Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»
Принята УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заведующий МАДОУ №16
педагогического совета _________М.А.Спасская
от « » 2021г «___»2021г
Протокол №1
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Оригами»
Направленность: художественная
Возраст: 6-7 лет
Сроки реализации:1 год
Уровень программы: базовый
Составитель
Соколова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Шимановск, 2021
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: художественная
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа «Оригами» разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в
преобразованной форме.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данного кружка. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние
на развитие речи детей.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Нормативно - правовую основу разработки программы «»Оригами» составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2021 гг.;
3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.);
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Устав МОАУ ДО «Центр детского творчества города Шимановска».
Адресат программы- дети от 6 до 67лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей 6 -7лет.
Старший дошкольный возраст благоприятен
для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается
психологическая основа для творческой деятельности.
Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа,
фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и
подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция,
любопытство,
постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса
и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое
воображение, настойчивость, инициативность связана с любознательностью,
способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой
регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в
различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее
компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой активности старшего детского возраста
выступают предпосылки: мотивационных, содержательно – операционных,
эмоционально – волевых компонентов
деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой
деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности,
желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и
воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу
до конца; появление
настойчивости, старательности, добросовестности: проявление радости при
открытии новых приемов, способов действий.
Срок освоения Программы - 1 год (33 недели, 66 часов)
Форма обучения- очная
Уровень освоения Программы: базовый. Данная программа знакомит с базовыми понятиями свойств различных материалов (бумаги, картона и бросового материала) и их использовании в поделках.
В процессе деятельности у детей развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Особенности организации учебного процесса.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Организационные формы обучения – очная, групповая.
Занятия проводятся в группе. Численный состав: оптимально - 10 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.
Режим занятий: занятия по программе «Оригами» проводятся 2 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 30 минут с перерывом 10 мин. Состав группы постоянный, дети от 6 до 7 лет.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: способствовать развитию и обогащению творческих способностей
детей через нетрадиционные приемы работы с бумагой.
Задачи программы:
- Формировать
познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной
деятельности.
- Создавать условия для знакомства с различными техниками работы с бумагой.
- Развивать мотивацию к конструированию из бумаги.
- Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный
интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми.
- Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам,
результатам творческой деятельности окружающих.
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводная беседа |
2 |
1 |
1 |
текущий |
2 |
Бумагопластика (работа с бумагой) |
15 |
5 |
10 |
текущий |
3 |
Бумагопластика (работа с картоном) |
12 |
4 |
8 |
текущий |
4 |
Бумагопластика (работа с бумагой) |
12 |
4 |
8 |
текущий |
5 |
Бумагопластика (работа с бросовым материалом) |
12 |
4 |
8 |
промежуточный |
6 |
Бумагопластика (работа с бумагой) |
12 |
4 |
8 |
текущий |
7 |
Выставка работ |
1 |
|
1 |
итоговый |
|
ИТОГО |
66 |
22 |
44 |
|
Содержание программы.
№ |
Тема |
Содержание занятия |
Форма проведения |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Техника безопасности на занятиях |
1.Правила техники безопасности при работе с природным материалом. |
Знакомство с материалами (бумага, картон) |
Беседа педагога, занятие |
2 |
Бумагопластика (работа с бумагой) |
1.Знакомство с бумагой 2.Диагностика. Беседа о бумаге. 3.Техника безопасности при работе с ножницами.
|
изготовление игрушки по образцу. Осенний лес Дары осени – фрукты Осенняя ветка Зонтик Ёжик Матрешка Веточка ели Ёлка Ёлочные игрушки из «гармошки» Карнавальные очки Снеговик и елочка
|
Диагностика, беседа, групповые и индивидуальные занятия |
3 |
Бумагопластика (работа с картоном) |
1-2 Диагностика, анкетирование 3-4 Знакомство с материалами, техника безопасности при работе с клеем и ножницами
|
Работа с картоном Снегурочка Снежинка Звезда Зимняя сказка Подснежники Алые паруса Мимоза Мать - и - мачеха Букет из веток вербы и березы в воде Букет сирени Веточка яблони
|
Диагностика, беседа, групповые и индивидуальные занятия |
4 |
Бумагопластика (работа с бросовым материалом) |
1-2 Диагностика, анкетирование 3-4 Знакомство с материалами, техника безопасности при работе с клеем и ножницами
|
Игрушка по замыслу. Работа из любого материала Золотая рыбка Райские птички
|
беседа, групповые и индивидуальные занятия |
5 |
Выставка работ |
|
1« Оригами» Организация и проведение выставки творческих работ
|
выставка |
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы воспитанник:
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
Владеет приемами работы с различными материалами;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;
Умеет самостоятельно провести анализ поделки;
Использует свои конструктивные решения в процессе работы;
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
Выполняет работу по замыслу.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками
Я. Д. Парамоновой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования - беседа с детьми.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ |
Месяц |
число |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1-2 |
сентябрь |
15.09 17.09 |
16.00 |
групповое |
2 |
Техника безопасности на занятиях. Знакомство с материалами |
Групповая комната |
вводный |
3-4 |
сентябрь |
22.04 24.04 |
16.00 |
групповое |
2 |
Правила пользования материалами и инструментами |
Групповая комната |
Текущий (анкета, устный опрос) |
5-6 |
октябрь |
1.10 6.10
|
16.00 |
Групповое
|
2
|
Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами |
Групповая комната |
Текущий
|
7-8 |
октябрь |
13.10 15.10
|
16.00 |
групповое |
2
|
Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами |
Групповая комната |
Текущий
|
9 |
октябрь |
20.10
|
16.00 |
Групповое
|
1
|
Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны) |
Групповая комната |
Текущий
|
10 11 12 |
октябрь |
22.10 27.10 29.10
|
16.00 |
Групповое |
3 |
Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы) |
Групповая комната |
Текущий
|
13-14 |
ноябрь |
3.11 5.11
|
16.00 |
Групповое |
2
|
Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали) |
Групповая комната |
Текущий
|
15-16 |
ноябрь |
10.11 12.11 |
16.00 |
Групповое |
2
|
Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола |
Групповая комната |
Текущий
|
17 |
ноябрь |
17.11
|
16.00 |
Групповое |
1 |
Осенний лес
|
Групповая комната |
Текущий
|
18-19 |
ноябрь |
19.11 24.11 |
16.00 |
Групповое |
2 |
Дары осени – фрукты
|
Групповая комната |
Текущий
|
20-21 |
ноябрь |
26.11 1.12
|
16.00 |
групповое |
2 |
Осенняя ветка
|
Групповая комната |
Текущий
|
22-23
|
декабрь |
3.12 8.12
|
16.00 |
Групповое |
2 |
Зонтик
|
Групповая комната |
Текущий
|
24-25-26 |
декабрь |
10.12 15.12 17.12 |
16.00 |
Групповое |
3 |
Ёжик
|
Групповая комната |
Текущий
|
27-28 |
декабрь |
22.12 24.12
|
16.00 |
групповое |
2 |
Матрешка
|
Групповая комната |
Текущий
|
29 |
декабрь |
29.12 |
16.00 |
Групповое |
1 |
Веточка ели
|
Групповая комната |
Текущий
|
30-31 |
Январь |
30.12
12.01
|
16.00 |
групповое |
2 |
Ёлка
|
Групповая комната |
Текущий
|
32-33 |
Январь |
14.01 19.01
|
16.00 |
групповое |
2 |
Ёлочные игрушки из «гармошки»
|
Групповая комната |
Текущий
|
34-35 |
Январь |
21.01 26.01
|
16.00 |
групповое |
2
|
Карнавальные очки
|
Групповая комната |
Текущий
|
36-37 |
Январь |
28. 01 02.02.
|
16.00 |
групповое |
2 |
Снеговик и елочка
|
Групповая комната |
Текущий |
38-39 |
Февраль |
4.02
9.02.
|
16.00 |
групповое |
2
|
Снегурочка |
Групповая комната |
Текущий
|
40-41 |
Февраль |
11.02 16.02
|
16.00 |
групповое |
2 |
Снежинка
|
Групповая комната |
Текущий |
42-43 |
Февраль |
18.02 22.02
|
16.00 |
групповое |
2 |
Звезда
|
Групповая комната |
Промежуточный |
44-45 |
Февраль |
25.02 2.03
|
16.00 |
групповое |
2 |
Зимняя сказка
|
Групповая комната |
Промежуточный |
46-47 |
Март |
4.03 9.03
|
16.00 |
индивидуальное |
2 |
Подснежники
|
Групповая комната |
Промежуточный |
48-49 |
Март |
11.03 16.03. |
16.00 |
групповое |
2 |
Алые паруса
|
Групповая комната |
Промежуточный |
50-51 |
Март |
18.03 23.03.
|
16.00 |
Индивидуальное |
2 |
Мимоза
|
Групповая комната |
Промежуточный |
52-53 |
Март |
25.03.
30.03
|
16.00 |
групповое |
2 |
Мать - и - мачеха
|
Групповая комната |
Промежуточный |
54-55 |
Апрель |
01.04 6.04
|
16.00 |
групповое |
2 |
Букет из веток вербы и березы в воде
|
Групповая комната |
Текущий |
56--57 |
Апрель |
8.04 13.04
|
16.00 |
групповое |
2 |
Букет сирени
|
Групповая комната |
Текущий |
58-59 |
Апрель |
15.04 20.04
|
16.00 |
индивидуальное |
2 |
Веточка яблони
|
Групповая комната |
Текущий |
60-61 |
Апрель |
22.04 27.04
|
16.00 |
групповое |
2 |
Золотая рыбка
|
Групповая комната |
Текущий |
62-63 |
Апрель |
29.04 04.05
|
16.00 |
групповое |
2 |
Райские птички
|
Групповая комната |
Текущий |
64-65 |
Май |
06.05 11.05 |
16.00 |
индивидуальное |
2 |
Итоговое занятие «Коллективная композиция» |
Групповая комната |
Текущий |
66 |
Май |
13.05 |
16.00 |
групповое |
1 |
Выставка творческих работ |
Музыкальный зал |
Итоговый |
2.2. Условия реализации Программы.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п |
Перечень средств обучения |
1 |
Магнитная доска (с магнитами) |
2 |
Схемы поэтапного складывания |
3 |
Бумага белая |
4 |
Бумага разноцветная односторонняя |
5 |
Бумага разноцветная двусторонняя |
6 |
Набор цветных карандашей |
7 |
Ножницы |
8 |
Набор фломастеров |
9 |
Клеенки |
10 |
Клей-карандаш |
11 |
Картотека загадок |
12 |
Дырокол
|
Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, аудиозаписи музыки.
Кадровое обеспечение: Соколова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации.
Форма |
Дата |
Вводный контроль: Самостоятельная работа с разными видами природного материала |
Сентябрь |
Промежуточный контроль: самостоятельная творческая работа. |
Февраль |
Итоговый контроль: самостоятельная работа, выставка работ. |
Май |
2.4. Оценочные материалы (Приложение 1)
Диагностика знаний, умений, навыков по работе с природным материалом.
Овладение приемами работы с природными материалами.
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса.
Мелкая моторика рук.
Оценка становления основных характеристик освоения ребёнком Программы осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.
2.5. Методические материалы.
Наглядные: показ образца педагога, пример, помощь.
Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка.
Практические: самостоятельное и совместное выполнение поделки.
Описание педагогических технологий.
Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, развивающее обучение, коллективная система обучения.
В основе Программы лежит система постоянно усложняющихся заданий. Работа с природным материалом сопровождается сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и моделирование. Постоянное усложнение задания позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в кружке направлена на развитие творческих способностей и приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного образования. Распределение программного материала кружка представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, а также умений творчески мыслить – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Интегративно осуществляется ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное и конструктивные умения, что способствует творческому развитию личности дошкольника.
Описание форм учебных занятий.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы: – групповые занятия
Описание алгоритма учебного занятия.
1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
2. Рассматривание образцов, обсуждение;
3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
4. Выбор материала;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Самостоятельная работа детей;
7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
8. Анализ готовой работы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ |
Название раздела, темы |
Материально- техническое оснащение, дидактико- методический материал |
Формы, методы, приёмы обучения. Педагогические технологии
|
Формы учебного занятия |
Формы контроля, аттестации |
1 |
Техника безопасности
|
Мультимедийный проектор, образцы материалов и инструментов |
Беседа педагога. Просмотр мультимедийной презентации |
групповое |
Текущий. (опрос) |
2 |
Бумагопластика (работа с бумагой) |
Мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы, подкладные листы, тарелочки, клей |
Беседа педагога, рассматривание образцов, объяснение. Самостоятельное и совместное выполнение поделки. |
Групповое
|
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
3 |
Бумагопластика (работа с картоном) |
Мультимедийный проектор, ножницы, подкладные листы, тарелочки, клей, картон |
Показ образца педагога, пример, помощь. Объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка. Самостоятельное и совместное выполнение поделки.
|
Групповое
|
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий |
Раздел №3. Список используемой литературы:
Для педагогов и родителей:
1. С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»: Год издания: 2013
2. Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : Оникс, 2000. 272 с.
3. Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург : Кристалл, 2001. 304 с.
4. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004. 224 с
5. Соколова, С. Сказки оригами: игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Валери СПД, 2004. 240 с.
6. С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»: Редактор: Ермолаев С. Д. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
7. Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва : Эксмо; Санкт-Петербург : Домино, 2004. 432 с.
8. Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих: Академия развития, 1997 г.
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей» Черенкова Е.Ф.
3. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
4. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
5. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. Просова Н.А.
6. Сайт Страна Мастеров – stranamasterov. ru
7.Галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
http: // paper – studio.ru/gallery1.htm
8.Сайт Мастер – класс – Masterclassy: ru
Приложение №1
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками
Я. Д. Парамоновой.
Мониторинг детского развития.
Инструментарий для обследования (Диагностические задания)
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).
Задание № 5
Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по - прямой.
Задание № 6
Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.
o Педагог предлагает ребенку цветной лист квадратной формы. Согни его по диагонали.
o Полученный треугольник сложи пополам.
o Разверни поделку, чтобы раскрывающиеся стороны были сверху.
o Отогни верхние острые углы в разные стороны.
o Приклей бумажные усики.
o Готовую бабочку укрась кружочками из цветной бумаги или раскрась.
Фамилия имя ребенка |
1. выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.
|
2. выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали. |
3. выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
|
4. выявить умение детей различать и показывать геометр. понятия (угол, сторона, линия сгиба). Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны,линиюсгиба).
|
5. выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по - прямой.
|
6. выявить умение детей следовать устным инструкциям.
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.