Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский»
Принята на заседании педагогического совета школы Протокол от 31.08.2020г. № 1 |
Утверждена приказом СОШ №3 г. Белоярский от 01.09.2020г. № 558 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Юный инфознайка»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Медуница Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Белоярский, 2020
Раздел 1. скоей членов семьи, готовы помочь старшим в работеением прощатьпа изменения в обществе, защищать свое человеческое право.еПояснительная записка
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий ставит перед педагогом задачу постоянного поиска новых методов, приёмов и форм обучения. Современный школьник — «компьютерный» ребенок, для которого мобильный телефон, компьютер, Интернет, различные гаджеты и девайсы стали необходимостью. Строить образовательный процесс без учета реалий информационного пространства сегодня невозможно. Мультимедийные средства универсальны и многообразны, являются одним из основных источников информации, учитывают клиповое мышление современных школьников, оказывая вербальное и визуальное воздействие. Отсутствие отдельных занятий по изучению медийной и информационной грамотности в учебном плане не дает повода говорить о невозможности воспитать грамотного медиакультурного человека. Вопросы формирования медийной и информационной грамотности могут успешно решаться в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный инфознайка» (далее – Программа), которая составлена с учетом:
1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 02.12.2019;
2) Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 5283);
3) Постановления Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.31721-14 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;
5) Письма Министерства образования и науки РФ от 08.11.2015 №09-3242 «О направлении информации вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ автономного учреждения ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр» в новой редакции, утвержденного приказом РМЦ от 25.01.2017 №5/2-О;
6) Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года, регистрационный №48226);
7) Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).
1.1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инфознайка» – это Программа технической направленности, которая ориентирована на развитие медийной и информационной грамотности, творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся, воспитание грамотного медиакультурного человека.
1.2. Уровень освоения Программы.
Уровень освоения Программы: ознакомительный
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Актуальность Программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь – логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
1.4. Отличительная особенность Программы
Программа составлена на основе авторской программы С.А. Шейкиной, под редакцией Е.А. Галанжиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности». Серия «Учение с увлечением» - Москва «Планета».
1.5. Адресат Программы
Программа предназначена для детей 7-8 лет.
1.6. Цель Программы:
создание условий для формирования медийной и информационной грамотности обучающихся: способности решать учебные и практические задачи, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
1.7. Задачи Программы:
1) задачи, направленные на обучение:
- формировать информационную культуру, помочь овладеть основами компьютерной грамотности;
- обучать ориентироваться в потоке информации, делать предварительный отбор ее источников; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении; сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников;
- разобраться с тем, что такое инфографика; какие есть виды инфографики; познакомить с сервисами сети Интернет для ее создания;
- познакомить с алгоритмом создания инфографики; обучить приемам создания графических информационных моделей, объектов, процессов или явлений; создавать информационные объекты (сообщения, графические работы, мини-проекты, презентации и др.); научить создавать свою инфографику с помощью программ Mirosoft Publisher или Microsoft Power Point;
- обучить работе с графической и текстовой информацией, представленной в виде схем, сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, кластеров, графиков и другой инфографики;
- составлять кластер на основе прочитанного текста; строить диаграммы разного вида. практически применять их в жизни;
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, используя знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- научить творчески предоставлять результаты своего исследования; выполнять задания в парах, в группах.
2) задачи, направленные на воспитание:
- формировать добросовестное отношение к труду;
- воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
- прививать этические правила и нормы при работе с информацией, правила безопасного поведения при работе с компьютерами;
- научить правилам бесконфликтного поведения, сотрудничества со сверстниками;
- способствовать уважительному отношению к мнению других;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своих товарищей.
3) задачи, направленные на развитие личности:
- развивать познавательные интересы, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
- способствовать развитию умения работы в команде, договариваться, представлять и выражать собственное мнение, доказательно отстаивать свою точку зрения с опорой на текст или собственный опыт;
- развивать воображение, связную речь обучающихся, расширять и обогащать их словарный запас;
- развивать творческие способности, создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в области информатики.
1.8. Описание умений
Познавательные умения:
Обучающийся научится: использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные умения:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане); контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; определять и формулировать цель деятельности; работать по предложенному плану; отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1.9. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут знать:
- что такое инфографика, какие есть виды инфографики, алгоритм ее создания; приемы создания графических информационных моделей, объектов, процессов или явлений; иметь представление о сервисах сети Интернет для создания инфографики; владеть основами компьютерной грамотности;
Будут уметь:
- ориентироваться в потоке информации, делать предварительный отбор ее источников;
-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении; сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников;
- работать с графической и текстовой информацией;
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем, сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графикови другой инфографики;
- составлять кластер на основе прочитанного текста; строить диаграммы разного вида. практически применять их в жизни;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- пользоваться знаково-символическими средствами, в том числе моделированием;
- создавать информационные объекты (сообщения, графические работы, мини-проекты, презентации и др.);
- создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы) с помощью программ Mirosoft Publisher или Microsoft Power Point;
- использовать на практике полученные знания в виде инфографики, сообщений, мини-проектов, решать поставленные задачи;
- готовить к защите проекты и творчески предоставлять результаты своего исследования по заданной теме;
- выполнять задания в парах, в группах.
Результаты воспитывающей деятельности
Учащиеся будут:
- добросовестно относиться к труду;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами;
- ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
- знать правила бесконфликтного поведения, сотрудничества со сверстниками;
- уметь уважительно относиться к мнению других;
- давать эмоциональную оценку деятельности своих товарищей.
Результаты развивающей деятельности
Учащиеся:
- будут проявлять интерес к изучению информатики, стремиться к поиску новой информации;
- раскроют свои творческие способности, проявят творческую индивидуальность в области информатики;
- разовьют воображение, совершенствуют речь, расширят и обогатят свой словарный запас;
- смогут работать в команде, сумеют договариваться, выражать собственное мнение, доказательно отстаивать свою точку зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Срок реализации Программы: 1 год (34 часа).
Формы организации деятельности и режим занятий:
Занятия проводятся всем составом объединения (2а класс), численный состав – 27 человек; 1 раз в неделю, по 1 часу.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует учитель начальных классов.
Условие набора.
Набор обучающихся осуществляется в соответствии с положением СОШ №3 г. Белоярский «Об организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам».
Раздел 3. Содержание Программы
3.1. Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами ее освоения, ориентировано на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Обучение по Программе способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Программа составлена на основе авторской программы С.А. Шейкиной, под редакцией Е.А. Галанжиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс».
3.2. Учебный план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Идем в школу |
1 |
0,5 |
0,5 |
Инфографика. Презентация проекта «Рекламный плакат» |
2. |
На уроке математике |
2 |
2 |
- |
Конкурс |
3. |
В гости к осени |
1 |
0,5 |
0,5 |
Графический диктант |
4. |
Разгадываем и составляем ребусы |
2 |
1 |
1 |
Ребусы |
5. |
На уроке русского языка |
2 |
2 |
- |
Диаграмма. Пиктограмма |
6. |
В библиотеке |
3 |
2 |
1 |
Заполненная таблица. Инфографика. Презентация мини-проекта |
7. |
Мы читаем |
1 |
1 |
|
Диаграмма |
8. |
День народного единства |
1 |
1 |
- |
Инфографика. |
9. |
На улице |
2 |
1 |
1 |
Тесты: «Информационные указатели», «Адресные таблички» |
10. |
Скоро Новый год! |
1 |
1 |
- |
Инфографика. Презентация мини-проекта «Поздравительная новогодняя открытка» |
11. |
Любимые мультфильмы |
2 |
1 |
1 |
Иллюстрирование. Инфографика. Презентация мини-проекта «Киноафиша» |
12. |
В бассейне |
3 |
2 |
1 |
Тест. Инфографика. Презентация мини-проекта «Подарочный сертификат в бассейн» |
13. |
Широкая Масленица |
1 |
1 |
- |
Презентация |
14. |
Логические таблицы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Заполненные таблицы |
15. |
Решаем логические задачи |
1 |
0,5 |
0,5 |
Конкурс |
16. |
В магазине |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наблюдение |
17. |
В аптеке |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наблюдение |
18. |
Решаем логические задачи |
1 |
0,5 |
0,5 |
Конкурс |
19. |
О чем расскажет упаковка? |
2 |
1 |
1 |
Викторина |
20. |
Что такое экология? |
1 |
1 |
- |
Презентация мини-проекта |
21. |
Этикетки на одежде |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тест |
22. |
Пришкольная территория |
1 |
1 |
- |
План школьной территории |
23. |
Информация |
1 |
1 |
- |
Кластер |
24. |
Итоговое занятие. Проверь себя |
1 |
1 |
- |
Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией |
|
Итого часов: |
34 |
24 |
10 |
|
3.3. Содержание Учебного плана
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.
Раздел 4. Календарный учебный график
№ п/п |
Дата проведения |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
03.09. |
14.00-14.40 |
Практическая работа. Урок-проект. |
1 |
Идем в школу. Расписание уроков (таблица), инфографика, рекламный плакат.
|
Кабинет №26 |
Инфографика.Презентация мини-проекта «Рекламный плакат» |
2. |
07.09. |
14.00-14.40 |
Фронтальная работа. |
1 |
На уроке математики. Преобразование информации из одного вида в другой. |
Кабинет №26 |
Самостоятельная работа |
3. |
14.09. |
14.00-14.40 |
Работа в парах. |
1 |
На уроке математики. Зашифрованная информация. |
Кабинет №26 |
Конкурс |
4. |
21.09. |
14.00-14.40 |
Урок-экскурсия. |
1 |
В гости к осени. Преобразование информации. |
Кабинет №26 |
Графический диктант |
5. |
29.09. |
14.00-14.40 |
Урок-игра |
1 |
Разгадываем и составляем ребусы |
Кабинет №26 |
Ребусы |
6. |
02.10. |
14.00-14.40 |
Урок-игра |
1 |
Разгадываем и составляем ребусы |
Кабинет №26 |
Ребусы |
7. |
09.10. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум |
1 |
На уроке русского языка. Преобразование линейной диаграммы в круговую. |
Кабинет №26 |
Диаграмма |
8. |
16.10. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум |
1 |
На уроке русского языка. Пиктограммы. |
Кабинет №26 |
Пиктограмма |
9. |
23.10. |
14.00-14.40 |
Урок-экскурсия. |
1 |
В библиотеке. Заполнение таблицы на основе анализа информации, представленной в виде инфографики. |
Кабинет №26 |
Заполненная таблица.
|
10. |
20.11. |
14.00-14.40 |
Урок-объяснение. |
1 |
В библиотеке. Создание информационного объекта. |
Кабинет №26 |
Инфографика. Создание читательского формуляра |
11. |
27.11. |
14.00-14.40 |
Урок- исследование. |
1 |
В библиотеке. Мини-исследование.
|
Кабинет №26 |
Презентация мини-проекта |
12. |
04.12. |
14.00-14.40 |
Работа в парах. |
1 |
Мы читаем. Работа с текстом. Достраивание круговой диаграммы. |
Кабинет №26 |
Диаграмма |
13. |
11.12. |
14.00-14.40 |
Беседа. Рассказ. |
1 |
День народного единства. Интерпретация данных, представленных в виде инфографики. |
Кабинет №26 |
Инфографика |
14. |
18.12. |
14.00-14.40 |
Урок на основе динамических опорных сигналов |
1 |
На улице. Информационные указатели. |
Кабинет №26 |
Тест «Информационные указатели» |
15. |
25.12. |
14.00-14.40 |
Урок на основе динамических опорных сигналов |
1 |
На улице. Адресные таблички. |
Кабинет №26 |
Тест «Адресные таблички» |
16. |
15.01. |
14.00-14.40 |
Беседа, практическая работа |
1 |
Скоро Новый год! Легенда диаграммы. |
Кабинет №26 |
Инфографика.Презентация мини-проекта «Поздравительная новогодняя открытка» |
17. |
22.01. |
14.00-14.40 |
Групповая работа. |
1 |
Любимые мультфильмы. Выделение существенных и несущественных признаков при анализе объектов. |
Кабинет №26 |
Иллюстрирование |
18. |
29.01. |
14.00-14.40 |
Урок-проект. |
1 |
Любимые мультфильмы. Киноафиша. |
Кабинет №26 |
Инфографика.Презентация мини-проекта «Киноафиша» |
19. |
05.02. |
14.00-14.40 |
Беседа. |
1 |
В бассейне. Пиктограммы. |
Кабинет №26 |
Тест |
20. |
12.02. |
14.00-14.40 |
Урок-проект. |
1 |
В бассейне. Подарочный сертификат в бассейн. |
Кабинет №26 |
Инфографика.Презентация мини-проекта «Подарочный сертификат в бассейн» |
21. |
19.02. |
14.00-14.40 |
Групповая работа. |
1 |
В бассейне. Расписание работы бассейна. |
Кабинет №26 |
Инфографика. Составленное расписание |
22. |
26.02. |
14.00-14.40 |
Беседа. Рассказ. |
1 |
Широкая Масленица. Нестандартная линейная диаграмма. |
Кабинет №26 |
Презентация |
23. |
04.03. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум. |
1 |
Логические таблицы. Логические задачи. |
Кабинет №26 |
Заполненные таблицы |
24. |
11.03. |
14.00-14.40 |
Урок-состязание |
1 |
Решаем логические задачи. Восстановление «пропусков» в алгоритме действий. |
Кабинет №26 |
Конкурс |
25. |
18.03. |
14.00-14.40 |
Ролевые игры |
1 |
В магазине. Нестандартная столбчатая диаграмма. |
Кабинет №26 |
Наблюдение |
26. |
01.04. |
14.00-14.40 |
Ролевые игры |
1 |
В аптеке. Соответствие между пиктограммами и текстом. |
Кабинет №26 |
Наблюдение |
27. |
08.04. |
14.00-14.40 |
Урок-состязание |
1 |
Решаем логические задачи. |
Кабинет №26 |
Конкурс |
28. |
15.04. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум. |
1 |
О чем расскажет упаковка? Пиктограммы. |
Кабинет №26 |
Викторина |
29. |
22.04. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум. |
1 |
О чем расскажет упаковка? Пиктограммы. |
Кабинет №26 |
Викторина |
30. |
29.04. |
14.00-14.40 |
Урок-проект. |
1 |
Что такое экология? Ребусы, столбчатая диаграмма, пиктограммы на упаковке товара. |
Кабинет №26 |
Презентация мини-проекта |
31. |
06.05. |
14.00-14.40 |
Урок-практикум. |
1 |
Этикетки на одежде
|
Кабинет №26 |
Тест |
32. |
13.05. |
14.00-14.40 |
Экскурсия. Урок- исследование. |
1 |
Пришкольная территория. Установление соответствия между различными информационными объектами. |
Кабинет №26 |
План школьной территории |
33. |
20.05. |
14.00-14.40 |
Самостоятельная индивидуальная работа. |
1 |
Информация. Составление кластера. |
Кабинет №26 |
Кластер. |
34. |
27.05 |
14.00-14.40 |
Урок контроля знаний |
1 |
Проверь себя. Итоговое занятие. |
Кабинет №26 |
Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией |
Раздел 5. Формы и виды контроля, оценочные материалы
Способы контроля:
· устный опрос;
· графический диктант;
· тест;
· наблюдение;
· конкурс;
· игра;
· презентация и защита мини – проектов.
Форма подведения итогов реализации Программы – игра, конкурс, защита мини – проекта. Результаты проектных работ помещаются в ученическом Портфолио.
Раздел 6. Методическое обеспечение Программы
Виды деятельности: фронтальная работа, работа в команде, работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа, конкурс, проект. инфографика, экскурсия, ролевая игра.
Формы и методы работы:
· игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
· совместно – распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
· поисковые исследования, проекты.
· творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов, диаграмм, графиков, таблиц, кластеров, инфографики).
· Словесные методы (рассказ, беседа).
Материально-техническое обеспечение
· ноутбук или компьютер (на каждого учащегося);
· проектор;
· сетевой принтер;
· устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;
· интерактивная доска (или интерактивная панель).
Список литературы для педагога и родителей
1. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
2. Симонович С.В. Практическая информатика. - М. 2000.
3. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие. - М., 2005.
4. Григорьев Д.В., Б.В. Куприянов Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.
5. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики, Методическое пособие. - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2005.
6. Заголова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006.
7. Заголова Л.А. Практика по компьютерной графике. М., БИНОМ, 2006.
8. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2006.
9. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике», учеб.-методич. пособие – Волгоград, 2007.
10. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2007.
11. Е. Ю. Никитина, А. А. Милютина Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка. - М.: Изд-во «Перо», 2015.
12. Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны Издательство – М.:: Манн, Иванов и Фербер, 2011
13. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении / Дэвид Маккэндлесс – М.: издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013
14. Короче: меньше слов – больше смысла / Джозеф Маккормак; перевод с английского Александры Кардаш. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
Список литературы для детей
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2018.
2. Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. - М.: Ассоциация «XXI век», 2003.
3. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель - М.: Бином, 2006.
4. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель - М.: Бином, 2002.
Медиа-ресурсы для создания инфографики:
5. Hohli Builder — онлайновый сервис для создания красивых диаграмм и графиков.
6. Сreately — сервис, который предоставляет возможность подставить свои данные в готовый шаблон и получить красивую, профессиональную инфографику.
7. Infogr.am — простой и удобный инструмент для создания интерактивной инфографики.
8. Piktochart — несколько бесплатных настраиваемых тем для создания собственной инфографики.
9. Visual.ly — сервис, предоставляющий ряд бесплатных тем для создания инфографики.
10. Google Charts — сервис для создания красивых и легко настраиваемых графиков и диаграмм из данных.
11. Vizualize.me — сервис, превращающий резюме в инфографику.
12. Google Public Data Explorer — поиск по открытым статистическим данным со всего мира. Ищем, забираем, трансформируем в инфографику.
13. Wordle — сервис для создания эффективных словесных визуализаций.
14. Capsidea — сервис, предоставляющий визуализацию потоковых данных в режиме реального времени.
15. Visage — онлайн-инструмент для построения графиков и диаграмм с возможность добавления собственного фона, текста и цвета.
16. Tagxedo - сервис, превращает слова в облака слов, оказывающие визуальное воздействие на пользователя.
17. Cacoo – онлайн инструмент для рисования, который делает возможным создание разных видов инфографики, включая карты сайта, схемы страниц, UML.
18. Easel.ly — сервис для конструирования красивой инфографики онлайн без знаний основ графических редакторов.
Интернет – ресурсы
1. https://videouroki.net Методические материалы международного проекта videouroki.net
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19 ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории».
3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/ Авторская мастерская Н.В. Матвеевой.
4. http://metodist.lbz.ru/lections/8/ Лекторий «ИКТ в начальной школе».
5. https://sites.google.com/site/pesochnica2014/home «Google песочница».
6. http://www.skodakrokha.ru/ Правила дорожного движения для детей.
7. http://www.coderussia.ru/ru/index.html Час кода.
8. http://mic.org.ru/phocadownload/cifr-bud-katalog-mig.pdf Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. / А.В. Федоров – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.
9. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. UNESCO, 2012.
10. http://mic.org.ru/phocadownload/cifr-bud-katalog-mig.pdf Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013.
11. https://in-scale.ru/blog/infografika-chto-eto Инфографика что это: просто и с примерами
12. https://infourok.ru/infografika-kak-sredstvo-vizualizacii-informacii-4527209.html
13. https://moluch.ru/archive/147/41369/
14. https://infourok.ru/detskaya-infografika-kak-sposob-vizualizacii-uchebnogo-materiala-v-obrazovatelnom-prostranstve-doo-4370427.html
15. https://netology.ru/blog/polza-infografiki
16. http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/ikt/infografika_mnogofunkcionalnyj_instrument_pedagoga/46-1-0-408
17. http://astvetluga.blogspot.com/p/blog-page_46.html
18. http://infographer.ru/vse-chto-vy-dolzhny-znat-esli-xotite-razvivat-infografiku-na-gazetnom-sajte/
19. http://catalog.planeta-kniga.ru/v-mire-informatsii/
20. https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/mastier_klass_infoghrafika_kak_piedaghoghichieskii_priiem_vizualizatsii_dannykh
21. https://www.meteor-city.top/infographika-v-obrazovanii
22. Журнал “Инфографика” // http://infographer.ru/infografika-russia-previous-times
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.