Разработка
урока литературы по теме «Творчество А.Блока. Поэма «Двенадцать»
Автор: Николаева Людмила Васильевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» г. В.Уфалей, Челябинской области
А.БЛОК. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать»
Цель урока: показать полемический характер поэмы и ее идейно-художественное своеобразие через отражение революционной эпохи в сознании поэта; развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий через выработку умений и навыков сравнительного анализа символических деталей художественного произведения
Оборудование: портрет поэта, обложка поэмы, плакаты с лозунгами.
Конспект урока
Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную песню революции, где двенадцать красногвардейцев – полномочные представители народа, разрушающие старый мир, а Иисус Христос не сын Божий, а символ обновления жизни, хотя и во многом противоречивый. Исторические события октября 1917 года до сих пор вызывают массу споров и толкований. С одной стороны, кровавый террор, осквернение храмов, насилие, беззаконие, голод, пьянство, с другой – долгожданное освобождение огромной массы бесправных людей от многовекового рабства, которые не могли быть просвещенными и культурными.
Изучение поэмы «Двенадцать» завершает систему уроков по творчеству Блока, где главной темой была тема Родины. Размышления о судьбе России, тревога за ее судьбу становятся для поэта неотъемлемой частью жизни.
Эпиграфы (отзывы о поэме)
1. « Поэму «Двенадцать» диктовала «восстанья страшная душа», стихия которой я отдался» А.Блок
2. «Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». (Н.Гумилев)
3. «Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие образы… Блок надорвался». (В.Маяковский)
4.«Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его тоска вселенская: не о случайных … изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия (Эта беда – безверие, отсутствие морального закона.)». К. Чуковский
Вступление
На предыдущем уроке мы говорили об отношении Блока к России. Этой теме, по словам самого поэта, он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Это «огромное , родное, дышащее существо», - как он сказал в одной незавершенной статье. (Чтение наизусть учащимися стихотворений о России: «Русь», «Россия»)
Какой видит Блок Россию? Что тревожит поэта?
Ответы учащихся. В лирике Блока Россия предстает перед нами многоликой: то таинственной, колдовской землей, сказочной, словно дремлющей, то нищей, бесприютной, покорной, но все равно – любимой. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье иль погибель». И это не красивые слова: пока в поэте была жива вера в возможное счастье родины, он сам жил. А жить для него - это значит слушать музыку мира - и писать.
Учитель.
Сегодня мы будем говорить об очень важном, переломном моменте в жизни и творчестве поэта (для Блока эти понятия неразделимы) – РЕВОЛЮЦИИ. И, обратившись к одному из его самых парадоксальных произведений – поэме «Двенадцать», попытаемся увидеть его глазами ту далекую и судьбоносную для нас эпоху.
2. Предыстория
Для Блока Октябрьская революция была не столько большевистским событием, сколько некой границей между цивилизациями. Он пишет в письме З. Гиппиус: « Неужели Вы не знаете, что России не будет, так же как и не стало Рима…? Так же не будет Англии, Германии, Франции. Что мир уже перестроился? Что «старый мир» уже расплавился?»
Для Блока революция – это способ переворота, который «расплавит старый мир».
Поэма «Двенадцать» - это то, что услышал Блок в революции. К В. Мочульский (исследователь творчества Блока) сказал: « Темная ночь революции, двенадцать разбойников, кровавая расправа, грабежи и убийства, «гул крушения старого мира», и все же это «гимн к радости»; звуки, ритмы поэмы пьяны хмелем свободы, разнузданны и безудержны, как взбунтовавшаяся стихия».
Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.
Как поэт встретил революцию?
Ответ учащихся. Блок приветствует Февральскую революцию, но скоро разочаровался в буржуазной демократии. А Октябрьский переворот, как ему кажется, открывает перед ним новые горизонты. В 1917 г. «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Блок принял революцию безоговорочно и намеревался отдать ей жизнь. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала М.Бекетова, тетка Блока.
Какой же видит Блок революцию?
Ответ учащихся. 9 января 1918 г он пишет статью «Интеллигенция и революция», где определяет свое отношение к революции: «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом…Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию.». Это мировой циклон.
Учитель. Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать» (показать обложку поэмы), которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора. Поэт пишет: «Внутри все дрожит». Именно в это день он начал писать поэму «Двенадцать».
О чем это произведение?
О том, как по ночным улицам Петрограда идее патруль из 12 красногвардейцев. Так оно и было на самом деле: «В первые послеоктябрьские дни пикеты по 12 солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках, а краснолицые старики в богатых меховых шубах показывали им кулаки, изящно одетые женщины осыпали их бранью», - это воспоминания из книги американского журналиста, писателя Джона Рида, ставшего свидетелем Октябрьских дней.
В чем их миссия? Что они охраняют?
Революцию.
После появления «12» даже многие друзья (в частности, Д.Мережковский, З.Гиппиус) отвернулись от Блока.
Обратите внимание на отзывы о поэме, записанные на доске. Как они соотносятся друг с другом?
Высказывания противоположны. Почему? Потому что сложно понять, почему Блок воспевает убийц, грабителей.
Какие еще оценки давались поэме? (читают дети)
- Самый суровый отзыв принадлежал И.Бунину, который назвал поэму «набором стишков, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным…»
- М.Волошин назвал поэму «прекрасной» и отметил многие ее достоинства.
- В большевистской «Правде» поэма характеризовалась не только как «величайшее достижение самого Блока», но и вообще «русской поэзии после Пушкина, Некрасова, Тютчева».
- Комиссар Театрального отдела, тов. Каменева, сказала Л.Д.Менделеевой: «…Стихи Александра Александровича(«12») – очень талантливое, почти гениальное изображение действительности… но читать их не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся».
Почему же такое расхождение во взглядах?
Представьте себя людьми образованными, интеллигентными да еще символистами. Что бы вам не понравилось в поэме? (Воспевалась стихия разгула, главные герои – циники, грабители, убийцы, у них нет ничего святого; Блока обвиняли в «сухости сердца», в шутовстве, балаганности, надругательстве над идеалом, в том, что он желает угодить политическому режиму, называли его «певцом современного сатанизма»).
А что оценили большевики? (слова на доске, всемирный размах революции, сатира на «старый мир», справедливость их мести, которая оправдана их великой миссией, сочувствие униженным и оскорбленным; даже замечен был рост революционного сознания – из голытьбы они уже буквально в конце поэмы превратились в сознательный революционный народ, идущий вдаль «державным шагом»).
Расхождение в оценках и толковании поэмы говорит о том, что поэма сложна, неоднозначна (как и сама эпоха). Интересно, что М.Волошин заметил: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, состоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи».
Насколько это соответствует действительности? Кто прав? Может быть, у вас уже появилось собственное мнение, сложилось общее впечатление о поэме. Запомните его, но не торопитесь высказывать: возможно, вы поймете что-то еще, измените свой первоначальный взгляд, углубив свое представление о мире (я надеюсь на это).
Мы с вами попробуем пойти вслед за поэтом (обратиться к тексту) и оценить произведение, опираясь на собственный жизненный опыт, на свое представление о нравственных ценностях. В этом нам помогут и знания о художественной природе символизма, и, конечно, сам поэт (обратимся к его статье «Интеллигенция и революция», к дневникам).
Конечно, мы можем только предполагать, допускать, сопоставлять возможности, а затем соглашаться или не соглашаться с мнением различных людей о произведении Блока. Это вполне соответствует сути символической поэтики. (Вспомните, что она предполагает множество значений; чувственных, зрительных, звуковых ассоциаций).
Обратимся прежде всего к оценке поэмы самим Блоком, который, кстати, очень строго относился к своему творчеству. 29 января 1918 г., завершив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я – гений».
О чем это говорит? Сам Блок высоко оценил свое произведение, значит, он достиг своей цели.
Какова же его цель, «обязанность», как он сам говорил? В чем он, как художник, видит свою обязанность?
В статье «Интеллигенция и революция» об этом сказано: «видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
А что же задумано?
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». «Слушать музыку революции».
Хорошая цель?
Обратимся к поэме и посмотрим, что подлежит переделке и какая музыка там звучит.
Каково ваше впечатление о поэме? О чем она? Можете ли выразить словами из текста ее основную мысль?
Например, М.Волошин говорил о том, что основная мысль поэмы выражена строчкой: «идут без имени святого». О ком идет речь?
А на красноармейских знаменах, плакатах, бронепоездах можно было видеть лозунги поэмы:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!..
Или
Революционный держите шаг,
Неугомонный не дремлет враг (показать плакат).
Написана она была, как мы уже сказали, в январе 1918 г. Возможно ли осознать такое важное историческое событие за два месяца?
Почему же Блок берется за такое нелегкое дело? Ведь и для него в этот период очень многое было неясным, во многом он не мог разобраться.
Видимо, в одном Блок был твердо уверен. В чем? В том, что революция – это та очистительная сила, которая принесет свободу родной стране и ее народу.
Анализ текста поэмы.
1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?
В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.) Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.
Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?
Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.
В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.
В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию (по статье в хрестоматии, с.221)?
Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится в поэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.
Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?
Почему это важно? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).
2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм. Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.
А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.
Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился к ним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.
Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)
В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»
Чего хотят эти люди?
В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?
В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)
Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.
Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?
Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Не такое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.
Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тут человек? Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?
9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).
11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?
Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».
Работа с иллюстрациями. Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.
Последняя, 12 глава.
Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?
Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?
Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».
Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)
Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»
Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.
Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?
Рефлексия.
Изменилось ли что-то в вашем представлении о том, что происходило в ту тревожную эпоху, о которой Блок не мог не говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?
Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?
С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).
Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.
4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».
Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».
Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:
1. Как в поэме отразилась революционная эпоха?
2. Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?
План анализа поэмы
1.Творческая история создания поэмы «Двенадцать».
2. Жанр и стиль, композиция произведения.
3. Смысл названия поэмы.
4. Герои произведения, особенности их изображения.
5. Особенности сюжета произведения.
6. Образы - символы поэмы «Двенадцать».
7. Полемика вокруг произведения.
На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 97 лет со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений. Для Блока революция – это способ переворота, который «расплавит старый мир». Поэма «Двенадцать» - это то, что услышал Блок в революции. К В. Мочульский (исследователь творчества Блока) сказал: « Темная ночь революции, двенадцать разбойников, кровавая расправа, грабежи и убийства, «гул крушения старого мира», и все же это «гимн к радости»; звуки, ритмы поэмы пьяны хмелем свободы, разнузданны и безудержны, как взбунтовавшаяся стихия».
В. Маяковский спросил мнение Блока о революции, тот ответил, что нравится, только библиотеку сожгли.
Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.
“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.
Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.
Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.
А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.
II. Работа над темой урока.
Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах
1. Творческая история создания поэмы.
А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке.
Из 56-ой записной книжки А.А. Блока
“3 января… К вечеру – ураган
(неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском
зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”.
Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя”
“простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда
глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо
прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны
ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого –
? – Я как-то измучен”.
Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.
2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.
Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы.
Вывод: “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Учитель: Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.
3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?
Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.
4. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа)
Аналитическое чтение глав поэмы.
– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1 глава
1. Это образное сравнение:
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
2. Речевая характеристика: …длинные волосы |
3. Хлёсткий эпитет и оксюморон … долгополый |
(Вития – оратор, красноречивый человек)
2 глава
4. Двенадцать героев составляют один отряд:
В
зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.
5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7)
6. Подробнее нарисована Катька: |
Её образ жизни: |
Притягательное обаяние: (гл.7) |
7. Ванька (гл.4) |
5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”.
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.
6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа)
Аналитическое чтение поэмы.
Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.
а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;
Ветер, ветер! |
Ветер хлёсткий! |
Гуляет ветер, порхает снег ( гл.2) |
Разыгралась что-то вьюга, (гл. 10) |
б) – Символы цвета:
Чёрный вечер. (гл.1) |
Кровавый флаг, красный флаг (гл.12) |
Белый снежок (гл.1) |
Чёрное, чёрное небо ( гл.1) |
в) – Число “двенадцать”
Гуляет ветер, порхает снег. (гл. 2) |
И идут без имени святого (гл.11) |
г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.
Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12) |
Пёс голодный – пёс безродный… |
д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”
7. Как Блок передаёт “музыку революции”? ( Работа в группах).
В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:
1 ряд глава11 марш В очи бьётся |
2 ряд глава 9 романс Не слышно шуму городского |
3 ряд глава 3 частушка Как пошли наши ребята |
Революционная песня Вперёд, вперёд |
8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”.
Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.
А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.
1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):
2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).
9. Учитель (сл.20):
Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.
10. Поведение итога урока, выставление оценок.
Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.
Приложение
Материалы для выступления групп.
Поэма «Двенадцать» до сих пор неоднозначно трактуется исследователями, хотя ее высокие художественные достоинства никем не оспариваются. Вот, к примеру, два разных взгляда на содержание поэмы А. Блока «Двенадцать» и изображение революции в ней.
1. Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения». С Октябрем поэт связывает время решающих перемен в жизни России. О своем безоговорочном принятии революции он открыто заявил в статье «Интеллигенция и революция». Художественным выражением этого признания стали знаменитая поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Поэма «Двенадцать» формально не входит в. блоковскую «трилогию», но связана с ней многими нитями. Она явилась высшей ступенью его творческого пути. «...В январе 1918, — свидетельствует поэт, — я в последний раз отдался стихии . Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». И еще: «...Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства».
Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое выражение в поэме. Ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий («Ветер, ветер — /На всем божьем свете!»; «ветер хлесткий », он« гуляет», «свищет», «и зол ,и рад»: «разыгралась чтой- то вьюга»; «Ох, пурга какая, спасе!» ; «Вьюга долгим смехом / Заливается в снегах» и т. д.). Очевидно, что романтические образы ветра, метели имеют и символический смысл.
Но основа содержания поэмы — «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста, который заявлен уже в первых двух строках: «Черный вечер. / Белый снег». Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового — выявляется в двух первых главах поэмы. В одной — сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуя, «писателя- витии», «товарища-попа», «барыни в каракуле», уличных женщин. В другой — коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!/ Неугомонный не дремлет враг!») и готовые его исполнить:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, В избяную,
В толстозадую!
С другой стороны, в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Да и «событийная» линия поэмы — нелепое убийство красногвардейцем Петрухой своей любовницы Катьки — тоже подчеркивает неуправляемость поступков красногвардейцев и вносит в ее колорит трагическую окраску. Блок видел в революции не только ее величие, но и ее «гримасы». В статье «Интеллигенция и революция» читаем: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ — паинька? что так «бескровно» и так «безболезненно» разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью?..» Но главным для него было то, чтобы «октябрьскиегримасы», которых, по убеждению поэта «могло быть во много раз больше», не заслонили «октябрьского величия».
Величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие старому миру, Блок утверждает в заключительной, финальной главе поэмы, где впереди двенадцати красногвардейцев — «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа. Этот образ многим казался случайным и неуместным. Да и сам автор не был полностью удовлетворен своим решением. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати», — говорил он К. Чуковскому. «Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: К сожалению, Христос». А вот запись поэта от 18 февраля 1918 г.: «Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо — Другого — ?» Может быть, именно этим объясняются разные трактовки исследователями поэмы блоковского Христа: символ революционера, символ будущего, языческий Христос, старообрядческий «сжигающий» Христос, сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист... Думается, что все эти толкования уводят от главного — образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.
И, наконец, о художественном новаторстве «Двенадцати». Поэт сумел отразить в поэме «музыку» тех дней, которая звучала и в нем самом. Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. Традиционные ямб и преобладающий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров, с дольником и нерифмованным стихом. В поэме звучат мелодии марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, «уличную» лексику. И все это представляет органичное целое. 29 января (11 февраля) 1918 года, в день завершения поэмы, Блок в своей записной книжке не без гордости заметил: «Сегодня я — гений».
Вслед за «Двенадцатью» было написано стихотворение «Скифы» (1918). Противопоставляя «цивилизованный» Запад и «азиатскую» Русь, поэт от имени революционной, «скифской» России призывает народы Европы покончить с «ужасами войны», вложить «старый меч в ножны». Стихотворение завершается призывом к единению:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Так завершилась «трилогия вочеловечения».
(А. В. Терновский )
. Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России. Трудно
согласиться с тем, что «Двенадцать» — венец «трилогии вочеловечения» Блока.
Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что поэма отобразила романтический
подъем на фоне разгулявшейся природной стихии. Однако нигде эта стихия не
несет какой-либо положительной нагрузки. Стихия как бы сама по себе, она,
скорее, сродни гибельному ветру, с которым для Блока связан образ России.
Именно поэтому можно утверждать, что в поэме отображен не романтический подъем,
а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира,
невозможности достижения гармонии.
Традиционная точка зрения советского блоковедения состоит в том, что двенадцать красногвардейцев — значительный коллективный образ-символ представителей и защитников «новой жизни». Как положительный момент подчеркивается, что Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует своих героев, что они выразители народной стихии со всеми ее крайностями, люди, сознающие свой высокий революционный долг и готовые его исполнить.
Можно согласиться, что разрушителей старого ведет дух некоей истины во имя каких-то высоких целей. Можно даже принять, что субъективно А. Блок готов был, подобно В. Брюсову, увидеть в них разрушающих старый мир диких гуннов и даже благословить их. Но объективно он с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Все их высокие порывы только внешне красивы. Красногвардейцы оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие — они убивают Катьку. Выходит, все абстрактные цели во имя чего-то нового (никому не понятного, не известного) сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает, но предчувствует, что его надежды на гармонию вновь не оправдаются. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.
Даже Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом». Поэтому нельзя согласиться с мнением ряда исследователей о том, что образ Христа помогает поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Тем более, что и сам автор не был удовлетворен своим решением.
В итоге все выходит мертво духовно. Революция оказывается ложной Незнакомкой,
отсюда — мрачность, двусмысленность поэмы. Это отлично понял JI. Д. Троцкий,
отказавшийся в отличие от советских блоковедов видеть в «Двенадцати» поэму революции. Думается, что и сам Блок со временем осознал, что его субъективное стремление обрести в революции гармонию нереально. Весной 1920 года на вечере
в Политехническом его попросили прочитать «Двенадцать». «Я этой вещи больше не
читаю», — ответил поэт.
(С. В. Ломтев)
Для Блока революция являлась возрождением духа музыки. Тема «гибели старого мира», буржуазная цивилизация вызывала у него содрогания. Этот мир ему казался страшным и должен был погибнуть. Так рождается идея – написать о своих чувствах и размышлениях произведение.
Так начинается поэма.
Александр Блок в своей поэме «Двенадцать» обозначил три основные силы, три мира. Три, а не два, как это можно было бы предполагать. Наряду с героями «страшного» и «старого» мира и красногвардейцами есть ещё одна сила, светлая и чистая, воплощённая в образе Иисуса Христа. Мы видим, что отношение Блока к революции и рождению нового мира далеко не однозначно.
3. Поэма «Двенадцать». Образы
Блок вскрывает в поэме страшную правду «очистительной силы революции»: антигуманность, всеобщую озлобленность, проявление в человеке низостей и пороков. Как следствие – потеря чистых человеческих чувств и «имени святого», ненависть и кровь.
Автор не стремится надеть на головы красногвардейцев «венчики из роз», а, напротив, прикрепляет им на спину «бубновый туз» – знак каторжников. Но в то же время Блок не торопится обвинять их во всех грехах людских, подчёркивая негативное влияние «старого» мира с его бесчеловечной моралью: прав тот, у кого власть.
В поэме «Двенадцать» как отражение трёх сил мы наблюдаем триединство неба, ветра и земли. Каждая из этих составляющих имеет свой символ и цвет. Небо бело от отражающегося в нём снега, а Иисус Христос – символ этой небесной чистоты. Земля «окрашена» в чёрный цвет, цвет «страшного» мира, и воплощение чёрного – буржуй, «дама в каракуле», «писатель-вития», поп. А вот красный цвет – это ветер революции, он «крутит подолы, прохожих косит».
Сравнение старой, дореволюционной России со старым «шелудивым» псом не случайно. Незадолго до написания поэмы Блок обращался к гётевскому «Фаусту». Фауст перед явлением ему дьявола подобрал на улице чёрного пуделя. (Это олицетворение сатаны неоднократно встречается в произведениях как зарубежных, так и русских писателей.) Видимо, этот гётевский пудель и стал прототипом «шелудивого пса», а вместе с ним и всего «старого» и «страшного» мира.
Что же касается образа «двенадцати», то тут мнения исследователей творчества Блока расходятся: одни сравнивают пикет красногвардейцев с двенадцатью апостолами Христа, другие – с двенадцатью разбойниками атамана Кудеяра из поэмы Н.А. Некрасова. Сам Блок говорил, что ему просто понравилось это число, к тому же пикет красногвардейцев изначально состоял из двенадцати человек. Двенадцать красногвардейцев уверенным, ничем и никем не сбиваемым шагом идут по городу. Они вполне слились с кровавым вихрем революции. Разброда и шатания в своих рядах они не потерпят. После убийства Катьки Петруха неловко, но честно, по-человечески раскаивается в содеянном и обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом и вовсе злобу и ожесточение:
И замыкается круг: свобода, данная революцией, породила ещё более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить (если вообще это возможно), потому что они мстят за своё прошлое всем подряд. Вот где чётко прослеживается их крепкая связь со «страшным» миром, пёс «шелудивый» никак не отстаёт.
Но вот в этом круге появляется кто-то, кого сначала принимают за врага. Пока он не виден, призрачен. И только в самом финале поэмы этот кто-то предстанет перед всеми в образе Христа. Но до этого момента неясно, кто возьмёт в руки флаг революции и поведёт людей дальше: Бог или дьявол. И, беря в руки кровавый флаг, Христос Спаситель возлагает на Себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития.
Все три силы, как в панораме, проходят перед нами в финале поэмы: впереди «в белом венчике из роз» Иисус Христос, за Ним «идут державным шагом» двенадцать красногвардейцев, «позади – голодный пёс». Но идёт Христос не по земле, а «нежной поступью надвьюжной».
Именно в образе Христа, «с кровавым флагом» в руках, «нежной поступью надвьюжной» увлекающего за Собой грешных людей, и воплотил Блок и своё ожидание революции, и свою веру в её очистительную силу, и своё разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей: через любовь и прощение возродится человек к новой жизни.
Поэма открывается картиной зимнего, тревожно настороженного Петрограда, по которому проносится ветер - злой, веселый, беспощадный. Наконец-то он вырвался на волю и может вдосталь погулять на просторе!.. Он сейчас истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает вихри белого снега, и прохожим так трудно, а то и невозможно устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Это ветер в самом прямом и буквальном смысле слова, но он же является и символом разгулявшейся и беспощадной стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, ее грозная и прекрасная музыка. Горе тем, кто захочет противиться ей и снова загнать ее в подполье: он погибнет в ее неукротимом потоке, - и создателя «Двенадцати» мы видим в поэме как восторженного певца неукротимой стихии. Напрасно пытаются приверженцы прошлого склеить обломки разбитого вдребезги, бороться с разбушевавшейся вьюгой - их потуги нелепы и смешны, ибо нет такой силы в мире, которая могла бы повернуть колесо истории вспять, на старую, уже до конца пройденную колею!
Образы людей, оказавшихся полными банкротами, глухими к величавому и грозному гулу потока революции, выведены в поэме с огромной сатирической силой. Здесь художник разоблачает все их убожество, бессилие, их растерянность перед лицом небывалых исторических событий, все, что делает невероятно нелепыми и смешными их претензии на то, чтобы остаться «хозяевами жизни», теми «властителями дум», какими они дотоле воображали себя.
Пусть они темны и невежественны, пусть их руки в крови и грязи и сами они еще не сознают до конца всей высоты и святости своего подвига, своего великого дела, но они неуклонно и беззаветно служат ему; что бы они ни думали, о чем бы ни говорили, чем бы ни были сейчас заняты или развлечены - они все равно неизменно и неизбежно возвращаются к мысли о нем, тревожатся о нем и, как грохот бурного и неукротимого потока, оно врывается в их разговоры, покрывая все другие звучания, не дает отвлечься ни на минуту, ибо и сами «двенадцать» целиком захвачены пылом и пафосом борьбы с «неугомонным врагом».
Рис. 3. Катька из поэмы «Двенадцать»
Вот почему их разговор о Катьке, об изменившем им солдате Ваньке, не отличающийся излишней пристойностью, сменяется ружейной пальбой («Тра-та-та!»), снова напоминающей о том самом главном, ради чего «наши ребята», герои поэмы, пошли «в красной гвардии служить»:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Теперь пришла пора разделаться со всеми старыми порядками, со смирением, с покорностью, «святостью», с духом непротивления злу - именно в него готовы «пальнуть пулей» герои Блока. Они ясно осознают, что многим из них не пережить тех событий, которые ныне сотрясают весь мир, - вот почему их разговор, начатый с самых бытовых и даже низменных предметов, приобретает совсем иной характер; в него неизбежно врываются мотивы широчайшего общественного масштаба, в нем звучат воззвания, обращенные ко всему трудовому народу, впервые в мире взявшему власть в свои руки:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Эти призывы, приказы, лозунги, подхваченные и затверженные, словно строки нерушимого и святого завета, миллионами людей труда, сменяются проникновенными, лирически взволнованными размышлениями поэта о судьбах «двенадцати», - да и не только о них, но и обо всех тех, кто своей кровью и своей жизнью готов защищать великие завоевания революции:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Герои поэмы идут в бой за революцию «без имени святого», и их присказка - это «эх, эх, без креста!»; они безбожники, у которых насмешку вызывает даже одно лишь упоминание о Христе, о «спасе»:
- Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
И все же то дело, которое они вершат, не жалея своей крови и самой жизни, ради будущего всего человечества, право и свято. Вот почему невидимый красногвардейцами бог - в согласии с воззрениями Блока - все же с ними, и во главе их поэт видит одну из ипостасей божества - бога-сына:
4. Образ Христа
...В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
поступью надвьюжной».
Именно в образе Христа,
Если «страшный мир» являлся в глазах поэта воплощением зла, тонул в «демоническом мраке», то, значит, силы противостоящие ему и разрушающие его, не могут не быть в конце концов добрыми, светлыми, святыми, как бы ни была неприглядна та или иная их видимость; вот почему поэт говорит не просто о злобе, кипящей в груди героев его поэмы, но о «святой злобе», - а воплощением святости в глазах Блока являлся образ Христа, каким поэт и стремился «освятить» революцию.
Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда «загнан и забит», несущий с собою «не мир, но меч» и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Этот Христос-воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму.
Рис. 5. Иллюстрация к поэме «Двенадцать»
Все действие поэмы стремительно развивается, словно подгоняемое порывами неукротимой бури, и образ вьюги, пурги, метели, безудержно разгулявшейся стихии словно бы обрамляет здесь все события - от начала до торжественного их завершения; ее гул, ее посвист, ее вой и составляют грозный хор, сопровождающий все перипетии трагедии, происходящей на наших глазах «на всем божьем свете». Неукротимый ветер врывается в поэму, окрыляет или сбивает с ног ее героев, становится одним из самых активных персонажей, - и словно бы именно этим «нестройным вихрем» определяется строй поэмы, ее характер - страстный, порывистый, безудержный, сметающий любой заранее заданный предел и самым неожиданным образом изменяющий течение повествования. Это по-своему откликается в звучании стиха - раскованного, свободного, необычайно смелого, разговорно-непринужденного, чуждого каким бы то ни было заранее установленным канонам и размерам; поэт готов использовать или отбросить любой из них - лишь бы это соответствовало правде живого, непосредственного и постоянно меняющегося чувства; так стихия ветра становится и стихией самой поэмы.
Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на ее страницах - со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, эта Россия-буря, Россия-революция, Россия - новая надежда всего человечества - вот та героиня Блока, могущество которой придает огромное значение его поэме.
Таким высоким был творческий подъем, переживаемый поэтом, что еще не успели просохнуть черновики поэмы «Двенадцать», а он уже писал необычайно значительное - по своей остроте и злободневности - стихотворение «Скифы», в котором самым прихотливым и противоречивым образом сочетались и острое чувство современности, заставляющее поэта бросать вызов европейской буржуазии, видевшей в Октябрьской революции смертельную угрозу для себя, и явно идеалистические, издавна присущие поэту предрассудки; стихотворение Блока носит на себе печать воззрений В. Соловьева на Россию, как «щит» между Востоком и Западом, и поэт говорит, обращаясь к своим современникам-европейцам:
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и жадными очами!
Поэт уверяет: если Европа не откликнется на призыв его «варварской лиры», приглашающей ее «на братский пир труда и мира», тогда она будет иметь дело «с монгольской дикою ордою», которая ничего не оставит от ее Пестумов, от ее многовековой культуры, от самого ее существования. Вместе с тем поэт настойчиво и неотступно обращался к народам западноевропейских стран, господствующие классы которых уже замышляли походы против революции, с вдохновенным и великодушным призывом:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
Но на приглашение на «пир труда и мира» правительства западноевропейских стран ответили активной поддержкой белогвардейских полчищ, контрреволюционных восстаний, усиленной подготовкой к интервенции, которая и была вскоре осуществлена ими в огромных масштабах, развернулась от Черного моря до Белого, от Балтики до Тихого океана, на фронтах протяженностью во многие и многие тысячи верст.
Здесь важно подчеркнуть, что поэт, по-своему, со своих позиций поддерживая мирную политику и мирную инициативу большевиков, приходил к верному выводу: правда - с большевиками, с войной надо кончать, а те, кто хочет вести войну «до победного конца», - это и поистине люди, «опозорившие себя», «изолгавшиеся», недостойные звания человека (говоря словами самого поэта).
29 января 1918 года Блок пишет « Сегодня я – гений». Но после этого он перестал слушать «музыку революции».
5. Заключение
Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни.
6. Дополнительно. Отзывы современников о поэме «Двенадцать»
Поэма Блока «Двенадцать» в восприятии современников Блока. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.
Даже из воспоминаний наиболее озлобленных врагов и клеветников поэта (не говоря уже о других источниках!) явствует, что поэма «Двенадцать» превратилась в событие огромного масштаба и ее строки в годы гражданской войны стали плакатами, полотнищами, лозунгами, поднимавшимися над демонстрациями, видневшимися на мчащихся к фронтам поездах - и с ними солдаты Красной Армии шли на борьбу с белогвардейцами и интервентами.
«Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале, Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему – «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно...»
После появления «Двенадцати» и статьи «Интеллигенция и Революция», вызвавших невероятную ярость в стане контрреволюции, к которому примкнули и многие писатели-витии», он мог решительно и спокойно сказать по их адресу:
«Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!
Правда глаза колет».
Здесь под правдой Блок подразумевал все горькое, резкое, беспощадное, что брошено им в лицо тем людям, которые еще так недавно рядились в тогу глашатаев и «пророков» революции, а ныне яростно поносили ее на всех углах и перекрестках.
Домашнее задание
Чтение наизусть первой главы поэмы, рассуждение по главе 12-ой
Список литературы
1. Литература. 11класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / ( О.Н.Михайлов и др.;сост. Е.П.Понина); под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2021
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3.Блок А.А. Огненные дали. Избранные статьи и высказывания / Переизд.; Вступительная статья, составление и комментарии Д. Поцепни.- С-П.: «Нева» 2000.
4. Будникова Н.Н. Литература за 24 часа /Н.Н.Будникова, Г.И.Полторжицкая. Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
5. Русские поэты ХХ века. Справочно – биографическое издание / Коллектив авторов: М. Богуславский, М. Загидулина, А. Иванова, Ю. Крылов, М. Лукина и др./ Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001.
6. «Я лучшей доли не искал…» ( Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях) / Сост., очерки и комм. В.П. Енишерлова.- М.: « Правда», 1993.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Гиппиус называла А.А. Блока
«потерянное дитя», тем самым подчёркивая трагичность фигуры поэта в нашей
национальной истории. Действительно, Блок трагичен своим образом романтика в
революции, образом гения, охваченного стихией революции. Трагичен он и своим
запоздалым постижением той цены, которую заплатила вся Россия и русская
интеллигенция и за дьявольское наваждение – уверенность в том, что к светлому
будущему можно прийти через разрушения, кровь, смерть. Блок, очевидец «страшных
лет России», со всей своей гениальностью отобразил процесс русской революции в
поэме «Двенадцать», своём самом значимом, самом нетленном творении, потому что
именно в этой поэме автор подводит итог безрассудному увлечению русской
интеллигенции идей революции.
Пожалуй, в творчестве Блока нет другого создания,
возбудившего столь бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Это
одно из самых выдающихся современных произведений русской поэзии начала XX века
«Двенадцать» - объективный дневник революционных событий.
В основе «Двенадцати» конфликт, борьба старого и
нового, борьба двух «миров». Поэма начинается словами:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
В мир ворвалась стихия, ветер. Эта стихия набирает
силу, придается разгулу, смешивается с вьюгой и всё это обрушивается на город,
на души людей. Уже появляются приметы нового времени – плакаты, истрепанный
флаг с надпись: «Вся власть – Учредительному собранию!» - поношенность которого
выступает символом уходящего времени. И главное – идут двенадцать солдат. Уже
чувствуется, что сейчас происходит что-то важное : в борьбу вступили хаос и
гармония, свет и тьма.
Но не двенадцать воплощают ту мировую гармонию, идею
света. Они скорее – ночная душа города, мира грабежа, убийства:
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
И вид у них, как у каторжников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Эта карточная масть – символ неволи, знак заключенных.
Куда и зачем они идут? И что значит их радостный рефрен:
Свобода, свобода,
Эх,эх без креста!
Становится ясно, эти люди готовы к разрушению и
насилию: «Выпить кровушки за зазнобушку». Поэт подчёркивает в человеке два
начала: чёрное бесовское и белое Христово. Блок, как романтик, был убеждён, что
из стихий должна являться на свет гармония. Но мы видим, что шествия двенадцати
«апостолов» революции замыкает пёс – символ дикого, необузданно злого,
жестокого начала. И только где-то далеко впереди, за снежной завесой, видна
фигура того, от кого они отказались, сняв с себя крест, - Христос. Сами же они
удивляются тому, как тьма кругом : «Эка тьма!». И это не только темнота ночи,
эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты.
Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою
возлюбленную, потому что понимает свободу, как возможность действовать
безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как
становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!
Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они
стыдят товарища за то, что тот «расклеился», говорят о том, что не ничего
предосудительного в убийстве ради идеи.
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Не сложно представить, сколько ещё будет невинных
жертв на их пути, но то, что Петька переживает из-за, свидетельствует о том,
что в нём есть совесть, чувство, которое Блок считал, памятью о Боге. Совесть
убийцы в данном случае трансформируется в страх. И тут появляется
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.