Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3» г. Сыктывкара
Рекомендована Утверждена:
Методическим Советом Директор
Протокол № ________Вахнина З.А.
« » 2021 г.
« » 2021 г.
Правила дорожного движения
Дополнительная образовательная
программа социально-педагогической направленности
Срок реализации: 4 года
Автор - составитель:
Кочанова Е.А., воспитатель, первая кв. категория,
педагогический стаж 3 года
Сыктывкар, 2021
Пояснительная записка
Вряд ли в настоящее время можно представить человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и особенно в городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно – 25-30 тысяч и 900 тысяч. Автомобильные транспортные аварии наносят обществу значительный материальный ущерб.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять.
Обучение Правилам дорожного движения в детском доме следует рассматривать как составную часть воспитательной работы.
На занятиях воспитанники приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах, самокатах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Формы обучения Правилам дорожного движения разнообразны: тематические занятия, игровые уроки, беседы, конкурсы, соревнования, викторины, экскурсии. После каждого занятия с помощью контрольных вопросов необходимо проводить проверку того, как дети усвоили правила дорожного движения.
Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая воспитателем);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- практическая отработка координации движений в играх- упражнениях, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Учебные занятия по этой программе имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Воспитанники должны научиться правильно и безопасно вести на улицах и дорогах.
Программа предполагает участие коллектива воспитанников в возрасте 3-18 лет и педагогического коллектива ГУ РК «Детский дом № 3» г. Сыктывкара.
Цель программы: обучить элементарным правилам поведения на дороге, сформировать навыки правильного поведения на улице, уметь использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Актуальность программы состоит в том, что она даёт возможность восполнить дефицит информации у воспитанников для организации процесса формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Обучающие:
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
- сформировать знания ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
- способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Развивающие:
- развивать у воспитанников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
- способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
3. Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
- выработать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;
- формировать сознательность и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной; информационной; компетентности решения проблем.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование осознанных навыков поведения в обществе;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ конструктивного взаимодействия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в жизни.
Предметные результаты освоения учебной программы:
В результате освоения программы, обучающийся должен знать:
- определения и содержание основных понятий в правилах дорожного движения;
- правила дорожного движения для пешеходов;
-значение сигналов светофора и регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам;
- элементы дорог и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет и др;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- расположение транспортных средств на проезжей части;
- научатся определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах т.п.
- основы оказания первой доврачебной помощи.
Предполагаемые результаты:
· Воспитанники имеют представление о безопасном поведении на улицах и дорогах;
· умеют свободно применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
· имеют навыки ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
· имеют стремление к формированию навыков социально значимой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
· готовы к самооценке, самоанализу своего поведения на улице и в транспорте;
· владеют навыками быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
· выработали культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;
· способны к сознательному и ответственному отношению к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
По окончании цикла занятий несовершеннолетние должны:
· иметь представление о безопасном поведении на улицах и дорогах;
· уметь свободно применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
· иметь навыки ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
· иметь стремление к формированию навыков социально значимой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
· быть готовым к самооценке, самоанализу своего поведения на улице и в транспорте;
· владеть навыками быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
· выработать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;
· быть способным к сознательному и ответственному отношению к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Показатели эффективности работы по программе:
- отзывы воспитанников, обучающихся по программе, воспитателей, педагогов по окончании курса;
- результаты тестирования (сравнение результатов в начале и в конце учебного года).
Тематическое планирование.
№ п\п |
ТЕМА Содержание |
Кол-во часов |
В т.ч. |
|
Теория |
Практ. |
|||
Первый год обучения |
||||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. 8.
9.
10. 11.
12. |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и домой. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт. Виды транспортных средств. Пассажирский транспорт. Мы – пассажиры. Обязанности пассажира. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. Сигналы регулировщика. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Что такое проезжая часть дороги. Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Перекресток. Пешеходный переход. Что означают дорожные знаки. История дорожных знаков. Дорожные знаки. Где можно играть. Обобщающий урок-загадка «Это я, это я, это все мои друзья». Экскурсия «Я-пешеход»
|
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1 1
1 |
1
1
1
1
1
1 |
1
1
1
1
1
1 |
Второй год обучения |
||||
1.
2.
3.
4. 5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12. |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и домой. История появления автомобиля и Правил дорожного движения Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Регулирование дорожного движения. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Перекрестки и их виды. Правила перехода перекрестка. Правила пользования общественным транспортом. Обязанности пассажиров. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Назначение дорожной разметки Азбука на дороге. Дорожные знаки. Обобщающее занятие «Правила дорожные знать каждому положено». Экскурсия «Я-пешеход и пассажир» |
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1 1
1 |
1
1
1
1
1
1
1 |
1
1
1 1
1 |
Третий год обучения |
||||
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
9. 10.
11.
12. |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Безопасный путь в школу и домой Новое о светофоре и дорожных знаках. Проезд специальных транспортных средств Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. Дорожная разметка и дорожные знаки. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Дорожная азбука велосипедиста. Катание на велосипеде и на роликах. Где можно играть. Правила поведения в транспорте. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Виды транспортных средств. Дорога и ее составные части. Пешеход на загородной дороге. Друзья водителей и пешеходов (дорожные знаки) Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения. Экскурсия по городу.
|
1
1
1
1
1
1 1
1
1 1
1
1 |
1
1
1
1
1
1 1 |
1 1
1
1
1 |
Четвертый год обучения |
||||
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
9.
10.
11. 12. |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и новые маршруты. Ответственность за нарушение правил дорожного движения Скорость движения и тормозной путь транспортных средств. Если ты стал водителем. Дорога глазами водителей. ГИБДД и ДПС.Что делать при чрезвычайных ситуациях на дороге? Как стать грамотным пассажиром. Учись быть пешеходом. Движение учащихся группами и в колонне. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. Дорожные знаки как один из способов регулирования дорожного движения. Железнодорожный транспорт. Железнодорожный переезд. Движение через железнодорожные пути. Поездка за город. Итоговое занятие
|
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 1 |
1
1
1
1
1
1
1
1 |
1 1
1 1 |
|
|
48 |
28 |
20 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Воспитанники должны знать:
- световые сигналы светофора и их значение;
- сигналы регулировщика;
- что такое транспорт, виды транспорта;
- какие опасности подстерегают на улицах и дорогах;
- правила движения по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
- правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- что такое проезжая часть дороги; правила перехода проезжей части
дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров вне зоны видимости;
- где можно играть; правила безопасного поведения при езде на
велосипеде;
- дорожные знаки;
- правила безопасного движения по улицам групп детей в сопровождении взрослых.
Воспитанники должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
- выбирать безопасный путь в школу и из школы.
Тема 1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и домой
Теория:
Целостное восприятие окружающей дорожной среды (предметы, объекты, явления). Дорога в школу (описание улиц, их пересечение, наличие светофора, пешеходного перехода, дорожных знаков и т.д.). Опасные места. Выявление знаний о дорожном движении, полученных в детском саду и от родителей. Выбор наиболее безопасного пути в школу и домой. Дорожный знак: «Пешеходный переход». Светофор.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- изучение картинки «Мальчик идет в школу», оценка наблюдательности,
умения заметить опасные места; обведение опасных мест красным
карандашом;
- обозначение стрелками наиболее безопасного пути.
Тема 2. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт.
Теория:
Пешеход, водитель, пассажир – участники дорожного движения. Транспорт,
Виды транспорта.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- определение, по каким признакам различаются пешеход, водитель,
пассажир (задание 1);
- на примерах раскрыть новое в понятие транспорт (задание 2);
- определить, какой транспорт изображен, и рассказать об особенностях
движения (задание 3);
- настольные игры.
Тема 3. Виды транспортных средств. Пассажирский транспорт. Мы – пассажиры. Обязанности пассажира.
Теория:
Городской транспорт общественного пользования: автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Правила пользования общественным транспортом. Безопасные места для детей. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая».
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- логическое задание «Назови лишнее» (задание 4 и 5);
- задание по рисункам на концентрацию и устойчивость внимания
задание 6);
- сюжетно-ролевая игра «Мы – пассажиры».
Тема 4. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах
Теория:
Увеличение количества транспорта. Опасные места на улицах и дорогах. Анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения детей во дворе и на улице.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- анализ изображенных на картинках сюжетных опасных ситуаций
(задание 1 и 2);
- сочинение рассказов по картинкам на тему: «Как правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах» (с.12, 13).
Тема 5. Сигналы регулировщика. Светофор и его сигналы
Теория:
Сигналы регулировщика. Светофор, световые сигналы светофора. Различие светофоров для водителей и пешеходов. Дисциплина на дороге. Переход улицы на зеленый сигнал светофора – правило дорожного движения. Правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Дорожный знак «Светофорное регулирование».
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- поиск отличий в светофорах для пешеходов и водителей (задание 1);
- раскрашивание сигналов светофора (задание 2);
- отгадывание пропущенных слов в стихотворении о светофоре.
2. Игра «Светофор».
3. Игра « Водители и пешеходы».
4. Конкурс рисунков на тему: «Самый главный на дороге – это дядя
Светофор!».
Тема 6. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине
Теория:
Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Движение транспорта по дороге.
Особые случаи движения транспорта по тротуару. Культура движения пешеходов по тротуару, пешеходной дорожке, безопасное движение пешеходов по обочине. Движение по улицам группами. Места для игр и катания на велосипеде.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание рисунков с изображением «тротуара», пешеходной дорожки», «обочины» (задания 1 и 2);
- логическое задание «Какие и сколько предметов спрятаны на картинке.
Тема 7. Что такое проезжая часть дороги
Теория:
Проезжая часть дороги. Правила перехода улицы и дороги.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассмотреть изображение «проезжей части дороги», «тротуара»;
- выполнение заданий на развитие логики, мышления (задание 1);
- выполнение заданий на закрепление материала.
Тема 8. Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Перекресток. Пешеходный переход
Теория:
Правила перехода проезжей части дороги. Пешеходный переход, зебра. Перекресток. Светофор. Пешеходные переходы: наземные, подземные. Значение пешеходных переходов.
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание картинки с изображением «зебры» (задание 1);
- определение правильности перехода дороги, обозначение правильного перехода (задание 2).
2. Игра «Пешеходный переход».
Тема 9. Что обозначают дорожные знаки. История дорожных знаков. Дорожные знаки.
Теория:
Дорожный знак. Значение дорожных знаков. История дорожных знаков. Понимание их схематичного изображения для правильной ориентации на улицах и дорогах. Дорожные знаки: запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Мойка автомобилей», «Телефон» и др.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание изображения на дорожных знаках для пешеходов:
«Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;
- поиск различий дорожных знаков «Пешеходный пешеход» для
водителей и пешеходов (задание 1);
- рассмотрение дорожного знака «Дети» и объяснение его значения
(задание 3);
- рассматривание дорожных знаков сервиса (задание 2);
- рисование дорожных знаков (задание 4);
- поиск на картинке трех нарушителей (задание 5).
Тема 10. Где можно играть
Теория:
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
Практика:
Рисование на тему: «Мы играем».
Тема 11. Обобщающий урок-загадка «Это я, это я, это все мои друзья»
Литература: Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
Тема 12. Экскурсия: «Я – пешеход»
Теория:
Движение по улицам групп детей. Опасные места вокруг школы, дома, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Умение видеть движение машин, концентрация внимания на них, звуки, шум приближающихся машин, адекватная реакция на изменяющуюся дорожную обстановку. Значение времени года. Безопасный переход по пешеходному переходу («зебра»),
Движение по тротуару. Акцентирование внимания на дорожные знаки.
Литература:
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного
образования .- М . Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Козловская Е.А. , Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1 класса. Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». /Под общ. ред. Федорова В.А./ - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Надеждина В. Правила дорожного движения для детей – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт. – сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
2 год обучения
Воспитанники должны знать:
- правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- правила движения по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
- правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- что такое проезжая часть дороги; правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров вне зоны видимости;
- элементы улиц и дорог; дорожную разметку.
Воспитанники должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- пользоваться общественным транспортом;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинарно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Тема 1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и домой.
Теория:
-Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в России и Республике Коми;
-причины детского дорожно-транспортного травматизма;
-знакомство с основными маршрутами воспитанников;
-план безопасного пути в школу и домой.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- анализ опасных ситуаций, определение причин аварий и несчастных
случаев (задание 1);
- рисование на темы « Мальчик идет по пешеходному переходу», «Мальчик спускается в подземный переход».
Тема 2. История появления автомобиля и Правил дорожного движения.
Теория:
История появления автомобиля и Правил дорожного движения. Значение Правил дорожного движения.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание рисунков конной повозки, парового, первого современного автомобиля, водителя ХIХ века;
- разгадывание кроссворда (задание 1)
Тема 3. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС
Теория:
Расшифровка аббревиатур ГИБДД и ДПС. Значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание иллюстрации с изображением инспектора ДПС и
патрульного автомобиля (стр. 10);
- отгадать слово «жезл» и раскрасить (задание 2);
- по двум картинкам рассказать правила перехода проезжей части
дороги по пешеходному переходу со светофором и без него (задание 3);
- ответы на контрольные вопросы (стр. 13);
- поиск по картинке нарушителей Правил дорожного движения
(задание 4).
Тема 4.Регулирование дорожного движения
Теория:
История появления светофора и регулировщика. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание изображения первого светофора со стрелкой (стр. 15), электрический светофор для пешеходов и транспортный для водителей;
- раскрашивание сигналов светофора на рисунке и проведение стрелок от сигналов светофора к надписям «Стойте», «Подождите», «Идите» (задание 1);
- обведение карандашом рисунков машин, которые могут ехать на красный сигнал светофора и навстречу движению транспорта;
- ответы на контрольные вопросы на стр. 16.
Тема 5. Правила безопасного перехода улиц и дорог
Теория:
Правостороннее движение транспорта. Движение пешехода по тротуару и обочине. Движение группы детей. Опасности и неожиданности на улицах и дорогах. Влияние погоды на возникновение опасностей. Правильное ориентирование в дорожных ситуациях. Правила безопасного перехода улиц и дорог.
Практика:
1.Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание иллюстрации правостороннего движения транспорта и пешеходов (стр. 17);
- выполнение заданий на развитие логики, мышления и памяти «Какие опасности подстерегают детей» (задание 1);
- определение безопасного пути ( задание 2, 3);
- выполнение задания на развития логики, мышления и закрепления
материала (задание 4).
2.Игра «Пешеходы» (упражнения).
Тема 6. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках
Теория:
Улицы, переулки, проспекты, шоссе. Площади. Новые понятия «двустороннее» и «одностороннее «движение транспорта. Островки безопасности. Особенности перехода разных дорог. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (для пешеходов и водителей), «Пешеходная дорожка», «Подземный дорожный переход», «Надземный дорожный переход», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка», «Въезд запрещен», «Дети», «Движение пешеходов запрещено».
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание картинок дорог с двусторонним и односторонним
движением транспорта (стр. 22);
- задание: как называется часть дороги (задание 1);
- письменный ответ: где дети младше 14 лет могут ездить на велосипеде (задание 2);
- повторение правил перехода дороги с двусторонним движением
при наличии перехода и отсутствии его (задание 3);
- знакомство с дорожными знаками «Движение на велосипеде запрещено», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»,(задание 4);
- рисование дорожных знаков «Пешеходный переход» (знак для пешеходов), «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход» (знак для водителей);
- ответы на контрольные вопросы (стр. 25).
Тема 7. Перекрестки и их виды. Правила перехода перекрестка
Теория:
Перекресток – самое опасное место для пешеходов и водителей. Регулируемый перекресток. Нерегулируемый перекресток. Правила перехода перекрестка.
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
-рассматривание иллюстраций с изображением регулируемых и
нерегулируемых перекрестков (стр. 26);
-рассказ по картинкам «Регулируемый перекресток», «Нерегулируемый перекресток» (задание 1).
2. Игра «Перекресток».
Тема 8. Правила пользования общественным транспортом. Обязанности пассажиров
Теория:
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Пассажиры. Правила и обязанности пассажиров. Культура поведения в транспорте. Правила поведения в автомобиле.
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание рисунков общественного транспорта и написание их названий (задание 1);
- с какой стороны находятся двери в общественном транспорте (задание 2);
- правила поведения в автомобиле (задание 3);
- выполнение задания на развитие логики мышления: обозначение стрелками наиболее безопасного пути (задание 4);
- ответы на контрольные вопросы (стр. 31);
2. Игра «Мы – пассажиры».
Тема 9. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Назначение дорожной разметки
Теория:
Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуара от проезжей части. Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
Практика:
1. Викторина «На дороге».
2. Дорожный алфавит (ДДД № 21,22 2004 г.).
Тема 10-11. Азбука на дороге. Дорожные знаки . Обобщающее занятие «Правила дорожные знать каждому положено»
Теория:
Назначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Сходство и различие знаков, имеющих одинаковое название, но относящихся к разным группам.
Практика:
Задание 1. Угадай, какой знак (ДДД № 17 – 2006 г.).
Задание 2. Поставь дорожный знак (ДДД № 17 – 2006 г.).
Задание 3. Вопросы и ответы (ДДД №17 – 2006 г.).
Тема 12. Экскурсия « Я – пешеход и пассажир»
Теория:
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. Инспектора ДПС и патрульный автомобиль. Задачи несения патрульной службы. Опасное поведение пешеходов–нарушителей. Светофоры транспортные и пешеходные. Остановки общественного транспорта. Вход и выход пассажиров из транспорта, переход на противоположную сторону дороги.
Литература:
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 2 класса Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» /Под общ. ред. Федорова В.А./- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Надеждина В. Правила дорожного движения для детей.- М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт. – сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
3 год обучения
Воспитанники должны знать:
- остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
- правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- правила перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- правила перехода железной дороги;
- правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в различных погодных условиях;
- значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой.
Воспитанники должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- пользоваться общественным транспортом.
Тема 1. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Безопасный путь в школу и домой
Теория:
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Опасные ситуации при неосторожном поведении. Анализ конкретных случаев с детьми. Умение предвидеть опасности и правильно ориентироваться в дорожных условиях. Переход улиц и дорог при выходе из транспорта. План безопасного движения в школу и домой.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- анализ несчастных случаев по сюжетным картинкам (стр. 4-5);
- самостоятельный вывод, как нельзя и как надо поступать в опасных дорожных ситуациях.
Тема 2. Новое о светофоре и дорожных знаках. Проезд специальных транспортных средств
Теория:
Светофор, назначение светофора. Специальные транспортные средства, их проезд. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Сходство и различие знаков, имеющих одинаковое название, но относящихся к разным группам.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- поиск на рисунках отличий пешеходного светофора от транспортного, рисование автомобиля и человека (задание 1);
- рассматривание дорожных знаки, определение их сходства и различий (задание 2);
- задание 3 «Угадай знак»;
- ответы на вопросы о переходе проезжей части дороги (задание 4);
- задание 5 «Вспомни дорожные знаки для пешеходов».
Тема 3. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта
Теория:
Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Светофор для пешеходов и транспорта. Опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора, предназначенный для пешеходов и водителей. Правила поворота автомобиля. Ориентирование в опасных ситуациях при переходе перекрестка.
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков, их отличие (задание 1);
- решение практических задач (задание 2);
- задание 3 «Определи безопасный путь».
2. Игра «Перекресток».
Тема 4. Дорожная разметка. Правила перехода проезжей части дороги. Дорожные знаки
Теория:
Движение одностороннее и двустороннее. Дорожная разметка. Горизонтальная разметка (сплошная, прерывистая), «зебра», стоп-линия, вертикальная. Безопасные действия при переходе проезжей части. Автомагистрали. Дорожные знаки.
Практика:
1. Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- обведение по контуру рисунков машин и ответ на вопрос «Зачем нужны полосы движения?» (задание 1);
- рисование улицы (задание 2);
- составление рассказа по картинке, как правильно переходить дорогу с трамвайными путями (задание 3).
2. Игра «Водители и пешеходы».
Тема 5. Остановочный и тормозной путь автомобиля
Теория:
Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. Время реакции водителя. Время срабатывания тормоза. Остановочный путь. Тормозной путь. Влияние освещения и погодных условий.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- определение остановочного, тормозного пути и ответы на вопросы
(задание 1);
- контрольные вопросы (стр.18).
Тема 6. Правила перехода железной дороги
Теория:
Движение поездов правостороннее и левостороннее. Опасность на железной дороге. Оборудование железнодорожных переездов: светофоры, шлагбаумы, настилы. Регулируемый переезд, нерегулируемый переезд. Правила перехода железнодорожных путей. Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Приближение к железнодорожному переезду», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога».
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рассматривание железнодорожного переезда;
новые предупреждающие дорожные знаки;
- рассматривание картинок и объяснение, почему так нельзя делать,
выбор безопасных действий (задание 1);
- рисование по памяти дорожных знаков (задание 2).
Тема 7. Дорожная азбука велосипедиста. Катание на велосипеде и на роликах. Где можно играть.
Теория:
Велосипед. Исправность велосипеда (тормоз, звуковой сигнал, передний фонарь белого цвета, задний фонарь или световозвращатель, боковые оранжевые или красные световозвращатели). Правила движения для велосипедистов. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой». Катание на роликах. Места для игр
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- рисование дорожного знака «Движение на велосипеде запрещено»
- анализ ситуаций на тему: «Это ты должен знать!» (стр. 22);
- задание 1: «Найди нарушителя»;
- задание 2: «С какого возраста можно ездить на велосипеде?».
- определение, кто из пешеходов и водителей нарушает Правила дорожного движения (задание 3);
- выполнение заданий на развитие памяти (стр. 25, 26)
Тема 8. Правила поведения в транспорте. Чрезвычайные ситуации на тарнспорте.
Теория:
Виды транспорта. Общественный транспорт. Посадочная площадка. Правила поведения на посадочных площадках и в общественном транспорте. Посадка и высадка из транспорта. Правила поведения в легковом автомобиле и на мотоцикле. Чрезвычайные ситуации на тарнспорте. Проблемы безопасного движения. Обязанности пассажира (порядок ожидания транспорта, вход в транспорт, культура поведения в транспорте, выход из транспорта). Правила поведения в чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Практика:
Работа с учебной книжкой-тетрадью:
- составление рассказа по иллюстрациям о правилах поведения на посадочных площадках (стр. 27);
- определение правильное и неправильного поведения (задание 1);
- задание 2: правила поведения на мотоцикле;
- правила поведения детей – пассажиров (задание 3).
Тема 9. Виды транспортных средств
Теория:
Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы, такси, трамваи и троллейбусы – городской общественный транспорт.Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Практика:
1. Игра «Знаешь ли ты машины?»
2. Разгадывание кроссворда «Автоэрудит» (ДДД № 15-16 2004 г.)
Тема 10. Дорога, ее составные части. Пешеход на загородной дороге
Теория:
Дорога, ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожки. Правила движения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный путь.
Практика:
Рисование на тему: «Я на загородной дороге» или «Я перехожу железнодорожный переезд».
Тема 11. Друзья водителей и пешеходов (дорожные знаки)
Теория:
Откуда взялись дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков.
Практика:
Работа с учебной книжкой тетрадью:
- стр. 17 «Нарисуй по памяти дорожные знаки: предупреждающие,
запрещающие, информационно-указательные, предписывающие.
Тема 12. Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения. Экскурсия по городу
Объекты экскурсии: перекрестки с малоинтенсивным движением, регулируемые перекрестки, поездка на транспорте.
Обязанности пассажиров. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Анализ ошибок.
Литература:
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 3 класса. Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» /Под общ. ред. Федорова В.А./- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
Надеждина В. Правила дорожного движения для детей.- М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006 .
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт. – сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
4 год обучения
Воспитанники должны знать:
- основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного
движения»;
- правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках;
- правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салоне легкового автомобиля.
Воспитанники должны уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на
проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Тема 1. Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасный путь в школу и новые маршруты
Теория:
Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма. Безопасный путь в школу и новые маршруты.
Практика:
Рисование схемы безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, железнодорожный вокзал.
Тема 2. Ответственность за нарушение правил дорожного движения
Теория:
Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Первые дорожные правила. Появление первых дорожных правил в России. Единые правила движения по улицам городов, населенных пунктов. Утверждение правил дорожного движения РФ.Ответственность за нарушения ПДД.
Практика:
Тест «Правила пешеходов».
Тема 3. Скорость движения и тормозной путь транспортных средств
Теория:
Скорость движения современного транспорта. Остановочный путь. Тормозной путь. Факторы, влияющие на их величину: скорость движения, состояние водителя, устройство и состояние тормоза, качество и состояние дорожного полотна, погодные условия. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортом.
Практика:
1. Решение кроссворда «Правила дорожного движения».
2. Решение задач 1, 2 (Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 4 класс / Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. –112 с.).
Тема 4. Если ты стал водителем. Дорога глазами водителей
Теория:
Профессия – водитель. Ты – водитель (велосипедист, мопедист, мотоциклист). История появления велосипеда, самоката. Требования, предъявляемые к велосипеду как транспортному средству. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.
Дорожные знаки для велосипедистов.
Практика:
1.Отгадывание загадок про трехколесный и двухколесный велосипеды,
рисование ответов.
2.Угадай дорожный знак! («Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено» - для велосипедистов; «Пересечение с велосипедной дорожкой» - для водителей).
Тема 5. ГИБДД и ДПС. Что делать при ЧС на дороге?
Теория:
Предназначение и задачи ГИБДД и ДПС. Что делать при чрезвычайных ситуациях на дороге?
Практика:
1. Игра «Ответь светофору».
2. Игра «Перейди улицу».
Тема 6. Как стать грамотным пассажиром
Теория:
Правила пользования городским и железнодорожным транспортом. Правила поведения в городском транспорте. Правила посадки и выхода из общественного транспорта.
Практика:
1. Игра «Мы едем, едем, едем …».
2. Игра «Зашифрованное предложение».
Тема 7. Учись быть пешеходом. Движение учащихся группами и в колонне
Теория:
Правила пешеходов. Правила обхода трамвая. Правила перехода улицы после выхода из автобуса, троллейбуса, автомобиля.
Практика:
Конкурс знатоков о транспорте. (ДДД 15-16 2006 г.)
Тема 8. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка
Теория:
Перекресток- это место пересечение улиц и дорог. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние площади. Границы перекрестков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.
Практика:
1.Решение задач.
2.Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрестке.
Тема 9. Дорожные знаки как один из способов регулирования дорожного движения
Теория:
Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие,предписывающие, информационные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков.
Практика:
Игра «Дорожное лото».
Игра «Рисуем знаки дорожного движения».
Дидактическая игра «Знаешь ли ты дорожные знаки?»
Дидактическая игра «Дорожный знак знаешь – загадку отгадаешь».
Тема 10. Железнодорожный транспорт. Железнодорожный переезд
Теория:
Железнодорожный транспорт. Поведение детей вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.
Практика:
Рисование на тему «На железнодорожном переезде».
Тема 11. Поездка за город
Теория:
Загородная дорога, ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет.Правила движения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный путь.
Практика:
1.Тест «Выбери правильный ответ», задача 2, стр. 41 (Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы).
2.Рисование на тему: «Мы на загородной дороге).
Тема 12. Итоговое занятие
Викторина АВС. Стр.101 – 106 (Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД по внеклассной работе.- Ростов н/Д: Феникс, 2006).
Литература:
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД по внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук П.П. Правила дорожного движения для школьников / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
Надеждина В. Правила дорожного движения для детей.- М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 4 класс / Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. – 112 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель. 2005. – 104 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.