МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании протокол заседания педагогического совета
№______от______20__г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _____ от ________ 20__г.
Директор ________ О.А. Ендовицкая |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
научно - технической направленности
«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
(в рамках проекта «Успех каждого ребёнка»)
ОБЪЕДИНЕНИЕ «РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»
МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА
Направленность техническая
Срок реализации программы 1 год (72 часа)
2 год (72 часа)
3 год (72 часа)
Вид программы модифицированная
Уровень базовый
Возраст учащихся 7-12 лет
Составитель: Ходий Евгений Васильевич
Должность педагог дополнительного образования
Объединение «Авиамоделирование»
Сакский район
2022 год
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Авиамоделирование» (в рамках проекта «Успех каждого ребёнка») разработана на основе требований:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020) [9];
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020) [10];
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [22];
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [21];
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [6];
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р [20];
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р [3];
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [23];
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [15];
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [16];
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [18];
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17].
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [11; 13];
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [12];
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» [7];
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019) [8].
Программа ориентирована на развитие технических способностей, учащихся в области авиамоделизма. Основой данной программы является обучение детей конструированию и изготовлению различных летающих моделей.
Вид программы
Программа
является модифицированной. Методологическую основу составили программы:
образовательная программа дополнительного образования детей «Простейшие
авиамодели» Бабаев Валерий Георгиевич Москва 2012 год департамент образования
города Москвы Зеленоградское окружное управление образования ГБОУ
Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи; программа объединения
«Авиамодельный» Алиханов Н.К.
педагог дополнительного образования 1 категория С. Еткуль 2006
г.), образовательная программа
дополнительного образования детей технической
направленности «Авиамоделирование» составитель: Вашатко Юрий Анатольевич, педагог
дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского и юношеского технического
творчества» п. Вольное 2018 год.
Уровень программы базовый. Содержание программы предоставляет учащимся возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков изготавливать модели по шаблонам, эскизам и чертежам.
Актуальность программы. Данная программа позволяет формировать у обучающихся интерес к технике, развивает творческое, конструктивное мышление, помогает овладеть прикладными навыками.
Особую актуальность представляет формирование гражданской и нравственной позиции юных техников. Включаясь в работу различных детских общественных объединений по интересам, учащиеся оказываются в пространстве разновозрастного общения, могут проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывать интересы других, получать квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни. Это влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни, а значит - на их успешность.
Освоение программы дает возможность обучающимся определиться с выбором занятий в специализированных объединениях: модельных, технических, прикладного творчества.
Новизна программы заключается в детальном изучении интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, в частности – в области авиамоделирования и непосредственном выявлении социального заказа родителей и детей к характеру и качеству предоставляемой информации, а также иных действий педагогического характера, направленных на формирование знаний, умений и навыков в конкретной области.
Обучающиеся детально изучают строение и технику изготовления авиамоделей различных типов и способы их изготовления из доступных материалов.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся.
Отличительные особенности программы:
От существующей типовой программы «Авиамоделирование», которая требует для реализации дорогостоящего оборудования и материалов, данная программа отличается тем, что позволяет использование для построения моделей недорогого, общедоступного материала и технологий; простого инструмента. Обучающиеся могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе, например, для создания подарка, участия в конкурсах по авиамоделизму и т. д. Программа способствуют возрождению интереса ребенка к производству летательных аппаратов. Так же отличительной особенностью программы является ее практическая направленность .
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение авиамоделированию развивает у детей образное мышление, учит работать по готовым шаблонам, а так же с чертежами (эскизами) и изготавливать по ним модели.
Работа в объединении позволяет воспитывать у детей дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность и интерес к технике, формирует техническое мышление. Готовить обучающихся к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции.
Занятия детей в объединении способствуют формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться, самим строить модели из различных материалов, пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по авиамоделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет.
Количество обучающихся в группе составляет 15 человек.
Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема возрастным особенностям и уровню предварительной подготовки учащихся.
Характеристика контингента учащихся
В данном возрасте у детей уже возникли все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка.
Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей младшего школьного возраста к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью детей младшего школьного возраста является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу от своего труда.
Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема возрастным особенностям и уровню предварительно подготовки учащихся.
Педагог стремится к индивидуальному подходу ко всем учащимся. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческими способностями, одаренностью, возрастом, психофизическими особенностями, состоянием здоровья учащихся.
Объем и срок освоения программы – программа предусматривает3года реализации по 72 часа в год ( 36 учебных недель).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Занятия проводятся в течение всего года, включая осенние и весенние каникулы.
При использовании электронных средств обучения (далее - ЭСО) во время занятий и перерывов должна проводиться гимнастика для глаз.
При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перерывов.
Для профилактики нарушений осанки во время перерывов должны проводиться соответствующие физические упражнения.
При использовании ЭСО с демонстрацией
обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию
в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не
должна превышать для учащихся 1-4-х классов -
10 минут, для 5-9-х классов - 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО
на занятии не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет -
20 минут, старше
10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов -
25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
Формы обучения: очная; при необходимости – с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации учебного процесса
Программа рассчитана на групповые занятия. В целом состав группы остаётся постоянным, но может изменяться последующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий, смены места жительства, наличия противопоказаний по здоровью и в других случаях.
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах организации деятельности учащихся:
- фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповая – организация работы в группах;
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В процессе реализации программы используются следующие формы организации занятий: теоретические и практические занятия, беседы, соревнования и другие.
В случае применения формы обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий используются следующие формы организации занятий: онлайн консультации, презентации, видео-уроки, практические занятия.
Цель программы.
Обучить техническим приемам изготовления простейших изделий, технических объектов; дать представление о материалах и инструментах, способствовать формированию общих знаний об авиамоделировании; детально изучить строение различных авиамоделей; формирование профессионально-прикладных навыков при работе с различными материалами; приобретение навыков работы с различными материалами.
Задачи программы
Обучающие:
-обучить приемам работы с различными материалами и инструментами;
-познакомить с основными техническими понятиями, базовыми технологическими приемами;
-научить изготавливать простейшие изделия, технические объекты;
-обучить приемам конструирования различных авиационных моделей;
-повысить общетехнический уровень обучающихся;
-сформировать теоретические знания и практические навыки, как минимум, предпрофессионального уровня;
-сформировать навыки работы с различными материалами и инструментами.
Развивающие:
-вызвать интерес обучающихся к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ;
-совершенствовать творческие способности личности в процессе выполнения практических работ;
-способствовать развитию внимания, памяти, логического и образного мышления, пространственного воображения;
-развить художественный вкус, творческие особенности, фантазию.
-развить, совершенствовать и закрепить умения и навыки, полученные при обучении в школе;
- развить навыки работы с различными инструментами;
-формировать умение планировать свою деятельность.
Воспитывающие:
-способствовать формированию самостоятельности в решении вопросов конструирования и изготовления моделей, технических и др. объектов, выбора материала, выбора оптимальных способов обработки,
-развивать видение перспективы, умение планировать;
-побуждать и стимулировать мотивацию обучающихся к трудовой деятельности за счет привлекательных и значимых для детей объектов труда – моделей и других изготавливаемых изделий;
-воспитывать осознанное отношение к результатам труда, бережного отношения к природе;
-способствовать формированию чувства прекрасного.
-создать мотивацию для дальнейшего саморазвития обучающихся.
В результате занятий по программе у обучающихся могут быть сформированы и развиты следующие компетенции и личностные качества:
Личностные: воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, воспитание патриотизма;
Метапредметные: развито творческое мышление (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).
Предметные: развито техническое мышление, сформированы знания в области аэродинамики, обучение детей использование в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений, сформированы навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов, сформированы умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей.
Воспитательный потенциал программы дополняется информацией о развития авиации. На учебных занятиях обучающиеся знакомятся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит — с историей Родины и всего человечества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(72 часа)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы авиамоделизма. |
8 |
6 |
2 |
устный опрос, практич.работа |
2 |
Модели планеров. |
46 |
16 |
30 |
Устный опрос, практич. работа запуски моделей. Выставочное оценивание. |
3 |
Модели самолётов. |
16 |
6 |
10 |
Тестирование Выставочное оценивание. |
4 |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
2 |
- |
Итоговое тестирование, Запуски моделей. Соревнования. |
|
ИТОГО: |
72 |
30 |
42 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (72 часа)
1. Основы авиамоделизма. (8 часов)
Тема: Вводное занятие. Краткая история возникновения и развития авиации.
Теория: Авиация и ее значение в народном хозяйстве. Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении. Техника безопасности.
Тема: Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования.
Теоретический курс. Знакомство с правилами оборудования рабочего места моделиста, инструментами и приспособлениями для работы. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Практические занятия. Отработка навыков работы с рабочим инструментом.
Тема: Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха.
Теория:. Понятия: летательные аппараты; авиационные модели; свободный полёт. Воздух и его основные свойства. Почему и как возникает подъёмная сила?
Тема: Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики.
Теория: Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Характеристики крыла. Понятия: размах крыла, профиль крыла, передняя и задняя кромка крыла, профиль крыла, угол атаки.
Практические занятия. Опыты с бумажными крыльями.
2. Модели планеров. (46 часов)
Тема: Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. Как устроен планер.
Теория: Исторические факты об истории создания и применения планеров, способах запуска принципов полёта планеров. Конструкционные особенности устройства планеров.
Форма контроля/аттестации: Тестирование.
Тема: Листовой пенопласт, его применение в авиамоделировании.
Теория: Знакомство с листовым пенопластом. Свойства пенопласта. Использование пенопласта для моделей планера. Безопасность работы с материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера.
Тема: Инструменты и оборудование для работы с листовым пенопластом. Безопасность работ.
Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом.
Практические занятия. Нарезка и обработка заготовок из листового пенопласта. Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Полимерный клей. Клеевой пистолет. Правила безопасной работы.
Теория: Знакомство полимерным клеем. Устройство и принцип работы клеевого пистолета. Безопасность работы с клеевыми материалами и инструментом.
Практические занятия. Подбор и подготовка клеевых материалов для изготовления модели планера. Склеивание деталей.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Изготовление минипланеров из листового пенопласта, по заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Модель планера «Колибри» из листового пенопласта, по готовым шаблонам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта, по готовым шаблонам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление планирующей модели «ЯК-3», из листового пенопласта, по готовым шаблонам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление метательной модели планера, из листового пенопласта, заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление модели легкого планера, из листового пенопласта, по заданным.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Регулировка и запуск моделей.
Практические занятия. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
3. Модели самолётов. (16 часов)
Тема: Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт.
Теория: Исторические факты, истории создания и применения самолётов, отличие самолётов от планеров. Конструкционные особенности устройства самолётов.
Форма контроля/аттестации: Устный опрос.
Тема: Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами. Установка резиномотора.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели. Изготовление модели. Запуск модели (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Изготовление модели самолёта «Пчёлка». на резиномоторе, из листового пенопласта.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
4. Организация мероприятий. Подведение итогов. (2 часа)
Теория: Подведение итогов учебного года. Итоговая аттестация.
Формы аттестации/контроля: Соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(72 часа)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы авиамоделизма. |
8 |
6 |
2 |
устный опрос, практич.работа |
2 |
Изготовление моделей планеров. |
46 |
16 |
30 |
Устный опрос, практич. работа запуски моделей. Выставочное оценивание. |
3 |
Модели самолётов на резиномоторе . |
16 |
6 |
10 |
Тестирование Выставочное оценивание. |
4 |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
2 |
- |
Итоговое тестирование, Запуски моделей. Соревнования. |
|
ИТОГО: |
72 |
30 |
42 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (72 часа)
1. Основы авиамоделизма. (8 часов)
Тема: Вводное занятие. История возникновения и развития авиации в России.
Теория: Краткий обзор истории авиации России. Понятие об авиамоделях, области их применения. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении. Техника безопасности.
Тема: Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования.
Теоретический курс. Повторение и закрепление правил оборудования рабочего места моделиста инструментами и приспособлениями для работы. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Практические занятия. Отработка навыков работы с рабочим инструментом.
Тема: Материалы для изготовления авиамоделей.
Теория: Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Способы сборки деталей. Виды клеев.
Практические занятия. Выполнение требований техники безопасности.
Тема: Крыло и его характеристики.
Теория: Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Характеристики крыла. Понятия: размах крыла, профиль крыла, передняя и задняя кромка крыла, профиль крыла, угол атаки. Обеспечение устойчивости полёта.
Практические занятия. Формирование формы профиля крыла..
2. Изготовление моделей планеров. (46 часов)
Тема: Принцип устройства планера.
Теория: Конструкционные особенности устройства планеров. Требования к моделям планеров и рекомендации для самостоятельного конструирования.
Форма контроля/аттестации: Тестирование.
Тема: Изготовление минипланеров из листового пенопласта, по заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление моделей с различной геометрической формой крыла одинаковой площади. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Модель планера с размахом крыла 200 мм. из листового пенопласта, по заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Модель планера с размахом крыла 230 мм. из листового пенопласта, по заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление модели планера «СИНИЦА», по заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление метательной модели планера, из листового пенопласта, заданным размерам.
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление модели планера « ВОЯДЖЕР».
Теория: Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Изготовление экспериментальной модели планера по разработанным эскизам.
Теоретический курс. Повторение материалов об устройстве модели планера. Знакомство с исследовательскими работами учащихся. Разработка собственной модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Регулировка и запуск моделей.
Практические занятия. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
3. Модели самолётов на резиномоторе. (16 часов)
Тема: Резиномоторы. Применение резиномоторов на моделях.
Теория: Применение резиномоторов на авиамоделях. Сведения о резине. Конструкционные особенности устройства резиномоторов.
Форма контроля/аттестации: Устный опрос.
Тема: Изготовление резиномоторной модели самолёта №1.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами. Установка резиномотора.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели. Изготовление модели. Запуск модели (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Изготовление резиномоторной модели самолёта №2, из листового пенопласта.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Изготовление экспериментальной модели самолёта разработанным эскизам.
Теоретический курс. Повторение материалов об устройстве модели самолёта. Разработка собственной модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
4. Организация мероприятий. Подведение итогов. (2 часа)
Теория: Подведение итогов учебного года. Итоговая аттестация.
Формы аттестации/контроля: Соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(72 часа)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы авиамоделизма. |
4 |
4 |
- |
устный опрос, |
2 |
Изготовление моделей планеров по собственному замыслу . |
46 |
1 |
45 |
устный опрос, практич. работа запуски моделей. Выставочное оценивание. |
3 |
Модели самолётов по собственному замыслу. |
20 |
1 |
19 |
устный опрос, практич. работа запуски моделей. Выставочное оценивание. |
4 |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
- |
2 |
Итоговое тестирование, Запуски моделей. Соревнования. |
|
ИТОГО: |
72 |
6 |
66 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (72 часа)
1. Основы авиамоделизма. (4 часа)
Тема: Вводное занятие.
Теория: Повторение понятия об авиамоделях, области их применения. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении. Техника безопасности.
Тема: Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования (Повторение).
Теоретический курс. Повторение и закрепление правил оборудования рабочего места моделиста инструментами и приспособлениями для работы. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Тема: Материалы для изготовления авиамоделей (Повторение).
Теория: Повторение: Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Способы сборки деталей. Виды клеев.
Тема: Крыло и его характеристики. Устойчивость полёта. (Повторение).
Теория: Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Характеристики крыла. Понятия: размах крыла, профиль крыла, передняя и задняя кромка крыла, профиль крыла, угол атаки. Обеспечение устойчивости полёта.
2. Изготовление моделей планеров по собственному замыслу . (46 часов)
Тема: Принцип устройства планера (Повторение).
Теория: Конструкционные особенности устройства планеров. Требования к моделям планеров и рекомендации для самостоятельного конструирования.
Форма контроля/аттестации: устный опрос.
Тема: Изготовление экспериментальной модели планера по собственному замыслу.
Теоретический курс. Повторение материалов об устройстве модели планера. Знакомство с исследовательскими работами учащихся. Разработка собственной модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
Тема: Регулировка и запуск моделей.
Практические занятия. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
3. Модели самолётов по собственному замыслу. (20 часов)
Тема: Принципы изготовления моделей самолётов. Режимы полёта самолётов (Повторение).
Теория: Виды моделей самолётов. Конструкционные особенности устройства моделей самолётов. Сведения о режимах полёта самолёта.
Форма контроля/аттестации: Устный опрос.
Тема: Изготовление экспериментальной модели самолёта разработанным эскизам.
Теоретический курс. Повторение материалов об устройстве модели самолёта. Разработка собственной модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Форма контроля/аттестации: Оценка качества работы.
4. Организация мероприятий. Подведение итогов. (2 часа)
Теория: Подведение итогов учебного года. Итоговая аттестация.
Формы аттестации/контроля: Соревнования.
Планируемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать:
- определение понятий «модель», «техническое моделирование», «конструктор», «технология» и др.;
- названия частей изготовляемых макетов и моделей, специальную терминологию в рамках программы, владеть ею;
- основные технологические операции;
- приемы и правила пользования основными ручными инструментами;
- правила организации рабочего места и техники безопасности труда в процессе всех этапов конструирования;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- способы изготовления деталей;
- способы соединения деталей;
- назначение шаблонов;
- правила сборки макетов и моделей из готовых деталей по чертежам, эскизам, техническим рисункам;
- основные правила обработки, хранения бумаги, картона, тканей и др. материалов их использование, применение, доступные способы обработки;
Уметь:
- разбираться в чертежах, эскизах, технических рисунках изготавливаемых изделий;
- работать с бумагой, деревом, пенопластом, изготавливать из них изделия в точном соответствии с заданным образцом;
- выполнять разметку деталей на материалах при помощи линейки и шаблонов;
- изготавливать детали;
- выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;
- определять основные части изготовляемых макетов и моделей, правильно произносить их названия;
- сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;
- паять, грунтовать, клеить, красить детали моделей;
- производить необходимые расчеты;
- пользоваться распространенными ручными инструментами;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментом;
- правильно организовать рабочее место;
- взаимодействовать со сверстниками и принимать участие в коллективной работе.
По окончании второго года обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментом;
- основные характеристики и элементы моделей (самолётов);
- регулировка авиамоделей, проведение испытаний;
- общие устройства и принцип работы несущих плоскостей и силовых агрегатов моделей;
- классификацию авиационных моделей;
- аэродинамику модели самолета;
- особенности регулировки и управления моделью самолета.
Уметь:
- изготавливать более сложные модели;
- творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию;
-работать с электроинструментом (паяльник, циркулярная пила) и на сверлильном станке;
- выполнять эскизы моделей самолетов;
- конструировать и запускать более сложные модели самолета;
- владеть навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению деталей стендовых моделей и их последовательной сборки;
-оформлять результаты своих проектов и уметь представлять выполненную работу;
-изготавливать модели самолета по собственному замыслу и принимать участие с ними в различных соревнованиях.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментом;
- основные характеристики и элементы моделей (самолётов);
- регулировка авиамоделей, проведение испытаний;
- общие устройства и принцип работы несущих плоскостей и силовых агрегатов моделей;
- классификацию авиационных моделей;
- аэродинамику модели самолета;
- особенности регулировки и управления моделью самолета.
Уметь:
- самостоятельно изготавливать модели;
- творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию;
- работать с электроинструментом (паяльник, циркулярная пила) и на сверлильном станке;
- самостоятельно выполнять эскизы моделей самолетов;
- самостоятельно конструировать и запускать модели самолета;
- оформлять результаты своих проектов и уметь представлять выполненную работу;
-изготавливать модели самолета по собственному замыслу и принимать участие с ними в различных соревнованиях.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через их участие в:
- входящее тестирование;
- тестирование;
- выставочное оценивание;
- соревнования.
Входной контроль – проводится с целью изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его способностей и достижений в этой области, личностных качеств ребенка. Входной контроль заключается в проведении опроса с целью оценки уровня подготовленности.
Текущий контроль – проводится в течение года по окончании изучения темы в форме тестирования.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения раздела, с целью изучения динамики освоения ребенком предметного содержания в форме тестирования.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня творческих способностей каждого ребенка, определения результатов обучения в форме итоговой соревнований.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовые модели, соревнования, дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовые модели.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Уровень знаний обучаемого высокий |
уровень знаний средний |
уровень знаний низкий |
Отлично и хорошо знает основы работы с различными материалами и инструментами. |
Средне знает основы работы с различными материалами и инструментами. |
Слабо или плохо знает основы работы с различными материалами и инструментами. |
Отлично и хорошо управляет моделью. |
Средне управляет моделью |
Слабо или плохо управляет моделью
|
Отличное или хорошее знание устройства моделей. |
Среднее знание устройства модели. |
Плохие знания устройства моделей. |
Критериями уровня освоения знаний являются правильность выполнения заданий, уверенное владение инструментом, умение использовать учебные понятия в практической деятельности. Практические навыки проверяются в процессе изготовления моделей.
Показателями степени творческой активности детей является уровень поисковой, изобретательской, творческой деятельности, их настроение и позиция при выполнении какого-либо дела.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические материалы включают в себя методическую литературу и методические разработки для обеспечения учебно-воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.). Являются приложением к программе, хранятся у педагога дополнительного образования и используются в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 4,5 ).
Методы обучения:
В процессе реализации образовательной программы используются следующие методы обучения:
- перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством органов чувств);
- словесные (рассказ, объяснение и т.п.);
- наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);
- иллюстративно-демонстративные;
- практические (изготовление моделей).
Групповые формы работы. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы, учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды.
Работа парами.
Учащиеся получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится
исполнителем – он должен выполнять это задание,
а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность
полученного результата. При выполнении следующего задания дети меняются ролями:
кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться, помогающее творчески интерпретировать информацию.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кадровое обеспечение.
Для успешной реализации образовательной программы необходимо квалифицированное кадровое обеспечение:
- лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»;
- лицо, обучающееся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшее промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Педагог, реализующий программу, должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.
2. Материально-техническое обеспечение программы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
Литература для обучающихся:
1. Г.В. Корнюхин. Авиация второй мировой войны. – Смоленск: Русич, 2001.
2. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - М.: Просвещение, 2014.
3. Журнал Моделист конструктор. - М.: Молодая гвардия, 1990-2010.
4. Рожков В.С. Строим летающие модели. - М.: Патриот, 1990.
3. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 2008.
Интернет – источники:
1. Журнал моделист-конструктор [Электронный источник] - URL:http://modelist-konstruktor.ru/
2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ. [Электронный ресурс]: http://avia-master.com/books-for-aircraft-construction/40-bolonkin-aa-teoriya-poleta-letayuschih-modeley-1962g.htl
3. Жуковский Н. Е. Теория винта. - Москва. [Электронный ресурс]: http://bookfi.org/book/749796
4. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей. - М: ДОСААФ СССР. [Электронный ресурс]: http://avia-master.com/books-for-aircraft-construction/page/5/
5. https://clstunt.ru/index.php/tekhnologii/37-slovar-terminov/352-rezinomotory
6. https://aircraft-modeling.com/ru/content/technologies/materials/
7. https://masteraero.ru/rezino_model_samolet-45_bk.php
8. https://usamodelkina.ru/10166-rezinomotornaya-model-iz-potolochnoy-plitki.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fusamodelkina.ru%2F10166-rezinomotornaya-model-iz-potolochnoy-plitki.html
9. https://youtu.be/ANfdA9BUmps
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года в МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА
начало учебного года |
конец учебного года |
продолжительность учебного года |
01 сентября |
31 мая |
36 недель |
2. Сроки реализации программы
Сроки реализации |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Кол-во учебных недель |
Кол-во учебных часов в год |
1 год
|
1 группа - 06 сентября 2 группа - 01 сентября 3 группа - 02 сентября |
по мере реализации программы |
36 |
72 часа |
2 год
|
1 группа - 05 сентября 2 группа - 06 сентября 3 группа - 01 сентября |
по мере реализации программы |
36 |
72 часа |
3 год
|
1 группа - 03 сентября 2 группа - 03 сентября 3 группа - 04 сентября |
по мере реализации программы |
36 |
72 часа |
3. Режим занятий. Режим работы в период школьных каникул
Режим занятий |
Режим работы в период школьных каникул |
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
|
Занятия проводятся в течение всего года, включая осенние и весенние каникулы. В период летних школьных каникул занятия могут проводиться по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул в форме учебных занятий, мастер-классов, тематических мероприятий |
1 год обучения.
№ |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
1 |
сентябрь
|
сентябрь
|
Основы авиамоделизма. |
8
|
теория практика |
Входной контроль Устный опрос, практическая работа. |
2 |
сентябрь-март |
сентябрь-март |
Модели планеров. |
46 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Промежуточная аттестация. Выставочное оценивание. |
3 |
март- май |
март- май |
Модели самолётов. |
16 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Выставочное оценивание. |
4 |
май |
май |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
теория
|
Итоговая аттестация. Соревнования. |
2 год обучения.
№ |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
1 |
сентябрь
|
сентябрь
|
Основы авиамоделизма. |
8
|
теория практика |
Входной контроль Устный опрос, практическая работа. |
2 |
сентябрь-март |
сентябрь-март |
Изготовление моделей планеров. |
46 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Промежуточная аттестация. Выставочное оценивание. |
3 |
март- май |
март- май |
Модели самолётов на резиномоторе . |
16 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Выставочное оценивание. |
4 |
май |
май |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
теория
|
Итоговая аттестация. Соревнования. |
3 год обучения.
№ |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
1 |
сентябрь
|
сентябрь
|
Основы авиамоделизма. |
4
|
теория практика |
Входной контроль Устный опрос, практическая работа. |
2 |
сентябрь-март |
сентябрь-март |
Изготовление моделей планеров по собственному замыслу . |
46 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Промежуточная аттестация. Выставочное оценивание. |
3 |
март- май |
март- май |
Модели самолётов по собственному замыслу. |
20 |
теория практика |
Устный опрос. практическая работа. Выставочное оценивание. |
4 |
май |
май |
Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
теория
|
Итоговая аттестация. Соревнования. |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.
Название объединения «Авиамоделирование» (в рамках проекта «Успех каждого ребёнка») группа 1
№ П/П занятия |
Название темы занятия
|
Количество часов
|
Дата по расписанию |
Форма аттестации / контроля |
Примечание (корректировка)
|
||||
По плану |
По факту |
||||||||
1. Основы авиамоделизма. |
|||||||||
Сентябрь |
|||||||||
1
|
Вводное занятие. |
1 |
06.09 |
|
Входной контроль
|
|
|||
1 |
07.09 |
|
Устный опрос, |
|
|||||
2 |
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования. |
1 |
13.09
|
|
Устный опрос,
|
|
|||
1 |
14.09 |
|
практическая работа. |
|
|||||
3
|
Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха. |
1 |
20.09
|
|
|
|
|||
1 |
21.09
|
|
Устный опрос, |
|
|||||
4 |
Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики. |
1 |
27.09 |
|
Устный опрос, |
|
|||
1 |
28.09 |
|
практическая работа. |
|
|||||
2. Модели планеров. |
|||||||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Октябрь |
|||||||||
1 |
Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. |
1 |
04.10
|
|
|
|
|||
|
Как устроен планер.
|
1
|
05.10 |
|
Устный опрос.
|
|
|||
2
|
Листовой пенопласт, его применение в авиамоделировании. |
1 |
11.10
|
|
|
|
|||
1 |
12.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Инструменты и оборудование для работы с листовым пенопластом. Безопасность работ. |
1
|
18.10
|
|
Устный опрос. |
|
||||
1 |
19.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Полимерный клей. Клеевой пистолет. Правила безопасной работы. |
1 |
25.10 |
|
Устный опрос. |
|
||||
1 |
26.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Ноябрь |
|||||||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
01.11 |
|
|
|
||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
02.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
08.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
09.11 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Игры и соревнования с моделями минипланеров. |
1 |
15.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
16.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
3
|
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
22.11 |
|
|
|
|||
1 |
23.11 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
29.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
30.11 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Итого за месяц |
10 |
|
|
|
|
||||
Декабрь
|
|||||||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
06.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
07.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
13.12 |
|
|
|
||||
1 |
14.12 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
20.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
21.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
27.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
28.12 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. Промежуточная аттестация.
|
|
|||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Январь |
|||||||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
10.01 |
|
|
|
||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
11.01 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
17.01 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
18.01 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
24.01 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
25.01 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
31.01 |
|
|
|
||||
Итого за месяц |
7 |
|
|
|
|
||||
Февраль
|
|||||||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
01.02 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
07.02 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
08.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
14.02 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
15.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
21.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
||||
1 |
22.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
28.02 |
|
практическая работа.
|
|
||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Март |
|||||||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
01.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
07.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
14.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Регулировка и запуск моделей |
1 |
15.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
21.03 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
3. Модели самолётов.
|
|||||||||
1 |
Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт. |
1 |
22.03
|
|
|
|
|||
1 |
28.03 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
2
|
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1 |
29.03 |
|
|
|
|||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Апрель |
|||||||||
|
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1 |
04.04 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||
3
|
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе, из листового пенопласта. |
1 |
05.04
|
|
Устный опрос. |
|
|||
1 |
11.04 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе, из листового пенопласта. |
1 |
12.04 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
18.04 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе, из листового пенопласта. |
1 |
19.04 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
25.04 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
26.04 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Май
|
|||||||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
03.05 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
10.05 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
16.05 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
17.05 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
23.05 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
4. Организация мероприятий. Подведение итогов.
|
|||||||||
1 |
Подведение итогов учебного года. |
1 |
24.05 |
|
Устный опрос. |
|
|||
Соревнования Итоговая аттестация. Планирование работы на следующий год |
1
|
30.05
|
|
Соревнования. Тестирование.
|
|
||||
Итого за месяц |
7 |
|
|
|
|
||||
Итого за год
|
72 |
|
|||||||
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА
(название программы)
№п/п |
Причина корректировки |
Дата |
Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.
Название объединения «Авиамоделирование» (в рамках проекта «Успех каждого ребёнка») группа 2
№ П/П занятия |
Название темы занятия
|
Количество часов
|
Дата по расписанию |
Форма аттестации / контроля |
Примечание (корректировка)
|
||||
По плану |
По факту |
||||||||
1. Основы авиамоделизма. |
|||||||||
Сентябрь |
|||||||||
1
|
Вводное занятие. |
1 |
01.09 |
|
Входной контроль
|
|
|||
1 |
07.09 |
|
Устный опрос, |
|
|||||
2 |
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования. |
1 |
08.09
|
|
Устный опрос,
|
|
|||
1 |
14.09 |
|
практическая работа. |
|
|||||
3
|
Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха. |
1 |
15.09
|
|
|
|
|||
1 |
21.09
|
|
Устный опрос, |
|
|||||
4 |
Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики. |
1 |
22.09 |
|
Устный опрос, |
|
|||
1 |
28.09 |
|
практическая работа. |
|
|||||
2. Модели планеров.
|
|||||||||
1 |
Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. |
1 |
29.09
|
|
|
|
|||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
||||
Октябрь |
|||||||||
Как устроен планер.
|
1
|
05.10 |
|
Устный опрос.
|
|
||||
2
|
Листовой пенопласт, его применение в авиамоделировании. |
1 |
06.10
|
|
|
|
|||
1 |
12.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Инструменты и оборудование для работы с листовым пенопластом. Безопасность работ. |
1
|
13.10
|
|
Устный опрос. |
|
||||
1 |
19.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Полимерный клей. Клеевой пистолет. Правила безопасной работы. |
1 |
20.10 |
|
Устный опрос. |
|
||||
1 |
26.10 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
27.10 |
|
|
|
||||
Итого за месяц |
8
|
|
|
|
|
||||
Ноябрь |
|||||||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
02.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
03.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
09.11 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Игры и соревнования с моделями минипланеров. |
1 |
10.11 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
16.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
3
|
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
17.11 |
|
|
|
|||
1 |
23.11 |
|
Устный опрос.
|
|
|||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
24.11
|
|
практическая работа. |
|
||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
30.11 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
||||
Итого за месяц |
|
9 |
|
|
|
||||
Декабрь |
|||||||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
01.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
07.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
08.12 |
|
|
|
||||
1 |
14.12 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
15.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
21.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
22.12 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
28.12 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
29.12 |
|
Промежуточная аттестация |
|
||||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
||||
Январь
|
|||||||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
11.01 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
12.01 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
18.01 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
19.01 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
25.01 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
26.01 |
|
|
|
||||
Итого за месяц |
6 |
|
|
|
|
||||
Февраль
|
|||||||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
01.02 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
02.02 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
08.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
09.02 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
15.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
16.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
||||
1 |
22.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
|||||
Итого за месяц |
7 |
|
|
|
|
||||
Март |
|||||||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
01.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
02.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
09.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
15.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Регулировка и запуск моделей |
1 |
16.03 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
22.03 |
|
практическая работа Выставочное оценивание.. |
|
|||||
3. Модели самолётов.
|
|||||||||
1 |
Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт. |
1 |
23.03
|
|
|
|
|||
1 |
29.03 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
2
|
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1
|
30.03 |
|
|
|
|||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
||||
Апрель |
|||||||||
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1 |
05.04 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
||||
3
|
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе из листового пенопласта. |
1 |
06.04
|
|
Устный опрос. |
|
|||
1 |
12.04 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе из листового пенопласта. |
1 |
13.04 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
19.04 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе из листового пенопласта. |
1 |
20.04 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
26.04 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
27.04 |
|
|
|
||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
||||
Май |
|||||||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
03.05 |
|
Устный опрос. |
|
||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
04.05 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
10.05 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление модели самолёта из бамбуковых шпажек и полиэтиленовой плёнки на резиномоторе. |
1 |
11.05 |
|
практическая работа. |
|
||||
1 |
17.05 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
4. Организация мероприятий. Подведение итогов.
|
|||||||||
1 |
Подведение итогов учебного года. |
1 |
18.05 |
|
Устный опрос. |
|
|||
Соревнования Итоговая аттестация. Планирование работы на следующий год |
1
|
24.05
|
|
Соревнования. Тестирование.
|
|
||||
Итого за месяц |
7 |
|
|
|
|
||||
Итого за год
|
72 |
|
|||||||
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА
(название программы)
№п/п |
Причина корректировки |
Дата |
Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.
Название объединения «Авиамоделирование» (в рамках проекта «Успех каждого ребёнка») группа 3
№ П/П занятия |
Название темы занятия
|
Количество часов
|
Дата по расписанию |
Форма аттестации / контроля |
Примечание (корректировка)
|
|||||
По плану |
По факту |
|||||||||
1. Основы авиамоделизма. |
||||||||||
Сентябрь |
||||||||||
1
|
Вводное занятие. |
1 |
02.09 |
|
Входной контроль
|
|
||||
1 |
07.09 |
|
Устный опрос, |
|
||||||
2 |
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования. |
1 |
09.09
|
|
Устный опрос,
|
|
||||
1 |
14.09 |
|
практическая работа. |
|
||||||
3
|
Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха. |
1 |
16.09
|
|
|
|
||||
1 |
21.09
|
|
Устный опрос, |
|
||||||
4 |
Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики. |
1 |
23.09 |
|
Устный опрос, |
|
||||
1 |
28.09 |
|
практическая работа. |
|
||||||
2. Модели планеров.
|
||||||||||
1 |
Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. |
1 |
30.09
|
|
|
|
||||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
|||||
Октябрь |
||||||||||
|
Как устроен планер.
|
1
|
05.10 |
|
Устный опрос.
|
|
||||
2
|
Листовой пенопласт, его применение в авиамоделировании. |
1 |
07.10
|
|
|
|
||||
1 |
12.10 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Инструменты и оборудование для работы с листовым пенопластом. Безопасность работ. |
1
|
14.10
|
|
Устный опрос. |
|
|||||
1 |
19.10 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Полимерный клей. Клеевой пистолет. Правила безопасной работы. |
1 |
21.10 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
1 |
26.10 |
|
практическая работа.
|
|
||||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
28.10 |
|
|
|
|||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
|||||
Ноябрь |
||||||||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
02.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Изготовление минипланеров из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
09.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
11.11 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
||||||
Игры и соревнования с моделями минипланеров. |
1 |
16.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
18.11 |
|
практическая работа. |
|
||||||
3
|
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
23.11 |
|
|
|
||||
1 |
25.11 |
|
Устный опрос. |
|
||||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
30.11 |
|
практическая работа. |
|
|||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
|||||
Декабрь |
||||||||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
02.12
|
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
|||||
Модель планера «Колибри» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
07.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
09.12 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
14.12 |
|
|
|
|||||
1 |
16.12 |
|
Устный опрос. |
|
||||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
21.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
23.12 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление планирующей модели «МИГ-15» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
28.12 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
30.12 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. Промежуточная аттестация
|
|
||||||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
|||||
Январь |
||||||||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
11.01 |
|
|
|
|||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
13.01 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1
|
18.01 |
|
практическая работа.
|
|
|||||
1 |
20.01 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление планирующей модели «ЯК-3» из листового пенопласта по готовым шаблонам. |
1 |
25.01 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
27.01 |
|
практическая работа. Выставочное оценивание. |
|
||||||
Итого за месяц |
6 |
|
|
|
|
|||||
Февраль |
||||||||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
01.02 |
|
|
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
03.02 |
|
Устный опрос. |
|
|||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
08.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
10.02 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление метательной модели планера из листового пенопласт по заданным размерам. |
1 |
15.02 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
17.02 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
22.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
|||||
1 |
24.02 |
|
Выставочное оценивание. |
|
||||||
Итого за месяц |
8 |
|
|
|
|
|||||
Март |
||||||||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1 |
01.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
03.03 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Изготовление модели легкого планера из листового пенопласта по заданным размерам. |
1
|
10.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
15.03 |
|
практическая работа. |
|
||||||
Регулировка и запуск моделей |
1 |
17.03 |
|
практическая работа. |
|
|||||
1 |
22.03 |
|
практическая работа Выставочное оценивание.. |
|
||||||
3. Модели самолётов. |
||||||||||
1 |
Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт. |
1 |
24.03
|
|
|
|
||||
1 |
29.03 |
|
Устный опрос. |
|
||||||
2
|
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1 |
31.03
|
|
практическая работа. |
|
||||
Итого за месяц |
9 |
|
|
|
|
|||||
Апрель |
||||||||||
Простейший воздушный винт «Муха». Резиномотор. |
1 |
05.04 |
|
Выставочное оценивание. |
|
|||||
3
|
Изготовление модели самолёта «Пчёлка» на резиномоторе из листового пенопласта. |
1 |
07.04
|
|