МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МАУДО «ЦДТ»
от _________________г. _____________Л.Н.Бричикова протокол № 2 приказ № ___ от ______________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ARTдизайн»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 2 года
Белый Яр
2025 г.
Паспорт программы
Название программы |
«ARTдизайн» |
|
Направленность программы |
Техническая |
|
Классификация программы |
Общеразвивающая, модульная |
|
Срок реализации программы |
2 года, 288 часов |
|
Возраст обучающихся |
7 -15 лет |
|
Количество учащихся по программе |
в одной группе по 12-15 человек |
|
ФИО составителя программы |
Стексова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
|
Год разработки |
2025 |
|
Уровень программы |
Базовый, продвинутый |
|
Территория |
ХМАО-Югра, Сургутский район |
|
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628433, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, 8б |
|
Контакты |
Телефон: 8 (3462) 74‑56-01, 8 (3462) 74‑86-30 е-mail: rcdt61@mail.ru |
|
Цель |
Формирование у ребенка культурных, творческих и профессиональных качеств, посредствам изучения основ изобразительного искусства, компьютерного дизайна и овладение знаниями в области информационных технологий. |
|
Задачи |
Образовательная: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и компьютерному дизайну; Развивающая: развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; Воспитательная: -формирование информационную и эстетическую культуру обучающихся; -формирование национального самосознания, любви к своему Отечеству. |
|
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации». - Конвенция о правах ребенка. - Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики вХанты-Мансийском автономном округе – Югре. - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.). - Постановление от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей). - Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467. - Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества». |
|
Образовательные форматы |
- очно – обучающиеся проходят обучение коллективно под руководством педагога; - заочно - обучающиеся получают задание, после выполнения отправляют готовый результат; - дистанционно - выполнение заданий с постоянной технической поддержкой. Формы организации познавательной деятельности: лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы. Программа рассчитана на 2 года. Режим занятий:2 раза в неделю по 2 занятия по 40 минут. Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, защита проекта. |
|
Требования к условиям организации образовательного процесса |
Для очных занятий: - материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютерами, интерактивная доска, проектор, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - программное обеспечение: Word, Paint; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: • Персональный компьютер; • Операционная система Windows; • Установленный браузер; • Доступ в интернет. |
|
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
Риски программы |
Пути преодоления |
Отсутствие персонального компьютера у обучающихся для занятий в онлайн – режиме, просмотра видеоуроков. |
Функция скачивания пройденного материал для просмотра на флеш-карте, через телевизор, функция печати подробного описания урока для обучающегося. |
|
Отсутствие или дефицит знаний пользования ПК у обучающихся, следовательно - проблема с выполнением задания. |
Создание подробныхвидеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК. |
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства и компьютерного дизайна может каждый по-настоящему желающий этого ребенок. |
|
Формы занятий |
Лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы. |
|
Образовательный продукт |
Участие в международных, всероссийских, окружных, областных и городских выставках и конкурсах изобразительного искусства, украшение интерьера образовательного учреждения. |
|
Условия реализации программы (оборудования, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
- материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютерами, интерактивная доска, проектор, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - программное обеспечение: Word, Paint; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы. |
Пояснительная записка
Программа «ARTдизайн» разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества
Модульное построение программы способствует приобретению ключевых компетенций, дальнейшее применение которых возможно во многих жизненных ситуациях, образовательной и профессиональной сферах.
Данная программа имеет техническую направленность c элементами художественной и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области изобразительного искусства и графического дизайна.
Актуальность программы
Обучение по данной программе позволяет детям раскрыть свои творческие способности в изобразительном искусстве, повысить уже имеющиеся знания о работе с компьютером, воспитать в себе творческую и разностороннюю натуру, расширить кругозор. Содержание программы включает актуальные в современное время направления, такие как графический дизайн. Мир компьютера откроется для детей с новой творческой стороны, насыщенной актуальными и интересными возможностями, а не только виртуальными агрессивными играми. Воспитанники научатся использовать компьютер для достижения целей в области искусства и решать задачи художественной направленности. Это способствует формированию информационной компетенции, профессиональной ориентации детей, их дальнейшего образования в области компьютерных технологий, развитию креативного и творческого мышления.
Программа построена так, чтобы не препятствовать проявлению инициативы воспитанников в личных творческих идеях, способствует профессиональному росту и желанию экспериментировать и самостоятельно совершенствоваться.
Содержание программы «ARTдизайн» раскрывается через серию творческих заданий, объединённых в два тематических модуля:
Модуль1.«Азбука искусства»
Образовательная задача модуля – формирование у обучающихся мотивации к занятиям различными видами и жанрами изобразительного искусства, базовых знаний и умений по изображению отдельных предметов и композиций через обучение основам изобразительного искусства художественно-творческой деятельности.
Модуль 2.«Компьютерная графика»
Образовательная задача модуля – формированию у обучающихся компетенций в области графического дизайна и современных технологий производства.
В основе реализации программы лежит системно - действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.
• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, стилях художественной культуры.
• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм и др., а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.
• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.
Отличительной особенностью программы заключается в том, что программа позволяет воспитанникам работать не только за компьютером при создании своих творческих работ, но и предварительно проводить поиск идей на бумаге посредством карандашей и других графических материалов. Это позволяет детям развивать свое творческое начало, сокращать время проведения за монитором. Сочетание рисования от руки и на компьютере дает возможность воспитанникам не замыкаться исключительно на техническом творчестве, а значит создавать работы интересными и живыми, насыщенными художественными и изобразительными приемами.
Программа подразумевает возможность сотрудничества с творческими объединениями разнообразных художественных направлений. Воспитанники смогут делиться опытом со сверстниками, получать новые знания, объединившись создавать интересные коллективные проекты. Это благотворно повлияет на творческое развитие детей, их культурное и социальное становление.
Педагогическая целесообразность
На сегодняшний день, человек уже не может существовать без компьютера и возможностей, которые он нам дает. Современное искусство все больше развивается в техническом направлении. Данная образовательная программа позволяет детям шагать в ногу со временем, успевать за стремительно развивающимися компьютерными технологиями через искусство и культуру.
Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Каждый модуль разработан как целостная система введения в художественную культуру. Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.
Цель программы – формирование у ребенка культурных, творческих и профессиональных качеств, посредствам изучения основ изобразительного искусства, компьютерного дизайна и овладение знаниями в области информационных технологий.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Образовательной – формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и компьютерному дизайну;
Развивающей – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Воспитательной – формирование информационную и эстетическую культуру обучающихся; формирование национального самосознания, любви к своему Отечеству.
Программа адресована детям 7 - 15 лет.
Набор в группу осуществляется на общих основаниях.
Количество обучающихся в группе - 12-15 человек.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения. Продолжительность курса – 288 часов, 144 часа в год.
Программа реализуется в тесном сотрудничестве с родителями.
В программе возможны изменения, согласно условиям или интересам обучающихся и преподавателя:
- сокращать и увеличивать объем материала по отдельным темам;
- применять разнообразные формы и виды практической деятельности;
-
проводится индивидуальная работа с одаренными детьми по
индивидуальному творческому плану.
Формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы изобразительного искусства и компьютерной графики, используя натуру.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация–на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, проектный.
Образовательные технологии
При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита творческих работ обучающихся.
Личностные результаты:
· в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
· в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
· в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
· умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
· желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
· активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
· обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
· формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
· формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
· в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
· в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
· в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
· в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Основные формы подведения итогов реализации программы являются творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству и графическому дизайну различного уровня – городских, районных, окружных, международных.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - проверяется уровень усвоения детьми программы за полугодие: контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.
Система условий реализации программы основана на следующих принципах:
· Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
· Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
· Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.
· Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.
Средства обучения
- материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютером, проектор, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
Экономическая эффективность программы
Для реализации программы не требуются большие материальные затраты: художественные материалы для образовательного процесса предоставляются родителями, спонсорская помощь со стороны родительского коллектива, помощь вышестоящих организаций позволяют обновлять натюрмортный и методический фонд.
Характеристика педагогического состава
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.
Стаж работы – нет требований, образование – педагогическое, квалификационная категория – нет требований, пройдено повышение квалификации по профилю программы.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:
- реализация дополнительной программы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
- побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
- информационное сопровождение обучающихся при выполнении творческих проектов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Модуль «Азбука искусства»
|
144 |
46 |
98 |
Опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, тестирование, конкурсы, защита проекта, выставки. |
2 |
Модуль «Компьютерная графика»
|
144 |
53 |
91 |
|
Итого |
288 |
99 |
189 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. "Азбука искусства"
Пояснительная записка
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии личности ребенка, формирование знаний, умений, навыков не цель, а одно из средств достижения главной цели. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка, его нравственному совершенствованию и формированию духовного мира, гармоничному развитию личности ребенка».
Образовательная цель раздела: формирование у обучающихся мотивации к занятиям различными видами и жанрами изобразительного искусства, базовых знаний и умений по изображению отдельных предметов и композиций через обучение основам изобразительного искусства художественно-творческой деятельности.
Образовательные задачи раздела:
Обучающие:
· сформировать умение различать основные виды и жанры изобразительного искусства, характеризовать их специфические особенности;
· сформировать знания обосновахцветоведения, развивать чувство цвета, технические навыки в смешивании различных цветов и их оттенков;
· сформировать умения и навыки владеть различными техниками (акварель, гуашь, пастель, карандаш) и использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной художественной деятельности.
Развивающие:
· развивать наглядно-образное мышление, внимание;
· развивать композиционные умения; обучать располагать предметы на месте в зависимости от характера формы и величины предмета;
· развивать детское представление путем наблюдений и на их основе строить обучение, линейная и воздушная перспектива.
Воспитательные:
· воспитание уважения к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям России;
· формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через изобразительную деятельность.
Формы организации занятий:
• практические;
• словесные;
• учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ
Всего:144 часа (теории – 46 часов, практики – 98 часов)
Стартовый уровень: под руководством педагога у обучающихся формируются умения и навыки работы с художественными материалами.
Обучающиеся знакомятся с:
· техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
· элементарными правилами смешения цветов;
· свойствами рисовальных материалов (карандаш, краски, пастель и др.);
· работой акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
· правилами располагать лист бумага (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого.
Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.
Базовый уровень:обучающиеся совместно с педагогом получают основные навыки работы над рисунком с натуры.
Обучающиеся знакомятся с:
· понятиями: натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутень, падающая тень, блик, рефлекс);
· техникой живописного письма;
· правилами определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто ни к одному из краев листа бумаги;
· приёмами свободно без напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Диагностическая оценка уровня: творческая работа по заданной теме.
Продвинутый уровень:обучающиесяспособны самостоятельно выполнить творческую работа по заданной теме.
Обучающиеся изучают и выполняют:
· способы выражения художником в своих произведениях чувств, мыслей, собственного отношения к изображаемому;
· процессправильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто ни к одному из краев листа бумаги;
· рисунок с натуры и по предоставлению отдельные предметы и несложные натюрморты, доступными графическими или живописными средствами.
Диагностическая оценка уровня: конкурсная работа по заданной теме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы/ Уровни |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Стартовый уровень |
|
|
|
|
1 |
Как говорит искусство? |
16 |
6 |
10 |
2 |
Изобразительные средства рисунка. |
20 |
8 |
12 |
3 |
Живопись – искусство цвета. |
12 |
4 |
8 |
4 |
Тестовая работа |
6 |
1 |
5 |
Базовый уровень |
|
|
|
|
5 |
Ты - художник. |
16 |
6 |
10 |
6 |
Черно-белая графика. |
16 |
6 |
10 |
7 |
Цветоведение. |
10 |
4 |
6 |
8 |
Творческая работа «С чего начинается Родина?» |
6 |
1 |
5 |
Продвинутый уровень |
|
|
|
|
9 |
Красота простых вещей. |
14 |
4 |
10 |
10 |
Правила, приемы и средства композиции. |
14 |
4 |
10 |
11 |
Сюжетная композиция. |
8 |
1 |
7 |
12 |
Конкурсная работа. |
6 |
1 |
5 |
Итого: |
144 |
46 |
98 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения раздела:
· знания об основных виды и жанры изобразительного искусства;
· приемы передачи объема предметов;
· знания обосновныхзаконах композиции и художественно-выразительные средства;
· знания о цветоведении;
· умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.
Образовательные результаты:
· обучающиеся умеют выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания рисунка;
· обучающиеся умеют анализировать рисунок (величину главного в композиции предмета, его место на формате);
· обучающиеся знают отличительные особенности гуашевых и акварельных красок;
· у обучающихся формируется культура общения со сверстниками и взрослыми.
Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков
Модуль 1 «Азбука искусства»
Ф.И. обучающегося ____________________________
№ п/п |
Критерии оценки качества |
Форма оценки качества |
Уровень освоения программы |
||
Высокий (3 балла) |
Средний (2 балла) |
Низкий (1 балл) |
|||
Теоретические знания |
|||||
1 |
Изобразительные средства рисунка. |
Опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы. |
Безошибочное выполнение задания |
Допускается незначительная часть ошибок (не более трех) |
В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10) |
2 |
Цветоведение. |
||||
3 |
Светотень. |
||||
Практические умения и навыки |
|||||
4 |
Правила, приемы и средства композиции. |
Презентации творческих работ, защита творческих проектов, исследовательская работа. |
Успешное выполнение всех заданий. |
Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями. |
Допустил значительные ошибки. |
5 |
Развитие воображения, образного мышления. |
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Таблица диагностики, средства контроля.
Специальные умения и навыки |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Удержание карандаша, кисти |
Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами.Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. |
Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. |
Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержательили наоборот, за самый кончик черенка – это неправильно. |
Работа с красками и карандашом |
Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. |
Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. |
Несоответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
Компоновка листа |
Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. |
Изображения мало. Правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. |
Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
Пластические умения |
Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). Правильная работа со стеками. |
Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. |
Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
Умение вырезания |
Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. |
Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. |
Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
Степень самостоятельности |
Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. |
Работа с подсказками педагога. |
Не работает без помощи педагога. |
Творческий подход |
Использование своей фантазии на заданную тему. |
Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. |
Работает по наглядным пособиям. |
Список учебно-методической литературы для обучающихся:
1. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 2018
2. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2015
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 2016
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 2016
Электронно-образовательные ресурсы:
1. https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1033644240.pdf
2. https://studfile.net/preview/5759055/
Модуль 2.«Компьютерная графика»
Пояснительная записка
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у обучающихся мотивацию к обучению.
Обучение по данномумодулю позволит обучающимся раскрыть свои творческие способности, повысить уже имеющиеся знания о работе с компьютером, воспитать в себе творческую и разностороннюю натуру, расширить кругозор. Мир компьютера откроется для детей с новой творческой стороны, насыщенной актуальными и интересными возможностями, а не только виртуальными агрессивными играми. Воспитанники научатся использовать компьютер для достижения целей в области искусства и решать задачи художественной направленности.
Образовательная цель модуля:формированиеу обучающихся компетенций в области графического дизайна и современных технологий производства.
Образовательные задачи модуля:
Обучающие:
· сформировать знания умения, навыки выполнения художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера средствами компьютерной графики;
· сформирование знаний, умений и навыков при работе в графическом редакторе Paint.
Развивающие:
· способствовать повышению компьютерной грамотности;
· способствовать развитию художественных способностей;
· развивать логическое и абстрактное мышление.
Воспитательные:
· способствовать воспитанию патриотизма, активной жизненной позиции, целеустремленности;
· способствовать формированию эстетического вкуса, трудолюбия, усидчивости, самоорганизованности, терпеливости.
Формы организации занятий:
• практические;
• словесные;
• учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частично-поисковый;
• исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ
Всего:144 часов (теории – 53 часа, практики – 91 часов)
Стартовый уровень:под руководством педагога у обучающихся формируются умения и навыки использования компьютера.
Обучающиеся знакомятся с:
· техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;
· назначением и функциями графического редактора Paint;
· специальной терминологией;
· методами создания графического рисунка;
· понятием композиция в графическом дизайне.
Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.
Базовый уровень:обучающиеся совместно с педагогом получают основные сведения о работе в графических программах.
Обучающиеся знакомятся с:
· операциями над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование, перенос фрагмента изображения из одной части чертежа в другую; удаление фрагмента изображения и др.);
· способами графического представления информации;
· методами творческого процесса дизайнера.
Диагностическая оценка уровня: практическая работа "Логотип".
Продвинутый уровень:обучающиеся способны самостоятельно построить композицию в графическом дизайне.
Обучающиеся изучают и выполняют:
· собственные иллюстрации, рисунки из простых объектов (тех объектов, которые предлагаются в стандартных наборах, к примеру, круг, овал, линии и др.);
· шрифтовые композиции;
· редактируют и обрабатывают фото-файлы;
· сюжетные рисунки.
Диагностическая оценка уровня: проект по заданной теме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы/ Уровни |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Стартовый уровень |
|
|
|
|
1 |
Устройство компьютера. |
18 |
8 |
10 |
2 |
Мир дизайна. |
18 |
8 |
10 |
3 |
Компьютерная графика. |
10 |
4 |
6 |
4 |
Тестовая работа. |
6 |
1 |
5 |
Базовый уровень |
|
|
|
|
5 |
Графическая грамота. |
16 |
8 |
8 |
6 |
Шрифтовая композиция. |
18 |
8 |
10 |
7 |
Цифровой художник. |
10 |
4 |
6 |
8 |
Практическая работа «Что мы знаем о своей Родине?» |
6 |
1 |
5 |
Продвинутый уровень |
|
|
|
|
9 |
Иллюстрация |
14 |
4 |
10 |
10 |
Основы векторной графики. |
14 |
4 |
10 |
11 |
Векторная композиция. |
8 |
2 |
6 |
12 |
Проект. |
6 |
1 |
5 |
Итого: |
144 |
53 |
91 |
Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля:
· методы создания графического рисунка;
· понятие композиция в графическом дизайне;
· работу с текстом и шрифтом;
· создавать и сохранять графические документы, в том числе и на съемные носители;
Образовательные результаты модуля:
· работать с графическими редакторами;
· создавать шрифтовые композиции.
Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков_
модуль «Компьютерная графика»
Ф.И. обучающегося ____________________________
№ п/п |
Критерии оценки качества |
Форма оценки качества |
Уровень освоения программы |
|||
Высокий (3 балла) |
Средний (2 балла) |
Низкий (1 балл) |
||||
Теоретические знания |
||||||
1 |
Галерея инструментов. |
Опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы. |
Обучающийся свободно ориентируется во всех изученных темах, уверенно отвечает на поставленные вопросы, дополняя их самостоятельно полученными знаниями |
Обучающийся хорошо ориентируется в изученном материале, правильно отвечает на большинство вопросов |
Обучающийся плохо ориентируется в изученном материале, правильно отвечают только на часть вопросов. |
|
2 |
Цвет. Выбор цветов. |
|||||
3 |
Особенности компьютерной графики. |
|||||
4 |
Выделение и упорядочивание объектов. |
|||||
5 |
Импорт, экспорт и сохранение. |
|||||
Практические умения и навыки |
||||||
6 |
Редактирование изображений. |
Презентации творческих работ, защита творческих проектов, исследовательская работа. |
На практической работе показывает положительные результаты, выполняет задания самостоятельно, используя нестандартные способы. |
На практической работе показывает хорошие результаты, но не всегда стабильные; умеет слушать и выполнять задания, данные педагогом, обращается за помощью при необходимости |
На практической работе хороших результатов не показывают, но знают её организацию на теоретическом уровне; ребенок испытывает затруднения в работе, нуждается в постоянной помощи. |
|
7 |
Средства выделения и совмещения фрагментов изображения. |
|||||
8 |
Фильтры. Создание спецэффектов. |
|||||
9 |
Изменение формы объектов. Перерисовка, комбинирование. Создание объемных объектов. |
|||||
10 |
Обработка конечного результата. |
|||||
Список учебно-методической литературы для обучающихся:
1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере: Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2015
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2015
2. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016
3. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Заголова Л.А., 2015
Электронно-образовательные ресурсы:
1. demiart.ru – портал, посвященный компьютерной графики
Список учебно-методической литературы для обучающихся:
1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Владос, 2015
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 2016
3. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере: Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2015
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 2018
5. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2015
6. Селиверстова Д. Школа юного художника. Рисование. Первые шаги. М.; ЭКСМО 2017
7. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2015
Список учебно-методической литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2015
2. Азбука народных промыслов. 1 - 4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2016
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 2016
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 2016
5. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016
6. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Заголова Л.А., 2015
7. Терещенко А.В. «История культуры русского народа». – М., ЭКСМО, 2017
Электронно-образовательные ресурсы:
1. demiart.ru – портал, посвященный компьютерной графики
2. https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1033644240.pdf
3. https://studfile.net/preview/5759055/
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Сроки |
Тема модуля, раздела |
Кол-во часов |
Форма занятий |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
Модуль «Азбука искусства»
|
|||||
1 |
I полугодие |
История рисунка |
10 |
Лекция, практикумы, групповая дискуссия |
Тестирование |
2 |
Искусство цвета |
20 |
Индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая дискуссия |
Творческая работа |
|
3 |
Графика |
30 |
Индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая дискуссия |
Рисунок с натуры
|
|
4 |
II полугодие |
Основы перспективы |
16 |
Лекция, практикумы, групповая дискуссия, видео-занятия |
Художественно-практические задания |
5 |
Натюрморт |
20 |
Самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия |
Практическая работа с натуры |
|
6 |
Пейзаж |
20 |
Лекция, практикумы, групповая дискуссия, видео-занятия |
Практическая работа по представлению |
|
7 |
Сюжетная композиция «Что мы знаем о своей Родине?» |
28 |
Самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия |
Выставка-конкурс творческих работ |
|
Модуль «Компьютерная графика» |
|||||
1 |
I полугодие |
Техника рисования |
10 |
Лекция, практикумы, групповая дискуссия, видео-занятия |
Творческая работа |
2 |
Растровая графика (AdobePhotoshop) |
46 |
Лекции, самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия |
Художественно-практические задания |
|
3 |
II полугодие |
Векторная графика |
40 |
Лекция, практикумы, групповая дискуссия, видео-занятия |
Творческая работа |
5 |
Графический дизайн |
48 |
Лекции, самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия |
Художественно-практические задания |
Приложение 2
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ARTдизайн»
Результаты реализации, качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и динамика образовательных достижений, обучающихся программы «ART дизайн» контролируются в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в МАУДО Сургутского района «ЦДТ» от 09.01.2019 года.
Разработанная в Центре детского творчества система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Время проведения
|
Цель проведения |
Форма контроля |
Начальная диагностика |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, творческих способностей.
|
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. Методика Г.Девиса на определение творческих способностей обучающихся. Тестирование на основе материалов Р.В.Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся».
|
Промежуточная аттестация |
||
Декабрь и май по результатам обучения в 1 и 2 полугодиях
|
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся, конкурсы, фестивали, открытое занятие, тестирование, анкетирование. Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся. Анкетирование для родителей обучающихся. |
Итоговая аттестация |
||
В конце учебного года или курса обучения. |
Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Конкурсы, открытое занятие, тестирование, анкетирование. |
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся
Механизмом промежуточной оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, являются: диагностика и мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
В Центре детского творчества Сургутского района был разработан инструментарий – листы контроля знаний, умений, навыков (уровня обученности), которые заполняются по полугодиям (2 раза в год).
Данная диагностика позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов каждого обучающегося, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения обучающегося за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных, но и проследить развитие личностных качеств обучающихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы объединения.
Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности обучающихся, педагог должен определить следующее:
• какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично, сколько - не освоили совсем;
• сколько детей стали за текущий учебный год победителями, призерами конкурсов различного уровня;
• сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;
• каково количество обучающихся, переведенных на следующий этап обучения;
• каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе.
Приложение 3
Критерии выставочных работ:
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
Модуль «Азбука искусства» |
Входной контроль |
Понимать первоначальные навыки рисования.
|
Умение компоновать в определённый формат листа. |
Уметь определять связь внешних форм с конструкцией предмета, изображая ряд предметов, с учётом перспективных сокращений, представлять невидимые контуры модели, связывать их с видимыми очертаниями относительно линии горизонта. |
Промежуточный контроль |
Не владеть элементами штриха, закрашивание краской, созданием цветом различных тоновых градаций, смешивание красок. |
Уметь владеть элементами штриха, заливка цветом, созданием цветом различных тоновых градаций, смешивание красок. |
Знать задачи светотени (блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс и падающая тень). |
|
Итоговый контроль |
Частично уметь пользоваться цветовыми контрастами, светотенью, плоскостями.
|
Цветовое пятно, его решение (мазок, пятно и т.п.). Понимать свойства штриха, роль пятна.
|
Уметь точно передавать форму и пропорции геометрических фигур бытовых предметов с их перспективными изображениями в сокращении средствами линии и светотени, правильно размещать изображаемые предметы в пространстве. |
|
Модуль «Компьютерная графика» |
Входной контроль |
Не владеть специальной терминологией. |
Знать «азы» художественного конструирования и дизайна. |
Правильное перспективное размещение предметов в пространстве. |
Промежуточный контроль |
Неполное раскрытие сюжета, темы, неполное владение светом, тенью, рефлексами. |
Не точное графическое построение простых предметов, форм. |
Владеть навыками работы на ПК. |
|
Итоговый контроль |
Понимать работу с инструментарием.
|
Владеть навыками работы в графическом редакторе. |
Грамотно использовать навыки работы в графической композиции.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.