Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом МБДОУ «Усть-Канский детский сад» (протокол от______________№_______) |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Усть-Канский детский сад» _______/ А.М. Казакпаева Приказ №_______от__________ |
|
|
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
(подготовка детей к обучению в школе)
«Нас школа ждет»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: педагог-психолог
Ертакова Ольга Васильевна
с. Усть-Кан
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы |
||
Целевой раздел |
||
1.1. |
Пояснительная записка |
|
1.1.1. |
Направленность программы |
|
1.1.2. |
Актуальность программы |
|
1.1.3. |
Новизна программы |
|
1.2. |
Цели и задачи Программы |
|
1.3. |
Принципы построения программы |
|
1.4. |
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, особенности развития детей. |
|
1.5. |
Ожидаемы результаты освоения программы |
|
1.6. |
Работа с родителями |
|
Содержательный раздел |
||
2.1. |
Содержание программы |
|
2.1.1. |
Содержание программы «Математика и развитие логического мышления» |
|
2.1.2. |
Содержание программы «Подготовка к обучению грамоте и письму» |
|
2.2. |
Календарный учебный план |
|
2.3 |
Контроль и отслеживания результатов мониторинга детей |
|
2.4. |
Технологии, методы и приемы обучения |
|
Организационный раздел |
||
3.1. |
Условия реализации программы |
|
|
|
|
|
Список литературы |
|
Паспорт образовательной программы
Название программы |
Дополнительная образовательная программа «Нас школа ждет!» |
Учреждение, реализующее программу |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Канский детский сад» |
Составитель программы |
Ертакова Ольга Васильевна, педагог -психолог высшей квалификационной категории |
Аннотация |
Программа рассчитана на детей 6-7 лет и направлена на подготовку дошкольников у обучению грамоте; освоению математики; формирование мотивационной и волевой готовности ребенка к обучению в школе. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. |
Год разработки программы |
2020 г. |
Направленность программы |
Социально -педагогическая |
Направление деятельности |
Подготовка к обучению в школе |
Вид программы |
Модифицированная |
Вид программы по уровню освоение содержания программы |
Базовая |
Охват детей по возрастам |
Возраст 6-7 лет |
Вид программы по способу организации содержания |
Интегрированная |
Срок реализации программы |
1 год |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 . Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Нас школа ждет!» социально - педагогической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013 г., на основе Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Программа «Нас школа ждет!» составлена на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и «Развитие математического мышления у детей 5-7лет», содержание которых соответствует областям «Познавательное развитие» и «Речевого развития» ФГОС ДО.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).
Условия набора обучающихся
Для обучения в группу принимаются все желающие по заявлению родителей, независимо от уровня первоначальных знаний.
Срок реализации -1 год (октябрь-май).
Этапы реализации программы:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг на начало учебного года.
2 этап: адаптационный.
Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.
3 этап: развивающий.
Цель: проведение развивающей НОД с детьми.
4 этап: итоговый
Цель: мониторинг на конец учебного года.
1.1.2. Актуальность программы.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления. Неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Интеллектуальная готовность ребёнка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен «не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» его к учёбе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.
Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Актуальность данной программы также обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
1.1.3. Новизна программы.
Новизна состоит в том, что данная Программа дополняет и расширяет знания по развитию речи и математике при помощи игровых приёмов, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Использование интегрированного подхода к построению занятия.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. По этому в каждое занятие включены нейроигры.
Образовательная деятельность в рамках программы направлена на формирование всех школьно-значимых функций (внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, различных компонентов речи, а также сложнокоординационных движений и общего моторного развития) и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального общего образования.
1.2. Цели и задачи программы
Цель- формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Задачи:
• формирование культуры здоровья, формирование потребности в двигательной активности;
• физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению здоровья; развитие координации движений;
• развитие познавательного интереса;
• социализация, развитие самосознания и самоконтроля;
• формирование и развитие коммуникативных навыков; • формирование и развитие организации деятельности;
• развитие внимания и памяти;
•развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;
•развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи; развитие вербального восприятия, фонематического слуха;
• развитие логического мышления как постепенного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
• развитие воображения и творческого мышления;
• эстетическое развитие;
• обогащение эмоциональной сферы.
1.3. Принципы построения программы.
·принцип возрастной адекватности — вся Программа выстроена с учётом возрастных особенностей и закономерностей физиологического и психологического развития детей.
·принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное физическое и когнитивное (познавательное) развитие, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
·принципы последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными возможностями ребенка);
·принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
·принцип наглядности (использование широкого круга наглядных пособий);
·принцип индивидуализации (учет психологических особенностей детей).
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, особенности развития детей.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5. Ожидаемы результаты освоения программы.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
По разделу «Подготовка к обучению грамоте» к концу процесса обучения ребенок:
- Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
- Определяет место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- Пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносит звук и букву
- Определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком
- Проводит звуковой анализ слов
- Правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение». По разделу «Математическое развитие» к концу процесса обучения ребенок:
- Выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Объединяет группы предметов, выделяет часть, устанавливает взаимосвязь между частью и целым.
- Находит части целого и целое по известным частям.
- Сравнивает группы предметов по количеству (больше, меньше).
- Считает в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользуется порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивает, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Называет для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Определяет состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносит цифру с количеством предметов.
- Измеряет длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагает предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнаёт и называет квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находит в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- В простейших случаях разбивает фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей (Танграм).
- Выражает словами местонахождение предмета (в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т.п.), ориентируется на листе клетчатой бумаги (графический диктант).
- Называет части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Программа способствует приобретению обучающимся личностных результатов, универсальных учебных действий таких как:
самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какой смысл имеет для меня учение);
нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
1.6. Работа с родителями
Формы взаимодействия с родителями при реализации программы:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядно- информационные
К индивидуальным формам относятся:
- консультации «Возрастные особенности ребенка6-7 лет», «Подготовка руки к письму», «Игры на развитие познавательных процессов»,
- анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в 1 класс?», «Готовность родителя к поступлению своего ребенка в школу?»
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания («Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»)
- мастер-класс «Нейроигры -средство развития познавательной активности ребенка»
- совместные экскурсии в школу
- консультации на сайте ДОУ
- организация тематических выставок «Родители в школьные годы», «Школьные принадлежности»
К наглядно - информационным формам относятся:
- родительские уголки
- информационные стенды
-
папки-передвижки
- видеопрезентации
- памятки
- мини-вебинары
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы ориентировано на:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Программа «Нас школа ждет» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
Таблица 1.
Раздел |
Периодичность в неделю: |
Количество академических часов в неделю: |
Количество часов в год: |
Подготовка к обучению грамоте и письму |
1 раз |
1 час |
29 |
Математическое развитие |
1 раз |
1 час |
29 |
Итого часов в год: 58 |
|
|
|
2.1.1. Содержание программы «Математика и развитие логического мышления»
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для повышения уровня развития обучающихся через формирование у детей логико-математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
2. Формирование системы знаний, умений, навыков по основам математики.
3. Формирование умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач).
4. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
1. Развитие
наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, формирование
мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
2. Развитие внимание, памяти, расширение сенсорного опыта.
3. Развитие фантазии, воображения, творческих способностей.
4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. Овладение основными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
6. Развитие крупной и мелкой моторики.
Воспитательные:
1. Воспитание положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства.
3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
4. Формирование умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
2.1.2. Содержание программы «Подготовка к обучению грамоте и письму»
Цель: создание условий для повышения уровня готовности обучающихся к дальнейшему обучению посредством занятий по обучению грамоте, через развитие у детей фонематического слуха.
Задачи:
Образовательные:
- расширить запас знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
- обогащать словарь детей, совершенствовать речь как средство общения;
- научить говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях;
- расширять и уточнять представления детей об окружающей среде.
Развивающие:
-стимулировать развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.;
-развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове;
-развивать художественно- образное и логическое мышление, воспитывать речевую культуру -общения как неотъемлемую часть общей культуры человека;
отрабатывать интонационную выразительность речи;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства;
- вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- формировать умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел так же включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
3. Лепка.
4. Аппликация.
2.3. Календарный учебный план
Таблица 2
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
|
Учебно – тематический план по обучению грамоте и письму |
||||||
1 |
Октябрь |
05.10. |
16.30 |
|
1 |
Повторение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове, слова (квадрат); |
Кабинет педагога-психолога |
12.10. |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква А. Звук А: место звука в слов словарные слова, графические навыки: узоры, буква. |
|||
19.10. |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. |
|||
26.10. |
16.30
|
|
1 |
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер.,конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. |
|||
2 |
Ноябрь
|
02.11. |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Поле №1 |
Кабинет педагога-психолога |
09.11. |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов графические навыки: узоры, печатание буквы и слогов. |
|||
16.11 |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква М:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы. |
|||
23.11 |
16.30
|
|
1 |
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2. |
|||
30.11 |
16.30 |
|
1 |
Звук и буква Н: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление слов на слоги |
|||
3 |
Декабрь
|
07.12 |
16.30 |
|
1 |
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы. |
Кабинет педагога-психолога |
14.12 |
16.30 |
|
1 |
Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения. |
|||
21.12 |
16.30 |
|
1 |
Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко- буквенный анализ слов. |
|||
4 |
Январь |
11.01 |
16.30 |
|
1 |
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко - буквенный анализ слов. |
Кабинет педагога-психолога |
18.01 |
16.30 |
|
1 |
Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения. |
|||
25.01
|
16.30 |
|
1 |
Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения. |
|||
5 |
Февраль |
01.02
|
16.30 |
|
1 |
Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения. |
Кабинет педагога-психолога |
08.02 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения. |
|||
15.02
|
16.30 |
|
1 |
Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова,графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения. |
|||
22.02 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", : место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложения. |
|||
6 |
Март |
01.03
|
16.30 |
|
1 |
Звуки "З", "Зь", буква "З,С": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения. |
Кабинет педагога-психолога |
15.03 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.: |
|||
22.03 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). Чтение слогов, предложения. |
|||
29.03 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения. |
|||
7 |
Апрель |
05.04 |
16.30 |
|
1 |
Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения |
Кабинет педагога-психолога |
12.04 |
16.30 |
|
1 |
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения |
|||
19.04
|
16.30 |
|
1 |
Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения. |
|||
26.04 |
16.30 |
|
1 |
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения. |
|||
8 |
Май |
03.05
|
16.30 |
|
1 |
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения. |
Кабинет педагога-психолога |
10.05 |
16.30 |
|
1 |
Проверочная работа |
|||
|
Учебно – тематический план по математике |
||||||
1 |
Октябрь |
05.10. |
16.30 |
|
1 |
Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник |
Кабинет педагога-психолога |
12.10. |
16.30 |
|
1 |
Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. |
|||
19.10. |
16.30 |
|
1 |
Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. |
|||
26.10. |
16.30
|
|
1 |
Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. |
|||
2 |
Ноябрь |
02.11. |
16.30 |
|
1 |
Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели. |
Кабинет педагога-психолога |
09.11. |
16.30 |
|
1 |
Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. |
|||
16.11 |
16.30 |
|
1 |
Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. |
|||
23.11 |
16.30
|
|
1 |
Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры |
|||
|
|
30.11 |
16.30 |
|
1 |
Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. |
Кабинет педагога-психолога |
3 |
Декабрь |
07.12 |
16.30 |
|
1 |
Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. |
Кабинет педагога-психолога |
14.12 |
16.30 |
|
1 |
Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. |
|||
21.12 |
16.30 |
|
1 |
Число 15,геометрические фигуры. |
|||
4 |
Январь |
11.01 |
16.30 |
|
1 |
Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры. |
Кабинет педагога-психолога |
18.01 |
16.30 |
|
1 |
Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. |
|||
25.01
|
16.30 |
|
1 |
Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. |
|||
5 |
Февраль |
01.02
|
16.30 |
|
1 |
Число 17,счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. |
Кабинет педагога-психолога |
08.02 |
16.30 |
|
1 |
Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. |
|||
15.02
|
16.30 |
|
1 |
Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. |
|||
22.02 |
16.30 |
|
1 |
Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. |
|||
6 |
Март |
01.03
|
16.30 |
|
1 |
Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. |
Кабинет педагога-психолога |
15.03 |
16.30 |
|
1 |
Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. |
|||
22.03 |
16.30 |
|
1 |
Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Соотнесение количества предметов и цифры. |
|||
29.03 |
16.30 |
|
1 |
Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. |
|||
7 |
Апрель |
05.04 |
16.30 |
|
1 |
Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного |
Кабинет педагога-психолога |
12.04 |
16.30 |
|
1 |
Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник |
|||
19.04
|
16.30 |
|
1 |
Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. |
|||
26.04 |
16.30 |
|
1 |
Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. |
|||
8 |
Май |
03.05
|
16.30 |
|
1 |
Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. |
Кабинет педагога-психолога |
10.05 |
16.30 |
|
1 |
Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели. |
2.4. Контроль и отслеживания результатов мониторинга детей
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Диагностика с помощью метода наблюдения – это последовательное и целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребёнка в условиях обучения, а также при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Полученные результаты позволяют выявить особенности поведения и области развития ребёнка, которые требуют дополнительного развития и коррекции.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
2.5. Технологии, методы и приемы обучения
Основной технологией обучения является игра, т.к. именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, также в образовательном процессе используются технологии: проблемного, развивающего обучения, коммуникационно-информационные, здоровьесберегающие (компенсаторно-нейтрализующие): проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение, кинезиология.
Методы и приёмы обучения и воспитания используются с учётом возрастных особенностей.
Словесные: рассказ педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы. Приемы: пояснение, указание, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение, рассматривание картин, просмотр мультфильмов, диафильмов. Приемы: показ образца, указания, разъяснения, пояснение, объяснение.
Практические: упражнение, игровой метод, решение ребусов, кроссвордов, занимательных заданий с буквами (выкладывание буквы из палочек, кубиков, мозаики, камешков, карандашей и т.д.), проектный метод.
В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы организации занятий: вводное занятие, итоговое занятие, комбинированные занятия (занятие – игра, занятие – путешествие, занятие-сказка).
Методические материалы
Адаптационные занятия организуются на базе ДОУ и имеют следующую временную структуру: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
ü Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, введение игрового персонажа; экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения; графические, фонематические, грамматические игры; игры на развитие внимания, памяти; физкультминутки; веселые дидактические игры; самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
ü Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия: анализ, классификация предметов; обобщение по заданному признаку; сравнение и выделение главного; простые умозаключения; действия по предложенной схеме-алгоритму
ü Игровые занятия для развития математических способностей: овладение счетными операциями; формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; сравнение количества предметов; освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
1. Печатные пособия
- Комплекты для обучения грамоте, математике (наборное полотно, набор букв, цифр, математических знаков).
- Наборы сюжетных (предметных) картинок.
- Словари по русскому языку: толковый словарь.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
- Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В.:
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет»
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет»
- Колесникова Е.В.Тетради на печатной основе «Я считаю до 10» для детей 5-6 лет
- Колесникова Е.В. Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» для детей 6-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я составляю числа» Математика для детей 5-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю логические задачи» Математика для детей 5-7 лет
- Колесникова Е. В. Тетради на печатной основе «Я решаю арифметические задачи»
2. Технические средства обучения
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук
3. Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Слайды, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (Программное обеспечение Edu Quest)
4. Игры и игрушки
- Комплект психолога «Приоритет №4» (набор раздаточного и счетного материала)
- Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).
- Настольные развивающие игры.
5. Оборудование кабинета
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Карандаши, маркеры, ручки.
Список литературы
1. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
3. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»: Опор. конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий / Колесникова Е. В. - М.: Акалис, 1996. - 125 с.: ил.;
4. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М.: Просвещение, 2012.-160 с.
5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.-220 с.
6. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»: программа-руководство / Яфаева В. Г.; Башк. ин-т развития образования. - Уфа : Изд-во БИРО, 2005 (Уфа : Изд-во Башк. ин-та развития образования). - 64 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.