Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №3»
(МБОУ СОШ №3)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Филиппок»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Романова Маргарита Викторовна, учитель начальных классов
г. Куйбышев,
2023
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Филиппок» составлена на основе:
· Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
· Приказа Минпросвещения России от 09.11. 2018 № 196 (ред. От 05.09.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Программа социализации, индивидуализации и развития личности ребёнка дошкольного возраста «Филиппок» разработана для детей предшкольного возраста, родители (законные представители) которых планируют для них обучение в МБОУ СОШ №3 г. Куйбышева. Отличительными особенностями Программы являются её краткосрочность (срок реализации четыре месяца), растянутость реализации содержания по времени (по одному рабочему дню в неделю с наличием зимних каникул), конкретный адресат (будущие ученики школы) и её главные задачи – адаптация дошкольника к школе (к зданию, оборудованию, устройству и т.д.), к требованиям и условиям обучения в школе, знакомство с будущими учителями, т.к. занятия, как правило, ведут учителя начальной школы, набирающие в текущем году очередной первый класс.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школьной жизни. Необходимо создать условия, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости, ведь школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов и т.д), коммуникативными и речевыми компетенциями (строить речевое высказывание в устной форме и др.) .
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Цель реализации данной Программы: обеспечение успешной адаптации детей к школе и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Задачи:
· показать атмосферу психологического и эмоционального комфорта в школе;
· понизить уровень тревожности у ребёнка и его родителей (законных представителей) на момент поступления в школу;
· формировать предпосылки к учебной деятельности;
· развить речь, мышление, творческие способности ребёнка;
· тренировать память, внимание;
· выявить нарушений речи, если таковые имеются и дать рекомендации родителям (педагог-логопед);
· развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;
· развивать инициативность, самостоятельность и активность.
Занятия могут посещать дети от 6 до 7 лет на основании личных заявлений родителей (законных представителей) детей. За период участия в Программе дети получат возможность освоения учебного материала в количестве (максимум) 30 часов. Пропуски занятий по различным причинам не влияют на качество освоения содержания, т.к. каждое занятие – это завершённая смысловая единица. Занятия организуются в основном в игровой форме, а также в форме тренингов, творческих мастерских, экскурсий, концертов, соревнований, интерактивных бесед, просмотров мультфильмов с последующим обсуждением и т.д.
Реализация программы рассчитана на четыре месяца, по одному рабочему дню в неделю, 4 занятия по 30 мин в день с перерывами с обязательной организацией двигательной активности. По дополнительному соглашению с родителями (законными представителями) может реализовываться вариативная часть учебного плана в количестве 20 часов.
Программа не предполагает текущего и итогового контроля. По итогам реализации Программы педагог-логопед, педагог-психолог, учитель в случае необходимости, исходя из наблюдений и качества выполнения ребёнком определённых работ, могут дать рекомендации родителям с целью улучшить качественную подготовку ребёнка к школе.
Программа предполагает проведение двух родительских собраний (организационное и итоговое) и индивидуальное консультирование родителей по следующей тематике:
№ п/п |
Тематика консультации для родителей будущих первоклассников |
1. |
Преемственность между дошкольным начальным общим образованием |
2. |
Готовность к школьному обучению |
3. |
Здоров ли ваш ребёнок? Пора в школу? |
4. |
Умные советы по воспитанию мальчиков |
4. |
Умные советы по воспитанию девочек |
5. |
Чтение в жизни ребёнка. |
6. |
Приёмы обучению чтению |
7. |
Компьютер и школьник |
8. |
Решение проблем адаптации |
9. |
Умеете ли вы любить ребёнка? |
II. Планируемые результаты
Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению с личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
· определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
· в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
· при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
· понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
· выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
· объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
· учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
· учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
· учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
· учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
· учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
· учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
· сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
· классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
· учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
· учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
· называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
· слушать и понимать речь других;
· учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
· учиться оформлять свои мысли в устной форме;
· строить понятные для партнера высказывания;
· уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
· совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
· сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
· учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
· отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
· задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
· рассказывать наизусть небольшое стихотворение, скороговорки, чистоговорки;
· конструировать словосочетания и предложения;
· определять количество слов в предложении;
· составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
· выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
· делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
· различать звуки и буквы;
· узнавать и различать буквы русского алфавита;
· правильно держать ручку и карандаш;
· аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Программа способствует активизации любознательности и инициативности детей (умение задавать вопросы, высказывание собственных суждений, умение делать простые практические выводы).
III. Программы отдельных курсов
Курс «танцевальная студия «Звонкий каблучок»
Курс обеспечивает двигательную деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека и обогащением его художественной и нравственной стороны. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Всё содержание курса построено так, чтобы дети систематически развивали важные двигательные навыки, приобщались к искусству хореографии, самобытности народного танца, музыкально-ритмическому складу мелодий: ходьбой, бегом, приставным шагом, подскок и т.д. В курс включены упражнения на координацию движения, ориентацию в пространстве.
Цель: обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями.
Задачи:
· рациональная организация двигательной активности детей;
· способствовать развитию эстетического вкуса;
· формировать правильную осанку;
· воспитывать любовь, интерес к народным традициям, к русскому народному танцу;
· формировать детский коллектив через совместную деятельность
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· работать по предложенному учителем плану;
· уметь отличать верно выполненное задание от неверного;
· совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
· формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
· развивать физические качества (скорость реакции, гибкость, выносливость и координацию);
· накапливать и обогащать двигательный опыт;
· овладевать основными видами движения;
Коммуникативные УУД:
Содержание курса
1. Ходьба. Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией.
2. Бег. Предусматриваются разные виды бега, отличающиеся техникой выполнения.
3. Прыжки. В старшей группе более разнообразными становятся упражнения в прыжках. Ребёнок шестого года жизни должен выполнять прыжки на двух ногах ритмично, с разнообразными движениями рук.
4. Упражнения в равновесии. В этом возрасте возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положении стоя на носках, на одной ноге, в заданной позе). При выполнении упражнений в статическом равновесии ребёнка учат фиксировать упражнения тела.
5. Танцевальные композиции жанровой направленности. В движении передавать настроение музыкального произведения.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие «Танец в нашей жизни» |
Беседа. Знакомство с различными танцевальными направлениями. |
2 |
Русский народный танец |
Знакомство с основными движениями русского народного танца. Позиции рук и ног. Работа в группах, парах. |
3 |
Русский народный танец |
Разучивание танцевальных движений. Упражнения на координацию, на ориентацию в пространстве сцены. |
4 |
Русский народный танец |
Отработка движений, составление танцевальных композиций. |
5 |
Русский народный танец |
Отработка движений, составление танцевальных композиций. |
6 |
Русский народный танец |
Отработка движений, составление танцевальных композиций. |
7 |
Заключительное занятие |
Постановка мини-танца |
Курс «АБВГДейка»
Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Данный курс по данной программе призван помочь будущему школьнику.
Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:
• Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.
• Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.
• Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.
• Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.
Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач курса занятий.
В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке. Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику.
Цель реализации курса: развитие речевых способностей ребёнка.
Задачи курса:
· развитие произносительной стороны речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать;
· развитие выразительности – умения ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов;
· развитие ясности речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена;
· развитие логичности – последовательности, четкого построения речи, обоснованности выводов, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли;
· развитие мелкой мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Структура занятий:
– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.
Реализация программы обеспечивает достижение детьми следующих личностных, метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
· определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
· в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
· делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
· при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
· выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
· высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
Метапредметные УУД:
· учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
· учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
· учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
· развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
· развитие коммуникативной компетенции;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Виды деятельности |
1 |
Беседа: «Давай познакомимся. Мои родители». Сюжетно-ролевая игра «Знакомство». |
Штриховка, рисование. |
2 |
Правила вежливости. Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения. Тема: Наш класс Лексика - класс, парта, стул, доска, учиться, играть, петь, рисовать, окно, дверь, дежурные. . |
Игра на развитие внимания, памяти. Знакомство детей с правилами этикета- электронное приложение. Штриховка. |
3 |
Тема: "Чистота - залог здоровья". Чтение детям К.И.Чуковского Мойдодыр". Цель: Лексика - чистота, грязный, стройный, чумазый, пальцы. Фонетика - артикуляция звука [ч]. |
Беседа по иллюстрациям сказки. Рисование схем слова. Раскрашивание узора (буква ч ). |
4 |
Чтение сказки «Путешествие бабочки»”. Логические упражнения артикуляционная гимнастика. Штриховка по контуру (бабочки). |
Игра на развитие логики. Развитие творческих способностей в штриховке. |
5 |
Игра: «Опиши предмет» Кто больше назовет свойств использование предмета. Штриховка по контуру «Расшифруй письмо» |
Работа с предметами- закрепляя существенные признаки. Пальчиковая гимнастика. |
6 |
Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы. Игры: «Подружи буквы», «Угадай слово», "Доскажи словечко". |
Раскрашивание букв (штриховка). Работа с дидактическим материалом. Рассматривание иллюстраций. |
7 |
Звуки, зачем они нужны? Игра: «Я знаю» (гласные звуки – мы поем) Штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов. |
Задания на развитие устойчивости внимания. Работа с дидактическим материалом. |
8 |
Работа с гласными звуками. Изображение их на письме. Произносительная культура. Артикулировать звуки русской речи. Игра: «Догадайся какую букву я назвал?» |
Работа над слуховой памятью. Развитие творческого воображения через сюжет ( штриховка сюжета). |
9 |
Гласные звуки и буквы. Нахождение их в словах (даны слова на доске – слайд.) Произносительная культура. Артикулировать звуки русской речи. Игра: «Кто наблюдательнее?» |
Рисование букв по аналогии (контуру). Классификация букв. Игра на внимание. |
10 |
Составление диалогов: « В зоопарке", «В театре». Игра - описание "Моя любимая игрушка".Конструирование различных объектов: фигур, элементов печатных букв. Штриховка. |
Составление диалога – развитие творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. |
11 |
Звуки с, т, ф, х. Чудеса в стране Слов. Времена года Игра: «Когда это бывает?». Штриховка изученных букв. Коллективное составление рассказа по серии картинок “ В парке”. “ |
Выделение звуков в словах – игра. Раскрашивание узоров. Игра – фантазия. |
12 |
В стране слов и слогов. Игра: «Молоточки» (ударение, делим слова на слоги). Временные категории (раньше – позже). Печатание букв, слов( с изученными буквами). |
Тренировка в различении звуков – игра. Штриховка элементов. Развитие мелкой моторики руки. |
13 |
Согласные ж, з, л, к . Встреча с радугой (загадки о радуге). Опиши звуки, которые рисуют радугу. Рисуем радугу. |
Работа над звуками в форме игры. Рисование и раскрашивание узора (радуга). Пальчиковая гимнастика. |
14 |
Контрольно – закрепляющие занятия. Рассказ по плану. Конкурс знающих. Чтение слов. Игра: «Молоточки». Штриховка. |
Развитие слуховой памяти через игру. Рефлексия. Письмо, штриховка элементов. |
Курс «Речевые секреты»
Владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения и навыки требуют специального внимания и развития. Активное и своевременное формирование речи в дошкольном возрасте предупреждает в дальнейшем неудачи в обучении и общении в школьном возрасте.
Развитие речи ребёнка предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. Основным в развитии речи дошкольника является слушание и говорение. При работе с дошкольниками в совершенствовании данных направлений, обеспечении хорошей речевой среды целесообразно использовать положительный эмоциональный настрой, потребностью к самовыражению, полноценному общению.
С поступлением ребёнка в школу начинается сознательное постижение законов и правил владения речью.
Основным содержанием программы «Речевые секреты» является развитие речи, уточнение и пополнение знаний детей 6,5-7- летнего возраста.
Цель – социализация в новых условиях, формирование основных понятий и предпосылок к обучению родному языку по программе общеобразовательной школы.
Задачи.
1. Прививать любовь к родному языку, учебной деятельности.
2. Совершенствовать графо-моторные, пространственные представления.
3. Формировать фонетико-фонематические представления, языковой анализ.
4. Развивать связную речь.
5. Использовать знания и приёмы общения в новых условиях.
По окончанию занятий дети должны иметь представления:
- об органах речи;
- о звуках и буквах;
- о гласных и согласных звуках и буквах;
- о согласных звуках глухих и звонких, твёрдых и мягких;
- выделять звук в начале слова;
- определять наличие звука в слове;
- определять количество звуков в слове;
- о конструировании слова и предложения;
- составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы взрослого и задавать свои вопросы.
Реализация программы обеспечивает достижение детьми следующих личностных, метапредметных универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
· определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
· в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
· при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
· выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
· объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Метапредметные УУД
· учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
· учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
· учиться оценивать результаты своей работы;
· учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
· слушать и понимать речь других;
· учиться оформлять свои мысли в устной форме;
· строить понятные для партнера высказывания;
· уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
Необходимое оборудование: тетради в клетку, счётные палочки, демонстрационный, наглядный материал (алфавит, геометрические фигуры, набор цветных кружков – звуковое обозначение, касса букв и цифр, наборы картинок), трафареты (яблоко, ваза), линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для чтения и словарной работы (иллюстрации, печатные издания, тексты), развивающие игры («Четвёртый лишний», «Найди отличия»), мультимедийные презентации, доска, цветные мелки для учителя, цветные ручки или карандаши для учащихся.
Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие. Волшебный мир звуков и букв. Органы речи. |
Слушание стихотворения. Звуки и буквы. Разбор схемы «Органы речи». Заучивание чистоговорки. |
2 |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
Пение гласных, классификация звуков. Графические задания. Обведение по трафарету, штриховка. |
3 |
Как образуются слова. Звуковой состав слова. |
Ориентировка на листе. Составление схемы слова. Работа со счётными палочками, моделирование гласных. |
4 |
Звуковой состав слова. Порядок звуков в слове. |
Составление схемы слова. Игра «Соотнеси схему слова с названием картинки». Работа со счётными палочками. |
5 |
Живёт ли звук в слове. Определение количества звуков и наличие звука в слове. |
Звуковой диктант «Поймай звук». составление схемы слова. Работа со счётными палочками, моделирование слов. |
6 |
Предложение. Знакомство со схемой предложения. Составление рассказа по серии картинок. |
Составление схемы предложения. Игра «У кого кто» (животные), проговаривание предложений. Работа с набором картинок (расставь их по-порядку и составь рассказ). |
7 |
Развитие связанной речи. Составление рассказа по серии картинок «Путешествие в зонтике». Сказка «Репка». |
Работа с набором картинок (расставь картинки по-порядку и составь рассказ). «Оживи героев». Счёт героев сказки, запись слов-имён по сказке. |
Курс «Сказочная логика»
Основным содержанием курса является комплекс специально разработанных заданий, упражнений, тренингов, логических задач, развивающих игр. Совокупность их, выстроенная в определенной последовательности, обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, наблюдательности и нетрадиционного мышления.
Цель: обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей, развитие образного и логического мышления, воображения.
Задачи:
· развивать умения рассуждать строго и логически;
· развивать слуховое внимание, зрительную память, умения ориентироваться в пространстве;
· развивать фантазию и творческое воображение.
Планируемые результаты
Личностные результаты
· определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
· в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
· при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
· учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
· учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
· учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
· сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
· классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
· учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
· учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
· слушать и понимать речь других;
· учиться оформлять свои мысли в устной форме;
· строить понятные для партнера высказывания;
· уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
· сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов
Предметные результаты:
· правильно держать ручку и карандаш;
· аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
· овладение прямым и обратным счётом в пределах 10;
· сравнение натурального ряда чисел
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Виды деятельности |
1. |
Счёт предметов (до 10 и обратно). Игровые логические упражнения. |
упражнять в счете в пределах 10; учить составлять число из единиц |
2. |
Счёт предметов. Игра «Назови соседей» |
счёт в пределах 10; построение натурального ряда чисел; учить называть соседей числа |
3. |
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Задачи на развитие мелкой моторики. |
различать количественный и порядковый счет |
4. |
Взаимное расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, рядом, между, перед, за) |
развивать пространственные представления (впереди, сзади, рядом, между, перед, за) |
5. |
Взаимное расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа). Игровые логические упражнения. |
учить ориентироваться на листе бумаги |
6. |
Сравнение групп предметов ( выше – ниже, шире – уже, толще - тоньше, длиннее – короче) |
сравнивать предметы по высоте и обозначать результаты сравнения словами |
7. |
Сравнение групп предметов. Отношения «больше», « меньше», «столько же») |
формировать умение сравнивать группы предметов |
8. |
Сравнение групп предметов. Отношения «На сколько больше», «На сколько меньше») |
формировать умение сравнивать группы предметов умение сравнивать группы предметов |
9. |
Установление соответствия между числом предметов и цифрой. |
формировать умение различать цифру и число |
10. |
Понятие «клетка». Графический диктант. |
формировать умение ориентироваться в «клетке» |
11. |
Математические задачи в стихах. |
формировать умение решать задачи в стихах |
12. |
Обобщающее занятие «Считай, смекай, угадывай» |
закреплять навыки счёта в пределах 10 |
13. |
Развитие умений ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. |
развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку |
14. |
Слушание математических сказок и выполнение заданий к ним |
повторить изученные знания и умения |
Курс «Приглашение в мир общения»
Данный курс рассчитан на оказание помощи при подготовке ребенка к школе. В нем предусмотрены развивающие занятия для будущих первоклассников, которые включают в себя занятия на знакомство детей друг с другом, со школой, занятия, направленные на сплочение детского коллектива, на развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы, на социальную и личностную готовность как к сотрудничеству, так и к обучению в школе.
В рамках данного курса также предусмотрены тематические выступления, индивидуальное консультирование родителей, как самых заинтересованных участников образовательного процесса.
Цель: способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности старшего дошкольника посредством включения в сюжетно-ролевую игру и совместную деятельность.
Задачи:
1) Развитие умения договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им.
2) Учиться выполнять и принимать различные роли при совместной работе.
3) Развитие умения строить понятные для партнера просьбы, высказывания.
4) Развитие саморегуляции в деятельности и поведении, умения адекватно выражать свои эмоции.
5) Информирование родителей по обеспечению поддержки ребёнка в период подготовки к смене социального статуса.
Методы и основные приемы реализации программы: наблюдение, беседа, лекция, упражнение, игра, психологическая диагностика.
Оборудование: игровое поле (по типу проекта), фигурки животных, маски и атрибутика для разыгрывания сказок, раздаточный материал (задания на совместное и индивидуальное выполнение.
Предполагаемый результат:
· проявление конструктивных способов при взаимодействии и общении;
· проявление способности договориться, сотрудничать с партнёром по деятельности;
· снятие эмоционального напряжения (страха) при поступлении в школу;
· оптимизация социально-психологического климата в группе;
· психологическая и личностная готовность к школьному обучению детей и родителей.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Виды деятельности |
1 |
Знакомство друг с другом |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Беседа. Раскрашивание паровозиков. 3 Графический диктант 4 Упражнение «Сорока-белобока» |
2 |
Совместные дела |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Упражнение «Подарок маме» 3 Задание «Валенки» 4 Сюжетно-ролевая игра «Теремок» 5 Игра «Ипподром» |
3 |
Совместные дела |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Упражнение «Что возьмём с собой в школу» 3 Задание «Дорисуй до целого» 4 Сюжетно-ролевая игра «Колобок» 5 Упражнение «Четыре стихии» |
4 |
Как работать вместе и не ссориться |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Упражнение «В лесу» 3 Задание «Помоги кукле» 4 Сюжетно-ролевая «Семеро козлят» 5 Игра «Сфотографируй рыбку» |
5 |
Как работать вместе и не ссориться |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Упражнение «Что лежит в твоём портфеле?» 3 Задание «Путаница» 4 Сюжетно-ролевая игра «Репка» 5 Игра «Мы –весёлые мартышки» |
6 |
Играем по правилам |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Упражнение «Правила хорошего тона» 3 Задание «Варежки» 4 Сюжетно-ролевая игра «Три медведя» 5 Игра «Правая рука-левая рука» |
7 |
Диагностическое занятие |
1 Приветствие «Ладошки» 2 Диагностическая методика «Рисунок человека» 3 Диагностическая процедура «Домики» 4 Подведение итогов: работа с игровым полем
|
Курс «Волшебные ладошки»
Курс «Волшебные ладошки» предназначен для развития творческих способностей старшего дошкольника. Важным фактором при этом является развитие мелкой моторики, умению работать с композицией. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах. Парная работа способствует развитию навыков коммуникации. Оценка и самооценка проделанной работы формирует доброжелательное отношение друг к другу и адекватность в самооценивании. Программа нацелена на развитие у детей творческого, познавательного, пространственных представлений, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Цель: овладение элементарными умениями, навыками, способами изготовления композиций из различных материалов.
Задачи:
1. формирование нравственно - эстетической отзывчивости;
2. формирование художественных знаний, умений и навыков;
3. формировать предпосылки к учебной деятельности;
4. развитие речи, мышления, творческих способностей ребёнка;
5. развитие коммуникативных умений, доброжелательного отношения к сверстникам и педагогам;
6. развитие инициативности, самостоятельности и активности.
7. научить ребёнка создавать поделки из цветной, гофрированной бумаги.
Планируемые результаты
Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению с личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы).
2. В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя).
3. Выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы.
4. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
1. Учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
2.Учиться работать по предложенному учителем плану.
3.Учиться проговаривать последовательность действий на занятии.
4.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
5.Учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
1.Учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
2.Классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта.
3.Учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем.
Коммуникативные УУД:
1.Называть свою фамилию, имя, домашний адрес.
2.Слушать и понимать речь других.
3.Учиться оформлять свои мысли в устной форме.
4.Уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
5.Совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им.
6.Сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Формирование знаний и умений при выполнении творческих работ по технологии:
1. Уметь передавать задуманное в композиции.
2. Освоят навыки с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
3. Научаться видеть необычное в обычных предметах.
4. Разовьют мелкую моторику рук.
5. Освоят обобщённые способы работы.
6. Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
7. Освоят умение анализировать поделку.
8. Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так к другим)
Программа способствует активизации любознательности и развитие творческих способностей.
Содержание курса
Содержание данного курса направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
1. Закреплять умение работать с картоном, бумагой. Познакомиться с техникой оригами.
2. Иметь представление об аппликации.
3. Познакомится с некоторыми видами аппликации. Видами работ из бумаги и картона.
№ п/п |
Тема занятий |
Техника исполнений |
материал |
Виды деятельности |
1 |
Аппликация «Кот» |
Аппликация |
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. |
Наблюдать, фантазировать, работать с бумагой. Наносить рисунок на бумагу. |
2 |
Подарок маме |
Аппликация |
Цветная бумага, картон, клей, ножницы. |
Слушать, фантазировать, работать карандашом. |
3 |
Зимняя сказка |
Пластилинография |
Картон, пластилин. |
Составлять объёмные фигурки, анализировать, фантазировать. |
4 |
Новогодняя игрушка |
Аппликация из ватных дисков |
Ватные диски, картон, ленточка |
Работать с подручными материалами, фантазировать, работать с ножницами. |
5 |
Мимоза |
Объёмная аппликация(способ мятой бумаги) |
Цветная бумага, салфетки, картон, клей, ножницы. |
Работать с бумагой и ножницами. Складывать пополам, по диагонали. |
6 |
Черепашка |
Аппликация из кругов. |
Цветная бумага, клей, ножницы |
Слушать, фантазировать, работать с бумагой, ножницами. |
7 |
Лисичка |
Оригами |
Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры |
Слушать, фантазировать, работать с бумагой, ножницами. |
Вводное занятие
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном, пластилином
Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки
Техника оригами
Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
IV. Учебный план
Направление |
Название курса |
Количество часов за период обучения |
Количество часов в неделю |
|
|
||
Психологические занятия |
Приглашение в мир общения |
7 |
0,5 |
Логопедические занятия |
Речевые секреты |
7 |
0,5 |
Математика и конструирование |
Сказочная логика |
14 |
1 |
Развитие речи |
АБВГДейка |
14 |
1 |
Ритмика |
Звонкий каблучок |
7 |
0,5 |
Технология |
Волшебные ладошки |
7 |
0,5 |
Итого часов за весь период обучения |
56 |
4 |
V. Календарный учебный график
Начало учебного года: декабрь 2020 года.
Окончание учебного года: март 2020 года.
Каникулы: примерно совпадают по срокам с каникулами младших школьников.
Количество занятий в неделю: 4 занятия.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Перерыв между занятиями: 5-10 минут.
месяц |
Кол-во учебных недель |
Кол-во учебных дней |
Кол-во учебных часов |
Каникулярное время |
декабрь |
4 |
4 |
16 |
31.12.20 – 10.01.2021 |
январь |
3 |
3 |
12 |
|
февраль |
4 |
4 |
16 |
|
март |
3 |
3 |
12 |
22.03.21 - 28.03.21 |
|
Итоговое родительское собрание |
VI. Расписание занятий
Время |
1-я неделя |
2-я неделя |
||
|
1-я подгруппа |
2-я подгруппа |
1-я подгруппа |
2-я подгруппа |
10.00-10.25 |
Сказочная логика (математика и конструирование) |
Речевые секреты (логопедическое занятие) |
Звонкий каблучок (танцевальная студия)
|
АБВГДейка (развитие речи) |
10.30-10.55 |
Речевые секреты (логопедическое занятие) |
Сказочная логика (математика и конструирование) |
АБВГДейка (развитие речи) |
Звонкий каблучок (танцевальная студия)
|
11.05-11.30 |
АБВГДейка (развитие речи) |
Волшебные ладошки (творческая мастерская) |
Сказочная логика (математика и конструирование) |
Приглашение в мир общения (психологическое занятие) |
11.40-12.05 |
Волшебные ладошки (творческая мастерская) |
АБВГДейка (развитие речи) |
Приглашение в мир общения (психологическое занятие) |
Сказочная логика (математика и конструирование) |
VII. Материально-техническое и методическое обеспечение
№ п/п |
Кабинеты |
Необходимое оборудование и оснащение |
1. |
Кабинеты начальных классов
|
Во всех кабинетах начальной школы имеется современная регулируемая мебель на 30 посадочных мест, рабочее место учителя оборудовано компьютерным столом, компьютером с выходом в Интернет. В кабинетах начальной школы имеются интерактивные доски. В каждом классе имеются: проекторы, принтеры, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные магнитные доски, позволяющие вывешивать иллюстративный материал, магнитофоны,
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв), таблицы к основным разделам грамматического материала, раздаточный материал, карточки и др. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения в хорошо иллюстрированных книгах (отдельные в цифровой форме), портреты поэтов и писателей и др.
Таблицы по математике, комплекты геометрических фигур, пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками), учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.; учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел и др.
Таблицы по окружающему миру, набор полезных ископаемых, гербарий, лупы, самое необходимое лабораторное оборудование, компас, глобус, теллурий, карты (России, Новосибирской области, Куйбышевского района др.), для проведения опытов имеются колбочки, спиртовки, держатели и др. |
2. |
Кабинет ИЗО |
Двусторонние мольберты, гипсовые розетки, муляжи фруктов и овощей, натурный фонд (кружки, крынки, кувшины и т. п.), учебные рисунки и др. |
3. |
Большой и малый спортивные залы
|
Волейбольная сетка (2 шт), гимнастическая стенка (2 шт), гимнастические скамейки (15шт.), мячи волейбольные (15 шт.), футбольные (5 шт.), баскетбольные (15 шт.), большие мячи (4 шт.), скакалки (30 штук), маты (6 шт.), мячи резиновые (10 шт.), канат (2 шт.) кегли (15 шт.), лыжи без ботинок и лыжи с ботинками разных размеров, маты (11 шт.), мячи теннисные (15 шт.), эстафетные палочки (10 шт.), фишки (15 шт.), канат (1 шт.) и др. |
4.
|
Библиотека с читальным залом на 16 посадочных мест, имеется книгохранилище, медиатека, выставочная зона для книг,
|
В библиотеке имеется 2 компьютера с выходом в Интернет принтер. Энциклопедии: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, «От плуга до лазера», интерактивная энциклопедия науки и техники. Репродукции картин в хорошо иллюстрированных книгах. Цикл мультимедийных и методических пособий «Золотые уроки». |
5. |
Логопункт |
Ученические столы 2- местные с комплектом стульев, шкаф для хранения дидактического материала, компьютер, верботон, зеркала для индивидуальной работы (8 шт.), настенное зеркало, умывальник, шпатели, вата, спирт, салфетки. Дидактический материал: наглядно-иллюстративный материал, набор таблиц и картин по развитию речи, сигнальные карточки и др. |
6. |
Кабинет психологической разгрузки |
Столы и стулья для работы, угловой диван, песочница, наборы красок, карандашей, фломастеров, альбомы, мягкие игрушки, методический материал, наборы карточек и др. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.