Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2018г __________________Г.В.Голубева
Протокол № 1 Приказ «01» сентября 2018г №348
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Мы исследуем мир вокруг»
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Очнева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2018г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога
|
Очнева Людмила Александровна |
Вид программы
|
авторская |
Тип программы
|
общеразвивающая |
Образовательная область
|
естествознание |
Направленность деятельности
|
естественнонаучная |
Способ освоения содержания образования
|
практический |
Уровень освоения содержания
|
стартовый |
Уровень реализации Программы
|
начальное общее образование |
Формы реализации Программы
|
групповая |
Продолжительность реализации программы
|
1 год |
Исследовать — значит видеть то,
что видели все, и думать так, как не думал никто.
А. Сент-Дьёрди
Пояснительная записка
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
ФГОС начального образования включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения на уроках послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности, для творческого расширения знаний.
ФГОС НОО изменил приоритеты в целях, стоящих перед начальным образованием. Первостепенное значение имеет формирование универсальных учебных действий, которое способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения им нового социального опыта. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которая заложена в основу кружка. Краткосрочные и долгосрочные проекты помогут развитию познавательных навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.
Новизна
В данной программе используется проектная деятельность с использованием компьютерных технологий. В проведении занятий применяются новые педагогические технологии.
Актуальность
Создание данной программы обусловлено необходимостью формирования экологического сознания, которое оказывают влияние на экологические знания и убеждения. Формирование экологического сознания и поведения в обществе необходимо начинать с младшего школьного возраста. Формирование экологического сознания идет на уроке, а нормы экологического поведения необходимо закреплять в деятельности, организованной во внеурочной работе.
Данная программа имеет естественнонаучную направленность, так как способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, корректирует психические свойства личности, организует социальный досуг обучающихся и призвана содействовать экологическому воспитанию младших школьников.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она даёт возможность овладеть началом экологической культуры, учит осознанно-правильным отношениям к объектам живой и неживой природы, на основе изучения природы родного края, развивает чувство любви к Родине и бережному отношению к природе. Программа кружка предполагает широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание презентаций, разработка и реализация социальных проектов
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Мы исследуем мир вокруг» направлена, прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на основе эколого-краеведческих знаний.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в городе.
Срок реализации программы и режим занятий
На изучение программы кружка «Мы исследуем мир вокруг» в 3 классе предусмтрен 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, урок -экскурсия, урок – наблюдения, урок – путешествие, урок – экскурсия, урок - конкурс, урок -соревнование, групповая работа над проектом, контроль и учёт знаний.
Цель программы:
Овладение элементарными знаниями о явлениях природы, закрепление теоретических знаний и практических навыков в процессе усвоения различных методов изучения природы. Подготовка школьников к решению проблем взаимодействия человека с природой.
Задачи:
Образовательные
|
Развивающие
|
Воспитательные
|
-научить младших школьников использовать лабораторное оборудование при выполнении практических задач; - знать технику безопасности при пользовании лабораторного оборудования;
|
- обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся с целью знакомства с окружающими нас явлениями природы;
|
- сформировать у младших школьников навыки бережного отношения к своему здоровью.
|
Учебный план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Теория |
Практика |
Форма аттестации/контроля |
1. |
Секреты неживой природы |
6ч |
3ч |
3ч |
Опрос, исследование, проект |
2. |
Тайны растений |
8ч |
4ч |
4ч |
Экскурсия, наблюдения, исследование, проект. |
3. |
Загадки животного мира |
10ч |
7ч |
3ч |
Занятие – КВН «Любители природы» |
4. |
«В гостях у хозяйки Медной горы» |
3ч |
1ч |
2ч |
Игра - соревнование |
5. |
Человек в созданной им среде |
9ч |
4ч |
5ч |
Выставка поделок |
|
Всего: |
36 |
19ч |
17ч |
|
Содержание рабочей программы
1 раздел «Секреты неживой природы»- 6ч
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения объектам неживой природы.
Теория знаний . О таком объекте неживой природы, как солнце, о его необходимости и опасностях с ним связанных.-3ч
Практические занятия. Календарь погоды. Опыт «Как услышать и увидеть воздух». Плакат «Чтобы воздух был чище». Исследование «Вода в быту». Опыт «Очистка воды фильтром». «Влияние солнца на растения». Проект «Горячее солнце. Всегда ли оно доброе» 3ч
Экскурсии. На водоем. «Удивительное рядом». Очистные сооружения поселка. В парк.
2 раздел «Загадки животного мира» - 10ч
Этот раздел программы знакомит с разнообразием животного мира.
Теория знаний . Продолжат изучение обитателей водной среды и опустятся в речные и морские глубины.-7ч
Практические занятия. Наблюдение за местами обитания птиц в поселке. Акция «Птичья столовая». Рисунки «Птичьи просьбы». Фенологические наблюдения «Следы». Исследование коллекции насекомых. Красная книга Тамбовской области. Красная книга России. Конкурс рисунков «В речном царстве». Проект «Жизнь на дне морском» -3ч
Экскурсии. По поселку. Заочное путешествие по заповедникам и заказникам Тамбовской области.
3 раздел «Тайны растений»-9ч
Теория знаний Лес как планетарное явление. Взгляд писателей на него. Значение леса для живых существ.- 5 ч
Практические занятия. Наблюдения за хвойными и лиственными растениями. Проект «Мое дерево». Композиции из осенних цветов. Проект «Что растет в моем краю». Фотоконкурс «Фантастический гриб». Сочинение «Тайны леса»-4ч
Экскурсии. В парк. В лес.
4 раздел «В гостях у Хозяйки Медной горы»-3ч
Теория знаний. Разрушение почв. Влияние человека на почвы.-1ч
Практические занятия. Опыты с песком и глиной. Сбор материала. Исследование состава почвы. Исследование рельефа поселка. Уборка школьной территории. -2ч
Экскурсии. По территории поселка. Экскурсия по обследованию несанкционированных свалок на территории района.
5 раздел «Человек в созданной им среде» -8ч
Теория знаний Пожары на нефтяных месторождениях. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. – 3ч
Практические занятия. Составление памятки «Как вести себя в природе». Акция «Чистый парк». Выставка поделок из бытовых отходов. Памятка «Будь природе другом». Письмо в защиту природы. «Береги природу» Газета. Плакаты «Сохраним удивительный мир природы». Экологические прогнозы. Исследование влияния человека и автомобильного транспорта на окружающую среду. -5ч
Экскурсии. По поселку. На сах/завод «Жердевский».
Планируемые результаты
Использование программы « Мы и мир вокруг» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
личностных
|
метапредметных
|
предметных
|
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
|
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
|
сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
|
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2018г __________________Г.В.Голубева
Протокол № 1 Приказ «01» сентября 2018г №348
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мы исследуем мир вокруг»
Педагог Очнева Людмила Александровна
/
Количество часов: всего 36 часов; в неделю 1 час.
Учебный график составлен на основе рабочей программы, утвержденной на заседании Методического совета протокол №1 от 30.08.2018г.
г. Жердевка, 2018г
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Раздел 1 «Секреты неживой природы-6ч |
||||||||
1 |
сентябрь |
|
14.00-14.45 |
Беседа. Занятие-инструктаж. Практич. занят. Экскурсия. |
1 |
Инструктаж по правилам безопасной жизнедеятельности во время обучения. Солнце как источник тепла и света для живых существ. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Памятка: «Правила безопасности на занятиях» |
2 |
|
|
14.00-14.45 |
Беседа, просмотр видеофильма |
1 |
Полюсы тепла и холода |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
ПК |
3 |
|
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
Солнечные батареи |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Тестирование |
4 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Беседа, просмотр видеофильма |
1 |
Земля - магнит |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Устный опрос |
5 |
октябрь |
|
14.00-14.45 |
Беседа |
1 |
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Урок-игра |
6 |
|
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
Горячее солнце. Всегда ли оно доброе. Проект. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
Раздел 2 «Тайны растений»-9ч |
||||||||
7 |
|
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
Под сенью зеленого леса |
МБОУ «Жердевская СОШ |
Творческие работы (ребусы, кроссворды) |
8 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Лес как планетарное явление «О лесе» |
МБОУ «Жердевская СОШ |
Игровая карусель |
9 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Лес – легкие Земли |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
10 |
ноябрь |
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
«По лесным тропинкам» Красная книга Тамбовской области |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Защита презентации |
11 |
|
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
«Лес глазами писателей» Сочинение по произведениям |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Интересные сообщения. |
12 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
«В гости к Лесовичку» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Урок-игра |
13 |
|
|
14.00-14.45 |
Практич. занят.
|
1 |
Конкурс «Фантастический гриб» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
14 |
декабрь |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний
|
1 |
«О грибах» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Деловая командная игра |
Раздел 3 «Загадки животного мира»-10ч |
||||||||
15 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Беседа, просмотр презентации |
1 |
«Могут ли рыбы жить без воды?» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
инсценирование |
16 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Электрические рыбы |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
17 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Тайны животных |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Тестирование ВПР |
18 |
январь |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Как рыбы летают? |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Сообщения «Это интересно» |
19 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Занятие –
|
1 |
Поверхностные и глубинные морские животные. Занятие – КВН «Любители природы» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Занятие –соревнование |
20 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ. Зан.
|
1 |
«Жизнь на дне морском» Проект |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Презентации, Интересные сообщения |
21 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ. Зан.
|
1 |
«Жизнь на дне морском» Проект |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
22 |
февраль |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Кораллы. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
23 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Опро-игра |
24 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ. Зан.
|
1 |
«В речном царстве» Конкурс рисунков |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Выставка работ |
Раздел 4 «В гостях у Хозяйки Медной горы»-3ч |
||||||||
25 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
Разрушение почв |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
26 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ. Зан. |
1 |
Загрязнение почв. Экскурсия по обследованию несанкционированных свалок на территории города. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Фотоотчёт Газета |
27 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ. Зан. |
1 |
Влияние химикатов |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Встреча, интервью |
|
||||||||
28 |
март |
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Беседа |
1 |
Пожары на нефтяных месторождениях. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
сообщения |
29 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ.зан |
1 |
Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и поселков. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Источники информации презентация |
30 |
|
|
14.00-14.45 |
Практикум |
1 |
Влияние автомобильного транспорта на экологию. Изучение экологической обстановки в городе. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Творческие работы |
31 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний Презентация |
1 |
Представление о радиоактивном загрязнении среды (Калининская АЭС г.Удомля, авария на Чернобыльской АЭС). |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
сообщения |
32 |
апрель |
|
14.00-14.45 |
Практ.зан. |
1 |
Масштабы влияния человека на земную кору. Исследование |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Сам.работа в группах |
33 |
|
|
14.00-14.45 |
Теория знаний |
1 |
«Экологический суд» |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Ролевой урок |
34 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ.зан. Экскурсия |
1 |
Экологические прогнозы от необдуманных поступков людей. Экскурсия на сах/завод «Жердевский» |
Территория посёлка, сах.завод «Жердевский» |
Фото отчёт Мини-сочинение |
35 |
|
|
14.00-14.45 |
Практ.зан.
|
1 |
Итоговое занятие Плакаты «Сохраним удивительный мир природы». |
МБОУ «Жердевская СОШ»
|
Творческие работы |
36 |
Май |
|
14.00-14.45 |
Занятие-игра
|
|
Занятие-игра «Звёздный час»
|
Окрестности МБОУ «Жердевская СОШ» |
Демонстрация достижений |
Формы аттестации:
зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.
Для определения результативности усвоения образовательной программы, отражающие цели и задачи программы, для учащихся 4 д класса составлены (индивидуально с учётом подготовленности) тесты: использован материал учебного пособия для общеобразовательных организаций авторов: Е.Ю. Мишняева, В.С. Рохлов, О.А. Котова, П.М.Скворцов, ВПР «Окружающий мир» (в 2 частях), Москва, «Просвещение», 2017г.
Литература для обучающихся:
1. Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов. Животные. М.:ЗАО Росмэн, 2006.
2. Гавеман А.В. Слой жизни. М. Детская литература, 1984.
3. Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная промышленность, 1973.
4. Куделич О. Азбука растений и цветов. «Малыш» 2005.
5. Кузнецов В. Н. Экология России. Хрестоматия. АО МДС, 1995.
6. Молис С.А. книга для чтения по зоологии. М.:Просвещение. 1986.
7. Ридерз Дайджест. «Азбука природы»
8. Рянжин С. Экологический букварь для детей и взрослых. С.-П. Печатный двор, 1994.
9. Танасийчук Г. Н. Подземные дворцы. М.:Детская литература. 1981.
10. Трафимова Г.В. Рассказы Феи осторожность для больших и маленьких. Минск:ТЕСЕЙ, 2000.
11. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.
12. Все обо всем. Насекомые и пауки. М.:ООО «Издательство Астель». ООО «Издательство АСТ», 2001.
13. Детская энциклопедия: Экология. М.: ООО АСТ, 1997
14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Багрова Л.А. М.:Тко АСТ. 1995.
15. Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. /Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 1999.
Для педагога:
1. Агес П. Ключи к экологии. Гидрометиздат. 1982.
2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) М.: Баласс. 2010.
3. Дмириева Н.Я. Товлинец И.П. Естествознание. Пробный учебник. М.: Просвещение. 2002.
4. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы: кружковая работа. Волгоград: Учитель. 2007.
5. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.: Ювента.2005.
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М. 2003.
7. Новикова Е.Б. проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы//Управление начальной школой. 2010, №3.
8. Петров В. В. Лес и его жизнь. (Книга для учителя) М.: Просвещение. 1986.
9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. (Книга для учителя) М.: Просвещение. 1991.
10. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Дрофа. 2000.
11. Черныш И. Поделки из природного материала. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
12. Шиманюк А. П. Что и как наблюдать в природе. М.: Просвещение, 1983.
13. Красная книга России. Министерство природных ресурсов и экологии России. М. 1992.
14. Минералы. Сокровища Земли. М.: ООО Де Агостини, 2009.
15. Экологический атлас. Окно в мир. М.: Лазурь, 1995.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http//school-collection.edu.ru)
Энциклопедия “Кирилл и Мефодий» (DVD)
Интернет-ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие россии.
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.