Рабочая программа по литературе.
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
11 кл
12.05.2024
Рабочая программа по литературе.
Программа для 11 класса у учебнику Зинина
РП лит-ра 11 кл..docx

 

            Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)

 

                                                                                            

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИМЕНЕНИЮ

Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ»

Протокол № 1

от  30.08.2023 г.

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 140

от 30.08.2023 г.

Директор МБОУ «Авиловская СОШ»

С.В. Петров

 ____________________

            подпись

 

 

 

 

Рабочая программа

по   литературе                                       ФГОС СОО__________

Уровень общего образования:    среднее общее                                                            

Класс(ы): 11

Количество часов: 3, всего  102 ч.

                                                            (в неделю) 

Учитель:      Кочковая Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория

Программа разработана на основе Программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа). 

Год разработки:   2023 г.

 

 

 

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР  Слабуха Е.В.

 

__________________________

подпись

  30. 08.2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел l. Пояснительная записка

Документы, на основе которых составлена рабочая программа:

·           Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020 № 9-ФЗ, от 01.03.2020 № 45-ФЗ, от 01.03.2020 № 47-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ).

·           Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 06.03.2020 № 280-ЗС).

·           Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")(в ред. от 22.05.2019).

·           Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015  № 1578, от 29.06.2017  № 613).

·           Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

·           Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

·           Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

·           Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

·           Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

·           Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

·           Письмо  Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».

·           Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 28.08.2023№ 137).

·            Примерной  программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по литературе.

·            Программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

·           Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 119).

·           Календарный учебный на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 118).

·           Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)  МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 26.08.2021 № 204).

   Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.  

Изучение литературы на базовом уровне направлено на решение  следующих задач:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей.

Задачи:

 - на основе сформированного в 5-9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры»;

- на основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности;

 - выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представления об историко-литературном процессе;

- совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи;

- развивать потенциальные творческие способности школьников

УМК 11 кл.:

1.  Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 1 / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 512 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

2. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2 / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 544 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

.

 

     Предмет литературы входит в образовательную область «Филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе –102 часа.

Согласно базисному учебному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 уч. год на изучение предмета «Литература» в 11 классе отводится 3 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (34 рабочие недели), но  будет реализована 101 час, т.к. 23.02.2024г. – праздничный день.

      Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реального календарного времени, годового календарного учебного плана и расписания МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024учебный год.                           

       Срок реализации рабочей программы: 2023 – 2024 учебный год

 

Раздел II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература».

Выпускник на базовом уровне научится:

ü  демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

ü  в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

ü  обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

ü  использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

ü  давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

ü  анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

ü  определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

ü  анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

ü  анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

ü  осуществлять следующую продуктивную деятельность:

ü  давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

ü  выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

ü  давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

ü  анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

ü  анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

ü  анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

 

 

Система оценки планируемых результатов

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·         знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·         умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·         понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·         знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·         умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·         уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

  1. Оценка письменных работ

         

Оценка сочинений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание темы полностью соответствует теме.

 - Фактические ошибки отсутствуют.

 - Содержание излагается последовательно.

 - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

 - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- 1 орфографическая ошибка

- 1 пунктуационная ошибка

- 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

 - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

 - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

 - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

 - 2 грамматические ошибки

 

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

 - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

 - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить

первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Критерии оценки проектно-исследовательских работ учащихся      

1.Оценка  групповой работы

Успех работы группы зависит от двух факторов:

  1. Уровень сформированности учебно-познавательной компетенции участников группы.
  2. Уровень сформированности коммуникативной компетенции участников группы.

Исходя из этого для оценки групповой работы необходимо использовать 3 листа рефлексии:

  1. Лист самооценки участника группы.

 

2.      2. Лист оценки работы группы участником группы.

  1. Лист оценки участника группы куратором группы.

1.Оцените  по шкале от  0 до 2 уровень своей активности при обсуждении проблемных вопросов.

2.Оцените по шкале от 0 до 2 уровень своей полезности для работы группы.

3.Определите по шкале от 0 до 2 уровень своего интереса к работе группы.

4.Определите свою роль во время работы группы.

- организатор

- координатор

- генератор идей

- активный участник обсуждения

- точный исполнитель

-пассивный слушатель

-сторонний наблюдатель

5.Определите, почему именно эту роль в работе группы вы выполняли.

6.Что способствовало (мешало) вашему выбору.

7.Какую бы роль в работе группы вам бы хотелось выполнять.

 

1.Оцените по шкале от 0 до 4 степень  выполнения задания (достижения поставленной цели)

2.Определите по шкале 0 до 3 уровень выполнения задания.

3.Что способствовало (мешало) достижению поставленной цели?

4.Что бы вы хотели изменить в работе группы?

1.Оцените  по шкале от  0 до 2 уровень активности (участника группы №1) при обсуждении проблемных вопросов.

2.Оцените по шкале от 0 до 2 уровень полезности (участника группы №1) для работы группы

3.Определите по шкале от 0 до 2 уровень  интереса (участника группы №1) к работе группы

4.Определите  роль (участника группы №1)  во время работы группы

- организатор

- координатор

- генератор идей

- активный участник обсуждения

- точный исполнитель

- пассивный слушатель

-сторонний наблюдатель

5.Определите, почему именно эту роль в работе группы  выполнял (участника группы №1)

6.Что способствовало (мешало)  этому выбору (участнику №1)

7.Какую бы роль в работе группы (участник №1) мог бы выполнять по  вашему мнению.

 

 

Критерии оценки проектной работы учащихся

 

Критерии

Обоснование критериев

баллы

Содержание

Полнота раскрытия темы

 

полно

частично

не раскрыта

10

5

0

изложение аспектов темы

 

изложены полно

частично

не изложены

10

5

0

изложение стратегии решения проблемы

Изложена стратегия решения проблем

Процесс решения неполный.

Процесс решения неточный или неправильный

10

5

0

логика изложения информации

 

логичное изложение материала

нарушение логики

отсутствие логики

10

5

0

использование  ресурсов

 

использование более 1 ресурса

использован 1 ресурс

не использован ни один ресурс

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

Четко спланированная работа группы

Работа группы частично спланирована

Не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

 

Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

 Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

5

 

3

 

 

0

 

Авторская оригинальность

 

Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров 

В презентации присутствуют авторские находки

Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

 

3

 

0

Степень самостоятельности работы группы

 

полная самостоятельность при выполнении работы

частичная самостоятельность работы группы

несамостоятельная работа группы

5

 

3

0

Оформление проектной работы

Стиль

 

соблюден единый стиль оформления

наблюдаются некоторые нарушения соблюдения стиля

не соблюден стиль

5

3

 

0

Использование цвета

 

грамотно подобранная цветовая гамма

наличие несоответствия в цветовой гамме

нарушение гармонии цветовой палитры

5

3

0

Анимационные эффекты

 

Рационально использованы возможности компьютерной анимации

Нерационально использованы возможности компьютерной анимации

Не использованы возможности компьютерной анимации

5

 

3

 

0

Расположение информации на  слайде

 

Оптимальное расположение информации на слайде

 Некоторые нарушения  в расположении информации на слайде

Нарушения  в расположении информации на слайде

5

 

3

 

0

Разнообразие видов слайдов

 

Использованы разнообразные виды слайдов

Использован 1 вид слайдов

3

 

1

Использование графиков, рисунков, музыки, видео в работе

 

Оправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Неоправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Отсутствие в работе графиков, рисунков, музыки, видео в работе

5

 

3

 

 

0

 

Грамматика, подходящий словарь,  отсутствие ошибок правописания и опечаток

Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

5

 

3

 

0

Защита проектной работы

Качество доклада

 

Аргументированность основных позиций проекта, композиция доклада логична , полнота представления в докладе результатов работы

Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

Не заявлены аргументы по основным позициям проекта, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

 

 

 

5

 

 

0

Объем и глубина знаний по теме

 

Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

 

5

 

 

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

 

Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

 

 

 

5

 

 

 

 

0

Ответы на вопросы

 

Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся,  стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы

Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

 

 

 

5

 

 

0

Деловые и волевые качества докладчика

Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

 

 

5

 

0

Критерии оценки проектной работы учащихся

Оценка «5»  - 140 -110 баллов

Оценка «4» - 109 – 80 баллов

Оценка «3»- 79  -60 баллов

Оценка «2 – 59 - 0 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Основное содержание по темам

Кол-во часов

1.

ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

1 ч.

 

Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики ХХ века, рождения «людей-эпох», переживших своё время.

Опорные понятия: историко-литературный процесс.

 

2.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

42 ч.

 

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова рубежа веков.

Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс

 

И. А. БУНИН

4

Стихотворения: «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарёю…». Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали. Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.

 Опорные понятия: лирическая проза, приёмы словесной живописи.

 

М. ГОРЬКИЙ

7

Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтическая проза, принцип полилога и полифонии в драме, социально-философская драма, легендарно-романтический герой.

 

А. И. КУПРИН

5

Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

1

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).

Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.

 

СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ

1

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).

Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.

 

ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА

2

Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта. Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.

 

А. А. БЛОК

6

Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Скифы» и др. по выбору. Поэма «Двенадцать». Романтический образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать». Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Опорные понятия: лирический цикл, реминисценция.

 

«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»

3

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.

И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского.

Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

 

Н. С. ГУМИЛЁВ

1

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство». Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.

 

А. А. АХМАТОВА

4

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачён…», «Мужество», «Родная земля». Поэма «Реквием». Психологическая глубина и яркость любовной лирики А. А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслёзного» памятника в финале поэмы.

Опорные понятия: лирическая исповедальность, микроцикл

 

М. И. ЦВЕТАЕВА

3

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Стихи к Блоку» («Имя твоё — птица в руке…»). Уникальность поэтического голоса М. И. Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М. И. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии. Опорные понятия: лирический пафос, кольцевой повтор, рефрен, дискретность (прерывистость) стиха.

 

«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН»

2

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического. Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.

 

3.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

11 ч.

 

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова, «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Г. Эренбурга, «Плачи» А. М. Ремизова, «Голый год» Б. А. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнёзд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. А. Бунина, И. С. Шмелёва, А. М. Ремизова, Г. В. Иванова, Б. К. Зайцева, М. И. Цветаевой, А. Т. Аверченко и др.).

 Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. А. Фурманова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Конармия» И. Э. Бабеля, «Донские рассказы» М. А. Шолохова, «Сорок первый» Б. А. Лавренёва и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. И. Замятина «Мы» и А. П. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заострённость новеллистического сказа М. М. Зощенко (рассказы 1920-х годов). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Опорные понятия: эмигрантская литература, антиутопия, орнаментальная проза, сказ, конструктивизм, ОБЭРИУ.

1

В. В. МАЯКОВСКИЙ

5

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «О дряни», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!», «Юбилейное». Поэмы: «Облако в штанах», «Во весь голос» (вступление).

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

 Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация, декламационный стих, поэтические неологизмы.

 

С. А. ЕСЕНИН

5

Стихотворения: «Выткался на озере алый свет зари…», «Песнь о собаке», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Чую радуницу Божью…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская». Поэма «Анна Снегина».

Природа родного края и образ Руси в лирике С. А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 1920-х годов. Любовная тема в поэзии С. А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Соотношение лирического и эпического начал в поэме «Анна Снегина», её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С. А. Есенина.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение, лиро-эпическая поэма.

 

4

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ

23 ч.

 

Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др.

 О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование.

3

М. А. ШОЛОХОВ

7

Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нём традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи, гуманистическая концепция истории в литературе.

 

М. А. БУЛГАКОВ

8

Романы: «Мастер и Маргарита».

 «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М. А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Опорные понятия: карнавальный смех, сатира.

 

Б. Л. ПАСТЕРНАК

2

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад».

 Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б. Л. Пастернака.

Опорные понятия: метафорический ряд, лирико-религиозная проза.

 

А. П. ПЛАТОНОВ

2

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза». Повесть «Котлован» Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А. П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: литературная антиутопия, «ключевая» лексика.

 

В.НАБОКОВ

1

Словесная  пластика прозы.Роман «Машенька».

 

5

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4 ч.

 

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др. Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза.

1

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

2

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…». Поэма «По праву памяти». Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора. Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос

 

Н.А.  ЗАБОЛОЦКИЙ

1

Образное своеобразие лирики

 

6

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ

17 ч.

 

 

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.

 «Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева.

«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина. Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.

 Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.

Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и «городская» проза, «лагерная проза».

5

В. М. ШУКШИН

2

   Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. М. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Опорные понятия: герой-«чудик», языковая пародийность.

 

Н. М. РУБЦОВ

1

Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова. Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.

 

 

В. П. АСТАФЬЕВ

3

Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя. Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл.

 

 

В. Г. РАСПУТИН

2

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина. Опорные понятия: «деревенская проза».

 

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

4

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матрёнин двор». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести. Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрёны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия. Опорные понятия: двуединство героя и автора, тип герояправедника.

 

7

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

2 ч.

 

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).

Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.

Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.

 

8

Региональный компонент.

 

 

Л.Г.Григорян «Из пушкинской тетради»

Н.К. Доризо «Мой Пушкин»

И.Н.Кудрявцев «Дуэль»

В.А.Смолдырев «Предутренний этюд»

Н.М.Скребов «Тронув одиночество руками»

В.А.Гиляровский «Мои скитания»

В.А.Шапков «У бывших рыбаков»

Э.Ф.Холодный «О, Натали!»

Л.Г.Григорян «На берегу»

М.Цветаева «Дон»

Д.Л.Мордовцев «Двенадцатый год» (фр.)

 

9

Произведения для заучивания наизусть 

 

 

И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»

С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»

 Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

 

 

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

*        Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

*        Выразительное чтение.

*        Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

*        Заучивание наизусть стихотворных текстов.

*        Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

*        Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

*        Составление планов и написание отзывов о произведениях.

*        Написание изложений с элементами сочинения.

*        Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

*        Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

*        Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

 

Формы организации учебной деятельности учащихся

Поурочная система: изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачёты, уроки-защиты творческих заданий.

Индивидуальная и индивидуализированная работа.

Групповая работа.

Внеклассная и исследовательская работа.

Самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

 

 

Контроль реализации программы.

 

 

Разделы программы

Всего часов

 

Формы и виды контроля

Кол-во часов

1.

ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

1

 

 

2.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

42

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству А.И.Куприн и И.А. Бунина.

4

 

 

 

Р/р Домашнее сочинение - рассуждение по творчеству М. Горького (ответ на проблемный вопрос)

 

 

 

 

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству А. А. Блока.

 

 

 

 

Р/р Домашнее сочинение-рассуждение по творчеству А. А. Ахматовой

 

3.

 

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

11

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

1

4.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ

23

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству М. А. Шолохова

2

 

 

 

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита

 

5.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4

 

 

6.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ

17

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

2

 

 

 

Р/р Домашнее сочинение-рассуждение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына.

 

7.

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

2

 

 

8.

Защита индивидуального проекта.

1

 

 

9.

Заключительный урок

1

 

 

 

Всего

102

 

9

 

 

 

Раздел ӀV.

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 11 классе

 

 

урока

 

 

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Даты прохождения

план

факт

 

 

I полугодие

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

1ч.

 

1.

1

Сложность и самобытность русской литературы XX века.

1

04.09

 

 

 

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

 

 

42ч.

 

 

2.

1

Обзор русской литературы первой половины XX -го века

1

05.09

 

3.

2

И. А. БУНИН

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина.

4

07.09

 

4.

3

Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний в произведении «Антоновские яблоки»

 

08.09

 

5.

4

Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» в произведении «Господин из Сан-Франциско»

 

11.09

 

6.

5

Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей в произведении «Чистый понедельник»

 

12.09

 

7.

6

А. И. КУПРИН

Жизнь и творчество А.И Куприна. Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

4+1р/р

14.09

 

8.

7

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

 

18.09

 

9.

8

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». «...Что это было: любовь или сумасшествие?»

 

19.09

 

10.

9

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви в повести «Гранатовый браслет».

 

21.09

 

11.

10

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству А.И.Куприна и И.А. Бунина.

 

25.09

 

12.

11

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству А.И.Куприна и И.А. Бунина.

2

26.09

 

13.

12

М. ГОРЬКИЙ

Страницы жизни М. Горького.  

 

28.09

 

14.

13

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в произведении «Старуха Изергиль»

6+1р/р

02.10

 

15.

14

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

 

03.10

 

16.

15

Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

 

05.10

 

17.

16

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

 

09.10

 

18.

17

Р/р Домашнее сочинение - рассуждение по творчеству М. Горького (ответ на проблемный вопрос)

 

10.10

 

19.

18

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

 

12.10

 

20.

19

СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

 

16.10

 

21.

20

. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

17.10

 

22.

21

ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА

Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В. Брюсова.

1

19.10

 

23.

22

ПОЭЗИЯ К. Д. БАЛЬМОНТА

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К. Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

1

23.10

 

24.

23

А. А. БЛОК

Жизнь и судьба  А. А. Блока.

1

24.10

 

25.

24

 Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

5+1р/р

26.10

 

26.

25

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

 

07.11

 

27.

26

Стихи о России Блока как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

 

09.11

 

28.

27

Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме «Двенадцать».

 

13.11

 

29.

28

Образ Христа и христианские мотивы в поэме «Двенадцать».

 

14.11

 

30.

29

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству А. А. Блока.

 

16.11

 

31.

30

«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»

«Преодолевшие символизм». (новые направления в русской поэзии)

3

20.11

 

32.

31

Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом

 

21.11

 

33.

32

Эгофутуризм И. Северянина и кубофутуризм

В. Хлебникова

 

23.11

 

34.

33

Н. С. ГУМИЛЁВ

Своеобразие лирических сюжетов Н. С. Гумилёва.

1

27.11

 

35.

34

А. А. АХМАТОВА

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А. А. Ахматовой.

3+1р/р

28.11

 

36.

35

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. А. Ахматовой

 

30.11

 

37.

36

«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

 

04.12

 

38.

37

Р/р Домашнее сочинение-рассуждение по творчеству А. А. Ахматовой

 

05.12

 

39.

38

М. И. ЦВЕТАЕВА

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

3

07.12

 

40.

39

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

 

11.12

 

41.

40

Тема Родины, «собирание» России, поэт и мир в поэзии М. Цветаевой.

 

12.12

 

42.

41

«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо.

2

14.12

 

43.

42

Темы и мотивы сатирической новеллистики 

А. Аверченко.

 

14.12

 

 

 

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

 

11ч.

 

 

44.

1

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

1

19.12

 

45.

2

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского.

5

21.12

 

46.

3

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике В. В. Маяковского.

 

25.12

 

47.

4

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях  В. В. Маяковского.

 

26.12

 

48.

5

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

 

28.12

 

 

 

 

 

 

 

49.

6

Любовь и быт в поэзии В. Маяковского.

 

09.01

 

50.

7

С. А. ЕСЕНИН

Природа родного края и образ Руси в лирике С. А. Есенина.

4+1р/р

11.01

 

51.

8

Трагическое противостояние города и деревни в лирике С. А. Есенина

 

15.01

 

52.

9

Любовная тема в поэзии С. А. Есенина

 

16.01

 

53.

10

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

 

18.01

 

54.

11

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

 

22.01

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ

 

23ч.

 

 

55.

1

Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.

1

23.01

 

56.

2

Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

1

25.01

 

57.

3

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

1

29.01

 

58.

4

М. А. ШОЛОХОВ

Жизнь, творчество, личность М. А. Шолохова

6+1р/р

30.01

 

59.

5

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

 

01.02

 

60.

6

События революции и гражданской  войны в романе.

 

05.02

 

61.

7

Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

 

06.02

 

62.

8

Судьба Григория Мелехова.

 

08.02

 

63.

9

Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.

 

12.02

 

64.

10

Р/р Классное сочинение-рассуждение по творчеству М. А. Шолохова

 

13.02

 

65.

11

М. А. БУЛГАКОВ

История создания, композиция, жанровое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

7+1р/р

15.02

 

66.

12

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

 

19.02

 

67.

13

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

 

20.02

 

68.

14

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

 

22.02

 

69.

15

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

 

26.02

 

70.

16

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

 

27.02

 

71.

17

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

 

29.02

 

72.

18

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита

 

04.03

 

73.

19

Б. Л. ПАСТЕРНАК

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака

2

05.03

 

74.

20

Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Л. Пастернака.

 

07.03

 

75.

21

А. П. ПЛАТОНОВ

Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова. Тема детства в прозе писателя. («Возвращение», «Июльская гроза»)

2

11.03

 

76.

22

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

 

12.03

 

77.

23

Словесная  пластика прозы В.Набокова. Роман «Машенька».

1

14.03

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

4ч.

 

 

78.

1

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

1

18.03

 

79.

2

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского

2

19.03

 

80.

3

«По праву памяти» как поэма-исповедь.

 

21.03

 

81.

4

Образное своеобразие лирики Н. А. Заболоцкого.

1

01.04

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ

17ч.

 

82.

1

Поэзия и проза литературы 50-80 гг. Обзор.

2

02.04

 

83.

2

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

 

04.04

 

84.

3

Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

1

08.04

 

85.

4

«Окопный реализм» в повести В. Кондратьева «Сашка»

1

09.04

 

86.

5

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

11.04

 

87.

6

В. М. ШУКШИН

Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина.

2

15.04

 

88.

7

Колоритность и яркость героев-чудиков в прозе В. М. Шукшина.

 

16.04

 

89.

8

Н. М. РУБЦОВ

Поэзия Н. М. Рубцова.  Диалог поэта с Россией.

1

18.04

 

90.

9

В. П. АСТАФЬЕВ

Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Людочка»

3

22.04

 

91.

10

Взаимоотношения человека и природы в рассказе В.П Астафьева «Царь-рыба»

 

23.04

 

92.

11

Проблема утраты человеческого в человеке в рассказе В.П Астафьева «Царь-рыба»

 

25.04

 

93.

12

В. Г. РАСПУТИН

Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина.

2

02.05

 

94.

13

Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

 

06.05

 

95.

14

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

Отражение «лагерных университетов» А.И. Солженицына в повести «Один день Ивана Денисовича»

3+1р/р

07.05

 

96.

15

Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя.

 

13.05

 

97.

16

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор»

 

14.05

 

98.

17

Р/р Домашнее сочинение-рассуждение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына.

 

16.05

 

 

 

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

2ч.

 

99.

1

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)

2

20.05

 

100.

2

 «Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести «Пелагея» и «Алька».

 

21.05

 

101.

1

Защита индивидуального проекта.

1

23.05

 

102

1

Итоги года.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к рабочей программе

Приложение №1. 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х

Раздел l. Пояснительная записка

Раздел l. Пояснительная записка

Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год (приказ

Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год (приказ

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реального календарного времени, годового календарного учебного плана и расписания

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реального календарного времени, годового календарного учебного плана и расписания

Система оценки планируемых результатов

Система оценки планируемых результатов

Содержание темы полностью соответствует теме

Содержание темы полностью соответствует теме

Оцените по шкале от 0 до 2 уровень своей полезности для работы группы

Оцените по шкале от 0 до 2 уровень своей полезности для работы группы

Авторская оригинальность Уникальная работа

Авторская оригинальность Уникальная работа

Защита проектной работы Качество доклада

Защита проектной работы Качество доклада

Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета

Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета

Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета

Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета

А. А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории

А. А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории

Тема поэта и толпы в ранней лирике

Тема поэта и толпы в ранней лирике

А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый»

А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый»

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя»

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя»

Опорные понятия: герой-«чудик», языковая пародийность

Опорные понятия: герой-«чудик», языковая пародийность

Л.Г.Григорян «Из пушкинской тетради»

Л.Г.Григорян «Из пушкинской тетради»

Самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера

Самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера

Раздел ӀV. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе № урока

Раздел ӀV. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе № урока

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)12

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)12

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа

В. Г. РАСПУТИН Тревога за судьбу родины в повестях

В. Г. РАСПУТИН Тревога за судьбу родины в повестях

Приложения к рабочей программе

Приложения к рабочей программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024