Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Творческая мастерская" (1-4 класс)
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Творческая мастерская" (1-4 класс)

Оценка 4.9
docx
01.04.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественной направленности " Творческая мастерская" (1-4 класс)
Творческая мастерская.docx

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»

(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)

Калининградская область Багратионовский район пос. Долгоруково

ул. Школьная,  д. 1, тел/факс  84015664128,

[email protected]

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

 от «__»__________2022 г. Протокол № ___

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ имени А.Антошечкина»

  ________   Р.Г.Дикарев

от «__»__________2022г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Творческая мастерская»

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

Автор-составитель:

Волосатова Н.А., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Долгоруково

2022 г.

 

                                 Пояснительная записка

 

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.

Актуальность программы.

     В современном обществе все больше возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого ребенка, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливают необходимость современного подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности ребенка.  Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.

Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для детей. Декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки ребенка, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.

     Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, формирование творческой, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.

    Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных трудовых навыков.

В рамках Программы обучающиеся приобретают практические навыки создания изделий в нетрадиционных техниках декоративно-прикладного творчества, углубляют знания и умения по интересующему их творчеству и учатся применять в общественно полезном труде в школе и дома. Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

         Отличительные особенности программы.  

    Особенностью программы «Творческая мастерская»» является то, что тематика занятий разнообразна и строится с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся. В ходе изучения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет осуществить уровневую дифференциацию: более подготовленные дети выполняют работы повышенной сложности, тогда как менее подготовленные, выполняют работы доступные их уровню подготовки. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Кроме того, обучение по программе построено по принципу «от простого к сложному». В течение срока реализации программы дети учатся вырезать простые симметричные формы, складывать, сгибать и склеивать бумагу, составлять не сложные предметные и тематические аппликации, изготавливать простейшие технические модели, различные поделки на основе геометрических тел (конус, пирамида, цилиндр, куб, параллелепипед), работать с инструментами и материалами. Детей школьного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причём делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые.

 

Адресат программы.

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 - 11 лет.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – 9 месяцев.

Формы обучения. Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов – 72. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность  дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Практическая значимость.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель дополнительной общеразвивающей программы:

Цель – развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник декоративно-прикладного искусства. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни, формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, уважения к людям труда.

Задачи:

обучающие:

·         Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества

·         Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

·         Обучить технологиям различных видов рукоделия.

развивающие:

·         Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

·         Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

·         Развивать положительные эмоции и волевые качества.

·         Развивать моторику рук, глазомер.

воспитательные:

·         Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

·         Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

·         Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

·         Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

·         Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 

Пути достижения поставленных задач:

h      индивидуальный подход к учащимся, подбор заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого школьника, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;

h      создания на занятиях атмосферы сотрудничества между педагогом и учеником, с целью раскрытия творческого потенциала личности каждого воспитанника.

 

Принципы отбора содержания.

Принцип наглядности – наличие дидактических материалов, иллюстраций, фильмов, презентаций. Этот принцип, особенно важен, так как детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями, когда это необходимо, дается наглядный показ действий по выполнению той или иной поделки;

Принцип доступности изучаемого – все темы и задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;

Принцип систематичности - обучение, основанное на переходе от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей школьников;

Принцип комфортности – обучение в атмосфере доброжелательности со стороны педагога, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;

Принцип интеграции – образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной;

Принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет полученные знания в изготовлении более сложных работ.

Основные формы и методы.

·         Групповая - ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) более качественно.

·         Фронтальная - предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

·         Индивидуальная - предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

 

Планируемые результаты.

 

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Предметные результаты:

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 Механизм оценивания образовательных результатов.

 Высокий уровень обучения по программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу самостоятельно не только по образцу, но и по рисунку, эскизу, чертежу, замыслу, знают и могут применить различные техники и приёмы работы с бумагой и картоном, самостоятельно используют необходимые материалы и инструменты, знают основные понятия, предусмотренные содержанием программы, могут выполнить конструкторскую доработку при изготовлении поделки или модели. Творческие работы обучающихся аккуратные, яркие, имеют правильное композиционное решение. Обучающиеся с высоким уровнем обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» имеют навыки проектно-исследовательской деятельности, умеют работать со специальной литературой и Интернет-ресурсами, а также владеют культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, могут работать, как индивидуально, так и в группе.

Средний уровень обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу по образцу, знают и могут применить некоторые техники и приёмы при работе с бумагой, но при подсказке педагога, используют материалы и инструменты по рекомендации педагога, знают некоторые понятия, предусмотренные содержанием программы. Творческие работы обучающихся не выделяются яркостью, могут быть немного не аккуратными, с небольшими недочётами в изготовлении. Обучающиеся могут выполнять конструкторские доработки, но только при подсказке педагога, испытывают сложности в проектной деятельности, в работе со специальной литературой и Интернет-ресурсами, плохо владеют коммуникативной культурой.

Низкий уровень обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу только по образцу и при помощи педагога. Обучающиеся не могут самостоятельно выполнить какие-либо конструкторские доработки, не умеют работать со специальной литературой и Интернет-ресурсами, не знают основные понятия, предусмотренные содержанием программы, назначение материалов и инструментов. Обучающиеся испытывают большие сложности при работе с бумагой и другими материалами. Творческие работы не аккуратны, не правильно подобрано цветовое и композиционное решение. Обучающиеся с низким уровнем обучения по программе «Творческая мастерская» не владеют навыками делового и дружеского общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

 

    Формы подведения итогов реализации программы.

    Форма подведения итогов реализации программы – выставка.

Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах различного уровня.

 

 

 

                                                   Учебный план

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входящая диагностика в форме собеседования или тестирования

 2.

Виды и свойства бу-маги и картона

12

3

9

 

2.1

Мастерим бумажный мир

2

0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела, выставка творческих работ; 

2.2

Симметричное вырезание

2

0,5

1,5

2.3

Аппликация

4

1

3

2.4

Оригами

4

1

3

3.

Конструирование поделок из бросового материала

10

3

7

 

3.1

Конструирование из коробочек различной формы

2

 0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по теме,  выставка творческих работ;

3.2

Конструирование поделок из фантиков

2

0,5

1,5

3.3

Конструирование  из пластмассовых баночек

2

0,5

1,5

3.4

Конструирование поделок из бумажных тарелочек

2

0,5

1,5

3.5

Игра с элементами творчества «Юный пожарный»

2

1

1

групповая творческая работа

4.

Конструирование динамических игрушек

8

2

6

 

4.1

Конструирование динамических игрушек «Сова» и «Цирковая собачка»

2

0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела

4.2

Конструирование динамической игрушки «Слон-циркач»

2

0,5

1,5

4.3

Конструирование динамических игрушек «Миньоны»

2

0,5

1,5

4.4

Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу)

2

0,5

1,5

групповая  творческая работа

5.

Конструирование подарков и сувениров

8

2,5

5,5

 

5.1

Конструирование коробочек для подарка

2

0,5

1,5

Опрос по теме, практическая работа по теме, выставка творческих работ;

5.2

Конструирование открыток

2

0,5

1,5

5.3

Конструирование рамок для фотографий

2

0,5

1,5

5.4

Игра с элементами творчества «Дорожная азбука»

2

1

1

групповая творческая работа

6.

Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты

10

2,5

7,5

 

6.1

Технические модели

2

0,5

1,5

Опрос по теме, практическая работа по теме, выставка творческих работ;

6.2

Архитектура в сказках

4

1

3

6.3

Фантастические игрушки

4

1

3

7.

Организация пространств. Проекты

10

3

7

 

7.1

Макет дома

4

1

3

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела, выставка технических моделей;

7.2

Макет комнаты 

4

1

3

7.3

Игра с элементами творчества «Безопасный мир»

2

1

1

групповая творческая работа

8.

Новогодняя мастерская

10

2

8

 

8.1

Конструирование ёлочных игрушек

2

0,5

1,5

Опрос по теме, выставка творческих работ

8.2

Конструирование простых масок

2

0,5

1,5

8.3

Конструирование подарков и сувениров

2

0,5

 1,5

8.4

Конструирование открыток

2

0,5

1,5

8.5

Праздничное мероприятие «Здравствуй, праздник новогодний!»

2

0

2

 

9.

Заключительное  занятие

2

1

1

Итоговая диагностика, выставка творческих работ, беседа

 

Итого часов:

 

72

20

52

 

 

 

 

Содержание программы  (72 часа, 2 часа в неделю)

 

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч)

 

Теория: Знакомство с учебным кабинетом, содержанием программы, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся. Задачи и структура занятий. Знакомство с материалами и инструментами. Бумага, её виды и свойства. Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные требования к организации рабочего места. Знакомство с различными шаблонами и трафаретами. Приёмы работы с ними. Приёмы работы с копировальной бумагой. Способы декоративно-художественного оформления творческих работ. Входящая диагностика в форме беседы о знаниях и умениях обучающихся.

Практика: Отработка приёмов работы с ножницами: резание по прямой, кривой, по кругу, вырезание отверстий. Упражнения в вырезании деталей из бумаги в один слой и сложенной вдвое, а также путём симметричного и ассиметричного вырезания. Изготовление деталей с помощью шаблонов. Изготовление простейших поделок из бумаги с целью выявления интересов и степени подготовки детей (входящая диагностика).

 

Раздел 2. Виды и свойства бумаги и картона (12 ч)

 

Тема 2.1. Мастерим бумажный мир (2 ч)

Теория: Рассказ о трех мудрецах. Беседа о свойствах бумаги. рабочие операции с бумагой (сгибание, складывание, сминание, резание, склеивание). Рассказ о производстве бумаги.

Практика: Плоскостные головоломки из геометрической фигуры. Складывание по схемам различных предметов, животных или людей.

 

Тема 2.2. Симметричное вырезание (2 ч)

Теория: Симметричные детали. Разметка по шаблонам и трафаретам, разметка на глаз.

Практика: Симметричное складывание и вырезание. Изготовление объемной открытки.

 

Тема 2.3. Аппликация (4 ч)

Теория: Аппликация и ее виды. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликации. Порядок выполнения аппликации. Аппликации из различных материалов. Основы композиции. Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Плоские и объемные композиции, симметричные композиции.

Практика: Выполнение плоских и объемных аппликаций.

 

Тема 2.4. Оригами (4 ч)

Теория: Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания. Используемые термины в оригами (верхняя сторона, нижняя сторона, диагональ, центр, и т.д.). Базовые формы. Изготовление моделей из бумаги от простейших к сложным фигуркам. Складывание деталей и сборка различных конструкций (модульное оригами). Способы и приемы соединения деталей. Сборка моделей по схеме и собственному замыслу. Применение оригами в системе образования, для развития у детей навыков мелких и точных движений правой и левой руки.

Практика: Складывание базовых форм и оформление альбома с базовыми формами и готовыми изделиями. Деление сторон и углов на «глазок», что развивает у детей глазомер. Изготовление лодки и автомобиля из базовой формы «дверь». Складывание фигуры воробья, лебедя, журавля, а также сюжетных композиций. Складывание самолетов. Беседа о модульном моделировании. Изготовление модулей для сборки ракеты, домика, замка.

 

Раздел 3. Конструирование поделок из бросового материала (10 ч)

 

Тема 3.1. Конструирование из коробочек различной формы (2 ч)

Теория: Беседа «Новая жизнь старым вещам». Использование бросового материала в изготовлении поделок. Разновидности бросового материала: пустые тарные коробочки, пустые пластиковые бутылочки, крышки, бумажные тарелочки, пластиковые трубочки и т. д. Использование спичечных коробков и тарных коробочек для изготовления поделок. Геометрические тела: куб и параллелепипед. Изготовление развёрток геометрических тел. Способы оклеивания коробочек различных форм. Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Приёмы работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления поделок из коробочек различной формы. Способы декоративно-художественного оформления. Инструктаж по ОТ. Образец поделки  «Котик».

 Практика: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления поделок из коробочек различной формы. Изготовление поделки по образцу. Декоративно-художественное оформление поделок.

 

Тема 3.2. Конструирование поделок из фантиков (2 ч)

Теория: Беседа «Что можно сделать из фантиков». Приемы работы с бумагой: разметка, сгибание, складывание, склеивание.  Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Аппликация и её виды. Предметная, сюжетная, декоративная аппликации. Основы композиции, понятие о цвете и форме. Технология изготовления поделок из фантиков. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы поделок: «Бабочки», «Жар-птица», «Куколки». 

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления поделок из фантиков. Изготовление поделок из фантиков по образцу или собственному замыслу. Декоративно-художественное оформление поделок. 

 

Тема 3.3. Конструирование из пластмассовых баночек (2 ч) 

Теория: Беседа «Что можно сделать из пластмассовых баночек или бутылочек». Материалы и инструменты. Способы и приёмы работы с пластмассой и пластиком. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Технология изготовления поделок из пластмассовых баночек. Способы декоративно-художественного оформления. Образец поделки «Цветок».

Практика: Повторение способов и приёмов работы с пластмассой и пластиком. Изготовление поделок из пластмассовых баночек по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление поделок.

 

Тема 3.4. Конструирование поделок из бумажных тарелочек (2 ч)

Теория: Беседа «Что можно сделать из бумажной тарелочки». Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка, сгибание, складывание, склеивание.  Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Изготовление поделок из бумажных тарелочек. Способы декоративно-художественного оформления. Образец поделки «Медвежонок».

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления поделок из бумажной тарелочки. Изготовление поделок из бумажной тарелочки по образцу, рисунку или собственному замыслу. Декоративно-художественное оформление поделок. 

 

Тема 3.5. Игра с элементами творчества «Юный пожарный» (2 ч)

Теория: Беседа «Причины возникновения пожара», «Правила поведения во время пожара». Викторина «Юный пожарный». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов.  Художественное оформление работы. Беседа о профессиях пожарный и спасатель.

Практика: Изготовление творческой работы (групповая форма работы) по рисунку или собственному замыслу, посвящённой пожарной безопасности.

 

Раздел 4.  Конструирование динамических игрушек (8 ч)

 

Тема 4.1. - 4.3. Конструирование динамических игрушек (6 ч)

Теория: Беседа «Что такое конструирование?», «История кукольного театра и его герои». Объёмное и плоское конструирование. Бумага, её виды и свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность. Приёмы работы с бумагой: разметка, сгибание, складывание, резание, склеивание. Подвижные и неподвижные соединения. Применение шарнирных соединений в изготовлении игрушек. Динамические игрушки – игрушки-дергунчики. Изготовление заклёпок из тонкой проволоки и ниточного соединения.  Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления динамической игрушки-дергунчика. Способы художественного оформления динамических игрушек. Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: режиссёр, актер.  Образцы игрушек-дергунчиков: «Сова», «Цирковая собачка», «Слон-циркач», «Миньоны».

Практика: Повторение технологии изготовления динамической игрушки-дергунчика. Изготовление игрушки-дергунчика по образцу. Художественное оформление динамической игрушки-дергунчика. Проведение сюжетно-ролевых игр. 

 

Тема 4.4. Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу) (2 ч)

Теория: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления динамических игрушек-дергунчиков. Способы декоративно-художественного оформления игрушек-дергунчиков. 

Практика: Проверочная практическая работа по теме раздела. Изготовление динамической игрушки-дергунчика (по выбору обучающегося). Декоративно-художественное оформление игрушки.

 

Раздел 5. Конструирование подарков и сувениров (8 ч)

 

Тема 5. 1. Конструирование коробочек для подарка (2 ч)

Теория: Бумага, её виды и свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка, сгибание, складывание, резание, склеивание. Материалы и инструменты. Приёмы работы с копировальной бумагой. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Геометрические объёмные фигуры: куб и параллелепипед. Изготовление развёрток геометрических тел. Способы оклеивания коробочек различных форм.  Технология изготовления коробочек для подарка из бумаги и картона. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы коробочек для подарка.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления коробочки для подарка. Изготовление коробочки по образцу. Декоративно-художественное оформление коробочки для подарка.

 

Тема 5.2. Конструирование открыток (2 ч)

Теория: Беседа «История появления открыток», «Зачем мы дарим открытки». Виды открыток. Современные открытки. Приёмы работы с бумагой и картоном.

Практика: Приёмы работы с копировальной бумагой. Шаблоны, рисунки для изготовления открыток. Технология изготовления открыток. Способы декоративно-художественного оформления открыток. Образец праздничной открытки «С праздником!» Практика: Повторение технологии изготовления открыток. Изготовление открыток по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление открыток.

 

Тема 5.3. Конструирование рамок для фотографий (2 ч)

Теория: Беседа «Что тебе подарить?» Виды подарков и сувениров. Способы изготовления подарков и сувениров из различных материалов. Приёмы работы с бумагой и картоном. Материалы и инструменты. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления рамок для фотографий по чертежу. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы рамок.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления рамок для фотографий. Изготовление рамок по чертежу и образцу. Декоративно-художественное оформление рамок для фотографий.

 

Тема 5.4. Игра с элементами творчества «Дорожная азбука» (2 ч)

Теория: Беседа «Безопасность на дороге». Викторина «Дорожная азбука». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов.  Художественное оформление работы.

Практика: Изготовление творческой работы (групповая форма работы) по рисунку или собственному замыслу, посвящённой безопасности дорожного движения.

 

Раздел 6. Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты (10 ч)

 

Тема 6. 1. Технические модели (2 ч)

Теория: Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами.

Практика: Разработка и изготовление технических моделей на основе манипулирования готовыми формами.

 

Тема 6.2. Архитектура в сказках (4 ч)

Теория: Архитектурные макеты «В гостях у сказки». Знакомство с художниками — иллюстраторами. Иллюстрации к сказкам. Способы изготовления макетов сказочной архитектуры.

Практика: Выполнение эскиза сказочного домика. Изготовление макета сказочного домика из картона или пенопласта. Декорирование макета. Оценка и самооценка творческих работ.

 

Тема 6.3. Фантастические игрушки (4 ч)

Теория: Разнообразие окружающего мира. Рассказ о космосе. ракеты и космические челноки. Человек в космосе. Космическая одежда. Искусственные спутники Земли. Космические станции.

Практика: Изготовление космических и фантастических моделей с использованием чертежей, эскизов. Применение бросового материала.

 

Раздел 7. Организация пространств. Проекты (10 ч)

 

Тема 7.1. Макет дома (4 ч)

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация изделий, подбор бумаги и цветового решения, изготовление различных по форме деталей из заготовленных чертежей по образцу. Создание эскизов для того, чтобы создать макет с максимально приближенной точностью.

Практика: Изготовление макета дома, соблюдая пропорции, содержание. Использование технического гофрокартона. 

 

Тема 7.2. Макет комнаты (4 ч)

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация изделий, подбор бумаги и цветового решения, изготовление различных по форме деталей из заготовленных чертежей по образцу. Создание эскизов для того, чтобы создать макет с максимально приближенной точностью.

Практика: Изготовление макета комнаты, соблюдая пропорции, содержание.

 

Тема 7.3. Игра с элементами творчества «Безопасный мир» (2 ч)

Теория: Беседа «Опасности в быту». Викторина «Будь осторожен!». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Художественное оформление работы. Беседа о профессии психолог, спасатель.

Практика: Изготовление творческого проекта (групповая форма работы) по собственному замыслу, посвящённого детской безопасности.

 

Раздел 8. Новогодняя мастерская (10 ч)

 

Тема 8.1. Конструирование ёлочных игрушек (2 ч)

Теория: Беседы «Новый год – весёлый праздник», «История ёлочной игрушки». Показ и сравнение старинных и современных ёлочных игрушек. Приёмы работы с бумагой и картоном. Вырезание из бумаги сложенной «гармошкой» (гирлянды, ёлочные игрушки). Симметричное и асимметричное вырезание. Материалы для изготовления ёлочных игрушек. Технология изготовления ёлочных игрушек. Способы декоративно-художественного оформления. Шаблоны и трафареты для изготовления ёлочных игрушек. Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: декоратор, художник, дизайнер. Образцы ёлочных игрушек: «Дед Мороз», «Снегурочка».

Практика: Повторение технологии изготовления ёлочных игрушек. Изготовление ёлочных игрушек по образцу. Декоративно-художественное оформление игрушки.  

 

Тема 8.2.  Конструирование простых масок (2 ч)

Теория: Беседа «История появления маски». Показ современных масок. Виды масок. Материалы и инструменты для их изготовления. Приёмы работы с бумагой и картоном. Технология изготовления масок из картона. Способы декоративно-художественного оформления масок. Шаблоны и трафареты для изготовления масок. Образцы масок: «Заяц», «Маскарад».

Практика: Повторение технологии изготовления масок. Работа с шаблонами. Изготовление масок по образцу (по выбору обучающегося). Декоративно-художественное оформление маски.  

 

Тема 8.3.  Конструирование подарков и сувениров (2 ч)

Теория: Беседа «Как отмечают Новый год в разных странах», «Подарок своими руками». Виды подарков и сувениров из бумаги и картона: панно, блокноты, игрушки. Приёмы работы с бумагой и картоном. Технология изготовления сувенира или подарка. Способы декоративно-художественного оформления подарков и сувениров. Шаблоны и трафареты для изготовления подарка. Образцы сувениров и подарков: Панно «Ёлочка и снеговик», блокнот с символом наступающего года.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления подарка или сувенира. Изготовление блокнота с символом наступающего года по образцу. Изготовление панно «Ёлочка и снеговик» по образцу.  Декоративно - художественное оформление подарка или сувенира.  

 

Тема 8.4.  Конструирование открыток (2 ч)

Теория: Беседа «История появления открытки». Виды открыток. Показ старинных и современных открыток. Приёмы работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления открыток.  Способы декоративно-художественного оформления открыток. Шаблоны, рисунки для изготовления открыток. Образцы новогодних открыток.

Практика: Повторение технологии изготовления открытки. Изготовление открыток с символом наступающего года по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление открыток.   

 

Тема 8.5.  Праздничное мероприятие «Здравствуй праздник новогодний!» (2 ч)

Проведение праздничного мероприятия, посвященного Новому году. Подготовка стихотворений, песен, танцев, театральных постановок. Весёлые игры и конкурсы. Проведение выставки творческих работ.

 

Раздел 9. Заключительное занятие (2 ч)

Теория: Подведение итогов работы за год. Поощрение наиболее активных обучающихся, авторов наиболее интересных работ, победителей и участников творческих конкурсов различных уровней.

Практика: Проведение выставки творческих работ. Проведение итоговой аттестации. Проведение мастер-класса с детьми и их родителями.

 

 

                             Календарный учебный график

 

Месяц

Число

Время проведения занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

Сентябрь

 

13.00-15.00

 

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Кабинет №8

Входящая диагностика, собеседование

 

 

 

 

12

Виды и свойства бумаги и картона

 

 

3-4

сентябрь

 

13.00-15.00

 

2

Мастерим бумажный мир. Плоскостные головоломки

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

5-6

сентябрь

 

13.00-15.00

 

2

Симметричное вырезание. Объёмная открытка

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

7-8

сентябрь

 

13.00-15.00

 

2

Аппликация из природного материала 

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

9-10

октябрь

 

13.00-15.00

 

2

Аппликация из разных геометрических фигур

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

11-12

октябрь

 

13.00-15.00

 

2

Оригами. Корабли.

Кабинет №8

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

13-14

октябрь

 

13.00-15.00

 

2

Оригами. Самолеты

Кабинет №8

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

 

 

 

 

10

Конструирование поделок из бросового материала

 

 

15-16

октябрь

 

13.00-15.00

 

2

Конструирование  поделки «Котик» из коробочек разной формы

Кабинет №8

  Опрос по теме, выставка работ

17-18

ноябрь

 

13.00-15.00

 

2

Конструирование  поделки «Жар-птица» из фантиков

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

19-20

ноябрь

 

13.00-15.00

 

2

Конструирование поделки «Цветок» из пластмассовой баночки

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

21-22

ноябрь

 

13.00-15.00

 

2

Конструирование поделки «Медвежонок» из бумажной тарелочки

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

23-24

ноябрь

 

13.00-15.00

 

2

Игра с элементами творчества «Юный пожарный»

Кабинет №8

Практическая работа, творческий проект

 

 

 

 

8

Конструирование динамических игрушек

 

 

25-26

декабрь

 

13.00-15.00

2

Динамические игрушки «Сова» и «Цирковая собачка»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

27-28

декабрь

 

13.00-15.00

2

Динамическая игрушка «Слон-циркач»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

29-30

декабрь

 

13.00-15.00

2

Динамические игрушки «Миньоны»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

31-32

декабрь

 

13.00-15.00

2

Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу)

Кабинет №8

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

 

 

 

 

8

Конструирование подарков и сувениров

 

 

33-34

январь

 

13.00-15.00

2

Конструирование коробочек для подарка

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

35-36

январь

 

13.00-15.00

2

Конструирование открытки «С праздником!»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

37-38

январь

 

13.00-15.00

2

Конструирование  рамки для фотографии

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

39-40

январь

 

13.00-15.00

2

Игра с элементами творчества «Дорожная  азбука»

Кабинет №8

Практическая работа, творческий проект

 

 

 

 

10

Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты

 

 

41-42

февраль

 

13.00-15.00

2

Технические модели

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

43-44

февраль

 

13.00-15.00

2

Архитектура в сказках

Кабинет №8

наблюдение

45-46

февраль

 

13.00-15.00

2

Архитектура в сказках

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

47-48

февраль

 

13.00-15.00

2

Фантастические игрушки

Кабинет №8

наблюдение

49-50

март

 

13.00-15.00

2

Фантастические игрушки

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

 

 

 

 

10

Организация пространств. Проекты

 

 

51-52

март

 

13.00-15.00

2

Макет дома

Кабинет №8

Наблюдение

53-54

март

 

13.00-15.00

2

Макет дома

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

55-56

март

 

13.00-15.00

2

Макет комнаты

Кабинет №8

Наблюдение

57-58

апрель

 

13.00-15.00

2

Макет комнаты

Кабинет №8

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

59-60

апрель

 

13.00-15.00

2

Игра с элементами творчества «Дорожная  азбука»

Кабинет №8

Практическая работа, творческий проект

 

 

 

 

10

Новогодняя  мастерская

 

 

61-62

апрель

 

13.00-15.00

2

Конструирование ёлочных игрушек «Дед Мороз» и  «Снегурочка»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

63-64

апрель

 

13.00-15.00

2

Конструирование простых масок «Заяц» и  «Маскарад»

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

65-66

май

 

13.00-15.00

2

Конструирование подарков и сувениров

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

67-68

май

 

13.00-15.00

2

Конструирование  открытки с символом года

Кабинет №8

Опрос по теме, выставка работ

69-70

май

 

13.00-15.00

2

Праздничное мероприятие «Здравствуй, праздник новогодний!»

Кабинет №8

-

71-72

май

 

13.00-15.00

2

Заключительное  занятие

Кабинет №8

Итоговая диагностика, выставка творческих работ, беседа

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. N196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав школы, правила внутреннего распорядка обучающихся школы. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

 

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

 

Материально-технические условия

Для проведения занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» требуется учебное помещение, оборудованное по нормам техники безопасности, а также столы и стулья (не меньше 15 посадочных мест), магнитная доска, компьютер, экран, проектор.

Материалы, инструменты и приспособления: цветная бумага, бумага для принтера, альбом для рисования, белый картон, цветной картон, фольга, копировальная бумага, бумага для черчения, бархатная бумага, гофрированная бумага, простой карандаш, линейка, угольник, ластик, цветные карандаши, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, ножницы с фигурным лезвием, пустые коробочки разных форм, бумажные тарелки, шаблоны деталей для аппликации.

 

Методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среди сверстников.

 

Список литературы                

1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из бумаги. – 2-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2007.

2. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из природных материалов. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2010.

3. Болотина Л.А., Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей / Сост. А. М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1981.

5. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 1983.

6. Давыдова М. А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009. – (в помощь школьному учителю).

7. Крылова О. Н. Развитие творческих способностей. Конспекты занятий. / О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

8.  Левина М. «365 весёлых уроков труда» - М.: Ральф, 2000.

9.  Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 3 класс / сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём: познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками / Авт.- сост. М. С. Коган. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

 

Литература для детей и родителей

1. Васина Н. С. Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.

2. Готовимся к Новому году и Рождеству. Подарки своими руками. – М.: Эксмо, 2007.

3. Гришечкина Н.В. Поделки, игрушки, подарки своими руками.- Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Гусакова М.А. Подарки и сувениры своими руками. - М: ТЦ " Сфера ", 2001.

5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2003.

6. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2011.

7. Забавные поделки /Сост. В.И. Фёдорова,- М.: Мой мир, 2008.

8. Куцакова Л.В. Мама, я умею мастерить. – М.: Мой мир, 2007. 

9.  Литвиненко В.М., Аксёнов М.В. Семья Самоделкиных. - СПб: Кристалл, 1998.

10. Падберг А. Живые коробочки. – М.: Айрис - пресс, 2007.

11. Серова В. Серов В. Игрушки из бумаги. Модульное оригами. – СПб.: Питер, 2013.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа имени

Средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка Направленность программы

Пояснительная записка Направленность программы

Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и…

Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и…

Многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои способности

Многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои способности

Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения

Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения

Принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет полученные знания в изготовлении более сложных работ

Принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет полученные знания в изготовлении более сложных работ

Метапредметные результаты: Обучающийся научится : - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый…

Метапредметные результаты: Обучающийся научится : - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый…

Творческие работы обучающихся аккуратные, яркие, имеют правильное композиционное решение

Творческие работы обучающихся аккуратные, яркие, имеют правильное композиционное решение

Учебный план № п/п

Учебный план № п/п

Конструирование коробочек для подарка 2 0,5 1,5

Конструирование коробочек для подарка 2 0,5 1,5

Содержание программы (72 часа, 2 часа в неделю)

Содержание программы (72 часа, 2 часа в неделю)

Тема 2.4. Оригами (4 ч) Теория:

Тема 2.4. Оригами (4 ч) Теория:

Декоративно-художественное оформление поделок

Декоративно-художественное оформление поделок

Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: режиссёр, актер

Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: режиссёр, актер

Теория: Беседа «Что тебе подарить?»

Теория: Беседа «Что тебе подарить?»

Раздел 7. Организация пространств

Раздел 7. Организация пространств

Теория: Беседа «История появления маски»

Теория: Беседа «История появления маски»

Календарный учебный график №

Календарный учебный график №

Конструирование поделки «Медвежонок» из бумажной тарелочки

Конструирование поделки «Медвежонок» из бумажной тарелочки

Фантастические игрушки

Фантастические игрушки

Федеральный закон Российской Федерации от 29

Федеральный закон Российской Федерации от 29

Список литературы 1

Список литературы 1

Литвиненко В.М., Аксёнов М.В.

Литвиненко В.М., Аксёнов М.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022