массовых мероприятиях |
6 |
6 |
12 |
|
Всего: |
22 |
50 |
72 |
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1. Организационное занятие.
Ознакомление с содержанием программы. Беседа с показом альбома объединения «Серебряная струна». (теория).
Тема 2. Устройство инструмента, из какого материала состоит. Правила хранения и эксплуатации гитары. Разновидность струн. Инструктаж по ТБ. (теория).
Тема 3. Настройка инструмента. Замена струн. Разновидность струн, их закрепление на нижнем и верхнем порожках, колках. Техника безопасности при обращении с гитарой. (теория).
Тема 4. Посадка при игре на инструменте. Виды посадки. Постановка левой и правой руки. Аппликатура (цифровое обозначение). (теория).
Тема 5. Цифровое обозначение струн, ладов. Аппликатура рук. Разновидность струн, их отличие и сходство, мягкие, жесткие струны, разной натяжки. (теория).
Тема 6. Упражнения на 1,2,3 струнах. Цифровое обозначение струн, нот, ладов (использование табулатуры). Разучивание мелодии, аккомпанемента, исполнение мелодии на слух с текстом и без. Цифровая запись упражнений, запись текстов. (практика).
Тема 7. Аккорды, их буквенное обозначение. Аппликатура. Схемы аккордов. Постановка левой руки. (практика).
Тема 8. Основной и дополнительный бас. Правила построения аккордов в аккомпанементе с основным и дополнительным басом. (практика).
Тема 9. Прием звукоизвлечения «щипок», аккомпанемент бас-ритм. Правила звукоизвлечения. Роль большого пальца правой руки. Цифровой обозначение. (практика)
Тема 10. Прием звукоизвлечения «вальсовый» - аккомпанемент бас-ритм, ритм. Правила звукоизвлечения, аппликатура. Цифровое обозначение. (практика).
Тема 11. Разучивание аккомпанемента частушки с аккордами Аm, Е, Dm. Аппликатура пальцев обеих рук, постановка рук. Цифровое обозначение. (практика). Пошаговое распределение аккордов, работа с текстом.
Тема 12. Разучивание аккомпанемента песни «Два медведя», прием звукоизвлечения «вальсовый». (практика). Аккордовая последовательность аккомпанемента. Пошаговое распределение аккордов, работа с текстом.
Тема 13. Разучивание детских авторских (бардовских) песен под аккомпанемент гитары. (практика).
Тема 14. Практические упражнения, творческие задания на рифму, на формирование поэтических способностей. Проговаривание скороговорок. Распевки. Артикуляционная гимнастика. (практика).
Тема 15. Итоговые занятия – 1,3 четверть. Итоговые занятия проводятся по окончании 1-1, 3-ей четверти в форме устного, письменного опроса, в форме игры (выявление теоретических знаний. Творческие отчеты за 1,2 полугодие, выявление практических знаний, умений и навыков. Технические зачеты в течение учебного года.
Тема 16. Участие в культурно-массовых мероприятиях
1. Досугово-массовая работа.
- Организация творческих встреч с местными бардами, авторами-исполнителями, поэтами, их проведение.
- Бард-кафе: свободное неформальное общение между воспитанниками объединения «Серебряная струна», обмен опытом, пение и слушание лучших образцов песен разных авторов. Проявление коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение учащихся. (4 часа)
2. Участие в общих мероприятиях ЦДТ (акция) (4 часа).
3. Календарно-обрядовые праздники – 2 часа.
4. Культурно-просветительские беседы – 2 часа.
Календарный учебно-тематический план
1-го года обучения
№1 |
тема |
всего |
сент |
окт |
нояб |
дек |
янв |
фев |
март |
апр |
май |
1. |
Организационное занятие. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Устройство гитары. Правила ее хранения и эксплуатации |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Настройка инструмента (сквозная тема) замена струн, регулировка грифа. Техника безопасности при обращении с гитарой |
4 |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
4. |
Посадке при игре на инструменте. Постановка рук (сквозная тема) |
4 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
5. |
Обозначение струн, ладов гитары. Аппликатура. Разновидность струн. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Упражнения на 1,2,3 струнах - «Во саду ли в огороде» - «С днем рождения» - «Кузнечик» - «Калинка» - «Песенка львенка и черепахи» - «Милка» - «Елочка» - «Во поле березка стояла» |
14 |
4 |
4 |
|
|
4 |
2 |
|
|
|
7. |
Аккорды. Их построение и обозначение Аm, А, А7, D, Dm, D7, Е, Е7, Em, С, G. Аппликатура. |
12 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
2 |
6 |
8. |
Основной и дополнительный бас (сквозная тема) |
4 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
9. |
Прием звукоизвлечения «щипок», аккомпанемент «бас-ритм» |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
10. |
Прием звукоизвлечения «вальсовый», аккомпанемент и бас-ритм, ритм |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
11. |
Прием звукоизвлечения «четырехзвучный» |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
12. |
Аккомпанемент частушки (бас-ритм), песни «Кошка», песни «Кричалка» |
12 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
13. |
Аккомпанемент песен «Два медведя», «Дом» прием звукоизвлечения «вальсовый» |
10 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
14. |
Аккомпанемент песни «Розовый слон» прием звукоизвлечения «четырехзвучный» |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
15. |
Разучивание детских авторских (бардовских) песен под аккомпанемент гитары |
24 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
6 |
16. |
Прием звукоизвлечения «шестизвучный» |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
17. |
Практические упражнения, творческие задания на рифму (сквозная тема). Артикуляционные упражнения, распевки |
10 |
|
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
18. |
Итоговые занятия – 1,3 четверть. Подготовка к творческому отчету (работа на сцене). Творческий отчет – 1,2 полугодие. |
12 |
|
2 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
Участие в культурно-массовых мероприятиях |
12 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
|
19. |
Итого: |
144 |
15 |
15 |
16 |
17 |
16 |
17 |
16 |
17 |
15 |
Условия для реализации
1. Наличие гитары шестиструнной.
2. Схемы аккордов.
3. Сборники песен.
4. Аудио-видео материалы.
5. Музыкальный центр, телевизор.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения ребенок:
- должен знать устройство гитары, разновидность струн;
- овладеть элементарными умениями, навыками игры на инструменте;
- знать простые аккорды Am, Dm, E, Em, A7, C, G,;
- овладеть приемами звукоизвлечения: перебор, бас-ритм;
- уметь слушать гитару и петь под ее аккомпанемент;
- иметь представление о детских, туристских, дворовых песнях.
Используемая литература
1. Сборник стихов и песен бардов Пермской области.
2. «Возьмемся за руки друзья», 1990г. изд. Москва «Молодая гвардия» (сборник рассказов и песен бардов классиков).
3. Рукописные сборники бардовских, авторских песен.
Репертуарный план песен
1. «Песенка про тех, у кого есть музыкальный слух, и у кого его нет» («Кричалка»)
2. «Апельсин»
3. «Два медведя»
4. «Кузнечик коленками назад»
5. «Катерок»
6. «Снежная баба»
7. «Про жука»
8. «Зимняя сказка»
9. «Песенка-игра»
10. «Облака»
11. «Алые паруса» (с повторением)
12. «Маленький кузнечик»
13. «Ложка в банке»
14. «Кукарачка»
15. «Ты, да я, да мы, с тобой»
16. «Медвежонок»
17. «Ничего на свете лучше нету»
18. «Аленка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.