Управление по образованию Администрации Городского округа Балашиха МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» |
|
||||||
Рекомендовано: Педагогическим советом Протокол № от « » _________ 2020г.
|
Утверждаю: Директор МБОУ «Школа № 22» __________________ С.П. Боярская Приказ № _____ от « » __________ 2020г.
|
|
|||||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология и проектирование. Астрофизика»
Направленность – естественно-научная Уровень - стартовый Возраст детей – 11 – 17 лет Срок реализации - 1 год
|
|||||||
Автор-составитель: Коваленко И.В., учитель физики и информатики
|
|
|
|||||
|
Балашиха, 2020 г. |
|
|||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Технология и проектирование. Астрофизика» разработана на основе следующих документов:
· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»(№273-ФЗ от29.12.2012)
· -Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжениемПравительстваРФот4сентября2014г.№1726-р)
· -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41
· «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
· Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242
· «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
· Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»
· Письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дополнительное образование в средней школе направлено на обще интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогов, требования к содержанию программ.
Актуальность изучения данного курса: образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Астрономия является одной из наук о природе: именно при изучении астрономии школьник открывает для себя основные закономерности возникновения и развития Вселенной. Изучению астрономии в школе стало уделяться мало внимания в последние годы, но интерес к изучению данного предмета у школьников не пропадает. Знакомя школьников с основами астрономии и космонавтики, мы способствуем формированию не только их научного мировоззрения, но и вносим определённый вклад в интеллектуальное, эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание школьников.
Цель программы:
формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.
Задачи программы:
Образовательные:
· расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроках;
· получить дополнительные знания в области естественных наук;
· изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
· изучить влияние небесных объектов на Землю;
· повысить эрудицию и расширить кругозор.
Воспитательные:
· воспитывать самостоятельность и ответственность;
· воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу
Развивающие:
· развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
· развивать навыки самостоятельной работы;
· развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
· развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
· развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
Данная программа рассчитана на 72 учебных часа, 2 часа в неделю. Первый модуль – 40 часов, 2 модуль – 32 часа.
Программа «Астрофизика» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (11 - 17 лет), сформированных в разновозрастные группы. Рассчитана на один год обучения.
Режим реализации Программы
Уровень |
Стартовый |
Язык обучения |
Русский |
Форма обучения |
Очно-заочная |
Форма освоения программы |
Групповая |
Набор обучающихся в учебные группы |
Свободный |
Состав учебных групп |
Постоянный |
Срок реализации Программы |
1 год |
Возраст |
13-17 лет |
Количество часов в неделю |
2 |
Общее количество учебных часов в год |
72 |
Занятия проходят в очной и заочной формах для детей разного возраста, являющихся основным составом объединения.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует учитель старших классов, имеющий высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию, по внутреннему совместительству - педагог дополнительного образования.
Необходимые условия для реализации программы:
1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ.
2. Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников
В работе используются следующие методы:
§ лекция;
§ беседа;
§ семинар;
§ практические наблюдения;
§ решение практических задач;
§ подготовка и представление докладов.
Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
В результате изучения курса ученик сможет научиться:
- выполнять наблюдения объектов звёздного неба;
- находить основные небесные объекты;
- ориентироваться по объектам звёздного неба во времени и пространстве;
- объяснять причины изменения вида звёздного неба в течение суток и года;
- объяснять причины наступления солнечных и лунных затмений;
- выполнять и планировать эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений;
- применять астрономические знания на практике;
- работать в группе;
- самостоятельно организовывать свою деятельность;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- слушать других;
- пользоваться справочной, библиографической литературой и ресурсами Интернета.
Формы контроля за обучением:
· Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.
Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся по методике «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы» (Разделы I-III карты - авторы Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., модификация Апраксиной В.И., методиста МБУДО СЮН г. Ярцева Смоленской области. Раздел IV карты – автор Апраксина В.И. Источник: Буйлова Л Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №, №1 URL: http://pandia.ru/text/78/497/64569.php
· Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.
· В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
· При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
· Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 1. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.
· Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 2. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.
· Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004
· Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994
· А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005
· Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
· Программы для общеобразовательных учреждений. автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
· Фильмы BBC. Планеты. Космос. Битва за космос. Астероид-убийца. Сверхмассивные чёрные дыры. Конец света. Машина времени. Ядро земли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
· Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002
· Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004
· Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
· http://www.shvedun.ru/nebo.htm
· http://www.astronet.ru
· http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29075/
· http://www.nationalgeographic.ru/
Календарный учебный план
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
МОДУЛЬ1. |
|||||
Раздел 1. Что изучает астрономия. |
2 |
2 |
тест |
||
Раздел 2. Методы астрофизических исследований |
6 |
4 |
2 |
публичное выступление |
|
Раздел 3. Практические основы астрономии |
10 |
4 |
6 |
творческий проект |
|
Раздел 4. Природа тел солнечной системы |
20 |
8 |
12 |
творческий проект |
|
Раздел 5. Легенды и мифы звёздного неба |
2 |
1 |
1 |
презентация |
|
МОДУЛЬ 2. |
|||||
Раздел 6. Солнце и звёзды |
18 |
10 |
8 |
выставка рисунков |
|
Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной |
10 |
4 |
6 |
макет |
|
Раздел 8. Современные достижения астрономии |
4 |
2 |
2 |
публичное выступление |
|
Утверждаю: Директор МБОУ «Школа № 22» __________________ С.П. Боярская Приказ № ____ от « » января 2020г. |
Календарный учебный график
1й модуль
(40 часов; 2 часа в неделю)
N п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная. Беседа. Инструктаж |
2 |
Что изучает астрономия. Инструктаж по технике безопасности |
Кабинет информатики |
блиц-опрос |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, практическая работа с компьютером |
2 |
Методы астрофизических исследований |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Групповая. Беседа, практическая работа, подбор и обработка информационного материала |
2 |
Методы астрофизических исследований |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная Практическая работа с компьютером |
2 |
Методы астрофизических исследований |
Кабинет информатики |
творческий проект |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации |
2 |
Практические основы астрономии |
Кабинет информатики |
Блиц-опрос |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, творческая мастерская, практикум |
2 |
Практические основы астрономии |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Беседа, сбор и обработка информации, практикум |
2 |
Практические основы астрономии |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная Беседа, решение практических задач |
2 |
Практические основы астрономии |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. творческая мастерская |
2 |
Практические основы астрономии |
Кабинет информатики |
творческий проект |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, парная. Работа творческой мастерской с интернет-источниками |
2 |
Природа тел солнечной системы. Луна |
Кабинет информатики |
презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, парная. Работа творческой мастерской с интернет-источниками |
2 |
Природа тел солнечной системы. Меркурий |
Кабинет информатики |
презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Работа творческой мастерской с интернет-источниками |
2 |
Природа тел солнечной системы. Марс |
Кабинет информатики |
презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Юпитер |
Кабинет информатики |
презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Сбор и обработка информационного материала. |
2 |
Природа тел солнечной системы. Сатурн |
Кабинет информатики |
выставка работ |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Плутон |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
16 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Венера |
Кабинет информатики |
творческий проект |
||
17 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Земля |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
||
18 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Спутники |
Кабинет информатики |
презентация |
||
19 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Практикум |
2 |
Природа тел солнечной системы. Спутники |
Кабинет информатики |
наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
||
20 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Работа творческой мастерской с интернет-источниками |
2 |
Легенды и мифы звёздного неба |
Кабинет информатики |
защита творческого проекта |
2й модуль
(32 часа; 2 часа в неделю)
N п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Практикум |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Практикум, сбор и обработка информационного материала. |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Выставка работ |
||||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Практикум |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая Практикум |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Практикум, сбор и обработка информационного материала. |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Практикум, сбор и обработка информационного материала. |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Работа творческой мастерской. |
2 |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Работа творческой мастерской. |
Солнце и звёзды. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
||||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная. Работа творческой мастерской. |
Строение и эволюция Вселенной. |
Кабинет информатики |
Презентация |
||||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Работа творческой мастерской. |
2 |
Строение и эволюция Вселенной. |
Кабинет информатики |
Презентация |
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум |
2 |
Строение и эволюция Вселенной. |
Кабинет информатики |
Презентация
|
|||
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, индивидуальная |
2 |
Строение и эволюция Вселенной. |
Кабинет информатики |
Презентация |
|||
14 |
15.30 – 17.00 |
Групповая, фронтальная Практикум |
2 |
Строение и эволюция Вселенной. |
Кабинет информатики |
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия |
||
15 |
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум |
2 |
Современные достижения астрономии, мифы и легенды. |
Кабинет информатики |
Демонстрация мультимедиа альбома |
||
16 |
|
|
15.30 – 17.00 |
Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум |
|
Итоговое занятие |
Кабинет информатики |
Защита творческого проекта |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.