дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "в гостях у красок"

  • docx
  • 16.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружокв гостях у красок.docx

Управление образования администрации г. Комсомольска – на - Амуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №7

 

Принята на заседании                                                              Утверждаю

педагогического совета                                                            и.о. заведующего МДОУ

от «__» ________201_г.                                                            Я.М.Соколова

Протокол №________                                                                «__» ________201_г.     

                                                                                                    Приказ №________

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

Художественно-эстетической направленности

«В гостях у красок»

на 2019-2020 учебный год

(развитие творческих способностей)

Возраст детей: 2-3 года.

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Составила: Богомолова В.И.-воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2019 г.

Содержание

 

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Принципы программы

1.4.

Содержание программы

1.5.

Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Условия реализации программы

2.1.1

Программно-методическое обеспечение

2.2.

Формы  отчетности,    образовательных  результатов

2.3.

Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

          «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но ... не опаздывайте и, помогая, ... думайте сами». Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

 

 

 Актуальность

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.  Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование выполняет следующие функции в развитии и постепенном осмыслении окружающего мира детей: конструирует зрительные образы; развивает зрение и движение (мелкую моторику рук); побуждает задуматься над тем, что они нарисовали; развивает чувственно-двигательную координацию; обогащает сенсорный опыт путем выделения формы предметов; обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование ладошкой, штампом.  Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 

                                        

 

1.2    Цели и задачи программы

         Цель программы: Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

 - познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», рисование ватными палочками, «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке»);

- научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

 - развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

- развивать познавательные и творческие способности детей;

 -поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

 -смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;

-формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;

-использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учетом особенностей детей раннего возраста.

1.3 Принципы программы

Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:

-системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

-наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

-цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

-доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

-проблемность– активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

-развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

  

 

 

Возрастные особенности детей 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ­екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершен­ствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про­блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заража­ются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор­дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан­ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлич­ного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровожда­ется рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нару­шением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

1.4 Содержание программы.

Программа кружка «В гостях у красок» рассчитана на детей с 2 до 3 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 31 занятие. Группа работает 1 раз в неделю по 10 минут, всего   занятие за учебный год.

Курс занятий рассчитан с сентября по май.

Название кружка

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Кол-во в год

Длительность  мин.

Кол-во  воспитанников

«В гостях у красок»

 

    1

 

   4

 

   31

 

    10

 

    

 

 

Календарно – тематический план.

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

1.«Чудо краски» (смешивание красок).

Познакомить с красками и их волшебными свойствами.

 

2.«Весёлые ладошки» (печатание ладошками).

Познакомить с техникой печатание ладошками.

 

3.«Красивый зонтик» (рисование ватными палочками).

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.

 

4.«Грибная полянка» (рисование пальчиками).Коллективная работа.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру.

октябрь

1.«Листопад листья по ветру летят» (рисование ладошками).

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками.

 

2.«Букет из осенних листьев» (печатание листьями).

Учить окунать листочек в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

 

3.«Дождик, дождик кап-кап-кап» (рисование пальчиками).

Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

 

4.«Волшебные картинки» (рисование ладошками).

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

ноябрь

1.«Разноцветные бусы» (рисование ватными палочками).

Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие.

 

2.«Веточка рябинки» (рисование пальчиками).
композиции.

Учить рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство

 

3.«Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок» (рисование ватными палочками).

Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

 

4.«Аленький цветочек» (рисование ладошками).

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность.

декабрь

1.«Зимушка-зима»

(рисование ватными палочками).
Упражнять в рисовании ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).

 

2.«Зайчик» (рисование пальчиками).

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

 

3.«Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла» (рисование ладошками) (коллективная работа).

Упражнять в технике печатания ладошками. Развивать творчество, воображение.

 

4.«Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла» (рисование ватными палочками) (коллективная работа).

Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать композиционные умения.

январь

1.«Мои варежки» (рисование пальчиками).

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.


 

2.«Вишнёвый компот» (оттиск пробкой).

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки.

 

3.«Я слепил снеговика» (рисование методом тычка).

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования методом тычка.

февраль

1.«Машина» (рисование пальчиками).

Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.


 

2.«Мы рисуем, что хотим» (рисование разными методами).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

3.«Моя любимая чашка» (рисование ватными палочками).

Закреплять умение украшать простые по форме предметы, по возможности равномерно на всю поверхность.

 

4.«Самолёт» (рисование штампом).

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования штампом. Закреплять представление о цвете.

март

1.«Веточка мимозы» (рисование пальчиками).


Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности.

 

2.«Петушок» (рисование ватными палочками).

Учить украшать простую игрушку по форме, по возможности равномерно на всю поверхность.

 

3.«Солнышко лучистое» (рисование ладошками) (коллективная работа).

Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики.

 

4.«Стая птичек» (рисование штампом).


Продолжать учить рисовать штампом. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

апрель

1.«Весёлые осьминожки» (рисование ладошками и пальчиками).

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.

 

2.«Звездное небо» (рисование пальчиками).

Учить создавать композиции. Развивать чувство ритма.

 

3.«Травка зеленеет» (рисование ладошками).

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа.

 

4.«Укрась яичко» (рисование ватными палочками)..

Упражнять в рисовании ватными палочками. Воспитывать аккуратность

май

1.«Одуванчики цветы, ослепительно желты» (рисование методом тычка).

Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

 

2.«Праздничный салют» (рисование ватными палочками).

Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма.

 

3.«Гусеница» (оттиск пробкой).

Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.

 

4.«Мишка косолапый по лесу идёт» (рисование методом тычка).

Продолжать учить закрашивать по контуру тычком полусухой кистью. Учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

 

 

 

 

 

1.5. Планируемые результаты.

У детей:

- формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;

- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.

Дети научатся создавать  образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
–;

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

   2.1     Условия реализации программы

Формы работы

-Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности.

-Рассматривание картин и книжных иллюстраций;

-Чтение художественных произведений;

-Дидактическая игра;

-Динамические игры (использовались как в организованной совместной деятельности, так и самостоятельно).

-Оформление выставок.

2.1.1 Программно-методическое обеспечение

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья,

1.Наборы красок для пальчиков

2.Гуашь

3. Ватные палочки

4.Печатки и оттиски

 

    

Материально-техническое обеспечение

 

    При организации работы используется дидактический материал. 

Он включает в себя игрушки, предметные и сюжетные картинки. 

     

2.2 Формы отчетности образовательных результатов.

Диагностика

2.3 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

1.Выставки работ

2.Фотоколлажи

2.4. Оценочные материалы.

Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.) 

 

Ф.И. ребёнка

Рисование прямых линий

Рисование прерывистых линий

Рисование волнистых линий

Рисование предметов округлой формы

Ориентировка на листе бумаги (верх-низ)

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.5 Методические материалы

Формы и методы занятий.

Форма организации детей на занятии.

 Групповая.

Форма проведения занятия.

 Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Организация занятий кружка.

Основной формой работы являются групповые занятия.

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 10 минут. В год проводится 31 занятие. По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ.

Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:

-создание обстановки эмоционального благополучия;

-создание и обновление предметно-развивающей среды;

-творческий подход к содержанию образования;

-вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

-использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников;

 

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

-К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является

-наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

- показ жестом;

- показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык. Постоянные показы приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

Словесные методы и приемы обучения

-К ним относятся беседа, использование словесного художественного образа.

Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя.

Игровые приемы обучения

- Игра в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

-Игровые упражнения. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

 

Список литературы

 

1.«Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной,

 2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский,

3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова,

 4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова,

 5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова,

6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко,

 7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева,

8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова,

9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.

10. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

11. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

12.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004