КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ»
Оценка 4.9

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
04.04.2023
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА - ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ»
6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина в России и в мире отмечается День русского языка. Все мероприятия, которые приурочены ко Дню русского языка, имеют большое значение в культурной жизни нашего техникума, приобщают к истокам русской культуры и укрепляют интерес обучающихся к родному языку.
7 Разработка для Н В Бакуменко.docx

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала внеклассное мероприятие преподаватель русского  языка  и литературы: Кучукхасанова Нелли Ниязовна

 

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА -

ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ»

 

6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина в России и в мире отмечается День русского языка.
Все мероприятия, которые приурочены ко Дню русского языка, имеют большое значение в культурной жизни нашего техникума, приобщают к истокам русской культуры и укрепляют интерес обучающихся к родному языку.

 

И не случайно в этот же день с 2010 года отмечается День русского языка.

6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина в России и в мире отмечается День русского языка.

Все мероприятия, которые приурочены ко Дню русского языка, имеют большое значение в культурной жизни нашего техникума, приобщают к истокам русской культуры и укрепляют интерес обучающихся к родному языку.

Мы чувствуем, как русская речь теплом отзывается в наших сердцах. Почувствуйте и вы!

 

 

 

         Ежегодно 6 июня  в России отмечается Пушкинский день России. А во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. По данным ООН русским владеют около 250 миллионов жителей планеты. Не китайский, конечно, но количество впечатляет.

Этот день невероятно важен для русского языка. Именно 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, которому и ставят в заслугу появление современного русского языка, коим мы пользуемся в данный момент. Пушкин – любимый русский писатель, поэтому объяснять – почему именно 6 июня, в день его рождения, было решено сделать День русского языка, нет никакой необходимости. Просто потому, что Пушкин – это наше всё!

 

            Александра Сергеевича называют основоположником современного русского литературного языка. Его литературное наследие очень богато, а произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. И сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгуз, и друг степей калмык.

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

        Литературное творчество поэта сопровождает нас на протяжении всей жизни, ведь с его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать; со школьной скамьи практически наизусть знаем многие его произведения, и даже в повседневной жизни часто цитируем его: «Мороз и солнце! День чудесный!», «Унылая пора, очей очарованье…», «О сколько нам ошибок чудных…», «Я к вам пишу - чего же боле?»...

Памятник А.С.Пушкину в городе Пушкин

(Царское Село, пригород города Санкт - Петербург)

Как любое совершенное творение человеческого духа, поэзия А. С. Пушкина кажется созданной самой природой. Трудно себе представить, что еще 200 с небольшим  лет тому назад не было ни «Евгения Онегина», ни «Бахчисарайского фонтана», ни «Полтавы». Но нам повезло! С детства и до старости мы не расстаемся с А. С. Пушкиным, в разном возрасте ищем и находим в его поэзии пищу для ума, сердца, воображения.

В детстве заслушиваемся его сказками, в юности упиваемся любовной лирикой, в зрелом возрасте зачитываемся «Маленькими трагедиями», в преклонные годы нас тянет на мемуары и воспоминания современников о поэте, и с высоты прожитых лет мы пытаемся разгадать тайну его творчества, жизни и гибели.

Недаром известный пушкинист Юрий Лотман писал: «Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим».

 

О бессмертии поэта говорил и критик В. Белинский: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества».

Интересные факты:

  •              В записях Александра Пушкина, да и в его стихах, не так часто упоминаются воспоминания о его дне рождения и отношении к оному. Зато известно, что день ангела, который поэт и его семья отмечали 2 июня, точно был важен.
  •           Первый раз Пушкинский день в России отметили в 1880 году, когда и был открыт памятник. Интересно, что торжество планировалось 26 мая (по старому стилю) — в день рождения поэта. Но умерла императрица Мария Александровна. Торжество отложили на две недели из-за траура — 6 июня памятник открыли. Москва в тот день гуляла: были шествия, публичные декламации стихов — собрался весь литературный бомонд. Интересно, что не пришел лишь Лев Толстой — к тому времени он предпочитал уединенную жизнь, да и стихов поэта откровенно не жаловал.

 Методические рекомендации по проведению образовательных мероприятий, посвященных празднованию Дня русского языка – Пушкинского дня России (6 июня)

Тематика мероприятий может быть связана с русским литературным языком, его историей, современным его состоянием, с творчеством А.С. Пушкина и писателей пушкинской поры. В программу возможно включить и демонстрацию произведений (фрагментов произведений) разных видов искусства, созданных на основе произведений А.С. Пушкина.

В процессе празднования целесообразно использовать интерактивные формы организации деятельности: игры, риторические состязания, конкурсы, диспуты, инсценировки, экскурсии, квесты и т.д.

Цели проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского языка (Пушкинскому дню России):

·         мотивация обучающихся к изучению русского языка и литературы;

·         повышение уровня языковой культуры обучающихся;

·         популяризация русского языка и российской культуры.

Задачи проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского языка (Пушкинскому дню России):

·         организовать культурно-развивающую среду для совместной деятельности детей и взрослых на основе общего интереса к русскому языку;

·         создать педагогические условия для осознания школьниками ценности русского языка, воспитания ответственного к нему отношения, популяризации лингвистических знаний, приобщения к традиционным ценностям, связанным с русским языком, совершенствования качества владения русским языком как базовым компонентом образования и деятельности человека в различных областях – с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки обучающихся.

Планируемые результаты проведения образовательных мероприятий, посвященных Дню русского языка (Пушкинскому дню России):

Личностные:

·         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, истории, языку, культуре России;

·         воспитание чувства ответственности за сохранение русского языка и российской культуры;

·         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные:

·         умение развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·         работать индивидуально и в группе;

·         владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

·         формирование основы для понимания особенностей российской культуры, расширение и систематизация знаний о языке и литературе, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

·         понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

·         осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры. .



Флешмоб «Читаем Пушкина» 

Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте и выполняет заранее оговоренные действия. Подобную акцию можно провести в закрытом помещении (например, в школе во время встречи гостей, приходящих на запланированное мероприятие) или на открытом воздухе во время экскурсии, посещения памятника Пушкину, прогулки в парке или по городу. Подбор текстового материала будет зависеть от возраста участников.

Например, для обучающихся начальной школы – сказки и стихотворения, для обучающихся основной школы – поэмы и повести, для старшеклассников – роман «Евгений Онегин».



Литературно-музыкальная гостиная «Ожившая поэзия» 

Сценарий мероприятия может быть написан самими участниками и включать художественное чтение стихотворений Пушкина и поэтов пушкинской поры, фрагменты из воспоминаний о поэте, высказывания русских писателей о Пушкине (Приложение 1), самого Пушкина о языке и литературном творчестве (Приложение 2), а также прослушивание или исполнение (если у организаторов есть такие возможности) романсов на стихи А.С. Пушкина (Приложение 6). Подобное мероприятие целесообразно планировать и проводить совместно с учреждениями дополнительного образования детей.



Живой журнал «Прекрасный наш язык…» 

Сценарий может быть написан самими обучающимися, например, на основе материалов, данных в приложении: русские писатели о роли Пушкина в становлении русского литературного языка (для 5-7 классов), Пушкин о русском языке и языке литературы (для 8-9 классов), русские писатели о языке начала XIX века, о взаимосвязи истории языка и литературного творчества, полемика вокруг состояния языка (для 9-11 классов) (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).



Литературная игра буриме 

Буриме – стихи, которые пишутся на заданные рифмы, чаще экспромтом. Правила игры: участникам игры сообщается тема стихотворения, даются рифмующиеся слова (обозначающие разнородные понятия), рифмы должны быть необычными, своеобразными. Для подбора рифмующихся слов можно использовать различные словари и литературные произведения А.С. Пушкина и его современников.

В подготовке игры могут принять участие разновозрастные группы школьников. При этом задания для учащихся начальной школы готовят старшеклассники, для старшеклассников – взрослые участники праздника (учителя, библиотекари, родители обучающихся).

В завершение литературной игры путем голосования (или на основе мнения жюри, избранного из участников праздника) отбираются самые удачные стихотворения для школьного альманаха, сайта, стенгазеты и т.д.



Литературно-лингвистический аукцион (для обучающихся основной и старшей школы)

Аукцион литературных афоризмов, крылатых слов – игра с правилами настоящего аукциона. Предлагаются вопросы, каждый из которых предполагает несколько правильных ответов. Например: «Назовите поэмы А.С. Пушкина», «Прочитайте наизусть строки из как можно большего количества пушкинских произведений», «Приведите примеры сочетания в стихах Пушкина лексики из различных стилистических пластов» (усложненное задание для обучающихся с высокой мотивацией к изучению филологии). Победителями станут участники, наиболее полно ответившие на вопросы или выполнившие задания.



Практикум «Живой как жизнь» (для обучающихся с высокой мотивацией к изучению филологии)

Практикумы по работе с текстами произведений А.С. Пушкина и его современников целесообразно проводить для обучающихся с высокой мотивацией к изучению русского языка и литературы, например, в рамках занятий в школе юного филолога. Обучающиеся в процессе работы совершенствуют и закрепляют навыки работы с художественными текстами, расширяют и углубляют знания по истории и теории литературы, лингвистике и истории русского литературного языка.

Формы организации исследовательской работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми (мини-группы, не более 3-х человек). Результатом исследовательской работы может стать выступление на ученической конференции, написание статьи в сборник, сочинения-эссе, проект учебно-исследовательской работы на следующий учебный год.

Примеры заданий для практикума:

Вариант 1. (Приложение 7)

1. Прочитайте фрагменты произведений русских писателей. Обратите внимание на дату их написания.

2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов (или одного фрагмента – по выбору), отмечая:

·         устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;

·         грамматические отступления от современного русского языка и их долю в тексте;

·         синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных предложений, обособленных конструкций и др.).

3. Сделайте вывод о лексических, грамматических и синтаксических особенностях текстов (текста) и о его соответствии современному состоянию русского языка.

Аналогичная работа может быть проведена на материале поэтических произведений.

Вариант 2. (Приложение 7)

1. Прочитайте стихотворения, обратите внимание на дату их написания.

2. Определите, какое из произведений наиболее близко по своему языковому облику современному состоянию языка. Объясните, почему вы так считаете, подтверждая свою точку зрения примерами из текстов.

3. Сделайте вывод о процессах, происходивших в русском поэтическом языке в первой трети XIX века.

Аналогичная работа может быть проведена на материале прозаических произведений.

Вариант 3. (Приложение 7)

1. Прочитайте фрагменты из литературных произведений, написанных в 1818 году.

2. Дайте характеристику языковых особенностей фрагментов, отмечая:

·         устаревшие слова и их долю в тексте по отношению к современной лексике;

·         грамматические отступления от современного русского языка и их долю в тексте;

·         синтаксические особенности текста (длина, употребление сложных предложений, обособленных конструкций и др.).

3. Сделайте вывод о том, какие изменения произошли в русском литературном языке за 200 лет.



Ток-шоу «Язык – это путь цивилизации и культуры» 

Основная задача диспута для его участников – высказать свое мнение по актуальным для сегодняшнего дня вопросам современного состояния русского языка, экологии языка, отношения к языку в молодежной среде, языка средств массовой информации и др. Список вопросов может быть разработан самими участниками, предварительная подготовка может включать в себя монтаж видеофрагментов из телепередач, новостных и развлекательных программ, роликов из Интернета. После просмотра подобранного и смонтированного материала участникам предлагается высказать свою точку зрения по поводу увиденного и услышанного, сравнить язык своих сверстников и современников с языком пушкинской поры, сделать выводы. Наряду с обучающимися гостями ток-шоу могут стать учителя, библиотекари, родители, писатели, представители культурно-просветительских, образовательных, общественных организаций, фондов и др.



Литературно-лингвистические игры «Лингвистическая археология» .

В игре участвуют две команды, побеждает та, которая наберет наибольшее количество очков. В начале игры учитель (ведущий) рассказывает участникам о том, что все слова имеют свою историю. Например: «В русском языке очень много слов. Появились они, конечно, не сразу. Язык обогащается постепенно, вместе с развитием культуры, техники, науки… Пушкин, например, не знал слов «компьютер», «космонавт». Он не мог их знать, потому что их не было, не было понятий, которые они стали обозначать. Для нас же непонятны такие слова, как «тло» – основание, дно, земля, «конка» – вид транспорта. Этот процесс непрерывный: одни слова рождаются, другие умирают. Кроме того, русский язык, как и другие языки, пополняется словами других языков. Мы пользуемся словами «бутерброд», пришедшим из немецкого языка, «картофель» – из французского. В ходе игры мы с вами сегодня будем производить «раскопки», раскрывать историю слов».

 

 

 

Примеры заданий:

1. Объясните, откуда пришли названия месяцев календаря.

2. Что означают названия дней недели?

3. Как получили свои названия монеты?

4. Что обозначают наши имена? Откуда они пришли?

5. Мать играет с ребенком: «Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки». И малыш весело хлопает в ладоши. А знаете ли Вы, что значат «ладушки»?



«Пушкинский алфавит» .

Обучающиеся должны назвать как можно больше произведений Пушкина, начинающихся на определенную букву. Буквы можно загадывать по цепочке или для другой команды. Буквы выбираются согласно тем произведениям, которые знают школьники. Например: К – «Капитанская дочка», «Кавказ», «Кинжал» и др. Можно усложнить игру дополнительными вопросами по названным произведениям.



Викторина по сказкам Пушкина (для обучающихся начальной школы)

Приз (книга А.С. Пушкина) получает тот, кто наберёт больше жетонов за правильные ответы. Играть можно индивидуально, командами или семьями, если в празднике принимают участие члены семей обучающихся.

Примеры вопросов викторины:

1. В какой сказке Пушкина самое первое слово – числительное? («Сказка о царе Салтане…»)

2. Кто подсказал королевичу Елисею, где искать его невесту? (ветер)

3. В «Сказке о царе Салтане» о каких трех чудесах рассказывают царю? (белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь)

Также в рамках викторины может быть проведена игра «Черный ящик», из которого участники должны достать предмет и определить, из какой он сказки Пушкина.



Конкурс риторов «Вместе с Пушкиным»

Для обучающихся Участники конкурса должны подготовить устное выступление (на 1 минуту), задача которого – убедить слушателей, что современному человеку необходимо хорошее знание языка и грамотное им владение. Для подготовки выступления можно предложить участникам использовать в качестве примеров и аргументов заранее заготовленные цитаты из произведений, писем или статей А.С. Пушкина. Материал следует подбирать в соответствии с возрастом и уровнем подготовки участников. Оценивать выступления можно по критериям, разработанным совместно с участниками, членами жюри могут стать учителя, члены семей обучающихся, старшеклассники, гости праздника.

Для обучающихся . Участники конкурса должны подготовить устное выступление (на 1-2 минуты) на тему, сформулированную цитатой из А.С. Пушкина (Приложение 8). Оценивать выступления можно по критериям, разработанным совместно с участниками, членами жюри могут стать учителя, члены семей обучающихся, ученики других классов, гости праздника.









 


 

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РУССКОГО

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РУССКОГО

Александра Сергеевича называют основоположником современного русского литературного языка

Александра Сергеевича называют основоположником современного русского литературного языка

Недаром известный пушкинист Юрий

Недаром известный пушкинист Юрий

Планируемые результаты проведения образовательных мероприятий, посвященных

Планируемые результаты проведения образовательных мероприятий, посвященных

Литературно-музыкальная гостиная «Ожившая поэзия»

Литературно-музыкальная гостиная «Ожившая поэзия»

Формы организации исследовательской работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми (мини-группы, не более 3-х человек)

Формы организации исследовательской работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми (мини-группы, не более 3-х человек)

Наряду с обучающимися гостями ток-шоу могут стать учителя, библиотекари, родители, писатели, представители культурно-просветительских, образовательных, общественных организаций, фондов и др

Наряду с обучающимися гостями ток-шоу могут стать учителя, библиотекари, родители, писатели, представители культурно-просветительских, образовательных, общественных организаций, фондов и др

Также в рамках викторины может быть проведена игра «Черный ящик», из которого участники должны достать предмет и определить, из какой он сказки

Также в рамках викторины может быть проведена игра «Черный ящик», из которого участники должны достать предмет и определить, из какой он сказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023