|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Ребёнок с
раннего детства в процессе деятельности формирует навыки, необходимые ему для
жизни в быту. Тысячи повторений формируют прочные стереотипы. Ребёнок
совершенно естественно готов выбежать из-за предмета, мешающего обзору, не
приостанавливаясь и не выглядывая для оценки ситуации: «что там за...?» -
потому, что делал это многократно в бытовом мире, вдали от мира машин. А в
транспортном мире эта привычка смертельно опасна. Тем более что улица
обманывает: в одинаково серый цвет
— цвет асфальта — окрашены и тротуар, и проезжая часть. Американский специалист
Р. Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает около
4000 безнаказанных ошибок, каждая из которых может окончиться трагически. При
этом лишь 20 из них наказываются испугом, остальные 3980 невольно формируют
ложные навыки и привычки, закрепляющиеся в сознании как правильные. Если в
среднем в нашей стране каждый день погибает 15 детей и 150 получает травмы,
значит, ежедневно наши дети совершают 600 000 ошибок, находясь под дамокловым
мечом возможного несчастья.
Программа объединения «Счастливого пути» - социально – педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей. Программа реализуется по принципу систематичности и последовательности, предполагает нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения. Программа предполагает групповые и индивидуальные занятия, а также проведение массовых мероприятий.
Работа объединения «Счастливый путь» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения.
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах.
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД.
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике.
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда.
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности.
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в объединении.
Актуальность программы.
Родители должны с первых шагов ребёнка на улице тренировать у него особую «транспортную» привычку: опасаться при переходе улицы любых предметов, мешающих обзору, как предметов, скрывающих опасность. Чтобы дети, переступая бордюрный камень и переходя из бытовой среды в «транспортную», переключались с бытового навыка на «транспортный» примерно так же, как человек переключается во время гололёда с навыка хождения по сухому на навык хождения по льду.
Для обучения детей, формирования у них «транспортных» навыков взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно ребёнку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.
Анализ показывает, что дети из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть не замечают опасности и уверены в своей безопасности в 90% случаев. 95% случаев с детьми возникают в ограниченном числе повторяющихся ситуаций — «ловушек» - 30 типичных ситуаций, из них 60% - в ситуации «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки детей выбегать не приостановившись и не выглядывая из-за стоящих машин и других предметов.
Основные ситуации «дорожные ловушки», в которые обычно попадают дети можно объединить в 5 групп:
1. «Закрытый обзор» - дети и водители не видят и не могут видеть друг друга.
2. «Отвлечение внимания» - ребёнок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к цели на другой стороне улицы или на проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребёнок спешит.
3. «Пустынная улица» - ребёнок не замечает опасности, будучи уверен, что машин нет (их давно не было), и выходит или выбегает на дорогу, не осмотрев её.
4. «Середина проезжей части» - дети не обращают внимания на машину, проезжающую за спиной.
5. «Родители с детьми» - дети вырываются из рук родителей, родители не привлекают детей к наблюдению за дорожным движением; дети менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.
В действительности число «ловушек» гораздо больше. Однако и этих примеров достаточно для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности. Безопасное поведение обеспечивает, как правило, привычки, а их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Обходи трамвай только сзади». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки.
Для безопасности необходимо выработать у ребёнка четыре вида навыков.
1. Навык наблюдения. Ребёнок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Пустынную улицу с нерегулярным, неинтенсивным движением транспорта ребёнок должен научиться воспринимать как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.
2. Навык сопротивления волнению или спешке. Ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре.
3. Навык переключения на улицу. Бордюрный камень — это граница, за которой бытовые навыки непригодны. Надо научить ребёнка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык переключения на самоконтроль. Ребёнок должен осознать, что на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться те несколько минут, которые требуются для перехода улицы.
В целях формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах, повышения качества обучения детей безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей, создано творческое объединение ЮИД «Счастливого пути» по изучению правил дорожного движения, профилактики безопасного поведения на дороге.
Программа составлена с учётом требований основных законодательных и нормативных актов Российской федерации и Московской области:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
· Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
· О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
· Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
· Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
· Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
Цель. Создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Ø обучить Правилам дорожного движения;
Ø сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
Ø создать условия для практического применения ПДД;
Ø освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД;
Ø сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
Ø изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;
Ø воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
Отличительные особенности программы.
Данная программа основана на
следующих педагогических принципах:
- ценностно-смыслового равенства (у педагога и обучающихся общая цель,
совместная деятельность)
-
природосообразности (учёт возрастных особенностей);
- креативности (воспитание в творческой обстановке);
- доступности;
- наглядности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. А это обучающиеся в возрасте от 7 до 14 лет. В этом возрасте у детей присутствует стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек. Они энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны. В то же время в этом возрасте дети склонны к беспокойным состояниям, поэтому они нуждаются в постоянной деятельности, любят коллективные игры, в которых боятся поражения и очень чувствительны к критике. Дети начинают осознавать нравственные нормы, любопытны ко всему.
Программа рассчитана на 2 года обучения, по 144 часа в год.
Форма обучения – очная.
Объединение состоит из учебной группы. Группа – разновозрастная, состав группы постоянный.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю.
Планируемые результаты 1 года обучения.
Обучающиеся должны знать:
· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков и их представителей;
Обучающиеся должны уметь:
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
· Самостоятельности в принятии правильного решения;
· Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
· Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
· Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
· Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Обучающиеся должны иметь навыки:
· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· участия в конкурсах, соревнованиях.
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Планируемые результаты 2 года обучения.
Обучающиеся должны знать:
· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков и их представителей;
· способы оказания первой медицинской помощи;
· техническое устройство велосипеда.
Обучающиеся должны уметь:
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
· управлять велосипедом.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
· Самостоятельности в принятии правильного решения;
· Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
· Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
· Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
· Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Обучающиеся должны иметь навыки:
· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· участия в конкурсах, соревнованиях.
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
· использования в практической деятельности знание ПДД, в том числе при организации агитационной работы и пропаганды безопасности дорожного движения
· проведения воспитательных бесед по ПДД с детьми младшего возраста
Формы аттестации.
Опрос, беседа, наблюдение, тест, самостоятельная работа, организация мероприятия, прохождение препятствий, контрольная, зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, брейн-ринг, тестовые задания, билеты и др…
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо», городском конкурсе «Зебра». Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества,
самостоятельности.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка, выставка, конкурс, научно - практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, слет, соревнование, фестиваль.
Материально - техническое обеспечение.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеются:
- тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ;
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
- музыкальная аппаратура;
- таблица по изучению ПДД;
- комплекты дорожных знаков;
- дорожная разметка;
- схема движения транспорта и пешеходов пос.Софьино;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- выход в Интернет.
Информационное обеспечение.
· обзор аналитической информации;
· оформление информационных стендов;
· банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
· контрольные срезы, тесты
Учебный план
1 год обучения
№ |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теорет. часы |
Практич. часы
|
Формы аттестации/контроля |
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
Фронтальный опрос |
2. |
Введение в образовательную программу |
4 |
2 |
2 |
Тест |
3. |
Встреча с представителями ГИБДД |
2 |
2 |
- |
Фронтальный опрос |
4. |
Подготовка и проведение Единого дня ПДД |
8 |
2 |
6 |
Тест |
5. |
Общее положение ПДД. Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения |
10 |
8 |
2 |
Тест |
6. |
История дорожных знаков и их группы. |
14 |
10 |
4 |
Конкурс |
7. |
Обновление материалов на стендах по ПДД |
2 |
- |
2 |
Тест |
8. |
Средства регулирования ДД. |
30 |
22 |
8 |
Тест |
9. |
Обновление материалов на стендах по ПДД |
2 |
- |
2 |
Проект |
10. |
ПДД для пешеходов. |
22 |
12 |
10 |
Тест |
11. |
ДТП. |
4 |
2 |
2 |
Фронтальный опрос |
12. |
ПМП. |
14 |
6 |
8 |
Тест |
13. |
Езда на велосипеде. |
20 |
10 |
10 |
Тест |
14. |
Зачет по ПДД |
2 |
- |
2 |
Тест |
15. |
Подготовка и выступление агитбригады в начальной школе. |
4 |
2 |
2 |
Тест |
16. |
Просмотр видеоролика «различные опасные ситуации на дорогах города». |
2 |
- |
2 |
Фронтальный опрос |
17. |
Подведение итогов. |
2 |
2 |
- |
Тест |
|
ИТОГО |
144 |
82 |
62 |
|
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни).
2. Введение в образовательную программу.
Теория. История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД – надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД.
Практика. Оформление уголка по БДД.
3. Встреча с представителем ГИБДД
Теория. История службы ГАИ-ГИБДД. Текущая работа ГИБДД, ближайшие задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Роль отрядов ЮИД в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма. Формы работы ЮИД, фотосъемки, концерты, парад отрядов. Встреча с сотрудником ГИБДД.
4. Подготовка и проведение Единого дня ПДД .
Теория. Распределение сценария, репетиции, выступления агитбригады.
Практика. Распределение сценария, репетиции, выступления агитбригады.
5. Общее положение ПДД.
Теория. Обязанности пассажиров и пешеходов. Права и обязанности, ответственность участников ДД. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, велосипедной и пешеходной дорожек. Назначение и роль дорожных знаков.
Практика. Ролевые игры «Обязанности пассажиров и пешеходов».
6. История дорожных знаков и их группы.
Теория. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационные, знаки сервиса, таблички.
Практика. Изготовление макетов дорожных знаков.
7. Обновление материалов на стендах по ПДД
Практика. Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
8. Средства регулирования ДД.
Теория. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка, как способ регулирования дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта пешеходов. Сигналы регулировщика и автомобиля. Перекрестки и их виды.
Практика. Компьютерное тестирование по темам: «Дорожная разметка; светофорное регулирование транспорта и пешеходов; порядок перехода проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофора; сигналы регулировщика; проезд перекрестков».
9. Обновление материалов на стендах по ПДД.
Практика. Оформление уголка «Кругосветка безопасности».
10. ПДД для пешеходов.
Теория. Правила перехода перекрестка. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Движение через Ж/Д пути. Правила пользования транспортом. Движения по тротуарам и пешеходным переходам. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. Правила перехода для каждого пешехода.
Практика. Зачет по темам: «порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщика и светофора. Правила перехода для каждого пешехода. Дорожные ловушки. Решение задач»
11. ДТП.
Теория. Причины ДТП. Меры ответственности водителей и пешеходов за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач по теме «Причины ДТП».
12. ПМП.
Теория. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Виды кровотечений. Переломы и их виды. Ожоги, степени ожогов. Обмороки. Обморожение. Сердечный приступ. Транспортировка пострадавшего.
Практика. Способы наложения повязок при кровотечении. Оказание ПМП при переломах, ожогах, обмороке, при солнечном и тепловом ударах, при сердечном приступе, обморожении. Транспортировка пострадавшего.
13. Езда на велосипеде.
Теория. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов.
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков, правила проезда пешеходного перехода.
Практика. Составление памятки «Юному велосипедисту». Игра «Юный велосипедист». Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. Движение групп велосипедистов на проезжей части.
14. Зачет по ПДД
Практика. Тестирование по ПДД.
15. Подготовка агитбригады в начальной школе.
Практика. Выступление агитбригады в начальной школе.
16. Просмотр видеоролика «различные опасные ситуации на дорогах города».
Практика. Просмотри видеоролика «Различные опасные ситуации на дорогах города».
17. Подведение итогов.
Практика. Тестирование.
Учебный план
(2 год обучения)
№ |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теорет. часы |
Практ часы |
Формы аттестации/ контроля |
1 |
Вводное занятие. Постановка целей и задач. Обсуждение символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. |
2 |
2 |
- |
Фронтальный опрос |
2 |
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. |
4 |
4 |
- |
Фронтальный опрос |
3 |
Повторение истории правил дорожного движения. |
6 |
- |
6 |
Тест |
4 |
Влияние погодных условий на движение автомобиля. |
10 |
10 |
- |
Фронтальный опрос |
5 |
Правила дорожного движения. |
22 |
16 |
6 |
Викторина |
6 |
Организация дорожного движения. |
12 |
6 |
6 |
Тест |
7 |
Развитие технических средств регулирования движения. |
8 |
4 |
4 |
Фронтальный опрос |
8 |
Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. |
8 |
6 |
2 |
Фронтальный опрос |
9 |
Правила дорожного движения. |
12 |
6 |
6 |
Тест |
10 |
Правила для велосипедистов (повторение) |
2 |
- |
2 |
Викторина |
11 |
Основы права. |
4 |
4 |
- |
Тест |
12 |
История полиции. |
8 |
6 |
2 |
Фронтальный опрос |
13 |
Основы фотодела. |
4 |
4 |
- |
Фронтальный опрос |
14 |
Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов. |
4 |
- |
4 |
Тест |
15 |
Документы отряда ЮИД. |
4 |
2 |
2 |
Фронтальный опрос |
16 |
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах. |
8 |
- |
8 |
Проект |
17 |
Первая медицинская помощь. |
4 |
2 |
2 |
Тест |
18 |
Подготовка и проведение «Недели безопасности движения в школе» |
10 |
- |
10 |
Проект |
19 |
Первая медицинская помощь. |
6 |
4 |
2 |
Тест |
20 |
Подготовка показательного выступления и выступление агитбригады ЮИД в начальной школе. |
6 |
- |
6 |
Проект |
|
ИТОГО |
144 |
76 |
68 |
|
Содержание учебного плана базовый уровень(2 год обучения)
1. Вводное занятие.
Теория. Постановка целей и задач. Обсуждение символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни.
2. История автомототранспорта и безопасности движения.
Теория. История развития автомототранспорта. Меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Повторение истории правил дорожного движения.
Практика. Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос.
4. Влияние погодных условий на движение автомобиля.
Теория. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля. Посещение площадки для контроля за техническим состоянием транспорта.
5. Правила дорожного движения.
Теория. Общие положения (повторение материала). Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов, пассажиров. Перекрестки и их виды.
Практика. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог.
6. Организация дорожного движения.
Теория. Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование дорожной сети в городе и поселке.
Практика. Планирование дорожной сети в городе и поселке.
7. Развитие технических средств регулирования движения.
Теория. Развитие технических средств регулирования движения.
Практика. Экскурсия на специальный участок организации движения и ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации движения.
8. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов.
Теория. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов.
Изучение сигналов регулировщика.
Практика. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика.
9. Правила дорожного движения.
Теория. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков (повторение). Ответственность за повреждение дорожных знаков. Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
Практика. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков (повторение). Ответственность за повреждение дорожных знаков. Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
10. Правила для велосипедистов.
Практика. Правила для велосипедистов (повторение).
11. Основы права.
Теория. Права, обязанности, ответственность граждан за их выполнение по закону. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения. Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.
12. История полиции.
Теория. Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий. Основы криминалистики.
Практика. Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий. Основы криминалистики.
13. Основы фотодела.
Теория. Устройство фотоаппарата, его зарядка пленкой, выбор объектов съемки, техника съемки, фоторепортаж по безопасности движения.
14. Устная пропаганда ПДД.
Практика. Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов. Подготовить и провести беседу по ПДД. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения. Проведение игры с дошкольниками по безопасности движения.
15. Документы отряда ЮИД.
Теория. Порядок их хранения. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла.
Практика. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла.
16. Игра «Зеленый огонек»
Практика. Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
17. Первая медицинская помощь.
Теория. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Оказание первой медицинской помощи.
Практика. Способы наложения повязок.
18. «Недели безопасности движения в школе».
Практика. Подготовка и проведение «Недели безопасности движения в школе».
19. Первая медицинская помощь.
Теория. Медицина. Раны, вывихи, переломы и отравления. Оказание первой медицинской помощи.
Практика. Оказание первой медицинской помощи.
20. Показательное выступление агитбригады ЮИД.
Теория. Подготовка выступления агитбригады в начальной школе.
Практика. Подготовка выступления и выступление агитбригады в начальной школе.
Методическое обеспечение.
Методы обучения - вербальный метод, наглядный метод, объяснительно-иллюстрационный, практический, наглядный метод, видеометод, работа с книгой.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Формы организации учебного процесса – групповая, малыми группами.
Формы проведения занятий
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий :
Ø Тематические занятия.
Ø Игровые тренинги.
Ø Практические занятия.
Ø Конкурсы.
Ø Соревнования на настольных играх.
Ø Разбор дорожных ситуаций
Ø Викторины и т.д.
Ø КВН.
Ø Экскурсии.
В том числе:
1.Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
3. Деловая и ролевая игры: я -регулировщик, я -пешеход, я -водитель, я -
пассажир, я -нарушитель и т.д.
4. Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск информационных раздаточных материалов и т.д.).
6. Соревнования, состязания (оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).
7. Путешествие по страницам Правил дорожного движения.
8. Викторины, конкурсы, кроссворды.
9. Мои высказывания верны, не верны «Да. Нет».
10. Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию)
Работа объединения проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Педагогические технологии.
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты.
Алгоритм занятия
1. Организационный момент – 2-3мин
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия – 2-3мин
3. Теоретическое осмысление учебного материала или актуализация опорных знаний – 5-10 мин
4. Изложение нового материала – 20-30мин
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы-2-3мин
6. Самостоятельная работа -30-60мин
7. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 5-10 мин
8. Поведение итогов -2-3мин
9. Задание на дом – 2-3 мин
Дидактический материал.
В образовательном процессе используются «Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Список литературы для педагога.
1. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения. – М., 2007.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - М.,2008
3. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком – М., 2007.
4. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов – М., 2004.
5. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения. Ю.В. Миронов. – М., 2007.
6. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008.
7. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
Список литературы для детей и родителей.
1.
Яковлев Ю. Ваши
права, дети.- М.: Международные отношения, 1998.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, №
196-ФЗ. Правила дорожного движения РФ.
2. Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года № 265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
3.
Комментарий к
Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
«Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов
движения, 2001 .
4.
«Учись быть
пешеходом» М.Л. Форштат Санкт-Петербург 1998.
Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная история
службы. М.: Вариант, 2002. .
Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000
5.
Воспитание
личности в коллективе/ М.: Центр «Педагогический поиск»,
2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.