УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического Совета протокол № 1 от 28.08. 2019г. |
|
Утверждаю: Директор МКУ ДО Каргатский ДДТ ________С.В. Парамонова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Дорожный дозор»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 10 - 12 лет
Автор: Голубь Екатерина Анатольевна
педагог дополнительного образования
Каргат 2019 г.
Содержание
I. Раздел
Пояснительная записка……….. …………………………………….……………3
1.1 Цель и задачи программы…………………………………………………......4
1.2 Планируемые результаты…………………………………………………......7
II. Раздел
Учебно-тематический план………………………………………………..……...9
III. Раздел
Форма подведения итогов реализации
и средств контроля Программы……………………………………...………….13
IV. Раздел
Организационно-педагогические условия
реализации Программы……………………………………………………….....16
V.Раздел
Список литературы…………………………………………………………….….18
VI. Раздел
Приложения к Программе……………………………………………………...19
Направленность
Данная Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Уровень реализации программы: «Стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность
В настоящее время в связи с увеличившимся транспортным потоком на дорогах, всё возрастающей скоростью движения, проблема предупреждения дорожно-транспортного детского травматизма становится всё более актуальной. Современная ситуация на дорогах и улицах характеризуется большим количеством нарушений Правил дорожного движения юными пешеходами.
Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет правильное оценивание дорожной обстановки и соблюдение ПДД.
Программы связана с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Обучающиеся зачастую становятся причиной дорожно-транспортных происшествий, потому, что не всегда соблюдают правила дорожного движения.
Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Важной задачей является заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Современность
Образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных пешеходов (ЮП) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения.
Востребованность объясняется фактом участия обучающихся в изучении правил дорожно-транспортных происшествиях и особенностями школьного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в этом возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит, прочно останется у него навсегда. Поэтому важно научить обучающихся дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства, поэтому данная Программа востребована.
Целесообразность Программы заключается в следующем: факт участия детей в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями школьного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в этом возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит, прочно останется у него навсегда.
Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения.
1.1.Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития гражданственности обучающихся, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.
Задачи:
Обучающие:
Ø создать условия для обучения правилам безопасного поведения на дороге;
Ø формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Ø отслеживать уровень знаний, умений и навыков поведения на дорогах и тратуарах;
Ø применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
Ø использовать материально-технический потенциал и возможности ОУ для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;
Ø сформировать умения по оказанию первой доврачебной помощи;
Ø приобрести навыки социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
Ø развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Ø развивать умение предвидеть «дорожные ловушки», используя органы зрения и слуха при оценке дорожной обстановки;
Ø развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, внимательность, наблюдательность, аккуратность, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
Ø воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
Ø воспитывать дисциплинированность, усидчивость, активность;
Ø любознательность, ответственность;
Ø воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
Ø побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности объединения;
Ø воспитание ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста;
Ø повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.
Категория обучающихся, для которой программа актуальна
Данная программа рассчитана на обучение детей 10-12 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный.
Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
• тематические занятия;
• игровые тренинги;
• разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
• экскурсии;
• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
• разработка проектов по правилам дорожного движения;
• встреча с работниками ГИБДД;
• просмотр видеофильмов.
Режим занятий
Планирование работы объединения рассчитано на 2 часа в неделю (в год 60ч).
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения 64 часа в год - 2 часа в неделю.
1.2.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Ø оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
Ø объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Ø в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
Ø осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Ø обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
Ø обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
Ø обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
Ø обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Ø обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Ø обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
Ø обучающиеся научаться обращаться за помощью;
Ø обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
Ø обучающиеся научаться слушать собеседника;
Ø обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
Ø обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
Ø обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
Ø обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
Ø формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
Ø овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
Ø Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;
Ø Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
Ø Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
Ø Повысить дорожную грамотность обучающихся;
Ø Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
Ø Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
В конце года обучающиеся должны знать:
• правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
• серии дорожных знаков и их представителей;
• способы оказания первой медицинской помощи;
• техническое устройство велосипеда.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
• работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
• читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
• оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
• пользоваться общественным транспортом;
• управлять велосипедом.
иметь навыки:
• дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
• взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
• участия в конкурсах, соревнованиях.
• активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
2. Учебно – тематический план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Правила движения – закон улиц и дорог. |
2 |
2 |
|
Ответы на вопросы |
2. |
Оформление уголка по безопасности дорожного движения |
2 |
|
2 |
Оформление уголка |
3. |
История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках |
2 |
2 |
|
Ответы на вопросы |
4 |
ПДД. Общие положения |
2 |
2 |
|
Ответы на вопросы |
5 |
Обязанности пешеходов и пассажиров |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
6 |
Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
7 |
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек |
2 |
2 |
Ответы на вопросы. |
|
8 |
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
9 |
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы |
2 |
2 |
|
Ответы на вопросы. |
10 |
Просмотр видеофильма по ПДД |
2 |
2 |
Работа с карточками. |
|
11 |
Предупреждающие знаки |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
12 |
Знаки приоритета. Запрещающие знаки |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
13 |
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
14 |
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички |
2 |
|
2 |
Тест |
15 |
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
16 |
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
17 |
Проведение игры «Зеленый огонек» |
2 |
|
2 |
|
18 |
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
19 |
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов |
2 |
|
2 |
Ответы на вопросы |
20 |
Расположение транспортных средств на проезжей части |
2 |
|
2 |
Интернет-тест |
21 |
Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы |
2 |
|
2 |
Ответы на вопросы |
22-23 |
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств |
4 |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
24 |
Правила движения велосипедистов |
2 |
|
2 |
Тест-зачёт на компьютере. |
25 |
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка |
2 |
2 |
Работа с карточками |
|
26 |
Подготовка к районному слету ЮИД «Безопасное колесо». |
2 |
|
2 |
Проверка практических знаний фигурного вождения велосипеда |
27 |
Подготовка к районному слету ЮИД «Безопасное колесо». |
2 |
|
2 |
Решение билетов ПДД |
28 |
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме |
2 |
2 |
Решение задач по теме |
|
29 |
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим |
2 |
|
2 |
Практикум |
30 |
Основные требования при оказании ПМП при ДТП |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
31 |
Аптечка автомобиля и ее содержимое |
2 |
2 |
Ответы на вопросы |
|
32 |
Зачет по ПДД. Тестирование. |
2 |
|
2 |
Ответы на билеты |
|
ИТОГО |
64 |
14 |
50 |
|
Содержание учебного плана
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка «Дорожный дозор» Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- перестановка предмета
- ворота с подвижными стойками;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.
Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек»
Выступление в старших классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинении).
3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
Ø опрос;
Ø обсуждение;
Ø самостоятельная работа;
Ø тестирование;
Ø выступления;
Ø презентация и защита творческой работы (проекты и др.).
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Техническое оснащение:
· компьютер с экраном и проектором;
· магнитофон;
· плакаты по правилам дорожного движения;
· препятствия из автогородка.
Методическое оснащение:
· билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
· рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
· разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;
· методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
· методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе в классах;
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ;
Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением
Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и
дополнениями);
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в редакции от 10.03.2009г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. № 06-1844);
5. Список литературы
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
10. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
11. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
12. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и
комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
13. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Приложения к Программе
Календарный учебный график
№ |
Число |
Месяц |
Тема |
Кол-во часов |
форма занятия |
Место проведения |
Формы контроля |
1-2 |
02 |
10 |
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
3-4 |
09 |
10 |
Оформление уголка по безопасности дорожного движения |
2 |
|
Школа |
Оформление уголка |
5-6 |
16 |
10 |
История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
7-8 |
23 |
10 |
ПДД. Общие положения |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
9-10 |
30 |
10 |
Обязанности пешеходов и пассажиров |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
11-12 |
06 |
11 |
Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
13-14 |
13 |
11 |
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа
|
Ответы на вопросы. |
15-16 |
20 |
11 |
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
17-18 |
27 |
11 |
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы. |
19-20 |
04 |
12 |
Просмотр видеофильма по ПДД |
2 |
Интеллектуальная игра |
Школа |
Работа с карточками. |
21-22 |
11 |
12 |
Предупреждающие знаки |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
23-24 |
18 |
12 |
Знаки приоритета. Запрещающие знаки |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
25-26 |
25 |
12 |
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
27-28 |
08 |
01 |
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа
|
Тест |
29-30 |
15 |
01 |
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
31-32 |
22 |
01 |
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
33-34 |
29 |
01 |
Проведение игры «Зеленый огонек» |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
|
35-36 |
05 |
02 |
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
37-38 |
12 |
02 |
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
39-40 |
19 |
02 |
Расположение транспортных средств на проезжей части |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Интернет-тест |
41-42 |
26 |
02 |
Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
43-44 |
04 |
03 |
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
|
45-46 |
11 |
03 |
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Тест-зачёт на компьютере. |
47-48 |
18 |
03 |
Правила движения велосипедистов |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Работа с карточками |
49-50 |
25 |
03 |
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Тест |
51-52 |
01 |
04 |
Подготовка к районному слету ЮИД «Безопасное колесо». |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
53-54 |
08 |
04 |
Подготовка к районному слету ЮИД «Безопасное колесо». |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Зачёт на автогородке |
55-56 |
15 |
04 |
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
57-58 |
22 |
04 |
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
59-60 |
29 |
04 |
Основные требования при оказании ПМП при ДТП |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
61-62 |
13 |
05 |
Аптечка автомобиля и ее содержимое |
2 |
Рассказ, показ, презентация |
Школа |
Ответы на вопросы |
63-64 |
20 27 |
05 05 |
Зачет по ПДД. Тестирование. |
2 |
|
Школа |
Практикум |
п/п |
Тема программы |
Формы занятий |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий. |
Формы подведения итогов. |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. |
Рассказ, беседа. |
Инструкции по технике безопасности |
Опрос, беседа. |
2 |
История развития ЮИД. |
Беседа, рассказ, практическая работа. |
Ватман. Канцелярские принадлежности, интерактивная доска, мультимедийный проектор. |
Анализ, оформление уголка ЮИД. |
3 |
История ГИБДД. |
Рассказ, беседа, презентация. |
Презентация, компьютер, мультимедийный проектор. |
Встреча с сотрудниками ГИБДД. |
4 |
Правила дорожного движения. |
Беседа, практическая работа, просмотр видеофильма. |
Видеоматериал, телевизор, компьютер, учебная литература, правила дорожного движения. |
Презентация. |
5 |
Дорожные знаки. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
Брошюра «Правила дорожного движения», ватман. Канцелярские принадлежности. |
Диспут «Дорога и дорожные знаки». |
6 |
Акция – как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. |
Рассказ, беседа, практическая работа. |
Журналы, газеты, бумага, ватман, краски, кисти. |
Анализ. Акция «Письма водителям». |
7 |
Правила велосипедиста. |
Практические задания Беседа |
Учебник ОБЖ, брошюра правил дорожного движения, тематические карточки, атрибуты, велосипеды, ватман, канцелярские принадлежности. |
Сборка и разборка велосипеда. |
8 |
Регулирование дорожного движения. |
Практические задания Беседа, игра, просмотр видеофильма. |
Литература по правилам дорожного движения, компьютер, учебный фильм «Кто главный на дороге», телевизор, плакаты по правилам дорожного движения «Виды регулирования дорожного движения», «Дорожные знаки». |
Презентация. Ответы по «взводам». |
9 |
Повторение правил безопасности на улице зимой. |
Беседа. |
Плакаты по ОБЖ «Правила поведения во время гололеда», «Правила поведения в городе зимой». |
Анализ, беседа. |
10 |
Пропаганда изучения правил дорожного движения |
Рассказ, игра, конкурс. |
Спортивный инвентарь, ватман, канцелярские принадлежности, ватман, фотоаппарат, карточки с заданиями по правилам дорожного движения. |
Участие в соревнованиях. |
11 |
Основы медицинских знаний. |
Беседа, рассказ, презентация, практическая работа, просмотр видеофильма. |
Учебный фильм, интерактивная доска, мультимедийный проектор, плакаты по ОБЖ, санитарная сумка, носилки, фотоаппарат, презентация. |
Круглый стол. |
12 |
Виды транспорта. Безопасность. |
Практические задания, беседа, презентация, просмотр фильма. |
Плакаты по ОБЖ, тематические тесты на электронном носителе, учебный фильм, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ватман, канцелярские принадлежности. |
Презентация по видам транспорта. |
13 |
Проверка знаний правил дорожного движения у обучающихся в начальных классах. |
Практические задания. |
Атрибуты по правилам дорожного движения, ватман, канцелярские принадлежности.
принадлежности. |
Игра лото «Дорожные знаки». |
14 |
Итоговые занятия. |
Практические задания. |
Материал, собранный за весь год, для итоговой выставки, стенд, ватман, канцелярские принадлежности. |
Выставка. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.