Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз - ступенька, два - ступенька", обучающихся 6-7лет
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз - ступенька, два - ступенька", обучающихся 6-7лет

Оценка 4.6
docx
10.06.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз - ступенька, два - ступенька", обучающихся 6-7лет
рабочая программа раз - ступенька.docx

УТВЕРЖДЕНО:

На педагогическом совете № 1

Протокол № 1

от «» 2023 г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ «ЦРР-д/с №44»

_________/О.Н.Борисенкова/

Приказ № 157

«» 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Раз ступенька, два ступенька»

 обучающиеся 6 – 7 лет

  естественнонаучной направленности

срок реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы 1 год

 

 

 

Разработчики:

 Прокофьева С.В.

воспитатель высшей

квалификационной   категории;

воспитатель - Байкова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов 2023 - 2024 г.

 

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………………………...……..3

1.1.          Пояснительная записка………………..…………………………………...3

1.2.          Цели и задачи программы……………………………..…………………..5

1.3.          Содержание программы…………………………………………...………7

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………..…7

2.1.    Методическое обеспечение…………………………………….………….7

2.2.     Материально-техническое обеспечение…………………...……..………9

2.3.     Кадровое обеспечение………………………………………...………..….9

2.4. Формы аттестации и оценочные материалы………..…………….…..…….9

Список литературы……………………………………….……..…………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность программы естественнонаучная

Уровень программы – базовый.

Актуальность программы.

Данная программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста разработана на основе Программы математического развития «Ступеньки» (практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова).

Общеразвивающая программа «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6–7 ..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.

Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.

Занятия по формированию ЭМП развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

 

Новизна и отличительные особенности программы

В использовании современных образовательных технологий:

-  технологии здоровьесбережения;

-  технологии игрового моделирования;

-технологии поискового моделирования;

-личностно ориентированных технологий;

-ИКТ технологии. 

Отличительной особенностью Программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.

Педагогическая целесообразность

 Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. 

 Формы обучения - очная, по необходимости возможно проведение занятий в дистанционной форме.

Адресат программы.

Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Состав групп постоянный. Учитывая возрастные особенности, обучающиеся делятся на  группы  Количество детей в группе 15 человек. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Срок освоения программы – 9 месяцев.

Режим занятий-1 половина дня.

Объем и срок освоения программы.  Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Количество учебных часов обучения – 32

Учебная нагрузка: 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятия в соответствии с Уставом учреждения и СанПиН – 30 минут.

1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Основные задачи программы:

1.                 Формирование мотивации учения, ориентированной удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.                 Увеличение объема внимания и памяти.

3.                 Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,обобщения, классификации, аналогии).

4.                 Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,творческих способностей.

5.                 Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строитьпростейшие умозаключения.

6.                 Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.                 Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Планируемые результаты

К концу года обучения, обучающиеся должны знать:

-названия и последовательность чисел от 1 до 10;

-названия и обозначения действий сложения и вычитания;

-цифры от 1 до10,

знаки +, -, =, больше, меньше;

состав чисел первого десятка;

-таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

-названия геометрических фигур;

-названия линий, углов;

-название дней недели, частей суток, текущий месяц;

Обучающиеся должны уметь:

-считать предметы в пределах 20;

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;

называть числа в прямом и обратном порядке;

-находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;

- решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного

- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;

 - измерять длину предметов с помощью линейки;

- ориентироваться в пространстве и во времени;

-сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;

-определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;

-различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки.

 

 

 

 

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Повторение программы 1 года обучения

1

1

2

2

Число6.Цифра 6

1

1

2

3

Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от величины мерки

1

3

4

4

Число 7. Цифра 7

1

2

3

5

Тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки

1

2

3

6

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

1

1

2

7

Объем. Площадь.

0,5

0,5

1

8

Сложение Задача. Термин.

0,5

0,5

1

9

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

1

1

2

10

Число и цифра 0

0,5

0,5

1

11

Число 10. Цифра 10. Состав числа 10

1

1

2

12

Незамкнутые и замкнутые линии. Ломаная линия.

2

2

4

13

Шар. Куб. Параллелепипед. Пирамида. Конус. Цилиндр.

0,5

0,5

1

14

Символы

0,5

0,5

1

15

Часы

0,5

0,5

1

16

Времена года. Сутки. Месяцы. Дни недели.

0,5

1,5

2

 

Итого

13,5

18,5

32

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.    Методическое обеспечение

Для реализации задачи программы используются различные формы и методы обучения и воспитания.

Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра.

Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий.

В ходе занятия проводятся физкультминутки.

Также программа обеспечена:

-                     разработками игр, бесед, рекомендациями по проведению зантий, дидактическим материалом. 

-                     электронными образовательными ресурсами

Способы взаимодействия с обучающимися и родителями.

В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.

Задача педагога:

- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).

- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.

- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.

Задача родителей:

- поддержать своего ребенка в обучении;

- создать психологически комфортную атмосферу в семье.

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

Анкетирование ««Математика для развития Вашего ребенка»»

Октябрь

Выступление на родительском собрании о целях и задачах программы «Раз ступенька, два ступенька»

Ноябрь

Консультация «Занимательная математика»

Декабрь

Папка-передвижка «Учим детей считать»

Январь

Консультация «Игры по математике»

Февраль

Памятка «Как правильно заниматься в прописях»

Март

Буклет «Развиваем память»

Апрель

Показ открытого занятия

Май

Выступление на родительском собрании об итогах работы

 

2.2. Материально-техническое обеспечение

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:

Учебный кабинет для занятий, доска рабочая, рабочие столы, стулья;

Дидактический материал: рисунки, карточки, тетрадь «Раз – ступенька, два - ступенка», демонстрационный материал: картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур, модель часов, календарь, счетные палочки, весы, мерки для измерения длины, цветные карандаши.

2.3. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог с уровнем образование не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

2.4. Формы аттестации и оценочный материал

Форма контроля:

     Наблюдение

     Устная индивидуальная беседа

     Игры

Критерии оценки и показатели освоения программой

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в начале года, итоговый – в конце года.

Показатели оценивания детей.  

Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий-3 балла, средний-2 балла, низкий-1 балл.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.

Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.

Низкий уровень – задание не выполняет.

Мониторинг обучающихся студии «Раз ступенька, два ступенька»

п/п

Ф.И.О.ребенка

Действие с группами предметов

Количесво

и счет

Величина

Пространственновременные представления

Итоговый

уровень

развития

 

 

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литнратуры

1.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе»,

часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2013.

2.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Демонстрационные материалы к курсу «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. – М.: ювента,2013.

3.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. Иллюстрационное учебное пособие для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.

4.           Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000

5.           Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000

6.            Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

7.           Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

8.            Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002. Петерсон Л.Г., Хомена Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Ч.1,2. М.2009г.-64с.




 

Скачано с www.znanio.ru

УТВЕРЖДЕНО: На педагогическом совете № 1

УТВЕРЖДЕНО: На педагогическом совете № 1

Саратов 2023 - 2024 г. Оглавление

Саратов 2023 - 2024 г. Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1

В использовании современных образовательных технологий: - технологии здоровьесбережения; - технологии игрового моделирования; -технологии поискового моделирования; -личностно ориентированных технологий; -ИКТ технологии

В использовании современных образовательных технологий: - технологии здоровьесбережения; - технологии игрового моделирования; -технологии поискового моделирования; -личностно ориентированных технологий; -ИКТ технологии

Учебная нагрузка: 1 занятие в неделю

Учебная нагрузка: 1 занятие в неделю

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками

Содержание программы Учебно-тематический план № п/п

Содержание программы Учебно-тематический план № п/п

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9

Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой

Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:

Мониторинг обучающихся студии «Раз ступенька, два ступенька» № п/п

Мониторинг обучающихся студии «Раз ступенька, два ступенька» № п/п

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2024