УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕТСВА «ПИРАМИДА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета ЦТ "Пирамида" Директор ЦТ "Пирамида"
от «___»________20__ В.А. Страшко__________
протокол № ___ «___»__________20__
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Учимся говорить правильно»
(Элементарные математические представления. Развитие речи.)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72часа)
Возрастная категория: от 3 до 4 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID – номер Программы в Навигаторе : _____
Автор – составитель:
Крамская Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Тимашевск, 2020 г.
Содержание
Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка………………………………………………..3
Направленность, новизна, актуальность………………………………3
Педагогическая целесообразность……………………………………..4
Отличительные особенности программы…………………………….. 4
Адресат программы……………………………………………………..4
Уровень программы, объем и сроки реализации……………………..4
Особенности организации образовательного процесса………………………………………………………………….5
Цели и задачи программы……………………………………………...5
Учебный план…………………………………………………………...6
Содержание программы………………………………………………..6
Планируемые результаты………………………………………………7
Раздел II. "Комплекс организационно - педагогических условий, включающих формы аттестации
Календарный учебный график программы……………………………7
Условия реализации программы………………………………………10
Формы аттестации……………………………………………………...11
Оценочные материалы…………………………………………………12
Методические рекомендации………………………………………….12
Методическое сопровождение………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………..14
Приложение……………………………………………………………..15
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Современная жизнь предъявляет высокие требования к развитию человека. От того, как хорошо и быстро человек усваивает информацию, как эффективно может её применить, зависит его успешность в жизни. Научно доказано, что в раннем возрасте ребёнок быстро усваивает большой объём информации. Именно в раннем возрасте формируются основы будущего интеллекта. Чем качественней и разнообразнее полученные в раннем возрасте знания, тем больше возможностей для развития человека в будущем.
Основой мировосприятия трёх-четырёх летнего ребёнка является предметное содержание действительности. Постигая один предмет за другим, ребёнок накапливает в своём сознании разные представления о них. Ребёнок познаёт мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Иными словами, ребёнок познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.
Познавательная сфера ребёнка 3-х лет активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях. Дети смотрят на предметы с разных сторон; их интересуют внешние характеристики предметов (что? кто? как?) Они начинают устанавливать первые связи и зависимости, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» имеет социально – педагогическую направленность, которая позволяет с раннего возраста формировать у ребенка первоначальные знания и умения по активизированию речи, расширению словарного запаса и математических представлений. Данная программа модифицированная, разработана на основании Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015 г.
Программа «Учимся говорить правильно» носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в изучение элементарных математических представлений и развитие речи на уровне первичного знакомства.
Новизна данной общеобразовательной программы в применении в процессе обучения методики «ниткографии». Такая методика позволяет совершенствовать зрительное восприятие детей, развивать зрительно – моторную координацию, формировать плавность, ритмичность и точность движений, тем самым связывает с развитием речи и памятью.
Актуальность предлагаемой программы базируется на анализе родительского спроса на дополнительные образовательные услуги по развитию ребенка.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. В процессе обучения через игру происходит развитие коммуникативности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, творческих способностей, моторики, волевых качеств, развитие речи и артикуляции.
Данная программа отличается от Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой сокращением разделов по различным видам деятельности. Расширены и углублены по объемам знаний и умений разделы: «Развитие речи», «Элементарные математические представления». В разделе «Развитие речи» включены темы по экологии и окружающему миру, которые расширяют кругозор ребёнка и воспитывают чувство любви к родной природе и потребность беречь и охранять окружающую среду. Раздел «Элементарные математические представления» помогает детям овладеть математическими способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике.
Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве 10 человек. Возрастная категория детей 3 - 4 года. Данный возраст является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. У ребят быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Ребята должны иметь средний уровень внимания, эмоционально-волевые качества: настойчивость, самостоятельность, активность, общительность, доброжелательность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. При обучении показывать умения считать до 5, составлять одно-два предложения по картинке. В объединение входят дети, проявляющие творчество, самостоятельность. Перед поступлением ребенка в объединение проходят собеседование с родителями, направленное на выявление индивидуальности и склонности к выбранной деятельности ребенка. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие предварительной подготовки и противопоказаний по состоянию здоровья.
Уровень, объем и сроки реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» - программа ознакомительного уровня. Программа рассчитана на 1 год, в количестве 72 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью по 25 минут с 10 минутным перерывом. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности обучающихся на занятиях с ярко выраженным индивидуальным подходом. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, праздника, открытого занятия.
Цель и задачи программы.
Цель: создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса ребенка к изучению предметов «Развитие речи», «Элементарные математические представления» и продолжения обучения в этом направлении.
Задачи:
Образовательные:
учащиеся должны знать:
- название чисел в пределах 5;
- названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);
- названия частей суток;
- классификацию предметов, относящихся к определенной группе;
учащиеся должны уметь:
- называть своё имя, пол;
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- заинтересованно слушать знакомые и новые сказки;
- с интересом рассматривать сюжетные картинки;
- называть слова «антонимы» (большой - маленький и т. д.);
- составлять картинку из нескольких частей;
- задавать вопросы: «Где?», «Куда?», «Почему?» и т. д.;
- видеть разницу в размерах двух предметов (длина, ширина, высота);
- понимать смысл обозначений в пространстве (вверху- внизу и т. д.);
- понимать временные представления.
Личностные:
- способствовать формированию таких личностных качеств как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, чувство товарищества, навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- способствовать развитию мотивации к изучению предметов «Развитие речи» и «Математика», расширению словарного запаса и развитию умения связно говорить и самостоятельно выполнять работу.
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации\контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
2. |
Развитие речи |
34 |
- |
34 |
Наблюдение |
3 |
Элементарные математические представления |
34 |
- |
34 |
Наблюдение |
4 |
Подведение итогов |
2 |
- |
2 |
Открытое занятие |
Итого |
|
72 |
2 |
70 |
|
Содержание учебного плана
1.Введение.
Теория. Вводное занятие. Цели и задачи. План работы. Правила поведения в центре творчества и на занятиях. ТБ.
2.Развитие речи:
Теория. Построение предложений. Отработка произношения звуков в словах и фразовой речи. Уточнение, обогащение и активизация словаря. Восприятие речи и рассказов взрослых. Чтение и обыгрывание сказок. Обобщение понятий, расширение кругозора.
Практика. «Овощи и фрукты», «Грибы, ягоды», «Времена года», «В гостях у сказки», «Животные, птицы, насекомые», «Предметы вокруг нас», «Профессии», «Моя семья», «Транспорт», «Деревья», «Космос», «Праздники».
3.Элементарные математические представления:
Теория. Выделение различных признаков и свойств предметов. Определение различных признаков и свойств объектов и явлений (цвет, форма, величина). Пространство, геометрические представления. Цифры от 1-5.
Практика. «Знакомство с цифрами. Счет.», «Цвета и формы», «Сравнение по размеру», «Сравнение по длине и высоте», «Понятие «Один- много», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве», «Соотношение количества и числа».
4.Итоговое занятие
Практика: Открытое занятие.
Планируемые результаты
Образовательные результаты
К концу обучения учащиеся будут знать:
- название чисел в пределах 5;
- названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);
- названия частей суток;
- классификацию предметов, относящихся к определенной группе;
учащиеся будут уметь:
- называть своё имя, пол;
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- заинтересованно слушать знакомые и новые сказки;
- с интересом рассматривать сюжетные картинки;
- называть слова «антонимы» (большой - маленький и т. д.);
- легко произносить незнакомые слова;
- составлять картинку из нескольких частей;
- задавать вопросы: «Где?», «Куда?», «Почему?» и т. д.;
- видеть разницу в размерах двух предметов (длина, ширина, высота);
- понимать смысл обозначений в пространстве (вверху- внизу и т. д.);
Личностные:
- начнут формироваться такие личностные качества как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, чувство товарищества, навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- появится интерес к изучению предметов «Развитие речи» и «Математика», расширится словарный запас и разовьются умения связно говорить и самостоятельно выполнять работу.
Результирующим итогом реализации данной программы станет наличие у ребенка к концу обучения общих представлений об изучаемой предметной области.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»
Календарный учебный график
№ |
Дата проведения |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Форма контроля |
||||
всего |
теория |
Практика |
|||||||
план |
факт |
||||||||
1. |
|
|
Введение. ТБ. Знакомство с планом работы. |
2 |
2 |
- |
вводный инструктаж по ТБ |
Входящий текущий Итоговый |
|
2. |
|
|
1.Развитие речи: «Игрушки - наши друзья» 2.Математика: «Классификация предметов по размеру» |
1
1 |
- |
1
1 |
Беседа
Игра
|
Наблюдение
|
|
3. |
|
|
1.Развитие речи: «Овощи» 2.Математика: «Цвета и формы» |
1 1 |
|
1 1 |
Беседа Практическая работа
|
Обсуждение Самостоятельная работа |
|
4. |
|
|
1.Развитие речи: «Перелетные птицы» 2.Математика: «Круг» |
1
1 |
|
1
1 |
Работа с картинками Практическая работа |
Наблюдение
|
|
5. |
|
|
1.Математика: «Квадрат» 2.Развитие речи: «Фрукты» |
1 1 |
|
1 1 |
Практическая работа Беседа |
Наблюдение
|
|
6. |
|
|
1.Математика: «Дидактические игры» 2.Развитие речи: «Осень» |
1
1 |
|
1
1 |
Практическая работа Беседа |
Самостоятельная работа Наблюдение |
|
7. |
|
|
1.Математика: «Треугольник» 2.Развитие речи: «Грибы, ягоды» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Игра
|
Наблюдение
|
|
8. |
|
|
1.Математика: «Овал» 2.Развитие речи: чтение сказки «Теремок» |
1 1 |
1 |
1 |
Игра Театральный мастер - класс |
Наблюдение Обсуждение
|
|
9. |
|
|
1.Развитие речи: «Деревья» 2.Математика: «Сравнение предметов по размерам. Понятия большой – маленький» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
10. |
|
|
1.Развитие речи: чтение сказки «Репка» 2.Математика: «Сравнение предметов по высоте. «Найди самые высокие предметы» |
1
1 |
1 |
1 |
Настольный театр Игра
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
11. |
|
|
1.Развитие речи: «Домашние и дикие животные» 2.Математика: «Сравнение предметов по длине. «Что длиннее?» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа, выставка книг
Игра, беседа |
Наблюдение
|
|
12. |
|
|
1.Развитие речи: «Обитатели воды» 2.Математика: «Понятия высоко - низко» |
1
1 |
1 |
1 |
Беседа, показ иллюстраций Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
13. |
|
|
1.Развитие речи: «Зима»
2.Математика: «Сравнение предметов. Что короче?» |
1
1 |
1 |
1 |
Беседа по картинкам Игра |
Обсуждение
|
|
14. |
|
|
1.Развитие речи: «Животные жарких и холодных стран» 2.Математика: «Понятие один – много. Игра «Чего больше?» |
1
1 |
|
1
1 |
Выставка книг, беседа
Игра
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
15. |
|
|
1.Математика: «Форма и цвет. Найди и обведи» 2.Развитие речи: «Зимующие птицы» |
1
1 |
1 |
1
|
Игра
Рассказ педагога |
Наблюдение
Обсуждение
|
|
16. |
|
|
1.Математика: «Классификация. Найди все предметы по одному» 2.Развитие речи: «Новый год. Подарки» |
1
1 |
1 |
1
|
Игра
Беседа
|
Наблюдение
Обсуждение
|
|
17. |
|
|
1.Развитие речи: «Головные уборы» 2.Математика: «Цифра 1» |
1
1 |
|
1
1 |
Показ презентации Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
18. |
|
|
1.Развитие речи: «Одежда» 2.Математика: «Цифра 2» |
1 1 |
|
1 1 |
Игра Игра |
Наблюдение |
|
19. |
|
|
1.Развитие речи: «Кем быть?» 2.Математика: «Выложи столько же» Игра. |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра |
Наблюдение
Наблюдение |
|
20. |
|
|
1.Математика: «Цифра 3» 2.Развитие речи: «Зимовье зверей» |
1 1 |
|
1 1 |
Игра Беседа |
Наблюдение Обсуждение |
|
21. |
|
|
1.Математика: «Цифра 4» Устный счет» 2.Развитие речи: «Предметы мебели и посуды» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Беседа, игра |
Наблюдение
Облсуждение |
|
22. |
|
|
1.Математика: «Цифра5»Устный счет» 2.Развитие речи: «Наша Армия» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Рассказ педагога |
Наблюдение
Обсуждение |
|
23. |
|
|
1.Математика: «Порядковый счет» 2.Развитие речи: «Чтение и обыгрывание сказки «Колобок» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Беседа, игра |
Наблюдение
Обсуждение |
|
24. |
|
|
1.Математика: «Деление предметов на части» 2.Развитие речи: «Весна» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Рассказ педагога |
Наблюдение
Обсуждение |
|
25. |
|
|
1.Развитие речи: «Мама спит, она устала» 2.Математика: «У кого сколько? Количество и цифра» |
1
1 |
|
1
1 |
Праздник
Игра |
Наблюдение
Набюдение |
|
26. |
|
|
1.Развитие речи: «Грузовой и легковой транспорт» 2.Математика: «Ориентировка во времени. Когда это бывает?» |
1
1 |
|
1
1 |
Показ слайдов
Игра |
Наблюдение |
|
27. |
|
|
1.Развитие речи: сказка «Кот, петух и лиса» 2.Математика: «Части суток» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Рассматривание картинок |
Обсуждение
Наблюдение |
|
28. |
|
|
1.Развитие речи: «Космос» 2.Математика: «Ориентировка в пространстве» |
1 1 |
|
1 1 |
Выставка иллюстраций Игра |
Наблюдение
Наблюдение |
|
29. |
|
|
1.Развитие речи: сказка «Три медведя» 2.Математика: «Понятия слева- справа, впереди- сзади» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
30. |
|
|
1.Развитие речи: «Пассажирский транспорт» 2.Математика: «Расположи на листе» |
1
1 |
|
1
1 |
Рассказ педагога
Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
31. |
|
|
1.Развитие речи: «Насекомые» 2.Математика: «Определение сторон направления» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра |
Обсуждение
Наблюдение
|
|
32. |
|
|
1.Развитие речи: «День Победы» 2.Математика: «Определение числа предметов в группах» |
1
1 |
|
1
1 |
Рассказ педагога Игра |
Наблюдение |
|
33. |
|
|
1.Развитие речи: «Явления природы» 2.Математика: «Соедини предмет и цифру» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
34. |
|
|
1.Развитие речи: «Подбор слов к картинкам» 2.Математика: «Счет до 5» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Игра |
Педагогическое наблюдение |
|
35. |
|
|
1.Развитие речи: «Лето» 2.Математика: «Игры на соотнесение количества и числа» |
1
1 |
|
1
1 |
Беседа
Игра |
Обсуждение
Наблюдение |
|
36. |
|
|
1.Итоговое занятие: «В мире слов» 2.Итоговое занятие: «Путешествие в страну цифр» |
1
1 |
|
1
1 |
Игра
Игра- путешествие |
Наблюдение
Наблюдение |
|
|
|
|
Итого |
72 |
8 |
64 |
|
|
|
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Для проведения занятий необходимы:
· Магнитофон
· Музыкальные записи
· Фигурки животных, трафареты
· Карточки с изображение различных предметов и геометрических фигур
· Объёмные геометрические фигуры
· Картинки на развитие внимания, памяти, мышления
· Разрезные картинки
· Предметные картинки
· Рабочие тетради «Математика для малышей», «Развивающие задания для малышей».
Информационное обеспечение: видео (фрагменты учебных фильмов), интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации и знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Формы аттестации
Программой «Учимся говорить правильно» предусматриваются следующие виды контроля: начальный, текущий, итоговый.
Первоначальный контроль проводится для определения уровня развития ребенка и его творческих способностей. При поступлении в объединение проводится диагностика учащихся.
Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле:
• педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий,
• ежедневное краткое подведение итогов,
• опрос,
• самостоятельная работа,
• педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости, познавательные игры (игры - головоломки, игры - ребусы).
Предусматривается проведение итоговой аттестации в форме открытого занятия.
Оценочные материалы
1.Начальная диагностика уровня знаний. Приложение 1.
2.Тестовые задания к итоговой аттестации по элементарным математическим представлениям. Приложение 2.
3.Тестовые задания к итоговой аттестации по развитию речи. Приложение 3.
4. Тестовые задания по определению эмоционально - волевых качеств у ребенка
Приложение 4.
5. Диагностика психического состояния учащегося. Приложение 5.
6. Диагностическая карта мониторинг результативности обучения. Приложение 6.
7. Мониторинг личностного развития учащегося в процессе обучения по программе. Приложение 7.
Методические материалы
Занятия с детьми носят комплексный характер: развивают все сферы личности ребёнка. Обучение по программе проходит в игровой форме. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка, помогают ему проявить самостоятельность.
Программа «Учимся говорить правильно» создана развивать уже имеющиеся знания, умения, навыки и формировать новые. А именно, развивать произвольность познавательных процессов: ребёнок учится сосредотачиваться, внимательно слушать задание, запоминать и воспроизводить пройденный материал. Учится обобщать предметы в группы, расширяет кругозор, начинает лучше ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ, над, под). Осваивает умения различать предметы по свойствам, отгадывать предметы по фрагментам. У ребёнка формируется правильная речь, развивается артикуляционный аппарат.
Каждое занятие содержит в себе упражнения и игры за столом, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры под музыку. Тихие, спокойные игры чередуются с малоподвижными, что способствует динамичности занятия и поддерживает мотивацию детей.
Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:
¨ Технология личностно-ориентированного обучения
Практические методы обучения, методы наглядной передачи и зрительского восприятия, методы степени творческой самостоятельности, методы формирования познавательного интереса. Наглядные приемы обучения.
¨ Игровые технологии
Методы формирования интереса к учению (создание ситуации успеха, познавательные игры), анализ реальных производственных ситуаций, практические задания, метод инсценировки, метод воображения ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим оборудованием.
Приемы: загадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, инсценировка бытовой (производственной) сценки.
¨ Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения: словесные и наглядные, использование технических средств, практические задания и упражнения.
Приемы: демонстративно-тренировочный.
На занятиях могут использоваться несколько технологий. Например, личностно ориентированная со здоровьесберегающей и информационными технологиями.
Структура проведения занятий зависит от его типа:
Изучение нового материала.
1. Организационный момент (подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и цели занятия) – 1 минут
2. Изложение нового материала по плану – 10 минут
3. Практическая работа – 10 минут
4. Закрепление нового материала – 2 минуты
6. Подведение итогов занятия – 2 минуты
Демонстрация способов действий и знаний.
1. Организационный момент (подготовка учащихся к цели занятия) – 2 минуты
2. Повторение сформированных умений и навыков – 3 минут
3. Демонстрация теоретических знаний – 2 минуты
4. Выполнение упражнений – 18 минут
5. Подведение итогов занятия – 2 минуты
Методическое сопровождение:
Виды методической продукции: конспекты занятий «Осень», «Части суток», «Животные жарких и холодных стран», «Наша Армия», «Одежда, обувь».
Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования: «Учебное методическое пособие «Я считаю до пяти» автор Е.И.Колесникова
Презентации к разделу «Животные, птицы, насекомые» - «Интересные факты о животных»; к разделу «Овощи и фрукты» - «Овощи и фрукты»; к разделу «Времена года» - «Золотая осень», «Полевые цветы».
Виды дидактических материалов: раздаточный, наглядный, демонстрационный
Фотоматериалы и картинки к разделам: «Транспорт», «Деревья», «Космос».
Тематические подборки материалов по темам: «Уроки математики для дошкольников» авторы О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г.
2. Узорова О.В., . Нефедова, Е.А. «Развитие речи», - Москва: АСТ, 2015. – 64с. /Учись, малыш!/
3. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений – М.: издательство «Мозаика-синтез», 2014
4. Лопатина А., Скребцова М. «Мудрая математика» - ООО «Алтей-Бук» 2016.
4. Интернет-Ресурсы:
Загадки про овощи и фрукты http://deti-online.com/zagadki/zagadki-ovoschi-frukty/
Стихи про цифры http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-cifry-ot-1-do-10.html
Загадки о диких животных http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
Нормативные документы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р.
3.Приказ Минобразования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5.Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.
Приложение 1
Начальная диагностика уровня знаний.
1. Для нового костюма ёжику нужна галстук-бабочка. Среди всех галстуков ёжику больше всех понравилась красивая синяя бабочка. Покажи, где картинка с одной бабочкой синего цвета.
|
|
|
|
2. Подумай, что располагается по середине?
|
|
|
3. Выбери предмет алого цвета.
|
|
|
|
4. Как ты считаешь, на какой картинке есть что-то длинное?
|
|
5. Про один из этих столбов можно сказать, что он широкий. Какой это столб?
|
|
6. Есть вещи твёрдые и мягкие. Покажи, что здесь мягкое.
|
|
7. Как ты считаешь, какой предмет больше?
|
|
8. Запомни, какие картинки тут нарисованы. А я буду что-нибудь прятать.
|
|
|
|
9. Взгляни, какой предмет напоминает круг?
|
|
|
|
10. Скажи, какой предмет находится слева?
|
|
11. Внимательно рассмотри картинку и постарайся её запомнить.
|
|
|
|
|
|
А теперь вспомни, какие предметы были на картинке, и выбери их!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. . Как ты считаешь, что находится снаружи коробки?
|
|
Приложение 2.
Тестовые задания к итоговой аттестации по элементарным математическим представлениям.
1. Ребенку предлагается посчитать до 5.
2. На столе в ряд
выставлены игрушки. Ребенку
предлагается сосчитать количество игрушек,
отсчитать 3 (2, 1) игрушки
Вопросы:
- На каком по счету месте стоит пирамидка?
- Которая по счету машинка?
- Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю?
- Которая по счету игрушка тебе больше нравится?
Задание: возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место
3. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все круги, а на нижнюю - все квадраты. Вопросы:
- Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?
- Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Поровну, одинаково.)
- Убери один квадрат в коробку. Что теперь
можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Кругов больше, чем
квадратов, или квадратов
меньше, чем кругов.) Примечание. В начале года детям можно задавать
наводящий вопрос: чего больше кругов или квадратов? Как сделать, чтобы кругов и
квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один
круг.) Достаточно, чтобы ребенок дал один вариант ответа.
4. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. Вопросы:
- Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать.)
- А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами.) Примечание. Задание считается выполненным, даже если ребенок не может рассказать, как это сделать, но сам выполняет процесс.
5. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины.
Задание: разложи полоски от самой длинной до самой короткой.
Вопросы:
- Какая полоска самая длинная (короткая)?
- Какие из полосок длиннее зеленой?
- Какие из полосок короче красной?
6. Перед ребенком ставится 5 разноцветных башенок разной высоты.
Какая башня самая высокая?
-Какая башенка ниже красной?
-Какая башенка выше зеленой?
7. Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур. Задание: назови геометрические фигуры, которые ты знаешь. Вопросы:
- На какой предмет похож круг?
- На какую фигуру похожа книга? Задание: выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники. Вопросы:
- Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.)
- Чем отличается треугольник от квадрата? (У квадрата 4 угла, а у треугольника- 3.)
- Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны одинаковые по длине,а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)
8. Задание: покажи правую руку, левую.
Возле ребенка расставляются игрушки.
Вопросы:
- Что находится слева от тебя?
Что перед тобой?
- Где находится кукла?
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Вопросы:
- Кто находится в центре листа?
- Что
находится справа (слева, вверху, внизу)
от медвежонка?
9. Ребенку предлагается
рассмотреть набор картинок с изображением частей суток.
Задание: покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
Ребенку указывают на одну из картинок. Вопросы:
- Какая часть суток изображена на картинке?
- Объясни, почему ты так думаешь.
Ребенку предлагается разложить все картинки по порядку.
Вопросы:
- Что сначала: утро или день?
- Какая часть суток сменяет утро (день, вечер, ночь)?
- Назови по порядку все части суток, начиная с утра.
- А какая часть суток сейчас?
- В какую игру мы играли вчера?
Ребенку предлагается закончить предложения:
Мы обедаем днем, а ужинаем ...
Мы делаем зарядку утром, а спим...
Мы в детский сад идем утром, а возвращаемся домой...
Ночью мы спим, а днем...
Приложение 3
Тестовые задания к итоговой аттестации по развитию речи.
1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/
Цель: выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
2. Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал:картинки
Критерии:ребенок правильно называет – 3 балла
допускает 1 ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибок – 1 балл
3.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла
допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
4.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, чьи это предметы. Сумка мамы – мамина
Кофта бабушки - …
Газета папы - …
Нора лисы - …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? чьё?/
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6. Скажи правильно:
У меня есть карандаш. /ручка/
У меня нет …
Я рисую …
Папа пишет …
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.
Материал:
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
2. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
3. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
4. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
5. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
6. Предложить назвать, чьи это предметы.
Итоговая оценка:
18 – 23 баллов – высокий уровень
11 – 17 баллов - средний уровень
10 и менее баллов – низкий уровень
Приложение 4.
Тестовые задания по определению эмоционально- волевых качеств у ребенка
Методика « Паровозик»
Цель. Определение позитивного( ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка .
Стимульный материал. Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паровозики беспорядично размещаются на белом фоне.
Инструкция. « Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.»
Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка. Обработка данных. 1балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на - 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6. 2балла - вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на - 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8. 3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное. При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени ( НПС нс) При 7-9 баллов – НПС средней степени. Больше 9 – НПС высокой степени. Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада. Сумма всех ППС ( а) и НПС (б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%. а-б количество детей 70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата ( с БПК). 42 – 69% - средняя (с БПК). 26 – 41,9 – незначительная (с БПК). 0-25% - незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК). -1 до-25% - средняя (с НПК). -26 и ниже – сильная (с НПК).
Рисунок "Моя семья" может рассказать очень многое о взаимоотношениях в семье, о распределении ролей, о личных симпатиях рисующего и о том, как он сам чувствует себя в ней.
Тест "Рисунок семьи"
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация). Итак, инструкция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним. После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)
3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?
8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой". Рисунок "Моя семья": интерпретация Графические показатели:
1. Характеристика фигур. Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям. Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого- то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком. Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем. Более подробную информацию об интерпретации графических особенностей можно найти в статье "Значение рисунков".
2. Наиболее близкий человек. · на рисунке нарисован ближе всех к ребёнку; · одинакового с ним цвета или в такой же одежде; · изображен первым; · нарисован с особой любовью (тщательностью).
3. Изображение себя · Собственная фигура наиболее выделена (самая яркая, самая большая, наиболее тщательно прорисована) на фоне остальных - эгоцентризм, вся жизнь в семье вращается вокруг ребёнка. · Маленькая и слабая фигурка в окружении родителей - чувство беспомощности, потребность в защите, скорее всего, гиперопека со стороны взрослых. · Изображение себя в последнюю очередь или в удалении от других членов семьи - чувство одиночества, отчужденности, низкая самооценка. Отсутствие себя на рисунке семьи - очень сильное ощущение одиночества, отчужденности, ничтожности.
4. Родители Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребёнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.
5. Дополнительные персонажи Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку. 6. Отказ от изображения члена семьи Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д.. Это может быть как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком. Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи"). Рассказ о рисунке: Где находится семья: дома - самый стандартный вариант; на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка живого общения с родителями; в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье. Заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Заняты каждый своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе". Нарисована ситуация из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией. Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?" Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: поближе к кому встать, кого добавить или убрать, как изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видеться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д.. Признаки благополучной семейной ситуации: · нарисованы кисти рук (пальцы), · члены семьи держатся за руки, · смотрят на зрителя (анфас), · заняты общим делом. Признаки неблагополучной семейной ситуации: · отсутствие рук (спрятаны за спину, не видно пальцев), · фигуры отвернуты друг от друга или изображены со спины, · изображение членов семьи в виде эмоционально-неприятных существ (змей, скорпионов, червяков и т.д.), · каждый занят своим делом, не связанным с остальными. Тест "Моя семья": примеры интерпретации Для диагностики семейной ситуации в целом было бы интересно попросить нарисовать свою семью всех ее членов и сравнить рисунки между собой. К примеру, может оказаться, что самый значимый член семьи для одного ребёнка предпочитает другого. Или, напротив, родители взаимо выбирают друг друга, а ребенок мало значим для обоих.
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ
Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуа- ции, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе Испытуемые — дети 4—7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.
Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5X11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Рис. 1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет малышами) Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем) Рис. 3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника) Рис. 4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки) Рис. 5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми) Рис. 6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему) Рис. 7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате) Рис. 8 Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенка за что-то) Рис. 9 Игнорирование (Отец играет с малышом, ребенок стоит в оди- ночестве) Рис. 10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушки) Рис. 11 Собирание игрушек (Мать и ребенок убирают игрушки). Рис. 12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве) Рис. 13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом) Рис. 14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан) Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?».
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?».
11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?».
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест».
Приложение 5
Диагностика психического состояния учащегося.
Цель: выявление самооценки ребенка как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)
Инструкция:Экспериментатор: «Дети! Посмотрите на кружки, составляющие треугольник - это люди, окружающие вас: родители, учителя, друзья, бабушки, дедушки, просто знакомые. Нарисуйте где угодно кружок, обозначающий вас.
Интерпретация: Если кружок, означающий «Я», будет нарисован внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого
Инструкция:
Предлагается задание, где люди изображены в виде кружков. Экспериментатор:
«Дети! Посмотрите на строку, где изображено 8 кружков:
1 2
3 4 5 6 7 8 9
Каждый кружок обозначает какого-либо человека. Выберите кружок, символизирующий вас лично, другие кружки будут обозначать близких вам людей: родителей, друзей, учителей». Номера кружочков на индивидуальном протоколе исследования не указываются.
Приложение 6
Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
учащегося_____________________________________________
по программе__________________________________________
Срок обучения: 1 год (72 ч.)
Пла нируемые резу льта ты |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества
|
На нача ло обуче ния
|
На окон чание обучения
|
Предметный результат |
1.Знание понятийного аппарата, используемого при реализации программы
|
Высокий уровень (3б.) учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Средний уровень (2б.) учащийся владеет 1\2 объемом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровень(1б.) учащийся владеет менее чем 1\2 объемом знаний, предусмотренных программой.
|
|
|
Владение объемом знаний, предусмотрен ных программой |
Высокийуровень (3б.) Учащийся владеет объемом знаний, предусмотренных программой. Средний уровень (2б.) учащийся владеет 1\2 объемом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровень(1б.) учащийся владеет менее чем 1\2 объемом знаний, предусмотренных программой.
|
|
|
|
и др. согласно планируемым результатам, обозначенным в программе |
|
|
|
|
вывод |
|
|
|
|
Метапредметный результат |
1.Самостоятельность в подборе и работе с литературой |
Высокий уровень (3б.) учащийся работает с литературой самостоятельно, не нуждается в помощи со стороны педагога Среднийуровень (2 б.) учащийся работает с литературой с помощью педагога или родителей Низкий уровень (1б.) Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроля со стороны педагога |
|
|
2.Самостоятель ность в способности развивать умение думать, наблюдать, выделять признаки предметов; внимательность, творческое воображение; формировать и поддерживать интерес к познавательной деятельности. |
|
|
|
|
и др. согласно планируемым результатам,обозначенных в программе |
|
|
|
|
вывод |
|
|
|
Приложение 7
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе обучения по программе
ФИО___________________________
Возраст_________________________
Название объединения___________
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное Кол-во баллов |
Методы диагностики |
I.Организа ционно-волевые качества: - терпение,
-воля,
-самоконт роль |
Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
Способность побуждать себя к практическим действиям.
Умение контролировать свои поступки |
-терпения хватает меньше чем на 1\2 занятия, -терпения хватает больше чем на 1\2 занятия, -терпения хватает на все занятие.
-волевые усилия учащегося побуждаются извне, -иногда самим учащимся, -всегда самим учащимся;
-учащийся находится под контролем педагога, -периодически контролирует сам себя, - постоянно контролирует себя. |
5
1
0
5
1 0
5
1
0
|
Наблю дение, тестирование |
II.Ориентационные качества: -самооценка -интерес к занятиям в творческом объедине нии
|
Способность оценивать себя адекватно
Осознанное участие подростка в освоении программы |
-завышенная, -заниженная, -нормальная;
-интерес к занятиям продиктован извне, -интерес периодически проявляется, -постоянный интерес к занятиям |
1 5 10
1
5
10 |
Анкетирование, наблю дение |
III.Поведенческие качества: Конфлик тность в процессе взаимодействия,
сотрудничество |
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие дела (при издании газеты как свои) |
-периодически провоцирует конфликты -сам в конфликтах не участвует, -пытается уладить конфликт; -избегает участия в общих делах, -участвует, если попросят, -инициативен в общих делах |
0
5
10
0
5 10 |
Наблюдение, тестирование |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.