Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Звонкие голоса»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Звонкие голоса»

Оценка 4.7
docx
21.09.2023
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности «Звонкие голоса»
Программа Звонкие голоса год.docx

 

 

 

Структура дополнительной общеразвивающей программы

 

1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1 Пояснительная записка                                                            стр. 3

1.2 Цель и задачи программы                                                         стр. 6

1.3 Планируемые результаты освоения программы                      стр. 7

1.4 Содержание программы                                                           стр. 8

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

 

2.1 Календарный  учебный  график                                                 стр. 11

2.2 Условия реализации программы                                               стр. 11

2.3 Формы аттестации                                                                    стр. 13

2.4 Методические материалы                                                        стр. 14

 

           Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои сопереживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходиться выговаривать слова протяжно, нараспев, что и помогает правильному, чёткому   произношению отдельных звуков и слов, если педагог следит за произношением.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится и отстаёт, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических  условий, то есть при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, тёплую погоду, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится и отстаёт, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических  условий, то есть при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, тёплую погоду, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

При реализации данной программы,  наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, развитие танцевальных навыков, формирование голосовой культуры)  формируется  личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы,  мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды).

         В  основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

       Педагогика  учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными, танцевальными  и прочими особенностями; и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

 

Нормативно-правовое обеспечение программы:

 

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

         Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

         Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;

         Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

         СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав муниципального учреждения дополнительного образования Новоспасского Центра детского творчества, утвержденный постановлением администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 445 от 15.06.2020 года;

Положение о работе детских объединений в учреждении дополнительного образования Новоспасский Центр детского творчества, утверждено приказом №6-од-а от 25.01.2016;

Положение о приеме и отчислении обучающихся муниципального учреждения дополнительного образования Новоспасский Центр детского творчества утверждено приказом №6-од-а от 25.01.2016

Уровень освоения программы: стартовый

Направленность (профиль) программы– художественно-эстетическая

Актуальность программы

 развивает музыкально - эстетическое восприятие, развивает творчество, фантазию. Именно музыкальная работа призвана расширять круг художественных впечатлений и
знаний детей через исполнение произведений разных жанров и стилей, а так же эстетическое образование поможет в детях развить
творческий процесс. Занятия в детском  образовательном объединении способствуют  развитию речи, памяти и укреплению дыхательной системы у детей.

 

Инновационность и отличительные особенности программы

 

Инновационность данной краткосрочной образовательной программы заключается в том,программа помогает  закладывать  вокальные навыки, умения; подача содержания. А закладывая знания вокального мастерства, мы закладываем фундамент мышления, который формирует основы культуры.
На занятиях используются различные формы обучения: индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель – группа - обучающийся»; парная, которая может быть представлена парами сменного состава; разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося.

                                          Педагогическая целесообразность.

 

В ходе реализации происходит формирование и систематизация знаний, развитие творческих способностей, воспитание личности с активной жизненной позицией, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Дополнительность  программы - она расширяет, углубляет знания детей, раскрывает творческие возможности, вокальное искусство, творческий потенциал. Импровизация - основа вокального творчества, даёт исключительную возможность для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей.

 

 Адресат программы: дети в возрасте  13 - 14лет.

 

Характеристика возрастных особенностей детей

 

Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно. Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке. Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению, способствует сохранению здорового голосового аппарата. Массовое вокальное воспитание осуществляется в процессе занятий. Каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания.

  Программа «Музыкальная капель» В 13-14 лет более развитое мышление, сосредоточенное внимание и память, шире представление о жизни, характерах и отношениях людей, им доступно понимание специфики отдельных видов искусства, в частности вокального. Общий уровень развития обучающихся даёт возможность использовать более широкий жанр песен, добиваться проведения самостоятельности в разборе, в определении и решении художественно — творческих задач связанных с подготовкой вокальных номеров. И самое главное при работе в вокальном кружке: принцип целенаправленного управления голосовым регистром - очень важная задача при работе с голосовыми связками и поэтому обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

В условиях  группового вокального пения начинающие певцы не могут в полной мере контролировать своё звучание. Даже обладающие хорошим музыкальным слухом, начиная петь в ансамбле иногда интонируют фальшиво. Голоса поющих в ансамблях,  сложным образом взаимодействуют друг с другом, образуя общее звучание. Попав в сложившейся коллектив с хорошим общим звучанием, дети гораздо быстрее начинают петь правильно, чем при индивидуальном обучении. Это происходит вследствие благоприятного физиологического воздействия окружающего звучания на голосовой аппарат ребёнка. Обучение детей пению связанно с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков.

 

Объём программы: 144 часов

Срок освоения программы: С 1 сентября по 31 мая

Режим занятий: Занятия проводятся  2 раз в неделю по 2 часа.

 

Формы обучения и особенности организации образовательного процесса

 

Методы – это те способы, которые помогают наиболее успешно и продуктивно обучать и учиться. Это форма теоретического и практического усвоения учебного материала. Кружковцы в процессе обучения овладевают определёнными знаниями, умениями и навыками. Одно и тоже содержание учебного процесса может быть усвоено различными способами с помощью различных средств обучения, поэтому перед педагогом всегда стоит задача выбора тех путей, которые помогут более успешно и продуктивно обучится.

   Существуют следующие методы:

Рассказ – это форма изложения учебного материала, который носит преимущественно описательный характер. Рассказ должен быть определённо по теме и содержанию. Не включать второстепенных отвлечённых от основной темы.

Рассказ должен быть эмоциональным и иметь определённую структуру, т. е.:  вступление, основная часть, заключение.

Например:  тема «Название нот».

Вступление: педагог  начинает рассказ о звуках в музыки.

Основная часть: педагог дает чётко понять, что такое звуки и  ноты, учит с детьми название и показывает  их расположение на нотном стане;

Заключительная часть – это закрепление пройденной темы в конце занятия. Педагог  проводит беседу с  детьми, задаёт по необходимости   наводящие вопросы, что помогает  вспомнить и усвоить новый учебный материал.                                                                                                                

Объяснение – это форма овладения теоретическим и учебным материалом. Объяснение  характеризуется чёткостью изложения работы:

- постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития  учащихся.

- формулировка выводов и новых терминов.

-иллюстративный материал: картинки, журналы  и.т.д.

Педагог объясняя  тему использует сравнения, для того чтобы детям было понятно. Например: высокие звуки – это птички или мышки; средние – лиса, заяц;  низкие звуки  - это медведь.

Беседа – это вопросно-ответная форма, в которой есть система вопросов и система ответов. Самостоятельная работа: она может быть устной, письменной, практической, теоретической или творческой. Беседа должна быть серьёзной, с чётким определением темы, цели, подбором наглядных пособий. Этой формой  удобно пользоваться при повторении  и закреплении темы занятий.

Существуют ещё наглядные методы и практические методы.

Наглядные методы

Это форма усвоения учебного материала, которая зависит от применяемых в процессе обучения  наглядных примеров.

Наблюдения обычно применяются с наглядными пособиями: картинки, рисунки, карточки, фото и видео. Они выступают как средство, облегчающее процесс усвоения знаний. Прежде чем наблюдать, дети должны хорошо понимать, какую мысль, какое понятие они должны усвоить.

Практические методы

Эти методы являются одним из важнейших методов обучения. Воспитанники под руководством педагога выполняют данные им, например:                упражнения для развития музыкального слуха; ритмические упражнения; распевание.  Они выполняют это всё  на практике, с последующей самостоятельной работой. Поэтому практика является самым основным и главным методом обучения вокального детского образовательного объединения.

Ключевые принципы

Вся деятельность детского объединения «Музыкальная капель» направлена на развитие  твор­ческой личности ребенка. Организуя эту работу, исходим из следующих концептуальных принципов:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чув­ствовать успех в выбранной им сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я- концепции» и признанию себя и других как уникальной со­ставляющей окружающего мира.

Принцип гуманности. В судьбе ребенка педа­гог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую силь­ную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, что­бы в ребенке засверкала человеческая индиви­дуальность» (В. А. Сухомлинский).

Своеобразной формой уважения к личности ре­бенка является разумная требовательность к нему. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и яв­ление. Их единство А.С. Макаренко выразил так: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

Принцип единства подхода к воспитанию в объединении и в семье. С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество вокального ансамбля и родителей в воспитательной работе. Роди­тели становятся соратниками педагога. Вместе с детским объединением они составляют основную воспитательную силу.

«Отдать тепло сердец детям» - становится нор­мой жизни. И все более и более утверждается прин­цип взаимодействия ансамбля и семьи: объединение делает все, чтобы поднять и укрепить авторитет семьи, и в свою очередь семья, родители должны всемерно укреплять и поддерживать авторитет вокального ансамбля, педа­гогов. В этом основа успеха преодоления всех не­достатков и решения всех сложных задач обще­ственного и семейного воспитания.

Принцип доступности. Обучение и воспитание в объединении строится с учетом возрастных и индивиду­альных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип связи учащихся с жизнью. Ребенок на основании личного опыта и опыта, приобретенного в процессе обучения в вокальном ансамбле «Музыкальная капель», должен быть активным участником социальной жизни в своем объединении, школьном классе, шко­ле, летнем лагере и в любом другом детском коллек­тиве. Благодаря активному участию ребенка в кон­цертной деятельности Дома детского творчества и за его пределами (в детских садах, школах  и в др. организациях), совместным посещениям фильмов, спектаклей, выставок, экскурсий, концертов, прослушиваниям аудиодисков, просмотрам видеодисков, в тематических беседах формируется его внут­ренняя позиция, активно складывается его собствен­ное отношение к окружающему миру и к самому себе.

Принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я.А. Каменского - привлекать к обучению все органы чувств, используются в учеб­ном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видеокассеты и диски, аудиокассеты и диски, компьютерные презентации, обучающие компьютерные игры. На начальном этапе обучения особенно активно при­меняем эмпирический метод - метод подражания: «пой, как я тебе показываю», «делай, как я тебе пока­зываю», «играй, как я тебе показываю».

Всегда помним и о том, что педагог тоже являет­ся наглядным примером, так как дети внимательно наблюдают за стилем поведения, внешним обликом, одеждой педагога.

Принцип систематичности и последователь­ности. Систематичность и последовательность осу­ществляются как в проведении занятий, так и в само­стоятельной работе самих учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель образовательной программы

Основная цель  программы заключается в создании условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Цели и задачи

Цель: повторение,  закрепление и расширение  материала, пройденного.  Развитие активного  и осознанного  восприятия  музыки.

 

 Задачи образовательной программы

 

Образовательные:

- совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретенных в предыдущие года обучения;

- учить новый песенный репертуар и совершенствовать знания в области теори музыки;

Развивающие:

- продолжать развивать приобретённые музыкальные способности, певческое дыхание,  вокально-хоровые навыки  и  расширять диапазон голоса учащихся;

-  способствовать развитию навыка цепного дыхания.

Воспитательные:

- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию друг с другом;

- способствовать воспитанию выдержки, трудолюбия, целеустремленности  и  культурных качеств у детей

1.3 Планируемые результаты освоения программы

 

Знание:  исполнительские коллективы: хор; оркестры: симфонический, духовой и народных инструментов (внешний вид, тембры инструментов);

музыкальные жанры: опера, балет, симфония и др.;

названия гамм до 3-х знаков альтерации, параллельные и одноимённые тональности, буквенное обозначение нот;

составные интервалы, и их ступеневую величину;

 пройденные музыкальные произведения, знать фамилии авторов;

 

Умение:  передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией.

петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию;

петь интонационно чисто с разным звуковедением  (нон легато, стаккато, пунктирный ритм);

определять на слух интервалы, аккорды, гаммы и тембры голосов;

применять навыки цепного дыхания при пении в ансамбле;

- уметь свободно пользоваться микрофоном;

- анализировать своё и чужое исполнение.

 

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

 - сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

      Метапредметные результаты:

 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования; 

 - развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

 - устойчивое умения работы с  различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

 - владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

        Предметные результаты:

 - представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

 - овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого    потенциала;

 - понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

 - постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

1.4. Содержание программы  

Блок № 1 «Организационный блок»  2 часа

Цель: Пробудить интерес у детей продолжать дальнейшее обучение в вокальном кружке, ознакомить детей с разделами программы.

Задачи:

- знакомство с учебным материалом на год;

- проверка теоретических знаний;

- проверка вокальных знаний и умений;

- проведение «входящей диагностики»;

- повторение ТБ и ПДД.

Содержание:

На организационное собрание приглашаются дети, желающие продолжить обучение в вокальном кружке.  Для продолжения обучения в кружке педагог должен:

-провести анкетирование всех желающих;

-рассказать воспитанникам о разделах программы; 

-рассказать о планах работы на учебный год.

Далее педагог проводит устный опрос в виде теста, где проверяет остаточные теоретические знания детей.

Проверка вокальных умений, знаний и навыков проверяется повторением песен, которые дети учили на 2-м году обучения.

Руководитель слушает песни в исполнении своих воспитанников и определяет, что сохранилось в памяти и какие навыки остались у детей за время летних каникул. Таким образом, педагог проводит «входящею диагностику».      

 На вводном занятии педагог проводит с детьми  инструктаж по ТБ и ПДД.

Ожидаемый результат:

- заинтересованность детей продолжать заниматься в вокальном кружке;

- ознакомление детей с разделами программы и планами на учебный год;

- проведение проверки вокальных знаний и умений детей;

- проведение «входящей диагностики».

Форма контроля:Визуальная; диагностирование, тестирование (устное и письменное)

Литература:1.6, 1.8

 

Блок № 2   «Осень»  46 часа

Цели и задачи:

Образовательные:

- разучить репертуар и музыкальную теорию данного блока;

- научить использовать при пении мягкую атаку;

- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

-  обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

Развивающие:

-  совершенствовать речевой аппарат;

-  развить музыкальный слух;

-  развить певческое дыхание;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

-  расширить диапазон голоса;

 Воспитательные:

-  воспитать эстетический вкус учащихся;  

-  воспитать чувство коллективизма;

-  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

-  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества.

Содержание:

Практика

1  – разучивание песни;

2  – работа над мелодическим рисунком;

3  – работа над мелодическим рисунком;

4  – работа над ритмическим рисунком;

5  – работа над ритмическим рисунком;

6  -  работа над дикцией и артикуляцией;

7 – работа над дикцией и артикуляцией;

8  – работа над вступлениями и окончаниями каждой фразой, куплета и припева;

9  – работа над паузами;

10 – репетиционная работа;

11  - репетиционная работа.

Примерный репертуар:Песни из сборников песен и минусовок «Ангел нового дня», автор Павел Хайрулин, «Я- звезда», автор Татьяна Кулинова, «Белая метелица», «Рождение звёзд», автор Александр Ермолов . Песни по выбору руководителя из сборников «Парус моей мечты», автор Оксана Разумовская, «Валентинки», автор Евгения Зарицкая, «Ангел нового дня», автор Павел Хайрулин, «Песни о России», автор Сергей Уткин;

Теория:

- знаки альтерации: бекар

- гамма: Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, Ре мажор,

-дирижёрский жест: стаккато, легато,

- правила поведения на сцене;

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и усвоить:

- репертуар данного блока;

- музыкальную теорию и термины;

- основные правила цепного дыхания;

- владеть навыками многоголосного пения;

Дети должны уметь:

- свободно двигаться и вести себя на сцене;

- уметь петь без музыкального сопровождения;

- самостоятельно контролировать свои действия и помогать друг другу;

Форма контроля: Визуальная; диагностирование, тестирование (устное и письменное)

Литература: 1.1.-1.4; 1.6-1.8; 2-2

 

Блок № 3  «Зима» 46 часов

Цели и задачи:

Образовательные:

- разучить репертуар и музыкальную теорию данного блока;

- научить использовать при пении мягкую атаку;

- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

-  обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

Развивающие:

-  совершенствовать речевой аппарат;

-  развить вокальный слух;

-  развить певческое дыхание;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

-  расширить диапазон голоса;

Воспитательные:

-  воспитать эстетический вкус учащихся;  

-  воспитать чувство коллективизма;

-  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

-  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества.

Содержание

Практика

1  – разучивание песни;

2  – работа над мелодическим рисунком;

3  – работа над мелодическим рисунком;

4  – работа над ритмическим рисунком;

5  – работа над ритмическим рисунком;

6  -  работа над дикцией и артикуляцией;

7  – работа над дикцией и артикуляцией;

8  – работа над вступлениями и окончаниями каждой фразой, куплета и припева;

9  – работа над паузами;

10  – репетиционная работа;

11  - репетиционная работа.

Примерный репертуар:Песни из сборников песен и минусовок «Ангел нового дня», автор Павел Хайрулин, «Я- звезда», автор Татьяна Кулинова, «Белая метелица», «Рождение звёзд», автор Александр Ермолов. Песни по выбору руководителя из сборников «Парус моей мечты», автор Оксана Разумовская, «Валентинки», автор Евгения Зарицкая, «Ангел нового дня», автор павелХайрулин, «Песни о России», автор Сергей Уткин

Теория:  гамма: Ре мажор, си минор, Си-бемоль мажор, соль минор, ля мажор, фа- диез минор,

- правила поведения на сцене;        

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и усвоить:

- репертуар данного блока;

- музыкальную теорию и термины;

- основные правила цепного дыхания;

- владеть навыками многоголосного пения;

Дети должны уметь:

- свободно двигаться и вести себя на сцене;

- уметь петь без музыкального сопровождения;

- самостоятельно контролировать свои действия и помогать друг другу;

Форма контроля: Визуальная; диагностирование, тестирование (устное и письменное), участие в конкурсах, концертах.

Литература: 1.1.-1.4; 1.6-1.8; 2-2.3

 

Блок № 4   «Весна»  48 часов

Цели и задачи:

Образовательные:

- разучить репертуар и музыкальную теорию данного блока;

- научить использовать при пении мягкую атаку;

- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

-  обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

Развивающие:

-  совершенствовать речевой аппарат;

-  развить вокальный слух;

-  развить певческое дыхание;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

-  расширить диапазон голоса;

Воспитательные:

-  воспитать эстетический вкус учащихся;  

-  воспитать чувство коллективизма;

-  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

-  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

Содержание

Практика:

1 – разучивание песни;

2  – работа над мелодическим рисунком;

3 – работа над мелодическим рисунком;

4  – работа над ритмическим рисунком;

5  – работа над ритмическим рисунком;

6  -  работа над дикцией и артикуляцией;

7  – работа над дикцией и артикуляцией;

8  – работа над вступлениями и окончаниями каждой фразой, куплета и припева;

9  – работа над паузами;

10 – репетиционная работа;

11  - репетиционная работа.

Примерный репертуар :Песни из сборников песен и минусовок «Ангел нового дня», автор Павел Хайрулин, «Я- звезда», автор Татьяна Кулинова, «Белая метелица», «Рождение звёзд», автор Александр Ермолов. Песни по выбору руководителя из сборников «Парус моей мечты», автор Оксана Разумовская, «Валентинки», автор Евгения Зарицкая, «Ангел нового дня», автор Павел Хайрулин, «Песни о России», автор Сергей Уткин;

Теория

- параллельные тональности;

- одноимённые тональности;

- буквенное обозначение нот;

-  составные интервалы: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима;

- правила поведения на сцене;

 

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и усвоить:

- репертуар данного блока;

- музыкальную теорию и термины;

- основные правила цепного дыхания;

- владеть навыками многоголосного пения;

Дети должны уметь:

- свободно двигаться и вести себя на сцене;

- уметь петь без музыкального сопровождения;

- самостоятельно контролировать свои действия и помогать друг другу;

Форма контроля:

- тестирование;

- визуальная;

- концертная деятельность;

- участие в конкурсах;

Литература: 1.1.-1.4; 1.6-1.8; 2-2.3

 

Блок  № 5  «Итоговый блок»   2 часа

Цель: Подведение итогов за учебный год, проверка знаний и певческих навыков.

 

Задачи:

- проведение итоговой диагностики;

- опрос музыкальной теории;

- проверка знаний выученных песен за учебный год. 

Содержание:

На итоговом занятие проводится опрос музыкальных знаний, исполняются все выученные песни за год.

Между воспитанниками проводится итоговая беседа, где обсуждается отчётный концерт, проведённый в конце учебного года. При опросе детей, педагог задаёт вопросы, что детям понравилось и не понравилось в исполнении песен других воспитанников и в своём исполнении. Так проверяется умение анализировать других и самоанализ.

Ожидаемый результат:

- дети усвоили и знают музыкальную грамоту и музыкальные термины;

- дети знают и исполняют все песни для второго года обучения;

- дети обладают певческими навыками и правильным певческим дыханием.

Форма контроля: Визуальная; диагностирование, тестирование (устное и письменное)

Литература: 1.7,  1.8, 2.1

Учебный план

 

№ блока

Наименование блока

Всего часов

Вид занятий

 

Контрольное

Учебное

Теоретическое

Практическое

1

«Организационное занятие»

2

2

-

-

2

«Осень»

46

13

31

2

3

«Зима»

46

11

29

6

4

«Весна»

48

11

33

4

5

«Итоговое занятие»

2

-

-

2

 

Всего часов:

144

37

93

14

 

 

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график

 

№ п/п занятий

Дата

Темы занятий

 

Вид занятий

Всего

часов

Учебное

Контрольное

Теоретическое

Практическое

 

 

1.Организационный блок.

2

 

 

2

1.1

 

Организационное занятие.

2

 

 

2

 

 

2. Осень.

13

31

2

46

2.1

 

Разучивание песни «Айболит».

0.5

1.5

 

 

2

2.2

 

Песня «Айболит». Исполнительские коллективы – знакомство.

0.5

1.5

 

 

2

2.3

 

 

Песня «Айболит». Исполнительские коллективы – повторение.

0.5

1.5

 

 

 

 

 

2

2.4

 

Песня «Айболит». Исполнительские коллективы – закрепление.

1

1

 

 

2

2.5

 

Песня «Айболит». Хор, и его виды – знакомство.

0.5

1.5

 

 

2

2.6

 

Песня «Непогода». Хор и его виды – закрепление.

1

1

 

 

2

2.7

 

Песня «Непогода». Гамма Соль-мажор – знакомство.

0.5

1.5

 

 

2

2.8

 

Песня «Непогода». Гамма соль мажор - повторение.

 

2

 

 

2

2.9

 

 

 

Песня «Мы маленькие дети». Гамма Соль мажор – закрепление.

0.5

1.5

 

 

 

 

2

2.10

 

Работа над песней «Мы маленькие дети».

0.5

1.5

 

 

2

2.11

 

 

 

Работа над песней «Мы маленькие дети».

0.5

1.5

 

 

2

2.12

 

Репетиционная работа.

1

1

 

2

2.13

 

Разучивание песни «Зажигаются звезды».

0.5

1.5

 

 

2

2.14

 

 

 

Работа над песней «Зажигаются звезды».

1

1

 

 

 

2

2.15

 

Песня «Зажигаются звезды». Гамма ми минор - знакомство.

 

2

 

 

2

2.16

 

Песня «Зажигаются звезды». Гамма ми минор - повторение.

0.5

1.5

 

 

2

2.17

 

Песня «Зажигаются звезды». Гамма ми минор - закрепление.

1

1

 

 

2

2.18

 

Песня «Большой хоровод». Цепное дыхание – знакомство.

0.5

1.5

 

 

2

2.19

 

 

 

 

Песня «Большой хоровод». Основные правила цепного дыхания - знакомство.

1

1

 

 

 

 

2

2.20

 

 

 

Песня «Большой хоровод». Основные правила цепного дыхания - повторение.

0.5

1.5

 

 

 

 

 

2

 

2.21

 

Работа над песней «Большой хоровод»

 

2

 

 

2

2.22

 

Песня «Большой хоровод». Основные правила цепного дыхания - закрепление.

1

1

 

 

 

2

2.23

 

Репетиционная работа.

 

 

2

2

 

 

3.Зима.

11

29

6

46

3.1

 

 

 

Разучивание песни «Откуда приходит новый год».

 

2

 

 

 

2

3.2

 

Песня  «Откуда приходит новый год». Гамма Ре мажор-знакомство.

1

1

 

 

2

3.3

 

Песня  «Откуда приходит новый год». Гамма Ре мажор-повторение.

0.5

1.5

 

 

2

3.4

 

Песня  «Откуда приходит новый год». Гамма Ре мажор-закрепление.

0.5

1.5

 

 

2

3.5

 

Песня  «Откуда приходит новый год». Гамма си минор-знакомство.

1

1

 

 

2

3.6

 

Репетиционная работа. Гамма си минор-повторение.

 

2

 

 

 

2

3.7

 

 

 

Песня  «Зимняя сказка». Гамма си минор-закрепление.

 

 

 

2

 

2

3.8

 

Работа над песней «Зимняя сказка».

 

2

 

 

2

3.9

 

Работа над песней «Зимняя сказка».

1

1

 

 

2

3.10

 

 Работа над песней «Зимняя сказка».

0.5

1.5

 

2

3.11

 

Работа над песней «Зимняя сказка». Гамма Ля мажор-знакомство.

0.5

1.5

 

 

2

3.12

 

Песня «Волшебница зима». Гамма Ля мажор-повторение.

0.5

1.5

 

 

2

3.13

 

Песня «Волшебница зима». Гамма Ля мажор-закрепление.

1

1

 

2

3.14

 

Работа над песней» Волшебница зима»

0.5

1.5

 

 

2

 

3.15

 

Песня  «Волшебница зима». Гамма соль минор-знакомство.

1

1

 

 

2

3.16

 

Песня  «Волшебница зима». Гамма соль минор-повторение.

 

 

2

 

2

3.17

 

Песня  «Хорошее настроение». Гамма соль минор-закрепление.

 

2

 

 

 

2

3.18

 

Песня  «Хорошее настроение». Музыкальные жанры – знакомство.

1

1

 

2

3.19

 

Песня  «Хорошее настроение». Музыкальные жанры – повторение.

0.5

1.5

 

 

2

3.20

 

Песня  «Хорошее настроение». Музыкальные жанры – закрепление.

0.5

1.5

 

 

2

3.21

 

Работа над песней«Хорошее настроение».

 

2

 

2

3.22

 

Повторение раннее выученных песен

1

1

 

 

2

3.23

 

Репетиционная работа.

 

 

2

 

2

 

 

4. Весна.

11

33

4

48

4.1

 

Разучивание песни «Добрая, милая мама ».

 

2

 

2

4.2

 

Песня «Добрая , милая мама». Параллельные тональности- знакомство.

1

1

 

 

2

4.3

 

Песня «Добрая , милая мама». Параллельные тональности- повторение.

0.5

1.5

 

 

2

4.4

 

 

 

 

 

Песня «Добрая, милая мам». Параллельные тональности- закрепление.

0.5

1.5

 

 

 

 

 

2

 

 

4.5

 

Работа над песней «Добрая, милая мама».

0.5

1.5

 

 

2

4.6

 

Песня «Русские красавицы». Одноимённые тональности-знакомство.

1

1

 

 

2

4.7

 

Песня «Русские красавицы». Одноимённые тональности-повторение.

 

2

 

2

4.8

 

Песня «Русские красавицы». Одноимённые тональности-закрепление.

 

2

 

2

4.9

 

Работа над песней  «Русские красавицы».

0.5

1.5

 

 

2

4.10

 

Работа над песней «Русские красавицы».

1

1

 

 

2

4.11

 

Песня «О той весне». Составные интервалы знакомство

1

1

 

2

4.12

 

Песня «О той весне». Составные интервалы повторение

0.5

1.5

 

2

4.13

 

Песня «О той весне». Составные интервалы

закрепление

 

2

 

2

4.14

 

Песня «О той весне». Буквенное обозначение звуков-знакомство.

 

2

 

 

2

4.15

 

Песня «Я живу в России». Буквенное обозначение звуков - повторение.

 

2

 

 

2

4.16

 

Песня «Я живу в России». Буквенное обозначение звуков - закрепление.

 

2

 

 

2

4.17

 

Песня «Я живу в России». Составные интервалы-знакомство.

1

1

 

 

2

4.18

 

Песня «Я живу в России». Нона.

2

 

 

2

4.19

 

Песня «Я живу в России». Децима.

 

2

 

2

4.20

 

Правила поведения на сцене - повторение.

 

2

 

2

4.21

 

Репетиционная работа.

 

 

2

2

4.22

 

Повторение  музыкальной грамоты. Закрепление пройденного материала.

0.5

1.5

 

2

4.23

 

Правила поведения на сцене. Повторение выученных песен.

 

2

 

 

2

4.24

 

Репетиционная работа. Подготовка к концерту

 

 

2

 

2

 

 

5. Итоговое занятие

 

 

2

2

5.1

 

Итоговое занятие.

 

 

 

2

 

2

 

 

ВСЕГО Ч АСОВ:

37

93

14

144

 

 

 

 

2.2.Условия реализации программы.

 

Организационно-методические:

постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов;

возможность выступать в концертных залах.

Кадровые:

руководитель вокальной группы;

Материально - технические:

просторное, хорошо освещенное помещение для занятий;

аудиоаппаратура с входом для микрофона, микрофоны;

музыкальный инструмент

нотная доска;

учебные пособия и репертуарные сборники, диски с плюсовыми

и минусовыми записями;

аудио- и видеоаппаратура для записей,  просмотра и анализа выступлений;

 наглядные пособия;

 стенд для отражения событий, происходящих в коллективе.

 компьютер( интернет)

музыкальный центр(караоке), музыкальный инструмент,DVD-плеер, телевизор, магнитофон, микрофон

репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием  программы;

К работе в объединении дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях

Записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях

2.3 Формы аттестации

 

Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

     Основными показателями выполнения программных требований по уровню  подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими  и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.         Диагностика знаний и умений учащихся, обязательное условие результативного обучающего процесса. В данной программе педагог предлагает следующие 3 вида диагностики:

Входящая диагностика

Это диагностика проводится с учащимися на теоретических знаниях в виде устного вопроса или анкетирования. С её помощью определяется начальный уровень или просто уровень знаний и умений.

Текущая (промежуточная) диагностика

В этой диагностики педагог предусматривает, в каком   объёме дети освоили пройденный материал.

Педагог проводит проверку знаний у детей по пройденному материалу

Например: изучив упражнения распевки, педагог смотрит, какой ребёнок  в каком объёме усвоил упражнения: правильная ли артикуляция и произношение; точное ли попадание в ритмический рисунок; точное ли исполнение мелодии.                                                     

   С помощью этого теста педагог может делать акцент на отстающих

В знаниях и умениях детей с помощью дополнительных занятий по пройденному материалу.

Итоговая диагностика

 Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Педагог подводит все итоги пройденного материала. Какие знания были даны детям в течении учебного года. Успели ли дети усвоить материал предлагаемой педагогом программы на  год обучения.

Концертная деятельность.

 

2.4 Методические материалы

Реализация программы обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:

·        рабочая учебная программа

·        журнал учебных занятий

·        методические разработки и планы –конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

·        дневники обучающихся

·        книги из списка литературы

·        портреты композиторов

·        музыкальный репертуар «+» «-«

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

 

Литература:

Список литературы для педагога

1 Апраскина О.А.- «Музыкальное воспитание детей», Москва, 2006г.

1.7 Дмитриева Л. – «Основы вокальной методики», Москва, 2009г.

1.8 В.А. Крутецкий – «Психология подростка», Москва, 2007г.

1.9 Стулова Г.П.- «Теория и практика работы с детским хором»,2007г.

2. Багадуров В.А.- «Вокальное воспитание детей», 2008г.

2.1 Беркшан Т.Л. – «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению», 20012г.

2.2 Апраскина О.А.-«Методика развития детского голоса», 2009г.

2.3 Пекерская Е.М.- «Вокальный букварь», 2013г.

 

Литература для учащихся:

1.1 «Песни для детей», издательство Москва, 2015 г,

1.2 «Музыка», Г.С.Ригина 2005 г.;

1.3 «Музыка»,под руководством Д.Б.Кабалевского, Москва,2005 г.;

1.4 «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио», Т.А. Зебряк, Москва 2009г.;

1.5 «Новый музыкальный букварь», Ростов-на-дону,О.Иванова, И.Кузнецова

 

Интернет-ресурсы

Минусовки детских песен (2029) x-minus.org/theme/1к

-minus-plus-mus.ucoz.ru/load/

-minus-hit.ru/index.php?id=2&..

-ЗОЛОТОЙ КЛУБ МУЗЫКАНТОВ - Детские минусы и плюсы (по исполнителям)... liberty4ever.com/downloads/cat/...
-детские песни плюс и минус - Скачать музыку MP3 бесплатно и слушать...

mp3ostrov.com?string=.

-Плюсы и минусы детских песен

minusstar.rolka.su/viewtopic.php..

-Сергей Савенков – Плюс и минус детских песен » Минуса скачать... minusy.net/detskie-minusa/291-...
-Минусовки, фонограммы минус Вокально эстрадной студии " Мечта &...

studiodream.info/minusa.phpкопия


 

Структура дополнительной общеразвивающей программы 1

Структура дополнительной общеразвивающей программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность

Формы обучения и особенности организации образовательного процесса

Формы обучения и особенности организации образовательного процесса

Эти методы являются одним из важнейших методов обучения

Эти методы являются одним из важнейших методов обучения

На начальном этапе обучения особенно активно при­меняем эмпирический метод - метод подражания: «пой, как я тебе показываю», «делай, как я тебе пока­зываю», «играй, как я…

На начальном этапе обучения особенно активно при­меняем эмпирический метод - метод подражания: «пой, как я тебе показываю», «делай, как я тебе пока­зываю», «играй, как я…

Умение: передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией

Умение: передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией

Содержание программы Блок № 1 «Организационный блок» 2 часа

Содержание программы Блок № 1 «Организационный блок» 2 часа

Развивающие: - совершенствовать речевой аппарат; - развить музыкальный слух; - развить певческое дыхание; - развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; - расширить диапазон…

Развивающие: - совершенствовать речевой аппарат; - развить музыкальный слух; - развить певческое дыхание; - развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; - расширить диапазон…

Дети должны уметь: - свободно двигаться и вести себя на сцене; - уметь петь без музыкального сопровождения; - самостоятельно контролировать свои действия и помогать друг…

Дети должны уметь: - свободно двигаться и вести себя на сцене; - уметь петь без музыкального сопровождения; - самостоятельно контролировать свои действия и помогать друг…

Евгения Зарицкая, «Ангел нового дня», автор павелХайрулин, «Песни о

Евгения Зарицкая, «Ангел нового дня», автор павелХайрулин, «Песни о

Примерный репертуар :Песни из сборников песен и минусовок «Ангел нового дня», автор

Примерный репертуар :Песни из сборников песен и минусовок «Ангел нового дня», автор

На итоговом занятие проводится опрос музыкальных знаний, исполняются все выученные песни за год

На итоговом занятие проводится опрос музыкальных знаний, исполняются все выученные песни за год

Исполнительские коллективы – закрепление

Исполнительские коллективы – закрепление

Гамма си минор-знакомство. 11 2 3

Гамма си минор-знакомство. 11 2 3

Песня «Добрая, милая мам». Параллельные тональности- закрепление

Песня «Добрая, милая мам». Параллельные тональности- закрепление

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

В данной программе педагог предлагает следующие 3 вида диагностики:

В данной программе педагог предлагает следующие 3 вида диагностики:

Багадуров В.А.- «Вокальное воспитание детей», 2008г

Багадуров В.А.- «Вокальное воспитание детей», 2008г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2023