Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
Детсад
29.05.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности  «Занимательная математика»
Занимательная математика_2021.docx

Министерство образования и науки Кузбасса

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

(МБОУ ДО «Дом детского творчества»)

 

 

 

 

 

 

Принята на заседании

педагогического

совета от ___________________

Протокол № ________________

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО

«Дом детского творчества»

  _______________ Рогозина Л.В.

«____»________________ 2021г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

 

«Занимательная математика»

 

Возраст учащихся: 5-7 лет,

срок реализации: 1 год

 

 

                                                                     

 

                                          Разработчик:

Хазиева Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Год разработки: 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевский ГО 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

1.1.Пояснительная записка …………………………………………….

3

 

1.2.Цель и задачи программы ………………………………………….

 

6

1.3.Содержание программы …………………….……………………..

7

 

1.3.1.      Учебный план ……………………………………………..……

7

 

1.3.2.      Содержание учебно-тематического плана……………………..

8

 

 

1.4.Планируемые результаты…………………………………………..

  12

 

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

 

2.1. Календарный учебный график …………………………………….

 

14

2.2. Условия реализации программы …………………………………..

 

15

2.3. Формы аттестации ………………………………………………….

 

15

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………..

 

15

2.5. Методические материалы ………………………………………….

 

17

3. Список литературы ………………………………………………

 

4. Приложение ……………………………………………………….   

22

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

1.1.            Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» относится к социально - гуманитарной направленности.

Её цель и задачи направлены на развитие мотивации, учащихся к познанию по математике, адаптацию к новым социальным условиям, развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

·      Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. (последняя редакция от 1.07.2020 г.).

·      Приказом Минобрнауки от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

·      Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).

·      Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2020г. (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).

·      Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

·      Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

·      Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" (приложение "Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий").

·      Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).

·      Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области-Кузбассе (раздел V. Порядок включения образовательных программ в систему персонифицированного финансирования) «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);

·      Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (МБОУ ДО «Дом детского творчества»);

·      Локальными актами МБОУДО «Дом детского творчества».

 

Обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Актуальность программы

Проблема психологической адаптации детей к школе в последнее время очень актуальна, особенно для так называемых «домашних детей», не посещающих дошкольные учреждения. И родители, и учителя начальной школы, естественно хотят, чтобы приход ребенка в школу прошел безболезненным, чтобы он быстро адаптировался к педагогу и сверстникам, и тем самым, создались бы благоприятные психологические условия для его успешной учебы.

В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Отличительная особенность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика" решает проблемы воспитания "домашних детей", т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе.

Особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Интеграция латентного, реального и опосредованного обучения позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.

Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе:

• цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах (http://ddt-prk.edu.ru/ , https://sites.google.com/view/ddt-intell/главная-страница );

• видео­конференции (Zoom. Google Hangouts);

• электронная почта, мессенджер WhatsApp;

• облачные сервисы (Google Drive).

Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятия по уважительной причине.

Родительские собрания и консультации могут проводиться в режиме онлайн с использованием платформ Zoom, Skype и др.

Педагогическая целесообразность

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная математика», ребёнок ов­ладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а также создать собственное пространство для общения. Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Разноуровневость программы

Для возрастной группы 5 лет уровень сложности стартовый. Задания подбираются в соответствии с возрастом.

Для возрастной группы 6-7 лет уровень сложности базовый.

 

Адресат программы

 

Программа «Занимательная математика» адресована детям 5-7 лет.

Для начала усвоения программного материала к учащимся не предъявляются определенные требования. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

Группы имеют постоянный состав. Наполняемость в группах не более 15 человек. Прием детей в группы производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

 

Объем программы и срок освоения программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, для дошкольников в возрасте 5-7 лет, объем программы 72 часа.

 

Режим занятий

 

Год

обучения

Продолжительность занятия

Количество

занятий                      в неделю

Количество

часов                          в неделю

Количество

часов в год

1

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (СанПиН СП 2.4. 3648-20 от 18.12.2020 г.)

 

Формы обучения и виды занятий

 

Форма обучения - очная.

Форма организации образовательной деятельности - занятия могут быть групповыми, индивидуальными или индивидуально-групповыми.

Основной формой обучения по данной программе является занятие.

В ходе реализации программы используются следующие основные виды занятий:  

-       презентация;

-       интерактивная игра;

-       викторина;

-       ролевая игра;

-       соревнования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» предусматривает проведение занятий по следующим разделам:

• величина;

• количество и счет;

• логические задачи;

• геометрические фигуры;

• ориентировка во времени;

• ориентировка в пространстве.

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке конкурсов, фестивалей, поездок.

При реализации программы частично применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

 

1.2.            Цель и задачи программы

 

Цель программы: познавательное развитие учащихся через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи программы:

Образовательные:

-        учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения, преобразования, комбинирования;

-        формировать представления, учащихся об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

-        учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Развивающие:

-        развивать способность самостоятельно решать задачи - занимательные, практические, игровые;

-        развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

-        способствовать развитию познавательного интереса к информатике и формирование элементов IT- компетенций.

Воспитательные:

-        воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми;

-        воспитывать у учащихся интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

-        воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

 

1.3.            Содержание программы

 

Содержание программы представлено учебно-тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе (см. таблицу №1), которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.

 

1.3.1.      УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Наименование темы

Всего часов

теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие

1

1

 

Беседа. Опрос.

2.

Количество и счёт

28

13

13

Викторина: «Соседи»

2.1.

Числа и цифры 1 -5.                

Связь   числа с количеством.

8

4

4

2.2.

Число и цифра 6.

2

1

1

2.3.

Число и цифра 7.

2

1

1

2.4.

Число и цифра 8.

2

1

1

2.5.

Число и цифра 9.

2

1

1

2.6.

Число и цифра 0.

2

1

1

2.7.

Число 10.

2

1

1

2.8.

Знаки =, >, <, сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество); преобразование неравенства в равенство и наоборот

2

1

1

2.9.

Знаки +, -, =. Сложение  и вычитание чисел от 0 до 10

4

1

1

2.10.

Закрепление пройденного

2

1

1

3.

Геометрические фигуры

14

6

6

Игра: «Кто больше принесет»

3.1.

Линия

2

1

1

3.2.

Круг, овал

2

1

1

3.3.

Треугольник

2

1

1

3.4.

Прямоугольник

2

1

1

3.5.

Квадрат

2

1

1

3.6.

Измерение длин сторон фигур при помощи ученической линейки

2

1

1

3.7.

Деление фигур на равные и неравные части

2

1

1

4.

Величина

10

5

5

Игра: «Кто больше»

4.1.

Большой-маленький

Сравнение предметов по величине

2

1

1

4.2.

Длинный-короткий

Сравнение предметов по длине

2

1

1

4.3.

Высокий-низкий

Сравнение предметов по высоте

2

1

1

4.4.

Широкий – узкий

Сравнение предметов по ширине

2

1

1

4.5.

Сравнение предметов по форме и цвету

2

1

1

5.

Ориентировка во времени

6

2

3

Игра: «Что сначала что потом»

5.1.

Утро, день, вечер, ночь

2

1

1

5.2.

Дни недели

2

1

1

5.3.

Временные представления о временах года

2

1

1

6.

Ориентировка в пространстве

8

4

4

Игра: «Найди свой домик»

6.1.

Понятия: слева, справа

2

1

1

6.2.

Понятия: вверху, внизу, в центре

2

1

1

6.3.

Понятия: перед, за, между, около, над, за, под

2

1

1

6.4.

Далеко, близко, рядом

2

1

1

7.

Логические задачи

4

4

5

Игра «Собери бусы», Игра «Кто лишний»

7.1.

Задачи на сравнение

2

1

1

7.2.

Задачи на классификацию

2

1

1

8.

Итоговая диагностика

1

 

1

Диагностика

 

ИТОГО:

72

35

37

 

 

1.3.2.      Содержание учебно-тематического плана

 

Раздел 1. «Введение»

 

Тема №1.1 «Вводное занятие».

Теория: вводный инструктаж.

Практика: экскурсия по «Дому творчества».

Форма контроля: Беседа. Опрос.

 

Раздел 2. «Количество и счёт»

 

 Тема № 2.1 «Числа и цифры 1-5. Связь числа с количеством».

Теория: начальные представления о цифрах 1-5 и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.2 «Число и цифра 6».

Теория: начальные представления о цифре и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Счёт двойками. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема № 2.3 «Число и цифра 7».

Теория: начальные представления о цифре и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Счёт двойками. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.4 «Число и цифра 8».

Теория: начальные представления о цифре и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Счёт двойками. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.5 «Число и цифра 9».

Теория: начальные представления о цифре и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Счёт двойками. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.6 «Число и цифра 0».

Теория: начальные представления о цифре и числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.7 «Число 10».

Теория: начальные представления о числе. Прямой счёт. Обратный счёт. Предыдущие и последующие цифры (соседи). Состав числа. Счёт двойками. Установление соответствия меж­ду количеством предметов и числом. Ответы на вопросы: «Сколько всего? Какой по счёту?».

Практика: игры на фланелеграфе. Игры: «Счётная лесенка», «Счётные    палочки».

 

Тема №2.8 «Знаки =, >, <».

Теория: сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество), преобразование неравенства в равенство и наоборот.

 Практика: игра «Весы».

 

Тема №2.9 «Знаки +, -, =. Сложение чисел от 5 до 10».

Теория: закрепить знания о числе и цифре, прямой и обратный счет, состав числа, связь числа с количеством знаки +,-,=.

Практика: игра «Разложи в корзинки фрукты».

 

Тема 2.10 «Закрепление пройденного».

Практика: тест по теме «Количество и счет».

 

Формы контроля: Викторина «Соседи».

 

Раздел 3. «Геометрические фигуры»

 

Тема № 3.1 «Линия».

Теория: познакомить с понятием точка, луч, отрезок, прямая линия (вертикальная, горизонтальная).

Практика: игра «Найди и назови».

 

Тема № 3.2 «Круг, овал».

Теория: учить обследовать предметы осязательно-двигательным способом;

экспериментально выяснить свойства тел: дать понятие об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов, особенностях движения по прямой и наклонной плоскости.

Практика: игры «Покатаем шарики», проведение опытов.

 

Тема№ 3.3 «Треугольник».

Теория: познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Практика: игровое упражнение «Найди такой же».

 

Тема №3.4 «Прямоугольник».

Теория: способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах.

Практика: игра «Превращение прямоугольника».

 

Тема№3.5«Квадрат».

Теория: способствовать формированию представлений о квадрате и его свойствах.

 Практика: игры со строительным материалом.

 

Тема №3.6 «Измерение длин сторон фигур при помощи ученической линейки».

Теория: дать представления о том, что длинны предметов можно сравнить, используя определённую условную мерку.

Практика: измерение предметов условной меркой.

 

Тема №3.7 «Деление фигур на равные и неравные части».

Теория: формировать понятия «целое» и «часть», продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, различать и называть основные цвета.

Практика: игра «что похоже на…», «Найди такую же», игра «Сложи фигуру».

 

Форма контроля: Игра: «Кто больше принесет».

 

                                        Раздел 4. «Величина»

 

Тема №4.1 «Большой – маленький. Сравнение предметов по величине».

Теория: учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький.

Практика: игровое упражнение «Матрешки-крошки».

 

Тема №4.2 «Длинный - короткий. Сравнение предметов по длине».

Теория: сравнивать предметы, выделяя параметр длины «длинный», «короткий», находить сходства и различия.

Практика: игра «Цветные ленточки».

 

Тема №4.3 «Высокий – низкий. Сравнение предметов по высоте».

Теория: развивать умение при сравнении 3 предметов выделять параметр высоты.

Практика: игра «Три медведя».

 

Тема №4.4 «Широкий - узкий. Сравнение предметов по величине».

Теория: сравнивать предметы, выделяя параметр ширины «шире», «уже», находить сходства и различия.

Практика: игра «Цветные ленточки».

 

Тема №4.3 «Сравнение предметов по форме и цвету».

Теория: сравнивать предметы, выделяя параметры «форма» и «цвет».

Практика: игра «Разложи фигуру по заданному признаку».

 

Форма контроля: Игра: «Кто больше».

 

                         Раздел 5. «Ориентировка во времени»

 

Тема 5.1 «Утро, день, вечер, ночь».

Теория: познакомить с частями суток, развивать умение ориентироваться во временных понятиях.

Практика: развивающие игры «Наш день».

 

Тема 5.2 «Дни недели».

Теория: познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели.

Практика: дидактическая игра «Неделька».

 

Тема 5.3 «Временные представления о временах года».

Теория: познакомить и закрепить с детьми знания о временах года.

Практика: игра «Одень куклу», игра «Когда это бывает?».

 

Форма контроля: Игра: «Что сначала, что потом».

 

                   Раздел 6. «Ориентировка в пространстве»

 

Тема №6.1 «Понятия: слева, справа».

Теория: познакомить с понятиями «слева, справа».

Практика: рисование на листе, игра «Где звенит колокольчик».

 

Тема №6.2 «Понятия: вверху, внизу, в центре».

Теория: познакомить с понятиями «вверх, вниз, центр».

Практика: игра «Мишкина зарядка».

 

Тема №6.3 «Понятия: перед, за, между, около, над, за, под».

Теория: познакомить с понятиями «перед, за, между, около, над, за, под».

Практика: игра «Зоопарк».

 

Тема №6.3 «Понятия: далеко, близко, рядом».

Теория: познакомить с понятиями «далеко, близко, рядом».

Практика: игра «Расставь фигуры».

 

Форма контроля: Игра: «Найди свой домик».

 

                    Раздел 7. «Логические задачи»

 

Тема№7.1 «Задачи на сравнение».

Теория: закреплять умение определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.

Практика: игры с «матрешками».

 

Тема№7.2 «Задачи на классификацию».

Теория: уметь выбирать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

Практика: дидактические игры «Подбери по цвету», «по размеру»…

 

Тема№7.3 «Задачи на установление последовательности событий».

Теория: совершенствовать умения решать логические задачи на установление последовательности событий (части суток, времена года).

Практика: игра «Путешествие по временам года».

 

Форма контроля: Игра «Кто лишний», Игра: «Собери бусы».

 

                             Раздел 8. «Итоговая диагностика»

 

Практика: тест по пройденному материалу.

 

1.4.            Планируемые результаты

 

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Занимательная математика» у учащихся формируются результаты: Образовательные:

-        необходимые знания базовых арифметических понятий;

-        умение читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 10;

-        умение выполнения сложения и вычитания;

-        умение правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

-        необходимые знания для решения текстовых задач в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/ уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);

-        знания геометрических фигур (линия; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).

Развивающие:

-          умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-          умение понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

-          умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в тетради для передачи информации (условные обозначения);

-          умение проводить сравнение объектов с целью выделения их различия;

-          познавательный интерес к информатике и формирование элементов IT- компетенций.

Воспитательные:

-          вырабатывается мотивация к учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

-          воспитываются личностные качества: целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, чувства коллективизма и взаимной поддержки;

-          владеет навыками общения и сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

 

В результате освоения программы, учащиеся будут знать:

-        прямой и обратный счет от 0 до 10;

-        понятия длина, ширина, высота, далеко-близко, длиннее - короче, выше -ниже, уже - шире, быстро – медленно;

-        основные геометрические фигуры;

-        последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда;

-        горизонтальные, вертикальные, прямые, кривые, ломанные линии;

-        арифметические знаки (+,-,=,<,>);

будут уметь:

-        считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

-        сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну;

-        сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.);

-        пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =, <,>);

-        определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

-        показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта;

-        работать по образцу;

-        писать цифры в прописях;

-        пользоваться линейкой, трафаретами.

 

 


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.      КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная математика» на 2021-2022 учебный год

 

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Апрель

май

 

03.09-07.09

10.09-14.09

17.09-21.09

24.09-28.09

01.10-05.10

08.10-12.10

15.10-10.10

22.10-26.10

29.10-02.11

05.11-09.11

12.11-16.11

19.11-23.11

26.11-30.11

03.12-07.12

10.12-14.12

17.12-21.12

24.12-28.12

31.12-04.01

07.01-11.01

14.01-18.01

21.01-25.01

28.01-01.02

04.02-08.02

11.02-15.02

18.02-22.02

25.02-01.03

04.03-08.03

11.03-15.03

18.03-22.03

25.03-29.03

01.04-05.04

08.04-12.04

15.04-19.04

22.04-26.04

29.04-03.05

06.05-10.05

13.05-17.05

20.05-24.05

27.05-31.05

неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

№ занятия

1,2

3,4

5,6

7,8

9,10

11,12

13,14

15,16

17,18

19

20,21

22,23

24,25

26,27

28,29

30,31

32,33

34

35

36,37

38,39

40,41

42,43

44,45

46,47

48,49

50,51

52,53

54,55

56,57

58,59

60,61

62,63

64,65

66

67,68

69,70

71,72

 

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

 

Июнь

Июль

Август

 

 

Всего уч. недель/часов

Всего часов по программе

Теории

Практики

36 (72)

21

51

 

Условные обозначения:

¾    аттестация

¾    каникулярный период

¾    введение занятий по расписанию


2.2. Условия реализации программы

 

Для успешного решения задач воспитания и обучения, нужны определенные условия:

Материально - техническое обеспечение программы

Занятия проводятся на базе МБОУ ДО «Дом детского творчества» в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете.

Оборудование: типовые, учебные столы и стулья с учетом физических особенностей учащегося - 10 шт., стенды, шкафы для наглядно-дидактического материала, телевизор-1 шт.

-        демонстрационный материал;

-        мультимедийная аппаратура;

-        видеоаппаратура;

-        копировальная техника;

-        маркерная доска;

-        дидактические игры;

-  раздаточный материал.

Методические условия:

Наглядно-дидактический материал: программа, методические пособия для проведения занятий, настольно-печатные игры, «Словарь основных понятий», комплексы упражнений для снятия психофизического напряжения, задания для тематического контроля.

 

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

 

2.3. Формы аттестации

 

Мониторинг результатов освоения программы

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе и с использованием метода педагогического наблюдения и выполнением учащимися диагностических, тестовых заданий. В течение всего учебного года педагогическое наблюдение, опрос, контрольные занятия, самостоятельные работы.

На основе полученных данных в ходе мониторинга делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

 

Формы контроля

-                      текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, беседа в ходе выполнения практических заданий);

-                      диагностика (Приложение №1 (на начало учебного года и на конец учебного года));

 

2.4.   Оценочные материалы

 

Для определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная математика» проводится диагностика результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений и навыков в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение 1).

     Диагностические срезы поводятся на начало учебного года и на конец учебного года. Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях.

Критерии наблюдения.

1.                 Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи педагога (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгады­вания, поиска пути решения проблемы.

2.                Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопо­ставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответ­ствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

3.               Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный само­контроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ре­бенком связи математической задачи и полученного результата.

Результаты реализации воспитательных и развивающих задач программы, личностных результаты отслеживаются посредством наблюдения за поведением детей в различных ситуациях и проведения диагностических методик на определение сформированности у учащихся интереса к процессу познания, желание преодолевать трудности, интеллектуальной культуру на основе овладения навыками учебной деятельности.

В качестве форм подведения итогов реализации программы используются: опрос, игра «Путешествие в страну знаний», математическая викторина, мини-олимпиада.

 

Перечень оценочных материалов

 

Раздел программы

Диагностический инструментарий

Оценочные материалы

1.  Вводное занятие

 

Беседа. Опрос.

2.  Количество и счёт

Викторина

Викторина: «Соседи»

3.  Геометрические фигуры

Игра

Игра: «Кто больше принесет»

4.  Величина

Игра

Игра: «Кто больше»

5.  Ориентировка во времени

Игра

Игра: «Что сначала что потом»

6.  Ориентировка в пространстве

Игра

Игра: «Найди свой домик»

7.  Логические задачи

Игра

Игра «Собери бусы», Игра «Кто лишний»

8.  Итоговая диагностика

Тест

Диагностика

 

2.5. Методические материалы

 

1.Словарь терминов

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Множество — совокупность элементов, выделенных по какому-либо признаку в обособленную группу.

Натуральное число – это результат определения мощности множества. Оно имеет два значение: количественное и порядковое.

Количественное значение - натурального числа указывает на количество                единиц в числе или количество элементов в множестве, отвечает на вопрос «сколько?».

Порядковое значение натурального числа указывает на место числа в числовом ряду, на порядковый номер предмета, отвечает на вопрос «который?».

Натуральные числа образуют натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,…

Вычислительная деятельность – это действия с числами (+, -), осуществляемые через решение арифметических задач и числовых примеров.

Задача – это упражнение, которое решается посредством умозаключения, вычисления.

Цифра – это графическое изображение числа.

Величина – это такое качество предметов и действий, по которому можно сравнивать предметы друг с другом, так как в разных предметах и действиях оно находится в разной количественности.

Свойства величины.

1.Сравнимость – только сравнивая мы можем установить равны или неравны предметы по величине

-        Непосредственное сравнение путём наложения и приложения.

-        Опосредованное сравнение – по представлению.

-        На глаз – на расстоянии.

-        Путём измерения.

2.    Изменчивость – изменение величины предмета, но не его сути (укоротили ножки у стульчика – изменилась высота, но не суть).

3.    Относительность – зависимость величины от:

-        того, с каким предметом мы сравниваем;

-        от пространственного расположения предметов;

-        от расстояния, с которого мы воспринимаем предмет.

Измерение - это совокупность действий, выполняемых с целью нахождения числового значения измеряемой величины в общепринятых единицах измерения (см; мм; кг;…)

Форма – пространственный признак любого предмета (внешнее очертание, вид), носитель предметного содержания окружающего нас мира (все предметы имеют форму). Не выделив и не опознав форму человек бы не смог различать предметы. Определяя форму предмета, мы опираемся на эталоны – геометрические фигуры.

Геометрическая фигура – это всякое непустое множество точек, линий, поверхностей. Геометрические фигуры подразделяются на плоские и пространственные.

Время – философское понятие – это форма последовательной смены явлений и состояний материи.В переводе с древнерусского «время» - «вращение».

Свойства времени:

1.        Текучесть, длительность, т.е. время постоянно течёт в одном направлении.→

2.        Необратимость и не повторяемость.

3.        Время не воспринимается органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).

4.        Пространство – это форма существования материи (бесконечное вместилище вещей, арена движения тел).

5.        Ориентировка в пространстве означает:

6.        Ориентировку на местности:

а) определение «точки стояния», т. е. место нахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;
б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношение между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

7.        Ориентировку на себе – ориентировка на собственном теле.

8.        Ориентировку на другом человеке.

9.        Ориентировку на листе бумаги.

 

2.5.1.Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Занимательная математика»

 

 

№ п/п,

название раздела/темы

Вид материалов

Название

 

1.

Вводное занятие

 

 

 

2.

Количество и счёт

 

2.1.

Числа и цифры 1 -5.         

Связь   числа с количеством.

Презентации

 

 

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Карточки

Счетный материал

Компьютерная игра

«Цифра 1», «Цифра 2», «Цифра 3», «Цифра 4», «Цифра 5», «Учимся считать пальцы», «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

Карточки-цифры

Счетные палочки, пуговицы

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

 

2.2.

Число и цифра 6.

Презентация Дидактическая игра

Дидактическая игра

Карточки Компьютерная игра

«Цифра 6», «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

Карточки-цифры

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

 

2.3.

Число и цифра 7.

Презентация Дидактическая игра

Дидактическая игра Компьютерная игра

«Цифра 7» , «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

 

2.4.

Число и цифра 8.

Презентация Дидактическая игра

Дидактическая игра Компьютерная игра

«Цифра 8», «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

 

2.5.

Число и цифра 9.

Презентация Дидактическая игра

Дидактическая игра Компьютерная игра

«Цифра 9», «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки»

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

 

2.6.

Число и цифра 0.

Презентация Дидактическая игра

Дидактическая игра Компьютерная игра

«Цифра 0», «Учим цифры»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисую цифры, Счет предметов

 

2.7.

Число 10.

Презентация

 

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Интерактивная игра-презентация Компьютерная игра

 

 

Компьютерная игра

«Цифра 10», «Состав числа 10», «Числа от 1 до 10»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

«Сколько?», «Найди цифру»

 

«GCompris»_Последовательность чисел, Рисуй цифры, Счет предметов

Диск «Веселые уроки. Учим цифры и счет», Мармеладные жуки, Знакомство с цифрами, Телефон

 

2.8.

Знаки =, >, <, сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество); преобразование неравенства в равенство и наоборот

Презентация

 

Дидактическая игра

Презентация

 

 

Компьютерная игра

 

 

 

Компьютерная игра

 

 

Компьютерная игра

 

«Сравнение множеств», «К Ежику на день рождение», «Столько же, Больше, Меньше»

«Крышечки-счет»

«Состав чисел первого десятка. Математическое путешествие в зимнюю сказку».

«Весела информатика для малышей» - 8 Игра I к теме «Сравнение чисел», 9 игра II к теме «Сравнение чисел»

«GCompris»_Подели конфеты

Диск «Веселые уроки. Учим цифры и счет», Отсчитать количество (Весы), Сравнение

 

2.9.

Знаки +, -, =. Сложение  и вычитание чисел от 0 до 10

Презентация-игра Дидактическая игра

Дидактическая игра

Компьютерная игра

 

Компьютерная игра

 

 

 

 

Компьютерная игра

«Веселая математика»

«Божья коровка-состав числа»

«Крышечки-счет»

«Весела информатика для малышей» - 14, 16

«GCompris»_Подбери выражение, Поедатель неравенства, Поедатель равенства, Шляпа фокусника (-,+)

Диск «Веселые уроки. Учим цифры и счет», Сложение, Вычитание

 

2.10.

Закрепление пройденного

Компьютерная игра

«Весела информатика для малышей» - 4, 5, 6, 7

 

3.

Геометрические фигуры

 

3.1.

Линия

Презентация

 

Видео

«Математическая сказка», «Геометрия для малышей»

«Линии», «Точка»

 

3.2.

Круг, овал

Набор

Презентация

Видео

 

«Геометрические фигуры»

«Геометрические фигуры»

«Изучаем геометрические фигуры», «Геометрические фигуры»

 

3.3.

Треугольник

Набор

Презентация

Видео

«Геометрические фигуры»

«Геометрические фигуры»

«Изучаем геометрические фигуры», «Геометрические фигуры»

 

3.4.

Прямоугольник

Набор

Презентация

Видео

«Геометрические фигуры»

«Геометрические фигуры»

«Изучаем геометрические фигуры», «Геометрические фигуры»

 

3.5.

Квадрат

Набор

Презентация

 

 

 

Видео

 

 

Компьютерная игра

«Геометрические фигуры»

«Многоугольник», «Многоугольники», «Изучение геометрических фигур»

«Геометрические фигуры»

«Изучаем геометрические фигуры»

«Весела информатика для малышей» - 66

 

3.6.

Измерение длин сторон фигур при помощи ученической линейки

Набор

 

«Геометрические фигуры»

 

 

3.7.

Деление фигур на равные и неравные части

Дидактическая игра

 

Презентация

Компьютерная игра

 

 

Компьютерная игра

«Сложи квадрат», «Пентамино»

«Многоугольники_ Буратино»

«Маленький гений учится сопоставлять» - игра Квадратики

Адалин_NY_1 часть 2, занятие 16, 17, 20, 21, 22 (только задание «Мозайка»)

 

4.

Величина

 

4.1.

Большой-маленький

Сравнение предметов по величине

Видео

 

 

Компьютерная игра

«Большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий»

«Весела информатика для малышей» - 26

 

4.2.

Длинный-короткий

Сравнение предметов по длине

Видео

 

 

Презентация

 

Компьютерная игра

«Большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий»

«Длинный-короткий, длиннее-короче»

«Весела информатика для малышей» - 49

 

4.3.

Высокий-низкий

Сравнение предметов по высоте

Видео

 

 

Презентация

Видео

 

 

Компьютерная игра

«Большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий»

«Высокий-низкий»

«Мультфильм Приключение Малыша. Математические величины – выше-ниже»

«Весела информатика для малышей» - 50

 

4.4.

Широкий – узкий

Сравнение предметов по ширине

Видео

Компьютерная игра

 

Компьютерная игра

«Учим узкое и широкое»

Адалин_NY_MATEMATIKA_часть

«Весела информатика для малышей» - 51

 

4.5.

Сравнение предметов по форме и цвету

Компьютерная игра

«Весела информатика для малышей» - 35, 37, 66, 59

 

5.

Ориентировка во времени

 

5.1.

Утро, день, вечер, ночь

Презентация

«Части суток»

 

5.2.

Дни недели

Презентация

«Дни недели»

 

5.3.

Временные представления о временах года

Презентация

Компьютерная игра

 

«Минутки, часы, сутки»

«Весела информатика для малышей» - 57

 

6.

Ориентировка в пространстве

 

6.1.

Понятия: слева, справа

Интерактивная игра-презентация

«Новые приключения Вовки в тридесятом царстве», «Слева-справа»

 

6.2.

Понятия: вверху, внизу, в центре

Презентация-игра

«Вверх-вниз»

 

6.3.

Понятия: перед, за, между, около, над, за, под

Презентация

Понятия: перед, за, между, около, над, за, под

 

6.4.

Далеко, близко, рядом

Презентация

Далеко, близко, рядом

 

7.

Логические задачи

 

7.1.

Задачи на сравнение

Презентация

Компьютерная игра

 

Компьютерная игра

 

«Сравнение предметов»

«Весела информатика для малышей» - 57

Диск «Веселые уроки. Учим цифры и счет», Сортировка, Удали лишний предмет, Продолжить ряд

 

7.2.

Задачи на классификацию

Игра-презентация

Компьютерная игра

 

Компьютерная игра

 

«Убери лишнее»

«Весела информатика для малышей» - 58

Диск «Веселые уроки. Учим цифры и счет», Сортировка, Удали лишний предмет, Продолжить ряд

 

8.

Итоговая диагностика

 

 

 

 

 

 

 

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                            Бабаева, Т.И., Михайлова, З.А., Гуревич, Л.М.  Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич. —    СПб. : Акцидент, 2005. — 87 с.

2.                            Гребенкина, Н.Н., Гришина, В.Н. Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Гребенкина , В.Н. Гришина. — Новокузнецк/ Новокузнецкий городской институт усовершенствования учителей, 2006. — 63 с.

3.                            Колесникова, Е.В.  Математика для дошкольников /Е.В. Колесникова. —  М.: ТЦ Сфера, 2001. — 144 с.

4.                            Колесникова, Е.В.  Я считаю до десяти / Е.В. Колесникова. —  М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

5.                            Колесникова, Е.В.  Математика для детей 6 – 7 лет/Е.В. Колесникова. —  М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с.

6.                            Колесникова, Е.В. Демонстрационный материал по математике /Е.В. Колесникова. —  М.: ТЦ Сфера, 2008. — 25 с.

7.                            Михайлова, З.А.  Игровые занимательные задачи для дошкольников /З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 2004. —  105 с.

8.                            Михайлова, З.А. Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно /З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. — С – П.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2002. — 61 с.

9.                            Михайлова, З.А.  Математика – это интересно /З.А. Михайлова. — С-П.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2002. —  140с.

10.                     Светлова, Н. Сравни и измерь /Н. Светлова. — М.: ЭКСМО. ПРЕСС, 2002. — 127 с.

11.                     Федин, О.С. Как научить ребёнка считать /О.С. Федин. — М.: Айрис - ПРЕСС, 2004. — 144 с.

12.                     Федин, О.С. Как научить ребёнка считать /О.С. Федин. — М.: Айрис - ПРЕСС, 2004. — 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПРИЛОЖЕНИЕ

 

    Приложение 1

 

Диагностика математических умений

 

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

 

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. высокий

С.средний

Н. низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математические игры

 

№1.  Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ _________________________

Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.

Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.

 

№2.  Соедини линией.

Соедини линией цифру с количеством предметов.

Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.

 

№3.Сравнивание групп предметов.

Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

Планируемый результат: Сравнивать группы предметов на основе составления пар.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».

 

№4.  Запиши цифрой.

 Купили 6 бананов,2 съели. Сколько бананов осталось?

 Мама купила 5 яблок, папа купил еще 3 яблока. Сколько яблок стало?

Планируемый результат: отвечать на поставленные педагогом вопросы: Сколько стало? Сколько осталось?

Умения, характеризующие достижение этого результата: внимательно слушать, понимать смысл объединения частей в целое, выделения части из целого.

 

№5.  Составь узор.

- закрась кружок красным цветом;

- сверху нарисуй красный квадрат;

- справа от квадрата – желтый треугольник;

- под треугольником нарисуй зеленый круг;

- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.

Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.

 

№6. Выполни штриховку.

Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.

Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.


Приложение 2

Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 5 лет.

Критерии

да

частично

нет

1.                  

Количество и счет

ü  считать в пределах 5, пользуясь пра­вильными приемами счета (называть числительные по поряд­ку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовы­вать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).

ü  писать цифры по точкам.

ü  соотносить цифры с количеством предметов.

ü  понимать отношения между числами в пределах 5.

ü  отгадывать математические загадки.

ü  знать порядковый счет в пределах 5, различать количествен­ный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколь­ко?», «который?», «какой по счету?».

ü  устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, распо­ложению.

ü  знать стихи, загадки, считалки, в кото­рых присутствуют числа.

 

 

 

2.                  

Геометрические фигуры

ü  знать геометрические фигуры: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

ü  знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

ü  иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

ü  уметь видеть геометрические фигуры в формах окружаю­щих предметов, символических изображениях предметов.

 

 

 

3.                  

Величина

ü  сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 раз­меров).

ü  употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).

ü  выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

 

 

 

4.                  

Ориентировка во времени

ü  различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

ü  различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

ü  отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правиль­но пользоваться этими словами.

ü  различать понятия: быстро, медленно.

 

 

 

5.                  

Ориентировка в пространстве

ü  учиться различать правую и левую руку, раскла­дывать счетный материал, считать правой рукой слева на­право.

ü  учиться обозначать словами положение предме­та относительно себя.

ü  учиться ориентироваться на листе бумаги.

 

 

 

6.                  

Логические задачи

ü  продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

 

 

 

Приложение 3

Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 6 лет.

Критерии

да

частично

нет

1.                  

Количество и счет

ü  иметь представления о числах и цифрах до 5.

ü  иметь представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

ü  считать по образцу и названному числу, писать цифры от 1 до 10.

ü  уметь отгадывать математические загадки, уметь записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

ü  знать математические знаки +, -, =, <, >.

ü  уметь различать количественный и порядковый счет в пределах 10.

ü  составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

ü  знать, как из неравенства сделать равенство.

ü  устанавливать соответствие между количеством пред­метов и цифрой.

 

 

 

2.                  

Геометрические фигуры

ü  знать геометрические фигуры: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

ü  уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

ü  запомнить геометрическую фигуру — трапецию.

ü  преобразовывать одни фигуры в другие (путем скла­дывания, разрезания, выкладывания из палочек).

ü  ознакомиться с тетрадью в клетку.

ü  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

ü  рисовать в тетради в клетку символические изобра­жения предметов из геометрических фигур.

ü  выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию.

ü  выкладывать символические изображения предме­тов из счетных палочек (домик, лодка, елочка).

 

 

 

3.                  

Величина

ü  научиться располагать предметы в возрастающем и убываю­щем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, исполь­зуя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.).

ü  уметь делить предмет на 2, 4 и более частей.

ü  понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

 

 

 

4.                  

Ориентировка во времени

ü  иметь временные представления о частях суток, временах года.

ü  называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

ü  узнавать названия месяцев.

ü  ориентироваться в пространстве.

 

 

 

5.                  

Логические задачи

ü  решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

 

 

 

Приложение 4

Таблица №4. Критерии результативности программы для детей 7 лет.

Критерии

да

частично

нет

1.                  

Общие умения

ü Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

ü Считать до 10 и дальше.

ü Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

ü Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

ü Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

ü Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

ü Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

ü Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

ü Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

ü Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

ü Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

ü Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

ü Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

 

 

 

2.                  

Общие знания

ü Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

ü Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

ü Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

ü Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

 

 

 

3.                  

Иметь представление

ü О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

ü О временных интервалах: временем суток, года.

ü Об определении времени по часам

ü О количественной характеристике числа.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Прокопьевский ГО 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1

Прокопьевский ГО 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Локальными актами МБОУДО «Дом детского творчества»

Локальными актами МБОУДО «Дом детского творчества»

Особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка

Особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка

Режим занятий Год обучения

Режим занятий Год обучения

Развивающие: - развивать способность самостоятельно решать задачи - занимательные, практические, игровые; - развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения; - способствовать развитию…

Развивающие: - развивать способность самостоятельно решать задачи - занимательные, практические, игровые; - развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения; - способствовать развитию…

Измерение длин сторон фигур при помощи ученической линейки 2 1 1 3

Измерение длин сторон фигур при помощи ученической линейки 2 1 1 3

Практика: игры на фланелеграфе

Практика: игры на фланелеграфе

Теория: познакомить с понятием точка, луч, отрезок, прямая линия (вертикальная, горизонтальная)

Теория: познакомить с понятием точка, луч, отрезок, прямая линия (вертикальная, горизонтальная)

Практика : игра «Цветные ленточки»

Практика : игра «Цветные ленточки»

Теория: уметь выбирать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер

Теория: уметь выбирать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер

- последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда; - горизонтальные, вертикальные, прямые, кривые, ломанные линии; - арифметические знаки (+,-,=, <,>)…

- последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда; - горизонтальные, вертикальные, прямые, кривые, ломанные линии; - арифметические знаки (+,-,=, <,>)…

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Цель : выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности

Цель : выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности

Методические материалы 1.Словарь терминов

Методические материалы 1.Словарь терминов

Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т

Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т

Рисуй цифры, Счет предметов 2

Рисуй цифры, Счет предметов 2

Линия Презентация Видео «Математическая сказка», «Геометрия для малышей» «Линии», «Точка» 3

Линия Презентация Видео «Математическая сказка», «Геометрия для малышей» «Линии», «Точка» 3

Высокий-низкий Сравнение предметов по высоте

Высокий-низкий Сравнение предметов по высоте

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1

Математические игры №1.

Математические игры №1.

Приложение 2 Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 5 лет

Приложение 2 Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 5 лет

Приложение 3 Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 6 лет

Приложение 3 Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 6 лет

Приложение 4 Таблица №4. Критерии результативности программы для детей 7 лет

Приложение 4 Таблица №4. Критерии результативности программы для детей 7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021