Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз - ступенька, два - ступенька", обучающихся 6-7лет

  • docx
  • 10.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа раз - ступенька.docx

УТВЕРЖДЕНО:

На педагогическом совете № 1

Протокол № 1

от «» 2023 г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ «ЦРР-д/с №44»

_________/О.Н.Борисенкова/

Приказ № 157

«» 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Раз ступенька, два ступенька»

 обучающиеся 6 – 7 лет

  естественнонаучной направленности

срок реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы 1 год

 

 

 

Разработчики:

 Прокофьева С.В.

воспитатель высшей

квалификационной   категории;

воспитатель - Байкова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов 2023 - 2024 г.

 

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………………………...……..3

1.1.          Пояснительная записка………………..…………………………………...3

1.2.          Цели и задачи программы……………………………..…………………..5

1.3.          Содержание программы…………………………………………...………7

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………..…7

2.1.    Методическое обеспечение…………………………………….………….7

2.2.     Материально-техническое обеспечение…………………...……..………9

2.3.     Кадровое обеспечение………………………………………...………..….9

2.4. Формы аттестации и оценочные материалы………..…………….…..…….9

Список литературы……………………………………….……..…………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность программы естественнонаучная

Уровень программы – базовый.

Актуальность программы.

Данная программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста разработана на основе Программы математического развития «Ступеньки» (практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова).

Общеразвивающая программа «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6–7 ..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.

Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.

Занятия по формированию ЭМП развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

 

Новизна и отличительные особенности программы

В использовании современных образовательных технологий:

-  технологии здоровьесбережения;

-  технологии игрового моделирования;

-технологии поискового моделирования;

-личностно ориентированных технологий;

-ИКТ технологии. 

Отличительной особенностью Программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.

Педагогическая целесообразность

 Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. 

 Формы обучения - очная, по необходимости возможно проведение занятий в дистанционной форме.

Адресат программы.

Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Состав групп постоянный. Учитывая возрастные особенности, обучающиеся делятся на  группы  Количество детей в группе 15 человек. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Срок освоения программы – 9 месяцев.

Режим занятий-1 половина дня.

Объем и срок освоения программы.  Программа рассчитана на 9 месяцев обучения. Количество учебных часов обучения – 32

Учебная нагрузка: 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятия в соответствии с Уставом учреждения и СанПиН – 30 минут.

1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Основные задачи программы:

1.                 Формирование мотивации учения, ориентированной удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.                 Увеличение объема внимания и памяти.

3.                 Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,обобщения, классификации, аналогии).

4.                 Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,творческих способностей.

5.                 Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строитьпростейшие умозаключения.

6.                 Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.                 Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Планируемые результаты

К концу года обучения, обучающиеся должны знать:

-названия и последовательность чисел от 1 до 10;

-названия и обозначения действий сложения и вычитания;

-цифры от 1 до10,

знаки +, -, =, больше, меньше;

состав чисел первого десятка;

-таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

-названия геометрических фигур;

-названия линий, углов;

-название дней недели, частей суток, текущий месяц;

Обучающиеся должны уметь:

-считать предметы в пределах 20;

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;

называть числа в прямом и обратном порядке;

-находить значение числового выражения в 1 действие в пределах 10;

- решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного

- правильно использовать термины при сравнении предметов по длине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своих действий;

- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;

 - измерять длину предметов с помощью линейки;

- ориентироваться в пространстве и во времени;

-сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;

-определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;

-различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки.

 

 

 

 

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Повторение программы 1 года обучения

1

1

2

2

Число6.Цифра 6

1

1

2

3

Пространственные отношения: длиннее, короче. Зависимость результата сравнения от величины мерки

1

3

4

4

Число 7. Цифра 7

1

2

3

5

Тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки

1

2

3

6

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

1

1

2

7

Объем. Площадь.

0,5

0,5

1

8

Сложение Задача. Термин.

0,5

0,5

1

9

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

1

1

2

10

Число и цифра 0

0,5

0,5

1

11

Число 10. Цифра 10. Состав числа 10

1

1

2

12

Незамкнутые и замкнутые линии. Ломаная линия.

2

2

4

13

Шар. Куб. Параллелепипед. Пирамида. Конус. Цилиндр.

0,5

0,5

1

14

Символы

0,5

0,5

1

15

Часы

0,5

0,5

1

16

Времена года. Сутки. Месяцы. Дни недели.

0,5

1,5

2

 

Итого

13,5

18,5

32

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.    Методическое обеспечение

Для реализации задачи программы используются различные формы и методы обучения и воспитания.

Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра.

Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий.

В ходе занятия проводятся физкультминутки.

Также программа обеспечена:

-                     разработками игр, бесед, рекомендациями по проведению зантий, дидактическим материалом. 

-                     электронными образовательными ресурсами

Способы взаимодействия с обучающимися и родителями.

В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.

Задача педагога:

- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).

- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.

- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.

Задача родителей:

- поддержать своего ребенка в обучении;

- создать психологически комфортную атмосферу в семье.

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

Анкетирование ««Математика для развития Вашего ребенка»»

Октябрь

Выступление на родительском собрании о целях и задачах программы «Раз ступенька, два ступенька»

Ноябрь

Консультация «Занимательная математика»

Декабрь

Папка-передвижка «Учим детей считать»

Январь

Консультация «Игры по математике»

Февраль

Памятка «Как правильно заниматься в прописях»

Март

Буклет «Развиваем память»

Апрель

Показ открытого занятия

Май

Выступление на родительском собрании об итогах работы

 

2.2. Материально-техническое обеспечение

Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:

Учебный кабинет для занятий, доска рабочая, рабочие столы, стулья;

Дидактический материал: рисунки, карточки, тетрадь «Раз – ступенька, два - ступенка», демонстрационный материал: картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур, модель часов, календарь, счетные палочки, весы, мерки для измерения длины, цветные карандаши.

2.3. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог с уровнем образование не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

2.4. Формы аттестации и оценочный материал

Форма контроля:

     Наблюдение

     Устная индивидуальная беседа

     Игры

Критерии оценки и показатели освоения программой

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в начале года, итоговый – в конце года.

Показатели оценивания детей.  

Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий-3 балла, средний-2 балла, низкий-1 балл.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.

Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.

Низкий уровень – задание не выполняет.

Мониторинг обучающихся студии «Раз ступенька, два ступенька»

п/п

Ф.И.О.ребенка

Действие с группами предметов

Количесво

и счет

Величина

Пространственновременные представления

Итоговый

уровень

развития

 

 

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литнратуры

1.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе»,

часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 6-7 лет. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2013.

2.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Демонстрационные материалы к курсу «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. – М.: ювента,2013.

3.           Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», часть 4. Иллюстрационное учебное пособие для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.

4.           Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000

5.           Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000

6.            Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

7.           Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

8.            Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002. Петерсон Л.Г., Хомена Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Ч.1,2. М.2009г.-64с.




 

Скачано с www.znanio.ru