Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисероплетение"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисероплетение"

Оценка 4.8
docx
31.10.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисероплетение"
Бисероплетение.docx

Отдел Администрации Быстроистокского района по образованию

и молодежной политике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»

 

 

 

 

Принята на заседании                                             Утверждаю:

методического (педагогического) совета             Директор МБОУ

от "____" ______________ 20__ г.                       «Быстроистокская ОСШ»

Протокол № ______                                               ______________ /Уфимцев А.Н./

                                                                                  Приказ №_____

                                                                                  "____" ______________ 20__ г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Бисероплетение"

 

 

Возраст обучающихся:  7 - 12 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

                                          

 

 

                                                                        Автор-составитель:

                                                                        Матвеева Светлана Ивановна,

                                                                        педагог дополнительного образования

 

                              

 

 

 

 

 

 

с. Быстрый Исток, 2020

 

 

 

Пояснительная записка                               

 

       Без «духовной оседлости»,                                                                                    без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далекой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.

       Д.С. Лихачев.

 

Изделия из бисера красивы и декоративны. Из бисера можно сделать подвески, ожерелья, пояса, браслеты, брошки, кулоны и т. д. Со вкусом подобранные цвета, яркие и контрастные тона изделий неизменно вызывают восхищение окружающих. Украшение из бисера были известны уже в древности у разных народов. В древней Руси бисер завозился из-за границы и широко использовался для украшения одежды и предметов быта. Из бисера плели и ткали сумочки и кошельки, вышивали декоративные подушки и футляры для очков. Техника изготовления украшений из бисера передавалась из поколения в поколение.

 

Актуальность программы

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественно научного цикла, снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных общеобразовательных программ декоративно прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения. В связи с этим и возникла необходимость в разработке общеобразовательной программы «Бисероплетение».

Занятия бисероплетением развивает у детей художественный вкус, фантазию, трудолюбие. В объединение учащиеся учатся выполнять изделия из бисера, знакомятся с историей развития бисероплетения.

Техника изготовления изделий из бисера разнообразна. Она включает в себя элементы плетения, ткачества, вышивания. Каждый этап овладения искусством изготовления изделий из бисера требует усвоения и приобретения определенного навыка работы в менее сложной технике.

На начальном этапе работы с бисером учащимся необходимо приучить себя к неизбежной кропотливости труда, а так же внимательностью и аккуратностью. Наилучшим образом достижению этой цели служит обучение изготовлению изделий из бисера на проволочной основе. Этим приемом легко овладевают даже дети младшего школьного возраста.

Изготовление из бисера на твердой основе позволяет лучше «прочувствовать» материал, оценить его сильные и слабые стороны.

В процессе обучения у каждого ребенка формируется свое характерное сочетание цветов. В начальном периоде овладения искусством изготовления изделий из бисера рекомендуется пользоваться сочетанием цветов, выработанным на основе анализа современной практики работы с бисером.

       В технике бисероплетения можно изготовить изделие любой формы и размера, используя различные способы плетения. Основой украшения, плетенного на нити, служат цепочки. К цепочкам подплетаются различные по рисунку и технике исполнения узоры. Получаются оригинальные колье, жабо, серьги, браслеты и т.п.

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с условными обозначениями, чтобы в будущем самостоятельно пользоваться схемами, которые встречаются в печатных изданиях, учатся зарисовывать узоры, придуманные самостоятельно, используя компьютерные сетки.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

 

Характеристика программы

Программа «Бисероплетение» имеет художественную направленность.

По типу – дополнительная общеобразовательная, (общеразвивающая)  программа.

По виду – модифицированная.

При разработке данной программы использовался опыт педагогов: О.С.Бармина «Волшебная бусинка», Е.В. Григорьевской «Разноцветная бусинка», С.Н. Крыжановской «Бисеринка», специализированная литература по бисероплетению, интернет сайты по данному направлению и личный опыт педагога.

Программа составлена с соблюдением норм СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41.

Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по бисероплетению, развивается умение анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем психологическом складе и характере подростка, выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и независимым

У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности. Занятия бисероплетения способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления, заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы. 

Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей первого года обучения предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. В группы первого года обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Обучение начинается с основ бисероплетения и изготовления простейших плоских фигурок на проволоке. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами. Дети второго года выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.

 

Целью данной программы является фомирование первоначальных знаний, умений и навыков, и раскрытия творческого потенциала посредством создания уникальных изделий из бисера. Самореализация личности ребенка.

 

Задачи:

Образовательные:

- овладеть основами бисероплетения;

- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и

  декорирования изделий из бисера;

          - расширить знания об истории возникновения и развития

   бисероплетения;

- обучиться различным техникам бисероплетения;

- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и

  материаловедения.

Развивающие:

- развивать моторные навыки;

- сформировать эстетический и художественный вкус;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности,  

  внимание;

- повышать общий интеллектуальный уровень;

- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной

  деятельности;

- способствовать расширению кругозора;

- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.

Воспитательные:

- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;

- обеспечить доведение начатого дела до конца;

- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;

- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость,

   внимательность;

- формировать общую культуру обучающихся;

- содействовать организации содержательного досуга;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических

  ценностей обучающихся.

 

Формы и методы обучения

Занятия проводятся в очной форме, для решения поставленных задач учащиеся работают в группе, и так же предусмотрены индивидуальные занятия с одарёнными детьми.

Примерная структура занятия:

1. Вводный инструктаж к началу работы. Повторение правил техники безопасности.

2. Особенности выполнения изделия.

3. Беседа. Обсуждение этапов и хода работы.

4. Подбор материала для выполнения работы.

5. Практическое выполнение изделия. Оформление.

6. Представление изделия.

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, однако обязательными элементами каждого занятия являются:

• упражнения на развитие творческих способностей;

• элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепление зрительно – двигательных мышц;

• релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.

Творческая работа включает в себя:

1. сбор материала по теме;

2. работу над эскизами;

3. методы разработки орнамента;

4. решение композиции в цвете;

5. выполнение технического рисунка;

6. выполнение изделия.

 

Методы обучения:

Словесные - рассказ, объяснение, разбор нового материала, анализ образцов, инструктаж.

Наглядные - объяснение с использованием наглядности, демонстрация, электронная презентация.

Практические - показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, выставка.

Объяснительно-иллюстративный - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала.

Проблемно-поисковый - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения.

 

Адресат программы

Запись в творческое объединение бисероплетение осуществляется в начале учебного года на основании добровольного желание ребенка и родителей. Учебные группы комплектуются из числа учащихся младшего и среднего школьного звена, в возрасте от 7 до 12 лет. Группы могут быть разновозрастные по 10-15 человек.

         Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения, общее количество  108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.

 

Виды контроля, используемые на занятиях

Промежуточный контроль педагога проводится в форме опроса,  контрольных заданий, выставки творческих работ, и может быть фронтальным, групповым, парным, индивидуальным.

 Взаимоконтроль учащихся является целесообразным при проведении практических занятий, деловых игр.

В программе учитывается дифференциальный подход к оценке знаний, умений и навыков учащихся. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении.

 

Ожидаемые результаты

Данная программа способствует раскрытию творческих способностей и

формированию первоначальных знаний, умений и навыков ребенка, через изготовление простейших изделий из бисера.

По окончании обучения  учащиеся должны 

знать:

- правила техники безопасности;

- историю возникновения  и развития бисеропллетения;

- основы композиции и цветоведения;

- общие сведения о материалах и инструментах, необходимых при

 бисероплетении;

- основные приемы бисероплетения;

- классификацию и свойства бисера;

уметь:

- правильно организовать свое рабочее место;

- правильно пользоваться ножницами, иглами, круглогубцами, кусачками;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- выполнять отдельные элементы и сборку изделий

 

Ключевые понятия программы

Материалы:

Бисер – мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы для продевания нитки;

Бусины - бусинки намного крупнее бисера. Материал для бусин разнообразен: стекло, керамика, метал, дерево, кость, янтарь;

Канва – специальная ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от размера и вида материала;

Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании;

Пайетки – блестки различной формы (круглые, в виде звездочек, цветочков, бабочек), разных цветов;

Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются бусины, бисер и т.п;

Голтовка - полуфабрикаты бусин из натуральных камней;

Блестки – тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластмасса диаметром 2-20 мм;

Кабошоны – камни любого вида и формы с выпуклой гладкой передней стороной и плоской задней. Оплетаются бисером и крепятся жгутами как подвески;

Нитки мерсеризованные – технология химической обработки, придающий блеск ниткам.

 

 

 

 

Таблица №1

Учебно-тематический план занятий

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, опрос

 

2

Цветоведение. Композиция

4

2

2

3

Плетение на проволоке:

Цветы из бисера

Плоские фигуры животных и насекомых

Панно из бисера по мотивам сказок

 

16

 

20

 

12

 

3

 

4

 

2

 

13

 

16

 

10

Беседа, опрос,

контрольное задание,

творческая работа

 

всего:

54

12

42

4

Плетение на леске:

Основные приемы

бисероплетения

Комплекты украшений

 

 

12

32

 

 

5

7

 

 

7

25

Беседа, опрос,

контрольное задание,

творческая работа

 

всего:

44

12

32

5

Индивидуальная работа

8

1

7

творческая работа,

6

Итоговое занятие

2

1

1

контрольное задание

 

ИТОГО:

108

28

80

 

 

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие - 2часа

Теория: Правила техники безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Цель и задача  объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные   направления бисероплетения.

Практика: Правильное положение рук и туловища во время работы. Организация рабочего места.

 

2.                 Цветоведение. Композиция - 4 часа

Теория: Понятие о композиции. Основные понятия о  цветоведении:  основные и дополнительные, хроматические и ахроматические цвета, спектр. Сочетание  цветов. 

Практика: Создание эскизов цветового сочетания.

 

 

3. Плетение на проволоке - 54 часа

Цветы из бисера - 16 часов

Теория: Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Практическая работа. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, детских, осенних и зимних букетов. Плетение снежинок на основе схем. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Практика: Плетение цветов различными способами.

Плоские фигурки животных - 20 часов

Теория: Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.

Практика: Анализ моделей. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

 

Панно из бисера по мотивам сказок - 12 часов

Теория: Основные приемы бисероплетения,  используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей.

Практика: Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление  панно.

 

4. Плетение на леске - 44 часа

Основные приемы бисероплетения - 12 часов

Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «В одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинами, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочка «мозаика», «восьмерки», «соты», «ромбы, «Фонарики». Низание из  бисера «в две нити»: цепочка «в крестик», «колечки». Наплетение на цепочку «колечек». Подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы». Плетение ажурного полотна (сетки) одно и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно «В крестик». Ажурный цветок. Кубик из 12 бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практика: Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетение к цепочкам. Выполнение украшений для кукол, брошей, кукол и брелков в технике «кирпичный стежок».

 

Комплекты  украшений - 32 часа

Теория: Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек.

Практика: Зарисовка схем для выполнения украшений. Плетение комплекта украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки. Плетение кулонов и брелков. Оплетение приемом сетка вазочки для цветов.

5. Индивидуальная работа - 8 часа

Индивидуальная помощь детям, слабо усваивающим материал, помощь одаренным  детям, выполняющим работы на выставки.

6. Итоговое занятие - 2 часа

Подведение итогов  за год. Награждение лучших учащихся.

 

 

Перечень изделий

1 группа

2 группа

Солнышко, елочка, цветы и листья, краб, стрекозы, бабочки, человечки, рыбка, паучок, грибок, зайка, ящерица, яблочко, жучок, мишка, мышонок, снежинка, сирень, корзина с цветами

Стрекоза, бабочка, человечки, рыбка, муха, божья коровка, цветы и листья, мышонок, рак, снежинка, Санта-Клаус, сова, черепаха, пальма, барбарис, попугай, краб, лошадка, дракон, мишка

Браслеты: «цветочки» «летний», «елочка», «солнышко», «мимоза», «весна», «ажурный».

Колье: «ручеек», «розовая фантазия», «вечер», «синее чудо». Брелок « звездочка», «тигренок». Оплетение вазочки

Браслеты: «незабудки», «летний», «Восточный», «солнышко», «мимоза», «млечный путь», «звездный», «колье: «радуга», «вечер», «розовая фантазия», «синее чудо», «Карина» кораллы», игольница «маргаритка», брелок «тигренок». Оплетение вазочки

 

Календарный учебный график

 

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

с 01.01. по 10.01.2021 г.

С 01.06.по 01.08.2021г.

Даты начала и окончания учебного года

с 01.09.2020 г. по 30.05.2021 г.

Сроки промежуточной аттестации

Ноябрь 2020 г., Март 2021 г.

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Май 2021 г.

Праздничные (выходные) дни

09.05.2021 г.

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Занятия проводятся в кабинете  площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В кабинете  должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих).

Рабочий стол расположен так, чтобы педагог мог свободно подойти к любому обучающемуся. Для занятий в объединении нужны материалы: бисер, стеклярус, бусины, нитки, леска и т.д. Инструменты: ножницы, плоскогубцы, иглы, крючки, линейка и т.д.

 

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом

1.Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных; 

2.Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
3.Библиотека литературы по бисероплетению.

Технологическое оснащение кабинета

 

1.Мебель по количеству и росту детей;
          2.Учебная доска, мел;
          3.Ножницы 10 шт., подставки для бисера 25 шт., пяльца 10 шт; подушечки 10 шт, игольницы 10шт;    
          4.Необходимый материал, приобретённый родителями для детей;
          5.Шаблоны для составления схем низания
.

 

 

 

 

Список литературы

Для педагога:

1.Чиоти Д. Стильные мелочи. – М.: « Издательство Мир книги»; Издательская группа «Контэнт», 2011.- 96с.

2.Кузьмина Т.А., Игрушки из бисера. « Издательство Мир книги»; – ООО Издательство «Ниола-Пресс, 2011. -96с.

3.Катиоти Л. Животный мир.-М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл»; Издательская группа «Контэнт» , 2012. .- 96с.

4.Сидорова Г.И. Цветочные фантазии « Издательство Мир книги»; – ООО Издательство «Ниола-Пресс, 2011. - 96с.

5.Лукяненко Ю.Ю.Француская техника плетения. -М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл». 2012. -96с.

6.Кузьмина Е.В.Фрукты и овощи. -М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2012.- 96с.

7. Артамонова, Е. В. Бисер. Практическое руководство.- М. : Эксмо, 2007.- 270 с.

8.Базулина, Л. В. Бисер.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 224 с.

9. Бондарева, Н. И. Цветы из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 48 с.

10. Золотарёва, Е. Н. Подарки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.

11. Кассап-Селье, Изабель. Объёмные фигурки из бисера.- М.: Контент, 2009.- 48 с.

12. Кольца из бисера и бусин.- М.: АРТ-Родник, 2005.- 64 с.

13. Каменская С. Б. Бисероплетение.- М.: Культура и традиции, 2006.- 78 с.)

14. http://infourok.ru/ktp_i_rabochaya_programma_kruzhka_biseropletenie-484127.htm рабочие программы и методические материалы

 

Для детей:

 

1.Майклер Ф., Беккер Т., Кох С.Чудесный бисер. ООО «Книжный клуб» 2012. -96с.

2.Алемасова И.А., Плетение на проволоке. - М.: ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2012.- 96с.

3.Виноградова Е.Г.Цветы из бисера. –М.: АСТ:Полиграфиздат; СПб.; Сова, 2010.-31с.

4. Лындина, Ю. Фигурки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 112 с.

5. Петрунькина, А. И снова фенечки.- СПб.: Кристалл, 1999.- 192 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел Администрации Быстроистокского района по образованию и молодежной политике

Отдел Администрации Быстроистокского района по образованию и молодежной политике

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Этим приемом легко овладевают даже дети младшего школьного возраста

Этим приемом легко овладевают даже дети младшего школьного возраста

Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом

Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом

Воспитательные: - привить интерес к культуре, истокам народного творчества; - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие,…

Воспитательные: - привить интерес к культуре, истокам народного творчества; - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие,…

Практические - показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, выставка

Практические - показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, выставка

Ключевые понятия программы Материалы:

Ключевые понятия программы Материалы:

Плетение на леске: Основные приемы бисероплетения

Плетение на леске: Основные приемы бисероплетения

Панно из бисера по мотивам сказок - 12 часов

Панно из бисера по мотивам сказок - 12 часов

Перечень изделий 1 группа 2 группа

Перечень изделий 1 группа 2 группа

Инструменты: ножницы, плоскогубцы, иглы, крючки, линейка и т

Инструменты: ножницы, плоскогубцы, иглы, крючки, линейка и т

Кассап-Селье, Изабель. Объёмные фигурки из бисера

Кассап-Селье, Изабель. Объёмные фигурки из бисера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022