УТВЕРЖДЕНО: На педагогическом совете № 1 Протокол № 1 от «» 2023 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «ЦРР-д/с №44» _________/О.Н.Борисенкова/ Приказ № 157 «» 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Раз ступенька, два ступенька»
обучающиеся 6 – 7 лет
естественнонаучной направленности
срок реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы 1 год
Разработчики:
Прокофьева С.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории;
воспитатель - Байкова В.А.
г. Саратов 2023 - 2024 г.
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………………………...……..3
1.1. Пояснительная записка………………..…………………………………...3
1.2. Цели и задачи программы……………………………..…………………..5
1.3. Содержание программы…………………………………………...………7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………..…7
2.1. Методическое обеспечение…………………………………….………….7
2.2. Материально-техническое обеспечение…………………...……..………9
2.3. Кадровое обеспечение………………………………………...………..….9
2.4. Формы аттестации и оценочные материалы………..…………….…..…….9
Список литературы……………………………………….……..…………….…11
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы естественнонаучная
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы.
Данная программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста разработана на основе Программы математического развития «Ступеньки» (практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова).
Общеразвивающая программа «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6–7 ..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.
Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.
Занятия по формированию ЭМП развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.
Новизна и отличительные особенности программы
В использовании современных образовательных технологий:
- технологии здоровьесбережения;
- технологии игрового моделирования;
-технологии поискового моделирования;
-личностно ориентированных технологий;
-ИКТ технологии.
Отличительной особенностью Программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Формы обучения - очная, по необходимости возможно проведение занятий в дистанционной форме.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Состав групп постоянный. Учитывая возрастные особенности, обучающиеся делятся на группы Количество детей в группе 15 человек. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Режим занятий-1 половина дня.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Количество учебных часов обучения – 32
Учебная нагрузка: 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятия в соответствии с Уставом учреждения и СанПиН – 30 минут.
1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Основные задачи программы:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объема внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строитьпростейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Планируемые результаты
К концу года обучения, обучающиеся должны знать:
-названия и последовательность чисел от 1 до 10;
-названия и обозначения действий сложения и вычитания;
-цифры от 1 до10,
знаки +, -, =, больше, меньше;
состав чисел первого десятка;
-таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
-названия геометрических фигур;
-названия линий, углов;
-название дней недели, частей суток, текущий месяц;
Обучающиеся должны уметь:
-считать предметы в пределах 20;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
называть числа в прямом и обратном порядке;
-находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;
- решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного
- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;
- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;
- измерять длину предметов с помощью линейки;
- ориентироваться в пространстве и во времени;
-сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;
-определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;
-различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Повторение программы 1 года обучения |
1 |
1 |
2 |
2 |
Число6.Цифра 6 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от величины мерки |
1 |
3 |
4 |
4 |
Число 7. Цифра 7 |
1 |
2 |
3 |
5 |
Тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки |
1 |
2 |
3 |
6 |
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Объем. Площадь. |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Сложение Задача. Термин. |
0,5 |
0,5 |
1 |
9 |
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. |
1 |
1 |
2 |
10 |
Число и цифра 0 |
0,5 |
0,5 |
1 |
11 |
Число 10. Цифра 10. Состав числа 10 |
1 |
1 |
2 |
12 |
Незамкнутые и замкнутые линии. Ломаная линия. |
2 |
2 |
4 |
13 |
Шар. Куб. Параллелепипед. Пирамида. Конус. Цилиндр. |
0,5 |
0,5 |
1 |
14 |
Символы |
0,5 |
0,5 |
1 |
15 |
Часы |
0,5 |
0,5 |
1 |
16 |
Времена года. Сутки. Месяцы. Дни недели. |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
Итого |
13,5 |
18,5 |
32 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Для реализации задачи программы используются различные формы и методы обучения и воспитания.
Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра.
Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий.
В ходе занятия проводятся физкультминутки.
Также программа обеспечена:
- разработками игр, бесед, рекомендациями по проведению зантий, дидактическим материалом.
- электронными образовательными ресурсами
Способы взаимодействия с обучающимися и родителями.
В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.
Задача педагога:
- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.
- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
Задача родителей:
- поддержать своего ребенка в обучении;
- создать психологически комфортную атмосферу в семье.
Месяц |
Формы взаимодействия |
Сентябрь |
Анкетирование ««Математика для развития Вашего ребенка»» |
Октябрь |
Выступление на родительском собрании о целях и задачах программы «Раз ступенька, два ступенька» |
Ноябрь |
Консультация «Занимательная математика» |
Декабрь |
Папка-передвижка «Учим детей считать» |
Январь |
Консультация «Игры по математике» |
Февраль |
Памятка «Как правильно заниматься в прописях» |
Март |
Буклет «Развиваем память» |
Апрель |
Показ открытого занятия |
Май |
Выступление на родительском собрании об итогах работы |
2.2. Материально-техническое обеспечение
Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:
Учебный кабинет для занятий, доска рабочая, рабочие столы, стулья;
Дидактический материал: рисунки, карточки, тетрадь «Раз – ступенька, два - ступенка», демонстрационный материал: картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур, модель часов, календарь, счетные палочки, весы, мерки для измерения длины, цветные карандаши.
2.3. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог с уровнем образование не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.
2.4. Формы аттестации и оценочный материал
Форма контроля:
• Наблюдение
• Устная индивидуальная беседа
• Игры
Критерии оценки и показатели освоения программой
Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в начале года, итоговый – в конце года.
Показатели оценивания детей.
Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий-3 балла, средний-2 балла, низкий-1 балл.
Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
Низкий уровень – задание не выполняет.
Мониторинг обучающихся студии «Раз ступенька, два ступенька»
№ п/п |
Ф.И.О.ребенка |
Действие с группами предметов |
Количесво и счет |
Величина |
Пространственновременные представления |
Итоговый уровень развития |
|||||
|
|
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень освоения программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литнратуры
1. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе»,
часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2013.
2. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Демонстрационные материалы к курсу «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. – М.: ювента,2013.
3. Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. Иллюстрационное учебное пособие для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
5. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
6. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
7. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
8. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002. Петерсон Л.Г., Хомена Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Ч.1,2. М.2009г.-64с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.