Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Образовательные программы
docx
математика
2 кл—4 кл
14.02.2020
Данная дополнительная образовательная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 8 – 10 лет, с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. Она построена таким образом, что во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Занимательная математика .docx

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №19»

 

 

 

 

Дополнительная образовательная  программа

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

 

Срок реализации: 3 года (24 месяца)

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Классы: 2-4

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 61

Количество часов за три года: 183

 

Составитель программы:

учитель начальных классов

Нелюбова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород

2017

 

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе
«Занимательная математика»

                  У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности, дарования нужно создать условия для развития познавательных интересов. Данная дополнительная образовательная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

                  Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с возрастными  и психологическими особенностями детей 8 – 10 лет, с учебной нагрузкой 2 часа в неделю. 

Она построена таким образом, что во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

                 В результате занятий ребёнок достигает значительных успехов в своём развитии, и  эти умения применяет в жизни, что приводит к успехам. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, мышление, воображение и различные виды памяти.

                   Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки.

                 Следует заметить, что занятия содействуют развитию речи, решают проблемы интеллектуального развития  детей

Данная дополнительная образовательная программа разработана с учетом инновационных методов, различных форм организации занятий –математические сказки, конкурсы, соревнования, рассказы, дидактические игры, практические работы , а так же разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции  (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. с.6.) и позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Актуальность дополнительной образовательной программы

Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе.

         Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающего обучения, нуждается в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной дополнительной образовательной программы в обучение обучающихся учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к развитию математической логики.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.    С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Новизна дополнительной образовательной программы

Особенностью дополнительной образовательной программы являются занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования них. Атмосфера легкого юмора создается путем включения задач - рассказов, заданий героев веселых детских сказок, задач-шуток, инсценировок.

Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе. Не секрет, что любовь к такому сложному предмету, как математика, зачастую закладывается именно в начальной школе.

Дополнительная образовательная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Цель программы:

Развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одаренных учащихся , поддержание интереса к овладению математическими знаниями

Задачи программы:

обучающие:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по математике

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие внимание, памяти;

воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в группе.

Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

Предполагаемые результаты освоения программы:

Личностные УУД:

-сравнение и оценивание выполнения своей работы;

-устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;

-адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-составление плана решения проблемы совместно с учителем,;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные :

            -    находить неизвестный компонент арифметического действия;

-         обобщать математический материал;

-         вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;

-         оперировать числовой и знаковой символикой;

-         сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

-         переходить с прямого на обратный ход мысли;

-         переключаться с одной умственной операции на другую;

-         оперировать структурами отношений и связей;

-         творчески мыслить;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, в группах;

-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные УУД:

-самостоятельно выполнять задания;

-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

-работать в группе;

-сравнивать величины ( выбирать величину) для ответа на практический вопрос;

-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;

-находить неизвестный компонент арифметического действия;

-умение высказывать свое мнение и обосновывать его

 

Виды и формы контроля

В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля:

-         входной (тестирование, собеседование);

-         текущий (беседа в форме вопросов и ответов, самостоятельная работа, викторина, конкурс, соревнование, тестирование);

-         итоговый (участие в итоговых занятиях)

Способы организации контроля:

-         индивидуальный;

-         групповой;

-         коллективный;

Программа рассчитана на 3 года обучения. На первый год обучения принимаются дет и от 7 до 8 лет, второй год - от 8 до 9 лет, третий –от 9до10 лет.

Время проведения занятий 2 класс-30 минут, 3-4 класс -40 мин

 

Учебно-тематический план

1-й год обучения (61 час.)

Цель: развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к математике

Задачи:

-         учить решать текстовые задачи занимательного характера;

-         закреплять навыки устных вычислений с натуральными числами;

-         развивать мышление, память, внимание, творческое воображение;

-         воспитывать усидчивость целеустремленность, ответственность учащихся.

Предполагаемые результаты первого года обучения:

-         учащиеся должны знать основные геометрические понятия: точка, прямая, луч, отрезок, геометрические фигуры, имена ученых-математиков, правила действий с натуральными числами;

-         уметь изображать и обозначать основные геометрические понятия, измерять длину отрезка, выполнять действия с натуральными числами, решать задачи занимательного характера;

-         приобрести навыки решения задач занимательного характера.

 

Раздел

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

I

Путешествие в мир занимательной математики.

61

19

42

1.

Вводное занятие.

1

1

 

2

Добро пожаловать в страну цифр

1

-

1

3

Откуда взялись цифры. История возникновения записи чисел и вычислений

2

1

1

4

Числовые ряды.

Разновидности числовых рядов. Числовая закономерность

2

1

1

5

Задания на сообразительность

6

2

4

6

Задачи - шутки.

8

2

6

7

Головоломки. Математические ребусы.

8

2

6

8

Головоломки и математические игры.

6

2

4

9

Незнайкины задачи.

3

1

2

10

Королевство геометрических фигур.

2

1

1

11

Геометрические фигуры. Знакомство с геометрическими фигурами.

4

1

3

12

Выражения.

3

1

2

13

Решение задач

4

1

3

14

Логические задачи.

3

1

2

15

Величины. Время и его измерение. Меры длины древних народов.6Старые русские меры. Практиче7кое занятие «Измеряй. Перелива».

3

1

2

16

Загадки.

2

-

2

17

Логические игры.

2

1

1

18

Выпуск математической газеты.

1

-

1

Краткое содержание разделов первого года обучения

I. Путешествие в мир занимательной математики.

1.     Вводное занятие. Знакомство с детьми. Беседа об истории развития математики. Тестирование учащихся.

2.     Добро пожаловать в страну цифр. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки.

3.     Откуда взялись цифры. История возникновения записи чисел и вычислений. Беседа на данную тему. Игра «Веселый счет». Занимательные задачи на сложение.

4.     Числовые ряды. Разновидности числовых рядов. Числовая закономерность. Упражнения в счете. Упражнения на проверку знания нумерации. Работа по индивидуальным карточкам «Вставь пропущенную цифру».

5.     Задания на сообразительность. Загадки. Игры «День - ночь», «Молчанка». Игры с использованием сигнальных карточек. Отгадывание простейших ребусов.

6.     Задачи - шутки. Устный счет. Игры «Достань звезду», «Давайте посчитаем», «Заселяем домики». Решение задач - шуток.

7.     Головоломки. Математические ребусы. Устный счет. Задачи в стихах. Отгадывание простейших ребусов. Игры «Называй - не зевай», «Кто вперед». Работа по карточкам

8.     Головоломки и математические игры. Игры «Молчанка», «Цепочка», «Найди ошибку», «Веселый счет» и др. Решение занимательных задач.

9.     Незнайкины задачи. Устный счет. Игры «Лучший счетчик», «Круговые примеры». Путешествие с Незнайкой по арифметическим действиям.

10. Королевство геометрических фигур. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла». Устный счет.

11. Геометрические фигуры. Знакомство с геометрическими фигурами. Упражнения в устном счете. Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Игры «Число дополняй, а сам не зевай», «День - ночь». Работа по карточкам.

12. Выражения. Арифметический диктант. Игры «Задумай число», «Круговые примеры». Упражнения на сравнение. Задачи в стихах.

13. Решение задач. Устный счет. Решение задач на сложение, вычитание. Задачи - шутки. Задачи - смекалки. Игра «Молчанка».

14. Логические задачи. Устный счет. Занимательный квадрат. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».

15. Величины. Время и его измерение. Меры длины древних народов. Старые русские меры. Практическое занятие «Измеряй. Переливай». Беседа по данной теме. Работа по карточкам. Математические игры.

16. Загадки. Устный счет. Отгадывание ребусов. Игры «Холодно – горячо», «Цепочка». Задачи - загадки.

17. Логические игры. Арифметический диктант. Игры «Задумай число», «Не собьюсь». Задачи - смекалки. Логические упражнения на сравнение фигур.

18. Выпуск математической газеты. Коллективный выпуск математической газеты. Подведение итогов в решении задач, загадок, примеров и т.д.

Планируемые результаты изучения учебного курса:

Личностные  результаты

Освоение курса «Занимательная математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

У обучающегося  будут сформированы:

-         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-         любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-         внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение   преодолевать трудности – качества необходимые в практической деятельности любого человека;

-         чувства справедливости, ответственности;

-         самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-         выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

-         устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи;

-         умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения.

Метапредметные  результаты

Изучение курса «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-         принимать и сохранять учебную задачу;

-         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-         использовать знаково-символические средства пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-         осуществлять пошаговый контроль за правильностью и полнотой выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения задачи, построения геометрической фигуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-         планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

-         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-         моделировать ситуации, требующие упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описывать явления и события с использованием величин;

-         анализировать, находить геометрические объекты в повседневной жизни (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления;

-         планировать ход решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение;

-         сравнивать разные способы вычислений, решения задачи, выбирать рациональный способ решения;

-         классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

-         выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени);

-         находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-         самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

-         группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

-         классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-         овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобрести необходимые вычислительные навыки.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-         слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-         координировать свои действия с действиями партнёров;

-         подчинять свое поведение нормам и правилам.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         формулировать собственное мнение и позицию;

-         задавать вопросы по существу;

-         самостоятельно и совместно с педагогом планировать деятельность и сотрудничество.

Предметные результаты

В ходе изучения курса «Занимательная математика» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:

Обучающийся научится:

-         использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

-         выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

-         находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии; определять ось симметрии фигуры путём её перегибания;

-         называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник;

-         различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник);

-         ориентироваться в пространстве и на листе нелинованной бумаги;

-         штриховать предметы и их части;

-         дополнять заданный рисунок недостающей фигурой;

-         составлять из геометрических фигур заданные предметы;

-         свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-         решать нестандартные и нетиповые задачи;

-         находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность;

-         выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством;

-         выполнять классификацию;

-         осуществлять простейшие наблюдения по плану и самостоятельно;

-         сравнивать, классифицировать геометрические фигуры;

-         делать выводы и обобщения;

-         решать простые геометрические, логические задачи, ребусы, головоломки.

 

Учебно-тематический план

2-й год обучения (61 час.)

Цель: совершенствование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.

Задачи:

-         продолжить учить детей решать текстовые задачи занимательного характера, закрепляя навыки устных и письменных вычислений;

-         развивать творческое мышление через задания исследовательского характера, познавательных способностей, наблюдательности, расширять кругозор;

-         воспитывать способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Предполагаемые результаты второго года обучения:

-         учащиеся должны знать принципы выбора наиболее рациональных способов решения задач:

-         уметь решать задачи, разгадывать ребусы, работать со справочной литературой;

-         приобрести необходимый опыт и выработать систему эвристических приемов, позволяющих решать нестандартные задания по математике.

Раздел № п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

II

Думай, отгадывай, решай!

61

13

48

1.

Вводное занятие. Рифмованные задачи.

1

-

1

2

Числовая эстафета.

1

-

1

3

Головоломки.

2

1

1

4

Числовые ребусы.

4

1

3

5

Математические игры.

5

1

4

6

Логические задачи.

2

1

1

7

Геометрия в пространстве.

3

1

2

8

Задачи-шутки.

2

1

1

9

Математическая эстафета.

2

-

2

10

Математическая рыбалка

1

-

1

11

Игротека «Чудесный квадрат».

1

-

1

12

Математическая цепочка.

1

-

1

13

Игра на внимание.

2

1

1

14

Числовой поезд.

1

-

1

15

Магические квадраты.

2

1

1

16

Задачи на смекалку

2

1

1

17

Геометрические игры.

2

-

2

18

Задачи на смекалку.

2

-

2

19

Логические упражнения.

2

-

2

20

Математическая сказка о прямоугольнике

1

-

1

21

Занимательные рамки

1

-

1

22

Тесты с выборами ответов.

3

1

2

23

Рисование фигур на клетчатой бумаге

2

1

1

24

Логические задачи.

2

-

2

25

Игровые упражнения

2

-

2

26

Сравнение фигур по их периметрам.

1

 

1

27

Математические ребусы.

2

1

1

28

Блок-схемы.

2

1

1

29

Математический телефон.

1

-

1

30

Цифровая акробатика.

1

-

1

31

Математический телеграф.

1

-

1

32

Вычислительные машины.

1

-

1

33

Загадки-шутки.

1

-

1

34

Арифметическое домино.

1

-

1

35

Выпуск математической газеты

1

-

1

 

Краткое содержание разделов второго года обучения

II. Думай, отгадывай, решай!

1.     Вводное занятие. Рифмованные задачи. Математическая разминка. Тестирование учащихся. Решение задач.

2.     Числовая эстафета. Математический лабиринт. Занимательный материал - магия чисел.

3.     Головоломки. Устный счет. Игры «Молчанка», «Круговые примеры». Решение головоломок.

4.     Числовые ребусы. Устный счет. Игры «Быстрый счет», «Найди ошибку». Работа с числовыми ребусами. Задачи в стихах.

5.     Математические игры «По дорогам сказки», «Украшение ёлки числовыми игрушками», «Числовые ворота», «Лишнее выражение», «Расшифруй», «Волшебная цепочка», «Десантники», «Путешествия по городам».

6.     Логические задачи. Арифметический диктант. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача - смекалка.

7.     Геометрия в пространстве. Экскурсия. Работа с геометрическим материалом. Составление рисунка из геометрических фигур.

8.     Задачи-шутки. Математическая разминка. Игра «Кто быстрее, кто вернее». Решение задач.

9.     Математические эстафеты. Устный счет. Игры «Что нашли в лесу ребята?», «Достань звезду». Работа по карточкам.

10. Математическая рыбалка. Устный счет. Дидактическая игра.

11. Игротека «Чудесный квадрат». Математическая разминка. Работа с занимательными квадратами.

12. Математическая цепочка. Арифметический диктант. Игра «Математическое лото».

13. Игра на внимание. Устный счет. Игры «День - ночь», «Угадай-ка», «Расшифруй». Математические загадки.

14. Числовой поезд. Математическая физкультминутка. Игра «Не будь тороплив, а будь терпелив».

15. Магические квадраты. Устный счет. Игры «Подбери число», «Цепочка». Работа с магическими квадратами. Карточки для индивидуальной работы.

16. Задачи на смекалку. Решение задач. Арифметический диктант. Игра «Числовая пирамида».

17. Геометрические игры. Игра «Лишняя фигура». Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.

18. Задачи на смекалку. Устный счет. Игра «Телефон». Решение задач на смекалку.

19. Логические упражнения «Начерти и раскрась», «Начерти и дополни до
квадрата». Загадки. Задачи в стихах.

20. Математическая сказка о прямоугольнике. Дидактическая игра.

21. Занимательные рамки. Устный счет. Игра «Задумай число».

22. Тесты с выборами ответов. Арифметический диктант. Тестирование.

23. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Математическая физкультминутка. Игра «Нарисуй и раскрась». Работа по индивидуальным карточкам.

24. Логические задачи. Устный счет. Решение логических задач. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла».

25. Игровые упражнения «Вычисли и продолжи», «Сравни и продолжи», «Коллективный счет». Задачи - шутки.

26. Сравнение фигур по их периметрам. Начертить фигуру по заданным параметрам. Задачи на сравнение фигур.

27. Математические ребусы. Устный счет. Игра «У кого какая цифра». Разгадывание ребусов.

28. Блок-схемы. Решение задач с использованием блок-схем.

29. Математический телефон. Математическая разминка. Игра «Телефон».

30. Цифровая акробатика. Упражнения на проверку знания нумерации в пределах 100.

31. Математический телеграф. Дидактическая игра.

32. Вычислительные машины. Работа в компьютерном классе.

33. Загадки-шутки. Устный счет. Отгадывание загадок. Задача-шутка.

34. Арифметическое домино. Игры «Задумай число», «У кого какая цифра», «Знай свой разряд».

35. Выпуск математической газеты. Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные  результаты

Освоение курса «Занимательная математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

У обучающегося  будут сформированы:

-       умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);

-       умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-       понимание причин успеха в учебной деятельности;

-       умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью педагога;

-       интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-         устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам познания;

-         умения самостоятельно делать выбор из предложенных педагогом ситуаций общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;

-         адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные  результаты

Изучение курса «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-         определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и самостоятельно;

-         совместно с педагогом формулировать учебную задачу;

-         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-         выполнять задание по предложенному плану, используя необходимые средства;

-         осуществлять пошаговый  и итоговый контроль по результату под руководством  педагога.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-         проявлять познавательную инициативу;

-         преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-         самостоятельно находить варианты решения нестандартных задач.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-         овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-         использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

-         распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, применять способы измерения длин и площадей.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-         различать обоснованные и необоснованные суждения;

-         приобретать умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных  для практико-ориентированной математической деятельности в ходе работы с таблицами и диаграммами.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-         принимать участие в совместной работе, вести диалог;

-         допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

-         корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-         критически относиться к своему и чужому мнению;

-         учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-         принимать самостоятельно решения;

-          аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

В ходе изучения курса «Занимательная математика» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:

Обучающийся научится:

-         находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

-         находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;

-         выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

-         выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

-         находить неизвестный компонент арифметического действия;

-         составлять числовое выражение и находить его значение;

-         находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника);

-         составлять последовательность (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу;

-         составлять, записывать и выполнять простой алгоритм (план) поиска информации;

-         собирать и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин;

-         анализировать и представлять информацию в разных формах: таблицы, столбчатая диаграмма; 

-         решать текстовые задачи повышенной сложности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-       проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;

-       узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

-       узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;

-       выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

-       читать и составлять простые схемы, коды;

-       кодировать простейшую информацию с помощью знаков, символов;

-       читать и заполнять таблицы;

-       выявлять закономерности и проводить аналогии, строить умозаключения;

-       решать простые геометрические, логические задачи, ребусы

-        

Учебно-тематический план

3-й год обучения (61 час.)

Цель: совершенствование вычислительных умений и умений решать разнообразные математические задачи.

Задачи:

-         продолжить учить детей решать текстовые задачи, применяя нестандартные методы решения задач, закрепляя навыки устных и письменных вычислений;

-         продолжить развивать творческое мышление через задания исследовательского характера, познавательные способности, наблюдательность, расширять кругозор;

-         воспитывать способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Предполагаемые результаты третьего года обучения:

 

По окончании обучения обучающиеся должны знать:

- нестандартные методы решения различных математических задач;

- логические приемы, применяемые при решении задач;

- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

           По окончании обучения  должны уметь:

- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

-систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

- применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач, различных проверочных работ

 

Раздел п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

III

Считаем вместе!

61

11

50

1

Многозначные числа

12

2

10

2

Геометрия

9

2

7

3

Комбинаторика  

9

2

7

4

Логика

10

3

7

5

Нестандартные задачи

11

2

9

6

Математические игры

9

-

9

7

Выпуск математической газеты.

1

-

1

Краткое содержание разделов третьего года обучения:

III. Считаем вместе!

  1.Многозначные числа. Математическая разминка. Тестирование учащихся. Решение задач. Упражнения с многозначными числами. Устный счет. Закодированные выражения. Числовые лабиринты. Числовые квадраты. Числовые схемы. Числовые таблицы. Игра «Верные неравенства». Нахождение закономерностей. Решение уравнений. Числовые раскраски.  Числа-великаны. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) Игра «Знай свой разряд». Решение сложных уравнений. Числовые цепочки. Таблица закономерностей. Числовой луч. Верные равенства. Верные неравенства. Волшебные дроби. Числовые раскраски. Разгадывание кроссвордов, ребусов. Карточки для индивидуальной работы. Тестирование .

2. Геометрия  Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях. Используются геометрические игры, решаются задачи на нахождение периметра и площади фигур. Обзор знакомых фигур. Применение латинских букв для обозначения фигур. Окружность и круг, сфера и шар. Определения. Радиус и диаметр окружности и круга. Радиус и диаметр сферы и шара. Цилиндр, конус, шар, усечённый конус. Изображение тел на плоскости. Развёртки цилиндра, конуса. Задачи на построение. Взаимное расположение окружностей. Игра «Волшебный круг». Составление узора по собственному замыслу при помощи циркуля. Тестирование.

3Комбинаторика Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание». Тестирование.

4 Логика Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Загадки. Задачи в стихах. Устный счет, решение логических задач. Найди отличия. Найди сходство. Игра «Четвёртый лишний». Продолжи закономерность. Логические концовки. Поиск недостающего. Игра «Поиск девятого». Тренируемся в умозаключении. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. Логические игры. Тестирование.

5 Нестандартные задачи Истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем. Тестирование.

6 Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный  марафон.

7 Выпуск математической газеты. Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные  результаты

Освоение курса «Занимательная математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

У обучающегося  будут сформированы:

-     широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-     способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-         внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-         выраженной познавательной мотивации;

-         адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-         устойчивого познавательного интереса к новым способам познания.

Метапредметные  результаты

Изучение курса «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-       принимать и сохранять учебную задачу;

-       анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

-       различать способы и результат действия;

-       адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-         самостоятельно находить варианты решения нестандартной задачи;

-         проявлять познавательную инициативу.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-         анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

-         находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-         выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-         формулировать проблему;

-         устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения;

-         осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с учебной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-         применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

-         извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-         координировать свои действия с действиями партнёра;

-         задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-         осуществлять взаимный контроль совместных действий: объективно оценивать свою работу и деятельность других;

-         высказывать свою точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы;

-         слушать мнение других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при выработке общего решения в совместной деятельности;

-         с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-         допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные результаты

В ходе изучения курса «Занимательная математика» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:

Обучающийся научится:

-         анализировать  простые  изображения,  выделять  в  них  и  в  окружающих  предметах  геометрические  формы;

-         уметь  различать  существенные  и   несущественные  признаки;

-         уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять ошибки, обосновывать своё мнение;

-  использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

-  использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

-         формировать  представление  о  пересечении  фигур  на  плоскости  и  в  пространстве, читать  графическую  информацию  и  конструировать  геометрические  фигуры;

- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000;

-  объяснять соотношение между разрядами;

-  осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

- строить окружность по заданному радиусу;

- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,  ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);

-         формировать  представления  о  взаимосвязях  плоскостных  и  пространственных  фигурах

-         устанавливать  соответствия  новых  геометрических  форм  с  известными    предметами;

-         познакомиться  с  развертками  конуса,  цилиндра,  усеченного  конуса; 

-         читать  графическую  информацию  и  изображать  на  плоскости  объемные  фигуры;

-         строить простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.);

- применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.

 

 

Структура занятий

 

-         «Мозговая гимнастика» (1минут.).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения являются важнейшей частью занятий для развития творческих способностей. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

-         Разминка (2-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включаются достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

-         Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (5-12 минут).

Используемые на этом этапе задания позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

-         Весёлая переменка (2 минут).

Динамическая пауза в составе занятия развивает двигательную сферу ребёнка и умение выполнять несколько различных задач одновременно.

-         Решение логических, творческо-поисковых и творческих задач (20 минут).

 

 

Основные виды деятельности

-         Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.

-         Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.

-         Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;

-         Прогнозирование результата вычисления, решения задачи;

-         Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение;

-         Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа;

-         Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;

-         Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;

-         Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера);

-         Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Основные виды работы

-         Логические упражнения

-         Сравнение объектов

-         Рисунки

-         Чертежи запись терминов

-         Ребусы

-         Математические загадки

-         Различные виды задач

-         Математические фокусы

Формы анализа и самоанализа выполнения работ:

-         коллективное обсуждение качества выполненной работы;

-         выставка работ после отдельной темы;

-         стимулирование и активизация одаренных детей


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)