Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развитие речи"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развитие речи"

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
преподавание
1 кл
12.02.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа "Развитие речи"
Содержание программы дополнительного образования по развитию речи создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее содержания, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с известными авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Развитие речи_Фролова.docx

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Развитие речи»

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 8 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

            Фролова Ирина Николаевна,

 учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

г. Калининград, 2019.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

     Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети меньше читают в силу низкой мотивированности, а также широкого разнообразия проведения досуга. Дополнительные занятия литературным чтением  способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, позволяет воспитать в  ученике читателя. Введение спецкурса по литературе поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

 

Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.   

    Содержание программы  дополнительного образования по развитию речи создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

    Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее содержания, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

    В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с известными авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Отличительные особенности программы

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что данный курс  «Развитие речи» способствует формированию читательской компетентности первоклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. В программу включены занятия, содержащие упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.  Развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования  общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями  будет  являться стержнем формирования личности младшего школьника .

 

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7-8 лет ( с разноуровневыми читательскими умениями).

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 8 месяцев.

 Программа дополнительного образования по развитию речи («Чтение с увлечением»)  рассчитана на 8 мес. обучения для учащихся 1 классов. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю с октября по май (64 часа в год).

 

     Формы организации  занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования.  Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в группу – свободный. Программа  предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 64 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой, ориентированной  на обучение детей  младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями первоклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

- ориентация на читательские интересы ребенка;

- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;

- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Практическая значимость.

Практическая значимость курса заключается в умении:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

 В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»:

Обучающиеся получат возможность:

        закрепить умение работать с книгой;

        закрепить умение работать с текстом;

        проявить интерес к книге;

        расширить читательский кругозор;

        заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитиии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

        составлять из букв и  слогов слова;

        использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;

        убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять количество слогов в слове;

        переставлять буквы в словах для получения новых слов;

        различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,

        различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

        находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;

        восстанавливать слова путём добавления букв;

        изменять букву, чтобы получилось новое слово;

        понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию сказки;

        подбирать другой заголовок к сказке;

        определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;

        пересказывать сказки с использованием картинок;

        восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

        расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

        составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;

        находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;

        определять значения слов; соединять слова с их значениями;

        определять смысл пословиц;

        отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;

        анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;

        разгадывать ребусы, кроссворды;

        распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;

        проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

        последовательно рассуждать, доказывать;

        контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на занятии.

     В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.

Ведущие теоретические идеи.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников, программа составлена на  основе авторской программы «Чтение с увлечением. По дорогам сказок», авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.

      Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

 

Цель программы:

- организация самостоятельного чтения младших школьников;

- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

Задачи (конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели).

При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

                     личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

                     метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

                     образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

или:

- образовательные;

- развивающие;

- воспитательные.

Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами.

Программа определяет ряд задач:

          совершенствовать навыки чтения обучающихся;

          формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;

          знакомство с детской книгой как явлением культуры;

          формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;

          формировать основы читательской культуры;

          вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,         полученные на уроках литературного чтения и русского языка;

          способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;

          развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;

          совершенствовать коммуникативные навыки;

          создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

          формировать стремление ребёнка к рассуждению  и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

 

Принципы отбора содержания.

 

      Процесс развития речи детей младшего школьного возраста строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

                    принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей Обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком, данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

                    принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

                    принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку,

                    принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей,

                    принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов,

                    принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания,

                    принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка, многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка,

                    принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания,

                    принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи, в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком,

                    принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива повысит качество речи и мера успешного обучения, обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей,

                    принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения

 

 Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

Основные формы и методы

 Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

     При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

          демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

          фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

          Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

          Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

          - дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

          - уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

          - ослабить скрытые конфликты;

          - выработать общее решение;

          - повысить эффективность работы участников дискуссии;

          - повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

          - удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

          Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

          Креативные методы:

          Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов:

          - замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

          - отыскание свойств объекта в иной среде;

          - изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

          Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое для мозгового штурма время.

 

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

        формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;

        воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества;

        развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

        осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

        восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

        овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

        учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

        учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

        овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

        активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

        готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

        осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

        активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

        оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

        слушать и понимать речь других;

        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

        умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные  результаты:

        понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

        осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

        понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

     В результате освоения программы курса «Развитие речи»:

Обучающиеся получат возможность:

        закрепить умение работать с книгой;

        закрепить умение работать с текстом;

        проявить интерес к книге;

        расширить читательский кругозор;

        заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитиии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

        составлять из букв и  слогов слова;

        использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;

        убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять количество слогов в слове;

        переставлять буквы в словах для получения новых слов;

        различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,

        различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

        находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;

        восстанавливать слова путём добавления букв;

        изменять букву, чтобы получилось новое слово;

        понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию сказки;

        подбирать другой заголовок к сказке;

        определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;

        пересказывать сказки с использованием картинок;

        восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

        расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

        составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;

        находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;

        определять значения слов; соединять слова с их значениями;

        определять смысл пословиц;

        отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;

        анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;

        разгадывать ребусы, кроссворды;

        распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;

        проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

        последовательно рассуждать, доказывать;

        контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на занятии.

 

     В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.

     Влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

     На занятиях используются следующие формы контроля:

        текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;

        итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;

                    самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

Способы проверки результатов освоения программы

В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать полученные знания, применить умения на практике.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие речи»

 Рабочая программа  по развитию речи составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на развитие интереса к чтению и составлена на основе:

- Закона Российской Федерации "Об образовании";

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

- С учетом методических материалов (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

 

Учебно-тематический план

 

Наименование тем

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

8

2

Русские народные сказки

5

3

Поэты - детям

12

4

Писатели – классики детям

7

5

Мир современной литературы для детей

24

6

Детская периодическая печать

7

7

Итоговое занятие

1

 

Итого

64

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 месяцев обучения (64 часа, 2 часа в неделю)

 

Содержание курса

1 класс

Устное народное творчество (8ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки. Колыбельные песенки и потешки. Докучные сказки и небылицы. Считалки. Русские народные сказки о животных. Урок-драматизация по русским народным сказкам. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.  Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Творческая работа «Создание книжки-малышки».

Поэты - детям (12 ч)

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова, С.Маршака, Б.Заходера, И.Токмаковой, Э.Успенского, Н.Стожковой, В. Степанова,  Г.Остера.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Писатели – классики детям (7 ч)

Сказки А.С.Пушкина. Викторина. П.П.Ершов. Конёк – Горбунок. Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок». Л.Н.Толстой. Маленькие рассказы. А.М.Горький. Воробьишко. Про Иванушку-дурачка.

Мир современной литературы для детей.  (24 ч)

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей. Е.Пермяк. Сказки и рассказы. В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка» Л.Воронкова. Рассказы. Н.Носов. Рассказы. Н.Сладков. Рассказы. Г.Остер. Сказки. С.Прокофьева. Сказки. Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

По страницам книг В. Сутеева. Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

М.Пляцковский. Солнышко на память. Сборник сказок. Выставка рисунков «Любимые герои».

Библиотечный урок. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

 Г.Х.Андерсен. Сказки. Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Сказки братьев Гримм.

Библиотечная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.

Детская периодическая печать (7 ч) Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания».

Уроки развития речи (7 ч) призваны помочь ребёнку освоить и полюбить процесс чтения и в дальнейшем овладеть грамотным письмом.  Для уроков развития речи подготовлены папки по числу учащихся с текстами и заданиями. Задания для отработки навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи:

- прочитать текст;

- расставить предложения или части текста в правильной последовательности;

- вставить пропущенные буквы, слоги, слова;

- пересказать текст по картинкам и по опорным словам;

- расположить рисунки по порядку;

- найти лишний рисунок;

- придумать начало или продолжение истории;

- связать начало и концовку предложений;

- ответить на поставленные вопросы полным ответом;

- составить рассказ по картинкам.

 

 

Учебно – тематический план

2 часа в неделю, всего 64 часа

Наименование разделов и тем

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Кол-во часов

Дата

 

 

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

 

 

Устное народное творчество (8 ч)

1

Понятие «устное народное творчество». Пословицы и поговорки.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Доказывать, что прочитанное произведение – это пословица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

01.10

2

Скороговорки. Создание сборника. Игра «Посчитайся».

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Вла-деть монологической и диалогической формами речи.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

03.10

3

Загадки. Создание сборника. Игра «Отгадай загадку».

 

 

 

1

08.10

4

Колыбельные песенки. Театрализация.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять темп и интонационную выразительность чтения. Выразительно читать песенки. Объяснять, что такое потешка; приводить примеры потешек. Выразительно читать потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

10.10

5

Песенки. Инсценирование.

 

 

 

1

15.10

6

Докучные сказки. 

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

1

17.10

7

Небылицы.

 

 

 

1

22.10

8

Считалки. Игры-импровизации.

 

 

 

 

1

24.10

Основной курс (55ч)

Сказки. (5ч.)

 

9-10

Русские народные сказки о животных.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, прово дить аналогии, ис пользовать обобщенные способы действий.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

1

29.10/31.10

11

Урок-драматизация по русским народным сказкам.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи.

1

05.11

12-13

Коллективное творческое дело: создание книжки-малышки.

Элементы, из которых состоит книга. Профессии, связанные с созданием книги. Способы деятельности по созданию книги.

Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы. Корректировать свою работу на основе выполнен ной диагностики.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи.

2

07.11\12.11

Поэты - детям (12 ч)

14

Стихи о школе и детях. А.Барто.

Рассматривать выставку книг; находить нужную книгу, рассказывать о ней. Читать наизусть знакомые стихи. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение.

Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

1

14.11

15

Стихи о школе и детях.   С.Михалков.

- ответить на поставленные вопросы полным ответом;

Уметь слушать учителя и одноклассников, ставить учебную задачу

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося

1

19.11

16

Стихи о школе и детях.    С.Маршак.

- связать начало и концовку предложений;

 

 

1

21.11

17

Развитие речи.

Отработка навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи:

- прочитать текст;

- расставить предложения или части текста в правильной последовательности;

- вставить пропущенные буквы, слоги, слова;

- пересказать текст по картинкам и по опорным словам;

- расположить рисунки по порядку;

- найти лишний рисунок;

- придумать начало или продолжение истории;

- составить рассказ по картинкам.

, планировать свои действия для её достижения, осуществлять контроль своих действий в ходе работы, оценивать результат.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям.

1

26.11

18

Б.Заходер. Стихи.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Пони мать причины успеха в собст венной учебе.

1

28.11

19

В.Берестов. Стихи.

 

 

 

1

03.12

20

Развитие речи.

 

 

 

1

05.12

21

И.Токмакова. Стихи.

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доб рое отношение к людям.

1

10.12

22

Э.Успенский. Стихи.

 

 

 

1

12.12

23

В. Степанов. Стихи.

 

 

 

1

17.12

24

Г.Остер. Вредные советы.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

19.12

25

Конкурс чтецов. Стихи о школе и детях.

Читать стихи наизусть. Выбирать стихотворение для конкурса с помощью учителя, родителей. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

 

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

24.12

Писатели – классики детям (7 ч)

26

Сказки А.С.Пушкина. Викторина.

Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

26.12

27

П.П.Ершов. Конёк – Горбунок.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

 

1

13.01

28

Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок».

Понятие «кроссворд». Приёмы создания кроссворда, способы загадывания слов. Подбор слов для кроссворда.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

 

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

1

16.01

29

Развитие речи.

 

 

 

1

21.01

30

Л.Н.Толстой. Маленькие рассказы.

Читать самостоятельно рассказы Л.Н. Толстого. Определять смысл поступков героев; соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Находить рассказы из азбуки Л.Н. Толстого в сборнике.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

1

23.01

31

А.М.Горь-кий. Воробьишко. 

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Читать слова, верно выделяя ударный слог. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Читать целыми словами. Подробно пересказывать текст.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

1

28.01

32

А.М.Горький. Про Иванушку-дурачка.

 

 

 

1

30.01

Мир современной литературы для детей.  (24 ч)

33

Е.Чарушин – писатель и иллюстратор.

Рассказы.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, исполь зовать обобщенные способы действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

04.02

34

М.Пляцковский. Солнышко на память. Выставка рисунков «Любимые герои»

 

 

 

1

06.02

35-

36

В.Сутеев – писатель и иллюстратор. Сказки. Викторина.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

2

11.02/13.02

37

Урок – драматизация по сказкам В.Сутеева.

 

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

1

18.02

38

Коллективное творческое дело: создание сборника иллюстраций к сказкам В.Сутеева.

Выполнение творческого задания. Создание иллюстраций. Оформление сборника.

Проверять себя и оценивать свои  достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

20.02

39

Развитие речи.

 

 

 

1

25.02

40

Е.Пермяк. Сказки и рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

27.02

41-

42

В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка»

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказы вать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

2

03.03/05.03

43

Л.Воронкова. Рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Понимать причины успеха в собственной учебе.

1

10.03

44

С.Прокофьева. Сказки.

 

 

 

1

12.03

45

Н.Носов. Рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

17.03

46

Н.Сладков. Рассказы.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Называть особенности сказок-несказок; придумывать свои собственные сказки-несказки; находить сказки несказки в книгах. Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

19.03

47

Г.Остер. Сказки.

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Заучивать наизусть небольшие тексты.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

24.03

48

Развитие речи.

 

 

 

1

26.03

49

Библиотечный урок.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

31.03

50-

51

Сказки Ш.Перро.

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

2

07.04/09.04

52-

53

Г.Х.Андерсен. Сказки.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец  предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

2

14.04/16.04

54-

55

Сказки братьев Гримм.

Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

2

21.04/23.04

56

Развитие речи.

 

 

 

1

28.04

Детская периодическая печать (7ч)

57-58

Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья».

Искать, получать и использовать информацию: оценивать содержание, языковые средства, структуру текста; обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути ее восполнения; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста

 

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников сотрудничества, способов взаимодействия);

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);  учет позиции партнеров по общению; управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действия).

2

30.04/05.05

59

Знакомство с детскими журналами «Свирелька», «Тошка и компания».

Умение составлять небольшой связный текст в 2-3 предложения (о чем текст, его главная мысль); высказать  свое мнение  о прочитанном и обосновать его

 

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

07.05

60-61

Создание праздничного выпуска журнала «Капитошка», посвящённого окончанию 1 класса.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, обобщения;

подведение под понятие;

построение логической цепочки, рассуждения;

доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Предвосхищение результата, его временных характеристик.  Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Планирование

учебного сотрудничества; управление

своим поведением и поведением партнера; построение

речевых высказываний; владение монологической и диалогической

формами речи;

разрешение

конфликтов.

2

12.05/14.05

62

Развитие речи.

 

 

 

1

19.05

63

Библиотечная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.

Называть произведения, их авторов. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

21.05

64

Итоговое занятие

Конкурс знатоков

Называть произведения, их авторов. Отвечать на вопросы

Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

26.05

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Для реализации задач обучения развитию речи и детского речевого творчества в занятиях используются учебные пособия.

Для формирования у младших школьников устойчивого интереса к чтению, расширению читательского кругозора, а также решения проблемы эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся, издательство «Планета» в серии «Учение с увлечением» выпустило книги для школьников 1 классов: «Чтение с увлечением»(развивающие задания для школьников) Автор: Буряк М.В.,Карышева Е.Н..издат-во: Планета (уч), 2018 г.

  Пособие  "Чтение с увлечением" содержит практические задания для обучающихся 1 класса по  курсу "Развитие речи». Все задания в тетради составлены с учетом стандарта второго поколения и направлены на формирование у школьников навыков работы с текстами художественных произведений, повышение читательской культуры, развитие речи, расширение читательского кругозора.
Для учителей тетрадь дополнена методическим пособием, которое содержит рабочую программу курса (с календарно-тематическим планированием), разработки занятий, электронное  приложение (DVD-диск), на котором представлены мультимедийные презентации и тексты сказок для работы с обучающимися на занятиях. Электронное приложение можно использовать при помощи мультимедийного проектора или на интерактивной доске любого типа.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства широко привлекаются также при создании:

        классных газет и журналов (компьютер);

        фотоальбомов (фотоаппарат);

        DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Материально – технические средства для реализации программы

1.Учебно-методическое обеспечение:

Материалы для учителя:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Материалы для учащихся:

 Различная печатная продукция по теме занятия, цветные и простой карандаши.

Рабочая тетрадь «Чтение с увлечением» Буряк М.В.,Карышева Е.Н..издательство:Планета (уч), 2018 г.

2.Наглядные пособия:

- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- иллюстрации к литературным произведениям;

- музыкальное, аудио- и видеосопровождение.

3.Технические средства:

- компьютер;

- мультимедийный проектор и экран;

- презентации по теме занятий.

 

 

Список литературы

«Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы»,  под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф»,  2011

«Внеклассное чтение», автор С.В.Кутявина, Москва, изд-во «ВАКО», 2010

«Внеклассное чтение. 1-4 классы. Интерактивные занятия», автор Н.В.Лободина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

«Внеклассное чтение для начальной школы. 1-3 классы», автор О.В.Узорова, Москва, изд-во «Аквариум», 2012

Наборы сюжетных (предметных) картинок.

Словари: толковый, фразеологизмов, синонимов и антонимов.

Репродукции картин.

Портреты писателей.

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

 Интернет-ресурсы:
htt p://kidsbook.narod.ru/
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://yaumni4ka.ru/
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://www.shkoladlyavseh.ru/shkola/metod/36programmi/212perspektiva.html
http://www.zavuch.info/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие речи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие речи»

Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с…

Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с…

Объем и срок освоения программы

Объем и срок освоения программы

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности

Чтение с увлечением. По дорогам сказок», авторы

Чтение с увлечением. По дорогам сказок», авторы

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении

● мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности; ● принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и…

● мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности; ● принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и…

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного…

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного…

Основные формы и методы Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени…

Основные формы и методы Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени…

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу

Познавательные: ▪ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; ▪ овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и…

Познавательные: ▪ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; ▪ овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и…

Предметные результаты: ▪ понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; ▪ осознание значимости чтения…

Предметные результаты: ▪ понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; ▪ осознание значимости чтения…

Обучающиеся закрепят умение: ▪ составлять из букв и слогов слова; ▪ использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова; ▪ убирать лишние буквы, чтобы…

Обучающиеся закрепят умение: ▪ составлять из букв и слогов слова; ▪ использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова; ▪ убирать лишние буквы, чтобы…

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности

Способы проверки результатов освоения программы

Способы проверки результатов освоения программы

Итого 64 СОДЕРЖАНИЕ

Итого 64 СОДЕРЖАНИЕ

М.Пляцковский. Солнышко на память

М.Пляцковский. Солнышко на память

Понятие «устное народное творчество»

Понятие «устное народное творчество»

Песенки. Инсценирование. 1 15.10 6

Песенки. Инсценирование. 1 15.10 6

Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение

Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение

В.Берестов. Стихи. 1 03

В.Берестов. Стихи. 1 03

Сказки А.С.Пушкина. Викторина.

Сказки А.С.Пушкина. Викторина.

Л.Н. Толстого в сборнике. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления

Л.Н. Толстого в сборнике. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления

В.Сутеева. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу

В.Сутеева. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу

Объяснять название произведения

Объяснять название произведения

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Вини и его друзья». Искать, получать и использовать информацию: оценивать содержание, языковые средства, структуру текста; обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути ее…

Вини и его друзья». Искать, получать и использовать информацию: оценивать содержание, языковые средства, структуру текста; обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути ее…

Развитие речи. 1 19

Развитие речи. 1 19

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью

Технические средства: - компьютер; - мультимедийный проектор и экран; - презентации по теме занятий

Технические средства: - компьютер; - мультимедийный проектор и экран; - презентации по теме занятий

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ http://www.shkoladlyavseh.ru/shkola/metod/36programmi/212perspektiva.html http://www.zavuch.info/

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ http://www.shkoladlyavseh.ru/shkola/metod/36programmi/212perspektiva.html http://www.zavuch.info/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020