Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ARTдизайн»

  • docx
  • 31.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ARTдизайн ..docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

Принято на заседании                                                                     УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                                  Директор  МАУДО «ЦДТ»

от _________________г.                                                                  _____________Л.Н.Бричикова  протокол № 2                                                                                   приказ № ___ от ______________

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«ARTдизайн»

 

 

 

 

 

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белый Яр

2025 г.

 

Паспорт программы

 

Название программы

«ARTдизайн»

Направленность программы

Техническая

Классификация программы

Общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

2 года, 288 часов

Возраст обучающихся

7 -15 лет

Количество учащихся по программе

в одной группе по 12-15 человек

ФИО составителя программы

Стексова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

Год разработки

2025

Уровень программы

Базовый, продвинутый

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628433, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, 8б

Контакты

Телефон8 (3462) 74‑56-01, 8 (3462) 74‑86-30

е-mail: rcdt61@mail.ru

Цель

Формирование у ребенка культурных, творческих и профессиональных качеств, посредствам изучения основ изобразительного искусства, компьютерного дизайна и овладение знаниями в области информационных технологий.

Задачи

Образовательная: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и компьютерному дизайну;

Развивающая: развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Воспитательная:

-формирование информационную и эстетическую культуру обучающихся;

-формирование национального самосознания, любви к своему Отечеству.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

-         Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».

-         Конвенция о правах ребенка.

-         Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-         Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики вХанты-Мансийском автономном округе – Югре.

-         Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).

-         Постановление от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).

-         Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467.

-         Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества».

Образовательные форматы

-         очно – обучающиеся проходят обучение коллективно под руководством педагога;

-         заочно - обучающиеся получают задание, после выполнения отправляют готовый результат;

-         дистанционно - выполнение заданий с постоянной технической поддержкой.

Формы организации познавательной деятельности: лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы.

Программа рассчитана на 2 года.          

Режим занятий:2 раза в неделю по 2 занятия по 40 минут.

Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, защита проекта.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

-  материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютерами, интерактивная доска, проектор, натюрмортным фондом;

-  наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска;

-  демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

-  электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-  программное обеспечение: Word, Paint;

-  аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.

Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:

•   Персональный компьютер;

•   Операционная система Windows;

•   Установленный браузер;

•   Доступ в интернет.

Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении

Риски программы

Пути преодоления

Отсутствие персонального компьютера у обучающихся для занятий в онлайн – режиме, просмотра видеоуроков.

 Функция скачивания пройденного материал для просмотра на флеш-карте, через телевизор, функция печати подробного описания урока для обучающегося.

Отсутствие или дефицит  знаний пользования ПК у обучающихся, следовательно - проблема с выполнением задания.

Создание подробныхвидеоинструкций, изложенных простым, доступным языком.  Сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК.

Ожидаемые результаты      освоения программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства и компьютерного дизайна может каждый по-настоящему желающий этого ребенок. 

Формы занятий

Лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы.

Образовательный продукт

Участие в международных, всероссийских, окружных, областных и городских выставках и конкурсах изобразительного искусства, украшение интерьера образовательного учреждения.

Условия реализации программы (оборудования, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

- материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютерами, интерактивная доска, проектор, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- программное обеспечение: Word, Paint;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «ARTдизайн» разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов:

-         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-         Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-         Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

-         Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».

-         Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-         Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества

Модульное построение программы способствует приобретению ключевых компетенций, дальнейшее применение которых возможно во многих жизненных ситуациях, образовательной и профессиональной сферах.

Данная программа имеет техническую направленность c элементами художественной и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области изобразительного искусства и графического дизайна.

Актуальность программы 

Обучение по данной программе позволяет детям раскрыть свои творческие способности в изобразительном искусстве, повысить уже имеющиеся знания о работе с компьютером, воспитать в себе творческую и разностороннюю натуру, расширить кругозор. Содержание программы включает актуальные в современное время направления, такие как графический дизайн. Мир компьютера откроется для детей с новой творческой стороны, насыщенной актуальными и интересными возможностями, а не только виртуальными агрессивными играми. Воспитанники научатся использовать компьютер для достижения целей в области искусства и решать задачи художественной направленности. Это способствует формированию информационной компетенции, профессиональной ориентации детей, их дальнейшего образования в области компьютерных технологий, развитию креативного и творческого мышления.

Программа построена так, чтобы не препятствовать проявлению инициативы воспитанников в личных творческих идеях, способствует профессиональному росту и желанию экспериментировать и самостоятельно совершенствоваться.

Содержание программы «ARTдизайн» раскрывается через серию творческих заданий, объединённых в два тематических модуля: 

 

Модуль1.«Азбука искусства»

Образовательная задача модуля формирование у обучающихся мотивации к занятиям различными видами и жанрами изобразительного искусства, базовых знаний и умений по изображению отдельных предметов и композиций через обучение основам изобразительного искусства художественно-творческой деятельности.

 

Модуль 2.«Компьютерная графика»

Образовательная задача модуля – формированию у обучающихся компетенций в области графического дизайна и современных технологий производства.

 

 

В основе реализации программы лежит системно - действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.

От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, стилях художественной культуры.

От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм и др., а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.

От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

Отличительной особенностью программы заключается в том, что программа позволяет воспитанникам работать не только за компьютером при создании своих творческих работ, но и предварительно проводить поиск идей на бумаге посредством карандашей и других графических материалов. Это позволяет детям развивать свое творческое начало, сокращать время проведения за монитором. Сочетание рисования от руки и на компьютере дает возможность воспитанникам не замыкаться исключительно на техническом творчестве, а значит создавать работы интересными и живыми, насыщенными художественными и изобразительными приемами.

Программа подразумевает возможность сотрудничества с творческими объединениями разнообразных художественных направлений. Воспитанники смогут делиться опытом со сверстниками, получать новые знания, объединившись создавать интересные коллективные проекты. Это благотворно повлияет на творческое развитие детей, их культурное и социальное становление.

Педагогическая целесообразность

На сегодняшний день, человек уже не может существовать без компьютера и возможностей, которые он нам дает. Современное искусство все больше развивается в техническом направлении. Данная образовательная программа позволяет детям шагать в ногу со временем, успевать за стремительно развивающимися компьютерными технологиями через искусство и культуру.

Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Каждый модуль разработан как целостная система введения в художественную культуру. Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.

Цель программыформирование у ребенка культурных, творческих и профессиональных качеств, посредствам изучения основ изобразительного искусства, компьютерного дизайна и овладение знаниями в области информационных технологий.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

Образовательнойформирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и компьютерному дизайну;

Развивающей – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Воспитательной – формирование информационную и эстетическую культуру обучающихся; формирование национального самосознания, любви к своему Отечеству.

Программа адресована детям 7 - 15 лет.

Набор в группу осуществляется на общих основаниях.

Количество обучающихся в группе - 12-15 человек.

Срок реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения. Продолжительность курса – 288 часов, 144 часа в год.

Программа реализуется в тесном сотрудничестве с родителями.

В программе возможны изменения, согласно условиям или интересам обучающихся и преподавателя:

-          сокращать и увеличивать объем материала по отдельным темам;

-          применять разнообразные формы и виды практической деятельности;

-          проводится индивидуальная работа с одаренными детьми по
индивидуальному творческому плану.

 

Формы занятий:

Вводное занятиепедагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятиепедагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.

Рисование с натурыспециальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы изобразительного искусства и компьютерной графики, используя натуру.

Рисование по памятипроводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятиедетям предлагается работать над иллюстрацией  к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация–на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.

Занятие проверочное(на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятиестроится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсияпроводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятиепроводится для решения  нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

 

Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, проектный.

Образовательные технологии

При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита  творческих работ обучающихся.

 

Личностные результаты:

·      в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность  к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

·      в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания  в собственной художественно-творческой деятельности;

·      в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

 

Метапредметные результаты:

·      умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

·      желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

·      активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

·      обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

·      формирование  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

·      формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

 

Предметные результаты:

·             в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений  о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

·             в ценностно-эстетической сфере -  умения различать  и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных  в главных темах искусства, и отражение их в  собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;

·             в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

·             в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

 

Основные формы подведения итогов  реализации программы являются творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству и графическому дизайну различного уровня – городских, районных, окружных, международных.

Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото.

Контроль, оценка результатов обучения детей:

- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.

- «Промежуточный» - проверяется уровень усвоения детьми программы за полугодие: контрольные задания, показательные занятия.

- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.

Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.

Система условий реализации программы основана на следующих принципах:

·      Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

·      Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

·      Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.

·      Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.

 

 

Средства обучения

 

- материальные: учебная аудитория, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, компьютером, проектор, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доски, интерактивная доска;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.

 

Экономическая эффективность программы

Для реализации программы не требуются большие материальные затраты: художественные материалы для образовательного  процесса предоставляются родителями, спонсорская помощь со стороны родительского коллектива, помощь вышестоящих организаций позволяют обновлять натюрмортный и методический фонд.

 

Характеристика педагогического состава

Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – нет требований, образование – педагогическое, квалификационная категория – нет требований, пройдено повышение квалификации по профилю программы.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

-         реализация дополнительной программы;

-         разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;

-         побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;

-         информационное сопровождение обучающихся при выполнении творческих проектов.

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1

Модуль

«Азбука искусства»

 

144

46

98

Опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, тестирование, конкурсы, защита проекта, выставки.

2

Модуль

«Компьютерная графика»

 

144

53

91

Итого

288

99

189

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Модуль 1.  "Азбука искусства"

Пояснительная записка

 

Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии личности ребенка, формирование знаний, умений, навыков не цель, а одно из средств достижения главной цели. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка, его нравственному совершенствованию и формированию духовного мира, гармоничному развитию личности ребенка».

Образовательная цель раздела: формирование у обучающихся мотивации к занятиям различными видами и жанрами изобразительного искусства, базовых знаний и умений по изображению отдельных предметов и композиций через обучение основам изобразительного искусства художественно-творческой деятельности.

Образовательные задачи раздела:

Обучающие:

·      сформировать умение различать основные виды и жанры изобразительного искусства, характеризовать их специфические особенности;

·      сформировать знания обосновахцветоведения, развивать чувство цвета, технические навыки в смешивании различных цветов и их оттенков;

·      сформировать умения и навыки владеть различными техниками (акварель, гуашь, пастель, карандаш) и использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной художественной деятельности.

 

Развивающие:

·      развивать наглядно-образное мышление, внимание;

·      развивать композиционные умения; обучать располагать предметы на месте в зависимости от характера формы и величины предмета;

·      развивать детское представление путем наблюдений и на их основе строить обучение, линейная и воздушная перспектива.

 

Воспитательные:

·      воспитание уважения к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям России;

·         формирование у обучающихся  гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через изобразительную деятельность.

 

     Формы организации занятий:

 

       практические;

       словесные;

       учебно-игровые.

 

Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):

 

       объяснительный;

       иллюстративный;

       проблемный;

       частично-поисковый;

       исследовательский.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ

Всего:144 часа  (теории – 46 часов, практики – 98 часов)

 

Стартовый уровень: под руководством педагога у обучающихся формируются умения и навыки работы с художественными материалами.

Обучающиеся знакомятся с:

·                техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·                элементарными правилами смешения цветов;

·                свойствами рисовальных материалов (карандаш, краски, пастель и др.);

·                работой акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать  ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);

·                правилами располагать лист бумага (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого.

Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.

 

Базовый уровень:обучающиеся совместно с педагогом получают основные навыки работы над рисунком с натуры.

Обучающиеся знакомятся с:

·                понятиями: натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутень, падающая тень, блик, рефлекс);

·                техникой живописного письма;

·                правилами определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто ни к одному из краев листа бумаги;

·                приёмами свободно без напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

Диагностическая оценка уровня: творческая работа по заданной теме.

 

Продвинутый уровень:обучающиесяспособны самостоятельно выполнить творческую работа по заданной теме.

Обучающиеся изучают и выполняют:

·                способы выражения художником в своих произведениях чувств, мыслей, собственного отношения к изображаемому;

·                процессправильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто ни к одному из краев листа бумаги;

·                рисунок с натуры и по предоставлению отдельные предметы и несложные натюрморты, доступными графическими или живописными средствами.

Диагностическая оценка уровня: конкурсная работа по заданной теме.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы/ Уровни

Кол-во часов

Теория

Практика

Стартовый уровень

 

 

 

1

Как говорит искусство?

16

6

10

2

Изобразительные средства рисунка.

20

8

12

3

Живопись – искусство цвета.

12

4

8

4

Тестовая работа

6

1

5

Базовый уровень

 

 

 

5

Ты - художник.

16

6

10

6

Черно-белая графика.

16

6

10

7

Цветоведение.

10

4

6

8

Творческая работа «С чего начинается Родина?»

6

1

5

Продвинутый уровень

 

 

 

9

Красота простых вещей.

14

4

10

10

Правила, приемы и средства композиции.

14

4

10

11

Сюжетная композиция.

8

1

7

12

Конкурсная работа.

6

1

5

Итого:

144

46

98

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения раздела:

·      знания об основных виды и жанры изобразительного искусства;

·      приемы передачи объема предметов;

·      знания обосновныхзаконах композиции и художественно-выразительные средства;

·      знания о цветоведении;

·      умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.

 

Образовательные результаты:

·      обучающиеся умеют выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания рисунка;

·      обучающиеся умеют анализировать рисунок (величину главного в композиции предмета, его место на формате);

·      обучающиеся знают отличительные особенности гуашевых и акварельных красок;

·      у обучающихся формируется культура общения со сверстниками и взрослыми.

 

 

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков

Модуль 1 «Азбука искусства»

Ф.И. обучающегося ____________________________

 

№ п/п

Критерии оценки качества

Форма оценки качества

Уровень освоения программы

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Низкий

(1 балл)

Теоретические знания

1

Изобразительные средства рисунка.

Опрос, наблюдение, итоговые занятия,

тестирование, конкурсы.

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок  (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

2

Цветоведение.

3

Светотень.

Практические умения и навыки

4

Правила, приемы и средства композиции.

Презентации творческих работ, защита творческих проектов, исследовательская работа.

Успешное выполнение всех заданий.

Успешно выполнил все задания, но с некоторыми нарушениями.

Допустил

значительные ошибки.

5

Развитие воображения, образного мышления.

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.         Активность участия.

2.         Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.         Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.         Самостоятельность.

5.         Оригинальность суждений.

                      

Критерии и система оценки творческой работы

1.         Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.         Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.         Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Таблица диагностики, средства контроля.

 

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

 

Удержание карандаша, кисти

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами.Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержательили наоборот, за самый кончик черенка – это неправильно.

 

Работа с красками и карандашом

Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Несоответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

 

Компоновка листа

Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало. Правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

 

Пластические умения

Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). Правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

 

Умение вырезания

Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

 

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

 

Творческий подход

Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.

 

           

Список учебно-методической литературы для обучающихся:

1.      Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского.  М., Просвещение, 2018

2.      Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2015

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

1.      Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 2016

2.      Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 2016

 

Электронно-образовательные ресурсы:

1.      https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1033644240.pdf

2.      https://studfile.net/preview/5759055/

 

 

Модуль 2.«Компьютерная графика»

Пояснительная записка

 

Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у обучающихся мотивацию к обучению.

Обучение по данномумодулю позволит обучающимся раскрыть свои творческие способности, повысить уже имеющиеся знания о работе с компьютером, воспитать в себе творческую и разностороннюю натуру, расширить кругозор. Мир компьютера откроется для детей с новой творческой стороны, насыщенной актуальными и интересными возможностями, а не только виртуальными агрессивными играми. Воспитанники научатся использовать компьютер для достижения целей в области искусства и решать задачи художественной направленности.

Образовательная цель модуля:формированиеу обучающихся компетенций в области графического дизайна и современных технологий производства.

Образовательные задачи модуля:

Обучающие:

·         сформировать знания умения, навыки выполнения художественных работ оформительского, рекламного и шрифтового характера средствами компьютерной графики;

·         сформирование знаний, умений и навыков при работе в  графическом редакторе  Paint.

 

Развивающие:

·         способствовать повышению компьютерной грамотности;

·         способствовать развитию художественных способностей;

·         развивать логическое и абстрактное мышление.

 

Воспитательные:

·      способствовать воспитанию патриотизма, активной жизненной позиции, целеустремленности;

·      способствовать формированию эстетического вкуса, трудолюбия, усидчивости, самоорганизованности, терпеливости.

 

Формы организации занятий:

 

       практические;

       словесные;

       учебно-игровые.

 

Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):

 

       объяснительный;

       иллюстративный;

       проблемный;

       частично-поисковый;

       исследовательский.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ

Всего:144 часов  (теории – 53 часа, практики – 91 часов)

 

Стартовый уровень:под руководством педагога у обучающихся формируются умения и навыки использования компьютера.

Обучающиеся знакомятся с:

·                техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте, охраной труда;

·                назначением и функциями графического редактора Paint;

·                специальной терминологией;

·                методами создания графического рисунка;

·                понятием композиция в графическом дизайне.

Диагностическая оценка уровня: тестовая работа.

 

Базовый уровень:обучающиеся совместно с педагогом получают основные сведения о работе в графических программах.

Обучающиеся знакомятся с:

·                операциями над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование, перенос фрагмента изображения из одной части чертежа в другую; удаление фрагмента изображения и др.);

·                способами графического представления информации;

·                методами творческого процесса дизайнера.

Диагностическая оценка уровня: практическая работа "Логотип".

 

Продвинутый уровень:обучающиеся способны самостоятельно построить композицию в графическом дизайне.

Обучающиеся изучают и выполняют:

·                собственные иллюстрации, рисунки из простых объектов (тех объектов, которые предлагаются в стандартных наборах, к примеру, круг, овал, линии и др.);

·                шрифтовые композиции;

·                редактируют и обрабатывают фото-файлы;

·                сюжетные рисунки.

Диагностическая оценка уровня: проект по заданной теме.

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы/ Уровни

Кол-во часов

Теория

Практика

Стартовый уровень

 

 

 

1

Устройство компьютера.

18

8

10

2

Мир дизайна.

18

8

10

3

Компьютерная графика.

10

4

6

4

Тестовая работа.

6

1

5

Базовый уровень

 

 

 

5

Графическая грамота.

16

8

8

6

Шрифтовая композиция.

18

8

10

7

Цифровой художник.

10

4

6

8

Практическая работа «Что мы знаем о своей Родине?»

6

1

5

Продвинутый уровень

 

 

 

9

Иллюстрация

14

4

10

10

Основы векторной графики.

14

4

10

11

Векторная композиция.

8

2

6

12

Проект.

6

1

5

Итого:

144

53

91

 

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля:

·      методы создания графического рисунка;

·      понятие композиция в графическом дизайне;

·      работу с текстом и шрифтом;

·      создавать и сохранять графические документы, в том числе и на съемные носители;

 

Образовательные результаты модуля:

·      работать с графическими редакторами;

·      создавать шрифтовые композиции.

 

Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков_

модуль «Компьютерная графика»

Ф.И. обучающегося ____________________________

№ п/п

Критерии оценки качества

Форма оценки качества

Уровень освоения программы

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Низкий

(1 балл)

Теоретические знания

1

Галерея инструментов.

Опрос, наблюдение, итоговые занятия,

тестирование, конкурсы.

Обучающийся   свободно ориентируется во всех изученных темах, уверенно отвечает на поставленные вопросы, дополняя их самостоятельно полученными знаниями

Обучающийся  хорошо ориентируется в изученном материале, правильно отвечает на большинство вопросов

Обучающийся

 плохо ориентируется в изученном материале, правильно отвечают только на часть вопросов.

2

Цвет.

Выбор цветов.

3

Особенности компьютерной графики.

4

Выделение и упорядочивание объектов. 

5

Импорт, экспорт и сохранение.

Практические умения и навыки

6

Редактирование изображений.

Презентации творческих работ, защита творческих проектов, исследовательская работа.

На  практической работе показывает положительные результаты, выполняет задания самостоятельно, используя нестандартные способы.

На  практической работе показывает хорошие результаты, но не всегда стабильные; умеет слушать и выполнять задания, данные педагогом, обращается за помощью при необходимости

На  практической работе хороших результатов не показывают, но знают её организацию на теоретическом уровне; ребенок испытывает затруднения в работе, нуждается в постоянной помощи.

7

Средства выделения и совмещения фрагментов изображения.

8

Фильтры. Создание спецэффектов.

9

Изменение формы объектов. Перерисовка, комбинирование. Создание объемных объектов.

10

Обработка конечного результата.

 

Список учебно-методической литературы для обучающихся:

1.      Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере: Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2015

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2015

2.      Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016

3.      Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Заголова Л.А., 2015

 

Электронно-образовательные ресурсы:

1.      demiart.ru – портал, посвященный компьютерной графики

 

Список учебно-методической литературы для обучающихся:

1.      Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Владос, 2015

2.      Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 2016

3.      Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере: Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2015

4.      Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского.  М., Просвещение, 2018

5.      Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2015

6.      Селиверстова Д. Школа юного художника. Рисование. Первые шаги. М.; ЭКСМО 2017

7.      Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2015

 

Список учебно-методической литературы для педагога:

1.      Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2015

2.      Азбука народных промыслов. 1 - 4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2016

3.      Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 2016

4.      Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 2016

5.      Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016

6.      Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Заголова Л.А., 2015

7.      Терещенко А.В. «История культуры русского народа». – М., ЭКСМО, 2017

 

Электронно-образовательные ресурсы:

1.      demiart.ru – портал, посвященный компьютерной графики

2.      https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1033644240.pdf

3.      https://studfile.net/preview/5759055/

 

 

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Сроки

Тема модуля, раздела

Кол-во

часов

Форма

занятий

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Азбука искусства»

 

1

I полугодие

История рисунка

10

Лекция, практикумы, групповая дискуссия

Тестирование

2

Искусство цвета

20

Индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая дискуссия

Творческая работа

3

Графика

30

Индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая  дискуссия

Рисунок с натуры

 

4

 

II полугодие

Основы перспективы

16

Лекция, практикумы, групповая  дискуссия, видео-занятия

Художественно-практические задания

5

Натюрморт

20

Самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия

Практическая работа с натуры

6

Пейзаж

20

Лекция, практикумы, групповая  дискуссия, видео-занятия

Практическая работа по представлению

7

Сюжетная композиция «Что мы знаем о своей Родине?»

28

Самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия

Выставка-конкурс творческих работ

 

Модуль «Компьютерная графика»

1

 

I полугодие

Техника рисования

10

Лекция, практикумы, групповая дискуссия,  видео-занятия

Творческая работа

2

Растровая графика

(AdobePhotoshop)

46

Лекции, самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия

Художественно-практические задания

3

 

II полугодие

Векторная графика

40

Лекция, практикумы, групповая дискуссия,  видео-занятия

Творческая работа

5

Графический  дизайн

48

Лекции, самостоятельная работа, практикумы, групповая дискуссия

Художественно-практические задания

 

 


Приложение 2

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ARTдизайн»

         

Результаты реализации, качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и динамика образовательных достижений, обучающихся программы «ART дизайн» контролируются в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля  в МАУДО Сургутского района «ЦДТ» от 09.01.2019 года.

Разработанная в Центре детского творчества система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

 

 

Время проведения

 

 

Цель проведения

 

Форма контроля

Начальная диагностика

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, творческих способностей.

 

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. Методика Г.Девиса на определение творческих способностей обучающихся. Тестирование на основе материалов Р.В.Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся».

 

Промежуточная аттестация

Декабрь и май по результатам обучения в 1 и 2 полугодиях

 

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Определение результатов обучения.

Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся, конкурсы, фестивали, открытое занятие, тестирование, анкетирование. Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся.

Анкетирование для родителей обучающихся.

Итоговая аттестация

В конце учебного

года или курса

обучения.

Определение изменения уровня развития

обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурсы, открытое занятие, тестирование, анкетирование.

 

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся

 

Механизмом промежуточной оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, являются: диагностика и мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.

В Центре детского творчества Сургутского района был разработан инструментарий – листы контроля знаний, умений, навыков (уровня обученности), которые заполняются по полугодиям (2 раза в год).

Данная диагностика позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов каждого обучающегося, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения обучающегося за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных, но и проследить развитие личностных качеств обучающихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы объединения.

Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности обучающихся, педагог должен определить следующее:

          какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично, сколько - не освоили совсем;

          сколько детей стали за текущий учебный год победителями, призерами конкурсов различного уровня;

          сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;

          каково количество обучающихся, переведенных на следующий этап обучения;

          каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе.


Приложение 3

Критерии выставочных работ:

 

 

Низкий

Средний

Высокий

Модуль «Азбука искусства»

Входной контроль

Понимать  первоначальные навыки рисования.

 

Умение компоновать в определённый формат листа.

Уметь определять связь внешних форм с конструкцией предмета, изображая ряд предметов, с учётом перспективных сокращений, представлять невидимые контуры модели, связывать их с видимыми очертаниями относительно линии горизонта.

Промежуточный

контроль

Не владеть элементами штриха, закрашивание краской, созданием цветом  

  различных тоновых градаций, смешивание красок.

Уметь владеть элементами штриха, заливка цветом, созданием цветом  

  различных тоновых градаций, смешивание красок.

Знать задачи светотени (блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс и падающая тень).

Итоговый

контроль

Частично уметь пользоваться цветовыми  контрастами, светотенью, плоскостями.

 

Цветовое пятно, его решение (мазок, пятно и т.п.).  Понимать свойства штриха, роль пятна.

 

 Уметь точно передавать форму и пропорции геометрических фигур бытовых предметов с их перспективными изображениями в сокращении средствами линии и светотени, правильно размещать изображаемые предметы в пространстве.

Модуль «Компьютерная графика»

Входной контроль

Не владеть специальной терминологией.

Знать «азы» художественного конструирования и дизайна.

Правильное  перспективное размещение предметов в пространстве.

Промежуточный

контроль

Неполное раскрытие сюжета, темы, неполное владение светом, тенью, рефлексами.

Не точное графическое построение простых предметов, форм.

Владеть навыками работы на ПК.

Итоговый

контроль

Понимать работу с инструментарием.

 

Владеть навыками работы в графическом редакторе.

Грамотно  использовать навыки работы в графической композиции.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru