Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя школа»
Новоспасского района Ульяновской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
« Волонтёры »
Срок реализации программы:2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Всего часов:72 часа
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка.
1.1.Введение.
1.2.Направленность программы.
1.3. Новизна программы.
1.4.Актуальность программы.
1.5. Педагогическая целесообразность.
1.6. Цели программы.
1.7. Задачи.
1.8.Отличительные особенности программы.
1.9. Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации.
1.10.Формы организации деятельности занятий.
1.11. Ожидаемые результаты.
1.12.Способы определения результативности.
2.1.Учебный план.
2.2. Содержание учебного плана.
2.3.Календарный учебный график.
«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1. Пояснительная записка.
1.1.Введение
Программа «Волонтёры» предназначена для учащихся 6-10 классов и направлена на формирование социальной компетентности, опыта организации социально значимой деятельности, на формирование социально успешной личности.
Рабочая программа дополнительного образования «Волонтерский отряд» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей».
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «...развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.
Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683),
- «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.», (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р),
- «Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики.
В современных условиях развитию волонтёрского движения среди школьников уделяется особое внимание. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему. Школа создаёт среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит молодой человек.
Развитие добровольческого движения в школе является показателем эффективной социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.
Дополнительность программы «Волонтёры» по отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направленная на совместное преобразование окружающего мира, что в свою очередь приведет к формированию гражданственности подростков.
1.2.Направленность программы.
Данная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Волонтеры» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
1.3. Новизна программы.
Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях нравственного развития и воспитания учащихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, но и на помощь детям.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в детском объединении « Волонтеры», каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
1.4.Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтеры» выражается в том, что «Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
1.5. Педагогическая целесообразность.
Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
1.6. Цель программы.
Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
1.7. Задачи.
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Способствовать формированию сплоченной деятельности коллектива волонтеров
- Развитие у обучающихся доброты, чуткости души;
- Установление дружеских доброжелательных отношений с одногруппниками;
- Оказание внимания пожилым людям;
- Организация различных дел для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей;
- Оказание внимания детям- инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
1.8.Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
1.9. Возраст детей, участвующих в реализации программы 10- 16 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на 72 часа из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Количество детей в объединении –14 человек.
1.10.Формы организации деятельности занятий:
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
- проведения психологических тренингов, бесед.
- интеллектуальные, ролевые и подвижные игры;
- проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры, уличная работа ( проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие);
- проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни;
- участие в районных и общественных мероприятиях.
1.11. Ожидаемые результаты.
Предметные результаты
По окончании года обучения учащиеся будут знать:
- историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности в России;
- историю возникновения волонтёрства в странах мира; обязанности и права волонтёра;
- структуру волонтёрской организации;
- значение социальной рекламы в профилактической деятельности;
- технологию разработки социальной рекламы;
- виды профилактики асоциальных явлений и новые формы мероприятий, используемых во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;
- формы профилактической деятельности и пропаганды здорового образа жизни;
- владеть знаниями психологической подготовки .
Программные требования к умениям и навыкам
По окончании года обучения учащиеся будут уметь:
- вовлечь через агитацию в волонтерскую деятельность своих сверстников;
- принимать участие в планировании, организации и проведении профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
- использовать различные формы социальных мероприятий на практике;
- проводить социальные мероприятия для различных возрастных групп;
- проводить анализ мероприятия, работу над ошибками;
- уметь использовать знания психологической подготовки для корректировки своего поведения, в работе с социально-незащищенными слоями населения;
- уметь вести себя в любой ситуации, умением находить правильный и адекватный выход из представленной ситуации.
По окончании первого года обучения учащиеся будут владеть:
- технологией агитации и привлечения волонтеров;
- технологией создания тематического плаката, рекламы;
- навыками общения со сверстниками;
- навыками оказания социально-бытовой помощи ветеранам, всем, кто в ней волонтерской деятельности.
Личностные результаты реализации программы
Результаты в развитии:
По окончании обучения у учащихся будет развито:
-отмечается развитие логического, аналитического мышления, что проявляется в умении выстроить алгоритм организации мероприятия, принять быстрое решение в сложившейся ситуации, провести объективный анализ результатов;
-отмечается развитие ассоциативной, зрительной, слуховой памяти, что позволит при изучении материала приводить различные примеры и сравнения;
-отмечается развитие устойчивого внимания, способность управлять своим вниманием; высокая познавательная активность, что поможет осваивать большой объём учебного материала; осуществлять поиск необходимой информации;
- сформирована устойчивая познавательная активность;
-будет развита выносливость, что позволит избежать физических и моральных перегрузок при подготовке, организации и участии в проведении мероприятий (акций, праздничных мероприятий, игровых программ и т.д.);
-отмечается развитие творческих способностей, что позволит подростку творчески проявлять себя в разработке заданий тренингов, подготовке фото и видеоотчета, плакатов, буклетов, рекламы, организации мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Результаты в воспитании:
По окончании обучения учащиеся у учащихся будет воспитано:
-воспитаны такие личностные качества как толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, инициативность, дисциплинированность, ответственность;
-сформировано чувство безвозмездной помощи людям;
-сформированы лидерские качества, что будет способствовать организации и проведению волонтёрских мероприятий;
-сформирована грамотная речь, которая поможет общению с людьми различных категорий;
-сформирована потребность в здоровом образе жизни;
-сформирована собственная определенная позиция по отношению к употреблению ПАВ и готовность говорить на эту тему со сверстниками;
-сформированы навыки самоанализа и самооценки своей деятельности
Метапредметные результаты
По окончании обучения у учащихся будут сформированы:
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, людьми разного возраста и различных социальных категорий;
-сформированы компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-умение формулировать собственное мнение; умение дискутировать, и защищать свою точку зрения;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.
1.12.Способы определения результативности:
Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в течение года.
Вид контроля |
Методы |
Формы |
Стартовый (выявление уровня знаний, умений, навыков) |
Собеседования |
Индивидуальная (устно) |
Текущая проверка в процессе выполнения работ |
Опрос, наблюдение |
Фронтальная |
Периодическая |
Соревнования, игры, создание презентаций, листовок, газет, участие в конкурсах, различного уровня мероприятиях. |
Групповая, индивидуальная. |
Итоговая проверка |
Создание презентаций, видеороликов. |
Групповая, индивидуальная |
Аттестация обучающихся:
-Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся проводится в сентябре. Текущий контроль по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в течение всего периода обучения.
-Промежуточная аттестация проводится в декабрь -январь по итогам освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
-Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1.Учебный план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Волонтерское движение в России. |
|
26 |
|
2 |
Участие в благотворительных акциях, практических делах |
|
|
40 |
3 |
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ |
|
3 |
3 |
Итого: |
72 |
29 |
43 |
2.2. Содержание учебного плана.
Содержание программы творческого объединения «Волонтёры»-72 часа
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение .
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие существуют виды зависимостей (химическая - алкоголизм, наркомания, табакокурение; нехимическая - эмоциональная, и др.). Алкоголь и закон (употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость.
Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека. Проведение акции «Скажи, нет сигарете!» (создание листовок и плакатов) Возможные способы отказа от курения, негативное влияние курения на организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.
Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки рисунков и плакатов «Нет наркотикам!».
2.3. Календарный учебный график
№ |
месяц |
Дата |
Форма |
Кол часов |
Темы занятий |
Место проведения |
Время проведения занятий |
Форма контроля |
||||||
1 |
сентябрь |
02.09.22 |
Учебно-познавательная работа |
2 |
Введение в образовательную программу «Волонтёры». Инструктаж по ТБ |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
||||||
2 |
сентябрь |
09.09.22 |
Учебно-познавательная работа |
2 |
История волонтерской (добровольческой) благотворительной деятельности в России . |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
||||||
3 |
сентябрь |
16.09.22 |
Коллективная форма |
2 |
Подготовка к изготовлению открыток к Дню пожилого человека |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Практика коллективная работа |
||||||
4 |
сентябрь |
23.09.22 |
Акция |
2 |
Поздравление пожилых людей с праздником «Днём пожилого человека» |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Фотоотчёт |
||||||
5 |
сентябрь |
30.09.22 |
Коллективная форма |
2 |
Подготовка ко Дню учителя, изготовление открыток для педагогов |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
практика |
||||||
6 |
октябрь |
07.10.22 |
Учебно-познавательная работа |
|
Организационно-правовые аспекты деятельности волонтеров.
|
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
||||||
7 |
октябрь |
14.10.22 |
Учебно-познавательная работа |
|
Организационно-правовые аспекты деятельности волонтеров. |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
практика |
||||||
8 |
октябрь |
21.10.22 |
Учебно-познавательная работа |
2 |
«Спешите делать добрые дела!» |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Викторина |
||||||
9 |
октябрь |
28.10.22 |
Коллективная форма |
2 |
Помощь в подготовке школьного праздника «Золотая осень» |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Практическая работа |
||||||
10 |
ноябрь |
04.11.22 |
Коллективная форма |
2 |
Проведение мероприятия посвященного Дню народного единства, беседа «История возникновения праздника». |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
|
|||||
11 |
ноябрь |
11.11.22 |
Трудовой десант |
2 |
Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!» 12 ноября – Синичкин день. Развешивание кормушек для птиц на территории |
Территория школы |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность, фотоотчёт |
|
|||||
12 |
ноябрь |
18.11.22 |
Коллективно-творческая деятельность |
2 |
Изготовление поздравительных открыток и подарков ко дню Матери и поздравление мам на школьном мероприятии |
Холл 2 этажа школы |
14.30-16.00 |
фотоотчёт |
|
|||||
13 |
декабрь |
02.12.22 |
Благотворительная акция |
2 |
Акция посвящённая Дня инвалида 3 декабря « Я и ты – мы все равны». Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Фотоотчёт |
|
|||||
14 |
декабрь |
09.12.22 |
Трудовой десант |
2 |
Экологический десант» Сделаем территорию школы чистой» |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность |
|
|||||
15 |
декабрь |
16.12.22 |
Собеседование, круглый стол |
2 |
5 декабря – Всемирный день волонтёров |
Территория школы |
14.30-16.00 |
|
|
|||||
16 |
декабрь |
23.12.22 |
Дискуссия, круглый стол |
2 |
Толерантность – качество волонтёра |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
|
|||||
17 |
декабрь |
30.12.22 |
акция |
2 |
Изготовление поздравительных открыток |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа |
|
|||||
18 |
январь |
14.01.23 |
Трудовой десант |
2 |
Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой» |
Территория школы |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность |
|
|||||
19 |
январь |
21.01.23 |
Акция |
2 |
Проведение акции «Мир без алкоголя!» Выставка рисунков и плакатов. |
Территория школы |
14.30-16.00 |
Фотоотчёт |
|
|||||
20 |
январь |
28.01.23 |
Акция |
2 |
Проведение акции «Скажи сигарете нет!» Конкурс рисунков. |
Территория школы |
14.30-16.00 |
Фотоотчёт |
|
|||||
21 |
февраль |
03.02.23 |
Акция |
2 |
Акция «Кормушка». |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Благотворительная акция |
|
|||||
22 |
февраль |
10.02.23 |
Трудовой десант |
2 |
Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Благотворительная акция |
|
|||||
23 |
февраль |
17.02.23 |
Благотворительная акция |
2 |
Поздравление тружеников тыла ВОВ с Днем защитника отечества |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
фотоотчёт |
|
|||||
24 |
март |
03.03.23 |
Коллективно-творческая деятельность |
2 |
Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём |
Территория школы |
14.30-16.00 |
Коллективная работа, фотоотчёт |
|
|||||
25 |
март |
10.03.23 |
Трудовой десант |
2 |
«Вахта памяти».Уборка памятника участникам ВОВ |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Фотоотчёт |
|
|||||
26 |
март |
17.03.23 |
Трудовой десант |
2 |
Уход за комнатными цветами, растущими в школе. |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность |
|
|||||
27 |
март |
24.03.23 |
Коллективно-творческая деятельность |
2 |
Подготовка и проведение мероприятия посвящённого Дню Земли. Акция «Мы за чистую планету» |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Акция |
|
|||||
28 |
март |
31.03.23 |
Учебно-познавательная работа |
2 |
Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки |
Школьная библиотека |
14.30-16.00
|
Беседа Практическая работа |
|
|||||
29 |
апрель |
07.04.23 |
Учебно-познавательная работа
|
2 |
«День птиц», беседа на тему «Птицы – наши друзья». Выпуск газеты «Птичьи странички». |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Коллективно-творческая работа |
|
|||||
30 |
апрель |
14.04.23 |
Собеседование |
|
Международный день милосердия. “Будьте милосердным” |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Коллективная работа |
|
|||||
31 |
апрель |
21.04.23 |
Благотворительная акция |
2 |
Участие к акции «Ветеран живёт рядом». Создание эскиза маршрута рейда операция «Забота» |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Коллективная работа |
|
|||||
33 |
апрель |
28.04.23 |
Акция
Учебно-познавательная работа |
2
|
Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» |
Точка Роста |
14.30-16.00 |
Беседа, акция Коллективная работа |
|
|||||
33 |
май |
05.05.23 |
Благотворительная акция |
2 |
Участие к акции «Ветеран живёт рядом». Помощь ветеранам села. |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность, фотоотчёт |
|
|||||
34 |
май |
12.05.23 |
Трудовой десант |
2 |
«Вахта памяти». Уборка памятника |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Трудовая деятельность |
|
|||||
35 |
май |
19.05.23 |
Акция |
2 |
Акция «Мой двор, моя улица» Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты |
Село Садовое |
14.30-16.00 |
Коллективная работа Трудовая деятельность |
|
|||||
36 |
май |
26.05.23 |
Учебно-познавательная работа |
2 |
Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) |
Точка роста |
14.30-16.00 |
Анкетирование, тест |
|
|||||
Продолжительность учебного года:
· Начало учебного года 01.09.2022г.
· Продолжительность учебного года – 36 недель
· Окончание учебных занятий 31.05.2023г
· Занятия осуществляются в обычном режиме, согласно расписанию утверждённому руководителем учреждения, продолжительность занятий 40 мин.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 14 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;
-Холл 2 этажа школы для подготовки и проведения массовых мероприятий.
Технические средства:
- Ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
· Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
· Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
· Планов проведения обучающих семинаров;
· Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
· Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);
· Сценарии различных игр и игровых программ;
· Сценарий и план проведения акций;
Наглядные пособия:
· Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
· Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
· Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и привлеченных ресурсов);
· Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
Литература для преподавателей и обучающихся
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.
4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
6. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
8. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000.
10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ВШ№5 2011г.
11. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
12. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения» М.1999г.
13. Гуров Н.В. Шикаренко Н.Ф. «Губернский город Ставрополь-развитие благотворительности».
14. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу…» :Методические рекомендации. М., 2003
Приложение
Журнал учёта активности волонтёров
В Журнале учёта активности волонтёров отражается следующая информация:
• в каких мероприятиях участвовал волонтёр;
• сколько астрономических часов он занимался волонтёрской деятельностью;
• насколько успешно он выполнял свои функции (успешно, вполне успешно, недостаточно успешно).
Журнал учёта активности волонтёров
|
Методические рекомендации по организации мероприятия для привлечения подростков в волонтёрскую деятельность
Мероприятие по привлечению подростков в волонтёрскую деятельность предполагает формирование первичного интереса к деятельности, знакомства с основными видами деятельности волонтеров. Проведение данного мероприятия включает 3 этапа.
1- ый этап - подготовка к встрече с потенциальными волонтёрами;
2- ый этап - проведение встречи;
3- ый этап - запись волонтёра
При подготовке 1-го этапа необходимо знать:
- возраст участников встречи;
- время, отведённое на проведение мероприятия;
- технические возможности, которые имеются для проведения мероприятия.
На встречу желательно пригласить ребят, имеющих опыт участия в волонтерских проектах.
Для проведения 2- го этапа следует продумать сценарий проведения встречи.
Сценарий может включать:
-Приветствие;
- Показ видеоролика об основных видах деятельности волонтеров и деятельности волонтёрской организации школы;
- Проведение беседы по просмотренному материалу, которая будет включать:
- вопросы к участникам встречи по просмотренному материалу и ответы на возникшие вопросы;
- рассказ о направлениях деятельности волонтёрского движения в школе;
- Выступления участников волонтёрского движения, в которых они могут поделиться своими впечатлениями об участии в волонтёрских мероприятиях;
- Проведение ролевой игры;
-Ответы на вопросы слушателей.
В конце мероприятия (3-ий этап) следует предложить записаться в волонтёры.
Для желающих записаться в волонтёрские группы нужно провести собеседование, тестирование. Возможно проведение отборочных тренинговых занятий.
Для тех, кто сомневается, написать свои контакты.
Размещение информации в Интернете
Для привлечения волонтёров посредством Интернет-ресурсов желательно вести сайт волонтёрской организации;
- использовать яркие (по возможности анимированные) баннеры;
- сообщения о деятельности волонтёрской организации сопровождать интересными фотографиями;
- создать открытую группу в социальных сетях, в альбомы которой помещать фотографии, видео и заметки о проведённых мероприятиях;
S публиковать на собственной личной страничке в социальной сети фотографии и видео, имеющие отношение к участию в волонтёрской деятельности.
Диагностическая карта обучающегося
Фамилия, имя обучающегося
Год обучения………
№ |
Критерии |
Показатели |
На начало обучения по программе |
К концу первого года обучения |
К концу обучения по программе |
1.
2.
3 |
Поведенческий критерий (изменения поведенческого характера) • адаптируется в среде сверстников; • проявляет свои лидерские качества; • вызывает интерес и может вести за собой сверстников
Интеллектуальный критерий (развитие познавательной активности подростка) Оценивается: 1. уровень представлений и знаний по актуальной тематике; 2. креативность; 3. сознательный интерес и желание включаться в волонтёрскую деятельность; 4. творчество Оценивается: - уровень первичного желания подростка к добровольческой деятельности; - представления подростка о волонтёрской деятельности; - жизненный опыт; Владеет: - базовыми знаниями и представлениями о роли волонтерского движения;
Психологический критерий (внутренняя готовность к будущей деятельности) |
Оценивается: 1. внимание, 2. активность, лидерство
1. готовность, 2. включенность 3. контактность, умение расположить к себе |
Используется метод наблюдения за поведением подростка. Уровень внимания определяется: - по включенности в процесс беседы, - по концентрированности внимания на обсуждаемом вопросе. Активность в познавательной деятельности оценивается: - по активному участию в предлагаемой беседе: - или дискуссии. Лидерство оценивается: - по первичным проявлениям в отборочных мероприятиях;
Ориентируется в понятиях и терминах по проблеме; - проявляет способность неординарно и интересно мыслить; - проявляет желание и интерес к осуществляемой деятельности - умеет активно применять полученные знания, умения и навыки на практике; - умеет пользоваться специальными терминами; - может успешно выполнять поставленные задачи. Творческий показатель определяется: - умением быстро ориентироваться в сложившейся реальной ситуации;
Оценивается: - уровень готовности к обучению, внутренней включенности в обсуждаемую тематику.
|
Наблюдается положительная динамика по всем показателям - подросток раскрылся, проявил лидерские качества; - является активным участником многих волонтёрских мероприятий; умеет быть интересным для сверстников
Любой ситуации заинтересовать собой сверстника; владеет осознанным желанием и пониманием предстоящей деятельности.
О положительной динамике изменения интеллектуальной активности подростков можно судить
по изменению культуры речи, письма
- готовность подростка к выполнению требований учебного процесса; - проявляет себя на занятиях; - осознаёт свою роль в волонтёрской деятельности; отмечается динамика в формировании контактности: повышается общий уровень контактности как в группе обучаемых, так и вне ее.
|
- управляет своим вниманием, - активно мыслит и действует, проявляет себя в волонтерской деятельности
понимает актуальность и значимость своей деятельности; -готов принимать ответственные решения и адекватно действовать в сложившейся ситуации. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.