Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
предшкольной подготовки
«Дошколята»
Автор – составитель
учитель начальных классов
Насонкина М.Н.
2019
Пояснительная записка
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения», Составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова .В комплект входит 3 парциальных программ: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по окружающему миру», «Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму». Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цели программы:
1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,
позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.
7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Занятия по программе «Дошколята» способствуют формированию:
воспитывают:
обучает:
укрепляет:
Задачи подготовительного курса:
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
Основные принципы работы:
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки «Дошколята».
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
Режим проведения занятий:
На базе МБОУ Платоновской СОШ с января по апрель, в течение 12 недель, по субботам 3 занятия по 25 минут, что составляет 36 занятий.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Циклограммработы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
Тематика:
Распределение часов по образовательным областям
1. |
Развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений «Занимательная математика». |
12 |
2. |
Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму «Учимся родному языку». |
12 |
3. |
Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру «Учусь общаться, играть и фантазировать». |
12 |
|
Итого |
36 |
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Целью данного курса является развитие интеллектуальных и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие интеллектуальных способностей – это развитие логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ожидаемые результаты:
Рекомендуемая литература
для проведения собраний, индивидуальных консультаций с родителями будущих первоклассников.
1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус», 1996г.
2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г. 4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г. 6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.
Рекомендуемая литература
для воспитателей детских садов, учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.
1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000 г. 2.Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г 3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н., Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г.
4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.
5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г. 6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М.,«Просвещение», 1990 7. Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана-Граф», 2006 г
8. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз - ступенька, два - ступенька...». Практический курс математики для дошкольников (5-7 лет). Программно — методические материалы, «Баласс», 2007
9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
10. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
11. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство - Пресс», 2008.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г. 2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г. 4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М., Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.
5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001
6. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
7. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994 г.
Тематический план занятий курса
«Учусь общаться, играть и фантазировать»
№ |
Тема занятий |
Сроки проведения |
1 |
Первая встреча со школой. Знакомство. «Счастливое детство». |
|
2 |
Правила школьной жизни. Путешествие в сказку «Колобок». |
|
3 |
Правила школьной жизни. День дружбы. Сказка В. Сутеева «Под грибком». |
|
4 |
Школьные правила вежливости. Путешествие в сказку «Репка». |
|
5 |
Школьник и дошкольник. Путешествие в сказку «Теремок». |
|
6 |
Правила общения. Путешествие в сказку «Лиса и заяц». |
|
7 |
Для чего ходят в школу. Путешествие в сказку. |
|
8 |
Школьные принадлежности. В гости к лисичке. |
|
9 |
Весь урок играю – здоровье сохраняю. Путешествие в сказку «Гуси – лебеди». |
|
10 |
Учимся работать дружно. Путешествие в лес. |
|
11 |
Первоклассное путешествие. Остров дружбы. Путешествие веселых друзей. |
|
12 |
Дорожные правила. Улица полна неожиданностей. |
|
Тематический план занятий курса
«Занимательная математика»
№ |
Тема занятий |
Сроки проведения |
1 |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
|
|
2 |
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Знаки >, <, =. Смысл выражения « столько…, сколько…». |
|
3 |
Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева, между, посередине.
|
|
4 |
Счет предметов. Представление: один - много. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Простейшие геометрические фигуры.
|
|
5 |
Счет предметов. Представления о точке и линии, об отрезке и луче. |
|
6 |
Часть-целое. Представление о действии сложения. (на наглядном материале). |
|
7 |
Представление о действии вычитания (на наглядном материале). |
|
8 |
Понятие «задача». Решение задач на наглядной основе. |
|
9 |
Числа 1 – 5. Закрепление навыков количественного и порядкового счета. Состав чисел 1 – 5. |
|
10 |
Числа 1 – 9. Закрепление навыков количественного и порядкового счета. Состав чисел 1 – 9. |
|
11 |
Число 0 и его свойства. Цифра 0. |
|
12 |
Числа 1 – 10. Повторение. |
|
Тематический план занятий курса
«Учимся родному языку»
№ |
Тема занятий |
Сроки проведения |
1 |
Вводный урок. Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Понятия «звук» и «буква». Подготовка руки к письму. |
|
2 |
Различие гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
3 |
Слог и слово. Деление на слоги. Ударение. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
4 |
Мягкие и твердые согласные звуки. Развитие речи. Обучение рассказыванию. Игрушки. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
5 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Развитие речи. Обучение рассказыванию. Животные. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
6 |
Слово и предложение. Обучение рассказыванию. Зима. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
7 |
Слово и предложение. Обучение рассказыванию. Зимние забавы. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
8 |
Работа над предложением. Интонация. Чтение стихотворений. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
9 |
Работа над предложением. Знаки в конце предложения. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
10 |
Развитие речи. Загадки. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
11 |
Развитие речи. Потешки, пословицы. Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
|
12 |
Игра-путешествие в АБВГДейку. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.