Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Территория творчества"

  • Документация
  • docx
  • 11.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа "Территория творчества" разработана для детей с ментальными нарушениями в возрасте от 8 до 17 лет, срок реализации программы 1 год
Иконка файла материала ПРОГРАММА 21-22.docx

Министерство социальной защиты населения Кузбасса

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 

 

 

 

 

Принята на заседании                                            Утверждаю:

педагогического совета                                         Директор ГБУ «Юргинский детский

от «    »                2021 г.                                         дом-интернат для умственно

Протокол №                                                            отсталых детей»

                                                          ____________С.Н. Кузмичева

                                                  от «    »                   2021 г.

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Территория творчества»

Возраст учащихся: 8-17 лет

Срок реализации: 72 часа

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Разработчик:

                                                                                          Какаринова Инна Александровна,

                                                                                          педагог дополнительного образования

 

 

 

Юрга 2021

 

                                                    Содержание          

Пояснительная записка. 3

Цель и задачи программы.. 6

Принципы построения педагогического процесса. 7

Формы и методы работы.. 8

Результаты проделанной работы.. 8

Учебно-тематический план.. 9

Содержание программы.. 10

Методическое обеспечение программы.. 16

Список литературы для педагогов. 20

Список литературы для детей.. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

         Современные преобразования системы образования должны содействовать его доступности для всех категорий детей, образование должно стать инклюзивным. Ребёнок, даже с ограниченными возможностями здоровья, проживающий в стационарном учреждении социального обслуживания, должен быть адаптирован к жизни в обществе, занимать своё место, ощущать свою ценность и значимость в обществе, быть активной творческой личностью, способной и стремящейся к познанию мира, к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

         Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской          Федерации» требует введения в деятельность учреждения, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, нового направления - разработку общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности.

         Под общеобразовательной общеразвивающей программой понимается образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).  В условиях же детских стационарных учреждений социального обслуживания следует говорить о создании общеобразовательной общеразвивающей программы, направленную на организацию обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в конкретных условиях данных стационарных учреждений, где изучаются и учитываются в работе с обучающимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

         Адаптация общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:

- анализ и подбор содержания программы;

- изменение структуры и временных рамок;

   - использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

         Одним из действенных средств развития детей с ОВЗ признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным. Декоративно-прикладное искусство формирует творческие способности детей с ОВЗ разного возраста, разного уровня развития и разных физических возможностей. Благодаря регулярным занятиям у обучающихся с отклонениями в развитии воспитывается мастерство рук, художественный вкус, фантазия, при этом укрепляется внимание, развиваются усидчивость, моторные навыки, воля и память.  

         Общеобразовательная общеразвивающая программа «Территория творчества» художественно-эстетической направленности, включающая в себя различные направления декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, художественное складывание, объемное моделирование и конструирование, лепка, работа с природным материалом, мозаика), предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 8 до 17 лет. При создании программы учитывались общие педагогические и дидактические подходы к преподаванию декоративно-прикладного творчества. Отбор содержания и учебно-тематическое планирование на учебный год обучения основано на практическом опыте педагога и является авторским.

Продолжительность реализации программы - один год обучения.

Программа построена с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Примерных требований к программам дополнительного образования детей.

        Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что в условиях детского дома стационарных учреждений воспитанники не имеют возможности часто выходить за пределы окружающих их стен, а значит, процесс социальной адаптации очень затруднен. Данная программа способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию ребенка, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия аппликацией, лепкой, оригами и другими видами рукоделия активизируют не только мелкую моторику рук, но и пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков, что немаловажно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

   Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в оптимальном подборе форм, методов, приемов и подходов обучения и воспитания, позволяющих создать индивидуальную траекторию для каждого ребенка, испытывающего трудности в общении с окружающим миром.   Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к детям-инвалидам для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциала.

Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ОВЗ по декоративно-прикладному творчеству в условиях стационарных учреждений социального обслуживания в целях включения этих детей в общественную жизнь, развития и реализации ими своих творческих способностей.

        Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает, как индивидуальную работу с детьми с отклонением в развитии, так и групповую деятельность по месту проживания детей. За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом ребёнка. Именно совместная деятельность (сотворчество) педагога и ребёнка, ориентированная на реализацию потенциальных возможностей воспитанника, на достижение целей, радость от совместного творчества в процессе обучения и общения являются движущей силой развития личности.

         Исходя из индивидуальных особенностей детей с отклонением в развитии и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в программе уделяется особое внимание:

 - стимулированию творческого подхода к любым видам деятельности;

 - воспитанию способности эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства;

 - привитию детям трудовых навыков;

 - развитию художественного вкуса;

 - пробуждению стремления к познанию народных традиций в искусстве и быту.

Цель и задачи программы

         Целью данной программы является:

         Создание коррекционно-развивающих условий для повышения эффективности процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами различных видов декоративно-прикладного искусства, способствующих   удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка.

         Задачи программы:

·          обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;

·          использовать здоровьесберегающие технологии с учетом индивидуальных показаний физического здоровья воспитанников;

·          формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации  детей с ОВЗ,  через  вовлечение  их  в  активную  творческую деятельность;

·          развивать познавательные процессы на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности;

·          формировать понимание детьми общественного назначения декоративно-прикладного искусства как средства отражения мира, духовной летописи народа;

·          развивать фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышления, творческие способности и активность;

·          формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами;

·          воспитывать художественный вкус, терпеливость, аккуратность, умение преодолевать трудности.

Принципы построения педагогического процесса

          1. От простого к сложному.

          2. Системность работ.

         3. Принцип тематических циклов.

         4. Индивидуального подхода.

         Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается). Каждое занятие включает теорию и практику. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объёма времени. Остальное время посвящается практической работе.

Формы и методы работы

         При проведении занятий используются разнообразные формы и методы работы.

         Формы работы:

-         групповая

-         индивидуальная

-         экскурсии

-         конкурсы, выставки, праздники

         Методы работы:

-         Словесный - беседа, рассказ

-         Наглядный - иллюстрации, схемы, образцы изделий

-         Практический - выполнение работ

-         Игровой – игровые упражнения

         На всех занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются здоровьесберегающие технологии:

·        пальчиковая гимнастика;

·        самомассаж ладоней и пальцев рук;

·        физминутки;

·        гимнастика для глаз.       

         Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащихся.

Результаты проделанной работы

         Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, в чертах характера. Основным инструментом оценки результата реализации программы являются итоговые выставки детского творчества; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, праздниках, фестивалях.

                   Предполагаемый результат в конце обучения:

учащиеся знают:

учащиеся умеют:

·         правила техники безопасности;

·         инструменты и приспособления

·         историю происхождения бумаги и ее виды;

·         простейшую терминологию по тематике предмета;

·         технологические приемы работы с бумагой и картоном;

·         основные способы и приемы лепки из пластилина и соленого теста;

·         технология работы с разнообразным природным материалом.

  • работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;
  • понимать схемы, применяемые в бумагопластике и моделировании;
  • подбирать цветовую гамму;
  • аккуратно выполнять творческое задание;
  • раскатывать пластилин и тесто прямыми движениями рук и создавать овальную форму, делить их на части и соединять в целое прикладыванием и нажатием, примазыванием;
  •  изготавливать поделки из природного материала.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Экскурсия

2

 

2

3

Введение в оригами

2

1

1

4

Простые базовые формы оригами

4

1

3

5

Основные базовые формы оригами

9

1

8

6

«Складывание гармошкой»

5

1

4

7

«Цветные комочки»

5

1

4

8

«Аппликация из ладошек»

5

1

4

9

Лепка предметная по представлению

7

1

6

10

Пластилиновая аппликация

2

1

1

10

Пластилинография

5

1

4

11

Тестопластика

1

1

-

12

 Приемы лепки. Приспособления и инструменты для лепки из теста

3

1

2

13

Способы лепки из соленого теста

3

1

2

14

Изготовление простых поделок из теста

4

1

3

15

Раскрашивание поделок. Декорирование. Лакирование

2

1

1

16

Мир растений. Видеоматериал

1

1

-

17

Поделки из шишек

3

1

2

18

Работа с разнообразным природным материалом

5

1

4

19

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

72

19

53

 

Содержание программы

         Тема 1. Вводное занятие
        
Знакомство с образовательной программой. Правила поведения в объединении. Правила пожарной безопасности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты на рабочем столе. Ознакомление с планом работы на год. Демонстрация изделий.

         Тема2. Экскурсия «Осень в жизни растений».

          Экскурсии в парк, на луг с целью наблюдение за раскраской деревьев, трав, сбор красивых листьев, семян, веточек и прочего природного материала. Правила сбора и условия хранения природного материала.         Практическая часть

Наблюдение, сбор красивых листьев, корешков и другого природного материала для поделок.                                  

         Тема 2. Введение в оригами  
Оригами как древнее изобразительное искусство. Термины и условные знаки, принятые в оригами. Базовые формы оригами.
         Практическая часть
Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой».

         Тема 3. Простые базовые формы

  Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей» Модели, выполняемые на основе базовых форм.

         Практическая часть

         Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из прямоугольного листа, из листа произвольной формы. Игровые занятия с моделями, выполненными на основе базовых форм «Треугольник» и «Книжка» («Попадай-ка», «Веселая семейка», «Клюв птицы»). Выполнение творческих заданий по группам (новогоднее украшение).

         Тема 4. Основные базовые формы  

         Основные базовые формы: «Блин», «Дом», «Двойной треугольник», «Квадрат». Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем.

         Практическая часть

 Изготовление моделей с использованием основных базовых форм, объединенных с простейшими (например, «Книжка» и «Дверь»). Самостоятельная работа: составление композиции «Цветы».
Выполнение творческих заданий по группам (поздравительная открытка).

         Тема 5. «Складывание гармошкой»

История возникновение техники. Ознакомление детей с техникой «гармошка». Формирование умения складывать бумагу гармошкой. Порядок и содержание работы. Знакомство с правилами ТБ.

Практическая часть

Изготовление игрушки в технике «гармошка». Выставка игрушек.

Тема 6. «Цветные комочки»

История возникновение техники. Умение располагать комочки из бумажных салфеток в определённой части аппликации. Отметить особенности изготовления поделок. Закрепление техники наклеивания комочков на бумагу. Умение детей составлять изображение из частей и правильно их располагать.

Практическая часть

Изготовление поделок из «цветных комочков». Выставка поделок.

           Тема 7. «Аппликация из ладошек»

История возникновение техники. Умение изготавливать поделки из бумаги в технике «Аппликация из ладошек» (животные, птицы, цветы, деревья). Знакомство с правилами ТБ. Порядок и содержание работы. Назначение инструментов, правила безопасности работы.

Практическая часть

         Изготовление работ в технике «Аппликация из ладошек». Выставка поделок.

         Тема 8. Лепка предметная по представлению

Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе. Упражнения по раскатыванию пластилина.

Практическая часть

Лепка различных животных, рыб, насекомых, посуды, еды, овощей и фруктов.

         Тема 9. Пластилиновая аппликация

         Пластические свойства пластилина. Цвета. Способы подготовки пластилина к работе. Соединение деталей, выполнение заготовок. Работа пластилиновыми жгутиками, скручивание в различные фигуры.

Практическая часть

Лепка по образу букв, цифр, пирамидки способом из целого куска и составления из двух половинок. Поделка из пластилиновых жгутиков – бабочка, гусеница, рыбка.

         Тема 10. Пластилинография

Приёмы надавливания, вдавливания, размазывание пластилина подушечкой пальца по всему рисунку. Использование нескольких цветов пластилина. Пользование стекой-печаткой. Раскатывание круговыми движениями рук.

Практическая часть

Изготовление пластилиновых картин по временам года (зима, весна, лето, осень).

         Тема 11. Тестопластика. Техника безопасности. Из истории тестопластики

     Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с техникой безопасности при работе на занятиях. Знакомство с правилами приготовления соленого теста для лепки, с его свойствами и особенностями.

            Тема 12. Приемы лепки. Приспособления и инструменты для лепки из теста

            Знакомство с приспособлениями и инструментами для лепки из соленого теста.

Практическая часть

         Учить детей отщипывать небольшие комочки теста. Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Использование инструментов и приспособлений для лепки.

            Тема 13. Способы лепки из соленого теста

            Познакомить детей со способами лепки.  Изделия из соленого теста, вылепленные разными способами.

            Практическая часть

            Конструктивный способ. Скульптурный способ. Комбинированный способ. Модульная лепка. Лепка на форме.

            Тема 14. Изготовление простых поделок

            Техника изготовления объемных и плоских поделок.  Техника изготовления объемного панно.

            Практическая часть

            Лепка объемных и плоских поделок (колобок, неваляшка, гусеничка, ежик, мышка-норушка и др.). Изготовление панно «Осенние листочки».

         Тема 15. Раскрашивание поделок. Декорирование. Лакирование.

         Беседа по раскрашиванию, выбор цвета и смешивания красок. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Способы декорирования и покрытие лаком.

         Практическая часть

         Раскрашивание поделок.  Декорирование и покрытие лаком.

            Тема 16. Мир растений

         Основные понятия: многообразие деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Растения сада, огорода. Названия овощей, фруктов. Характерные признаки деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Особенности строения растений: корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена. Особенности жизнедеятельности растений в разные времена года. Значение растений в жизни человека и всей планеты «Земля». Просмотр видеофильма.

            Тема 17. Поделки из шишек

         Беседа о хвойных деревьях.

            Практическая часть

         Изготовление игрушек и сувениров из шишек (олень, ангел, подсвечник, ежик, цветы).

            Тема 18. Работа с разнообразным природным материалом

         Многообразие природного материала, технология и виды аппликаций из листьев и других частей растения, технология мозаичных работ из зёрен и семян, аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности.

            Практическая часть

         Изготовление поделок из природного материала (листья деревьев, скорлупа грецкого ореха, ракушка, семена). Выставка поделок.

         Тема 19. Итоговое занятие.

Проведение итогового мероприятия с организацией мини-выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Методическое обеспечение программы

№ п/п

Тема раздела

Форма

занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов по каждому разделу

1

Твоё рабочее место». Правила безопасной работы.

Беседа, занятие-игра

Вопросник по технике безопасности

Таблица правил работы с ножницами, клеем

 

Опрос

2

Экскурсия. «Осень в жизни растений».

Экскурсия

Наглядно-дидактические пособия (грибы и ягоды, овощи и фрукты, деревья и кустарники)

Правила сбора и хранение природного материала.

 

Наблюдение, выставка

3

Введение в оригами

Групповая, индивидуальная. Теоретическое и практическое занятие.

Вопросник по условным знакам и истории оригами, наблюдение; упражнения на складывания квадрата, «вогнутой» и «выпуклой» складок

Таблица условных знаков для оригами. Презентация по теме «История оригами». Компьютер. Линейка, карандаш, клей, ножницы, бумага.

Опрос

4

Простые базовые формы оригами

Беседа, занятие - практикум, занятие - игра

 

Инструкция по технике безопасности. Наглядный материал, образцы изделий, презентация

Ноутбук.  Художественные материалы и инструменты.

 

Составление общей композиции

5

Основные базовые формы оригами

Беседа, занятие - практикум,

занятие - игра

 

Схемы основных базовых фигур, схемы фигур оригами на основе основных базовых форм

Подборка интересных видеороликов о представителях флоры и фауны. Линейка, карандаш, клей, ножницы, бумага.

Составление общей композиции

6

«Складывание гармошкой»

Рассказ-объяснение. Показ

«Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе с острыми и режущими инструментами». Образцы. Иллюстрации.

 

Бумага, линейка, карандаш простой, ножницы.

Беседа, выставка

7

«Цветные комочки»

 

Беседа, показ.

Открытки. Детали изделия. Образцы.

 

 

Бумага, клей, кисточка, клеенка, картон.

Мини-выставка, стихотворные формы.

8

«Аппликация из ладошек»

 

Рассказ, работа с группой.

«Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе с острыми и режущими инструментами». Рисунки.

 

 

Салфетки, клей, кисточка, ножницы, клеенка, картон.

Пальчиковые игры.

Мини-выставка.

9

Лепка предметная по представлению

Беседа, практическое занятие

Инструкция по технике безопасности. Наглядный материал, образцы изделий

Пластилин, инструменты и приспособления для лепки

Выставка

10

Пластилиновая аппликация

Групповая, индивидуальная. Теоретическое и практическое занятие.

Инструкция по технике безопасности. Наглядный материал, образцы изделий

Пластилин, инструменты и приспособления для лепки

Выставка

11

Пластилинография

Групповая, индивидуальная. Теоретическое и практическое занятие.

Инструкция по технике безопасности. Наглядный материал, образцы изделий

Пластилин, инструменты и приспособления для лепки

Выставка

12

Тестопластика

Лекционное занятие

Игра

Инструктаж по технике безопасности на занятии.

Иллюстрации и материалы из книг. Образцы работ.

 

Поделки и сувениры из соленого теста, набор инструментов и приспособлений для лепки, соленое тесто

Беседа, опрос

13

Приемы лепки. Приспособления и инструменты для лепки из теста

Беседа, практическое занятие

Демонстрационный материал

 

Поделки и сувениры из соленого теста, набор инструментов и приспособлений для лепки

Зачет

14

Способы лепки из соленого теста

Беседа, практическое занятие

Иллюстрации и материал из книг

Поделки и сувениры из соленого теста, набор инструментов и приспособлений для лепки

Зачет

15

Раскрашивание поделок. Декорирование. Лакирование

Беседа, практическое занятие

Иллюстрации и материал из книг

 

Краски, кисти, лак, набор украшений, природный и бросовый материал для оформления работ

Мини - выставка

16

Мир растений. Видеоматериал

Лекция

Дидактические пособия по теме

Ноутбук

Опрос, беседа

17

Поделки из шишек

Беседа, практическое занятие

Наглядный материал, иллюстрации

Шишки сосновые, еловые, сухая трава, веточки, основа под поделку, пластилин, клей.

 

Презентация детьми своих работ.

18

Работа с разнообразным природным материалом

Беседа, практическое занятие

Демонстрационный материал

 

Ракушки разного размера, веточки, бумага, ножницы, пластилин.

 

Презентация детьми своих работ.

19

Итоговое занятие

Праздник

 

Игрушки и сувениры, изготовленные в течение учебного года.

Праздник, награждение

по итогам работы объединения


Список литературы для педагогов

         1. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников» (Методическое пособие для воспитателей ДОУ) – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001 г.

         2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 г.

         3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995 г.

         4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. Санкт-Петербург, «Кристалл», 2002 г.

         5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995 г.

         6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, «Академия развития», 2020 г.

         7.Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. Москва, «Просвещение» , 1993 г.

         8.  Е. Немешаева «Ладошка». Издательство: Айрис - Пресс, 2013 г.

         9.  Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы». Издательство: Скрипторий, 2003 г.

         10.  И.М. Петрова «Волшебные полоски». Издательство: Детство-Пресс, 2004 г.

         11. Лычагина И.А. Лепка из соленого теста с детьми. Мозаика- синтез, 2017 г.

         12. Агнешка Бойраковска- Пшешесло Лепим из соленого теста, АРТ- Родник, 2013 г.

         13. Якушко Е. Рисование и лепка для детей. Москва, Эксмодетство, 2019г.

         14. Кабаченко С. Животные из пластилина. Москва, 2016 г.

         15.Румянцева Е. Пластилин. Простые поделки. Москва. Айрис- Пресс, 2016 г.

         16. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 г.

         17. Цирулик Н.А. Технология уроки творчества, издательство учебная литература 2009 г.

         18. Михайлова И. «Лепим из солёного теста». – Москва «Эксмо», 2004 г.

         19. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – Москва «Эксмо», 2008 г.

         20. Дубровская Н.В. Аппликации из природного материала. Издательство Сова, Москва, 2010 г.

         21. Гульяц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. Москва, Просвещение, 1984 г.

         22. Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. Москва «Эксмо», 2005 г.

         23. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей. Санкт- Петербург «СЗКЭО», 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для детей

         1.  А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду».  Издательство: Академия Развития, 2004 г.

         2.  Л.М. Салагаева «Объёмные картинки».  Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.

         3.  И.М. Петрова «Аппликация для дошкольников».  Издательство: Детство-Пресс, 2009 г.

         4.  И.М. Петрова «Объёмная аппликация».  Издательство: Детство-Пресс, 2006 г.

         5.  Е. Немешаева «Ладошка».  Издательство: Айрис - Пресс, 2013 г.

         6. Ищук Е.С. Картины из рваной бумаги. Волгоград, «Учитель», 2020 г.

         7. Савушкин С.Н. Пластилин и кожа крокодила. Москва «Карапуз»,

2015 г.

         8. Савушкин С.Н. Пластилин и палочки. Москва «Карапуз», 2015 г.

         9. Савушкин С.Н. Пластилин, пуговицы. Москва «Карапуз», 2015 г.

         10. Савушкин С.Н. Кудрявый пластилин. Москва «Карапуз», 2015 г.

         11. Ищук Е.С. Картины из мягкого пластилина. Волгоград, «Учитель», 2020 г.

         12. С.Ю. Расщупкина. Красивые фигурки животных из бумаги. 2010

         13. Селезнева Е. Аппликация с оригами. 2016 г.

         14. Васина Н. С. Соленое тесто. Москва «Айрис – пресс», 2010 г.

         15. Деревянко Т. Фигурки из солёного теста. Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010 г.

         16. И.В. Новикова «Конструирование из природных материалов». Академия развития, 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru