Дополнительная образовательная программа по русскому языку
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа по русскому языку

Оценка 4.9
docx
10.04.2022
Дополнительная образовательная программа по русскому языку
Программа Юный филолог.docx

 

Пояснительная записка

 

   Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Как средство познания действительности русский  язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

            Направленность программы "Юный филолог"  по содержанию является социально-педагогической,                                            по функциональному предназначению — учебно-познавательной, по форме организации — групповой,  по времени реализации — годичной подготовки. Основные нормативно-правовые документы, используемые при разработке программы:  Федеральный закон  от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования в РФ (утв. Правительством  РФ 04.09.2014 №1726-р); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования  и науки Российской Федерации (письмо от 18.11.2015 №09-3242); СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

              Программа составлена на основе программы Поляниной Е.А. «Знатоки русского языка». Отдельные темы взяты из программы  Новичковой Е.А. «Занимательный русский язык». Программа «Юный филолог» содержит темы для углублённого   изучения по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистики.  Также включены  беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Много занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитывать у учащихся внимание к слову. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитывать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на учащегося, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую. Программа модифицированная; рассчитана на 1 учебный год, учебно-тематический план содержит 216 часов.

 Новизна программы «Юный филолог»  состоит в том, что содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и даёт  возможность познакомить учащихся с интересными, нестандартными вопросами. Занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы. Новизной можно считать организацию проектной деятельности, в процессе которой каждый из учащихся занимается своим проектом и в то же время работает на общий результат группы.

         Актуальность данной программы продиктована запросом со стороны учащихся и их родителей, обеспокоенных состоянием лингвистического образования. Навыки, получаемые в результате изучения программы, необходимы учащимся  для  формирования четких и ясных нравственных ориентиров в жизненном и профессиональном самоопределении.

         Педагогическая целесообразность  программы обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития. В  процессе  реализации программы формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, расширяется лексический запас обучающихся, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию учащихся, повышению заинтересованности в изучении программы.

         Цель программы: формирование  общей  языковой  культуры  учащихся через развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование творческой  и исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

           обучающие:

-обучать лингвистическому анализу текста;

-обучать анализу художественных приёмов и языковых средств;

-обучать умению составлять тексты самостоятельно;

-обучать умению свободно пользоваться языком во всех сферах жизни.

развивающие:          

-развивать у учащихся научно- лингвистическое мировоззрение;

-развивать логическое мышление;

-развивать навыки самостоятельной работы с литературой.

воспитательные:

-воспитывать любовь к русскому языку

-воспитывать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения  языка.

-воспитывать дружелюбное отношение учащихся друг к другу.

         Срок реализации образовательной программы: 1 год.

         Формы занятий: по количеству детей, участвующих на занятии, - групповая; 

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мини- лекция, беседа, проектная деятельность, игровой практикум, конкурс.

по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

         Режим занятий: занятия проводятся 2 раза  в неделю по 3 часа, всего – 216  часов в год.

         Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

- понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·    пользоваться словарями, справочниками;

·    осуществлять анализ и синтез;

·    устанавливать причинно-следственные связи;

·    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·    задавать вопросы.

Способы определения результативности:

Результативность обучения отслеживается следующими формами контроля:

- тематический контроль (наблюдение, беседа, тестовые задания,  диктанты, изложения, сочинения);

- самостоятельное конструирование задач;

- защита творческих и исследовательских работ.

Контроль за реализацией программы (входной, промежуточный, итоговый):

1.  Входная диагностика стартовых знаний обучающихся по русскому языку. (диктант с грамматическими заданиями)

2. Промежуточный контроль  осуществляется в ходе осуществления обучающей деятельности и сопровождается  коррекцией по ходу занятий (тесты, самостоятельная работы,  изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, проекты, исследовательские работы).

3. Итоговый контроль осуществляется при проведении итогового занятия (контрольная работа, содержащая тесты, упражнения по разным разделам языкознания; задание по написанию обучающимися изложения и сочинения).

      В течение всего учебного года  ведётся мониторинг по каждому учащемуся. В конце года подводится итог по результатам всей группы.

Раздел 1


                      Отработка практической грамотности

Всего

 

Дата, кол-во ошибок

 
ФИ учащегося_________________________________

 п/п

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Чередующиеся гласные в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Безударные гласные в приставках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Чередование и-ы после приставок на согласный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Безударные гласные в суффиксах имен существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Безударные гласные в суффиксах имен прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Безударные гласные в суффиксах глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Безударные гласные в суффиксах причастий и имен прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Безударные гласные в суффиксах наречий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Безударные гласные в окончаниях имен существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, причастий и местоимений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Безударные гласные в окончаниях имен числительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

И,у,а после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Безударные гласные в окончаниях глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

О-е после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Гласные после ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Не, ни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Звонкие и глухие согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Непроизносимые согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Удвоенные согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Н, НН в именах прилагательных, причастиях и наречиях, существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Ъ, ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Сложные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Слитное и раздельное дефисное написание слов (имен прил.,мест., наречий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Служебные части речи
не с различными частями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Имена собственные и нарицательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Тире между подлежащим и сказуемым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

Знаки препинания в предложениях с о.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Знаки препинания в предложениях с обособлением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Запятые в предложениях с уточняющими членами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

Знаки препинания в предложения с вводными конструкциями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

Знаки препинания в предложениях с обращением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Запятые в предложениях со сравнительным оборотом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

Запятые в сложном предложении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

Тире в бессоюзном сложном предложении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

Знаки препинания при прямой речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

Фонетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

Орфоэпия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

Лексика и фразеология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

Морфемика и словообразование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

Синтаксис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

Грамматические ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

Речевые ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

Логические ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47

Ошибки на знание изобразительно выразительных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

Ошибки на знание типов речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 


 


Раздел 2

Отработка практической грамотности

ФИ учащегося_________________________________

Тематика

Всего

 

Дата, кол-во ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А2

Анализ текста. Лексическое значение слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Выразительные средства грамма­тики. Анализ средств выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А4

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А5

Правописание корней. Правописание словарных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А6

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А7

Правописание суффиксов различ­ных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правопи­сание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настояще­го времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Лексика и фразеология. Синонимы.

Фразеологические обороты.Группы слов по происхождению и употреблению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В2

Словосочетание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В3

Предложение.

Грамматическая (предикативная)

основа предложения. Подлежащее

и сказуемое как главные члены

предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В4

Осложнённое простое предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В5

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложени­ях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В6

Синтаксический анализ сложного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном сложноподчи­нённом предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В8

Синтаксический анализ сложного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В9

Сложные п­редложения с различными видами связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                      Учебно – тематический план (216 часов)

 

              Название темы

 

Часы

всего

Теория

Практика

Содержание

1.

Вводное занятие. Входной диктант.

3

 

1

2

 

 Знакомство с задачами и  содержанием программы. Диагностика стартовых знаний учащихся.

2.

Живые и мёртвые языки.

3

2

1

Понятие языковой политики. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.

3.

Естественные и искусственные языки.

3

2

1

Перспективы язы­кового развития человечества. Языковые контакты. Тестовая работа.

4.

История письма. Предпосылки возникновения письма.

3

2

1

Письмо как речевой жанр. Составление памятки «Как написать письмо».

5.

Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

3

2

1

Китайское письмо, значение и смысл иероглифов. Отгадывание ребусов.

6.

Индоевропейские языки. Русский язык в семье славянских языков.

3

3

-

Понятие об индоевропейских языках. Классификация индоевропейских языков. 

7.

Наука о происхождении слов -этимология. Интеллектуальная игра «Увлекательное около нас».

3

1

2

Работа с этимологическим словарём. Интеллектуальная игра.

 

8.

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения: исконно-русская лексика. Заимствованная лексика.

3

2

1

 

 

Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте. Работа с текстами.

9.

Лексика с точки зрения употребления: общеупотребительная и ограниченная в употреблении.

3

1

2

Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Жаргонизмы. Арготизмы. Фразеологизмы. Лексический анализ новгородской сказки сказки «Как баба шиша напужала». 

10.

Русские народные говоры. Местные говоры.

3

1

2

Понятие говоров. Диалектные слова. Работа со словарями диалектов. Работа с текстами художественных произведений.

11.

 Неологизмы 21 века в произведениях писателей и поэтов, в песнях.

3

-

3

Защита проектов.

12.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

3

1

2

Работа с пословицами, поговорками, загадками. Метафора. Стилистическое употребление синонимов, антонимов, омонимов  и паронимов в худо­жественной речи.  Игра «Брейн-ринг».

13.

Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения слова.

3

1

2

Работа с толковым словарём.

Лексический разбор слова.

14.

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

3

1

2

Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Нахождение и исправление ошибок в текстах.

15.

Реклама как способ воздействия на человека.

3

1

2

Нарушение речевых и стилистических норм в рекламной продукции. Изучение  текстов печатной   (теле­,   радиорекламы)   с   целью   выявления   нарушений   орфоэпических   и орфографических норм. Выявление причин 

нарушения. Понятие о слогане. Составление своей рекламы учащимися.

16.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет- полемики. Игра «В стране Лексикологии»

3

1

2

Особенности нетикета. Текущий контроль по теме «Лексикология».

17.

 

Антропонимика как наука.

 

 

3

1

2

История возникновения фамилий, имён, прозвищ. Исследовательская работа обучающихся «О чём расскажет моё имя».

18.

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики.

 

3

1

2

 Буквы и звуки русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Слоговое деление слова и правило переноса слов. Особенности русского ударения. Транскрипция. Фонетический разбор слов.

19.

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.

 

 

 

3

1

2

Основные морфемы, их функции (окончание, основа, корень, суффикс, приставка). Основа слова.

Производная – непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы.

 Чередование гласных в корне. Гнездо родственных слов. Способы образования слов. Словообразовательные цепочки.  Морфемный разбор слов.

20.

 

Орфография в системе лингвистики. Безударные гласные в корне слова. Чередование гласных в корне.  Буквы О и Е после шипящих и Ц. Гласные Ы и И после Ц. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

3

1

2

Принципы русской орфографии. Запись по диктовку. Нахождение и  объяснение орфограмм в тексте.

21.

Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Непроизносимые согласные. Разделительные Ъ и Ь.

3

1

2

Самостоятельная работа.

22.

 Морфология как раздел науки о языке.

3

2

1

Классификации частей речи в русском языке. Связь морфологии с другими разделами языкознания. Тест.

23.

Имя  существительное.

 

3

1

2

Склонение имён существительных. Правописание суффиксов и окончаний существительных. Творческое задание по составлению текста. Морфологический разбор существительных.

24.

Имя прилагательное. Сочинение по описанию картины местных художников.

 

3

1

2

Склонение имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Правописание  Н и НН в прилагательных. Написание сочинения по описанию картины местных художников.

25.

Имя числительное.

3

1

2

Склонение числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор числительных.

26.

Причастие и деепричастие.

3

1

2

Страдательные и действительные причастия. Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор причастий и деепричастий.

27.

Глаголы.

3

1

2

Спряжение глагола. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Морфологический разбор глаголов.

28.

Местоимения и наречия.

 

3

1

2

Правописание местоимений и наречий. Различение местоименных наречий от местоимений. Диктант «Исправляю ошибки».

29.

Предлоги, частицы, союзы.

3

1

2

Правописание предлогов, частиц, союзов. Морфологический разбор. Самостоятельная работа.

30.

 НЕ с разными частями речи. Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

3

1

2

Правописание НЕ с разными частями речи. Текущий контроль по теме «Правописание разных частей речи».  Морфологический разбор слов.

31.

Междометие, звукоподражательные слова, слова категории состояния.

3

1

2

Практическая работа по различению слов категории состояния от наречий. Морфологический разбор междометий,  слов категории состояния.

32.

Исследовательские работы по теме «Морфология» и «Орфография».

3

-

3

Защита исследовательских работ.

33.

Синтаксис и пунктуация, принципы русской пунктуации. Словосочетание.

3

1

2

Виды связи слов в словосочетаний: Сочинительная и подчинительная связь. Способы связи слов в словосочетании:  примыкание, согласование, управление.

34.

 

 

Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

3

1

2

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простых предложений.

35.

 Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

3

1

2

Практическая работа.

36.

 

Сложносочинённое предложение.

 

 

 

3

1

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение». Синтаксический разбор сложносочинённых предложений.

37.

Сложноподчинённое предложение.

 

3

1

2

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение». Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

38.

Ошибки в построении сложных предложений.

3

-

3

Примеры ошибок в построении сложных предложений. Практическая работа.

39.

Сложные бессоюзные предложения.

3

1

2

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Тест.

40.

Сложные предложения с разными видами связи.

 

3

1

2

Практические упражнения.

41.

Способы передачи чужой речи.

3

1

2

Прямая и косвенная речь. Диалог. Реплика. Цитата. Знаки препинания при диалоге и цитате.

42.

Сочинение-миниатюра.

 

3

1

2

Создание связного монологического высказывания на заданную тему.

43.

Проекты  по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

3

-

3

Защита проектов. Текущий контроль по теме «Синтаксис и пунктуация».

44.

 Функциональные стили речи.

3

3

-

Назначение каждого из стилей речи, сфера использования.

45.

Разговорный стиль.

3

2

1

 Диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка,  жанр переписки по интернету, по мобильному телефону (sms).

46.

Научный стиль.

3

3

1

 Монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт.

47.

Официально-деловой стиль речи.

3

3

1

Правила написания автобиографии, характеристики, резюме, доверенности, заявления, расписки.

48.

Оратория как  мастерство публичного выступления.

3

3

-

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Принципы подготовки к публичной речи.

49.

Публицистический стиль речи.

3

3

-

 Корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера.

50.

Художественный стиль речи. Язык художественной литературы.

3

3

-

Эпический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон; лирический (поэтический): стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия; драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

51.

Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства выразительности.

3

2

1

Поэтические тропы: метафора, эпитет, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, аллегория, перифраза.

52.

Фонетические средства выразительности.

3

2

1

аллитерация, аллегория, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

53.

Стилистические средства выразительности.

3

2

1

Градация, антитеза, оксюморон, эпифора, анафора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, лирический повтор, восклицание, риторическое обращение.

54.

Исследовательские работы по теме: «Изобразительно- выразительные средства в произведениях писателей и поэтов»

3

-

3

Защита исследовательских работ.

55.

Речевые жанры. Рецензия, эссе.

3

2

1

Структура, языковые особенности рецензии, эссе. Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе».

56.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

3

2

1

Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

57.

 Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

3

2

1

 

Работа с текстом.

58.

Что такое микротема. Абзацное членение текста.

3

2

1

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

59.

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

3

2

1

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

60.

Основные приёмы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

3

1

2

Работа с текстом. Отработка приёмов компрессии исходного текста.

61.

Анализ напечатанного текста.

3

1

2

Отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

62.

Написание сжатого изложения.

3

-

3

Текущий контроль по теме «Изложение».

63.

Анализ написанного изложения по выбору учащихся.

3

-

3

Классификация речевых и грамматических ошибок.

64.

Сочинение на лингвистическую тему. Тема, идея, проблема текста.

3

3

-

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему.

65.

Позиция автора. Собственная позиция. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

3

3

1

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

66.

Написание сочинения  на лингвистическую тему.

3

-

3

Текущий контроль по теме «Сочинение на лингвистическую тему».

67.

Сочинение-рассуждение по тексту.

3

3

-

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту.

68.

Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

3

2

1

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

69.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

3

-

3

Текущий контроль по теме «Сочинение-рассуждение».

70.

 

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся.

3

-

3

Классификация речевых и грамматических ошибок.

71.

Итоговая контрольная работа.

3

-

3

Итоговый контроль.

72.

Анализ итоговой контрольной работы. Викторина «Юный филолог».

3

-

3

Подведение итогов работы за год.

                                                 Всего:

216

 

 

 

 

                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

          Реализация программы дополнительного образования «Юный филолог» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного обучения. Создание ситуации успеха собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.

           Основными формами образовательного процесса являются:

·     практико-ориентированные занятия: упражнения, тесты,  работа с текстом, разные виды разбора;

·     игры, викторины;

·     исследовательская и проектная деятельность;

·     лекционные занятия;

·     самостоятельная работа;

·     контрольный диктант

·     написание изложений, сочинений.

 В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

         -методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,  показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)       

       -методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

•  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

-методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

•  групповой – организация работы в группах

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

             Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитательную, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.

                                                                                     

  Способы контроля знаний и умений:

·        первичная диагностика

·        промежуточная диагностика

·        диагностика на конец года

 

Оценочные материалы

      Оценка диктантов

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

       

 

       Оценка сочинений и изложений

           Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

          Примерный объем текста для подробного изложения: 350-450 слов.

           Рекомендуется следующий примерный объем сочинений: 3,0 – 4,0 листов. К указанному объему сочинений можно относиться как к примерному, так как объем  сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

            Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;                                             

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

          Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

          Оценка «5»

1.  Содержание работы полностью соответствует теме.

2.  Фактические ошибки отсутствуют.

3.  Содержание излагается последовательно.

4.  Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.  Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

         Оценка «4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

        В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

         Оценка «3»

1.  В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.  Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

     В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

          Оценка «2»

1.  Работа не соответствует теме.

2.  Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между   ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.  Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

          Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

      2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует

      исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке

      грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2

      – 3  – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение

     объема сочинения не принимается во внимание.

      3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по

      остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учащимся исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

 

            Оценка обучающих работ.

         Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

          При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

           Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда учащийся  не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

 

           Оценка тестовых заданий 

Кол-во вопросов

«5»     

«4»

«3»

«2»

5

5

4

3

2

6

6

5

3,4

2

7

7

5.6

3,4

2

8

7,8

6

4,5

3

9

8,9

7

5,6

4

10

9,10

7,8

5,6

4

11

10,11

8,9

6,7

5

12

11,12

9,10

6-8

5

13

12,13

10,11

6-9

5

14

13,14

10-12

7-9

6

15

14,15

11-3

8-10

7

16

15,16

12-14

8-11

7

17

16,17

12-15

9-11

8

18

17,18

13-16

9-12

8

19

18,19

13-17

10-12

9

20

18-20

14-17

10-13

9

21

19-21

15-18

11-14

10

22

20-22

16-19

11-15

10

23

21-23

17-20

12-16

11

24

22-24

17-21

12-16

11

25

23-25

18-22

13-17

12

26

24-26

19-23

13-18

12

27

25-27

19-24

14-18

13

28

26-28

20-25

14-19

13

29

27-29

21-26

15-20

14

30

27-30

21-26

15-20

14

 

Входной диктант

Наедине с природой.

        Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета. А вбли­зи, в овражке, игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрач­ный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба, легкого белого облачка.

       Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка.

       Его поверхность была словно вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Какое чудо: ведь   ни   днем, ни   ночью   не   смолкает   его   мелодично   поющая струна.

       Я шел вдоль ручейка, а он чем дальше, тем звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В лет­нюю пору, в зной, поди, не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, будто сверкало бриллиантами. А ручеек искрился, все пел и пел: о ра­дости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого. Он нес свою воду в реку, но, вливаясь в ее мощный поток, вдруг... замолчал. Мне стало грустно. Я всмотрелся в воду и увидел грязно – желтоватую муть. Куда же делись те светлые, звон­кие струи? Невольно вспомнилось: сколько по земле течет таких хрустальных ручейков, почему они не в силах высветлить, ска­жем, Оку? Видимо, этим ручейкам нужна помощь человека, всех нас, тогда и речки станут такими же хрустально чистыми и звонкими.

                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                              (203 слова.) (А. Марин.)

 

                                                                            

                                                                                       Игра по теме «Лексикология»

  • Обобщить в игровой форме знания по теме через организацию учебно-познавательных умений в форме игры;
  • Развивать познавательный интерес учащихся, расширять словарный запас;
  • Воспитывать  доброжелательное, гуманное отношение друг к другу.

Оборудование:  чистые листы для выполнения заданий, карточки с заданиями для команд.

Ход занятия.

Слово учителя: В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов, языка.

«Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в древней Греции рабом философа Канта. Однажды хозяин велел Эзопу приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, развязывать войны, язык несёт зло, горе, оскорбление.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? Не может на этот вопрос убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.  В современном языке всё чаще появляются новые слова и выражения. Потому что русский язык находится в постоянном развитии.

 

Правила игры

1.     Игра состоит из 6-ти конкурсов.

2.     Команды получают одинаковые задания, но содержание карточек может отличаться.

3.     На обдумывание задания даётся от 1-й минуты до 5-ти, на защиту – от 3-х до 5-ти минут.

4.     Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, за конкурс команда может получить даже 10 баллов, учитывается дисциплина, активность и сплочённость команд.

5.     Та команда, которая набирает большее количество баллов, становится победительницей. В случае, если представители команды мешают проведению конкурса, жюри имеет право назначить штрафные очки.

6.     Болельщики могут принести "своей" команде от 1 до 5 баллов

– Итак, мы начинаем.

1. Разминка

– О каком историческом изменении в правописании слов говорится в стихотворении С. Крыжановского? Как знание этого процесса помогает правильно писать слова? Подберите к старославянизмам русские соответствия.

Отчего, обжигая горло, 
Разбираю часами подряд 
Сочетания «оло» и «оро» – 
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? 
«Человек некий име два сына…» 
Я прислушиваюсь к словам. 
Открывается в них Россия, 
Легендарная быль славян… 
Сто-ро-на. 
Го-ло-са. 
До-ро-га. 
Я усвоил твёрдо азы: 
С давних лет к открытости слога 
Тяготел славянский язык.

Ответ:

В стихотворении говорится о замене полногласия неполногласием: оро-ра; оло-ла, ле. В корнях с полногласием пишется «о», в словах с неполногласием – «а». Сторона – странник, странствовать, пространство; голоса – гласный, гласить, приглашение, глашатай; дорога – нет примеров.

Для болельщиков

Задание 1.

Помогите корректору подготовить к изданию тест.

Слышин собачьий визг. Очумелов глидит в сторану и видет: из дровенного склада купца Пичугина прыгая на трёх ногах и оглядоваясь бижит собака. За ней гонеться человек в сицовой крохмальной рубахи и растегнутой желетки. Он бежит за ней и падавшись туловещем в перёд падает на землю и хвотает собаку за заднии лапы.

Ответ:

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

2. «Переводчик»

Что самое интересное, некоторые слова, имеющие сейчас негативный характер, первоначально имели совсем другой смысл.

  • «Халтурою»  раньше именовали выездную работу священника – отпевание усопшего на дому, а не в церкви.
  • «Сволочь» – профессия бурлаков, «сволакивающих» идущие суда через водные препятствия
  • Слово «Зараза» в прошлом означало прелесть
  • «Болван» в древнерусском означает массивная глыба, скала
  • «Олухом» называли пастуха
  • «Негодяй» означало рекрута, непригодного к воинской службе
  • «Извергами» когда-то называли древнерусских фермеров, то есть тех, кто покидал общину ради частного землепашества

Вы люди современные и я  предлагаю вам некоторые сленговые слова, которым вы должны  дать им ваше объяснение.

Напротив каждого слова написать свою интерпретацию.

Я торчу от этой песни                                 ловлю кайф
Понтово                                                         беспонтово
Выделываться                                               прикол
Отпад                                                             тащиться 
Шнурки смылись                                          шнурки в стакане
Крыша снесло                                               башню сорвало
Клевый                                                          колбасит, плющит
Стрелки метать                                             варежку разинул
Тормоз                                                           грузить
Прикольно                                                     мочить

Для болельщиков

Задание 2.

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

1. Лишённый смысла. 
2. Находящийся за пределами школы. 
3. Никогда не умирающий. 
4. Расположенный у берега, вдоль берега. 
5. Относящийся ко времени перед восходом солнца. 
6. Не имеющий определённой формы. 
7. Очень некрасивый, уродливый. 
8. Не дающий результата, напрасный.

Ответ:

бессмысленный, 
бессмертный,
внешкольный, 
прибрежный, 
предрассветный, 
бесформенный, 
безобразный, 
безрезультатный (бессмысленный).

3.  «Агнонимы»

– Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть, агнонимы – это те слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им – по незнанию – приписываем. Например, в романе М.Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка».

Возможно, ответы вызовут улыбку. Попробуйте, подобно деду Щукарю, объяснить значение данных слов и составить с ними предложение.

Агно́ним (от др.-греч. ά — не, γνώσις — знание и όνομα, όνυμα имя) лексическая или фразеологическая единица языка, которая неизвестна, непонятна или малопонятна одному или многим его носителям. Многие агнонимы являются диалектными, специальными терминами или устаревшими (архаизмами), но некоторые из них не имеют в словарях стилистических помет и относятся к нейтральной общелитературной лексике.

Агноним

Значение

обабок

подберезовик

обвалка

отделение мяса от костей

обечайка

боковая часть музыкального инструмента

не обинуясь

без колебаний

 

 

 

Для болельщиков

«Одной строкой»

Оратор должен уметь выделить главную мысль, акцентировать на ней внимание слушателей. Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Новости бывают разные – большие и маленькие. Есть такие короткие, что для них сложилось особое название: «новость одной строкой». Попробуйте придумать однострочное сообщение о событии, происшедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять данных мною слов.
Все предложенные существительные можно превращать в прилагательные, глаголы, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное, чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.

1-я карточка. Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение.

Кня́жество Лихтенште́йн (нем. Furstentum Liechtenstein) — карликовое (160 км2) государство в Центральной Европе. Название страны происходит от правящей династии Лихтенштейн. Столица — Вадуц.

2-я карточка. Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.
Туни́с (араб., официальное название — Туни́сская Респу́блика) — государство на средиземноморском побережье Северной Африки.

3-я карточка. Япония, острова, цунами, гроза, катастрофа.

Япо́ния (яп. Нихон), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны

4. Домашнее задание «Как слова приходят в русский язык» (Презентации учащихся)

Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну.
Русские слова активно осваивались соседними народами Северной Европы – норвежским, шведским, финским. О давних дружеских и родственных межнациональных связях рассказывают, в частности, древнеисландские саги.
Начиная с XVI в. русские слова заимствуются западноевропейскими народами.
Так, с 1528 г. (начала регулярных торговых отношений) в английский язык, кроме давно известного русского слова соболь (sable), вошли слова из разных сфер русской жизни: наименования официальных правящих лиц, документов, учреждений; названия денежных знаков, мер веса и длины; бытовые наименования; названия отдельных животных, птиц, рыб и т.д. В XIX-XX вв. вошли слова, отображающие общественно-политическую жизнь России, например декабрист, нигилист, погром. Значительное количество слов было заимствовано после Октябрьской социалистической революции. Освоены были наименования советской общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни. Например: комиссар, совет, большевик, ленинизм, комсомолец, колхоз, субботник; спутник, лунник, луноход и мн. др.
Почти все слова, связанные с отмеченными выше понятиями, вошли и во французский язык.
Немало русских слов освоено лексикой болгарского, польского, словацкого и других славянских языков. Например, словацким литературным языком за период с конца XVIIIв. до наших дней, по свидетельству Н.А. Кондрашова, в разное время было заимствовано около 1500 русских слов. Среди них: а) наименования общественно-политической, исторической и культурной жизни: власть, государство, держава, страна, столицаи др.; вольнодумец, гнет, мятеж; букварь, летопись, сказка, словарь, слог, пословица; а также мичуринец, комсомолец, пионер, пятилетка, совет, субботник, спутник и мн. др.; б) наименования бытовые, абстрактные: блины, икра, квас, самовар; воздух, высота, природа; защита, обаяние, обстановка, прелесть, прозрачность и др.

5. «Пуськи бятые»

 У писательницы Л. Петрушевской есть необычные произведения, написанные из слов, придуманных самой писательницей. 
История написания сборника рассказов «Пуськи Бятые» проста. Вот как рассказывают об этом дети Петрушевской: «Что же касается сказок “Пуськи Бятые”, то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, пела, а однажды (Слон Наташа стоймя торчала в кроватке) мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: “Сяпала Калуша по напушке. И увазила бутявку”. И Слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».

Людмила Петрушевская не первый писатель, сочинивший текст из придуманных слов. Один из подобных примеров – первое четверостишие стихотворения Льюиса Кэрролла «Бармаглот», включенного в «Алису в Зазеркалье» [6]. В русском переводе Д.Г. Орловской оно звучит так:

Вкралось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

У Л.Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии. Поможет вам справиться с этим заданием словарь

Фыва пролдж 
Индякие:
Ляпупа 
Бутявка 
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы. 
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли? 
По напушке шается Бутявка. 
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж. 
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе! 
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж. 
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы. 
Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр... 
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и – бздым! – отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Выдержки из словаря

А

Абвука – азбука (от АБВ; ср. в англ. яз.: ABC – алфавит). 
Ажник, аж – аж, даже, вообще. 
Ам-тям-тям, куги-туги, буду-вуду, муги-буги – тра-ля-ля, ла-ла-ла и т.д. 
Ам-лям-лямкать (от ам-лям-лям) – петь, напевать.

Б

Бдан-бдан – дружба, воссоединение (ср. «Хинди-руси, бхай-бхай»). 
Бздым – междометие, обозначающее удар (ср. бах, бум, хрясь); 
Бирить – говорить; отбирить – ответить; забирить – заговорить, закричать; перебирюшка – повторюшка, тетя хрюшка; биренье – разговор; небиренье – молчание (не разговор); 
Блуки – глаза (немного похоже на глазные яблоки); блуки бятые, пши натыром – глаза плохие, уши торчком, т.е. глаза зыркают, ушки на макушке (о сплетнице); 
Бтысь – здесь. 
Буи-Зюи-Зюище, Зюище – некая высшая сила, что-то большое и могущественное (суффикс -ющ-). 
Бурдысья – кусты, заросли. 
Бурлы – междометие, обозначающее ворчание, нытье; бурлыкать – ныть, скулить, ворчать, хныкать; забурлыкать – заныть и т.д. 
Бутявка – героиня «Пусек Бятых», а также любой из ее сородичей; что-то похожее на букашку и козявку, по своему положению тоже; Бутява Бутявишна Йовович-Шер – полное имя Бутявки; ее также обозначают «Бутявище» и «Бутявщина». 
Быро, быро-быро – быстро (небрежное ускоренное произношение). 
Бятый – плохой, «бяка»; бятым-бятый (ср. белым-бело) – тоже плохой; пуськи бятые – ругательство.

В

Вазить – видеть; увазить – увидеть. 
Вздребезнуться – встрепенуться + трепыхнуться; дернуться. 
Возобнуться – рассердиться, возмутиться, обидеться. 
Волить – кричать, говорить, звать; заволить – позвать; отволить – ответить. 
Воу, воу – междометие, обозначающее махание рукой в знак приветствия. 
Впях, взбых – то вверх, то вниз; то втырь, то оттырь – то туда, то сюда; ни втырь, ни оттырь– ни туда, ни сюда; наоттырь – отдельно (ср. оттопыренный). 
Вымзить – вытаращить (глаза), вымзенный – вытаращенный. 
Вычучить – выпустить, отпустить, выплюнуть, уронить; отчучить – отпустить (на свободу);вычучиться – «выпуститься», выбраться; вчучить – всунуть, всадить; пши счучиваются – уши вянут (т.е. спускаются, падают); зачучивать – класть, засовывать.

– Хочется закончить словами поэта Сабира Абдуллы:

О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил, –
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни, мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский, 
Учите русскому детей!

Подведение итогов.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Учебный кабинет, 8 парт, 15 стульев

2. Оборудование: доска.

3. Канцелярские принадлежности: бумага «Снегурочка», карандаш, ручка, тетрадь.

4. Иллюстративный материал: памятки на разные темы,  раздаточный материал,  карточки.

5. Технические средства: компьютер, экран, монитор, принтер, мультимедийный проектор.

    6. Аудио-, Фото- и видеоматериалы: видео- и  фотопрезентации.

  

       

 

Информационные электронно - образовательные ресурсы

1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения».

2.  Полезные ссылки в сети Интернет     

 http://teenslang.su//t_blank – «Словарь молодежного сленга”       

 http://vschool.km.ru/ - «Виртуальная школа»

 http://math.msu.su/~apentus/znaete/- «Знаете слово?»

 http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html) - Основные правила грамматики русского языка

 www.knigge.ru - Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна!

 http:// www.slovari.ru/lang/ru/-  Русские словари. Служба русского языка

 http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm)-  «Словарь устаревших и диалектных слов»

 http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»  

 http://www.gramota.ru — Грамота. Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

 http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

 http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»

 http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».

 http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет - образования


 

Список литературы

Литература для педагога

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000.

2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2015.

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 2014.

5. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.

 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения.- М.,2016.                    

7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,2018.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 2014.

9. Патрамова З.С.Краткий этимолого-орфографический словарь.- Саратов: Лицей, 2005.

10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 2014.

11. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.

    9 класс. – М., 2015.

12.  Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.

13. Тихонов В. Фразеологический словарь русского языка. –М.: Медиа, 2006.  

14. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 2016.

15. Ушаков, Д.Н. Крючков С. Е. Орфографический словарь.- М.: Дрофа, 2006

16.  Шмелева Е. Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

 

 

Литература для учащихся

1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  2016.

3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  2015.

4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  2017.

5. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  2015

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7. Сборник диктантов повышенной трудности по русскому языку /Сост. Т.В. Ратько. – Мн.: БГПУ, 2003. – 103 с.

8. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 2016.

9. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и 

    происхождение  словосочетаний. – М., 2017.       

10. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  2014.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Русский язык – государственный язык

Пояснительная записка Русский язык – государственный язык

Программа составлена на основе программы

Программа составлена на основе программы

Цель программы: формирование общей языковой культуры учащихся через развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование творческой и исследовательской деятельности

Цель программы: формирование общей языковой культуры учащихся через развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование творческой и исследовательской деятельности

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего – 216 часов в год

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего – 216 часов в год

Коммуникативные УУД: · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

В течение всего учебного года ведётся мониторинг по каждому учащемуся

В течение всего учебного года ведётся мониторинг по каждому учащемуся

Звонкие и глухие согласные 20

Звонкие и глухие согласные 20

Синтаксис 44

Синтаксис 44

А7 Правописание суффиксов различ­ных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

А7 Правописание суффиксов различ­ных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Учебно – тематический план (216 часов) №

Учебно – тематический план (216 часов) №

Заимствованная лексика. 321

Заимствованная лексика. 321

Интернет-дискуссии, Интернет- полемики

Интернет-дискуссии, Интернет- полемики

Имя существительное. 3 1 2

Имя существительное. 3 1 2

Синтаксис и пунктуация, принципы русской пунктуации

Синтаксис и пунктуация, принципы русской пунктуации

Сочинение-миниатюра. 3 1 2

Сочинение-миниатюра. 3 1 2

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Анализ напечатанного текста. 3 1 2

Анализ напечатанного текста. 3 1 2

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение

Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия

Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия

Оценка сочинений и изложений

Оценка сочинений и изложений

Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Входной диктант Наедине с природой

Входной диктант Наедине с природой

Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета

Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета

В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее,

В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее,

Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога

Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога

Вы люди современные и я предлагаю вам некоторые сленговые слова, которым вы должны дать им ваше объяснение

Вы люди современные и я предлагаю вам некоторые сленговые слова, которым вы должны дать им ваше объяснение

Агнонимы» – Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю

Агнонимы» – Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю

Все предложенные существительные можно превращать в прилагательные, глаголы, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное, чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл

Все предложенные существительные можно превращать в прилагательные, глаголы, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное, чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл

Пуськи бятые» У писательницы

Пуськи бятые» У писательницы

Досяпывает до Бутявки и зачучивает

Досяпывает до Бутявки и зачучивает

Возобнуться – рассердиться, возмутиться, обидеться

Возобнуться – рассердиться, возмутиться, обидеться

Информационные электронно - образовательные ресурсы 1

Информационные электронно - образовательные ресурсы 1

Список литературы Литература для педагога 1

Список литературы Литература для педагога 1

Литература для учащихся 1. Ахременкова

Литература для учащихся 1. Ахременкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022