Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Оценка 5
doc
26.06.2020
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной  направленности  «Волейбол»
программа волейбол)))))))).doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «НАСЛЕДНИЦКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  ИМЕНИ  ВОИНА-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА  ВИКТОРА  СВЕЖЕНЦЕВА»

 

Принята на Педагогическом совете                                         Утверждаю:

                                                                                                        Директор

Протокол № ____ от ______20___ г                                                   

                                                                                                          «_____»_____________2019

                                                                                                          Приказ _____от_________2019

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной  направленности

«Волейбол»

 

 

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

 

ВоровщиковА.М.,

Учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты

 

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1.Календарный учебный график

2.2.Учебный план

2.3.Условия реализации программы

2.4.Формы аттестации

2.5.Оценочные материалы

2.6.Методические материалы

2.7.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.  Пояснительная записка

Программа составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ, специализированных детско – юношеских спортивных школ олимпийского резерва (авторы – составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П. Сыромятников, доктор мед.наук), в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждения порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован 29.11.2018г. № 52831).

В последние годы выявляется ухудшение   здоровья воспитанников общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне  учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков.  В поисках выхода из этой ситуации логично введение третьего урока физической культуры. Однако в этом вопросе педагоги сталкиваются с существенными затруднениями. Как правило, нагрузка на спортивные залы не совпадает с их пропускной мощностью при трехчасовых обязательных занятиях. Есть и много других подводных камней, которые, однако, являются в этом вопросе второстепенными, хотя и важными.  Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры.  Игровая деятельность имеет особо важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и  юношеские годы. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатываются смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод имеет ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания.  Волейбол – очень популярная игра в нашей стране, его ценность в доступности и несложности оборудования. Данная спортивная игра представляет собой прекрасное средство для развития физических качеств, таких как ловкость, выносливость, координация движений и т.п., развития двигательной активности, укрепления здоровья детей.  Новизна данной программы заключается в использовании авторских дидактических материалов.

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели и задачи

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы - углубленное изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

-      укрепление здоровья;

-      содействие правильному физическому развитию;

-      приобретение необходимых теоретических знаний;

-      овладение основными приемами техники и тактики игры;

-      воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

-      привитие ученикам организаторских навыков;

-      повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;

-      подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;

-      отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Методы работы. Методы, применяемые в процессе обучения игры, удобнее рассматривать поэтапно:

 · Первый этап – ознакомление с приемами игры: используются словесные и наглядные методы (рассказ, объяснение, демонстрация).

· Второй этап – изучение приемов в упрощенных условиях, разделение сложных упражнений (атакующий удар) на составные части: используются практические методы (практическая работа, упражнения), методы управления (команды, распоряжения).

· Третий этап – изучение приемов в усложненных условиях: используются игровой и соревновательный методы, что позволяет одновременно решать задачи по совершенствованию техники, развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки.

· Четвертый этап – закрепление изученных приемов игры: используется метод анализа, игровой и соревновательный метод. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические занятия – тренировки.

 Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование, используемое на занятиях по волейболу: волейбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки, обручи, волейбольная сетка.

Воспитательный аспект:

 1.Формирование здорового образа жизни:

- «Влияние закаливания и режима питания на физическую подготовку спортсмена» (беседа);

- «Мифы и реальность о наркотиках» (беседа);

 - «Умение сказать нет» (профилактика вредных привычек), (тренинг);

- встреча с ведущими спортсменами города.

2. Формирование нравственных ценностей:

- «Этика поведения спортсмена» (беседа);

- «Пять подходов к решению конфликта» (беседа, тренинг);

 - «Как не стать жертвой преступления, формы ответственности за себя» (беседа, тренинг).

 

Программа предназначена для детей в возрасте 12 – 16 лет. Рассчитана на три года обучения -1 (форма обучения – очная):

 первый год – 162 ч; занятия проводятся три раз в неделю по 1,5 часа (с обязательным 10 – 15-минутным перерывом);

  второй год обучения – 162 ч; занятия проводятся три раз в неделю по 1,5 часа (с обязательным 10 – 15-минутным перерывом);

 третий год обучения – 162 ч; занятия проводятся три  раз в неделю по 1,5 часа (с обязательным 10 – 15-минутным перерывом);

Содержание программы включает в себя изучение правил игры в волейбол, общую физическую и специальную подготовку, изучение технических и тактических приемов игры в волейбол, а также психологическую подготовку учащихся к соревнованиям, правил судейства, оказания первой помощи при травме, технику безопасности.

Тип занятия: тренировочный.

Формы проведения занятий: учебное занятие,  занятие-игра, тренировки, и других. Трехлетний  период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Минимальное количество обучающихся в группе 10-14 человек.   Состав – постоянный. Особенности набора обучающихся в коллектив –  по желанию и по заключению врача. Занятия – групповые. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, реализуются образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития обучающегося.

Место проведения занятий: Актовый зал, спортивная площадка (школьный двор).

1.3. Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Цель: познакомить со спецификой спортивной игры волейбол, с инвентарем, с техникой безопасности; дать понятие о возможностях травматизма и врачебном контроле. 

Ключевые понятия: волейбол – спортивная игра.

 Теоретические сведения. Зарождение игры. Оборудование, инвентарь. Техника безопасности на занятиях. Возможности травматизма. Врачебный контроль, самоконтроль. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны знать об истоках зарождения игры, инвентарь, технику безопасности, о возможностях травматизма. 

Тема  2. Правила игры в волейбол. Цель: дать понятия о правилах игры, судейства, ведения протокола. 

Ключевые понятия: правила игры, судейство,  протокол. 

Теоретические сведения: Основные правила игры в волейбол. Обязанности судьи в игре. Ведение протокола игры.

 УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

 Воспитательный аспект: формирование интереса к волейболу.

 Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, обязанности судьи, правила ведения протокола.

Форма контроля по итогам раздела: Игра «Крестики нолики».

 Тема   3. Основные техники и тактики в волейболе. Цель: познакомить с основными техническими и тактическими приемами игры. 

Ключевые понятия: техника, тактика. 

Теоретические сведения. Разнообразие технических и тактических приемов, их использование. Начальные понятия комбинационной игры (расстановка по зонам, обязанности игроков на площадке во время розыгрыша).

 УМК:  спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны знать о приемах игры в волейбол.

 Форма контроля по итогам раздела: Викторина «Вопрос – ответ». 

Тема  4. Общая физическая подготовка. Цель:  развить физические качества воспитанников, двигательную активность.

 Ключевые понятия: бег, прыжки.

 Практическая работа: Беговые упражнения: челночный бег 4 × 9 м; кроссовая подготовка – бег в среднем темпе 15 мин.; бег по пересеченной местности 5, 7 мин.; подвижные игры с элементами волейбола;  ускорения из различных положений (сидя, лежа, низкий старт).  Упражнения на подтягивание, приседание (на одной ноге 2 × 10 раз). Упражнения на развитие прыгучести: прыжки на скакалке, доставание подвешенного мяча, выпрыгивание из полного приседа 2 × 15 раз, прыжки в длину с места (в т.ч. на одной ноге) 2 × 15 м, прыжки на двух ногах с отягощением (гантели). Упражнения на развитие выносливости: бег 1 км на время.

 УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Воспитательный аспект: формирование мотивации к здоровому образу жизни. 

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов.

 Тема 5. Специальная физическая подготовка. Цель: развить специальные навыки для игры в волейбол. 

Ключевые понятия: подача, передача. 

Практическая работа: Имитация передач (верхней, нижней) набивным мячом 4 × 20 раз. Подбрасывание набивного мяча от груди над головой 2 × 10 раз. Подбрасывание набивного мяча от колен вверх прямыми руками 2 × 10 раз. Упражнения с резиновым амортизатором (передачи верхняя, нижняя). Прямая подача с сопротивлением амортизатором правой, левой руками 2 × 30 раз. Упражнения на развитие координации: вращение мяча вокруг туловища вправо-влево, жонглирование двумя мячами (подкинув мяч над собой, принять упор присев, встав поймать мяч). 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

 Тема 6. Техническая подготовка. Цель: научить основным принципам техники подач, передач.  Ключевые понятия: подача, передача. 

Теоретические сведения: Основные технические приемы подач, передач.

 Практическая работа: Стойки:  средняя – для приема мяча, высокая для атакующего удара, низкая для страховки. Передвижения шагом: приставным, двойным, скрестным, скачок, падения. Передача верхняя двумя руками в опоре, в прыжке: по длине (длинная через зону, короткая – из зоны в зону, укороченная – в одной зоне); по высоте (высокие – 2м и более, средние – до 2м, низкие – до 1м); передачи выполняются в парах или у стены с отскоком. Подача нижняя прямая (подбросить мяч на высоту 30 – 40 см, осуществляется встречным движением), верхняя прямая подача (подбросить мяч на 1м над головой, выполнить замах вверх-назад, нанести удар несколько впереди игрока). Прямой атакующий удар: разбег прыжок, удар по мячу, приземление. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы подач, передач; должны уметь выполнять все основные приемы при игре.

Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов. 

Тема  7. Тактическая подготовка. Цель: познакомить с тактикой игры в волейбол.  Ключевые понятия: защита, нападение. 

Теоретические сведения: приемы защиты, элементы страховки во время игры; приемы нападения: основные действия. 

Практическая работа: Тактика защиты: позиции каждого игрока во время атаки соперника, страховка. Тактика нападения: групповые тактические действия, нападения со второй передачи. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Воспитательный аспект: воспитание духа соперничества.

 Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы защиты и нападения; должны уметь выполнять основные элементы защиты, нападения.

Форма контроля по итогам раздела: Подвижная игра с вопросами.

            Итоговое занятие. Цель: подвести итого первого года обучения, выполнить контрольные нормативы. 

Теоретические сведения: подведение итогов первого учебного года. 

Практическая работа: Сдача контрольных нормативов: прыжок с с места в высоту, челночный бег 4 × 9 на время; верхняя передача над головой на высоте 1,5 – 2 м; нижняя передача на высоте 1,5 – 2 м; нижняя подача (из пяти попыток – три попадания – на отлично).  УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

 Ожидаемые результаты: должны выполнить контрольные нормативы.

Форма контроля по итогам раздела: Товарищеский матч.

Содержание второго года обучения

 Тема 1. Вводное занятие. Цель: научить оказывать первую помощь при травме.  Теоретические сведения: техника безопасности, оказание первой помощи при травме.  Ожидаемые результаты: должны знать приемы оказания первой помощи, правила техники безопасности. 

Тема 2. Судейство в волейболе. Цель: познакомить с судейскими правилами игры.  Теоретические сведения: изменения в судействе, изучение правил игры. 

Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, судейства. 

Тема 3. Общая физическая подготовка. Цель: развивать двигательную активность, физические качества воспитанников. 

Ключевые понятия: бег, прыжки. 

Практическая работа: Беговые упражнения: ускорения с изменением направления, старт из различных положений, кроссовая подготовка (бег 15,

20 мин), бег на время 4 × 9 м, 1500 м.Прыжковые упражнения: прыжки вверх из упора присев (5 – 8 прыжков, 3  серии), прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой (15 прыжков, высота 30 - 40 см, три серии), прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх до высоты 50 см (10 прыжков), скачки на одной ноге, прыжки через скакалку, натянутую на высоте 40 см (10 прыжков, 3 серии), прыжки спиной вперед, боком. Упражнения на развитие физических качеств: гибкости (наклоны из положения стоя, сидя на полу), силы (упражнения на тренажерах с отягощением).

 УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

 Воспитательный аспект: формирование мотивации к здоровому образу жизни. 

Ожидаемые результаты: должны уметь: выполнять физические упражнения.

Форма контроля по итогам раздела: Игра «Крестики нолики». 

Тема 4. Специальная физическая подготовка. Цель: развивать специальные навыки в волейболе.

  Ключевые понятия: передача, атакующий удар.

 Практическая работа: Упражнения на развитие координации: передача мяча в стену поочередно, ведение двух мячей на месте и в движении (подбросить мяч над собой, принять упор лежа, встать,  поймать мяч). Упражнения на специальных тренажерах: имитация атакующего удара теннисным мячом, упражнения с амортизатором, выпрыгивания у сетки, имитация передач (нижней, верхней) набивным мячом, нападающий удар по мячу, привязанному на шесте. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять передачу, ведение мяча, выполнять упражнения на специальных тренажерах.

  Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов.

 Тема 5. Техническая подготовка. Цель: научить технике игры в волейбол. 

Ключевые понятия: подача, блокирование, удары, страховка.

 Практическая работа: Упражнения в парах (один выполняет передачу сверху, другой – снизу, прием мяча снизу с последующим перекатом через спину, прием снизу мяча, посланного не точно, с последующим перекатом). Верхняя прямая подача: многократное подбрасывание мяча одной рукой вверх, замах другой для удара, подача в парах, верхняя прямая подача в сетку с расстояния 7 – 9 м, подача через сетку на точность. Блокирование: упражнения выполняются в парах через сетку, касание ладонями через сетку во время прыжка (один прыгает с мячом над сеткой, другой с противоположной стороны накрывает мяч ладонями, не касаясь сетки, один подбрасывает мяч под сеткой, другой отталкивает мяч в противоположную сторону). Нападающий удар: имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо-влево, нападающие удары из зон 2, 4, нападающие удары против одиночных блоков, нападающие удары с собственного подбрасывания мяча. Страховка: подбор мяча после неудачного приема, после отскока от блока, после обманного удара.  УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны владеть техническими приемами игры в волейбол. 

 Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов. 

Тема 6. Тактическая подготовка. Цель: научить тактике игры в волейбол.

 Ключевые понятия: расстановка игроков, действия в команде.

  Теоретические сведения: расстановка игроков – часть командных действий; обязанности каждого игрока на площадке; групповые действия игроков.

 Практическая работа: Расстановка игроков уступом вперед ил назад, при собственной подаче игроки зон 4, 3, 2 стоят возле сетки для выполнения

блока в случае нападающего удара. При подаче соперника игроки занимают позицию от сетки для последующей атаки с линии нападения. Групповые действия: передача мяча после приема подачи в зону 2, затем передача в зону 3 или 4 для атакующего удара, страховка игрока 6 зоны, передача связующего игрока из зоны 1, 6, 5. Командные действия в защите – блокирование, страховка, взаимодействие игроков в передней и задней линии.  

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Воспитательный аспект: воспитание духа соперничества. 

Ожидаемые результаты: должны знать правила расстановки при игре; должны уметь организовывать свои действия и расстановку при подаче и передаче.  Форма контроля по итогам раздела: Викторина «Вопрос – ответ».

 Итоговое занятие. Цель: подвести итого второго года обучения. 

Теоретические сведения: подведение итогов. 

Практическая работа: Сдача контрольных нормативов: верхняя передача в парах через обруч на высоте 3 м, нижняя передача в стену. Нападающий удар из зон 3, 4, передача связующего из зоны 2. Ускорение с изменением направления (на время). Прыжок с места на высоту (на результат).  

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

 Ожидаемые результаты: должны выполнить нормативы. 

Форма контроля по итогам раздела: Товарищеский матч.

Содержание третьего года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

 Цель: начать подготавливать воспитанников к соревновательному периоду.  

Теоретические сведения: подготовка к выступлениям, соревнованиям различного уровня; техника безопасности на занятиях, выездных соревнованиях; режим питания спортсмена.

 Ожидаемые результаты: должны знать технику безопасности, режим питания спортсменов. 

Тема 2. Психологическая подготовка к соревновательному периоду.

 Цель: психологически подготовить воспитанников к участию в соревнованиях. 

Ключевые понятия: психическая саморегуляция. 

Теоретические сведения: основы психической саморегуляции; психофизическая тренировка (аутотренинг). 

Воспитательный аспект: воспитание духа товарищества.

 Ожидаемые результаты: должны знать основы психической саморегуляции. 

Тема 3. Общая физическая подготовка. Цель: развить физические качества воспитанников.  Ключевые понятия: бег, прыжки, кросс. 

Практическая работа: Упражнения на развитие основных физических качеств: бег, прыжки, силовые упражнения, упражнения на гибкость. Занятия в тренажерных залах. Кроссовая подготовка – бег по пересеченной местности 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Воспитательный аспект: формирование мотивации к здоровому образу жизни. 

Ожидаемые результаты: должны уметь: выполнять физические упражнения. 

Форма контроля по итогам раздела: Игра «Крестики нолики». 

Тема 4. Специальная физическая подготовка.

 Цель: развивать специальные навыки игры в волейбол. 

Ключевые понятия: передача, подача. 

Практическая работа: Ускорения с изменением направления и длины дистанций (3 по 2 серии), старты из различных положений: сидя, упор присев, упор лежа (дистанции 15 м × 2 раза из каждого положения, имитация прыжка для нападения, блока (4 по 2 серии).  Упражнения на развитие

координации: передача верхняя над головой в движении, жонглирование двумя мячами, броски поочередно в стенку над собой. Имитация передач набивным мячом (нижней, верхней – 2 подхода по 2 мин), имитация подачи верхней, атакующего удара с амортизатором. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять специальные упражнения, входящие в раздел «Специальная физическая подготовка».

  Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов.

 Тема 5. Техническая подготовка. Цель: научить воспитанников в совершенстве владеть техническими приемами. 

Ключевые понятия: подача, передача, блокирование. 

Практическая работа: Совершенствование верхней, нижней передач с перекатом через спину, передачи в движении, в прыжке, подбор мяча после обманного удара  (страховка). Совершенствование блокирования (одиночного, двойного блока), работа рук, кистей в момент удара. Передача верхняя связующего игрока из зон 1, 5, 6 в зоны 2, 3, 4. Верхняя прямая подача в прыжке – отталкивание нападающего игрока вверх, вперед. 

 УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия 

 Ожидаемые результаты: должны владеть техническими приемами игры. 

Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов. 

Тема 6. Тактическая подготовка. Цель: научить тактическим приемам игры в волейбол.  Теоретические сведения: Комбинационная игра; элементы работы тренера

Практическая работа: Комбинационная игра в нападении: отработка схем нападения. Перестановка после подачи, нападение с линии защиты, укороченные передачи связующего игрока. Индивидуальные задачи в нападении и в защите во время розыгрыша мяча – ложные замахи, обманные

удары. Замена игроков нападения или игрока, подающего мяч во время игры (работа тренера). 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия. 

Ожидаемые результаты: должны знать правила комбинационной игры, элементы работы тренера, должны уметь играть в волейбол.

 Форма контроля по итогам раздела: Викторина «Вопрос – ответ». 

Итоговое занятие. Цель: подведение итогов, сдача контрольных нормативов. 

Теоретические сведения: анализ выступления на соревнованиях. 

Практическая работа: Сдача контрольных нормативов: Бег 1000 м, 100 м на время, подтягивания, прыжки с места в длину. Оценка техникотактической подготовки. Подача на точность в зоны 5, 6, 1, нападающий удар с различных подач связующего (низкой, средней, дальней). Учебная игра с подготовленной комбинацией. 

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты: должны выполнить нормативы. 

Форма контроля по итогам раздела: Товарищеский матч.

1.4. Планируемые результаты

1.По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:

- технику безопасности;

 - спортивный инвентарь;

- правила игры в волейбол;

- основы техники и тактики игры;

- основы общей физической и специальной подготовки;

должны уметь:

- выполнять основные упражнения общей физической и специальной подготовки;

- выполнять приемы техники и тактики игры в волейбол.

2. По окончании второго года обучения воспитанники:

 должны знать:

- правила оказания первой помощи при травме;

- правила судейства в волейболе;

- основные упражнения общей физической и специальной подготовки;

- приемы техники и тактики игры;

должны уметь:

 - оказать первую помощь при травме;

- выполнять упражнения общей физической и специальной подготовки;

- владеть приемами техники и тактики игры.

3.По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать:

- режим питания спортсмена;

 - основы психической саморегуляции;

- технику безопасности на занятиях, выездных соревнованиях;

- упражнения общей физической и специальной подготовки;

 - приемы техники и тактики игры;

должны уметь:

- выполнять аутотренинги для психической саморегуляции;

- выполнять упражнения общей физической и специальной подготовки;

- владеть приемами техники и тактики игры.

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

 

2019-2020 уч.г

2020-2021 уч.г

2021-2022 уч.г

1

Продолжительность освоения программы

36 недель

36 недель

36 недель

2

Начало освоения  программы

02.09.2019

01.09.2020

01.09.2021

3

Окончание освоения программы

30.05.2020

30.05.2021

30.05.2022

4

Регламентирование образовательного  процесса

По расписанию работы объединения дополнительного образования. Продолжительность занятия – 40 мин

По расписанию работы объединения дополнительного образования. Продолжительность занятия – 40 мин

По расписанию работы объединения дополнительного образования. Продолжительность занятия – 40 мин

5

Выходные и праздничные дни

Выходной – воскресенье. Праздничные дни, установленные Правительством РФ

Выходной – воскресенье. Праздничные дни, установленные Правительством РФ

Выходной – воскресенье. Праздничные дни, установленные Правительством РФ

6

Каникулы

Зимние каникулы с 28.12.2019 по 13.01.2020

Летние каникулы с 01.06.2020 по 31.08.2020

Зимние каникулы с 28.12.2020 по 13.01.2021

Летние каникулы с 01.06.2021 по 31.08.2021

Зимние каникулы с 28.12.2021 по 13.01.2022

Летние каникулы с 01.06.2022 по 31.08.2022

7

Входное обследование уровня подготовленности

02.09.2019-30.09.2019

01.09.2020-30.09.2020

01.09.2021-30.09.2021

8

Текущий контроль освоения программы

В течение всего периода освоения программы

В течение всего периода освоения программы

В течение всего периода освоения программы

9

Сроки промежуточной аттестации

Май 2020

Май  2021

Апрель  2022

10

Сроки итоговой аттестации освоения программы

-

-

Май 2022

2.2. Учебный план

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Правила игры в волейбол

2

2

-

Игра «Крестики нолики»

3

Основные техники и тактики игры в волейбол

6

6

6

Викторина «Вопрос – ответ»

4

Общая физическая подготовка

5

-

5

Сдача нормативов

5

Специальная физическая подготовка

5

-

5

 

6

Техническая подготовка

6

 

6

Сдача нормативов

7

Тактическая подготовка

15

4

15

Подвижная игра с вопросами

8

Товарищеские и учебные игры. Итоговое задание

2

-

2

Товарищеский матч

 

Итого:

51

12

          39

 

Второй год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

 

 

 

 

2

Психологическая подготовка к соревновательному периоду

 

 

 

Игра «Крестики нолики»

3

Общая физическая подготовка

 

 

 

Игра «Крестики нолики»

4

Специальная физическая подготовка

 

 

 

Сдача нормативов

5

Техническая подготовка

 

 

 

Сдача нормативов

6

Тактическая подготовка

 

 

 

Викторина «Вопрос – ответ»

3

Товарищеские и учебные игры. Итоговое задани

 

 

 

Товарищеский матч

8

Промежуточная аттестация /устное собеседование

 

 

 

Устное собеседование

 

Итого:

 

 

 

 

 

Третий год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

 

 

 

 

2

Психологическая подготовка к соревновательному периоду

 

 

 

 

3

Общая физическая подготовка

 

 

 

Игра «Крестики нолики

4

Специальная физическая подготовка

 

 

 

Сдача нормативов

5

Техническая подготовка

 

 

 

Сдача нормативов

6

Тактическая подготовка

 

 

 

Викторина «Вопрос – ответ»

7

Товарищеские и учебные игры. Итоговое задани

 

 

 

Товарищеский матч

8

Промежуточная аттестация /устное собеседование

 

 

 

Устное собеседование

9

Итоговая аттестация (социально значимое дело - Товарищеский матч)

 

Итого:

162

 

 

 

 

2.3.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

1. место для проведения занятий: спортивная площадка (осень, весна), актовый зал (ОФП)

2. ноутбук

3. Спортивный инвентарь

Реализация программы осуществляется специалистами, квалификация которых соответствует требованиям к должности «Педагог дополнительного образования», «преподаватель» или «тренер – преподаватель» в соответствиис ЕКС.

2.4. Формы аттестации

В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Для определения вводного обследования уровня подготовленности обучающихся вполне достаточно заполнить диагностическую карту (сентябрь) на основе наблюдений (составленную по методике Н.В.Кленовойи Л.Н. Буйловой).

Для определения текущей оценки учитель, ведущий программу заполняет, диагностическую карту освоения общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования исходя из выбранных форм контроля по программе.

Промежуточная аттестация осуществляется по окончании учебного года в форме устного собеседования с педагогом объединения, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил)и заполняется протокол.

Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме устного собеседования, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил) и заполняется протокол.

Обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

 

2.5. Оценочные материалы

Игра «Крестики нолики»

У учащихся карточки «Х» и «О». На правильное утверждение учащиеся поднимают «Х», на неправильно –«О».

1. Старт - начало пути к финишу (Х)

 2. Инструмент спортивного судьи  - балалайка. (О)

 3. Боксерский корт- ринг. (Х)

 4. Раунд -боксѐрская трехминутка. (Х)

5. Спортивный снаряд для перетягивания – шнурок. (О)

 6. Мяч вне игры-аут. (Х)

7. Передача мяча в игре- гол. (О)

8. Регби - игра с мячом-дыней (Х)

9. Лапта русская народная игра в бейсбол. (Х)

10. Бейсбольная ударница- ложка. (О)

11. Танцор на льду- волейболист.(О)

Подвижная игра с вопросами «Тактика игры в волейбол»

1. Размеры волейбольной площадки (м): а) 26×14; б) 18×9; в) 30×16.

2. Ширина линий разметки волейбольной площадки (см): а) 5; б) 6; в) 8.

3. Высота волейбольной сетки (см): а) 243-муж, 224-жен; б) 305-муж, 295-жен; в) 300 у всех.

4. Вес мяча (г): а) 300 – 400; б) 260 – 280; в) 200 - 250.

5. Во время игры на площадке с одной стороны может находиться (игроков): а) 4; б) 5; в) 6.

6. Кто придумал волейбол как игру:

 а) Д.Формен; б) Д.Фрейзер; в) У.Д. Морган.

7. Встреча в волейболе состоит из: а) трех партий до 23 очков; б) четырех партий до 18 очков; в) от трех до четырех партий до 25 очков.

8. Победителем встречи является команда: а) выигравшая три партии; б) выигравшая вторую половину встречи; в) набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.

 9. Если команда без уважительных причин вовремя не выходит на площадку, то: а) ей засчитывается поражение со счетом 0:3 по 0:25 в каждой партии; б) необходимо подождать 15 минут; в) игра переносится на другой день.

10. Как начинается игра? а) вводом мяча при помощи подачи согласно жребию; б) вводом мяча из-за боковой линии; в) спорным броском.

11. Запасными игроками считаются те, которые: а) сидят на скамейке запасных; б) выходят на замену; в) не включены в начальную расстановку на данную игру.

12. Какое количество замен разрешается делать во время одной партии? а) максимум 6;    б) максимум 20;    в) количество замен не ограничено.

13. Сколько времени дается на ввод мяча в игру? а) 3 секунды;    б) 5 секунд;    в) 8 секунд. 14. Длительность тайм-аутов (с): а) 30;      б) 45;      в) 60.

15. Что происходит при нарушении расстановки? а) Автоматически  игрок выбывает из игры; б) игра продолжается; в) мяч отдается сопернику.

16. Что происходит с командой если сделано более трех касаний мяча? а) мяч отдается соперникам; б) продолжает играть; в) засчитывается очко соперникам.

17. Что происходит при счете в пятой партии после пятнадцати очков? а) Игра продолжается до разницы в два мяча; б) назначается дополнительный период в пять минут; в) матч переигрывается на следующий день.

18. Смена площадок происходит: а) после каждой партии; б) не происходит; в) после второй партии.

19. Кто из русских спортсменов стал олимпийским чемпионом по волейболу? а) Сергей Тетюхин;  б) Александр Медведь;  в) Иван Едешко.

20. Сколько касаний мяча может сделать команда перед атакой противника?: а) 4;  б) 5;  в) 3.

 21. В чем может участвовать игрок либеро ? а) подача;  б) блок;   в) прием мяча

22.  Какое расстояние от линии атаки до сетки (м)? а) 6;  б) 3;  в)  4,5.

23. Окружность волейбольного мяча (см): а) 65;  б) 45;  в) 50.

24. Может ли начаться игра, если в одной из команд нет 6 игроков? а) Может;  б) не может;  в) по согласию соперника.

25. Команде засчитывается поражение из-за нехватки игроков, если во время игры игроков этой команды на площадке оказывается: а) один;  б) два;  в) три.

26. Какой частью тела можно принимать мяч: а) рукой и плечом;   б) только руками и ногами;   в) любой.

27. Сколько человек может участвовать в блоке: а) только один; б) только два; в) от одного до трех.

28. Какая команда начинает с подачи в пятой партии: а) команда, которая забила последний мяч в четвертой; б) команда, чья очередь с начала матча; в) проводится новая жеребьевка.

Викторина «Вопрос – ответ «Правила игры и судейства».

1. Движением руки показано направление:       а) разрешение на подачу; б) переход на другую сторону площадки; в) нарушение.

2. Вытянутая рука в направлении команды. Этот жест судьи означает: а) подающая команда; б) нарушение команды; в) нарушение правил трех касаний.

3. Поднято оба предплечья: одно перед грудью, другое за спиной, затем меняется позиция рук: а) смена сторон площадки; б) минутный перерыв; в) замену игрока.

4. Две открытые ладони, образующие букву «Т». Этот жест судьи означает:

а) технический фол; б) минутный перерыв; в) неправильную игру руками.

5. Вращение кулаками. Этот жест судьи означает: а) нарушение игрока; б) замену игрока; в) прокат мяча.

6. Скрещенные предплечья с вытянутыми кистями перед грудью. Этот жест судьи означает: а) конец партии или игры; б) нарушение в нападении; в) замену игрока.

7. Поднимает вытянутую руку с ладонью, обращенную вверх. Этот жест означает: а) мяч не подброшен при ударе; б) замена; в) дисквалификация.

8. Круговое движение указательным пальцем. Этот жест означает: а) мяч в поле; б) замену игрока; в) ошибка в расстановке при переходе.

 

Описание контрольных упражнений Физическая подготовка:

Прыжок в длину с места Исходное положение: встать около черты, ноги слегка расставить, примерно на ширину плеч, стопы держать параллельно, а руки ― вдоль туловища. Перед толчком нужно поднять руки вверх и встать на носки ног, затем присесть, согнув ноги в коленях, и, опираясь на всю ступню, туловище наклонить слегка вперед, руки опустить вперед-вниз-назад. Толчок вверх выполняется двумя ногами и должен быть сильным и резким.

Бег 20 метров

Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать максимальное ускорение 20 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Бег 600 метров

 Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера стартовать со средней скоростью, сохраняя силы для рывка на финальной прямой. Дистанция - 600 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Челночный бег (40с на 28 м)

Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать максимальное ускорение и на полной скорости бежать 40 секунд. Дистанция – баскетбольная площадка. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Техническая подготовка:

 Упражнение – Верхняя прямая подача.

Игрок стоит лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги. Мяч подбрасывается вверх левой рукой. Правая согнута в локте. Перед ударом сгибать опорную ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибается опорная нога, выпрямляются рука и туловище. Удар внутренней частью ладони.

Игровое упражнение – Приемы-передачи

Игроки поделены на команды по три человека в каждой и находятся за лицевой. Тренер по очереди вводит мяч на половину поля одной из команд, при этом варьируя удары – сильные атакующие, скидки, броски в аут и т.д. Один игрок должен принять мяч, другой отдать передачу, третий произвести атакующий удар в первую линию (3-х метровую зону). Команды играют на счет.

Упражнение - Передача мяча вдоль сетки. 

Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу

вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу

 

2.6. Методические материалы

Формы и методы, используемые в ходе реализации программы

        Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является тренировочное занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы организации деятельности учащихся будут применяться. На занятиях по спортивным играм, ОФП, различным методам борьбы широко используются фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий и круговой тренировки.

        Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются учащимися одновременно, с минимальными паузами. Он может применяться во всех частях занятия при совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новым движениям и при воспитании двигательных качеств. Перерывы, необходимые для отдыха, отводятся для объяснения и показа, уточнения исходных и конечных положений движения.

         Групповой метод применяется при совершенствовании техники или при выполнении различных заданий на воспитание двигательных качеств. Разбивка на группы и выполнение различных заданий требуют подготовки инструктора и актива учеников. Групповой метод позволяет контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу.

       Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий, когда одна или несколько групп выполняют игровые упражнения или двусторонние игры, а другие группы учеников занимаются воспитанием физических качеств за пределами игровой площадки.

        Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить плотность занятий и их интенсивность. Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами, дополнять их.

        Круговая тренировка может применяться при совершенствовании техники и комплексном воспитании двигательных качеств. Метод требует дифференцированного определения заданий. Группы, примерно равные по подготовленности, выполняют определенные задания последовательно и в определенных местах, называемых станциями. Станции имеют порядковый номер, название и таблицу с описанием упражнений. После опробования упражнений и изучения порядка смены станции приступают к выполнению упражнений. Продолжительность выполнения упражнений на одной станции, численный состав группы и паузы при смене станций определяют опытным путем, исходя из образовательных задач и подготовленности учащихся. При круговой тренировке нагрузка дифференцируется для девочек и мальчиков. Темп и количество повторений  определяются и изменяются в зависимости от исходных и достигнутых результатов.        

        Помимо тренировочного занятия в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды соревнований.

        В учебно-тренировочном процессе широко используются три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Первые две группы создают предпосылки, а реализации осуществляется при непосредственном использовании практического действия – упражнения. Все методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разговор, задание, указание, распоряжение.

 Наглядные методы: показ упражнений, демонстрация наглядных пособий (схем, таблиц, кинокольцовок, кинограмм и т.д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований.

Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающихся: метод упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

         Реализация программы не предполагает использование учебников и учебных пособий.

         Для определения текущей оценки достижения планируемых результатов у обучающихся вполне достаточно для выявления динамики достижения заполнять диагностические карты два раза в год (октябрь, май) на основе наблюдений за результатами основания программы. Учитель, ведущий программу заполняет диагностическую карту, составленную по методике Н.В.Кленовой и Л.Н. Буйловой. Промежуточная аттестация проводится в форме устного собеседования, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика определения вводного обследования уровня

подготовленности обучающихся.

 

Мониторинг проводится по методике Н.В.Кленовой и Л.Н. Буйловой(сентябрь) по диагностической карте «Входной (вводный) мониторинг(входное обследование уровня подготовленности обучающихся).

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

Теоретические знания ребенка по темам

Теоретические знания ребенка по темам

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний

1

В соответствии с выбранными формами контроля по программе

Средний уровень объема усвоения знаний составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем знаний предусмотренный программой за конкретный период

10

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

Минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию

1

Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой

5

Максимальный уровень: специальные термины употребляются в полном соответствии с их содержанием

10

Практическая подготовка ребенка

Практические умения и навыки предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практический умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками

1

В соответствии с выбранными формами контроля по программе

 

 

 

 

 

Выполнение работ (упражнений)

Средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил вест объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период

 

 

10

Общее – учебные умения и навыки

Умение организовать рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее мест и убирать его за собой

Минимальный уровень: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов

1

Наблюдение

Средний: работает с помощью педагога

5

Максимальный: работает самостоятельно не испытывает особых трудностей

10

Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень: объем навыков составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем навыков предусмотренный программой за конкретный период

10

 

 

Форма «Устное собеседование»

Говорение – это одна из форм речевой деятельности. Это форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией (высказывание своих мыслей). Говорение обладает многими признаками деятельности, т.е. имеет свой предмет и результат. (Предмет – мысль, результат – устное высказывание). Процесс высказывания сопровождается слуховым контролем. Эти действия находятся на уровне сознательной деятельности.

Спецификация устного собеседования

Устное собеседование предназначено, для проведения оценки качества освоения содержания Программы ДО, определяющим планируемые результаты.

Собеседования включает 1 задание – участие в диалоге.

Участие в диалоге. В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор – экзаменуемый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в допрос, а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом, что понять степень удовлетворенности индивидуальных потребностей обучающихся и их свободного времени.

Устное собеседование включает 3 вопроса. Объектами оценивания выступают планируемые результаты освоения Программы ДО.

В таблице представлен план устного собеседования.

 

План устного собеседования

№ вопроса

Время выполнения

Максимальный балл

1

3 мин

1 балл

2

3 мин

1 бал

3

4 мин

1 балл

Всего

10 минут

3 балла

 

Инструкция по оценке устного собеседования

Оценка работы определяется по соотношению балла, полученного учеником за выполнение работы и максимального балла за работу.

Ученик справился с работой, если он набрал 37% от максимального балла. Если ученик набрал 3 - 100% –справился; если ниже 37%– не справился. Максимальный балл за работу составляет 3, следовательно: 2-3 балла – освоил Программу ДО; 1 и менее баллов - не освоил Программу ДО.

 

 

 

 

 

Выставление баллов за задания производится с помощью таблицы.

 

Вопросы (уточняющие вопросы)

Критерии оценивания/ максимальный балл

Объект оценивания (умения)

1

Почему ты выбрал это объединение? Как ты узнал о нашем объединении? Что особенно тебя привлекает тебя в объединении?

1 балл – даны ответы на все вопросы в диалоге.

0 баллов – ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы

Обучающийся удовлетворен своим выбором

2

Какие темы тебе понравилось изучать больше всего? Назови новые термины, которые ты освоил. Что ты нового узнал на занятиях?

1 балл – даны ответы на все вопросы в диалоге (термины употребляются в полном соответствии с их содержанием).

0 баллов – ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы (ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию)

Объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период

3

Как ты думаешь, полученные навыки по программе тебе пригодятся в будущем? Какие полученные навыки (знания) ты смог применить вне кружка?

1 бал – даны ответы на все вопросы в диалоге (самостоятельно не испытывает особых трудностей).

0 баллов – ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы (испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов)

Способность самостоятельно делать выбор, осознанно участвует в деятельности объединения.

 

Инструкция для учителя.

Время на собеседование составляет 10 минут.

Педагог - собеседник ведущий собеседование по Программе ДО:ведет диалог, контролирует время ответа.

Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организациидиалога с учащимся.

Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика. У педагога-собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.

Педагогу не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения.

Во-вторых, цель педагога-собеседника – эмоционально расположить обучающегося к беседе, стимулировать его речевую деятельность.

Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразытипа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечегорассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказываниевопросов, попытаться «разговорить» ученика.

То же речевое поведение педагога-собеседника рекомендовано и вситуации односложных ответов учащихся.

После проведения устного собеседования педагог заполняет протокол.

Протокол

ФИО

Устное собеседование

Результат освоения программы

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Всего баллов

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц занятий

 

Дата

Время проведе ния

Форма занятий

 

Кол-во часов

 

Тема занятия

Место занятия

 

Форма контроля

 

Вводное занятие 2 ч.

1

 

 

 

Теория Инструктаж по т/б на занятиях волейболом

2

Инструктаж по т/б на занятиях волейболом.

 

Актовый зал

 

 

Правила игры в волейбол 6 ч.

2

 

 

 

Теория

2

Изменение в судействе и правил игры.

Актовый зал

 

3

 

 

 

Теория

2

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

Актовый зал

 

4

 

 

 

Теория

2

Основные правила игры в волейбол. Обязанности судьи в игре. Ведение протокола игры.

 

Актовый зал

Игра «Крестики-нолики

 

Основные техники и тактики игры в волейбол 9 ч.

5

 

 

 

Теория

1

Виды передач и приемов в волейболе.

 

 

6

 

 

 

Теория

2

Расстановка игроков по зонам и их функции в игре. Совершенствование верхней, нижней передачи.

 

 

7

 

 

 

Практика

2

Упражнения на все виды передач и приемов.

 

 

8

 

 

 

Практика

1

Верхняя, нижняя передача мяча. Совершенствование верхней прямой подачи.

 

 

9

 

 

 

Практика

2

С.Ф. П Работа на специальных тренажёрах по станциям). Приём мяча после подачи.

 

 

10

 

 

 

Практика

1

Совершенствование нападающего удара из зон 2,4. Совершенствование нападающего удара.

 

Викторина «Вопрос-ответ»

 

Общая физическая подготовка 14 ч.

11

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Эстафеты с разными мячами. Передача мяча у сетки,над собой

 

 

12

 

 

 

Практика

2

Упражнения на развитие гибкости. Беговые упражнения. 

 

 

13

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Развитие скоростных качеств, быстроты. О.Ф.П. Развитие различных физических качеств.

 

 

14

 

 

 

Практика

2

О.Ф.П. Работа по станциям на развитие выносливости.

 

 

15

 

 

 

Практика

2

Упражнения на перемещения. Работа с гантелями.

 

 

16

 

 

 

Практика

2

Работа на развитие силы рук и прыгучести

 

 

17

 

 

 

Практика

2

О.Ф.П. Упражнения с набивными мячами

 

Сдача нормативов

 

Специальная физическая подготовка 8 ч.

18

 

 

 

Практика

2

Нижняя передача. Прием мяча.

 

 

19

 

 

 

Практика

2

Совершенствование техники передач мяча.Упражнения для развития и тренировки пальцев.

 

 

20

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Бег ѐлочкой, Челночный бег. Подвижные игры

 

 

21

 

 

 

Практика

2

Работа над подачей мяча

 

 

Техническая подготовка 65 ч.

22

 

 

 

Теория

1

Инструктаж по т/б на занятиях волейболом.

 

 

23

 

 

 

Практика

2

Пас-отскок мяча-пас.

 

 

24

 

 

 

Практика

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

 

 

25

 

 

 

Практика

2

Техника защиты. Пас из неудобного положения.

 

 

26

 

 

 

Практика

2

Броски и ловля волейбольного и набивного мяча

 

 

27

 

 

 

Практика

2

Упражнения на перемещения.

 

 

28

 

 

 

Практика

2

Нижняя передача в парах. Приѐм мяча.

 

 

29

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Упражнения для развития чувств мяча. Совершенствование приема мяча.

 

 

30

 

 

 

Практика

2

Верхняя и нижняя передача над собой, у стены. Постановка блока

 

 

31

 

 

 

Практика

2

Передача сверху.

 

 

32

 

 

 

Практика

2

Техника защиты. Игра “Кому принимать подачу?”

 

 

33

 

 

 

Практика

2

Техническая подготовка. Нижняя подача.

 

 

34

 

 

 

Практика

2

Пас предплечьями на точность

 

 

35

 

 

 

Практика

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

 

 

36

 

 

 

Практика

2

Работа над пасом в движении

 

 

37

 

 

 

Практика

2

Разучивание Передачи сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия

 

 

38

 

 

 

Практика

2

Удар по отскочившему мячу.

 

 

39

 

 

 

Практика

2

Изучение боковой подачи

 

 

40

 

 

 

Практика

2

Передача сверху.

 

 

41

 

 

 

Практика

2

Техника защиты и нападения.  Прием подачи в правой и левой задних зонах.

 

 

42

 

 

 

Практика

2

Техника защиты и нападения.  Игра «На подачах-вся команда».

 

 

43

 

 

 

Практика

2

Обучение стойкам и перемещениям.

 

 

44

 

 

 

Практика

2

Броски и ловля волейбольного и набивного мяча

 

 

45

 

 

 

Практика

2

Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещения различными способами, остановки.

 

 

46

 

 

 

Практика

2

Челночный бег с различными способами перемещений.

 

 

47

 

 

 

Практика

2

Игра "Перехвати шар"

 

 

48

 

 

 

Практика

2

Обучение технике подачи. Многократное подбрасывание мяча из исходного положения.

 

 

49

 

 

 

Практика

2

Обучение технике подачи. Подбрасывание мяча и замах

 

 

50

 

 

 

Практика

2

Подача мяча на расстоянии 6 – 10 метров в стену, в парах поперек зала, в колоннах.

 

 

51

 

 

 

Практика

2

Закрепление техники подачи в играх и игровых упражнениях: «Снайперы» , «Кто больше»

 

 

52

 

 

 

Практика

2

Передача мяча двумя руками сверху.

 

 

53

 

 

 

Практика

2

Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения

 

 

54

 

 

 

Практика

2

Упражнения по обучению технике передач. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения

 

Сдача нормативов

Тактическая подготовка 34 ч.

55

 

 

 

Теория

2

Инструктаж по т/б на занятиях волейболом.

 

 

56

 

 

 

Практика

2

Упражнения на перемещения.

 

 

57

 

 

 

Практика

2

Нижняя передача в парах. Приѐм мяча.

 

 

58

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Упражнения для развития чувств мяча. Совершенствование приема мяча.

 

 

59

 

 

 

Практика

2

Верхняя и нижняя передача над собой.Постановка блока

 

 

60

 

 

 

Практика

2

Основы тактики игры в волейбол. Передачи мяча через связующего  игрока.

 

 

61

 

 

 

Теория

2

Просмотр матча сборной России. Разбор отдельных моментов

 

 

62

 

 

 

Практика

2

Совершенствование имитации нападающего удара из зон(2, 4).

 

 

63

 

 

 

Практика

2

С.Ф.П. Беговые и прыжковые упражнения. Тактические действия в защите.

 

 

64

 

 

 

Практика

2

Командные тактические действия.

 

 

65

 

 

 

Практика

2

Совершенствование имитации нападающего удара. Тактика игры в нападении.

 

 

66

 

 

 

Теория

2

Просмотр матча команды лидера чемпионата России. Разбор отдельных моментов

 

 

67

 

 

 

 

 

Практика

2

Отработка различных видов расстановок в защите и нападении.

 

 

68

 

 

 

Практика

2

Прием подачи в правой и левой задних зонах

 

 

69

 

 

 

Практика

2

Нацеленная подача

 

 

70

 

 

 

Практика

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

 

 

71

 

 

 

Практика

2

Отработка паса из неудобного положения.

 

 

72

 

 

 

Практика

2

Совершенствование Передачи-перемещения-передачи.

 

Подвижная игра с вопросами

Товарищеские и учебные игры 24 ч.

73

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра со школой  № 24

Спортзал

Товарищеский матч

74

 

 

 

Практика

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

 

75

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра с лицеем №88

Спортзал

Товарищеский матч

76

 

 

 

Практика

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

 

77

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра со школой  № 74

Спортзал

Товарищеский матч

78

 

 

 

Практика

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

 

79

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра со школой  № 141

Спортзал

 

Товарищеский матч

80

 

 

 

Практика

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

 

81

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра со школой  № 91

Спортзал

Товарищеский матч

82

 

 

 

Практика Промежу точная аттестаци я

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

Промежуточная аттестация /устное собеседование

83

 

 

 

Практика

2

Товарищеская игра со школой  № 70

Спортзал

 

84

 

 

 

Практика

2

Разбор игры. Игровая тренировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

 Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 2016

Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры. 2-е изд. / А.В. Беляев, М.: Физкультура и спорт, 2015

Беляев, А.В. Волейбол: учебник для ин-тов и акад. физ. культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. М.: СпортАкадем–Пресс, 2012

 Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. М.: ФиС, 2011

Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. М.: ФиС, 2011

Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. М.: Просвещение, 2013

Козырева, Л.В. Волейбол / Л.В. Козырева. М.: Физкультура и спорт, 2013

Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М.: Просвещение, 2016

Официальные правила волейбола 2001-2004 гг. М.: ВФВ, ТерраСпорт, 2011

Тюрин, В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе / В.А. Тюрин. М.: ВФВ, 2014

 Фомин, Е.В. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин. М.: ВФВ, 2016

Чехов, О.С. Основы волейбола / О.С. Чехов. М.: ФиС, 2017.

Литература для детей и родителей

Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России. -15 –е издан. В.С. Родиченко и др. –М., ФиС 2015, 144с.

Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 2017.

Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт. 2014

 

 

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание: Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Содержание: Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств

Цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств

Пять подходов к решению конфликта» (беседа, тренинг); - «Как не стать жертвой преступления, формы ответственности за себя» (беседа, тренинг)

Пять подходов к решению конфликта» (беседа, тренинг); - «Как не стать жертвой преступления, формы ответственности за себя» (беседа, тренинг)

Теоретические сведения: Основные правила игры в волейбол

Теоретические сведения: Основные правила игры в волейбол

Тема 6. Техническая подготовка

Тема 6. Техническая подготовка

Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, судейства

Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, судейства

Страховка: подбор мяча после неудачного приема, после отскока от блока, после обманного удара

Страховка: подбор мяча после неудачного приема, после отскока от блока, после обманного удара

Ожидаемые результаты: должны знать основы психической саморегуляции

Ожидаемые результаты: должны знать основы психической саморегуляции

Замена игроков нападения или игрока, подающего мяч во время игры (работа тренера)

Замена игроков нападения или игрока, подающего мяч во время игры (работа тренера)

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2

Учебный план Первый год обучения №

Учебный план Первый год обучения №

Третий год обучения №

Третий год обучения №

Промежуточная аттестация осуществляется по окончании учебного года в форме устного собеседования с педагогом объединения, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил)и заполняется протокол

Промежуточная аттестация осуществляется по окончании учебного года в форме устного собеседования с педагогом объединения, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил)и заполняется протокол

Запасными игроками считаются те, которые: а) сидят на скамейке запасных; б) выходят на замену; в) не включены в начальную расстановку на данную игру

Запасными игроками считаются те, которые: а) сидят на скамейке запасных; б) выходят на замену; в) не включены в начальную расстановку на данную игру

Скрещенные предплечья с вытянутыми кистями перед грудью

Скрещенные предплечья с вытянутыми кистями перед грудью

Методические материалы Формы и методы, используемые в ходе реализации программы

Методические материалы Формы и методы, используемые в ходе реализации программы

Помимо тренировочного занятия в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды соревнований

Помимо тренировочного занятия в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды соревнований

Методика определения вводного обследования уровня подготовленности обучающихся

Методика определения вводного обследования уровня подготовленности обучающихся

Практические умения и навыки предусмотренные программой (по основным разделам)

Практические умения и навыки предусмотренные программой (по основным разделам)

Форма «Устное собеседование»

Форма «Устное собеседование»

Выставление баллов за задания производится с помощью таблицы

Выставление баллов за задания производится с помощью таблицы

Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика

Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Практика 2 С.Ф. П Работа на специальных тренажёрах по станциям)

Практика 2 С.Ф. П Работа на специальных тренажёрах по станциям)

Практика 2 Совершенствование техники передач мяча

Практика 2 Совершенствование техники передач мяча

Практика 2 Верхняя и нижняя передача над собой, у стены

Практика 2 Верхняя и нижняя передача над собой, у стены

Практика 2 Техника защиты и нападения

Практика 2 Техника защиты и нападения

Практика2Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками

Практика2Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками

Практика 2 Командные тактические действия

Практика 2 Командные тактические действия

Практика 2 Разбор игры

Практика 2 Разбор игры

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2020