Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география
7 кл—10 кл
04.09.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  естественно-научной направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край»
Разработанная программа предоставляет возможность знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Тамбова, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Мой кружок2021.docx

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа

               имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина

               Петровского района Тамбовской области

                

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в

с. Крутое

                

Рассмотрена на

педагогическом совете

протокол   № ___ от _____2021 года

 

Утверждаю

Директор МБОУ Избердеевской СОШ

______________ Раева Э.А.

приказ № ____ от _________2021 года

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа  естественно-научной направленности

«Наша малая Родина – Тамбовский край»

 (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

Составитель: Филенко Антонина Сергеевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

с. Петровское, 2021 год

 

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

1. Учреждение

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина

               Петровского района Тамбовской области, филиал с.Крутое

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наша малая Родина – Тамбовский край»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Филенко Антонина Сергеевна, учитель начальных классов

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

естественно-научная

4.4. Уровень освоения программы

стартовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения

 1 год

 

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

   Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для юного человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

        Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Направленность

Данная программа имеет естественно-научную направленность. Она обеспечивает привлечение детей к активной деятельности по изучению истории родного края, географических, этнографических, исторических, социальных объектов и явлений. Программа предполагает организацию исследовательского поиска интересных фактов истории семьи, социального окружения, города, природы родного края.

Актуальность

           В «Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны...»

Разработанная программа предоставляет возможность знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Тамбова, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только знание, понимание и переживание событий в своей семье, в биографии родной земли, в историческом прошлом Родины, способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности, патриотизма.

Новизна

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Целесообразность

Важной ступенью развития гражданина России является осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного города, края. Через семью, школу, городскую и природную среду, через социальное окружение конкретным содержанием наполняются такие понятия, как «моя семья и род», «мой дом», «родная земля», «малая Родина», «Отечество». Основной педагогической единицей деятельности является социальная практика, представляющая собой общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у детей социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.

Одним из способов фиксирования, оценивания и накопления результатов деятельности ребёнка в ходе реализации программы должно стать портфолио. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения заданий в рамках программы. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика. Технология портфолио предоставляет широкие возможности для рефлексии, делает процесс развития школьника открытым, объективным и корректируемым.

Адресат программы

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-10лет.  Обучающиеся  этого возраста способны  усваивать разнообразную информацию об истории родного края.

Количество учащихся

Наполняемость учебной группы: до 10 человек

Условия приёма в объединение

 Приём в объединение свободный

 

Объем и сроки освоения программы

  Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программа  естественно-научной  направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край» рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год –  72 часа, в неделю – 2 часа

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа – 45 минут.

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Начало занятий – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих  дополнительных образовательных программ является то, что в рамках этого курса дети учатся осваивать азы краеведческого исследования.

Формы организации деятельности учащихся

Для реализации программы применяются следующие формы организации деятельности учащихся:

- групповая;

- индивидуальная,

- индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий:

- беседы,

-игры,

-творческие встречи

-экскурсии

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Задачи программы:

образовательные:

- формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления;

- обучение умению осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- формирование умений строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей;

- формирование навыков составления тезисов, различных видов планов;

- формирование умения определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

развивающие:

- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;

 воспитывающие: 

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

1.3 Содержание программы

 

Учебный план

 1 год обучения

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Количе-

ство

часов

Теорети-

ческие занятия

Практи-

ческие занятия

Формы контроля   

1.

Вводное занятие

1

1

 

Беседа

2.

Наша малая родина

4

2

2

 

2.1

1.      Главный город нашего края.

 

1

1

-

Беседа

2.2

    Рассматривание иллюстраций 

1

-

1

Творческая работа

2.3.

 Главная площадь Тамбова

1

1

-

Беседа

2.4

Работа с картой области

1

-

 

Практическая работа

3.

Животные нашего края

16

8

8

 

3.1

Птицы наших лесов

1

1

-

Наблюдение

3.2

Разучивание скороговорок о птицах.

1

-

1

Практическая работа

3.3

Хищники наших лесов

1

1

-

Наблюдение

3.4

Оформление альбома

1

-

1

Творческая работа

3.5

Кто живёт в реке?

1

1

-

Беседа

3.6

Конкурс рисунков.

1

-

1

Творческая работа

3.7

Кто живёт в поле?

1

1

-

Беседа

3.8

Оформление книжки- малышки.

1

-

1

Творческая работа

3.9

Кто живёт на лугу?

1

1

-

Беседа

3.10

Инсценирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»

1

-

1

Творческая работа

3.11

Насекомые вокруг нас.

1

1

-

Экскурсия

3.12

Рассматривание иллюстраций

1

-

1

Наблюдение

3.13

Красная книга Тамбовской области

1

1

-

Беседа

3.14

Оформление альбома

1

-

1

Практическа работа

3.15

КВН «Животные нашего края»

1

1

-

Творческая работа

3.16

Изготовление аппликации с изображением животного

1

-

1

Практическая работа

4.

            Растения родного края

16

8

8

 

4.1

Травянистые растения

1

1

-

Беседа

4.2

Рассматривание предметных картинок

1

-

1

Практическая работа

4.3

Лекарственные растения.

1

1

-

Беседа

4.4

Оформление книжки- малышки

1

-

1

Практическая работа

4.5

Цветочные растения.

1

1

-

Беседа

4.6

Посев цветов.

1

-

1

Практическая работа

4.7

Кустарники наших лесов.

1

1

-

Экскурсия

4.8

Инсценирование сказки- не сказки Н Сладкова «Рябина и снегирь»

1

-

1

Творческая работа

4.9

Лиственные растения

1

1

-

Наблюдение

4.10

Составление загадок о деревьях

1

-

1

Творческая работа

4.11

Хвойные растения

1

1

-

Беседа

4.12

Изготовление аппликации из хвойных иголок.

1

-

1

Практическая работа

4.13

Красная книга тамбовской области

1

1

-

Беседа

4.14

Оформление альбома

1

-

1

Практическая работа

4.15

КВН «Растения родного края»

1

1

-

Игра

4.16

Конкурс

1

-

1

Творческая работа

 

Памятники природы Тамбовскогокрая

6

3

3

 

5.1

Охрана водоёмов.

1

1

-

Беседа

5.2

Работа с картой Тамбовской области.

1

-

1

Практическая работа

5.3.

Охрана лесов.

1

1

-

Беседа

5.4

Рассматривание иллюстраций

1

-

1

Наблюдение

5.5

Охрана животных

1

1

-

Беседа

5.6

Инсценирование сказок

1

-

1

Игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Заповедник «Воронинский»

3

2

1

 

6.1

Кто живёт в заповеднике?

1

1

 

Наблюдение

6.2

Конкурс рисунков

1

-

1

Творческая работа

6.3

Красная книга Тамбовской области

1

1

-

Беседа

7.

Поэты тамбовщины

4

2

2

 

7.1

Тема природы в поэзии.

1

1

-

Беседа

7.2

Сочинение стихов.

1

-

1

Сочинение

7.3

Земляки глазами поэтов.

1

1

-

 

7.4

Конкурс рисунков.

1

-

1

Творческая работа

 

 

 

 

 

 

8.

Писатели  Тамбовщины

4

2

2

 

8.1

Трудовые подвиги тамбовчан.

1

1

-

Беседа

8.2

Составление рассказов.

1

-

1

Сочинение

8.3

«Всё для фронта, всё для победы»

1

1

-

Беседа

8.4

Рассматривание иллюстраций.

1

-

1

Наблюдение

9.

Памятники истории нашего края

4

2

2

 

9.1

Областной краеведческий музей.

1

1

-

Экскурсия

9.2

Рассматривание иллюстраций

1

-

1

Наблюдение

9.3

Памятники героям ВОВ

1

1

-

Беседа

9.4

Чтение книг

1

-

1

Практическая работа

10.

Памятники культуры нашего края

4

2

2

 

10.1

Дом-музей С. Рахманинова

1

1

-

Экскурсия

10.2

« Изображение «музыки

1

-

1

Беседа

10.3

Областная картинная галерея.

1

1

-

Экскурсия

10.4

Рассматривание репродукций картин

1

-

1

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

11

Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры.

10

2

8

 

11.1

Правила поведения в лесу.

1

1

-

Беседа

11.2

Составление схемы реки и пруда.

1

-

1

Практическая работа

11.3

Правила поведения у водоёма.

1

1

-

Беседа

11.4

Сбор природного материала для аппликаций.

1

-

1

Практическая работа

11.5

Сбор лекарственных растений.

1

-

1

Практическая работа

11.6

Посев цветов.

1

-

1

Практическая работа

11.7

Сбор семян растений

1

-

1

Практическая работа

11.8

Посадка деревьев.

1

-

1

Практичсекая работа

11.9

 

Краеведческий музей с. Петровское

 

-

1

Экскурсия

11.10

Итоговое занятие. Выставка поделок из природного материала

1

-

1

Творческая работа

 

 2 год обучения

№п/п

Наименование разделов и тем

Количе

ство

часов

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие занятия

Формы контроля   

1

Экономика нашего края

10

5

5

 

1.1

Что  выпускает швейная фабрика?

         1

        1

-

Беседа

1.2

Конкурс «Шьем одежду для кукол»

1

-

1

Практическая работа

1.3

 «Сладкая» фабрика

 

1

1

-

Практическая работа

1.4

1.   День именинника

 

1

-

1

Творческая работа

1.5

1.   Как построить дом?

 

1

1

-

Беседа

1.6

Конкурс рисунков «Мы строим дом

1

-

1

Творческая работа

1.7

1.   Откуда пришли наши продукты.

 

1

1

-

Беседа

1.8

Конкурс поваров

1

-

1

Игра

1.9

Грозные годы войны

1

1

-

Беседа

1.10

Устный журнал «Храмы Тамбовской области»

1

-

1

Беседа

2

Развитие сельского хозяйства на Тамбовнщине

10

5

5

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Культурные растения

1

1

-

Беседа

2.2

Посев растений на участке

1

-

1

Практическая работа

2.3

Сорные растения

1

        1

-

Беседа

2.4

Прополка и полив участка

1

-

1

Практическая работа

2.5

Животноводство

1

1

-

Беседа

2.6

Оформление альбома

1

-

1

Творческая работа

2.7

Трудовая вахта земляков

1

1

-

Беседа

2.8

Просмотр периодической печати

1

-

1

Наблюдение

2.9

КВН «Полевые растения»

1

1

-

Игра

2.10

Составление кроссворда

1

-

1

Игра

3

 Водоёмы нашего края

8

4

4

 

3.1

Естественные водоёмы

1

1

 

Беседа

3.2

Составление схемы реки

 

1

-

-

Практическая работа

3.3

Искусственные водоемы

 

1

1

1

Беседа

3.4

Конкурс рисунков

 

1

-

-

Творческая работа

3.5

Что дает нам река

 

1

1

1

Беседа

3.6

Карта тамбовской области

 

1

-

-

Наблюдение

3.7

Конкурс «Вода, вода...»

1

1

1

Игра

3.8

Аппликация «Река»

1

-

-

Творческая работа

4.

            Экология в родном крае

5

3

2

 

4.1

Охрана водоёмов

1

1

-

Беседа

4.2

Экологическая викторина

1

-

1

Игра

4.3

Отдых на берегу реки

 

1

1

-

Экскурсия

4.4

Конкурс рисунков

1

-

1

Творческая работа

4.5

Отдых в лесу

1

1

-

Экскурсия

5

Наши подземные богатства

8

4

4

 

5.1

Песок

1

1

-

Беседа

5.2

Аппликация из песка

1

-

1

Творческая работа

     5.3

Глина

            1

          1

-

Беседа

5.4

Лепка из глины

1

-

1

Практическая работа

5.5

Почва

1

1

-

 

5.6

Изучение свойств почвы

1

-

1

Беседа

5.7

Конкурс «Что у нас под ногами?»

1

1

-

Игра

5.8

Оформление икнижки-малышки

1

-

1

Практичсекая работа

6.

Охрана природных ресурсов

6

3

3

 

6.1

Природные заповедники

         1

        1

        -

Беседа

6.2-6.3

Оформление фотоальбома

           2

           -

         2

Творческая работа

6.4

Охрана почвы

 1

        1

        -

Беседа

6.5

Конкурс рисунков по охране природы

 1

        -

        1

Творческая работа

6.6

Как работают заводы

 1

        1

        -

Беседа

7

Развитие промышленности на Тамбовщине

8

        4

        4

 

7.1

Легкая  промышленность

1

1

-

Беседа

7.2

Конкурс кондитеров

 

1

-

1

Практическая работа

7.3

Пищевая промышленность

 

1

1

-

Беседа

7.4

Конкурс рисунков

1

-

1

Творческая работа

7.5

Химическая промышленность

 

1

1

-

Беседа

  7.6

Рассматривание иллюстраций.

 

          1

         -

        1

Наблюдение

7.7

Машиностроение

1

1

-

Беседа

7.8

Викторина «Умелые руки»

1

-

1

Игра

8

Герои  земляки  Тамбовской

5

2

3

 

  8.1

Земледельцы

1

1

-

Беседа

8.2

Оформление книжки-малышки

 

1

-

1

Практическая работа

8.3

Рабочие заводов и предприятий

1

1

-

Беседа

8.4

Конкурс рисунков

 

1

-

1

Творческая работа

8.5

Рассматривание иллюстраций

1

-

1

Наблюдение

9

Экскурсии. Знакомство с сезонными изменениями в природе

12

2

10

 

9.1

Четыре времени года

1

        1

 

Беседа

9.2

Летние изменения в природе

 

1

         -

1

Наблюдение

9.3

Правила закаливания организма

1

        1

-

Беседа

9.4-9.5

Осенние изменения в природе

 

          2

        -

       2

Наблюдение

9.6

Конкурс рисунков

1

-

1

Творческая работа

9.7

Зимние изменения в природе

 

1

-

1

Наблюдение

9.8

Конкурс рисунков

1

-

1

Творческая работа

9.9

Полевые растения

1

-

1

Беседа

9.10

Что растет в саду и огороде

1

-

1

Экскурсия

9.11

КВН «Сезонные изменения в природе»

1

-

1

Игра

10

Промежуточная аттестация

1

-

1

Проект

 

Итого

        72

32

40

 

 

Содержание

1 год обучения

1.Введение.

Вводная беседа о содержании изучаемого курса

Раздел  2.  Наша малая родина - Тамбовский край

Теория:

 2.1 Главный город нашего края.

 2.3 Главная площадь Тамбова.

Практика:

2.2 Рассматривание иллюстраций 

 2.4 Работа с картой области.

Раздел 3.  Животные нашего края

Теория:

3.1Птицы наших лесов.

               3.3 Хищники наших лесов.

               3.5 Кто живёт в реке?

               3.7 Кто живёт в поле?

               3.9 Кто живёт на лугу?

               3.11 Насекомые вокруг нас.

              3.13 Красная книга Тамбовской области.

              3.15 КВН «Животные нашего края»

Практика:

3.2 Разучивание скороговорок о птицах.

                    3. 4 Оформление альбома.

                    3.6 Конкурс рисунков.

                    3.8 Оформление книжки- малышки.

                  3.10 Инсценирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

                  3.12 Рассматривание иллюстраций

                  3.14 Оформление альбома.

                  3.16 Изготовление аппликации с изображением животного.

Раздел 4. Растения родного края

Теория:

4.1Травянистые растения

              4.3Лекарственные травы.

              4.5Цветочные растения.

             4.7Кустарники наших лесов

             4.9Лиственные растения.

             4.11Хвойные деревья.

             4.13Красная книга Тамбовской области

             4.15КВН «Растения родного края».

Практика:

 4.2Рассматривание преметных картинок.

                    4.4 Оформление книжки-малышки.

                    4.6 Посев цветов.

                    4.8 Инсценирование сказки-не сказки Н. Сладкова «Рябина и снегирь».

                    4.10 Составление загадок о деревьях.

                    4.12 Изготовление аппликации из хвойных иголок.

                    4.14 Оформление альбома.

                    4.16 Конкурс.

Раздел 5.  Памятники природы Тамбовского края.

Теория:   

 5.1 Охрана водоёмов.

         5.3 Охрана лесов

          5.5  Охрана животных.

Практика:

5.2 Работа с картой  Тамбовской области.

                    5.4 Рассматривание иллюстраций.

                    5. 6 Инсценирование сказок.

Раздел 6.  Заповедник «Воронинский»

 Теория: 

 6.1  Кто живёт в заповеднике

 6.3Красная книга Тамбовской области.

 Практика:

 6.2  Конкурс рисунков.

Раздел 7.   Поэты Тамбовщины

Теория:

7.1  Тема природы в поэзии

7.3 Земляки глазами поэтов.

Практика:

7.2Сочинение стихов

7.4Конкурс рисунков.

Раздел 8. Писатели Тамбовщины.

Теория:

8.1Трудовые подвиги тамбовчан.

8.3«Всё для фронта, всё для победы»

Практика:

8.2Составление рассказов

8.4Рассматривание иллюстраций.

Раздел 9. Памятники истории нашего края.

Теория: 

 9.1  Областной краеведческий музей.

9.3  Памятники героям ВОВ. 

Практика:

9.2Рассматривание иллюстраций

9.4Чтение книг.

Раздел 10. Памятники культуры нашего края.

Теория:

10.1 Дом-музей С. Рахманинова

10.3 Областная картинная галерея

Практика:

 10.2 «Изображение» музыки

 10.4  Рассматривание репродукций картин

Раздел 11. Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры

Теория:

 11. 1 Правила поведения в лесу.

 11.3 Правила поведения у водоемов

Практика:

 11.2 Составление схемы реки и пруда

11.4 Сбор природного материала для аппликаций.

         11.5Сбор лекарственных растений

         11.6 Посев цветов.

         11.7 Сбор семян растений.

         11.8  Посадка деревьев.

 11.9 Краеведческий музей р,п. Ржакса

 11.10 Итоговое занятие. Конкурс поделок из природного материала.

 

                           2 год обучения

Раздел 1.  Экономика нашего края

                Теория:

                1.1  Что выпускает швейная фабрика?

                1.3  «Сладкая» фабрика

                1.5  Как построить дом?      

                1.7  Откуда пришли наши продукты.

                1.9  Грозные годы войны

                Практика:

                1.2 Конкурс «Шьем одежду для кукол»

                1.4  День именинника

                1.6 Конкурс рисунков «Мы строим дом»

                1.8Конкурс поваров

                1.10Устный журнал «Храмы Тамбовской области»

 

                                Раздел 2.    Развитие сельского хозяйства на Тамбовщине

                   Теория:

                   2.1   Культурные растения

                   2.3  Сорные растения

                   2.5  Животноводство

                   2.7  Трудовая вахта земляков

                    2.9   КВН «Полевые растения»

                   Практика:

                   2.2    Посев растений на участке

                   2.4     Прополка и полив участка

                   2.6    Оформление альбома         

               2.8    Просмотр периодической печати

                   2.10    Составление кроссворда

                   Раздел 3. Водоёмы нашего края

                  Теория: 

                  3.1  Естественные водоемы

                  3.3 Искусственные водоемы

                  3.5 Что дает нам река

                 3.7 Конкурс «Вода, вода...»

                  Практика:

                  3.2 Составление схемы реки

                  3.4 Конкурс рисунков

                  3.6 Карта тамбовской области

                  3.8   Аппликация «Река»

                  Раздел 4. Экология в родном крае

                 Теория: 

                  4.1    Охрана водоемов

                  4.3   Отдых на берегу реки

                  4.5   Отдых в лесу

                 Практика:

                 4.2 Экологическая викторина

                 4.4 Конкурс рисунков

                Раздел  5.   Наши подземные богатства      

                Теория: 

                5.1    Песок

                5.3   Глина     

                5.5    Почва

5.7    Конкурс «что у нас под ногами?»

 

Практика:

5.2    Аппликация из песка

5.4   Лепка из глины

5.6   Изучение свойств почв

5.8   Оформление книжки-малышки

Раздел 6.  Охрана природных ресурсов

Теория: 

 6.1   Природные заповедники

 6.4   Охрана почвы

 6.6   Как работают заводы?

 Практика:

 6.2-6.3 Оформление фотоальбома

 6.5  Конкурс рисунков по охране природы.

 Раздел 7. Развитие промышленности на Тамбовщине

 Теория:  

 7.1  Легкая  промышленность

 7.3  Пищевая промышленность

 7.5 Химическая промышленность

   7.7 Машиностроение

 Практика: 

 7.2 Конкурс кондитеров

 7.4 Конкурс рисунков

 7.6 Рассматривание иллюстраций

      7.8  Викторина «Умелые руки»

  Раздел 8. Герои земли Тамбовской

  Теория: 

   8.1 Земледельцы

 8.3 Рабочие заводов и предприятий

   Практика:

   8.2  Оформление книжки-малышки

   8.4   Конкурс рисунков

   8.5  Рассматривание иллюстраций

   Раздел  9.     Экскурсии. Знакомство с сезонными изменениями в природе.

   Теория:  

   9.1  Четыре времени года.

   9.3  Правила закаливания организма   

   Практика:

   9.2   Летние изменения в природе

   9.3-9.4   Осенние изменения в природе

   9.7   Зимние изменения в природе

   9.9   Полевые растения

   9.10   Что растет в саду и огороде.

                 9.11   КВН «Сезонные изменения в природе»                                

  Раздел 10. Итоговое занятие

  Промежуточный контроль. Выставка работ учащихся, защита творческого проекта.

1.4 Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

·         формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·         овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

·         развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

·         способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

      Метапредметные результаты:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;

·         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·         использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

·         овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

     Предметные результаты:

    Знать:

- основные даты и события в истории Тамбовского края

- фамилии известных деятелей культуры и науки, героев ВОВ.

- делать выводы на основе изученного материала

- различать старые и новые названия населённых пунктов

- историю происхождения своего посёлка

- достопримечательности района и области;

- растения и животных, обитающих в нашей местности;

- человек является частью природы;

- символику Российского государства;

- столицу нашей Родины;

- президента России.

 

Уметь:

- делать выводы на основе изученного материала

- различать старые и новые названия населённых пунктов

- называть своих ближайших родственников;

- выполнять некоторые поручения в своей семье;

- работать с книгами и  иллюстрациями с помощью преподавателя (родителей);

 - вести наблюдения за объектами природы;

 - делать краткое сообщение по теме;

   - иллюстрировать рисунком, плакатом, муляжом своё выступление,     впечатления от экскурсии, исследование

 

Методическое обеспечение программы 1 год обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Введение

Беседа о содержании изучаемого курса

словесный, рассказ
методы устного фронтального контроля

 

Инструкция по ТБ

Правила поведения обучающихся на занятии

 

Наблюдение, устный опрос

2.

«Наша малая родина- Тамбовский край»

2.1-2.4

1. Главный город нашего края.

  2. Главная площадь Тамбова

3Рассматри-вание иллюстраций

4 Работа с картой области

рассказ-беседа, викторина

словесный,
наглядный, беседа по теме

Компьютер, гимн Тамбова

Презентация о Тамбове

Открытки о Тамбове

 

 

 

 

 

Карта Тамбовской области

Творческие задания, устный опрос, наблюдение

 

 

 

 

 

 

3

                               «Животные нашего края»

3.1-3.16

1. Птицы наших

2.Хищники наших лесов.

3.Кто живёт в реке?

4.Кто живёт в поле?

5.Кто живёт на лугу.

6.Насекомые вокруг нас.

7.Красная книга Тамбовской области.

8.КВН «Животные нашего края»

9.Разучивание скороговорок о птицах

10.Оформле-ние альбома

11.Конкурс рисунков

12.Оформление книжки-малышки

13.Инсценирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

14.Рассмат-ривание иллюстра-ций

15.Оформ-ление альбома.

16.Изготов-ление апплика-ции с изготовл-ением животного.

Комбинированное занятие

 

 Комбинированное занятие

 

 

словесный,
наглядный, практический, беседа по теме

 

словесный,
наглядный, практический, беседа по теме

 

 

наглядно-иллюстрационный материал,  

     фрагмент фильма «Жизнь в лесу»

презентация «Обитатели рек»

Предметные картинки

 

Презентация «Обитатели луга»

 

Книга В. А. Астафьева «У озера»

 

Таблица с изображением животных.

 

Фонограмма записи голосов птиц

 

 

 

Компьютер

 

 

Таблица с изображением насекомых

 

 

 

 

 

 

Работа над басней И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

 

 

 

 

Таблицы

Компьютер

Творческое задание, устный опрос, наблюдение Творческое задание, устный опрос, наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

4.

                          «Растения родного края»

4.1

Травянистые растения

Рассказ, беседа,

Словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

4.2

Лекарственные травы

рассказ-беседа

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

4.3

 Цветочные растения

рассказ-беседа

 

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

4.4

Кустарники наших лесов.

рассказ-беседа

 

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

4.5

Лиственные растения.

 

рассказ-беседа

 

Презентация, компьютер

 

4.6

Хвойные деревья

рассказ-беседа

 

наглядно-иллюстрационный материал

 

4.7

Красная книга Тамбовской области

рассказ-беседа

 

Презентация, компьютер наглядно-иллюстрационный материал

 

4.8

КВН «Растения родного края»

игра

 

кроссворд

 

4.9

Рассматривание предметных картинок

рассказ-беседа

 

Предметные картинки

 

4.10

Оформление книжки-малышки

 

рассказ-беседа

 

Картон, фломастеры, предметные картинки

Творческое задание

4.11

Посев цветов

рассказ-беседа

 

Презентация. компьютер

Наблюде-ние

4.12

Инсценирование сказки Н. Сладкова «Рябина и снегирь»

рассказ-беседа

 

Работа над сказкой , прослушивание сказки (компьютер)

Творческое задание

4.13

Составление загадок о деревьях

Творческая работа

 

Иллюстрации с изображением деревьев

Творческое задание

4.14

Изготовление аппликации из хвойных иголок

Практическая работа

 

Образцы поделок

Выставка работ

4.15

Оформление альбома

Практическая работа

 

наглядно-иллюстрационный материал

Творческое задание

4.16

Конкурс

игра

 

 

 

5

«Памятники природы Тамбовского края»

5.1

Охрана водоёмов

 

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материа

опрос

5.2

Охрана лесов

 

рассказ-беседа

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный

опрос

5.3

Охрана животных

 

рассказ-беседа

словесный, наглядный

Презентация , компьютер

Устный опрос

5.4

Работа с картой Тамбовской области

Практичес-кая раборта

словесный, наглядный

Карта Тамбовской области

Творческая работа



5.5

Рассматрива-ние иллюстраций

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Таблицы с изображением животных

Устный опрос,наб-людение

5.6

Инсцениро-вание сказок

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Чтение произведений Н. Сладкова

Творческая работа

6

Заповедник « Воронинский»

6.1

Кто живёт в заповеднике

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Предметные картинки

Устный опрос,наб-людение

6.2

Красная книга Тамбовской области

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Красная книга

Устный опрос,наб-людение

6.3

Конкурс рисунков

Практическая работа

Самостоятель-ная работа

Альбомные листы, цветные карандаши

Выставка рисунков

7

«Поэты Тамбовщины»

7.1

Тема природы в поэзии

беседа, групповая работа

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный материал, книги

опрос

7.2

Земляки глазами поэтов

рассказ-беседа

словесный, наглядный,

наглядно-иллюстрационный материал

опрос

7.3

Сочинение стихов

беседа

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал

опрос

7.4

Конкурс рисунков

Практическая работа

Словесный, наглядный

Наглядно – иллюстрационный материал

творческое задание, опрос

8.

«Писатели Тамбовщины»

8.1

Трудовые подвиги Тамбовчан

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

8.2

«Всё для фронта ,всё для победы»

рассказ-беседа

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный материал(фонограммы 8военных песен, презентация)

опрос

8.3

Составление рассказов

Практическая работа

Самостоят. работа

 

опрос

8.4

Рассматривание иллюстраций

рассказ- беседа

 

Наглядно-иллюстрационный материал

Творческое задание(выставка рисунков)

9.

«Памятники истории нашего края»

9.1

Областной краеведчес-кий музей

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

опрос

9.2

Памятники героям ВОВ

рассказ- беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

опрос


9.3

Рассматрива-ние иллюстраций

рассказ- беседа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

9.4

Чтение книг

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Книги о войне

опрос

10

«Памятники нашей культуры»

10.1

Дом- музей С. Рахманинова

рассказ- беседа

словесный

Фонограммы произведений С. Рахманинова

опрос

10.2

Областная картинная галерея

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Презентация , компьютер

 

10.3

«Изображе-ние» музыки

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Альбомные листы, карандаши

Творческая работа

10.4

Рассматривание репродукций картин

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

11

«Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры»

11.1

Правила поведения в лесу

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Творческие задания. Выставка работ.

11.2

Правила поведения у водоёма

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Творческие задания. Выставка работ

11.3

Составление схемы реки и пруда

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Творческие задания. Выставка работ

11.4

Сбор природного материала для аппликаций

 Беседа, практическая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

 

11.5

Сбор лекарствен-ных растений

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

 

11.6

Посев цветов

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

11.7

Сбор семян растений

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Самостоятельная работа

опрос

11.8

Посадка деревьев

беседа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

11.9

Краеведческий музей  с. Петровское

экскурсия

словесный,
наглядный

 

опрос


11.

10

Итоговое занятие. Выставка поделок из природного материала

Тестирование и выполнение итоговой работы

Творческо- репродуктивный,

творческий

Анкеты, тесты. Готовые работы

Промежуточный контроль(тестирование, собеседование, контрольное упражнение)

Выставка работ

 

 

2 год обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

 

 

 

 

 

 

1.

«Экономика родного края»

1.1

 Что выпускает  швейная фабрика

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, ,схемы

опрос

1.2

 «Сладкая» фабрика

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

опрос

1.3

 Как построить дом?

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

опрос

1.4

 Откуда пришли наши продукты

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

опрос

1.5

 Грозные годы войны

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

опрос

1.6

 Конкурс «Шьем одежду для кукол

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

Выставка работ

1.7

 День именинника

праздник

словесный,
наглядный

Компьютер, фонограммы детских песен иллюстрации

 

1.8

 Конкурс рисунков «Мы строим дом»

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

Выставка рисунков

1.9

Конкурс поваров

игра

словесный,
наглядный

Компьютер, таблицы, схемы, иллюстрации

КВН

1.10

10. Устный журнал « Храмы Тамбовской области»

Комбинированное занятие

 

словесный,
наглядный

Компьютер, презентация

опрос


2.

«Развитие сельского хозяйства на Тамбовщине»

2.1

Культурные растения

Рассказ, беседа,

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

2.2

 Сорные растения

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

2.3

Животноводство

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

2.4

 Трудовая вахта земляков

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Устный опрос, наблюде-ние

2.5

 КВН «Полевые растения»

игра

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

 

2.6

 Посев растений на участке

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

 

2.7

 Прополка и полив участка

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

Тяпки,лейки

 

2.8

 Оформле-ние альбома

игра

словесный,
наглядный

Альбомные листы, карандаши, предметные картинки

Творческое задание

2.9

 Просмотр периодичес-кой печати

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

газеты , журналы

Устный опрос, наблюде-ние

2.10

 Составле-ние кроссворда

Практическая работа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Творческое задание

3

«Водоёмы нашего края»

3.1

Естественные водоёмы

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстрационный материал  компьютер

опрос

3.2

Искусствен-ные водоё-мы

рассказ-беседа

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный , кампьютер

опрос

3.3

Что дает нам река

рассказ-беседа

словесный, наглядный

Презентация  компьютер

Устный опрос

3.4

4. Конкурс «Вода, вода…»

игра

словесный, наглядный

Карта Тамбовской области

 

3.5

5. Составле-ние схемы реки

Комбинированное занятие

словесный, наглядный

Таблицы с изображением схемы реки

Устный опрос,наб-людение

3.6

6. Конкурс рисунков

Комбинированное занятие

словесный, наглядный

Альбомные листы , карандаши

Выставка работ

3.7

7. Карта тамбовской области

Комбинированное занятие

словесный, наглядный

Карта Тамбовской области

опрос

3.8

Аппликация «Река»

Комбинированное занятие

словесный, наглядный

наглядно-иллюстрационный материал

Выставка работ

4

                        «Экология в родном крае»

4.1

Охрана водоемов

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

Устный опрос,наб-людение

4.2

 Отдых на берегу реки

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

Устный опрос,наб-людение

4.3

 Отдых в лесу

рассказ- беседа

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

Устный опрос

4.4

Экологическая викторина

игра

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

Устный опрос

4.5

 Конкурс рисунков

Практическая работа

словесный, наглядный

Альбомные листы, цветные карандаши

Выставка рисунков

5

                        «Наши подземные богатства»

5.1

Песок

беседа, групповая работа

словесный, наглядный, практический

Коллекции полезных ископаемых

опрос

5.2

Глина

беседа, групповая работа.

Словесный, наглядный, практический

Коллекции полезных ископаемых

опрос

5.3

Почва

беседа, групповая работа

словесный, наглядный, практический

Коллекции полезных ископаемых

опрос

5.4

 Конкурс «Что у нас под ногами»

игра

Словесный, наглядный

Наглядно – иллюстрационный материал, компьютер

творческое задание, опрос

5.5

Аппликация из песка

Практическая работа

Словесный, наглядный

Наглядно – иллюстрационный материал

Выставка работ

5.6

 Лепка из глины

Практическая работа

Словесный, наглядный

Наглядно – иллюстрационный материал, компьютер

Выставка работ

5.7

 Изучение свойств почв

беседа, групповая работа

Словесный, наглядный

Коллекции полезных ископаемых, компьютер ,презентация «Свойства почвы»

опрос


5.8

Оформле-ние книжки- малышки

Практичес-кая работа

Словесный, наглядный

Альбомные листы, цветные карандаши, предметные картинки

Выставка работ

6

                       «Охрана природных ресурсов»

6.1

Природные заповедники

рассказ-беседа

словесный,
наглядный

Компьютер, презентация

опрос

6.2

Охрана почвы

рассказ-беседа

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

опрос

6.3

Как работают заводы

рассказ-беседа

словесный, наглядный

Компьютер, презентация

опрос

6.4

Оформление фотоальбома

Практичес-кая работа

словесный, наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

Выставка работ

6.5

Конкурс рисунков по охране природы

Практичес-кая работа

словесный, наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

Выставка работ

7.

                             «Развитие промышленности на Тамбовщине»

7.1

1. Легкая промышленность

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

презентация компьютер

опрос

7.2

Пищевая промышленность

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

презентация компьютер

опрос

7.3

Химическая промышленность

рассказ- беседа

словесный,
наглядный

презентация компьютер

опрос

7.4

Машиностроение

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

презентация компьютер

опрос

7.5

Конкурс кондитеров

игра

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

Выставка работ

7.6

Конкурс рисунков

Практическое занятие

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

Выставка рисунков

7.7

Рассматрива-ние иллюстраций

Практическое занятие

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

7.8

Викторина «Умелые руки»

игра

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

 

8

                           «Герои земли Тамбовской»

8.1

Земледельцы

рассказ- беседа

словесный

Презентация , компьютер

опрос

8.2

Рабочие заводов и предприятий

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Презентация , компьютер

опрос


8.3

Оформление книжки-малышки

Практическая работа

словесный,
наглядный,

Альбомные листы, карандаши, предметные картинки

Творческая работа

8.4

Конкурс рисунков

Практическая работа

словесный,
наглядный,

Наглядно-иллюстрационный материал

Выставка рисунков

8.5

Рассматрива-ние иллюстраций

рассказ- беседа

словесный,
наглядный,

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

9

«Экскурсии, знакомство с сезонными изменениями в природе»

9.1

Четыре времени года

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

 Выставка работ, опрос.

9.2

Летние изменения в природе

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Опрос

Выставка работ

9.3

Правила закаливания

Комбинированное занятие

словесный,
наглядный

наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Выставка работ

9.4

Осенние изменения в природе

 Беседа, практическая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

9.5

Конкурс рисунков

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал презентация компьютер

Выставка рисунков

9.6

Зимние изменения в природе

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал презентация компьютер

опрос

9.7

Конкурс рисунков

Беседа практичес-кая работа

словесный,
наглядный

Самостоятельная работа

Выставка работ

9.8

Полевые растения

беседа

словесный,
наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

опрос

9.9

Что растёт в саду и огороде

экскурсия

словесный,
наглядный

 

опрос

9.10

 

9.11

КВН «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

 

 

Игра

 

 

 

Практическая работа

словесный,
наглядный

 

 

словесный, наглядный

Наглядно-иллюстрационный материал

 

Наглядно-иллюстрационный материал

 

 

 

 

Выставка

рисунков

 

 

10.

Итоговое занятие

Самостоятельная работа

Творческо- репродуктивный. Творческий.

Готовые работы, тесты, творческие проекты

Промежуточный контроль( тестирование, собеседование, защита творческого проекта, выставка работ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 72

Начало занятий группы – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

1 год обучения

№п/п

Наименование разделов и тем

Количе-

ство

часов

Дата проведения

Время проведения

1.

Вводное занятие

1

 

 

2.

Наша малая родина

4

 

 

2.1

Главный город нашего края.

 

1

 

 

2.2

Рассматривание иллюстраций 

1

 

 

2.3.

 Главная площадь Тамбова

1

 

 

2.4

Работа с картой области

1

 

 

3.

Животные нашего края

16

 

 

3.1

Птицы наших лесов

1

 

 

3.2

Разучивание скороговорок о птицах.

1

 

 

3.3

Хищники наших лесов

1

 

 

3.4

Оформление альбома

1

 

 

3.5

Кто живёт в реке?

1

 

 

3.6

Конкурс рисунков.

1

 

 

3.7

Кто живёт в поле?

1

 

 

3.8

Оформление книжки- малышки.

1

 

 

3.9

Кто живёт на лугу?

1

 

 

3.10

Инсценирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»

1

 

 

3.11

Насекомые вокруг нас.

1

 

 

3.12

Рассматривание иллюстраций

1

 

 

3.13

Красная книга Тамбовской области

1

 

 

3.14

Оформление альбома

1

 

 

3.15

КВН «Животные нашего края»

1

 

 

3.16

Изготовление аппликации с изображением животного

1

 

 

4.

            Растения родного края

16

 

 

4.1

Травянистые растения

1

 

 

4.2

Рассматривание предметных картинок

1

 

 

4.3

Лекарственные растения.

1

 

 

4.4

Оформление книжки- малышки

1

 

 

4.5

Цветочные растения.

1

 

 

4.6

Посев цветов.

1

 

 

4.7

Кустарники наших лесов.

1

 

 

4.8

Инсценирование сказки- не сказки Н Сладкова «Рябина и снегирь»

1

 

 

4.9

Лиственные растения

1

 

 

4.10

Составление загадок о деревьях

1

 

 

4.11

Хвойные растения

1

 

 

4.12

Изготовление аппликации из хвойных иголок.

1

 

 

4.13

Красная книга тамбовской области

1

 

 

4.14

Оформление альбома

1

 

 

4.15

КВН «Растения родного края»

1

 

 

4.16

Конкурс

1

 

 

 

Памятники природы Тамбовскогокрая

6

 

 

5.1

Охрана водоёмов.

1

 

 

5.2

Работа с картой Тамбовской области.

1

 

 

5.3.

Охрана лесов.

1

 

 

5.4

Рассматривание иллюстраций

1

 

 

5.5

Охрана животных

1

 

 

5.6

Инсценирование сказок

1

 

 

6.

Заповедник «Воронинский»

3

 

 

6.1

Кто живёт в заповеднике?

1

 

 

6.2

Конкурс рисунков

1

 

 

6.3

Красная книга Тамбовской области

1

 

 

7.

Поэты тамбовщины

4

 

 

7.1

Тема природы в поэзии.

1

 

 

7.2

Сочинение стихов.

1

 

 

7.3

Земляки глазами поэтов.

1

 

 

7.4

Конкурс рисунков.

1

 

 

 

 

 

 

 

8.

Писатели  Тамбовщины

4

 

 

8.1

Трудовые подвиги тамбовчан.

1

 

 

8.2

Составление рассказов.

1

 

 

8.3

«Всё для фронта, всё для победы»

1

 

 

8.4

Рассматривание иллюстраций.

1

 

 

9.

Памятники истории нашего края

4

 

 

9.1

Областной краеведческий музей.

1

 

 

9.2

Рассматривание иллюстраций

1

 

 

9.3

Памятники героям ВОВ

1

 

 

9.4

Чтение книг

1

 

 

10.

Памятники культуры нашего края

4

 

 

10.1

Дом-музей С. Рахманинова

1

 

 

10.2

« Изображение «музыки

1

 

 

10.3

Областная картинная галерея.

1

 

 

10.4

Рассматривание репродукций картин

1

 

 

 

 

 

 

 

11

Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры.

10

 

 

11.1

Правила поведения в лесу.

1

 

 

11.2

Составление схемы реки и пруда.

1

 

 

11.3

Правила поведения у водоёма.

1

 

 

11.4

Сбор природного материала для аппликаций.

1

 

 

11.5

Сбор лекарственных растений.

1

 

 

11.6

Посев цветов.

1

 

 

11.7

Сбор семян растений

1

 

 

11.8

Посадка деревьев.

1

 

 

11.9

 

Краеведческий музей с. Петровское

 

 

 

11.10

Итоговое занятие. Выставка поделок из природного материала

1

 

 

 

2 год обучения

№п/п

Наименование разделов и тем

Количе

ство

часов

Дата проведения

Время проведения

1

Экономика нашего края

10

 

 

1.1

Что  выпускает швейная фабрика?

         1

       

 

1.2

Конкурс «Шьем одежду для кукол»

1

 

 

1.3

 «Сладкая» фабрика

 

1

 

 

1.4

2.   День именинника

 

1

 

 

1.5

2.   Как построить дом?

 

1

 

 

1.6

Конкурс рисунков «Мы строим дом

1

 

 

1.7

2.   Откуда пришли наши продукты.

 

1

 

 

1.8

Конкурс поваров

1

 

 

1.9

Грозные годы войны

1

 

 

1.10

Устный журнал «Храмы Тамбовской области»

1

 

 

2

Развитие сельского хозяйства на Тамбовнщине

10

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Культурные растения

1

 

 

2.2

Посев растений на участке

1

 

 

2.3

Сорные растения

1

       

 

2.4

Прополка и полив участка

1

 

 

2.5

Животноводство

1

 

 

2.6

Оформление альбома

1

 

 

2.7

Трудовая вахта земляков

1

 

 

2.8

Просмотр периодической печати

1

 

 

2.9

КВН «Полевые растения»

1

 

 

2.10

Составление кроссворда

1

 

 

3

 Водоёмы нашего края

8

 

 

3.1

Естественные водоёмы

1

 

 

3.2

Составление схемы реки

 

1

 

 

3.3

Искусственные водоемы

 

1

 

 

3.4

Конкурс рисунков

 

1

 

 

3.5

Что дает нам река

 

1

 

 

3.6

Карта тамбовской области

 

1

 

 

3.7

Конкурс «Вода, вода...»

1

 

 

3.8

Аппликация «Река»

1

 

 

4.

            Экология в родном крае

5

 

 

4.1

Охрана водоёмов

1

 

 

4.2

Экологическая викторина

1

 

 

4.3

Отдых на берегу реки

 

1

 

 

4.4

Конкурс рисунков

1

 

 

4.5

Отдых в лесу

1

 

 

5

Наши подземные богатства

8

 

 

5.1

Песок

1

 

 

5.2

Аппликация из песка

1

 

 

     5.3

Глина

            1

         

 

5.4

Лепка из глины

1

 

 

5.5

Почва

1

 

 

5.6

Изучение свойств почвы

1

 

 

5.7

Конкурс «Что у нас под ногами?»

1

 

 

5.8

Оформление икнижки-малышки

1

 

 

6.

Охрана природных ресурсов

6

 

 

6.1

Природные заповедники

         1

       

       

6.2-6.3

Оформление фотоальбома

           2

          

        

6.4

Охрана почвы

 1

       

       

6.5

Конкурс рисунков по охране природы

 1

       

       

6.6

Как работают заводы

 1

       

       

7

Развитие промышленности на Тамбовщине

8

       

       

7.1

Легкая  промышленность

1

 

 

7.2

Конкурс кондитеров

 

1

 

 

7.3

Пищевая промышленность

 

1

 

 

7.4

Конкурс рисунков

1

 

 

7.5

Химическая промышленность

 

1

 

 

  7.6

Рассматривание иллюстраций.

 

          1

        

       

7.7

Машиностроение

1

 

 

7.8

Викторина «Умелые руки»

1

 

 

8

Герои  земляки  Тамбовской

5

 

 

  8.1

Земледельцы

1

 

 

8.2

Оформление книжки-малышки

 

1

 

 

8.3

Рабочие заводов и предприятий

1

 

 

8.4

Конкурс рисунков

 

1

 

 

8.5

Рассматривание иллюстраций

1

 

 

9

Экскурсии. Знакомство с сезонными изменениями в природе

12

 

 

9.1

Четыре времени года

1

       

 

9.2

Летние изменения в природе

 

1

        

 

9.3

Правила закаливания организма

1

       

 

9.4-9.5

Осенние изменения в природе

 

          2

       

      

9.6

Конкурс рисунков

1

 

 

9.7

Зимние изменения в природе

 

1

 

 

9.8

Конкурс рисунков

1

 

 

9.9

Полевые растения

1

 

 

9.10

Что растет в саду и огороде

1

 

 

9.11

КВН «Сезонные изменения в природе»

1

 

 

10

Промежуточная аттестация

1

 

 

 

Итого

        72

 

 

 

2.2 Условия реализации программы.

Материально-техническое и методическое обеспечение: для интересного и качественного проведения занятий используются наглядные пособия, литература и материалы музея, компьютер с доступом в интернет, мультимедийный проектор, принтер, фотоаппарат и другие материалы. Презентации и видео по истории родного края, краеведческая литература, экспонаты школьного музея, фотоматериалы, лекционный материал.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное   образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

        Санитарно-гигиенические требования

                  Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем  требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

2.3 Формы аттестации

Оценка

Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированных личностных качеств.

По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий

Уровень усвоения программы оценивается качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся.

Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Входной контроль осуществляется в начале обучения.

Промежуточный контроль: осуществляется в течение всего учебного года.

как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике

Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений

Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков

2.4 Оценочные материалы

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

устный опрос;

викторина;

защита проекта программы деятельности;

активное участие в игре;

конкурсы;

презентации

 

 

 

 

2.5 Методические материалы.

1. Календарно-тематические планы.

2. Разработки занятий

 

Алгоритм построения учебного занятия

Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительную части.

Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.

Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.

Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место на занятиях отводится практической работе.

Заключительная часть: обобщение пройденного, подведение итогов.

Технологии, формы и методы обучения

В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио.

 

2.6. Список литературы

Список литературы для педагога

1. Аленина С.Д. Географическое краеведение . Тамбов. :Юлис,2009

2.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края, Тамбов,1993

3.Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Тамбов:Юлис,2009

4.Казьмина Е.О., Казьмин О.А.  Созвездие Тамбовского края. Тамбов. 2008

5. Кульневич С. В. Воспитательная работа в начальной школе. Творческий центр «Учитель», 2006

6.Кученков В. А. Тамбовские православные храмы. Тамбов 2010

7. Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. Тамбов.:Юлис,2011

8. Протасов Л. Г. Страницы истории тамбовского края. Воронеж1999

9. Фионова Л. А. Экология животных. Тамбов, :Юлис,2010

10. Шутова С.В. Экология растений. Тамбов, : Юлис,2010

11. Юрьев В. М., Алленов А. Н. Историческое краеведение. История Тамбовского края. Тамбов: Юлис,2007

 

 

                                      Для учащихся

1 . Бочаров А.И. «Рассказы о зелёном друге». М: Просвещение,1995

2.  Васильков И. К. « Путешествие в страну нектара» М:Детская литература,1989

3. Ильичева В. Д. , Михеева  А.В. Жизнь животных. Энциклопедия в 7 томах

4 .Попова Т. И. «Сказы о земле Тамбовской». Тамбов, 2004

5. Сохранский А. В. «Легенды и предания тамбовского края». Тамбов. Юлис,2008

Интернет-ресурсы

1.http://turtmb.ru Информационно-туристический портал Тамбовщины.

2.http://artmetod.tmb.muzkult.ru/Turizm/ Информационно-аналитический центр культуры и туризма Тамбовской области

3.http://online.68news.ru/sitecontent/about_the_region/geo.php География Тамбова

4.http://lifxil.ru/tambov/ Тамбов – география, климат, история, районы, промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1

России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей

России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей

Одним из способов фиксирования, оценивания и накопления результатов деятельности ребёнка в ходе реализации программы должно стать портфолио

Одним из способов фиксирования, оценивания и накопления результатов деятельности ребёнка в ходе реализации программы должно стать портфолио

Формы организации деятельности учащихся

Формы организации деятельности учащихся

России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения…

России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения…

Кто живёт на лугу?11-Беседа 3

Кто живёт на лугу?11-Беседа 3

Беседа 4.14Оформление альбома1-1Практическая работа 4

Беседа 4.14Оформление альбома1-1Практическая работа 4

Областной краеведческий музей.11-Экскурсия 9

Областной краеведческий музей.11-Экскурсия 9

Творческая работа 2 год обучения №п/пНаименование разделов и темКоличе ство часовТеорети ческие занятияПракти ческие занятияФормы контроля 1Экономика нашего края1055 1

Творческая работа 2 год обучения №п/пНаименование разделов и темКоличе ство часовТеорети ческие занятияПракти ческие занятияФормы контроля 1Экономика нашего края1055 1

Практическая работа 2

Практическая работа 2

Песок11-Беседа 5.2Аппликация из песка1-1Творческая работа 5

Песок11-Беседа 5.2Аппликация из песка1-1Творческая работа 5

Оформление книжки-малышки 1 - 1

Оформление книжки-малышки 1 - 1

Теория: 2.1 Главный город нашего края

Теория: 2.1 Главный город нашего края

Инсценирование сказки-не сказки

Инсценирование сказки-не сказки

Рассматривание иллюстраций 9

Рассматривание иллюстраций 9

Раздел 2. Развитие сельского хозяйства на

Раздел 2. Развитие сельского хозяйства на

Практика: 5.2 Аппликация из песка 5

Практика: 5.2 Аппликация из песка 5

Зимние изменения в природе 9

Зимние изменения в природе 9

Предметные результаты:

Предметные результаты:

Инструкция по ТБ Правила поведения обучающихся на занятии

Инструкция по ТБ Правила поведения обучающихся на занятии

Крылова «Стрекоза и Муравей» 14

Крылова «Стрекоза и Муравей» 14

Оформление книжки-малышки рассказ-беседаКартон, фломастеры, предметные картинкиТворческое задание 4

Оформление книжки-малышки рассказ-беседаКартон, фломастеры, предметные картинкиТворческое задание 4

Земляки глазами поэтов рассказ-беседа словесный, наглядный, наглядно-иллюстрационный материал опрос 7

Земляки глазами поэтов рассказ-беседа словесный, наглядный, наглядно-иллюстрационный материал опрос 7

Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры» 11

Экскурсии, знакомство с природой края, памятниками истории и культуры» 11

Экономика родного края» 1

Экономика родного края» 1

Устный опрос, наблюде-ние 2

Устный опрос, наблюде-ние 2

Компьютер, презентацияУстный опрос,наб-людение 4

Компьютер, презентацияУстный опрос,наб-людение 4

Практичес-кая работасловесный, наглядный

Практичес-кая работасловесный, наглядный

Правила закаливания Комбинированное занятие словесный, наглядный наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Правила закаливания Комбинированное занятие словесный, наглядный наглядно-иллюстративный материал, презентация компьютер

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2

Посев цветов.1 4.7Кустарники наших лесов

Посев цветов.1 4.7Кустарники наших лесов

Правила поведения в лесу. 1 11

Правила поведения в лесу. 1 11

КВН «Полевые растения»1 2

КВН «Полевые растения»1 2

Химическая промышленность 1 7

Химическая промышленность 1 7

Санитарно-гигиенические требования

Санитарно-гигиенические требования

Методические материалы. 1. Календарно-тематические планы

Методические материалы. 1. Календарно-тематические планы

Для учащихся 1 . Бочаров А

Для учащихся 1 . Бочаров А

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  естественно-научной направленности «Наша малая Родина – Тамбовский край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2021