ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летнее настроение» социальнопедагогической направленности дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-16 лет в летний период на базе сводного отряда МБОУ ДО «Центр внешкольной работы».
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летнее настроение» разработана в соответствии с действующим законодательством, Уставом и локальными актами учреждения.
Учащиеся школьного возраста многие посещают летние пришкольные лагеря, сводные отряды и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы были выбраны познавательно-развлекательные мероприятия и игры, которые вмещают в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание. Викторины могут проводиться в интерактивном виде в сети интернет с применением сервисов web 2.0.
Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в сводном отряде.
Задачи:
1. Обучить детей новым играм, способствующим развитию в досуговой деятельности.
2. Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.
3. Способствовать формированию дружеских связей, развитию временного детского коллектива.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в сводном отряде. Срок реализации программы – две недели. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Количество часов по программе составляет 12 часов.
Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из учащихся разных возрастов, посещающих сводный отряд. Наполняемость группы – 12 - 20 человек.
Возраст учащихся: от 7 до 16 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.
В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.
Методы: словесные, наглядные, практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы «Летнее настроение» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:
познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;
совершенствовать отдельные характеристики познавательных
процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;
работать в команде, прислушиваться к мнению других; получить опыт общения во временном детском коллективе.
Оценка результатов освоения программы производится в форме анализа результатов игр-соревнований, защиты творческих проектов.
В ходе реализации данной программы используются педагогические технологии:
1) Игровые технологии (Применяются игры познавательные, занимательные, игровые, игровое проектирование, решение практических ситуаций и задач)
2) Технология коллективной творческой деятельности (совместное решение о проведении дела; коллективное планирование; коллективная подготовка).
3) ИКТ - технологии (процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер).
Метапредметные связи (педагогика и психология):
- с литературой (чтение литературы, работа с информацией);
- с историей (история родного края);
- с музыкой (использование музыки в мероприятий сводного отряда, актерское и сценическое мастерство);
- с риторикой (умение публично выступать);
- с информатикой (работа с интернетом, поиск информации);
Подведение итогов реализации программы
Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:
- заполнение экрана успешности отрядам по итогам мероприятий;
- деловая игра «Выпуск газеты».
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. |
|
1 |
|
|
2. |
ВДЦ «Орлёнок – территория игры» |
|
|
|
|
2.1 |
«Есть на свете такая сторонка...» Виртуальная экскурсия по ВДЦ «Орлёнок» |
|
1 |
|
|
2.2. |
Игры ВДЦ «Орлёнок» |
|
|
3 |
|
3 |
Рейтинговые игры |
|
|
|
Экран успешности |
3.1 |
Командные игрывикторины. |
|
1 |
|
|
3.2 |
Интерактивная викторина «Летние виды спорта» |
|
|
1 |
|
3.3. |
Квест «Школа детективов» |
|
|
1 |
|
3.4 |
Игры на асфальте «Летнее настроение» |
|
|
1 |
|
3.5 |
Игра-викторина «Как хорошо на свете без войны» |
|
|
1 |
|
4 |
Итоговое занятие Пресс-конференция «Я хочу сказать». |
|
|
2 |
Деловая игра «Выпуск газеты» |
|
Всего часов |
12 |
3 |
9 |
|
1. Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности на
занятиях.
Тема 2.1. «Есть на свете такая сторонка...»
Теория. Виртуальная экскурсия по ВДЦ «Орлёнок»
https://www.youtube.com/watch?v=FUWHFdHSRgA https://www.youtube.com/watch?v=ihOiO-tb8Bc
Тема 2.2. Игры ВДЦ «Орлёнок» Практическая занятия.
Игры: «Семёрка» - развивает чувство ритма, концентрацию и внимание; «Гав, два, три» - поднимает настроение, развивает координацию мыслей и действий; «Я – ракета» - для поднятия настроения и на концентрацию внимания и другие.
Раздел 3. Рейтинговые игры Тема 3.1. Командные игры-викторины.
Теория. Правила викторин: вопрос-ответ. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы). Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» действий.
Тема 3.2. Викторина «Летние виды спорта»
Практическое занятие. Викторина проводится на платформе
https://урок.рф/library/material_k_vneklassnomu_meropriyatiyu_letnie_vidi_s_17
3740.html (Дата обращения 21.04.2020) с применением онлайн сервиса https://learningapps.org/my.php
Тема 3.3. Квест «Школа детективов»
Практическое занятие. Квест направлен на развитие логического мышления, достижение поставленной цели, проявление активности учащихся; носит не только развлекательный, но и развивающий характер.
Тема 3.4. Игры на асфальте «Летнее настроение»
Практическое занятие. Игры «Воздушный шарик», «Крестики-нолики», «Лабиринт», «Змейка», «Дорисуй тень» и другие.
Тема 3.5. Игра-викторина «Как хорошо на свете без войны»
Практическое занятие. Культурно-досуговая программа (игровая программа), направленная на воспитание патриотических чувств, гордости за историческое прошлое своей страны.
Раздел 4. Итоговое занятие Тема 4. Пресс-конференция «Я хочу сказать».
Практическое занятие. Познавательное творческое дело-обозрение, организуемое в форме ролевой игры-беседы членов определенной делегации с представителями прессы: корреспондентами различных газет и журналов, радио и телевидения, кино- и фоторепортерами. Участвовать в этой игре могут ребята разного возраста вместе со взрослыми.
Пресс-конференция — обмен знаниями, развитие любознательности, творческой фантазии, находчивости, чувства юмора, помощь в выработке правильного отношения к историческим и текущим событиям, к различным сторонам общественной жизни в прошлом, настоящем и будущем.
По итогам пресс-конференции проводится деловая игра «Выпуск газеты».
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы «Летнее настроение» учащиеся приобретут следующие знания и умения:
познакомятся с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;
совершенствуют отдельные характеристики познавательных
процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;
научаться работать в команде, прислушиваться к мнению других; получат опыт общения во временном детском коллективе.
Форма организаций занятий: занятие -практикум, занятиепутешествие, занятие - игра.
Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах различного уровня, деловая игра «Выпуск газеты», защита проектов.
День недели |
форма занятия |
||
Т |
П |
К |
|
понедельник |
Т |
П |
|
среда |
|
П |
|
пятница |
Т |
П |
|
понедельник |
|
П |
К |
среда |
Т |
П |
|
пятница |
|
П |
К |
|
3 |
7 |
2 |
1) Кабинет, оборудованный столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение. Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.
2) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.
3) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.
4) Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.
Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:
2.1. мультимедийная проекционная установка;
2.2. цифровой фотоаппарат;
2.3. принтер черно-белый, цветной;
2.4. ксерокс;
2.5. ноутбуки или ПК.
Контрольно-измерительные материалы
Проведение конкурсов, викторин, соревнований не может обойтись без экрана соревнований. Благодаря такой простой и удобной вещи, каждый участник видит расположение в турнирной таблице, и это ему помогает понять шансы на успех, и в каких моментах стоит улучшить свои показатели.
Пресс-конференция «Я хочу сказать». Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что...».
После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о прошедшей смене и т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, педагог открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята. Подведение итогов.
1. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.С.В. Савинова. – Волгоград : Учитель, 2003. - 77 с.
2. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : Учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль : Академия развития, 2003. – 256 с.
3. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград :
Учитель, 2005. – 280 с.
4. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / С.В. Титов – Волгоград : Учитель, 2004. – 132 с.
5. https://summercamp.ru/%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80 %D1%8C_%D0%BE%D1%82_%D0%90_%D0%B4%D0%BE_%D0%AF (Дата обращения 17.04.2020)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.