Дополнительная образовательная программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Оценка 4.7

Дополнительная образовательная программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Оценка 4.7
docx
25.11.2020
Дополнительная образовательная программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
доп программа.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -  д/с№77 «Золотая рыбка» города Ставрополя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

 

(На основе программы А. С. Роньжиной "Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ")

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

педагог-психолог

Журавлева С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2020 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

I. Целевой раздел

1

Пояснительная записка:

1.1

Введение

1.2

Цели и задачи реализации рабочей программы

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

1.4

Возрастные особенности разбития детей 2-3 лет

1.5

Планируемые результаты основания программы:

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

1.6

Основные задачи воспитателя

 

II Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

2.1

Описание образовательной деятельности

2.2

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.4

Способы направления поддержки детской инициативы.

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, перспективный план работы с родителями

 

III. Организационный раздел

3.1

Программно-методический комплекс

3.2

Предметно-развивающая среда

Особенности организации образовательного процесса

3.3.1

Календарно-тематическое планирование

Приложение

1

План взаимодействия с родителями (законными представителями)

2

Список литературы


 

1.     Пояснительная записка

1.1 Введение.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы.

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

 

1.3 Принципы и подходы к формированию программы.

Концептуальной основой программы являются следующие принципы:

1.                 Принцип гуманизма как основополагающий

Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны быть посильными и развивающими.

2.                 Принцип природосообразности и индивидуализации

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.

3.                 Принцип развития

Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.

4.                 Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком

Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.

5.                 Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».

 

1.4 Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста.

На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками. Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.

Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается , прежде всего как средство общения с взрослым. На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими. Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям. К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.

Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

1.                 Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:

·                     знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;

·                     очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;

·                     жесткая регламентация условий выполнения задач;

·                     изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;

·                     поощрение и порицание взрослым действий;

·                     ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

2. Условия, связанные с новой организацией среды:

·                     выход за пределы знакомого помещения;

·                     необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.

3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:

·                     встреча с коллективом ровесников;

·                     необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;

·                     наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

·                     функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

·                     особенности обменных процессов;

·                     тип нервной системы и темперамента;

·                     тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

·                     психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:

- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

- процесс адаптации ускоряется взрослыми;

- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е.И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.

У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении сл взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап получил название псевдо адаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдо адаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:

- положительный эмоциональный фон;

- продуктивность действий в новых условиях;

- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

- наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.

 

1.5 Основные задачи воспитателя.

Воспитательные задачи на адаптационный период:

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Ожидаемые результаты.

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ

4. Оптимизация взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании детей.

5. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения соответствующих возрастной норме.


 

2 Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка.

2.1 Описание образовательной деятельности.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством взрослого.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели,педагог-психолог выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Основной формой организации детей в адаптационный период является игра, она доступна, привлекательна и органична. Игра способствует сохранению их душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает возможность регулирования настроения ребенка.

Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Программа предназначена для занятий с детьми 2 – 3 лет, а также взаимодействия родителями (законными представителями).

Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 – 12 минут). Повторяется в течение года по приходу детей со сложностями в адаптации к ДОУ.

Структура занятия.

1 часть. Вводная (3 минуты).

Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.

2 часть. Основная (5-7 минут).

Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.

3 часть. Заключительная (3-5 минут).

Цель: снятие психологического напряжения.

Примечания.

1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.

2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.

3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция "наблюдателя" несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.

2.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие с детьми 2–3 лет игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.

 Содержание психолого-педагогической работы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

 

Ребенок в семье и сообществе,патриотическое воспитание

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.).Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формированиеоснов безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

 

 

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Развитие ребенка раннего возраста зависит во многом от предметно-пространственной среды, которая окружает его в течение дня в детском саду. Согласно требованиям ФГОС ДО содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая может реализоваться в различных видах деятельности. В раннем возрасте их насчитывается шесть видов.

 

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

 В группах раннего возраста имеются игры: рамки-вкладыши, вкладыши с маленькой ручкой. Такие игры развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие, познавательный интерес, идёт обогащение словаря, расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира, формируется умение выделять связи между этими предметами и явлениями.

Игры-вкладыши с маленькой ручкой помогают заблаговременно косвенно подготовить руку к письму (малыш берёт вкладыш с ручкой с помощью трёх пальцев: большого, указательного и среднего). В играх, связанных с вкладыванием и выкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи. В группе много разнообразных составных игрушек: пирамидок, матрёшек, составных и разрезных картинок, крупная мозаика. Игры с такими игрушками развивают координацию движений, мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта, а также восприятию цвета, формы и размера предметов, формируют умения из отдельных составляющих собирать целый предмет.

Также группы оснащены динамическими игрушками. Игры с заводными игрушками, неваляшками, каталками, волчками доставляют детям большую радость. Динамические игрушки дают детям возможность наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действия сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: сила инерции, трения, тяжести, скольжения. Характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребёнок сам, собственным усилием запускает процесс их движения. Динамические игрушки не стоит путать с новомодными интерактивными, так как движения этих игрушек не зависят от действий ребёнка. В динамических игрушках соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие.

 

Экспериментирование с материалами и веществами

При экспериментировании с различными материалами применяется   использование  нетрадиционной техники рисования кочерыжками от капусты (формируем навыки креативного мышления "капуста не только съедобна, но может быть использована в творчестве"); также проводятся  эксперименты с пеной , где дети знакомятся с образованием пены (соединение мыла и воды), с её свойствами (её можно взять в руки, заполнить ею ёмкости, если на неё подуть-образуются мыльные пузыри и так далее), таким образом поддерживается познавательный интерес в процессе экспериментирования, обогащается непосредственный чувственный опыт детей.  При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением, а также предоставляется возможность для самостоятельного творчества. Конечно же не забываем напоминать о правилах безопасного поведения при работе с песком, водой, мелкими предметами.

 

Общение с взрослым и совместные игры под руководством взрослого

 Важнейшим событием в раннем возрасте и основной формой воспитания является общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения педагоги используют в своей работе чтение потешек, стихов и сказок. Детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, мы целенаправленно организуем игровую деятельность. Проводят коммуникативные игры: "Шире круг";"Каравай";"Раздувайся пузырь", поздравляем малышей с Днём рождения. Каждый день проводим зарядку под аудио- сопровождение, используем музыкально-ритмические игры: "Разноцветная игра"; "Птички в гнёздышках"; "Паровозик".  Формируют предпосылки к сюжетно-ролевым играм (самой сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте нет, она только зарождается.

 Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями   (ложка, лопатка, совок и прочими предметами)

В процессе режимных моментов формируются простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности, придерживаясь принципа постепенного включения ребёнка в деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Хорошим стимулом к действию здесь служит использование потешек ("Водичка, водичка...","А у нас есть ложки...","Раз, два, три, четыре, пять - собираемся гулять..." 

              

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

 Неотъемлемой частью  работы является организация игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребёнка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Отталкиваясь от этого, мы знакомим детей с художественными произведениями, используя яркие, красочные книжки, рассматриваем картинки. Используем в своей работе различные виды театров. К примеру, у нас есть большая магнитная доска, большой плоскостной магнитный театр к четырём основным сказкам и другие виды театров. Театры несут в себе колоссальный эмоциональный отклик! Они побуждают детей к действиям от имени персонажа, перевоплощению, тем самым подготавливая почву для дальнейших самостоятельных творческих     игр.                                               

 На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений. Большую радость доставляют детям и музыкальные инструменты, с которыми детей последовательно знакомим.

 

Двигательная активность

Наша группа хорошо оснащена спортивным оборудованием для развития самостоятельной активности детей: разнообразные массажные коврики, мячики, дорожки, разнообразные игрушки на колёсиках, автомобили, цветные ленточки, обручи, ребристые дорожки против плоскостопия. Нельзя не упомянуть любимые всеми подвижные игры: "Зайка серенький сидит"; "Лохматый пёс", «Киска-кикса, ну-ка брысь..». Во время двигательной формы активности у ребенка происходит овладение основными движениями.

Взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста должно включать в себя различные виды деятельности, последовательно сменяющие друг друга, но так, чтобы избежать переутомления малышей, обогащать их личный опыт в бытовых и игровых ситуациях.

К культурно-антропологическим практикам детской деятельности относятся:

- Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

- Практики культурной идентификации способствуют: формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях;

- о государстве и принадлежности к нему;

- реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

- Практики целостности организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

- Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

- физического развития ребенка — как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

- эмоционально-ценностного развития — как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

- духовного развития - как проявление бескорыстия и потребности познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

- Практики свободы выбора деятельности - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

- Практики свободы способствуют: активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

- Практики расширения возможностей ребенка - практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности. Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

- развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).

- Правовые практики - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Правовые практики способствуют:

- знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

- воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- формированию чувства собственного достоинства; осознание своих правил свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Данные практики содержательно, логически и структурно связаны друг с другом.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

Поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Занимательные опыты, эксперименты вызывает у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей предполагает решение следующих задач:

1. Обогащать первичные представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречаю­щихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей).

3. Расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы. Познавательно-исследовательская деятельность проводится в течение года.

Развитие познавательной инициативы детей младшего дошкольного возраста

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

 Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах:

Ø самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

Ø непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;

Ø совместная - ребенка и взрослого на условиях партнерства.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. В младшем дошкольном возрасте развитие предметной деятельности связывается с усвоением культурных способов действия с различными предметами. В этом возрасте совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

Традиции, сложившиеся в ДОУ, способствующие развитию детской инициативы (в группах)

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком

2. Проектная деятельность

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

1. «Утренний круг»

2. «День рождения»

3. Музыка русских и зарубежных композиторов в группах звучит  ежедневно.

4. День Приветствий.

5. День домашнего питомца.

6. День праздников и развлечений

7. «Минута тишины» (отдыха) ежедневно

8. День рождения Деда Мороза

9.Объявление меню перед едой, приглашение детей к столу и пожелание приятного аппетита.

10. Новые игрушки. Представление детям новых игрушек, которые появляются в группе.

11. Вечерний круг

 

Способы поддержки детской инициативы

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

- Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

 - Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.

 - Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.

Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

2.5 Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

В настоящее время актуальна тема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации, которая предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто сочетанием разнообразных методов работы с детьми, оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребёнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель:

Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.

Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:

• Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;

• создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»

• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.

• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;

• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

• Повышение уровня психологической культуры родителей.

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста мы осуществляем при тесном взаимодействии специалистов учреждения дошкольного образования (заведующий, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинская сестра).Данная работа осуществляется в два этапа: - доадаптационный; - адаптационный.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптациимы строили исходя из следующих принципов:

• непрерывность;

• системность;

• индивидуальный подход;

• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

• взаимодействие всех участников в команде сопровождения.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Программно-методический комплекс

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Группы оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.                            

Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей.             Бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они выполнены из разнообразного материала, имеют разные размеры, цвет, фактуру, стимулируют выполнение разнообразных действий.

Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий  

Большая напольная пирамида;

 Матрешки;

Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары

Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, черпачки, грабельки, молоточки, и др.);

∙ Конструкторы;

Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки и др.);

Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.)

 Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:  

 Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);

  Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.);  

 Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);

 Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);

 «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

Книги, открытки, альбомы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.                                                                

Материалы для развития речи:                                                                                 Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)

Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др

Материалы с изображением различных знаков (кубики, объемные фигуры)

Разрезные картинки, наборы парных картинок;  

 USB накопитель с записями детских песен, сказок;                          

Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей         

наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых

 картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.)                                                                              

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей                                 

Книги с красочными иллюстрациями, репродукции                                             Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

Фланелеграф  

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

Емкости для хранения материалов для изобразительной

Наборы цветных карандашей, разноцветных мелков

Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования

Доски для рисования мелками.

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки.

Аудио средства : (радиоприемник с USB)

Материалы для театрализованной деятельности: 

 Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного спектакля.)

Различные виды театров (настольный , пальчиковый, ложковый)

Материалы и оборудование для физического развития детей:

 массажные дорожки и коврики с разным покрытием

Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:                   мячи разных размеров, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.) 

 Дидактическая игра «Бизиборд»

 коробки с разными крышками и прорезями.

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:                             Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши.

  Кукольная мебель (столики, стульчики, шкаф, кроватки и пр.)  

 Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки, салфетки); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем), машинки.

Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.

Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, самолеты, кораблики, поезд).

Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, и пр.)

Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Оборудование и игрушки на детской площадке:

Мячи; песочница; скамейки; горка;  игрушки для двигательной активности   (тележки, игрушки для толкания); игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки).

Методическое обеспечение:

1. А. С. Роньжина "Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению", М., 2003 г.

2. С. В. Крюкова, Н. П. Слободияк "Давай жить дружно", М., 2002 г.

3. С. И. Семенака "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе", М., 2004 г.

4. О. Г. Заводчикова "Адаптация ребенка в ДОУ", М., 2007 г.

5. Н. В. Кирюхина "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ", М., 2005 г.

 

3.2 Предметно-развивающая среда.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально- личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. 

Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер.   В группе имеются комната для приема детей со шкафчиками для одежды, групповое помещения для игр и занятий, спальня, туалетная комната.

 На территории детского сада выделен участок для прогулок, игр и занятий на воздухе.

В детском саду имеется спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок, пищеблок.

  В группе каждый ребенок может найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда обеспечивает комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворяет собой домашний уют. В ней предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми, созданы условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, лужайки; зимой – скульптуры из снега). Все элементы интерьера быть со вкусом оформлены. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.

 Помещение для приема детей удобное, уютное и для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). В раздевалке достаточное количество скамеек для одевания и раздевания детей. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий, стенд для демонстрации детских работ). На столике выставляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.). Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку выделен горшок и полотенце. В спальне находятся кровати для каждого ребенка.

 В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики, на которых детям можно отдохнуть и полежать. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши играют самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. Мебель и оборудование расположены так, что остается достаточно пространства для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, качаться на качалках, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) используются во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

 Зонирование групповых помещений. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Зонирование помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В группе организованы следующие зоны для:

·        приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

·        развития движений;

·        сюжетных игр

·        игр со строительным материалом;

·        игр с машинками;

·        музыкальных занятий

·        чтения и рассматривания иллюстраций;

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны объединяются, взаимозаменяются и дополняются. Обеспечение безопасности среды.  

Предметная среда служит целям развития детей и безопасна для них. Она организована таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивает свободу детей. Мебель и оборудование расположены таким образом, что дети и взрослые свободно передвигаются по комнате. Мебель, перегородки устойчивы, полки надежно укреплены, столы и стулья не имеют острых углов, свободно переставляются.  Игры и игрушки расположены на низких полках, дети свободно берут их и самостоятельно кладут на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) находятся в недоступном для малышей месте. Дети играют только под присмотром взрослых.

Взрослые заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Малыши не остаются без присмотра на горке и других игровых сооружениях. Детская площадка регулярно проверяется на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов. 

 

Особенности организации образовательного процесса

3.3.1 Календарно-тематическое планирование занятий педагога-психолога для детей раннего возраста в период адаптации

№ занятия

Тема

Задачи

1

"Божья коровка"

-создание положительного настроя в группе;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры;

- развитие зрительного восприятия.

 

2

"Листопад"

- создание атмосферы эмоциональной безопасности;

- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.

 

3

"Мячик"

- развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

- повышение эмоционального тонуса;

- развитие ориентации в пространстве.

 

4

"Осенний лес"

. - сплочение группы;

- развитие способности реагировать на инструкцию;

- развитие пространственных представлений.

 

5

. "Веселый петрушка"

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;

- закрепление знаний о принадлежности к полу.

 

6

"Зайка"

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

 

7

. "Мыльные пузыри"

- снятие эмоционального напряжения;

- обучение детей установлению контакта друг с другом

8

"Музыканты"

. - создание положительной эмоциональной обстановки;

- развитие образности слухового восприятия;

- развитие речи

 

9

"Мишка"

- развитие чувства эмпатии;

- развитие координации движений;

- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.

 

10

"Котята"

. - формирование положительной самооценки;

- развитие умения воспроизводить услышанные звуки;

- снятие мышечного напряжения.

 


 

Приложение 1

Список литературы.

1.                 Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006

2.                 Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010

3.                 Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2005

4.                 Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006

5.                 Терехина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006

6.                 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.Книголюб, 2003

7.                 Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007

8.                 Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012


 

Приложение 2

Перспективный план работы педагога-психолога по взаимодействию с родителями детей раннего возраста.

 

Направление работы

Содержание работы

Сроки реализации

1. Психодиагностика статуса семьи. Диагностика личностных особенностей ребенка, сбор сведений о ребенке.

Составление социального портрета семьи, приоритетов в семейном воспитании.

Сентябрь-ноябрь Октябрь-декабрь

Успешная адаптация. Психопрофилактика и психологическое просвещение (носит профилактический характер).

Создание и гармонизация условий развития ребенка в рамках единого психолого-педагогического пространства «семья - ДОУ». Формирование у родителей потребностей в психологических знаниях. ми в области психологии. Проведение совместных игр, развивающих занятий для детей и родителей с целью гармонизации детскородительских отношений и обучения психологическим приемам взаимодействия. Осуществление непрерывной связи между родителями и специалистами ДОУ по всем сферам развития и воспитания. Содействие в обеспечении семейного воспитания методическими материалами и разработка

В течение всего года.

3. Психологическая коррекция.

Обучение коррекционным методам, доступным к применению в семье.

В течение года

4. Психологическое консультирование.

Консультации по индивидуальным запросам родителей. О динамике развития ребенка.. По результатам готовности к школе. Консультация на тему: «Возрастные психофизические особенности детей. Игровая деятельность и ее роль в формировании личности.. Причины возникновения психосоматических заболеваний. Страхи это ступеньки детства. Стендовая информация: Особенности детей и их детские проблемы.Принципы отношения родителей с детьми, или ошибки семейного воспитания..

В течение года

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - д/с№77 «Золотая рыбка» города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - д/с№77 «Золотая рыбка» города

ОГЛАВЛЕНИЕ I

ОГЛАВЛЕНИЕ I

Пояснительная записка 1.1 Введение

Пояснительная записка 1.1 Введение

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т

Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка

Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях…

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях…

Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики

Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики

Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью

Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью

Ожидаемые результаты. 1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада

Ожидаемые результаты. 1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением, а также предоставляется возможность для самостоятельного творчества

При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением, а также предоставляется возможность для самостоятельного творчества

На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений

На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений

Практики свободы выбора деятельности - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и…

Практики свободы выбора деятельности - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и…

Данные практики содержательно, логически и структурно связаны друг с другом

Данные практики содержательно, логически и структурно связаны друг с другом

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач : •

Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач : •

Бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности

Бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

Методическое обеспечение: 1.

Методическое обеспечение: 1.

В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики, на которых детям можно отдохнуть и полежать

В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики, на которых детям можно отдохнуть и полежать

Дети играют только под присмотром взрослых

Дети играют только под присмотром взрослых

Веселый петрушка" - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей ; - закрепление знаний о принадлежности к полу

Веселый петрушка" - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей ; - закрепление знаний о принадлежности к полу

Приложение 1 Список литературы

Приложение 1 Список литературы

Приложение 2 Перспективный план работы педагога-психолога по взаимодействию с родителями детей раннего возраста

Приложение 2 Перспективный план работы педагога-психолога по взаимодействию с родителями детей раннего возраста

Обучение коррекционным методам, доступным к применению в семье

Обучение коррекционным методам, доступным к применению в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020