Министерство образования и науки Кузбасса
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В. Волынова»
(МБОУ «Школа №1»)
Принята на заседании педагогического совета от «25 » июня 2021 г. протокол № 9 |
Утверждаю: Директор МБОУ «Школа №1» _____________Е.М. Пронякина « 28 » июня 2021 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Краеведческий калейдоскоп»
Возраст учащихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Екимов Андрей Владимирович,
педагог дополнительного образования,
год разработки - 2021
Прокопьевский ГО 2021
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………..…….. 3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………............. 7
1.3. Содержание программы…………………………………………………… 7
1.4. Планируемые результаты……………………………………..……..……. 17
2.Комплекс организационно – педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график…………………………………………….18
2.2. Условия реализации программы………………………………………… 20
2.3. Формы контроля………………………………………………………….. 21
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………… 21
2.5. Методические материалы…………………………………………............ 23
3. Список литературы………………………………………………......…… 25
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Краеведение – это не только познание родного края и города, это соприкосновение истории, географии, этнографии. Краеведение корнями уходит в Родиноведение, познание Родины во всех её проявлениях: истории, географии, культуры. Поэтому подлинное краеведение – это, прежде всего краелюбие.
Изучая историю своего края, города, микрорайона, улицы, мы узнаём много нового, постигаем свои корни. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной…
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведческий калейдоскоп» имеет туристско-краеведческую направленность, способствует изучению истории и этнографии родного края и города.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
· Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
· Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018 г.;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
· Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018 г.);
· Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утверждён на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол №37 от 7.12.2018 г.)
· Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
· Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 9.04.2019 г.;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 г.
Отличительная особенность программы состоит в том, что отсутствует единый учебный материал по данной тематике. А знать взаимосвязь событий в истории края, города, основных явлений отечественной истории и основ музееведения необходимо для успешной социализации учащихся в обществе. А проектно-исследовательская деятельность направлена на поиск неизвестных еще данных и описание тем, ранее не рассматриваемых или мало изученных.
Педагогическая целесообразность программы заключается в пробуждении интереса учащихся к изучению истории родного края, города, учебно-исследовательской и проектной деятельности краеведческого характера и основывается на доступности материала, построенном по принципу «от простого к сложному».
Основные принципы программы:
Программа «Краеведческий калейдоскоп» адресована учащимся младшего школьного возраста 7-11 лет. Оптимальное количество учащихся в группе – 12 -15 человек.
Программа «Краеведческий калейдоскоп» стартового уровня освоения. В процессе обучения учащиеся овладевают начальными знаниями в области краеведения. Программа рассчитана на 1 год обучения, 44 часа.
Режим занятий
Год обучения |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 год |
1 раз |
1 час |
44 часа |
Формы обучения – очная (с возможностью электронного обучения с применением дистанционных технологий).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного занятия не превышает 45 минут. Это оптимальный отрезок времени (и максимальный по нормам САНПИНа РФ), создающий возможность сочетания различных форм организации обучения детей, регламентированной как педагогом, так и самостоятельной их деятельностью.
Формы организации образовательного процесса являются теоретические и практические дела: беседы, рассказ, обобщающие занятия, занятие – диалог, экскурсии в музее, викторины, тестирование, работа с источником: краеведческой литературой, создание и защита проектов, экскурсии.
Предусматривается посещение МУК «Городской краеведческий музей».
Особое место уделяется работе с одарёнными детьми, для них предусмотрен индивидуальный подход, выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно-научно-исследовательскую деятельность, привлечение их к участию в конкурсном движении, выступлениях на краеведческих чтениях, городской научно-практической конференции.
Форма организации детского коллектива - групповая. Образовательный процесс включает в себя все виды деятельности, традиционные для младших школьников. При применении в обучении дистанционных образовательных технологий - целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции Zoom по темам.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа, занятие-диалог), наглядный (презентации, видеофильмы), исследовательский (уроки-исследования, работа с документами, проекты), методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, ситуационный.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю средствами краеведения.
Задачи:
образовательные:
· дать учащимся основы знаний об истории Кузбасса, города Прокопьевска, традиций культуры народов родного края;
развивающие:
· развить интерес к истории Кузбасса, Прокопьевска, народной культуре;
· развить навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы
с историческими источниками;
· развить память, внимание, логическое мышление;
воспитательные:
· воспитать уважение к историческому наследию наших предков;
· воспитать чувства коллективизма, взаимовыручки, культуры взаимоотношений;
· воспитать активность, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||||
теория |
практика |
всего |
|
|
|||
Раздел № 1. Летнее экскурсионное бюро |
4 |
4 |
8 |
Тест |
|
||
1.1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
||
1.2
|
Знакомые с детства названия |
1 |
|
1 |
|
||
1.3 |
Предприятия родного города |
|
1 |
1 |
|
||
1.4 |
Имена в истории родного города |
|
1 |
1 |
|
||
1.5 |
Прокопьевск: путешествие из прошлого в настоящее |
1 |
|
1 |
|
||
1.6 |
Имидж экскурсовода |
1 |
1 |
2 |
|
||
1.7 |
Моя первая экскурсия |
|
1 |
1 |
|
||
Раздел № 2. План и карта |
2 |
2 |
4 |
Практическое задание |
|
||
2.1 |
Туристическая карта |
1 |
1 |
2 |
|
||
2.2 |
Компас. Работа с компасом и картой |
1 |
1 |
2 |
|
||
Раздел № 3. История родного края |
10 |
6 |
16 |
Викторина «Знатоки родного края» |
|
||
3.1 |
Из истории открытия каменного угля в Кузбассе |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.2 |
Первые остроги и города Кузбасса |
1 |
|
1 |
|
||
3.3 |
Первые заводы в Кузбассе |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.4 |
Имени святого Прокопия |
1 |
|
1 |
Викторина «Знатоки родного города» |
|
|
3.5 |
Прокопьевск: «начало пути» |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.6 |
Рождение шахтёрского города |
1 |
|
1 |
|
||
3.7 |
Строительство шахт в Прокопьевске |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.8 |
Город в годы Великой Отечественной войны. Всё для фронта! Всё для Победы! |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.9 |
Прокопьевск во второй половине ХХ века |
1 |
1 |
2 |
|
||
3.10 |
Современный Прокопьевск |
1 |
|
1 |
|
||
Раздел № 4. Преданья старины глубокой |
3 |
3 |
6 |
Тест |
|
||
4.1 |
Осенние народные праздники в Кузбассе |
1 |
1 |
2 |
|
||
4.2 |
Зимние народные праздники в Кузбассе |
1 |
1 |
2 |
|
||
4.3 |
Весенне-летние традиционные праздники в Кузбассе |
1 |
1 |
2 |
|
||
Раздел № 5. Школа - светлая гавань детства |
3 |
3 |
6 |
Викторина «Знатоки родной школы» |
|
||
5.1 |
Становление образцовой школы №1 |
1 |
1 |
2 |
|
||
5.2 |
Школа военной поры |
1 |
1 |
2 |
|
||
5.3 |
Выпускники – гордость школы! |
1 |
1 |
2 |
|
||
Раздел № 6. Мой творческий (исследовательский) проект |
|
3 |
3 |
Защита проектов |
|
||
6.1 |
Я выбираю творческую работу |
|
1 |
1 |
|
||
6.2 |
Подготовка к защите творческого проекта |
|
1 |
1 |
|
||
6.3 |
Защита творческих работ |
|
1 |
1 |
|
||
6.4 |
Итоговое занятие «Я – юный прокопчанин!» |
|
1 |
1 |
|
||
|
Итого |
22 |
22 |
44 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Раздел № 1. Летнее Экскурсионное бюро
Тема № 1.1. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Правила дорожного движения и эвакуации детей из здания.
Практика: интеллектуальная игра «Знаете ли вы?».
Тема № 1.2. Знакомые с детства названия
Теория: Улицы микрорайона школы: Комсомольская, Сергея Лазо, Горняцкая и города Прокопьевска. История их возникновения и названия. Виртуальное путешествие по Прокопьевску
Практика: поиск на карте города улиц микрорайона.
Тема № 1.3. Предприятия родного города
Теория: виртуальное путешествие по Прокопьевску, история предприятий города.
Практика: пешеходная экскурсия по историческим и памятным местам центра города.
Тема № 1.4. Имена в истории родного города
Теория: Борис Валентинович Волынов, летчик – космонавт, дважды герой СССР, Герой Кузбасса, Алексей Эмильевич Конторович – академик РАН, доктор физико-математических наук, почётный геолог, Герой Кузбасса, Александр Степанович Бабушкин - участник войны, контр-адмирал, Почетный гражданин города Прокопьевска. Николай Георгиевич Кочетков - Герой Социалистического труда, установил мировой рекорд по добычи угля и т.д.
Практика: экскурсия к бюсту Б.В. Волынова и стеле «Почётные жители города Прокопьевска» у драматического театра.
Тема № 1.5. Прокопьевск: путешествие из прошлого в настоящее
Теория: знакомство с главными событиями из истории родного края, показ презентации.
Практика: решение мини-кроссворда.
Тема № 1.6. Имидж экскурсовода
Теория: этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии. Содержание экскурсии. Что такое ораторское искусство?
Практика: прочитать прозу, стихотворения, произнести скороговорки.
Тема № 1.7. Моя первая экскурсия
Практика: составление текста экскурсии.
Форма контроля: тест.
Раздел № 2. План и карта
Тема № 2.1. Туристическая карта
Теория: Что такое карта? Виды и свойства карт. Топографические карты. Спортивные карты. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты.
Практика: работа с туристической картой местности.
Тема № 2.2. Компас. Работа с компасом и картой
Теория: История появления компаса. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Строение компаса и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу.
Практика: Определение сторон горизонта с помощью компаса. Ориентирование карты по компасу.
Форма контроля: практическое задание.
Раздел № 3. История родного края
Тема № 3.1. Из истории открытия каменного угля в Кузбассе
Теория: уголь-главное богатство края. Михайло Волков – рудознатец, первооткрыватель каменного угля. Что такое «штольня»? Первые штольни на территории края.
Практика: «В гостях у каменного угля». Виртуальная экскурсия в музей шахтёрской славы МБОУ «Школа № 25».
Тема № 3.2. Первые остроги и города Кузбасса
Теория: Что такое город, село? Происхождение название сел, острогов и первых городов Кузбасса. Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск. Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка.
Практика: изучение исторической карты Кузбасса.
Тема № 3.3. Первые заводы в Кузбассе
Теория: Что такое завод? Его функции. Томский железоделательный завод. Знакомство с раскопками общества «Юный историк». Гурьевский сереброплавильный завод, Гавриловский железоделательный завод.
Практика: экскурсия в МУК «Городской краеведческий музей».
Форма контроля: викторина «Знатоки родного края».
Тема № 3.4. Имени святого Прокопия
Теория: село Прокопьевское. Происхождение названия «Прокопьевск». Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской.
Практика: изучение легенды о «чудесах» и деяниях Прокопия Устюжского.
Тема № 3.5. Прокопьевск: «начало пути»
Теория: начало добычи угля для нужд Томского железоделательного завода. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения территории в 1704-1911 годах. Рудник и рабочий поселок Прокопьевский. Понятие «рудник», чем он отличается от села, города. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения. Создание АО «Копикуз». Исследование месторождений угля в 1915 -16 годах, Лутугин Л.И., Яворский В.И. Основание Прокопьевского рудника 12 октября 1917 года.
Практика: Виртуальная экскурсия в городской краеведческий музей.
Тест «Загадки и тайны земли Прокопьевской».
Тема № 3.6. Рождение шахтёрского города
Теория: постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город. Московский архитектор Иван Владиславович Жолтовский. Проект города – Углеград. Открытие Горного техникума, средней образцовой школы № 1, Горпромуча. Строительство объектов социально – культурного назначения в 1933 – 40 годах: звуковой кинотеатр, ДК им. Артема, водопровод, Зенковский парк, трамвай, автобусное сообщение.
Практика: изучение фотографий из фондов исторического музея.
Тема № 3.7. Строительство шахт в Прокопьевске
Теория: первые штольни в Прокопьевске. Объявление «ударной» стройкой в РСФСР железной дороги Кольчугино - Прокопьевский рудник. Преобразование села в рабочий посёлок. Перевод Прокопьевского рудника в ведение АИК «Кузбасс». Введение в строй первой шахты №2. Начало строительства шахты №3 и «Поварниха».
Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. История развития шахты, шахта «Центральная». Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. И.В. Сталина». Ход строительства, сдача в эксплуатацию в августе 1936 года. Введение в строй новых шахт в 1935-1940 годах.
Практика: индивидуальная работа с источником.
Тема № 3.8. Город в годы Великой Отечественной войны. Всё для фронта! Всё для Победы!
Теория: начало Великой Отечественной войны. Эвакуированные тресты «Артёмуголь», Донецкуголь, предприятия: «Завод № 651», табачная фабрика, завод мельнично-элеваторных машин. Институты. Госпитали, работа в госпиталях. Перестройка промышленности на военный лад. Прокопчане в помощь фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» Прокопчане – герои СССР. М.П. Косогорова – женщина – легенда. Образование Кемеровской области. Победа ковалась и в тылу. Прокопьевск в победном 1945 году.
Практика: показ видеоролика «Прокопьевск в годы войны».
Тема № 3.9. Прокопьевск во второй половине ХХ века
Теория: развитие Прокопьевска. Новый генеральный план города.
Изменение облика Прокопьевска. Активное освоение Тырганского высокогорья. Рост численности населения города в 1953 – 1965 годах. Ввод в строй новых предприятий: швейной фабрики «Горнячка», фарфорового завода и др. Новые объекты социально – культурного назначения: гостиница «Центральная», Дворец физкультуры, новые трамвайные линии до пос. «Зиминские уклоны», Ясная Поляна, Северный Маганак, кафе «Романтик», новое здание ГКМ, ДК им. Маяковского, СКК «Снежинка», кинотеатр «Орбита».
Практика: создание презентации, используя фотографии из фондов исторического музея.
Тема № 3.10. Современный Прокопьевск
Теория: достижения города в наши дни. Развитие города в XXI веке. Достопримечательности родного города.
Практика: виртуальное путешествие по историческим и памятным местам города.
Форма контроля: викторина «Знатоки родного города».
Раздел № 4. Преданья старины глубокой
Тема № 4.1. Осенние народные праздники в Кузбассе
Теория: Ильин день – один из самых почитаемых народных праздников. Увядание сил природы. «Спас – всему час». Медовый спас. Преображение Господне (Яблочный спас). Пришел спас – бери рукавицы про запас. Осенины. Успенский Пост (14 – 27 августа). Успение Пресвятой Богородицы. Хлебный и ореховый спас. Время конца жатвы. Оспожинки, овсяницы, прославление хлеба. Народные игры, песни.
Рождество Пресвятой богородицы - осеннее равноденствие. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. Начало свадебного периода на Руси. Подготовка жилья к зиме. Обычай «Запекания углов». Почитание соломы. Утепление изб.
Практика: творческое занятие «А моя бабушка знает, что…».
Тема № 4.2. Зимние народные праздники в Кузбассе
Теория: рождественский (Филиппов) пост 28 ноября – 6 января. Введение в Храм Пресвятой Богородицы. Святые вечера 25 – 31 декабря. «Страшные вечера» 1 – 6 января. Новый год на Руси. Святки 7 – 17 января. Святочные гадания и приметы. Рождество. Рождественские колядки. Новый год. Крещение Господне. Богоявление.
Сретенье господне. Что значит «сретение»? Наблюдательность русского народа, изменение природных явлений. Вечернее заклинание солнца 15 февраля. Начало масленицы. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста. Проводы зимы. Семь дней Масленицы.
Праздничные обряды, символика, ритуальная еда. Блин на Масленице – символ солнца, первая еда. Ритуал поминовения предков на Масленицу. Масленичные игры, песни, забавы смысл игр и забав. Великий пост – очищение души и тела. Продолжительность поста.
Практика: викторина «Что я знаю о народных праздниках».
Тема № 4.3 Весенне-летние традиционные праздники в Кузбассе
Теория: весеннее равноденствие. Встреча весны обычаи и поверья. Приметы о весне. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. Верба - символ растительной силы. Начало страстной недели. Благовещение. Поверья и обычаи.
Красная Горка-«Фомина неделя». Вознесение Господне. Семик – седьмая неделя от Пасхи - единство Земли и Неба. Духов день. Троица – расцвет природных животворящих сил. Купальные праздники.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - день солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня. Расцвет жизненных сил природы. Обряды и поверия.
Практика: тест «Народный календарь».
Форма контроля: тест.
Раздел № 5. Школа - светлая гавань детства
Тема № 5.1. Становление образцовой школы № 1
Теория: Эпоха»: что это? Главные эпохи в истории родной школы: фабрично-заводская, образцовая, мужская средняя, средняя, средняя политехническая.
Эпоха 1930-х годов. Строительство школы. Учителя школы. Жизнь школьного коллектива.
Практика: экскурсия по теме «Становление школы №1».
Тема № 5.2. Школа военной поры
Теория: изменение школьной жизни. Бурцев Сергей Иванович, Веремей Георгий Иванович, Колесников Иван Илларионович, и другие учителя-участники войны. Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны, их подвиги.
Практика: экскурсия по теме «Они сражались за Родину».
Тема № 5.3. Выпускники – гордость школы!
Теория: Выбор жизненного пути выпускников. Космонавт, учёный-геолог, учёные-математики и физики, строители, прокурор города, хоккеисты и др.
Практика: изучение материалов школьного исторического музея.
Форма контроля: викторина «Знатоки родной школы».
Раздел № 6. Мой творческий (исследовательский) проект
Тема № 6.1. Я выбираю творческую работу
Практика: выбор темы проекта, его названия. Новизна и актуальность моего проекта, цель и задачи, методы исследования.
Тема № 6.2. Подготовка к защите творческого проекта
Практика: индивидуальная работа над выбранной темой.
Тема № 6.3. Защита творческих работ
Практика: подготовка проектов к защите.
Тема № 29. Итоговое занятие «Я – юный прокопчанин!
Практика: защита исследовательских проектов.
Форма контроля: защита проектов.
1.4. Планируемые результаты программы
Образовательные:
· ознакомление учащихся с историей Кузбасса – Кемеровской области, города Прокопьевска, народной культурой;
· формирование у детей умений и навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с источниками.
Развивающие:
· развитие интереса к истории Кузбасса, Прокопьевска, народной культуре;
· развитие навыков исследовательской деятельности, самостоятельной работы с историческими источниками;
· развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные:
· воспитание уважения к историческому наследию наших предков;
· воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, культуры взамоотношений;
· воспитание активности, самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п./п. |
Месяц |
Чис-ло |
Форма занятия |
Кол- во часов |
Тема занятия |
Формы контроля |
1. |
Август |
|
Беседа |
1 |
Вводное занятие |
Тест |
2 |
Август |
|
Экскурсионное бюро |
1 |
Знакомые с детства названия |
|
3 |
Август |
|
Экскурсионное бюро |
1 |
Предприятия родного города |
|
4 |
Август |
|
Экскурсионное бюро |
1 |
Имена в истории родного города |
|
5 |
Сентябрь |
|
Беседа |
2 |
Туристическая карта |
Практическое задание
|
6 |
Сентябрь |
|
Практическая работа |
|||
7 |
Сентябрь |
|
Беседа |
2 |
Компас. Работа с компасом и картой |
|
8 |
Сентябрь |
|
Практическая работа |
|||
9 |
Сентябрь |
|
Рассказ |
2 |
Из истории открытия каменного угля в Кузбассе |
Викторина «Знатоки родного края» |
10 |
Октябрь |
|
Виртуальная экскурсия |
|||
11 |
Октябрь |
|
Рассказ |
1 |
Первые остроги и города Кузбасса |
|
12 |
Октябрь |
|
Беседа |
2 |
Первые заводы в Кузбассе |
|
13 |
Октябрь |
|
Экскурсия |
|||
14 |
Ноябрь |
|
Видео - занятие |
1 |
Имени святого Прокопия |
Викторина «Знатоки родного города» |
15 |
Ноябрь |
|
Беседа |
2 |
Прокопьевск: «начало пути» |
|
16 |
Ноябрь |
|
Тест |
|||
17 |
Декабрь |
|
Работа с источником |
1 |
Рождение шахтёрского города |
|
18 |
Декабрь |
|
Урок-путешествие |
2 |
Строительство шахт в Прокопьевске |
|
19 |
Декабрь |
|
Работа с источником |
|||
20 |
Декабрь |
|
Рассказ, видео -занятие |
2 |
Город в годы Великой Отечественной войны. Всё для фронта! Всё для Победы! |
|
21 |
Декабрь |
|
Беседа |
|||
22 |
Январь |
|
Беседа |
2 |
Прокопьевск во второй половине ХХ века |
|
23 |
Январь |
|
Практическая работа |
|||
24 |
Январь |
|
Викторина |
1 |
Современный Прокопьевск |
|
25 |
Февраль |
|
Рассказ |
2 |
Осенние народные праздники в Кузбассе |
Тест «Народные осенние праздники»
|
26 |
Февраль |
|
Творческое занятие |
|||
27 |
Февраль |
|
Беседа |
2 |
Зимние народные праздники в Кузбассе |
|
28 |
Февраль |
|
Викторина |
|||
29 |
Март |
|
Беседа |
2 |
Весенне-летние традиционные праздники в Кузбассе |
|
30 |
Март |
|
Тестирование |
|||
31 |
Март |
|
Диалог |
2 |
Становление образцовой школы №1 |
Викторина «Знатоки родной школы»
|
32 |
Март |
|
Экскурсия |
|||
33 |
Апрель |
|
Беседа |
2 |
Школа военной поры |
|
34 |
Апрель |
|
Экскурсия |
|||
35 |
Апрель |
|
Диалог |
2 |
Выпускники – гордость школы! |
|
36 |
Апрель |
|
Экскурсия |
|||
37 |
Май |
|
Практическая работа |
1 |
Я выбираю творческую работу |
Защита проектов |
38 |
Май |
|
Самостоятельная работа |
1 |
Подготовка к защите творческого проекта |
|
39 |
Май |
|
Самостоятельная работа |
1 |
Защита творческих проектов |
|
40 |
Май |
|
Экскурсионное бюро |
1 |
Прокопьевск: путешествие из прошлого в настоящее |
|
41 |
Июнь |
|
Экскурсионное бюро |
2 |
Имидж экскурсовода |
|
42 |
Июнь |
|
Экскурсионное бюро |
|||
43 |
Июнь |
|
Экскурсионное бюро |
1 |
Моя первая экскурсия |
|
44 |
Июнь |
|
Итоговое тестирование |
1 |
Итоговое занятие |
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Занятия проводятся в школьном музее, в светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование включает компьютер, телевизор, имеется место для хранения наглядного материала.
Методические условия
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведческий калейдоскоп» необходимы следующие методические условия:
· дидактический материал: фотографии, образцы исторических документов, карта Кузбасса и города Прокопьевска, географические карты;
· методическая и краеведческая литература;
· видео материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства;
· методические разработки учебных занятий, методические пособия.
2.3. Формы контроля
Результаты образовательного процесса отслеживаются путем наблюдения за учащимися на учебных занятиях, в процессе выполнения самостоятельной работы, тестировании - диагностируется интерес к краеведению. По окончании курса обучения по данной программе защита проектных работ учащихся, которая позволяет показать уровень овладения материалом.
Виды контроля:
· входной контроль (август-сентябрь): опрос, тестирование;
· промежуточный контроль (декабрь-январь): практическое задание, викторина;
· итоговый контроль (май-июнь) – защита проектов.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:
· соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
· широта кругозора;
· свобода восприятия теоретической информации;
· развитость практических навыков работы с краеведческой литературой;
· осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:
· соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
· свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
· качество выполнения практического задания.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
· культура организации своей практической деятельности;
· культура поведения;
· творческое отношение к выполнению практического задания.
№ |
Вид деятельности |
Содержание |
Входная диагностика |
||
1. |
Диагностика готовности учащихся к обучению по общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведческий калейдоскоп» |
· Опрос · Тестирование |
Промежуточная диагностика |
||
2. |
Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведческий калейдоскоп» |
· Практическое задание · Викторина |
Итоговая диагностика |
||
3. |
Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведческий калейдоскоп» |
· Защита проектов |
2.5. Методические материалы
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.
Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. В данной методике рассматриваются следующие формы работы с детским коллективом: занятия - беседы, викторины, экскурсии
В процессе обучения и воспитания младших школьников используются различные методы, выбор которых зависит от стоящих перед педагогом задач, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы, используемые при работе с учащимися, можно разделить на следующие группы:
Ø информационные (беседа, рассказ, диалог);
Ø наглядные (презентации, просмотр видеороликов, экскурсии);
Ø практические (самостоятельная работа);
Ø метод прямого обучения и т.д.
План воспитательной работы
№ |
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Военно - патриотическое |
«Герои Отечества», «Битва за Москву»; «Непокорённый Ленинград»; «Битва на Волге», «День Великой Победы» |
Уроки Памяти, мужества
|
3-9 декабря 2021 года, 5 декабря 2021 года., 27 января 2022 года, 2 февраля 2022 года, 8 мая 2022 года |
Педагог дополнительного образования |
2 |
Краеведческое |
«Кузбасс - моя малая Родина» |
Уроки Родиноведения |
Сентябрь 2021 года - январь 2022 года |
Педагог дополнительного образования |
3 |
Этнографическое |
«Народы Кузбасса» |
Урок – экскурсия |
26 января 2022 года |
Педагог дополнительного образования |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
1. Добжанский В.Н. Кузнецкие акты. Выпуск 1-2. Кемерово: КемГУ, 2000. - 184 с.
2. Добжанский В.Н. Кузнецкие акты. Выпуск 3. Кемерово: КемГУ, 2006. - 207с.
3. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. Кемерово, 1960. – 129 с.
4. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири.– Кемерово: Книжное издательство, 1994. – 202 с.
5. Победа была за нами. Сост. Бикметов Р.С.; Под ред. Донковцева Г.Ф. Прокопьевск: Пласт , 1995. – 338 с.
6. Прокопьевск. Вклад в Победу. Документально-историческое издание /Под общей редакцией А.И. Грохова.- Новокузнецк: «Кузнецкая крепость», 1995. -304 с
7. Сорокин М.Е. Земля Кузнецкая. Кемерово: «Притомское», 1992. - 56 с.
8. Шуранов Н.П. Прокопьевск. Кемерово: Книжное издательство, 1964. – 112 с.
для учащихся:
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М.: Дет. лит., 2001.- 158 с.
2. Живи в веках, Победа! Сост. Н.Я. Спиридонова. СПб., 2009. – 95 с.
3. Некрополь Героев Советского Союза / под ред. Н.Л. Маркина и др. СПб., 2005. – 119 с.
4. Усыскин Г.С. Опыт и методика исторических исследований юных краеведов. СПб: ГДТЮ, 1995. – 42 с.
Интернет-ресурсы для организации online обучения:
Платформа Zoom (Zoom https://zoom.us/) Сервисы YouTube – видеохостинг для загрузки видео.
WhatsApp - система обмена текстовыми, audio и video файлами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.