муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк» города Смоленска
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета директор от «01» февраля 2022 г. протокол № 04-21
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 11-18 лет
Срок реализации: 4 часа
Автор-составитель:
Любимова Елена Александровна, педагог-организатор
г. Смоленск
2022
Одна из причин экологического кризиса по всему миру – это отсутствие должных знаний об объектах природы, их взаимодействиях между собой и с человеком. В этой связи важным становится экологическое образование, целью которого является формирование личности с экологически ориентированным мышлением, способной строить свою жизнедеятельность с учетом последствий для окружающей среды.
Формирование экологически грамотной личности должно начинаться со школьной скамьи. У детей и подростков должны быть сформированы знания об особенностях строения, поведения, о процессах жизнедеятельности живых существ, правилах безопасного поведения при встрече с ними. Однако современные школы могут дать лишь поверхностное представление об этом в виду ограниченных возможностей – отсутствие уникальной и наглядной базы, которую заменяют картинки из сети «Интернет» или учебников и атласов, отсутствие специфических навыков содержания животных и т.д.
МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», являясь специализированным учреждением, имеющим коллекцию животных, становится той площадкой, которая может не только углубить и расширить знания обучающихся о природе, но и, благодаря использованию живых экспонатов, содержащихся в учреждении, дать наглядное представление о строении животных, особенностях их жизни, взаимосвязях в природе и т.д.
В этой связи возникла необходимость разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «В мире животных», которая направлена на формирование таких представлений у обучающихся 5-11 классов, в том числе и одаренных.
Программа разработана с учетом положений и нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273ФЗ, Приказа Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 № 196, Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-324).
Занятия по программе предполагают не только получение экологических знаний. У обучающихся появляется возможность реального знакомства с животным миром благодаря использованию коллекции МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк».
Каждое занятие посвящено определённому классу животных — рыбам, амфибиям и рептилиям, птицам и млекопитающим, которые демонстрируются обучающимся непосредственно во время проведения занятий.
Новизна программы
Уникальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации, в качестве наглядных пособий используется экспозиция МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», позволяющая обучающимся получить знания на примере живых экспонатов. Коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, предоставляет возможность обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.
Ко всему прочему, в процессе изучения программы формируются навыки исследовательской работы посредством проведения наблюдений за живыми существами.
Данная программа позволяет на практике углубить и расширить представления детей о них, изучить строение, особенности поведения. В процессе изучения обучающимися ведется дневник наблюдений, в котором фиксируются результаты наблюдений за животными и самостоятельно формулируются выводы.
Программой предусмотрен начальный уровень использования животных в образовательном процессе - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог) (инструктивное письмо Минобразования России от 30.10.1998 № 55).
Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.
На занятиях демонстрируются: тараканы (мадагаскарский, американский, мадейрский, мертвая голова), змея (полоз, питон), крыса, паук, хорек, палочник, барбус, цихлида, ангольский клариас, астронотус, пиранья, акулий сом, паку бурый, лягушка моховая, австралийская квакша, шпорцевая лягушка, колорадская жаба, кайман, черепахи (красноухая, болотная, сухопутная), ящерицы (игуана, пятнистый эублефар, хамелеон), попугаи (волнистый, корелла), белка обыкновенная, хомяк джунгарский, кролик декоративный, дегу, летяга сумчатая, шиншилла, морская свинка, суриката, тамарин краснорукий, мини-пиг, монгольская песчанка (по возможности).
Список животных определен отсутствием возможности знакомства с данными представителями в условиях города в виду следующих факторов:
- отсутствие возможности содержания данных представителей в домашних условиях;
- ареал обитания многих представителей в иных странах, а соответственно невозможность знакомства с представителями нигде, кроме условий специализированного учреждения.
В реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы участвуют обучающиеся 5-11 классов школ, в том числе одаренные. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Группы должны быть не менее 6 человек.
Занятия проводятся в группах согласно утвержденному расписанию, продолжительность занятия 1 академический час.
Программа имеет «стартовый уровень» сложности и естественнонаучную направленность. Срок реализации программы – 4 часа. Форма организации обучения - очная.
Формы занятий подобраны таким образом, чтобы максимально эффективно осуществлялся процесс усвоения знаний и формирование личности (исследовательская работа, лекции, презентации, просмотр видеофильмов, демонстрация и физический контакт с животными и т.д.).
Цель: получение обучающимися знаний об особенностях поведения и повадках животных, обучение основам проведения этологических наблюдений.
Задачи:
• расширить знания о систематических группах и видовом составе животных;
• расширить знания о строении и особенностях поведения животных;
• способствовать формированию знаний о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с животными;
• сформировать положительное отношение к животным;
• способствовать формированию навыков проведения простейших исследований, таких как наблюдение;
• формировать ответственное отношение к животным.
Основные принципы содержания программы
Для реализации данной программы целесообразно использовать следующие принципы:
• принцип наглядности, заключающийся в том, что обучающиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания (животные используются как наглядные пособия);
• принцип экологического гуманизма, выражающийся в гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого;
• принцип деятельности, при котором основной акцент делается на организации
«открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей и подростков (творческие задания, лекции, презентации, просмотр видеофильмов, демонстрация и физический контакт с животными и т.д.).;
• принцип творчества, который ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества (изображение животных и т.д.).
Ожидаемые результаты реализации программы Личностными результатами освоения Программы являются:
- интерес к изучению животных;
- умение выражать свое отношение к животным с помощью различных
художественных средств (рисунок, художественное слово и т.д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к животным, сопереживать и сочувствовать им;
- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметными результатами являются:
- навыки эффективной коммуникации – умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- сформированные навыки наблюдения, формулировки выводов по его результатам.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированные представления о важности правильного обращения с животными, важности бережного отношения к ним;
- в познавательной сфере: сформированные представления о роли животных в жизни природы и человека, нормах и правилах безопасного поведения при встрече с ними;
- в трудовой сфере: использование полученных знаний в повседневной жизни при общении с животными;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные, образами из литературы и искусства.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение обучающимся социальных знаний; получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
• знание о нормах межличностного взаимодействия, о правилах коммуникации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
• сформированные представления о важности правильного обращения с животными, важности бережного отношения к ним.
Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия):
• опыт перехода в процессе деятельности от одного вида общения к другому;
• опыт сотрудничества в коллективе;
• опыт наблюдения за животными, формулировки выводов по итогам наблюдения.
Вид работы |
Форма предъявления результата |
Форма контроля/аттестации |
Познавательные процессы |
Промежуточные результаты наблюдения |
Наблюдение |
Дневник наблюдения |
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
• простой карандаш, ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
• аудио- и видеозаписи;
• тетрадь, альбом;
• таблицы, плакаты;
• видеофильмы;
• разработки занятий;
• банк презентаций для проведения занятий;
• ноутбук, проектор, демонстрационный экран;
• сборник игр и упражнений для проведения тренингов.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «В мире животных»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма контроля и итоговой аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Неизвестная Вселенная: насекомые рядом с нами |
1 |
0,5 |
0,5 |
Промежуточные результаты наблюдения |
2 |
Ух ты, говорящая рыба! |
1 |
0,5 |
0,5 |
Промежуточные результаты наблюдения |
3 |
Путешествие в мир Амфибий и Рептилий |
1 |
0,5 |
0,5 |
Промежуточные результаты наблюдения |
4 |
Близкое знакомство с млекопитающими и птицами |
1 |
0,5 |
0,5 |
Дневник наблюдения |
Итого: |
4 |
2 |
2 |
|
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественнонаучной направленности «В мире животных»
Неизвестная Вселенная: насекомые рядом с нами (1 ч)
Теория: все о насекомых: какие бывают, особенности их строения и развития. Откуда берутся фобии, связанные с насекомыми? Почему это самый многочисленный класс?
Удивительные факты о них.
Практика: наблюдение за насекомыми, занесение данных в дневник наблюдения. На занятии демонстрируются: тараканы (мадагаскарский, американский, мадейрский, мертвая голова), жаба, змея (полоз, питон), крыса, паук, хорек, палочник (по возможности).
Ух ты, говорящая рыба! (1 ч)
Теория: разнообразие живых обитателей водоемов. Особенности строения развития обитателей водоемов. Как внешний вид животного связан с его образом жизни? Практика: наблюдение за обитателями водоемов, занесение данных в дневник наблюдения.
На занятии демонстрируются: барбус, цихлида, ангольский клариас, астронотус, пиранья, акулий сом, паку бурый, лягушка моховая, австралийская квакша, шпорцевая лягушка, колорадская жаба, кайман, черепахи (красноухая и болотная) (по возможности).
Путешествие в мир амфибий и рептилий (1 ч)
Теория: удивительный мир амфибий: кто это такие, особенности их строения, поведения, уникальные черты. Все о рептилиях: строение, поведение. Почему амфибий и рептилий называют хладнокровными?
Практика: игра «Адресный стол». Наблюдение за амфибиями и рептилиями, занесение данных в дневник наблюдения.
На занятии демонстрируются: ящерицы (игуана, пятнистый эублефар, хамелеон), черепахи (сухопутная), змеи (питон, полоз), кайман (по возможности).
Близкое знакомство с млекопитающими и птицами (1 ч)
Теория: удивительный мир птиц: особенностях строения и поведения птиц, уникальные черты. Мир млекопитающих: особенности строения и поведения, интересные факты о них.
Практика: игра «Нарисуй, объясни, покажи». Наблюдение за птицами и млекопитающими, занесение данных в дневник наблюдения, оформление выводов, итоговая сдача результатов наблюдения.
На занятии демонстрируются: попугаи (волнистый, корелла), белка обыкновенная, хомяк джунгарский, кролик декоративный, дегу, летяга сумчатая, шиншилла, морская свинка, суриката, тамарин краснорукий, мини-пиг, монгольская песчанка (по возможности).
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «В мире животных» на ____________ учебный год
№ п/ п |
|
|
|
|
|
Тема занятия |
|
|
1. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
1 |
Неизвестная Вселенная: насекомые рядом с нами |
|
Промежуточные результаты наблюдения |
2. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
1 |
Ух ты, говорящая рыба! |
Промежуточные результаты наблюдения |
|
3. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
1 |
Путешествие в мир Амфибий и Рептилий |
Промежуточные результаты наблюдения |
|
4. |
|
|
|
Беседа, П.З. |
1 |
Близкое знакомство с млекопитающими и птицами |
Дневник наблюдения |
*Даты занятий будут проставлены после утверждения расписания директором учреждения
Методы и формы организации учебно–воспитательного процесса.
В процессе работы с обучающимися используются различные методы и формы обучения.
Словесные методы, к которым относятся: рассказ педагога, беседа. Эта деятельность дополняется просмотром видеофрагментов.
Очень большое место отводится использованию экспозиции учреждения.
Рассказ должен быть ярким и образным, включающим в себя вопросы к детям, побуждая их тем самым к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Цели рассказа могут быть разными:
- расширение знаний об уже знакомых явлениях, растений и животных.
- ознакомление с новыми объектами, явлениями, фактами.
Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом: картинами, плакатами, фотографиями. Продолжительность рассказа 10 –15 минут.
Беседы, проводимые с обучающимися, могут быть предварительными и итоговыми. Цель предварительной беседы – уточнение опыта. Цель же итоговой беседы – систематизация, закрепление и обобщение полученных фактов.
Экологические игры в процессе развертывания специально организуемых ситуаций чрезвычайно многозначны и богаты в своих педагогических возможностях. Работа обучающихся в процессе игры с образами, моделями реальности, включающая систему конкретных видов деятельности, стимулирует развитие мышления детей, их творческую интуицию. В процессе развертывания специально организованных ситуаций многие стороны экологической практики человека воспринимаются обучающимися глубоко личностно, то есть переживаются ими сопричастно. При этом ролевая игра с экологическим содержанием создает возможности для развития их сознания – целеполагания, результатом чего является новый уровень отношения к природоохранительной деятельности человека.
Демонстрация животных – очень важный метод организации учебновоспитательного процесса. Именно так обучающиеся знакомятся с животными, с условиями их обитания, что способствует образованию представлений о взаимосвязях в природе.
Этапы проведения демонстрации:
I. Подготовительный. Определить список демонстрируемых животных, подготовить их к занятию. Побеседовать о правилах безопасности во время занятия с обучающимися.
II. Проведение демонстрации. Непосредственная демонстрация животного, сопровождаемая рассказом педагога.
III. Обсуждение увиденного. Рассказы ребят о том, что им запомнилось, зарисовки увиденного.
Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие животных и их поведения, в процессе которого обучающийся получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом животном в условиях прямой и обратной связи с объектом наблюдения.
Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение животных в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдения, после чего формулируются выводы по окончании процедуры.
Дата |
Время |
Животное |
Фиксируемые процессы |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игра «Адресный стол»
Цель: закрепить понятие взаимосвязи особенностей строения и образа жизни животных от среды обитания, понятий «экосистема», «природный комплекс», «зональность», «природная зона».
Ход игры: Обучающиеся делятся на две команды. Команде выдается карточка с краткой информацией о животном и информацией, связанной с местом обитания животного. Команде, необходимо прочитав информацию написать, что это за животное и где оно обитает, например, скорпион, пустыня).
Игра «Нарисуй, объясни, покажи»
Цель: в игровой форме закрепить полученные знания о позвоночных животных
Ход игры: Обучающиеся делятся на две команды. Один человек из команды выбирает карточку с заданием, в котором написано название животного. Игрок, с помощью рисунка, пантомимы или наводящих слов (не однокоренных, используя только название таксономических групп, к которой относится это животное) должен за определенное время, представить это слово своей команде. Форма представления указывается на карточке. Выигрывает та команда, которая отгадает больше слов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-324.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
Список дополнительной литературы для педагога
1. Александров А., Башакина Т. Праздники в Московском зоопарке: Сборник сценариев к 150-летию зоопарка. М.: ГБУ «Московский зоопарк»/ А. Александров, Т. Башакина, Т. Веселова,
А. Гаврон, К. Федишина, М. Андреев, Д. Варкентин. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012.
- 240 с.
2. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель:
Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.
3. 1001 идея нестандартного занятия с детьми. Москва, 2011. – 100 с.
1. Сладков Н. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек. ООО «Издательство АСТ», 2016.
2. Иллюстрированная книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с.
3. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 2009, 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).
Список дополнительной литературы для обучающихся
1. Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.
2. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2012. – 240 с. – (Красная книга).
1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF.
3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
5. zmmu.msu.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.RU.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.