Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология и проектирование. Астрофизика» Направленность – естественно-научная Уровень - стартовый Возраст детей – 13 – 17 лет

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 29.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа «Астрофизика» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (11 - 17 лет), сформированных в разновозрастные группы. Рассчитана на один год обучения.
Иконка файла материала РП КТП АСТРОФИЗИКА.docx

   Управление по образованию Администрации Городского округа Балашиха

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»

 

 

 

Рекомендовано:

Педагогическим советом

Протокол №

от «      » _________ 2020г.

 

 

                                                                                          Утверждаю:

    Директор МБОУ «Школа № 22»

__________________ С.П. Боярская

Приказ № _____  от «   » __________ 2020г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Технология и проектирование. Астрофизика»

 

 

 

Направленность – естественно-научная

Уровень  - стартовый

Возраст детей – 11 – 17 лет

Срок реализации - 1 год

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Коваленко И.В., учитель физики и информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Балашиха,  2020 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Технология и проектирование. Астрофизика» разработана на основе следующих документов:

·        Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»(№273-ФЗ от29.12.2012)

·        -Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжениемПравительстваРФот4сентября2014г.№1726-р)

·        -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41

·        «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

·        Письмо Минобрнауки  РФ от 18.11.2015 №09-3242

·        «О направлении рекомендаций» (Методические  рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

·        Приказ    от 9 ноября 2018 г. № 196 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»

·        Письмо   МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ   от 18 августа 2017 г. N 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Дополнительное образование в средней школе направлено на обще интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогов, требования к содержанию программ.

Актуальность изучения данного курса: образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Астрономия является одной из наук о природе: именно при изучении астрономии школьник открывает для себя основные закономерности возникновения и развития Вселенной. Изучению астрономии в школе стало уделяться мало внимания в последние годы, но интерес к изучению данного предмета у школьников не пропадает. Знакомя школьников с основами астрономии и космонавтики, мы способствуем формированию не только их научного мировоззрения, но и вносим определённый вклад в интеллектуальное, эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание школьников.

           Цель программы:

формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Задачи программы:

Образовательные:

·     расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроках;

·     получить дополнительные знания в области естественных наук;

·     изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

·     изучить влияние небесных объектов на Землю;

·     повысить эрудицию и расширить кругозор.

Воспитательные:

·     воспитывать самостоятельность и ответственность;

·     воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу

Развивающие:

·     развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;

·     развивать навыки самостоятельной работы;

·     развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;

·     развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;

·     развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Данная программа рассчитана на 72 учебных часа, 2 часа в неделю. Первый модуль – 40 часов, 2 модуль – 32 часа.

Программа «Астрофизика» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (11 - 17 лет), сформированных в разновозрастные группы.  Рассчитана на один год обучения.

Режим реализации Программы

Уровень

Стартовый

Язык обучения

Русский

Форма обучения

Очно-заочная

Форма освоения программы

Групповая

Набор обучающихся в учебные группы

Свободный

Состав учебных групп

Постоянный

Срок реализации Программы

1 год

Возраст

13-17 лет

Количество часов в неделю

2

Общее количество учебных часов в год

72

Занятия проходят в очной и заочной  формах для детей разного возраста, являющихся основным составом объединения.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвует учитель старших классов, имеющий высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию, по внутреннему совместительству - педагог дополнительного образования.

Необходимые условия для реализации программы:

1.   Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ.

2.   Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

        Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников

В работе используются следующие методы:

§  лекция;

§  беседа;

§  семинар;

§  практические наблюдения;

§  решение практических задач;

§  подготовка и представление докладов.

         Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

В результате изучения курса ученик сможет научиться:

- выполнять наблюдения объектов звёздного неба;

- находить основные небесные объекты;

- ориентироваться по объектам звёздного неба во времени и пространстве;

- объяснять причины изменения вида звёздного неба в течение суток и года;

- объяснять причины наступления солнечных и лунных затмений;

- выполнять и планировать эксперименты;

- обрабатывать результаты измерений;

- применять астрономические знания на практике;

- работать в группе;

- самостоятельно организовывать свою деятельность;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- слушать других;

- пользоваться справочной, библиографической литературой и ресурсами Интернета.

Формы контроля за обучением:

·     Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся по методике «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы» (Разделы I-III карты - авторы Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., модификация Апраксиной В.И., методиста МБУДО СЮН г. Ярцева Смоленской области. Раздел IV карты – автор Апраксина В.И. Источник: Буйлова Л Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №, №1 URL: http://pandia.ru/text/78/497/64569.php

·     Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.

·     В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

·     При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

·        Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 1. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.

·        Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 2. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.

·        Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004

·        Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994

·        А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005

·        Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001

·        Программы для общеобразовательных учреждений. автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

·        Фильмы BBC. Планеты. Космос. Битва за космос. Астероид-убийца. Сверхмассивные чёрные дыры. Конец света. Машина времени. Ядро земли.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

·        Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002

·        Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004

·        Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

·        http://www.shvedun.ru/nebo.htm

·        http://www.astronet.ru

·        http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29075/

·        http://www.nationalgeographic.ru/

Календарный учебный план

 


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

МОДУЛЬ1.

Раздел 1. Что изучает астрономия.

2

2

тест

Раздел 2. Методы астрофизических исследований

6

4

2

публичное выступление

Раздел 3. Практические основы астрономии

10

4

6

творческий проект

 Раздел 4. Природа тел солнечной системы

20

8

12

творческий проект

Раздел 5. Легенды и мифы звёздного неба

2

1

1

презентация

МОДУЛЬ 2.

Раздел 6. Солнце и звёзды

18

10

8

выставка рисунков

Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной

10

4

6

макет

Раздел 8. Современные достижения астрономии

4

2

2

публичное выступление

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю:

        Директор МБОУ «Школа № 22»

__________________ С.П. Боярская

Приказ № ____  от «   » января 2020г.

Календарный учебный график

 1й модуль

(40 часов; 2 часа в неделю)

 

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

15.30 – 17.00

Фронтальная. Беседа.

Инструктаж

2

Что изучает астрономия. Инструктаж по технике безопасности

Кабинет информатики

блиц-опрос

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, практическая работа с компьютером

2

Методы астрофизических исследований

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Групповая. Беседа,  практическая работа, подбор и обработка информационного материала

2

Методы астрофизических исследований

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная

Практическая работа с компьютером

2

Методы астрофизических исследований

Кабинет информатики

творческий проект

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.

Беседа, сбор и обработка информации

2

Практические основы астрономии

Кабинет информатики

Блиц-опрос

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, творческая мастерская, практикум

2

Практические основы астрономии

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Беседа, сбор и обработка информации, практикум

2

Практические основы астрономии

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная Беседа, решение практических задач

2

Практические основы астрономии

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. творческая мастерская

2

Практические основы астрономии

Кабинет информатики

творческий проект

15.30 – 17.00

Фронтальная, парная. Работа творческой мастерской с интернет-источниками

2

Природа тел солнечной системы. Луна

Кабинет информатики

презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, парная.  Работа творческой мастерской с интернет-источниками

2

Природа тел солнечной системы. Меркурий

Кабинет информатики

презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Работа творческой мастерской с интернет-источниками

2

Природа тел солнечной системы. Марс

Кабинет информатики

презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, практикум

2

Природа тел солнечной системы. Юпитер

Кабинет информатики

презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.  Сбор и обработка информационного материала.

2

Природа тел солнечной системы. Сатурн

Кабинет информатики

выставка работ

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, практикум

2

Природа тел солнечной системы. Плутон

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

16

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная. Практикум

2

Природа тел солнечной системы. Венера

Кабинет информатики

творческий проект

17

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.

Практикум

2

Природа тел солнечной системы. Земля

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

18

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.

Практикум

2

Природа тел солнечной системы. Спутники

Кабинет информатики

презентация

19

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Практикум

2

Природа тел солнечной системы. Спутники

Кабинет информатики

наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

20

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.

Работа творческой мастерской с интернет-источниками

2

Легенды и мифы звёздного неба

Кабинет информатики

защита творческого проекта

 

2й модуль

(32 часа; 2 часа в неделю)

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Практикум

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Практикум, сбор и обработка информационного материала.

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Выставка работ

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Практикум

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая Практикум

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Практикум, сбор и обработка информационного материала.

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная. Практикум, сбор и обработка информационного материала.

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Работа творческой мастерской.

2

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Работа творческой мастерской.

Солнце и звёзды.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная.

Работа творческой мастерской.

Строение и эволюция Вселенной.

Кабинет информатики

Презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая.

Работа творческой мастерской.

2

Строение и эволюция Вселенной.

Кабинет информатики

Презентация

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум

2

Строение и эволюция Вселенной.

Кабинет информатики

Презентация

 

15.30 – 17.00

Фронтальная, индивидуальная

2

Строение и эволюция Вселенной.

Кабинет информатики

Презентация

14

15.30 – 17.00

Групповая, фронтальная

Практикум

2

Строение и эволюция Вселенной.

Кабинет информатики

Наблюдение за  активностью  школьников в  процессе занятия

15

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум

2

Современные достижения астрономии, мифы и легенды.

Кабинет информатики

Демонстрация мультимедиа альбома

16

 

 

15.30 – 17.00

Фронтальная, групповая. Беседа, сбор и обработка информации, накопление материалов Практикум

 

Итоговое занятие

Кабинет информатики

Защита творческого проекта

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru