Свою статью я назвала : «Работа социального педагога с детьми «группы риска» и профилактические меры по недопущению попадания учащихся в список группы». Так как опыт моей работы невелик, я попыталась внести свои предложения в применяемые методы работы социального педагога. Систематизировав их в программу деятельности, представляю ее вам. Конечно же, любая программа в ходе действий, подвергается корректировки, т.к. невозможно предугадать некоторые обстоятельства.
В настоящее время очень актуальной является для социального педагога работа с детьми «группы риска». В связи с различными внешними факторами, их к сожалению становится все больше, количество таких учащихся возрастает. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в обществе. Поменялись приоритеты и ценности, и, несмотря на то, что государство все больше внимания обращает на подрастающее поколение, мы наблюдаем процесс формирования инфантильности среди молодежи.
Все чаще мы можем наблюдать у ребенка:
- отсутствие интереса к учебе и общественной работе;
- беспринципное и вызывающее поведение;
- неуважительное отношение к взрослым;
- проявление жестокости, агрессивности и экстремизма;
- бродяжничество;
- употребление ненормативной лексики;
- зависимость от алкогольных напитков, наркотических, токсических и психотропных средств.
Низкий уровень жизни, оставление детей без внимания, хаотичность в воспитании, правовая незащищенность несовершеннолетних, эмоциональное насилие приводят к тому, что дети самостоятельно и вынужденно адаптируются к условиям современной жизни.
Социальный педагог, организовывая социально-психологическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации должен не только создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог - ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы образования, здравоохранения и т.д.).
Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов.
Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный педагог должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.
Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.
Значительное место в деятельности социального педагога с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).
Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.
Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.
Социальный педагог в своей работе применяет различные методы:
- метод переубеждения ( через беседы);
-метод переключения ( вовлечение обучающихся в кружки, секции).
Формы работы с такими детьми:
- беседы
-лекции
-просмотр и обсуждение видеофильмов
-индивидуальные консультации
-тесты
-экскурсии
-конкурсы
-организация встреч с работниками правоохранительных органов, врачей с больницы, наркологов.
Для профилактики нарушений поведения во 1-х, необходимо выяснить условия воспитания ребенка и психологический климат в семье, выяснить внутрисемейные отношения, если необходимо попытаться устранить ошибки воспитания. Необходимо провести анализ следующих данных о воспитательной атмосфере семьи ребенка
1) Отношение членов семьи к жизненным ценностям ( труд, семья, образование, досуг и т.д. )
2) Взаимоотношение взрослых членов семьи
3) Отношения взрослых к подростку, его учебе, друзьям, организация совместного досуга, так как именно семейная ситуация провоцирует факторы, которые послужат опорой для изменения отклоняющегося поведения подростов.
Социальным педагогом были даны рекомендации по воспитательному воздействию на ребенка с осложненным поведением:
1) Проявлять доброту, внимание
2) Просьба ( а не приказ)
3) Поощрение ( в виде одобрения, похвалы, награды)
Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
1) Совершение подростком нерядового для него положительного поступка
2) Поощрение должно вызывать у подростка положительные эмоции
3) Не оставлять без поощрения каждое положительное проявление поведения подростка
4) Если необходимо приказать ребенку, но оживленно и оптимистично
5) Всегда учитывайте настроение и состояние здоровья ребенка
6) Не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением выказывайте отношение не к личности, а к поступкам говоря, не « ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».
Очень хорошо помогает прием, который был введен Макаренко, называется «авансирование личности»- это высказать что-то положительное о ребенке как личности даже если он пока ее не заслужил.
Приемы, которые используются социальным педагогом в работе с детьми, состоящими на учете, и в «группе риска» которые способствуют формированию у подростка социально- одобряемо поведения
1) Убеждение через разъяснение, беседы, доказательство определенного поведения
2) Моральная поддержка, укрепление веры в свои силы и возможности
3) Вовлечение в интересную деятельность.
Приемы прямые и косвенные , которые тормозят аддиктивное поведение ребенка:
1) Констатация поступка. Высказывание , акцентируемое на данном проступке (прямое);указывается на проступок, что это не тайна, он известен взрослому(косвенное).
2) Осуждение- как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения
3) Наказание – может быть результатом лишь тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.
4) Предупреждение
5) Вызов тревоги перед предстоящим наказанием
6) Возмущение недопустимостью поступка.
Тончайшим инструментом на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе общения кричать, так как это однозначно воспринимается ребенком как несправедливость. Опора на лучшие качества ребенка, искренний интерес его развитием, ера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату.
Важно помнить: какой бы проступок не совершил ребенок, в 1-ю очередь, он нуждается в сочувствии, являясь первым шагом взрослого на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
1. Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
2. Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
3. Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
4. Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
5. Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
6. Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
7. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
9. Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
10. Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.
Поэтому очень важен для социального педагога личностный и профессиональный рост. Я считаю, что просто необходимы курсы перепадготовки на педагога- психолога. Надеюсь, что моя статья будет полезной для начинающих коллег.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.