Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя школа»
Новоспасского района Ульяновской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю……………..С.Н.Нуждин
педагогического совета Директор школы
Протокол № 1 от 30.08.2022г. Приказ № 21 от 30.08.2022г.
Приложение № 3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Срок реализации программы:2022-2023 учебный год
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Всего часов:144 часа
Программу разработала:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Гелагаева Г.В.
с педагогическим стажем 30 лет
с.Садовое,2022г
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка.
1.1.Введение.
1.2.Направленность программы.
1.3. Новизна программы.
1.4.Актуальность программы.
1.5. Педагогическая целесообразность.
1.6. Цели программы.
1.7. Задачи.
1.8.Отличительные особенности программы.
1.9. Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации.
1.10.Формы организации деятельности занятий.
1.11. Ожидаемые результаты.
1.12.Способы определения результативности.
2.1.Учебный план.
2.2. Содержание учебного плана.
2.3.Календарный учебный график.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
1.1.Введение.
Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
1.2.Направленность программы
Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на развитие воображения, памяти, мышления обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном развитии. Программа для школьников «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
1.3. Новизна программы
Новизна программы заключается в широком использовании практической деятельности обучающихся. Позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.4.Актуальность программы обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, управление поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
1.5. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
1.6. Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
1.7. Задачи:
Обучающие:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Развивающие:
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развивать умение взаимодействовать, доводить дело до конца.
Воспитывающие:
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Воспитывать стремление к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.
1.8.Отличительные особенности программы
Инновационность данной краткосрочной образовательной программы заключается в том, что обучение осуществляется на основе методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности: каждого обучающегося в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого обучающегося своим темпом;
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Инновационность дистанционной программы так же состоит в том, что предусмотрена такая форма, как дистанционные занятия в режиме online на платформе Zoom и т.д. и занятия в режиме офлайн.
1.9. Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-16 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 9 месяцев обучения. На реализацию курса отводится 4 часа в неделю (всего 144 часа) Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут в день.
1.10.Формы
организации деятельности занятий: индивидуальные, групповые,
коллективные (игровая деятельность). Формы проведения занятий: игра,
мастер-класс, тренинг, турнир.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические
задания.
1.11. Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся: ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Обучающиеся получат возможность научиться рокировать; объявлять шах; ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, проявление стремления к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
У учащихся будут сформированы действия: ориентирование на шахматной доске; игра каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Коммуникативные УУД:
У учащихся будут сформированы действия:
Включаться в диалог, управлять своим поведением, работать в группе, работать в паре, формулировать затруднения, обращаться за помощью, взаимодействовать, доводить дело до конца.
1.12.Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, дидактические задания, шахматные задачи, шахматные турниры.
Педагогический мониторинг |
Мониторинг образовательной деятельности детей |
Журнал учета результатов обучающихся при проведении шахматных турниров. |
Самооценка обучающегося, оформление фотоотчетов. |
Виды контроля
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Входной контроль |
||
В сентябре |
Определение уровня знания правил игры, названия шахматных фигур. |
Беседа, опрос. |
Текущий контроль |
||
В течение всего периода обучения |
Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. |
Решение шахматных задач. |
Промежуточный или рубежный контроль |
||
По окончании изучения темы или раздела. |
Определение степени усвоения учебного материала. |
Тест. Шахматный турнир. |
Итоговый контроль |
||
В конце года или курса обучения |
Определение результатов обучения. |
Шахматный турнир. Проведение мастер-классов обучающимися |
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы – итоговый турнир.
2.1.Учебный план
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы принадлежности и правила игры в шахматы |
10 |
5 |
5 |
Опрос |
2 |
Техника матования короля |
6 |
3 |
3 |
Опрос |
3 |
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций |
10 |
6 |
6 |
Игра |
4 |
Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение |
14 |
7 |
7 |
Игра |
5 |
Защита |
8 |
4 |
4 |
Игра |
6 |
Создание угрозы мата |
6 |
3 |
3 |
Тест, игра |
7 |
Эндшпиль |
6 |
3 |
3 |
Игра |
8 |
Дебют |
8 |
4 |
4 |
Игра |
9 |
Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства |
6 |
3 |
3 |
Игра, турнир |
10 |
Третий уровень мастерства. Тактика |
48 |
24 |
24 |
Игра |
11 |
Эндшпиль |
12 |
6 |
6 |
Игра |
12 |
Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства |
8 |
2 |
6 |
Игра, турнир |
2.2. Содержание учебного плана.
Учебный курс включает в себя 12 тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Теория: шахматные термины: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение,
белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода
и взятия каждой фигуры.
Практика: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Календарный учебный график
№ п/п |
месяц |
Неделя месяца, день недели дата |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Сентябрь |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Беседа |
2 |
Шахматная доска, фигуры, начальное положение |
Точка Роста |
Опрос |
2 |
Сентябрь |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Беседа |
2 |
О ходах фигур и о поле под ударом |
Точка Роста |
Опрос |
3 |
Сентябрь |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Беседа |
2 |
О целях игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» |
Точка Роста |
Опрос |
4 |
Сентябрь |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Беседа |
2 |
Шахматная партия, рокировка |
Точка Роста |
Опрос |
5 |
Сентябрь |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Беседа, учебно-тренировочное занятие |
2 |
Шахматная партия, рокировка» |
Точка Роста |
Опрос |
6 |
Сентябрь |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Беседа, учебно-тренировочное занятие |
2 |
Матование одинокого короля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
7 |
Сентябрь |
4 четверг
|
14.30-16.00 |
Беседа, учебно-тренировочное занятие |
2 |
Мат без жертвы материала |
Точка Роста |
Опрос, игра |
8 |
Сентябрь |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Беседа, учебно-тренировочное занятие |
2 |
Шахматная комбинация |
Точка Роста |
Опрос, игра |
9 |
Сентябрь |
5 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы дебюта |
Точка Роста |
Опрос, игра |
10 |
Октябрь |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы дебюта |
Точка Роста |
Опрос, игра |
11 |
Октябрь |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы миттельшпиля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
12 |
Октябрь |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы миттельшпиля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
13 |
Октябрь |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы эндшпиля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
14 |
Октябрь |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Основы эндшпиля
|
Точка Роста |
Опрос, игра |
15 |
Октябрь |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Создание удара, направленного на фигуру |
Точка Роста |
Опрос, игра |
16 |
Октябрь |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Устранение защищающего удара, направленного на фигуру |
Точка Роста |
Опрос, игра |
17 |
Октябрь |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Нападение одной фигурой на несколько фигур |
Точка Роста |
Опрос, игра |
18 |
Ноябрь |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Сквозное нападение на фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
19 |
Ноябрь |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Сочетание простого и скрытого нападений на несколько фигур. |
Точка Роста |
Опрос, игра |
20 |
Ноябрь |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Сочетание простого и скрытого нападений на несколько фигур |
Точка Роста |
Опрос, игра |
21 |
Ноябрь |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Сочетание приемов, на которых основано нападение на несколько фигур |
Точка Роста |
Опрос, игра |
22 |
Ноябрь |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Создание удара, направленного на фигуру |
Точка Роста |
Опрос, игра |
23 |
Ноябрь |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру |
Точка Роста |
Опрос, игра |
24 |
Ноябрь |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Защита от нападения на несколько фигур |
Точка Роста |
Опрос, игра |
25 |
Ноябрь |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Защита от нападения на несколько фигур |
Точка Роста |
Опрос, игра |
26 |
Ноябрь |
5 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь |
Точка Роста |
Тест, игра |
27 |
Декабрь |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие
|
2 |
Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя. |
Точка Роста |
Опрос, игра |
28 |
Декабрь |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие
|
2 |
Противодействие угрозы мата в один ход |
Точка Роста |
Опрос, игра |
29 |
Декабрь |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Мат одинокому королю ладьей и королем |
Точка Роста |
Опрос, игра |
30 |
Декабрь |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Правило квадрата |
Точка Роста |
Опрос, игра |
31 |
Декабрь |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
32 |
Декабрь |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
О преждевременных ходах ферзем |
Точка Роста |
Опрос, игра |
33 |
Декабрь |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
О препятствии фигуре своими же фигурами.
|
Точка Роста |
Опрос, игра |
34 |
Декабрь |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
35 |
Декабрь |
5 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
О пункте, с которого нередко в дебюте дается мат |
Точка Роста |
Опрос, игра |
36 |
Январь |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства |
Точка Роста |
Опрос, игра |
37 |
Январь |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства |
Точка Роста |
Опрос, игра |
38 |
Январь |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства |
Точка Роста |
Игра, турнир |
39 |
Январь |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на превосходстве количества ударов |
Точка Роста |
Игра, турнир |
40 |
Январь |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на превосходстве количества ударов |
Точка Роста |
Игра, турнир |
41 |
Январь |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Одновременное нападение на несколько объектов |
Точка Роста |
Опрос, игра |
42 |
Январь |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Одновременное нападение на несколько объектов |
Точка Роста |
Опрос, игра |
43 |
Февраль |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Одновременное нападение на несколько объектов |
Точка Роста |
Опрос, игра |
44 |
Февраль |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по освобождению поля или линии |
Точка Роста |
Опрос, игра |
45 |
Февраль |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по освобождению поля или линии |
Точка Роста |
Опрос, игра |
46 |
Февраль |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по завлечению фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
47 |
Февраль |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по завлечению фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
48 |
Февраль |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по отвлечению защищающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
49 |
Март |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по отвлечению защищающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
50 |
Март |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по отвлечению защищающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
51 |
Март |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по развязыванию нападающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
52 |
Март |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие
|
2 |
Операции по развязыванию нападающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
53 |
Март |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Уничтожение или связывание защищающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
54 |
Март |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Уничтожение или связывание защищающей фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
55 |
Март |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по привлечению фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
56 |
Март |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по привлечению фигуры |
Точка Роста |
Опрос, игра |
57 |
Март |
5 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции , основанные на промежуточном ходе |
Точка Роста |
Опрос, игра |
58 |
Апрель |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на недостаточной защищенности крайней горизонтали |
Точка Роста |
Опрос, игра |
59 |
Апрель |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на незащищенности некоторых полей предпоследней горизонтали |
Точка Роста |
Опрос, игра |
60 |
Апрель |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции по разрушению пешечного прикрытия короля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
61 |
Апрель |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на возможности превращения пешки |
Точка Роста |
Опрос, игра |
62 |
Апрель |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Операции, основанные на возможности возникновения пата |
Точка Роста |
Опрос, игра |
63 |
Апрель |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Типичные ситуации пешечного эндшпиля |
Точка Роста |
Опрос, игра |
64 |
Апрель |
4 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Король и ферзь против короля и пешки |
Точка Роста |
Опрос, игра |
65 |
Апрель |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
О разнообразии средств и позиционной ничьей |
Точка Роста |
Опрос, игра |
66 |
Май |
1 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Легкофигурный эндшпиль |
Точка Роста |
Опрос, игра |
67 |
Май |
2 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Дебюты гроссмейстеров |
Точка Роста |
Опрос, игра |
68 |
Май |
1 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Дебюты гроссмейстеров |
Точка Роста |
Опрос, игра |
69 |
Май |
3 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства
|
Точка Роста |
Игра, турнир |
70 |
Май |
2 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства |
Точка Роста |
Игра, турнир |
71 |
Май |
4 четверг |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства |
Точка Роста |
Игра, турнир |
72 |
Май |
3 вторник |
14.30-16.00 |
Учебно-тренировочное занятие |
2 |
Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства |
Точка Роста |
Игра, турнир |
Тематика курса 1. ШАХМАТНАЯ
ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь».Двое
играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль».То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ».То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические
игры и задания «Волшебный мешочек».В непрозрачном мешочке по
очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура».Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается)
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай».Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана. «Что общего?»Педагог берет две
шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем
отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное
положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические
игры и задания «Мешочек».Ученики по одной вынимают из мешочка
шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет».Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч».Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема
учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на
уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические
игры и задания
«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления
и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин».Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные
на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых».Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь».За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры».Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар».Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие».Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита».Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
«Выиграй фигуру».Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности».Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на
первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где
присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в
доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми
сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания
являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу
образного и логического мышления.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические
игры и задания
«Шах или не шах».Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах».Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов».Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха».Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат».Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах».Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка».Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Самые
общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические
игры и задания
«Два хода».Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
Список литературы
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение,2011.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
1994.
4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
11. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г. 13.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г. 14. Бронштейн Д.,
Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982. 15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС,
1986 . 16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983. 17. Костьев
А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984. 18. Костьев А., Учителю
о шахматах. М., Просвещение. 1999 .
Медиаресурсы:
1. Азы для начинающих
zen.yandex.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (шахматы)
http://school-collection.edu.ru
3. Оригинальные разделы "Задачи-шутки" и "Дебютные ловушки".
www.xchess.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.