Урок литературы в 5 классе А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы
Оценка 4.6

Урок литературы в 5 классе А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
11 кл
06.11.2022
Урок литературы в 5 классе А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы
А.А.Фет.Биография.Творчество .
Литература5кл.docx

Урок литературы в 5 классе

А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. знакомство с некоторыми моментами биографии поэта А. А. Фета;
  2. развитие представлений обучающихся о пейзажной лирике на примере стихотворений «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...»;
  3. формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Список литературы

Обязательная литература:
1. Коровина В.Я. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. // В.Я., Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2020.

Дополнительная литература:

  1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2020.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт о творчестве Афанасия Фета на сайте «Проект Культура Советской России» URL: http://a-fet.ru                                                                                                                                                                                  Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто знает, какой бы была судьба поэта, да и судьба русской литературы, если бы орловский помещик отставной ротмистр Афанасий Шеншин не влюбился бы в немку Шарлотту-Елизавету Фет (в девичестве Беккер). Если бы не увёз её от мужа из Дармштадта в своё поместье Новосёлки, Мценского уезда, где и появился на свет Афанасий Фет. Когда именно родился будущий поэт – нет определённости. По одним источникам, это произошло 23 ноября, а по другим 23 октября 1820 года.

До 14 лет жил и учился дома и считал себя сыном Шеншина и даже носил его фамилию. Но, некие доброжелатели донесли, что в Россию Шарлотта приехала уже будучи беременной, и маленький Афанасий не наследник древнего рода Шеншиных, а всего лишь сын немца Фета. Афанасий считался незаконнорожденным ребёнком, поэтому носил фамилию матери. Прославился он как поэт с немецкой фамилией. Тем не менее, отчим Афанасия сделал всё, чтобы усыновить его, и ему это в итоге удалось. Но к тому времени Фет был уже известным поэтом и от своей немецкой фамилии отказываться не стал, а в официальных бумагах просто добавлял вторую фамилию Фет-Шеншин.

Первые стихи Фета относятся к тому периоду, когда он учился в университете в Москве. В 1840 году была напечатана его первая книга «Лирический пантеон».

В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Женился на Марии Боткиной и на деньги от приданого купил имение во Мценском уезде и стал помещиком. В его имении выращивали рожь и разводили лошадей и овец. На доходы от поместья семья и жила. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года. За это время он выпустил множество сборников стихотворений.

Кажется, Фета не вдохновляли к написанию стихотворений ни люди, ни их страсти, переживания, чувства, и его очаровывала только природа. Однако, именно через запечатлённые пейзажи в своих стихотворениях он невероятно тонко передаёт собственные глубокие переживания.

Прослушаем стихотворение «Чудная картина»:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Не правда ли, создаётся ощущение, что любуетесь нарисованным пейзажем? Как поэту удаётся достичь такого эффекта?

Через эпитеты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далёкие, бег одинокий.

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы. Нет ни одного действия, ни одного движения. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины.

Рассмотрим ещё одно стихотворение – «Весенний дождь»:

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет…

…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Здесь никаких застывших картин, наоборот, движение, жизнь в каждой строчке: солнце блещет, воробей трепещет. И в последних строках стихотворения к движению вокруг: капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит», – добавляется ещё и осязательная часть. И вместе с поэтом мы уже чувствуем как «от лип душистым мёдом тянет».

Следующее стихотворение, которое мы рассмотрим, называется «Задрожали листы, облетая…». Это стихотворение-метафора.

Метафора – это скрытое сравнение.

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря, ворвавшися, злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Фет рисует картину осенней бури. И, внезапно, от бушующей непогоды автор переходит к описанию милой птички в тёплом гнёздышке:

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

Это противопоставление – антитеза – усиливается в следующем четверостишье, когда автор помещает в соседних строках и образ птички в уютном гнёздышке и грохочущую бурю:

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Почему это стихотворение называется метафорой? Исследователи творчества поэта считают, что под милой птичкой поэт вывел образ женщины, хлопочущей по хозяйству, а буря – это мир за стенами её уютного дома, полный горя и невзгод.

Значение метафор усиливает антитеза – противопоставление «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка».

Итак, мы с вами рассмотрели пейзажную лирику А. А. Фета. Что объединяет эти стихи? Конечно, объект изображения — природа и любовь к ней. Однако природа здесь является скорее поводом для выражения широкой гаммы настроений и переживаний поэта.

Теоретический материал для углублённого изучения

Отношение к пейзажной лирике Фета у его современников было неоднозначное. Кто-то восхищался его поэзией, кто-то называл её бессмысленной. Но к концу его жизни его талант и его стихи были признаны. Философ В. С. Соловьёв писал: «А. А. Фет, которого исключительное дарование как лирика было по справедливости оценено в начале его литературного поприща, подвергся затем продолжительному гонению и глумлению по причинам, не имеющим никакого отношения к поэзии. Лишь в последние десятилетия своей жизни этот несравненный поэт, которым должна гордиться наша литература, приобрёл благосклонных читателей».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения А. А. Фета «Чудная картина...»:

Чудная _____,

Как ты мне родна:

Белая ______,

Полная луна,

Свет небес _____,

И блестящий снег,

И саней _______

Одинокий бег.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед обучающимся стихотворение «Чудная картина...». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Он обязательно вспомнит, что название произведения по первым строчкам, значит, первое недостающее слово «картина». Следующий шаг – подбираем недостающую рифму к слову «картина». Что может быть белым? Белым под полной луной? Слово должно быть созвучно слову «картина», подбираем и подставляем:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,…

Следующие пары рифм пытаемся подобрать по аналогии. Если это вызывает трудность, обучающийся может заглянуть в блок «Теоретический материал для самостоятельного изучения».

Правильный ответ:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Выделение цветом

Выделите цветом поэтические строки, которые относятся к пейзажной лирике:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа ученик вспоминает, что А. А. Фет – мастер пейзажных зарисовок. Обязательно вспомнит определение: пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Ещё раз проанализируем варианты ответов, ищем в них отношение автора к природе или описание природы. Исключаем два последних отрывка, и остаётся первый отрывок.

Правильный ответ:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Список литературы

Обязательная литература:
1. Коровина В.Я. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. // В.Я., Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.

Дополнительная литература:

Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

«Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой. URL: http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51.

Сайт о творчестве Афанасия Фета на сайте  «Проект Культура     Советской России» URL.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 5 классе

Урок литературы в 5 классе

Сайт о творчестве Афанасия Фета на сайте «Проект

Сайт о творчестве Афанасия Фета на сайте «Проект

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы

Почему это стихотворение называется метафорой?

Почему это стихотворение называется метафорой?

Как ты мне родна: Белая равнина,

Как ты мне родна: Белая равнина,

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022