Приложение 1
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества и спорта»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «24» августа 2022 г. Протокол № 1
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Центр развития творчества и спорта» ___________ Т.И.Муксимов 25.08.2022 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Занимательная математика»
студии раннего творческого развития «Семицветик»
Возраст обучающихся: 3-7 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фау Анна Вадимовна,
педагог дополнительного образования
г.Барнаул, 2022
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 (с изменениями), где закреплен «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019 г. № 1283 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» в Алтайском крае;
- Письмо Минобрнауки № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «ЦРТС».
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Ребенок развивает свои математические способности в повседневной жизни и получает первоначальные представления о счете, числе, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве.
Средством обучения на занятиях в студии является игра, поскольку игра для детей дошкольного возраста имеет исключительное значение. Игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. С её помощью дети усваивают определенные знания, у них формируются определенные умения, вырабатываются те или иные качества личности. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Занятия в студии раннего творческого развития позволят приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогатить его математические представления, интеллектуально развить дошкольника. Используя на занятиях задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления, дидактические и подвижные игры поможет развить познавательную активность и желание творчески применять полученные знания.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие у детей интереса к умственной деятельности. Освоение программы способствует интеллектуальному развитию, формированию навыков умственной деятельности и подготавливает ребёнка в дальнейшем к успешному обучению в школе.
Значимость программы заключается в том, что в её основе лежит практическое обучение, которое позволит развить логическое мышление и математические способности, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Групповая форма занятий даст возможность для реализации командного духа и поможет детям младшего возраста более продуктивно осваивать материал и знакомиться с понятиями на более раннем этапе развития. Систематические упражнения разовьют умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Математика
Вид программы:
Модифицированная программа.
Направленность программы:
Социально-гуманитарная.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся 3-7 лет. Объединение посещают как организованные, так и неорганизованные дети, чьи родители желают для них большего развития.
Возраст учащихся 3-7 лет является главным в развитии познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Ребенок устанавливает связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с активным развитием речи. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия.
В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, формируется и развивается воображение. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Для этого хорошо подходит игра, конструирование, рисование, лепка.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С трёх до четырёх лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. У детей формируются гендерные роли (девочка-женщина, мальчик-мужчина), проявляется интерес, внимание, забота, по отношению к детям другого пола.
Происходит накопление определённого запаса представлений о разнообразных свойствах предметов - сенсорные эталоны формы, цвета, величины; явлениях окружающей действительности, о самом себе. Преобладает наглядно-образное мышления. Ребёнок может объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель и тд). В 3 – 4 летнем возрасте дети овладевают грамматическим строем речи; активно экспериментируют со словами. Высказываются в 2 – 3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Значительно увеличивается запас слов, используются сложные предложения.
В этом возрасте увеличивается потребность в движении (двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Развивается моторная координация. Младшие дошкольники осваивают основные движения. Развиваются физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.
Дети овладевают различными способами взаимодействия с другими людьми. Лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют представления о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, а так же дидактические и подвижные игры. В процессе игр у детей формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Происходит активное развитие интеллектуальной сферы. У детей появляется умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами. Ведущим становится познавательный мотив, который проявляется в многочисленных вопросах (Почему?, Зачем? Для чего?), стремление получит от взрослых новую информацию познавательного характера. Характерна высокая мыслительная активность и любознательность. В этом возрасте произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений. Речь становится более связной и последовательной. На 5 году жизни дети могут пересказать небольшие литературные произведения, рассказать об игрушке, картине, о некоторых событиях из личной жизни.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети 6 года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои поступки.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Возрастает способность ориентироваться в пространстве (отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели). Совершенствуется грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной выразительности. Словарь активно пополняется обобщающими словами, синонимами и антонимами, многозначными словами. Дети способны к звуковому анализу простых трёх звуковых слов.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.
У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
Срок и объем освоения программы:
1 год, 72 педагогических часа, из них:
– «Стартовый уровень» – __1__ год, __72__ педагогических часа;
Форма обучения
Очная форма обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенности организации образовательной деятельности
Форма работы групповая. Количество учащихся в группе - 10-15 человек. Группы формируются по возрастному принципу.
Режим занятий:
Предмет |
Стартовый уровень |
Занимательная математика |
_2_часа в неделю; __72_часа в год. |
1.2. Цель, задачи, планируемые результаты
Цель программы - расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
Обучающие:
- Развивать математические представления о предметах и их свойствах (цвет, форма, величина, количество), количестве и счете, пространственной ориентировке.
Развивающие:
- Развивать основные психологические функции детей (память, мышление, внимание, воображение).
- Формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координацию действий «глаз – рука».
Воспитательные:
- Воспитывать у ребенка культуру общения со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать волевые качества: настойчивость, целеустремленность, произвольность деятельности.
Планируемые результаты:
Стартовый уровень |
|
Знать |
Геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу. Свойства предметов - цвет, форма, величина, количество. Знать времена года, части суток, дни недели. |
Уметь |
Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам. Понимать задание и выполнять его самостоятельно. Ориентироваться в пространстве и на плоскости, на листе бумаги. |
Владеть |
Владеют элементарными математическими представлениями, соответствующие своему возрасту. |
1.3. Содержание программы
«Занимательная математика»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
|
|
1.1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
|
Беседа |
2 |
Количество и счет |
25 |
|
|
|
2.1. |
Сравнение количества предметов, различая «один-много». |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
2.2. |
Установление равенства и неравенства групп предметов. |
4 |
|
4 |
Показ. Наблюдение. Игра |
2.3 |
Счет по образцу и заданному числу. Порядковый и количественный счет в пределах 5-10 |
6 |
|
6 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
2.4 |
Логические задачи, математические загадки. |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра |
2.5 |
Соотношение цифры с количеством предметов и наоборот. |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
3. |
Форма и величина. Цвет |
28 |
|
|
|
3.1. |
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. |
7 |
|
7 |
Показ. Наблюдение. Игра |
3.2. |
Сравнение и группировка предметов по величине |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
3.3. |
Сравнение и группировка предметов по форме |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра |
3.4. |
Сравнение и группировка предметов по цвету |
5 |
|
5 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
3.5 |
Логические задачи, математические загадки. |
6 |
|
6 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
4. |
Ориентировка в пространстве. |
8 |
|
|
|
4.1 |
Различение левой и правой руки. |
4 |
|
4 |
Показ. Наблюдение. Игра |
4.2. |
Определение направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) |
4 |
|
4 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
5. |
Ориентировка во времени |
8 |
|
|
|
5.1. |
Определение частей суток, времен года. |
4 |
|
4 |
Показ. Наблюдение. Игра |
5.2. |
Определение дней недели, месяцев. |
4 |
|
4 |
Показ. Наблюдение. Игра. |
6 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
|
Итого |
72 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Содержание программы для детей 3-4 лет
Раздел 1. Вводное занятие: знакомство, техника безопасности.
Теория: Введение в образовательную программу «Занимательная математика». Цели и задачи на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в объединении, в кабинете, правила работ с дидактическим материалом, мелкими предметами.
Практика: Игра на знакомство.
Форма аттестации: Педагогическое наблюдение
Раздел 2. Количество и счет.
Теория: Учить сравнивать количество предметов, различая «один-много»; понимать вопрос «Сколько?». Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?». Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов), отвечать на вопросы, пользуясь выражениями типа: «Столько же, сколько», «больше, меньше, поровну». Называть числительное по порядку в пределах пяти.
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Чудесный мешочек», Д\И «Давайте посчитаем», Презентация «Посчитаем от 1 до 5», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д\И «Давайте посчитаем. Угостим друзей конфетами».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 3. Форма и величина. Цвет.
Теория: Учить различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.
Учить сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщин. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Закреплять знание названий основных цветов. Учить собирать картинку из 4—6 частей (пазлы).
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Блоки Дьенеша. Найди все фигуры, как эта», Д/ И «Коврик», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера).
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 4. Ориентировка в пространстве.
Теория: Учить различать правую и левую руку, различать пространственные направления от себя: впереди - позади (сзади), вверху - внизу, справа (слева) - направо (налево).
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Блоки Дьенеша» , Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера).
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 5. Ориентировка во времени.
Теория: Учить ориентироваться и называть части суток, времена года.
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Блоки Дьенеша» , Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), П/И «Здравствуй, солнышко», П/И «День-ночь».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Содержание программы для детей 4-5 лет
Раздел 1. Вводное занятие: знакомство, техника безопасности.
Теория: Введение в образовательную программу «Занимательная математика». Цели и задачи на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в объединении, в кабинете, правила работ с дидактическим материалом, мелкими предметами.
Практика: Игра на знакомство.
Форма аттестации: Педагогическое наблюдение
Раздел 2. Количество и счет.
Теория: Закреплять умение считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием предметов). Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества; приносить, выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.
Практика: Работа в тетради, Д\И «Давайте посчитаем», Презентация «Сколько», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д\И «Счетные палочки», Д/И «Кто соседи», Д/И «Пазлы. Цифры».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 3. Форма и величина. Цвет.
Теория: Развивать представление о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике), о телах: шаре, кубе, цилиндре. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др.).
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу. Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (длинный – широкий, короткий – узкий). Учить устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты: располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Например: эта башенка — высокая, эта — пониже, эта — еще ниже, а эта — самая низкая и наоборот.
Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый).
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Чудесный мешочек», Д/ И «Блоки Дьенеша. Найди все фигуры, как эта», Д/ И «Коврик», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д/ И «Блоки Дьенеша. Такой - не такой».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 4. Ориентировка в пространстве.
Теория: Продолжать учить различать правую и левую руку. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз). Обозначать словами положение предмета по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко. Учить ориентироваться на листе бумаге.
Практика: Работа в тетради, работа с печатным материалом , Д/ И «Блоки Дьенеша» , Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д/И «Что лишнее».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 5. Ориентировка во времени.
Теория: Расширять представления детей о частях суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «быстро — медленно».
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Блоки Дьенеша» , Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), П/И «День – ночь».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Содержание программы для детей 5-7 лет.
Раздел 1. Вводное занятие: знакомство, техника безопасности.
Теория: Введение в образовательную программу «Занимательная математика». Цели и задачи на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в объединении, в кабинете, правила работ с дидактическим материалом, мелкими предметами.
Практика: Игра на знакомство.
Форма аттестации: Педагогическое наблюдение
Раздел 2. Количество и счет.
Теория: Учить составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала). Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от индивидуальных особенностей знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Практика: Работа в тетради, Д\И «Давайте посчитаем», Презентация «Сколько», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д\И «Счетные палочки», Д/И «Кто соседи», Д/И «Числовые пазлы», Д\И «Что изменилось?», Д/И «Счетные палочки и цифры», Д/И «Необычные примеры».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 3. Форма и величина. Цвет.
Теория: Познакомить с овалом (в сравнении с кругом и прямоугольником). Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелка, часы, крышка кастрюли — круглые и т.д. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины или толщины): систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она самая узкая» и т.д. Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Дать представление о многоугольниках (на примере треугольника и четырехугольника). Учить моделировать геометрические формы: составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д. Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.).
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Фотограф», Д/ И «Блоки Дьенеша. Найди все фигуры, как эта», Д/ И «Д/И «Прятки», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д/ И «Блоки Дьенеша. Такой – не такой», Д/ И «Узнай фигуру».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 4. Ориентировка в пространстве.
Теория: Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине). Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить двигаться в заданном направлении, определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т.д.). Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.
Практика: Работа в тетради, работа с печатным материалом , Д/ И «Блоки Дьенеша», Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), Д/И «Счетные палочки».
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
Раздел 5. Ориентировка во времени.
Теория: Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
Практика: Работа в тетради, Д/ И «Блоки Дьенеша» , Д/ И «Веселые палочки» (Палочки Кюизинера), П/И «Назови время года», П/И «Неделя, стройся!»
Форма аттестации: Показ. Наблюдение. Игра.
2.1. Календарно-учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель |
36 |
Количество учебных дней |
72 |
Продолжительность каникул |
с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. |
Дата начала |
15.09.2022 |
Дата окончания |
31.05.2023 |
Сроки промежуточной аттестации |
декабрь, май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты |
Характеристика |
Материально-техническое обеспечение |
- Наличие отдельного кабинета. - Столы и стулья, соответствующие возрастной категории по санитарным нормам. -- Наглядные пособия (уголок природы, счетные таблицы, песочная доска), дидактический материал (карточки по темам, настольно-печатные игры, тетради для занятий), раздаточный материал (счетные палочки, игрушки, палочки Кюизенера). - Канцелярия (цветные карандаши, бумага для рисования) - Методическая литература, дополнительная литература, находящаяся в собственности педагога. - Звуковоспроизводящая аппаратура. Рабочие тетради: «Математика» в соответствии с возрастом |
Информационное обеспечение |
ПК для показа видео и показа презентаций |
Кадровое обеспечение |
Реализация программы осуществляется педагогом, имеющим средне-специальное педагогическое образование, с первой категорией. |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются открытые занятия для родителей 1 раз в три месяца. Два раза в год (декабрь, май) проводятся отчетные мероприятия. В зависимости от видов деятельности, педагогом выбираются формы аттестации: устный контроль; наблюдение; игра.
Оценочные материалы
Руководство и анализ детской деятельности проводится в игровой форме. Оценивается не только результат, но и процесс. Проводится индивидуальная и групповая форма оценки. Это беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
2.4. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Игра
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология дифференцированного обучения
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы.
Список литературы:
для педагога:
1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- Москва, Просвещение, 1991 г.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва, Просвещение, 1991г.
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.:Знание, 1994. – 336с.
4. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Метод.пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ТЦ сфера, 2017. – 56 с. (Математические ступеньки).
5. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Метод.пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти». 4-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ТЦ сфера, 2016. – 80 с. (Математические ступеньки).
6. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Метод.пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». 4-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ТЦ сфера, 2019. – 96 с. (Математические ступеньки).
7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Москва: «Баласс», 1998. – 160 с.
8. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Москва: «Баласс», 2001. – 256 с.
для учащихся:
1. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я начинаю считать» для детей 3 – 4 лет.
2. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я считаю до пяти» для детей 4 – 5 лет.
3. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» для детей 5 – 6 лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.